Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ Рабочая программа учебного предмета Обществознание 7 класс Составитель программы: Макарова М.А., учитель обществознания г. Улан-Удэ - 2022 2 Пояснительная записка Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социологии, экономической теории, религиоведении, истории, политологии, культурологи, правоведения, этики, социальной психологии, а также валеологии и философии). такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность его изучения обуславливают интегративный характер обществознания. В целях успешной социализации детей отбирается научный материал, соответствующий их возрастным возможностям, их жизненному опыту и интересам, социальным потребностям, общественным требованиям. Учитывая общие цели обществознания в основной школе, определены цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний и умений. Главная цель изучения курса «Обществознание» в 7 классе - формирование социальных и нравственных норм жизни, ориентированных на определённую иерархию ценностей, направленных на формирование жизненного опыта и развитие определённых способов деятельности. Задачи изучения обществознания в 7 классе: содействовать воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; способствовать развитию личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно – нравственной, политической, правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной наукоёмкой трудовой деятельности; способствовать формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для учеников; освоению знаний о сферах человеческой деятельности и социальных институтах, о регулировании человеческих отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; содействовать овладению учащимися умения получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решению типичных задач в области социальных отношений; для гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповедания, а также в семейно – бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействие правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе; содействовать предпрофильному самоопределению учеников. Общая характеристика учебного предмета. 3 Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса обществоведческих наук (социологии, экономической теории, религоведении, истории, политологии, культурологи, правоведения, этики, социальной психологии, валеологии и философии). Такая комплексная научная база, многоаспектность изучения обуславливают интегрированный характер обществознания. Построение основных тем в соответствии с программой линии УМК Издательского центра «Вентана-Граф» в 5 классе учащимся предлагается курс «Введение в обществознание», построенный по интегрированному принципу. В 6-9 классах курс «Обществознание» строится по модульно – линейному принципу – основной акцент делается на относительно завершённых и структурированных совокупностях единиц содержания, изучаемых последовательно. В конце обучения перед итоговой аттестацией предусмотрено повторение всего пройденного материала. Изучение учебного материала осуществляется по принципу «от близкого к далёкому» - от личных проблем ученика к проблемам общемирового значения. Этот принцип реализуется в изучении как отдельной темы, так и всего обществоведческого курса. Это создаёт условия для обобщения, сравнения и систематизации знаний по предмету. Особенностью данной программы является акцентирование воспитательной и развивающей составляющей курса «Обществознание» на всех ступенях обучения путём усиления психологического и этического аспекта рассматриваемых проблем человека и общества, проблемного подхода к изучению материала. Художественные тексты и биографический материал используются в качестве средства обучения. Актуальность изучения курса Курс «обществознание» в 7 классе способствует формированию систематизированных знаний о человеке, обществе, его прошлом и настоящем, о правилах правового взаимодействия между людьми. Изучение тем «Человек и общество» даст возможность понять проблемы человечества. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. Принципами отбора содержания материала программы являются: – системность; – научность; – доступность; – возможность практического применения полученных знаний; –реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 34 ч. Нормативные документы, в соответствии или на основании которых составлена рабочая программа: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями) 5. Примерная программа. Обществознание 5-9 классы. М., Просвещение, 2019; 4 6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28 ) 7. Устав МАОУ « СОШ №18» 8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18» 9.Локальные акты МАОУ «СОШ №18» 3. Место курса «Обществознание» в учебном плане. Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов. Всего на изучение предмета «Обществознание» в 7 классе выделяется 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели) 4. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание» в учебном плане Содержание курса обществознания в 7 классе, представленное в настоящей Программе, рассчитано на 34 аудиторных учебных часов (1 час в неделю) по Учебному плану школы. 5. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах. Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним. Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон. Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности. Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности. Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: 5 развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться». Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания. Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство. Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями: • Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). • Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта. • Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. • Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей). • Творческая деятельность направленная на самореализацию и самоосознание. Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными другими участниками образовательного процесса. Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности. Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности. Освоить разные способы представления результатов своей деятельности. Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла. 6 Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию. Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними. 6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе Программа конкретизирована для 7 класса, так как программа рассчитана на 5-9 классы. 7. Ценностные ориентиры учебного предмета Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. ее интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях. Существенный вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации: опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина. Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований. Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них - способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни. 8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса Личностными результатами изучения обществознания являются: - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признание 7 равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности на судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметными результатами изучения обществознания являются: - умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); - овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; - умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, - определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения учащимися программы по обществознанию являются: • умение характеризовать глобальные проблемы современности; • понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться в нём; • называть и иллюстрировать примерами элементы государственного устройства, основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации; • формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны; • находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа; • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведенных данных распознавать основные социальные общности и группы; • характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки; • объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе; • извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать ее и использовать для решения задач; • использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества; • адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников; • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития. • определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. 8 • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 9. Содержание курса «Обществознание» 34 часа Раздел 1. Общество и его структура (8 ч.). Место курса в системе обществоведческого образования. Цели изучения обществознания в 7 классе. Что такое общество и как оно устроено. Человек как часть природы и общества. Потребности человека и общества. Сферы общественной жизни. Виды обществ. Сущность общества. Что такое социальная структура общества. Социальные группы и их виды. Вертикальное строение общества. Социальное неравенство. Что такое этнос. Виды этнических групп. Правила, этикет и хорошие манеры. Статус человека в обществе. Какие бывают статусы. Главный статус, несовпадение статусов. Влияние статуса на взгляды и поведение человека. Что такое социальная роль. Какие бывают роли. Социальные роли и свобода человека. Социальная роль и поведение. Ролевой конфликт. Что такое социальная мобильность. Горизонтальная мобильность. Вертикальная мобильность. Каналы социальной мобильности. Социальная мобильность в современной России. Краеведение. Этнические группы на территории Бурятии. Влияние Буддизма на развитие нашего региона. Раздел 2. Человек в экономических отношениях (7 ч.). Что такое экономика. Кто является участником экономических отношений. Чем натуральное хозяйство отличается от товарного. Что, как и для кого производит экономика. Как высчитать затраты производства. Зачем люди обмениваются. Какие формы торговли существуют. Реклама – двигатель экономики. Виды домашних хозяйств. Семейный бюджет. Как выстраивать финансовые цели и планы. Чем актив отличается от пассива. Что такое потребительская корзина и социальное неравенство. Краеведение. Экономическое развитие г. Улан-Удэ Раздел 3. Общество и государство (14 ч.). Государство как политическая организация общества. Признаки государства. Легитимность власти. Политика и власть. Основные направления государственной политики. Формы организации государственной власти: формы правления, формы государственного устройства, политические режимы. Формирование органов власти в демократическом государстве. Избирательные системы. Разделение властей. Государственная власть в субъектах Российской Федерации. Местное самоуправление. Политические партии и движения, их роль в современной жизни. Политические лидеры. Политический экстремизм и его последствия. Пацифизм. Политическая культура. Причины социальных конфликтов. Виды социальных конфликтов. Социальные конфликты и общественное развитие. Революция и эволюция — пути общественного развития. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Государственная власть и граждане. Текущие задачи развития России. Краеведение. Политические партии в нашем регионе и их влияние на развитие Улан-Удэ. Раздел 4. Современное общество (4 ч.). Типы обществ. Информационное общество. Средства массовой информации. Влияние СМИ на повседневную политическую жизнь. Влияние СМИ на общественное сознание. Коммуникация. Манипулирование сознанием. Общественный прогресс и его результаты в начале XXI века. Достижения в науке, культуре, производстве. Информационное общество. Противоречия общественного развития. Глобальный мир и межгосударственные отношения; направления международных отношений. Международные организации, национальные интересы, национальная безопасность. Глобальные проблемы человечества. Причины их возникновения. Пути их решения. Проблемы населения. Проблемы ресурсов. Экологические проблемы. Проблема 9 бедности. Кризис духовности и нравственности. Угроза термоядерной войны. Опасность локальных военных конфликтов и угроза международного терроризма. Международная безопасность. Национальная безопасность России. Необходимость преодоления разрыва в уровне развития стран. Необходимость борьбы с голодом, нищетой, эпидемиями и неграмотностью. Предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и борьба с его последствиями. Обеспечение человечества необходимыми ресурсами. Краеведение. Экологические проблемы нашего региона. Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), подготовка ребят к муниципальному этапу ВОШ (ноябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), участие в олимпиаде КЛИО (февраль), в конкурсах проектов и он-лайн олимпиадах (в течение года). Изучение материала может осуществляться дистанционно на таких образовательных платформах, как: ЯКласс, РЭШ, ZOOM, ТестРу. Образовательные ролики с Ютуб так же могут быть использованы в качестве обучающих ресурсов. Связь с учениками осуществляется через Вайбер, Вконтакте, электронный журнал. 10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование по обществознанию для 7-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Глава 1. Общество и его структура Виды учебной деятельности Количество часов Наименование разделов программмы, тем уроков. 8 Устанавливать межпредметные связи с историей и литературой, межкурсовые внутрипредметные связи, соотносить понятия, давать определения, приводить примеры из жизни, извлекать социальную информацию из разных видов наглядности 10 Вид(ы), контроля. метод(ы) Контрольные задания к главе 1. Обобщение изученного материала, выполнение творческих заданий, Глава 2. Человек в экономичес ких отношениях 7 (рисунки, схемы, фотографии), проводить аналогии, привлекать родителей к решению познавательных задач. Работать в группе, осуществлять проектную деятельность. Устанавливать межкурсовые связи, извлекать и анализировать социальную информацию из дополнительного текста, фотографической и художественной наглядности и статистики, разрабатывать программы в группе, использовать опыт социального окружения для решения познавательных задач. Использовать профессиональный опыт социального окружения для решения познавательных задач, осуществлять осознание собственных профессиональных интересов, анализировать роль различных профессий в общественной жизни, анализировать сложную схему, приводить примеры, искать пути решения жизненных задач; готовить сообщение по выбранной теме и выступать с ним; проводить небольшой социологический опрос в группе. Сравнивать, классифицировать социальные явления, приводить примеры социальных явлений к изученному теоретическому материалу. использование изученных понятий для анализа социального развития современной России; применение полученных знаний для анализа личного социального опыта, простой анализ социальных процессов, аргументация собственной точки зрения, подготовка сообщения на выбранную тему, осуществление и представление группового проекта. Оценивать личное социальное положение, анализировать собственную познавательную деятельность, извлекать социальную информацию из фотографии, обобщать теоретический материал в схемы, ранжировать статусы, анализировать социальные ситуации на основе изученного теоретического материала, приводить примеры из жизни, имитировать социальное взаимодействие, адекватно использовать изученные понятия, сравнивать развитие социального явления в прошлом и настоящем, использовать опыт социального окружения для решения познавательных задач, выполнять творческое задание. Оценивать личный социальный опыт и решать на основе этого познавательные задачи, устанавливать внутрикурсовые связи и межпредметные связи с историей, обобщённо представлять социальное явление, приводить примеры из жизни, планировать собственный социальный рост, объяснять связь видов социальной Контрольные задания к главе 2. Выполнение индивидуальной и (или) групповой творческой работы, контекстное использование изученных понятий, использование межпредметных связей для анализа развития социальных процессов соотнесение социальных процессов, подготовка сообщения на выбранную тему. 11 мобильности, использовать опыт родителей для решения познавательных задач, характеризовать региональные особенности социального явления, искать информацию и готовить сообщение по заданной теме. Оценивать собственные социальные роли и их выполнение (в том числе половозрастные), выполнять в группе познавательное задание, анализировать социальную жизнь на основе изученного материала, извлекать социальную информацию из карикатуры и фотографии. Глава 3. Общество и государство 14 Устанавливать ретроспективные и межпредметные связи с историей, Решение заданий из внутрикурсовые связи, анализировать ОГЭ текст, составлять рассказ по схеме, отвечать на проблемные вопросы, Контрольные задания к формулировать и аргументировать главе. Написание собственную точку зрения, приводить творческой работы с примеры изучаемых явлений из истории и контекстным современной общественной жизни, использованием готовить сообщение, выявлять изученных понятий, общественные проблемы. Сравнивать аргументированно (с формы правления и политические режимы, опорой на изученный давать им оценку, аргументировать материал) оценивать собственную точку зрения, применять окружающую изученный теоретический материал к социальную анализу общественной жизни в регионе действительность, проживания и в мировой истории, составление рассказа находить дополнительную информацию в по плану, интернет-источниках, предлагать пути осуществление решения проблем общественной жизни. коллективного проекта. Давать оценку политическим явлениям, устанавливать причинно-следственные связи, имитировать участие в общественной жизни страны, применять изученный теоретический материал к анализу ситуации в регионе, извлекать социальную информацию из правовых документов, участвовать в диспуте, писать письмо в органы власти. Извлекать необходимую информацию из юридического источника, привлекать родителей к решению познавательных задач, объяснять значение высказываний, имитировать общественную активность, готовить сообщение по выбранной теме на основе различных источников социальной информации; анализировать социальные проблемы на основе личного опыта. 12 Глава 4. Современн ое общество Итоговое повторение 4 1 Использовать личный социальный опыт для решения познавательных задач, устанавливать межпредметные связи с историей и внутрипредметных связей; анализировать и сопоставлять социальную информацию, представленную визуально, обобщать текстовый материал в схеме, оценивать с разных сторон одно из явлений социальной жизни, устанавливать причинно-следственные связи; имитировать работу журналиста, приводить примеры из регионального опыта общественной жизни. Устанавливать причинно-следственные связи, оценивать социальные явления (прогресс) с разных позиций, извлекать социальную информацию из изобразительного источника, высказывать аргументированное отношение к явлениям социальной действительности, предполагать тенденции общественного развития, извлекать социальную информацию из дополнительных источников и систематизировать её в таблице; обсуждать общественные проблемы; приводить примеры. Использовать знания об общественной жизни для решения познавательных задач, давать аргументированную оценку явлениям социальной действительности; предлагать пути решения проблем, анализировать собственное социальное поведение, составлять план текста, выполнять творческое задание в группе, участвовать в решении общественных проблем, готовить сообщение по заданной теме на основе интернет-источников. Контрольные задания к главе 4. Использовать в контексте изученные обществоведческие понятия, обобщать изученный материал, давать оценку изученного материала с точки зрения личной и общественной значимости, использовать опыт ближайшего социального окружения для решения познавательных задач, выполнять коллективный проект, выполнять творческие задания. Взаимосвязь развития общества и человека. Значение индивидуальной и коллективной деятельности человека для развития общества. Подходы к решению проблем общественного развития и его перспективы. Итоговые вопросы задания и 11. Планируемые результаты изучения учебного предмета Планируемые результаты освоения курса обществознания в 7 классе. В результате изучения обществознания ученик научится / получит возможность научиться: - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; - анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных 13 институтов, общества и природной среды, общества и культуры; - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; - извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; объяснять причинно-следственные и функциональные связи Предметными результатами освоения учениками программы по обществознанию являются: в познавательной сфере: - относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; - знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; - знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; - умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; в ценностно-мотивационной сфере: - понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; - приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; в трудовой сфере: - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; 14 в эстетической сфере: - понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; - понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; в коммуникативной сфере: - знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; - знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; -понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы. Личностные результаты: -мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; -заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; -ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку), его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания учащимися проявляются в: - умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); - овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; - умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 15 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. 12. Учебно-методическое обеспечение: 1. Боголюбов Л. Н. Обществознание: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /Л. Н. Боголюбов. М.: Просвещение, 2020. 2. Боголюбов Л. Н. Рабочая тетрадь по обществознанию.7 класс / Л. Н. Боголюбов. - М.: Просвещение, 2019. 3. Рабочие программы. Обществознание. Под ред. А.М. Лебедков. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Вентана-Граф», 2017 4. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Программа 5-9 классы, М., Просвещение, 2018 13. Материально-техническое обеспечение: Обществознание: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /Л. Н. Боголюбов. - М.: Просвещение, 2018.- 88 с. Боголюбов Л. Н.. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. – Москва: Просвещение, 2019. Ноутбук Телевизор Цифровые образовательные ресурсы: Электронные ресурсы: http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование» http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://www.fsu.edu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ http://www.ndce.ru – портал учебного книгоиздания http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования» http://www.vestnik.edu.ru – журнал «Вестник образования» http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение» http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения. Дополнительные Интернет-ресурсы 14. Контрольно-измерительные материалы. 1. Обществознание. 7 класс / сост. К.В. Волкова - М.: ВАКО, 2019. – 80 с. Входное проверочное тестирование составлено на основе контрольно-измерительных материалов 2. Промежуточное проверочное тестирование составлено на основе контрольноизмерительных материалов (Обществознание. 7 класс / сост. К.В. Волкова - М.: ВАКО, 2019. – 80 с.) 3. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2020 15. Список литературы: - литература, использованная при составлении программы: Обществознание: программа: 5 – 9 классы общеобразовательных учреждений / авт. – сост. Л. Н. Боголюбов. – М.: Просвещение, 2019. – 116 с. 16 . Обществознание. 7 класс: учебник для учащихся образовательных организаций / Л. Н. Боголюбов. – М.: Просвещение, 2020. – 176 с. Соболева О.Б, Медведева О.В.. Обществознание. Программа 5-9 классы, М., ВентанаГраф, 2018. Обществознание: человек в обществе: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / О.Б. Соболева, Р.П. Корсун ; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. - М.: Вентана – Граф, 2018.- 224 с. - литература, рекомендованная для учащихся: Обществознание. 7 класс: учебник для учащихся образовательных организаций / Л. Н. Боголюбов. – М.: Просвещение, 2020. – 176 с.Обществознание: человек в обществе: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / О.Б. Соболева, Р.П. Корсун ; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. - М.: Вентана – Граф, 2020.- 224 с. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика / И. В. Липсиц – М., 2016 Перова О. Наша Родина Россия / О. перова. – М., 2019. Селезнева Е. В. Я познаю мир: психология / Е. В. Селезнева. – М., 2018 Обществознание: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. \ Е.Л. Рутковская, Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.; под общ. ред. Г.С. Ковалёвой. - М.: Просвещение, 2021.143с 17 16. Приложение к программе: Календарно - тематический план. № Темы разделов (уроков) К-во часов Глава 1. Общество и его структура 8 1 Как устроена общественная жизнь 1 2 Как устроена общественная жизнь 1 3 Социальная структура общества 1 4 Что значит жить по правилам 1 5-6 Статусы и роли человека 2 7 Мир общения 1 8 Обобщающий урок по Главе 1. Человек в обществе 1 Глава 2. Человек в экономических отношениях 7 9 Экономика и ее основные участники 1 10 Производственная деятельность человека 1 11 Обмен, торговля и реклама 1 12 Домашнее хозяйство 1 13 Бедность и богатство 1 14 Труд и социальная лестница 1 15 Повторение по Главе 2. Человек в экономических отношениях 1 Глава 3. Общество и государство 14 16 Зачем обществу государство 1 17 Как устроены государства 1 18 Государственная власть в демократических странах 1 19 Политика и политические партии 1 20 Почему важны законы 1 21 Культура и ее достижения 1 22 Наша страна на карте мира 1 23 Государственные символы России 1 24 Конституция Российской Федерации 1 25 Гражданин России 1 26 Мы-многонациональный народ 1 27 Защита Отечества 1 28 Обобщающий урок по Главе 3. Общество и 1 18 Дата по плану Дата по факту государство 29 Проектная деятельность по теме «Общество и государство» Глава 4. Современное общество 30 1 4 Информационное общество 1 31 Глобальные проблемы современности 1 32 Глобальные проблемы современности 1 33 Роль человека в современном обществе 1 34 1 Итоговое повторение Списки тем творческих работ, проектов: Социальная структура России Религии на территории нашего региона Актуальные профессии XXI в. Роль государства в жизни общества Что значит быть гражданином Развитие патриотизма в России Глобализация: проблемы и решения Международные отношения Основные черты информационного общества 19