Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» Рабочая программа учебного предмета Обществознание 11 класс Составитель программы: Макарова М.А. учитель истории и обществознания г. Улан-Удэ - 2022 Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета. Содержание курса нацелено на освоение основных положений гуманистического мировоззрения, целостных ориентиров демократического общества, на нравственно- этическое и гражданскопатриотическое воспитание обучающихся. Объективность в освещении объективных проблем в основной школе достигается за счет сопоставимости оценок обучающихся и соотнесения их личного опыта с теоретическими положениями. В средней общей школе предусматривается включение текстов историографического характера, изложение различных научных подходов, взглядов и оценок, что обеспечивает условия для приобретения обучающимися опыта самостоятельных оценочных суждений, способствует формированию критического мышления, ценностного отношения к общественным явлениям и процессам. Главный принцип структурирования программы – изучение учебного материала от частного к общему: отличных проблем ученика через рассмотрение соответствующей ситуации в регионе, стране и мире к общетеоретическим обобщениям и перспективам развития рассматриваемого явления. Этот принцип реализуется в изучении каждой темы. В средней общей школе на базовом уровне обучения в основу отбора знаний положена актуальность выбираемой проблематики для современного развития РФ мирового сообщества. Краткий исторический анализ, а также общетеоретическая характеристика обществоведческой проблемы являются основным условием для понимания современной ситуации. Такой подход признан помочь старшеклассникам осознать свое место в мире, свои общественные роли и возможности, а также сформировать целостные мировоззрения, основанное на современном уровне знаний о человеке и обществе. Тематическое разделение содержания обществоведческого курса на всех ступенях обучения остается традиционным: в качестве самостоятельных блоков учебного материала выделяются проблемы антропологического и общефилософского плана; характеристика основных форм общественной жизни (социальной, духовной, экономической, политической и правовой). Введение на всех ступенях обучения знаний культурологического характера позволит ученикам не только получить необходимый объем информации, но и расширить кругозор. Актуальность. Изучение курса "Обществознание" было продиктовано потребностями современного общества. Сегодня необходимо создавать условия для социализации личности; формировать научные представления, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры; содействовать воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности; развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях. Курс обществознания призван раскрыть наряду с процессами, происходящими внутри нашей страны, влияние на них нарастающей глобализации, характеризовать геополитические интересы России. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодежи в современное общество: только этот предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами гражданского общества и государства, регулирующие эти отношения социальные нормы. Цели и задачи: развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; - овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейнобытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. - Задачи курса: - анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни, с применением методов социального познания; - решать проблемные, логические, творческие задачи, отражающие актуальные проблемы социальногуманитарного знания; - участвовать в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; - участвовать в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивать и аргументировать своею позицию, оппонировать иному мнению; - осуществлять учебно-исследовательские работы по социальной проблематике, разрабатывать индивидуальные и групповые ученические проекты; - осмысливать опыт взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участвовать в гражданских инициативах и различных формах самоуправления. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях. Существен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина. Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований. Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них — способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни. Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Принципами отбора содержания материала программы являются: – системность; – научность; – доступность; – возможность практического применения полученных знаний; -целостности; -вариативности; -интеграции; - гуманитаризации –реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 68 ч. Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования 5. Примерная программа. Обществознание 11 класс. М., Просвещение, 2019; 6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28 ) 7. Устав МАОУ « СОШ №18» 8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18» 9.Локальные акты МАОУ «СОШ №18» Учебных часов 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Учет возрастных и психологических особенностей детей. Особенности возрастного периода молодого человека 15-17 лет характеризуется кризисом подросткового периода. У подростка происходит самоидентификация, развивается чувство самоуважения и самопринятия. Определение места своего «Я» в системе социальных отношений. Возникает потребность достижения успеха, уверенности, профессионального самоопределения. На передний план работы с ребенком перед педагогом встают следующие цели: обучение подростка самостоятельно искать и находить знания, которые выступают уже как средство и материал работы по развитию обучающегося. Построение учебного процесса должно способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности. В связи с этим основной задачей развития на данном этапе является создание условий для развития творческого потенциала и начало профориентационной работы. Образовательный процесс идет на креативном уровне. На данном этапе важна компетентность достижения педагога в различных видах деятельности. В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Идет общее созревание организма. Юность - это период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Юношеский возраст -это период выработки мировоззрений, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность - это время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии отличаются резкой дифференциацией и намерением, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни. В связи с этим при построении учебного процесса рекомендуется учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности обучающихся .и применять педтехнологии и методики, основанные на большом объеме самостоятельной в т.ч. исследовательской работе. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются: - определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям; - объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; - применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; - умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; - самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; - участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); - формулирование полученных результатов; - создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; - пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; - владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности СОДЕРЖАНИЕ Содержание программы: Экономика (26ч) Возникновение экономики. Роль экономики в жизни общества. Проблема ограниченности ресурсов. Проблема выбора и его индивидуальный характер. Главные вопросы экономики. Основные экономические процессы. Теория факторов производства. Предпринимательство. Экономические системы. Типы экономических систем. Собственность, ее сущность и место в системе экономических отношений. Формы собственности. Права собственника. Национализация и приватизация. Рынок и его структура. Механизм рыночных отношений. Спрос и предложение. Рыночная цена. Биржи, их виды и функции. Циклы экономического развития. Конкуренция и монополия. Основные функции и принципы маркетинга. Виды маркетинга. Процесс управления маркетингом. Субъекты рыночных отношений. Фирмы и их виды. Экономическое регулирование на уровне фирм. Издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Менеджмент. Функции управления. Деятельность менеджеров. Экономическая статистика.Бухгалтерский учет. Особенности рынка труда. Заработная плата. Человеческий капитал. Производительность труда.Факторы производительности труда. Структура населения страны. Рабочая сила. Виды безработицы. Уровень безработицы. Государственная политика в области занятости Неравномерность распределения доходов. Кривая Лоренца. Индекс Джини. Экономические функции государства. Фискальная политика государства. Формирование государственного бюджета. Понятие ВВП и пути его увеличения. Налоговая система государства. Виды ифункции налогов. Кредитно-денежная политика. Политическая экономика и экономическая политика. Модернизация экономики и государство. Современный экономический рост и стратегические перспективы социально-экономического развития России. Сущность и виды денег. Функции денег.. Инфляция, ее причины, формы проявления и последствия. Антиинфляционная политика государства. Основные тенденции развития мировой экономики. Международное разделение труда.Экономическое сотрудничество и интеграция. Глобальные экономические проблемы. Особенности экономического развития современной России, Россия в системе международных экономических отношений. Повторительно-обобщающий урок. Политическая жизнь общества. ( 9 ч) Что такое политика. Современные интерпретации политики. Политика как социальное явление. Власть как политический институт. Понятие и представления о власти. Основные характеристики и признаки власти. Легитимность политической власти. Политическая система и ее роль в жизни общества. Структура политической системы. Государство как политический институт. Государственность в исторической перспективе. Сущность и признаки современного государства. Устройство современного государства. Функции государства. Государственная власть. Государственный аппарат. Бюрократия и коррупция. Форма государственного правления. Форма государственного устройства. Политический режим и его типология. Социальное государство: теория и практика реализации Демократия, ее признаки и ценности. Основы современной демократии. Концепция современной демократии. Основные типы демократии. Основные характеристики демократии. Политический режим современной России. Гражданское общество и государство: единство, компромисс, борьба. Концепция гражданского общества. Современное понимание гражданского общества. Взаимодействие государства и гражданского общества. Правовое Политическая идеология, ее структура и функции. Общественно-политические движения. Возникновение политических партий и их современная типология. Партийные системы. Группы давления (интересов) в политике. Политический плюрализм. Политическая оппозиция. Формирование политической элиты. Политическое лидерство государство. Россия на пути к правовому государству. СМИ. Процесс выборов в органы власти современного государства. Особенности выборов в РФ. Кто и как принимает решения в политике. Место политического решения в политической деятельности и требования к нему. Основные 'Этапы процесса принятия политического решения. Методы принятия политического решения и создание механизма его реализации. Политическая психология и политическая культура. Геополитика. Международная политика современного государства. Особенности современного политического процесса в России. Международное политическое положение РФ. Повторительно – обобщающий урок. Правовое регулирование общественной жизни (15 ч) Социальные нормы. Происхождение права. Признаки и функции права. Правовая норма и ее структура. Источники права. Закон и подзаконные акты. Система Правоотношения и их виды. Участие государства в регулировании правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Юридические факты. Правонарушения, их признаки и виды. Состав правонарушения. Юридическая ответственность, ее принципы, виды и функции. Обстоятельства, смягчающие, отягощающие и исключающие юридическую ответственность. Правосознание, правопорядок, правовой нигилизм. Уровни и виды правосознания. Понятие , структура и функции правовой культуры. Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Государственное устройство РФ. Принципы федерализма РФ. Республиканская форма правления. Демократический политический режим. Органы федеральной власти РФ и принцип народного суверенитета. Президент РФ, его функции и полномочия. Федеральное Собрание РФ и его структура. Законотворческий процесс. Полномочия Правительства РФ. Роль и функции судебной власти в РФ. Органы прокуратуры Гражданство России. Права и свободы человека и гражданина в России. Система конституционных прав и свобод: гражданские, политические, социально- экономические и культурные. Реализация и защита прав и свобод граждан. Избирательное право. Законодательство РФ о выборах. Право на благоприятную окружающую среду. Реализация права на образование. Обязанности граждан РФ. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Семейное право и вопросы брака. Брак и брачный контракт. Права, обязанности и ответственность членов семьи. Права ребенка и их защита Трудовые отношения. Субъекты трудовых отношений. Трудоустройство. Трудовой договор. Особенности коллективного трудового договора. Трудовая дисциплина. Защита прав в трудовой сфере Гражданское право: имущественные и неимущественные отношения. Субъекты и объекты гражданского права. Право собственности. Сделки. Наследование. Интеллектуальная собственность. Административное и уголовное законодательство. Административная ответственность. Административное нарушение. Преступление. Наказание. Особенности уголовного процесса. Становление институтов международного права в XX веке. Международные документы о правах человека. Механизмы защиты прав человека. Глобальные проблемы современности и их международно-правовое регулирование. Международное право в Росси. Охрана окружающей среды и экологические правоотношения. Право как социальный институт. ПОВТОРЕНИЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (9 ч.) Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры. Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Политическое лидерство. ПОВТОРЕНИЕ. ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ (7часов) Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя: работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; анализ современных общественных явлений и событий; освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.); применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; написание творческих работ по социальным дисциплинам. Итоговое повторение 2 ч. Краеведение включено во все темы дополнительным материалом, реализуется в темах Экономика (особенности экономического развития Бурятии на современном этапе), Политика как общественное явление (партии и общественные движения в РБ, Конституция РБ. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РБ), Правовое регулирование общественных отношений (Конституция РБ), Социальные отношения (Этнические общности. Нации. Национальное самосознание в РБ). Человек в системе общественных отношений(Религиозные объединения и организации в Российской Федерации, в том числе в РБ), Человек как творец и творение культуры (развитие культуры в РБ). Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), подготовка учеников к муниципальному этапу ВОШ (ноябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), участие в олимпиаде КЛИО (февраль), в конкурсах проектов и он-лайн олимпиадах (в течение года). Изучение материала может осуществляться дистанционно на таких образовательных платформах, как: ЯКласс, РЭШ, ZOOM. Образовательные ролики с Ютуб так же могут быть использованы в качестве обучающих ресурсов. Связь с учениками осуществляется через Вайбер, Вконтакте, электронный журнал. Виды учебной деятельности Количество часов Наименование разделов программмы, тем уроков. Раздел 1. Экономика 26 Планировать свою деятельность, ставить перед собой цели и задачи урока. Устанавливать межпредметные связи с историей, литературой, работать с различными источниками информации, анализировать и сопоставлять полученную информацию с личным опытом, раскрывать социальную роль человека, использовать дополнительные источники информации. Работа с текстами и заданиями ЕГЭ. Соотносить теоретический материал с жизненным опытом, систематизировать текстовой материал в схемах и таблицах, оценивать свои навыки и умение. Приводить аргументы, подтверждающие собственную точку зрения, осуществлять умственные логические операции. Написание проектов и докладов, умение защищать их перед публикой. Вид(ы), контроля. метод(ы) Работа с текстом по заданиям Решение заданий ЕГЭ Работа с учебником Самостоятельная работа Работа с текстами ЕГЭ Терминологический диктант Работа в парах, малых группах Выполнение творческих работ Раздел 2. Политика Раздел 3. Право Повторение. Социальные отношения. Человек в системе общественн ых отношений. 9 14 9 Планировать свою деятельность, ставить перед собой цели и задачи урока. Устанавливать межпредметные связи с историей, литературой, работать с различными источниками информации, анализировать и сопоставлять полученную информацию с личным опытом, раскрывать социальную роль человека, использовать дополнительные источники информации. Работа с текстами и заданиями ЕГЭ. Соотносить теоретический материал с жизненным опытом, систематизировать текстовой материал в схемах и таблицах, оценивать свои навыки и умение. Приводить аргументы, подтверждающие собственную точку зрения, осуществлять умственные логические операции. Написание проектов и докладов, умение защищать их перед публикой. Планировать свою деятельность, ставить перед собой цели и задачи урока. Устанавливать межпредметные связи с историей, литературой, работать с различными источниками информации, анализировать и сопоставлять полученную информацию с личным опытом, раскрывать социальную роль человека, использовать дополнительные источники информации. Работа с текстами и заданиями ЕГЭ. Соотносить теоретический материал с жизненным опытом, систематизировать текстовой материал в схемах и таблицах, оценивать свои навыки и умение. Приводить аргументы, подтверждающие собственную точку зрения, осуществлять умственные логические операции. Написание проектов и докладов, умение защищать их перед публикой. Планировать свою деятельность, ставить перед собой цели и задачи урока. Устанавливать межпредметные связи с историей, литературой, работать с различными источниками информации, анализировать и сопоставлять полученную информацию с личным опытом, раскрывать социальную роль человека, использовать дополнительные источники информации. Работа с текстами и заданиями ЕГЭ. Соотносить теоретический материал с жизненным опытом, систематизировать текстовой материал в схемах и таблицах, оценивать свои навыки и умение. Приводить аргументы, подтверждающие собственную точку зрения, осуществлять умственные логические операции. Работа с текстом по заданиям Решение заданий ЕГЭ Работа с учебником Самостоятельная работа Работа с текстами ЕГЭ Терминологический диктант Работа в парах, малых группах Выполнение творческих работ Работа с текстом по заданиям Решение заданий ЕГЭ Работа с учебником Самостоятельная работа Работа с текстами ЕГЭ Терминологический диктант Работа в парах, малых группах Выполнение творческих работ Работа с текстом по заданиям Решение заданий ЕГЭ Работа с учебником Самостоятельная работа Работа с текстами ЕГЭ Терминологический диктант Работа в парах, малых группах Повторение. «Человек как творец и творение культуры» 8 Итоговое повторение 2 Планировать свою деятельность, ставить перед собой цели и задачи урока. Устанавливать межпредметные связи с историей, литературой, работать с различными источниками информации, анализировать и сопоставлять полученную информацию с личным опытом, раскрывать социальную роль человека, использовать дополнительные источники информации. Работа с текстами и заданиями ЕГЭ. Соотносить теоретический материал с жизненным опытом, систематизировать текстовой материал в схемах и таблицах, оценивать свои навыки и умение. Приводить аргументы, подтверждающие собственную точку зрения, осуществлять умственные логические операции. Работа с текстами и заданиями ЕГЭ. Соотносить теоретический материал с жизненным опытом, систематизировать текстовой материал в схемах и таблицах, оценивать свои навыки и умение. Приводить аргументы, подтверждающие собственную точку зрения, осуществлять умственные логические операции. Работа с текстом по заданиям Решение заданий ЕГЭ Работа с учебником Самостоятельная работа Работа с текстами ЕГЭ Терминологический диктант Работа в парах, малых группах Работа с текстом по заданиям Решение заданий ЕГЭ Работа с учебником Самостоятельная работа Работа с текстами ЕГЭ Работа в парах, малых группах Выполнение творческих работ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: Человек. Человек в системе общественных отношений – Выделять черты социальной сущности человека; – определять роль духовных ценностей в обществе; – распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; – различать виды искусства; – соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали; – выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; – выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; – раскрывать связь между мышлением и деятельностью; – различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; – выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; – анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; – различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; – выявлять особенности научного познания; – различать абсолютную и относительную истины; – иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; – выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе; – выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека. Общество как сложная динамическая система – Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; – выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; – приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; – формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. Экономика – Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; – конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы; – объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения; – оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики; – различать формы бизнеса; – извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики; – различать экономические и бухгалтерские издержки; – приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; – различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ; – различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп; – выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия; – определять причины безработицы, различать ее виды; – высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости; – объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение; – анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов; – приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики; – высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества; – различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт); – различать и сравнивать пути достижения экономического роста. Социальные отношения – Выделять критерии социальной стратификации; – анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения; – выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества; – высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда; – выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов; – конкретизировать примерами виды социальных норм; – характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля; – различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества; – определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм; – различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами; – выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения; – характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе; – характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи; – характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе; – высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране; – формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости; – осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; – оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности. Политика – Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; – различать политическую власть и другие виды власти; – устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; – высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; – раскрывать роль и функции политической системы; – характеризовать государство как центральный институт политической системы; – различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; – обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; – характеризовать демократическую избирательную систему; – различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; – устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; – определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; – конкретизировать примерами роль политической идеологии; – раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; – формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; – оценивать роль СМИ в современной политической жизни; – иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; – различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. Правовое регулирование общественных отношений – Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами; – выделять основные элементы системы права; – выстраивать иерархию нормативных актов; – выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; – различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; – обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей; – аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав; – раскрывать содержание гражданских правоотношений; – применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; – различать организационно-правовые формы предприятий; – характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; – давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; – находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования; – характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; – иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; – извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ); – объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Человек. Человек в системе общественных отношений – Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; – применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни; – оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; – характеризовать основные методы научного познания; – выявлять особенности социального познания; – различать типы мировоззрений; – объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения; – выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее. Общество как сложная динамическая система – Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом; – выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития; – систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица). Экономика – Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур; – выявлять противоречия рынка; – раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах; – раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм; – обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях; – различать источники финансирования малых и крупных предприятий; – определять практическое назначение основных функций менеджмента; – определять место маркетинга в деятельности организации; – применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя; – оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда; – раскрывать фазы экономического цикла; – высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации; – извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России. Социальные отношения – Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе; – высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях; – анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов; – выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов; – толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире; – находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе; – выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку; – выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения; – анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России. Политика – Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы; – выделять основные этапы избирательной кампании; – в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; – отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления; – самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров; – характеризовать особенности политического процесса в России; – анализировать основные тенденции современного политического процесса. Правовое регулирование общественных отношений – Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений; – перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции; – характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; – ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; – выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; – применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; – оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону; – характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. Учебно-методический комплект: Примерная программа среднего общего образования на базовом уровне по обществознанию на сайте МО и НРФ —http://www.mon.gov.ru Обществознание программы: 10-11 классы общеобразовательных учреждений/ авт.-сост.: О.Б.Соболева. – М.: ВентанаГраф, 2019 .-32с. Обществознание: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.В.Воронцов, Г. Э.Королёва, С.А.Наумов и др.; под общ. Ред.Г.А. Бордовского -2-е изд.,испр.и дораб.. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 320с. Обществознание: Рекомендации по использованию учебников.- М,:Вентана-Граф, 2019 учреждений. – М.: Вентана-Граф,2019 Кишенкова О.В. Тесты для старшей школы по обществознанию. Кишенкова О.В. ЕГЭ, 2022. Обществознание. Тематические тренировочные задания. М.:Эксмо,2022 ЛазебниковаА.Ю., Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2016.Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2022. http://www.fipi.ru http://www.aleng.ru http://www.cte-ege.ru http://www.4ege.ru Контрольно-измерительные материалы: ФИПИ ЕГЭ 2022. Обществознание. Материально-техническое обеспечение. ноутбук Список литературы: Литература, рекомендованная для учащихся: Клименков А.И., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. М, 2022 Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы. Под ред. Кутафина О.Е.М.: Юристъ, 2022 Баранов П.А. Обществознание. ЕГЭ: Учебно-справочные материалы М, Просвещение, 2022 Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.Обществознание 11 класс профильный уровень М., Просвещение, 2022 Календарно-тематический план. № уроков Темы разделов(уроков) К-во часов Раздел 1 Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Экономика Что изучает экономика? Факторы производства. Экономическая система. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Конкуренция и ее виды. Бизнес и предпринимательство. Экономика фирмы. Источники финансирования фирмы. Виды ценных бумаг. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости. Уровень безработицы. Государственный бюджет и государственный долг Семейный бюджет. ВВП. Экономический цикл. ВВП. Экономический цикл. Лабораторный практикум. «Экономика» Налоги. Налоги. Денежное обращение Виды, причины и последствия инфляции. Банковская система. Финансовые институты. Международная торговля. Лабораторный практикум. «Экономика» Лабораторный практикум. «Экономика» Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика» Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика» Политика. Политика. Политическая власть. Политическая система. Государство как политический институт. Социальное государство. Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство. Политические партии и партийные системы. Политические элиты и политические лидеры. Кто и как принимает решения в политике? Международная политика современного государства. Право. Право в системе социальных норм. Правовая норма. Источники и система права. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. 26 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Урок 11 Урок 12 Урок 13 Урок 14 Урок 15 Урок 16 Урок 17 Урок 18 Урок 19 Урок 20 Урок 21 Урок 22 Урок 23 Урок 24 Урок 25 Урок 26 Раздел 2 Урок 27 Урок 28 Урок 29 Урок30 Урок 31 Урок 32 Урок 33 Урок 34 Урок 35 Раздел 3. Урок 36 Урок 37 Урок 38 Урок 39 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 1 1 1 1 Дата по плану Дата по факту Урок 40 Урок 41 Урок 42 Урок 43 Урок 44 Урок 45 Урок 46 Урок 47 Урок 48 Особенности Конституции РФ. Государственное устройство РФ Права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности. Семейное право Трудовое право Гражданское право: имущественные отношения, неимущественные отношения. Административное право Уголовное право Судебная защита прав граждан Международное право Урок 49 Охрана окружающей среды и экологические правонарушения. Повторение. Социальные отношения. Человек в системе общественных отношений. Урок 50 Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Урок 51 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Урок 52 Социальный конфликт. Виды социальных норм. Урок 53 Социальный контроль. Свобода и ответственность. Урок 54 Отклоняющееся поведение и его типы. Урок 55 Социальная роль. Урок 56 Социализация индивида. Урок 57 Семья и брак. Урок 58 Лабораторный практикум. Социальные отношения. Человек в системе общественных отношений. Повторение. «Человек как творец и творение культуры» Урок 59 Урок 60 Урок 61 Урок 62 Урок 63 Урок 64 Урок 65 Урок 66 Урок 67-68. Природное и общественное в человеке. Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение. Его виды и формы. Виды знаний. Понятие истины, ее критерии. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Лабораторный практикум. Культура. Формы и разновидности культуры. Наука Лабораторный практикум. Религия. Искусство. Мораль. Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Итоговое повторение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Списки тем рефератов, творческих работ, проектов: 1. Происхождение человека и общества. 2.Народы и культуры: опыт взаимодействия. 3.Правовое государство. 4.Система органов государственной власти в РФ 5. Толерантность. 6.Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.