Родной русский язык 10 кл. Бадашканова О.В

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета
Родной (русский) язык
10 класс

Составитель программы: Бадашканова О.В.

г. Улан-Удэ
2022

2. Пояснительная записка
Главное предназначение учебного предмета «Русский родной язык» — формирование
познавательного интереса и уважительного отношения к родному языку, а через него — к
родной культуре, к свершениям и традициям своего народа; осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
Программа

учебного

предмета

«Русский

родной

язык» разработана

для

функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций,
реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как
родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом. В то же
время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и
родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему
содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка
в разных регионах Российской Федерации. В соответствии с этим в курсе русского
родного языка актуализируются следующие цели:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной

ценности народа;

осознание

национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса,
любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании; • расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;
о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о

лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
• совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и
сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
•

развитие

проектного

и

исследовательского

мышления,

приобретение

практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.

Общая характеристика учебного курса
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования
гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным
языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет
нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление
национальной культуры. Изучение русского языка и владение им — могучее средство
приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал
социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа,
говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной
деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли
других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовнонравственных ценностей. Как средство познания действительности русский родной язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому
родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно
связан со всеми школьными предметами; имея при этом особый статус, он является не

только объектом изучения, но и средством обучения. Уровень владения родным русским
языком влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем
способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной
язык» не ущемляет прав тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки.
Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Актуальность изучения курса
В системе школьного образования учебный предмет «Русский родной язык»
занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.

Принципами отбора содержания материала программы являются:


систематичность;



научность;



доступность;



возможность практического применения полученных знаний;



реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания

программы за 34 ч.



целостность;



вариативность;



интеграция;



гуманитаризация

Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и
уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом возрастных
особенностей развития учащихся.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
5. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования и Программа по русскому родному языку к учебнику для 10 класса
общеобразовательной школы / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов
и др.]. — М.: Просвещение, 2018.
6.

«Русский (родной) язык». Примерные рабочие программы. 10-11 классы : учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И.
Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020;

7.

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

СанПиН 2.4.3648-20

"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28 )
8. Устав МАОУ « СОШ №18»
9. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
10. Локальные акты МАОУ « СОШ №18».

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 245 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Русский
родной язык» на этапе основного общего образования, в том числе в десятых классах 34
часа из расчета 1 учебный час в неделю.

4. Данная рабочая программа составлена по курсу «Русский родной язык»
10 класс. Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).

5. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка.
Юношеский возраст в современной культуре не имеет цельного, глубокого, сущностного
описания по ряду причин.
Во-первых, юношеское становление более зависимо от экономической и политической
ситуации (в отличие от предыдущих возрастов).
Во-вторых, культурно-исторически юношеский возраст, как и подростковый, не получил еще
четкого оформления и является неким «коридором» между детством и взрослой жизнью.
В-третьих, социальные задачи, которые человек реализует в этом возрасте, меняются
практически каждое десятилетие. Тем не менее, сегодня уже можно говорить о принципиальной
культурной специфике юношеского возраста. В целом эта специфика связана с базовым
возрастным процессом - поиском идентичности на мировоззренческом уровне.
Таким образом, ведущей деятельностью данного периода жизни человека является
самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов
будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего
пути). Поэтому старшая школа должна строиться не по принципу предметных профилей, а на
основе технологических профилей, где материал предмета является средством введения в ту или
иную общественно-производственную практику.
Так построенное юношеского образование требует и иных педагогических позиций. Взрослый в
таком типе образования сам должен быть носителем определенной темы и проекта, иначе он
теряет значение для молодых людей.
Виды деятельности старших школьников:
-Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования
(лекции, семинары, тренинги, практикумы, стажировки и т.п.).
- Индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной образовательной
программы старшеклассника, обучение в системе экстерната, обучение в заочных школах.
- Конструкторско-исследовательская деятельность по конкретной профильной теме.
- Организационно-проектная социальная деятельность в рамках индивидуальной
образовательной программы старшеклассника.
- Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского
самоопределения (стажировки, пробы, рефлексивные сессии).
Задачи, решаемые старшими школьниками разными видами деятельности:
- Освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим способы
личностной организации.
- Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности. Овладеть
приемами систематизации, типологизации и классификации знаний.
- Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими,
социальными и научными проблемами. Освоить экспериментальные и поисковые формы
организации деятельности.
- Овладеть стартовыми методиками организации коллектива.
- Сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных интересов,
оформить социальные амбиции, овладеть методами личностной организации.
Программа конкретизирована для 11 класса, так как программа рассчитана на 10-11 классы.
7.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной
личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности:

учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор,
саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

личностное

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на
основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его
употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского
литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому
языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения,
расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание
культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические
нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно
важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск
информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с
условиями общения.
Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом,
создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык
выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает
возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности,
которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие
речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются
и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и
ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез,
обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение
осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных
источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель
деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
6. Обоснование целесообразности изменений в примерной программе.
Программа конкретизирована для 10 класса, так как примерная программа рассчитана
на 10 – 11 классы.
7. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Нацеленность курса на соприкосновение с историей родного языка, на речевое и
интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции,
которую русский язык выполняет в системе общего образования как выразитель и
хранитель культуры народа. Ценность курса состоит в большом объеме надпрограммного
и практически значимого материала, который позволит ребенку эффективнее
взаимодействовать в социуме и решать личностно значимые задачи. В процессе обучения
ученик получает возможность совершенствовать метапредметные универсальные учебные
действия, которые базируются, в частности, и на видах речевой деятельности и

предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского
(родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры
устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в
жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные
(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование,
оценивание и классификация), информационные (умение извлекать информацию из
различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение
формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию). Текстоцентричность курса связана с возросшей ролью
умений оперативно и корректно интерпретировать устную и письменную информацию.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Личностные результаты:
 представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через
него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию
родного языка;
 осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека,
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического
развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия,
богатства, выразительности русского родного языка;
 представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и
коммуникативный аспекты речевого высказывания;
 увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение
круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:






совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях
его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и
представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и
систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели
предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить
самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью
предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде
рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой деятельности;



развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.

Предметные результаты:
















умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать
их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
понимание и истолкование значения слов с национально-культурным
компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей
употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного
народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; осознание национального своеобразия
общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических словсимволов, обладающих традиционной метафорической образностью.
понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников
крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным
компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения
таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого
общения;
определение различий между литературным языком и диалектами; осознание
диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного
своеобразия диалектизмов;
овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при
создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому
самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами
лексики и фразеологии языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка и правил речевого этикета;
использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
Платформы, сервисы для проведения дистанционного обучения.




Платформа «Учи.ру»: https:uchi.ru
Программы для проведения уроков по видеосвязи: Zoom, Skype.

Краеведческий материал. Происхождение географических названий
Бурятии. Топонимика и ономастика
Краеведческий материал: использование текстов писателей и поэтов Бурятии.
Организация внеурочной деятельности по предмету

Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года
согласно календарному плану рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе
ВОШ (сентябрь-октябрь),
НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов,
рисунков, плакатов, чтецов, экскурсии. Для учащихся 10 класса во внеурочное
время проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности, что даёт им
возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее».
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы
Учи.ру, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).
9. Содержание программы
Содержание учебного предмета, курса:
10 КЛАСС (34 ч.)
Раздел 1. Язык и культура (3 ч.)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о
внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в
современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный
рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение
значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (14 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение
произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование. Управление: управление
предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в
словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш).
Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на
книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚
из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение
одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной
речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка
рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚
повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное
предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (17 ч.)
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи.
Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки
(скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый,
текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания,
повествования, рассуждения.
Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды
абзацев. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты
аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной
аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных
доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика
аргументов, критика демонстрации.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм,
схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст
и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
10. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по родному русскому языку для 10 класса составлено с
учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного

предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся ООО:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года. Для
учащихся 10 класса во внеурочное время организуются интеллектуальные игры,
викторины и конкурсы по предмету, проводятся занятия по учебно-исследовательской
деятельности, что даёт им возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее».
Платформы, сервисы для проведения дистанционного обучения.



Платформа «Учи.ру»: https:uchi.ru
Программы для проведения уроков по видеосвязи: Zoom, Skype (облачной
платформы для проведения онлайн уроков).

Учебно-тематический план
Раздел

Кол-

Виды учебной деятельности

Виды

во
часов
Язык и
культура.

3

Культура речи

14

Речь. Речевая
деятельность.
Текст

17

контроля
Беседа, работа с текстами, словарная работа.
Эвристическая беседа, работа с текстами,
словарная работа. Конспектирование статьи
учебника
Эвристическая беседа, работа в группе,
презентация, работа со словарём, работа в
паре, работа с текстами, сообщения
учащихся, составление таблицы.
Конспектирование статьи учебника Анализ
художественных текстов

Опрос,
самостоятельная
работа
Опрос,
самостоятельная
работа. Миниразмышления,
ответы на
вопросы,
составление
таблицы
Презентация.
Контрольная
работа.
Опрос.
Контрольная
работа.
сочинение

На уроках используются три формы организации учебной деятельности учащихся:
- фронтальная (совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя,
когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем
классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем
классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа,
объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и
т.д.),
- индивидуальная (самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.
Задания: работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными
источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); написание
рефератов, докладов и т.д. )
- групповая (учащиеся работают в группах из 4-6 человек или в парах. Задания для
групп могут быть одинаковыми или разными. Класс на уроке делится на группы для
решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо
дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством
лидера группы или учителя;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной
эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого
члена группы.
В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами
учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных
заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное
обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.)
11. Планируемые результаты изучения учебного предмета
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса (личностные,
метапредметные УУД, предметные УУД)
- Личностные:
 воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
 углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;





- Метапредметные:
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Предметные результаты изучения предмета «Родной (русский) язык»:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи
его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

















o
o
o

Речь и речевое общение
Выпускник научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект,
реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении
проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Выпускник научится:
различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание
аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную
мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового,
художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную
информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать и комментировать речь в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:

o
o























понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в
прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения
на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ,
том числе представленных в электронном виде на различных информационных
носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на
решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного
характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые,
учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием
других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в
соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации
учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной
деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников,
систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в
устной форме с учётом заданных условий общения;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
Письмо
Выпускник научится:
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности;
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
писать рефераты;
составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты.
Текст
Выпускник научится:
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с
учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты со спецификой
употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,

























o
o

научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы
(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне
употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
речи; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и
языковой правильности;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические,
официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики
использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной,
развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
характеризовать основные социальные функции русского языка в России.
место русского языка среди славянских языков, роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Язык и культура
Выпускник научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского родного языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;
уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться: характеризовать на отдельных
примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя русского родного
языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
проводить фонетический анализ слова;
соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного
языка;
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;
использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
Морфемика и словообразование




























Выпускник научится:
делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
различать изученные способы словообразования;
анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания,
а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда,
устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи
и оценивать их;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического
значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
опознавать фразеологические обороты;
соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора
в речи и как средство связи предложений в тексте;
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём
синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную
информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
опознавать омонимы разных видов;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового
словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части
речи;
анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных
видах анализа;
распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения
орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:




















анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические
омонимы;
опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и
художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления
морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том
числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского
литературного языка;
использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной
речевой практике;
применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах
анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства синтаксиса;
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и
художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления
синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения
их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме
содержания курса).
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Учебно-методическое обеспечение (перечень).
1. Русский родной язык: 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.:
Просвещение, 2018.
2. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык»
для образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования.
3. Русский родной язык. 10 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О.
В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] URL: http://uchlit.com.
Материально-техническое обеспечение:
1.Ноутбук.
2.Проектор.
3. Экран

Цифровые образовательные ресурсы:






























Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М.
Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL:
https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL:
https://studiorum-ruscorpora.ru
Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html
Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ
РАН). URL: http://dict.ruslang.ru
Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su
Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://docstyle.ru
Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»:
словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL:
http://etymolog.ruslang.ru
Контрольно-измерительные материалы (перечень)

1) Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 10
класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2017.
2) Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 9
класс. Авторы: В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2017

Список литературы.
Литература, используемая при подготовке программы.
1.
Русский родной язык: 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.:
Просвещение, 2018.
2.
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
3.
Русский родной язык. 10 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В.
Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] URL: http://uchlit.com.
Литература:
Литература для учителя
1. С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников - М.:
Просвещение, 2015
2. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.:
ВАКО, 2016.
3. Г.Г. Граник Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А.
Концевая. - М., 2014.
4. Н.В. Егорова Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 10 класс –
М.:ВАКО, 2010
5. В.И.Капинос Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы /
В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 2011.
6. Н.А. Сенина Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 10 класс –
Ростов н/Д: Легион, 2016
Литература для учащихся.

1 2. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. – М., 2015
3. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. – М.: Просвещение, 2016.
4. Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. – Минск, 2017.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематический план

№

1.
2.

3.

4.

5.
6.
7.

8.
9.

10.
11.

12.

13.

14.

15.
16.
17.

Разделы, темы

Колво
часов

1. Язык и культура (3 ч.)
Русский язык как зеркало национальной культуры и
истории народа.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из
произведений художественной литературы, кинофильмов,
песен, рекламных текстов и т.п.
Стремительный рост словарного состава языка,
«неологический бум».
Культура речи (14 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Нарушение орфоэпической нормы
как художественный приём.
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚
связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов
лексической нормы в современных словарях. Словарные
пометы.
Контрольная работа по теме «Основные орфоэпические и
лексические нормы».
Основные грамматические морфологические нормы
современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки.
Основные грамматические морфологические нормы
современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки.
Основные грамматические синтаксические нормы
современного русского литературного языка. Нормы
построения словосочетаний по типу согласования и
управления.
Основные грамматические синтаксические нормы
современного русского литературного языка. Нормы
построения словосочетаний по типу согласования и
управления.
Нормы употребления причастных и деепричастных
оборотов. Словарные пометы.
Типичные ошибки в построении сложных предложений.
Предложения с косвенной речью.
Контрольная работа по теме «Основные грамматические
нормы».

1
1

1

1

1
1
1

1
1

1
1

1

1

1

1
1
1

Речь. Речевая деятельность. Текст (17 часов)

Дата

Фактичес
кая дата

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

18. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и
богатство речи. Формы речи: монолог и диалог. Подготовка
к домашнему сочинению.
19. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и
богатство речи. Формы речи: монолог и диалог. Подготовка
к домашнему сочинению.
20. Основные методы, способы и средства получения,
переработки информации.
21. Русский язык в Интернете. Правила информационной
безопасности при общении в социальных сетях. Контактное
и дистантное общение.
22. Текст и его основные признаки. Как строится текст.
Композиционные формы описания, повествования,
рассуждения. Подготовка к домашнему сочинению.
23. Текст и его основные признаки. Как строится текст.
Композиционные формы описания, повествования,
рассуждения. Подготовка к домашнему сочинению.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы
аргументации.
Сочинение по предложенному тексту.
Сочинение по предложенному тексту.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Анекдот, шутка, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как
результата проектной (исследовательской) деятельности.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как
результата проектной (исследовательской) деятельности.
Язык художественной литературы. Сочинение по тексту
художественной литературы.
Язык художественной литературы. Сочинение по тексту
художественной литературы.
Публицистический стиль. Проблемный очерк. Сочинение
по тексту публицистического стиля.
Итоговая контрольная работа.
Итоговое занятие

1

1

1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Темы проектов, рефератов, докладов.
Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.

Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
Из этимологии фразеологизмов.
Из истории русских имён.
Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь
юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего
края/России».
Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.
Мы живем в мире знаков.
Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
Понимаем ли мы язык Пушкина?
Этимология обозначений имен числительных в русском языке.
Футбольный сленг в русском языке.
Компьютерный сленг в русском языке.
Названия денежных единиц в русском языке.
Интернет-сленг.
Этикетные формы обращения.
Как быть вежливым?
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
Как назвать новорождённого?
Межнациональные различия невербального общения.
Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
Сетевой знак @ в разных языках.
Слоганы в языке современной рекламы.
Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что
общего и в чём различие.
Язык и юмор.
Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций,
разработка личной странички для школьного портала и др.
Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в
споре» «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях» и др.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ

ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868576020

Владелец

Макарова Елена Анатольевна

Действителен

С 01.03.2021 по 01.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».