Русский язык 8 кл. Бадарханова Е.В.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета
Русский язык
8 класс

Составитель программы: Бадарханова Е.В.

г. Улан-Удэ - 2022

Пояснительная записка
Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память,
воображение,
формирует
навыки
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и
влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе
способствует овладению будущей профессией.
Цели обучения:
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку,
сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах
и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского
литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение
круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития
следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической
(языковедческой), культуроведческой. Данные цели обусловливают решение следующих
задач:
•

 формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры,
как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального
общения;
 усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и
систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при
анализе и оценке языковых фактов;
 овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного
использования языковых средств;
 овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей
языка как средства коммуникации и средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия
 для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального
совершенствования;
 для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов,
самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности; 
для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской
идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

 для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды,
формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации
социальных проектов и программ;
 для знакомства обучающихся с методами научного познания;
 для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной,
общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
 для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу
дальнейшего успешного образования и ориентации в мире
Общая характеристика учебного курса.
Русский язык – государственный язык РФ, средство межнационального общения и
консолидации народов России. По своей специфике и социальной значимости – явление
уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством
хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры народа, средством приобщения к
богатствам русской культуры и литературы.
Актуальность изучения курса.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает
особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как
средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
 систематичность;
 научность;
 доступность;
 возможность практического применения полученных знаний;
 реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы за 102 ч.
 целостность;
 вариативность;
 интеграция;
 гуманитаризация
Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и
уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом возрастных
особенностей развития учащихся.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №
1897)
5.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)
6.Устав МАОУ « СОШ №18»
7.Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
8.Локальные акты МАОУ « СОШ №18».

Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 735 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык»
на этапе основного общего образования, в том числе в восьмых классах 102 часа из
расчета 3 учебных часа в неделю.

Данная рабочая программа составлена по курсу «Русский язык» 8 класс.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка.
Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно
оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками,
усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию,
однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и
школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только
в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в
сходных формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает
проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей
самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное
переживание,
чувство
взрослости:
потребность
равноправия,
уважения
и
самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны
взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности
обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых
людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и
рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как
самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток
выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные
пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих,
сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям,
героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям,

перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют
активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток
пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений
(социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет
подростка к участию в новых видах деятельности.
Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны
и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих
представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток
постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются
степенью самостоятельности и ответственности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию,
тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход
учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность
подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая
школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя
сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски
называемых «умение и желание учиться».
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте,
подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в
своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления
сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые
требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна
быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего
школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к
изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность
применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не
удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения.
Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность,
деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем
больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в
конечном счете, к управлению ими.
Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого
закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря
освоению культурных форм общественного сознания, естественные и общественные
науки, духовные. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы
которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте,
благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и
общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях
коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять
работу памяти, восприятия, воображения, внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением
способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире,
основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности
его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека
становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.

Виды деятельности подростка:

Совместно-распределенная
учебная
деятельность
в
личностноориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и
целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые»
функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
 Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на
получение социально-значимого продукта.
 Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе,
осмысленное
экспериментирование
с
природными
объектами,
социальное
экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими
людьми, тактики собственного поведения.
 Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество),
направленная на самореализацию и самоосознание.
 Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя,
самоизменение.


Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности.
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных
видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах
деятельности.
 Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного
участия в разных видах деятельности.
 Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
 Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с
самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
 Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать
собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить
собственную картину мира и свою позицию.
 Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения,
переживания, чувства.
 Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и
младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

Обоснование целесообразности изменений в примерной программе.
Программа конкретизирована для 8 класса, так как примерная программа рассчитана на
5 – 9 классы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной
личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности:
учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное
саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности
учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его
употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского
литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому
языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения,
расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание
культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно

выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические
нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно
важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск
информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с
условиями общения.
Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом,
создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык
выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает
возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности,
которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие
речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка
совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные
(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для
учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление,
соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать
информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные
(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
•адекватное
понимание
информации
устного
и
письменного
сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
•владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
•адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
•способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
•овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

•умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средства аргументации;
2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
и др.);
3)коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы;

жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы
1. Введение. (11 часов)
Понятие о культуре речи. Культура речи как раздел лингвистики. Текст как речевое
произведение. Структура текста
2. Синтаксис, пунктуация, культура речи. (8 часов)
Синтаксис как раздел грамматики. Основные единицы синтаксиса. Виды и средства
синтаксической связи.
Словосочетания. Виды связи слов в словосочетании (управление, согласование,
примыкание).
Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.
Предложение как минимальное речевое высказывание. Предложения простые и сложные,
их структурные и смысловые различия. Интонация, ее функции, основные элементы.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Предложения утвердительные и отрицательные, их смысловые и структурные различия.
3. Простое двусоставное предложение. (20 часов)
Грамматическая основа простого двусоставного предложения.
Синтаксическая структура простого двусоставного предложения.
Главные члены двусоставного предложения.
Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого и способы их
выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации
подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения. Определение, дополнение, обстоятельство.
Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования
определений с определяемым словом.
Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и
неполные. Особенности употребления неполных предложений в разговорной речи и в
языке художественной литературы.
Прямой и обратный порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и
экспрессивно-стилистическая роль.
Письменные и устные функциональные разновидности книжной и устной речи.
Публицистический стиль: язык газеты, журнальная публицистика.
Публицистический стиль: устная публичная речь, язык радио и телевидения.
4. Односоставные предложения. (12 часов)

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных
предложений. Их структурные и смысловые особенности. Синонимия односоставных и
двусоставных предложений.
5. Простое осложненное предложение. (14 часов)
Предложения с однородными членами. Условия однородности членов предложения.
Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные
особенности предложений с однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Однородные и неоднородные определения. Стилистические возможности предложений с
однородными членами. Синонимия предложений с однородными членами и
сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных
подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
КРАЕВЕДЕНИЕ. Использование краеведческого материала в заданиях по русскому
языку для 8 класса.
6. Предложения с обособленными членами. (14 часов)
Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные
особенности предложений с обособленными членами.
Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность
согласованного распространенного определения. Обособленные обстоятельства.
Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств,
особенности их употребления.
Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и
интонационные особенности.
7. Обращение, вводные конструкции. (9 часов)
Однородные и неоднородные обращения. Их функции и способы выражения. Интонация
предложений с обращением.
Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на
собеседника. Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных
конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых
частей текста.
Научный стиль. Основные жанры научного стиля.
8. Способы передачи чужой речи. Итоговые работы.(14 часов)
Прямая и косвенная речь, их синонимия. Использование разных способов цитирования в
собственных речевых высказываниях.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Оформление диалога на письме.
Цитирование.
В случае ухудшения эпидемиологической обстановки
дистанционное обучение по платформам: РЭШ, Учи.ру

возможен

переход

на

Организация внеурочной деятельности по предмету.
Организация внеурочной деятельности по предмету осуществляется с учетом целевых
приоритетов воспитания, соответствующих уровню основного общего образования, отраженных
в рабочей программе воспитания.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально
значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос
и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные
и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Внеурочная деятельность по предмету организуется согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), День Матери
(ноябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на
различные темы (февраль, апрель-май), экскурсия в музей истории города (апрель), День
Победы, предметная неделя русского языка и литературы.
Учебно-тематический план
Тема урока

Введение. Речь.
Речевое общение.
Текст.
Синтаксис.
Пунктуация.
Виды и средства
синтаксической связи

Количе Виды учебной деятельности
ство
часов
на
раздел,
тему
11 ч.
Работа в парах, группах, коллективное
обсуждение, беседа, работа с
кластером, самостоятельная работа.
8 ч.

Беседа, работа в парах,
самостоятельная работа, коллективная
работа.

Виды контроля

Сочинениерассуждение

Подробное
изложение,
синтаксический
разбор
словосочетаний.

Двусоставные
предложения.

20ч.

Коллективная работа, работа в парах,
самостоятельная работа, работа в
группе (мини-проект), беседа.

Сочинениерассуждение,
сочинениеописание
картины,
контрольная
работа.
Контрольный
диктант.

Односоставные
предложения.

12 ч.

Коллективная работа, работа в парах,
самостоятельная работа, работа в
группе (мини-проект)

Простое осложнённое
предложение.

14 ч.

Коллективная работа, работа в парах,
самостоятельная работа, работа в
группе (мини-проект), беседа,
самостоятельная работа.

Сочинениерассуждение,
контрольный
диктант.

Предложения с
обособленными
членами

14 ч

Коллективная работа, работа в группе,
работа в паре, беседа, самостоятельная
работа, защита проектов.

Обращение, вводные
конструкции

9ч

Коллективная работа, работа в группе,
работа в паре, беседа, самостоятельная
работа, защита проектов.

Сочинениерассуждение,
проект,
контрольный
диктант
Сочинениерассуждение,
контрольный
диктант

Способы передачи
чужой речи.

14 ч.

Беседа, работа в парах,
самостоятельная работа, коллективная
работа.

Сочинениерассуждение,
контрольный
диктант.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета ученик научится
понимать:
 роль русского языка как национального языка русского народа, государственного
языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
 признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования,
описания, рассуждения);
 основные единицы языка, их признаки;
 основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные);
 грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи;
отличительные особенности причастий и прилагательных;
 об особенностях склонения причастий;
 определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому
слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило
выделения причастного оборота запятыми в предложении;
 действительные и страдательные причастия;

 краткие страдательные причастия;
 способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего
времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
 порядок морфологического разбора причастий;
 грамматические признаки деепричастия как части речи;
 определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота
на письме запятыми;
 способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
 порядок морфологического разбора деепричастий;
 грамматические признаки наречия как части речи;
 смысловые группы наречий;
 о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
 признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
 правила употребления предлогов с разными падежами;
 о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
 о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
 о сочинительных и подчинительных союзах;
 порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
 отличие частиц от самостоятельных частей речи;
 формообразующие и смысловые частицы;
 отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки,
союза, частицы ни;
 о назначении в речи междометий.
Ученик получит возможность научиться:
 определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль
речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
 производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
 производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным
оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
 составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
 соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
 Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно
писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять
орфографические ошибки.
По пунктуации.
Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого
существительного, деепричастные обороты.
По связной речи.


адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные
темы;



подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания
внешности человека, процессов труда;



писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале
жизненного опыта учащихся;



грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;



собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной

мысли;


совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение



адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему
текста, основную информацию);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной
литературой.

Говорение и письмо

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью,
очерк);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,
целями, сферой и ситуацией общения;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и
диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие
теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её
правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны применять приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:







осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку,
сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических
средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным
предметам и продолжения образования.
Учебно-методическое обеспечение (перечень).

1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы: 3-е изд.,
дораб. — М.: Просвещение, 2018
2.Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочие программы. 5–9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. — М.:
Просвещение. 2019

3.Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.М. Рыбченкова,
О.А.Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. – 5-е изд.- М.: Просвещение, 2020.
4. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций:
в 2 ч. Ч.1/ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 77 с.
5. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций:
в 2 ч. Ч.2/ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 79 с.
6. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук,
Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2021
Материально-техническое обеспечение:
1.Ноутбук.
2.Проектор.
3. Экран
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по
русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по
пунктуации, орфографии и др.
3. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочноинформационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном
бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи,
освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного
русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги – правила
оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
9. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
10. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
11. Мир слова русского http://www.rusword.org
12. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
13. Русская
фонетика:
мультимедийный
Интернет
–
учебник
http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
14. Русское
письмо:
происхождение
письменности,
рукописи,
шрифты
http://character.webzone.ru
15. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку
http://www.svetozar.ru
16. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learningrussian.gramota.ru
17. http://rusolimp.kopeisk.ru/
Контрольно-измерительные материалы (перечень)
1) Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. –
М.: Просвещение, 2019.
2) КИМ. Русский язык: 8 класс. Н.В. Егорова. –М.: ВАКО, 2018
3) Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8

класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2019.
4) Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс: Книга для
учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2019
5) Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 8
класс. Авторы: В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2019
Список литературы.
Литература, используемая при подготовке программы.
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы: 3-е изд.,
дораб. — М.: Просвещение,2016.
2.Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочие программы. 5–9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. — М.:
Просвещение, 2017.
3.Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.М.Рыбченкова,
О.А.Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. – 5-е изд.- М.: Просвещение, 2018.
4. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук,
Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2018.
Литература:
Литература для учителя
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы: 3-е изд.,
дораб. — М.: Просвещение,2016.
2.Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочие программы. 5–9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. — М.:
Просвещение, 2015.
3.Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.М.Рыбченкова,
О.А.Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. – 5-е изд.- М.: Просвещение, 2018.
4. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук,
Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2018.
5. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. — М.:
Просвещение, 2019. — 5-е изд.
6. Нарушевич А. Г. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! — Ростов-на-Дону,
Легион, 2015

Литература для учащихся:
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся /
Арсирий А.Т ; под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, 2015.
2. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором: Русский
язык: 8 класс / Л.А. Ахременкова. М.: Просвещение,2017.
3. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.:
ВАКО, 2016.
4. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.— 3е изд., перераб.— М., 2016.
5. Книгина М.П. Русский язык. 8 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2017.
6. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь
русского языка / Под ред. Ф. П. Филина.—-2-е изд., дораб.—М., 2016.

7. Русский язык. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 ч. Авторы: Л. М. Рыбченкова, Т. Н.
Роговик
8. Ушаков Д.Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.— 49-е изд.— М„ 2017.
Словари и справочники
1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практ. справ.: Ок. 11 000
синоним. рядов. 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык, 2011.
2. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз.,
1986.
3. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные
выражения. — М.: Гранд: Фаир-пресс, 1999.
4. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 9-е изд. — М.:
Просвещение, 2004.
5. Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника:
Свыше 107 000 сложных слов. 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа: Рус. яз., 2006.
(Библиотека словарей русского языка).
6. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. — М.: Рус. яз., 1984.
Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка: Более 14 000 слов.
Рос.акад. наук, Ин-т лингв. исслед. — СПб.: Норинт, 2004. 16
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: совмещённая редакция
изданий В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртене в современном написании: в 4 т. — М.:
ОЛМА Медиа Групп, 2008.
8. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы.
Ударение: Ок. 12 000 слов. 5-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 2003.
9. Зимин В. И., Спирин А. С. Русские пословицы и поговорки: Большой объяснительный
словарь. 4-е изд., стереотип. — М.: Феникс, 2008.
10. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: А—Я: Пособие для
учащихся 5—9 классов. 8-е изд, испр., доп. — М.: Просвещение, 2006.
11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 тысяч слов и
фразеологических выражений. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник: ИТИ Технологии: А
ТЕМП: ЭЛПИС, 2008.
12. Борунова С. Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского
языка : Произношение, ударение, граммат. формы: Около 65 000 слов. Под ред. Р. И.
Аванесова. Рос.акад. наук. Ин-т рус.яз. им. В. В. Виноградова. 8-е изд., стереотип. — М.:
Рус. яз., 2000.
13. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского
языка: пособие для учащихся. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991.
14. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. 9-е изд. — М.:
Рольф, 2009.
15. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка:
по 20 произведениям русских писателей XVIII—ХХ вв. 2-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007.
16. Русский орфографический словарь: Около 180 тысяч слов. Под ред. Лопатина В. В. 2-е
изд, испр., доп. — М.: Рос. акад. наук. Ин-т рус.яз. им. В.В. Виноградова, 2007.
17. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: А—Я:
пособие для учащихся. — М.: Цитадель-трейд: РИПОЛ классик, 2010.
18. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002.

Календарно-тематический план
№

Разделы, темы

1
1
2-3
4
5-6
7-8

Введение.
Что такое культура речи
Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению.
Текст и его структура.
Средства и способы связи предложений в тексте
Функциональные разновидности современного русского
языка. Публицистический стиль.
Р.Р. Сочинение-рассуждение на публицистическую тему.
Научный стиль.
Диктант.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства
синтаксической связи.
Р.Р Подробное изложение
Словосочетание, его структура и виды.
Типы связи слов в словосочетании (согласование,
управление, примыкание).
Синтаксический разбор словосочетаний
Понятие о предложении.
Двусоставные предложения.
Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и
способы его выражения.
Р.Р. Изложение.
Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное
сказуемое.
Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое
Р.Р. Сочинение-описание картины (упр 93)
Тире между подлежащим и сказуемым
Второстепенные члены и их роль в предложении
Определение и его виды
Дополнение и его виды
Обстоятельство и его виды
Р.Р. Сочинение-описание картины (упр 127)
Повторение темы «Двусоставные предложения»
Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения».
Односоставные предложения
Односоставные предложения. Главный член
односоставного предложения.
Основные группы односоставных предложений и их
особенности.
Определённо-личные предложения
Неопределённо-личные предложения
Обобщённо-личные предложения
Безличные предложения
Назывные предложения

9
10
11
2
12-13
14
15
16-17
18
19
3
20
21
22
23
24-25
26-27
28-29
30
31-32
33-34
35
36-37
38
39
4
40
41
42-43
44-45
46
47-48
49

Колво
часов
11 ч.
1ч
2ч
1ч
2ч
2ч
1ч
1ч
1ч
8ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
20 ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
2ч
2ч
1ч
2ч
2ч
1ч
2ч
1ч
1ч
12 ч
1ч
1ч
2ч
2ч
1ч
2ч
1ч

Дата

Фактичес
кая дата

50
51
5
52
53
54-55
56-57
58-59
60-61
62
63
64-65
6
66-67
68-69
70-71
72-73
74
75-76
77
78-79

80
81
82-83
84
85
86-87
88
8
89-90
91
92-93
94
95
96
97-98
99100
101102

Повторение темы «Односоставные предложения»
Контрольный диктант по теме «Односоставные
предложения»
Простое осложнённое предложение
Понятие о простом осложнённом предложении.
Понятие об однородных членах предложения
Способы связи однородных членов предложения и знаки
препинания между ними
Р.Р. Изложение (упр 208)
Однородные и неоднородные определения
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Синтаксический разбор предложения с однородными
членами
Повторение темы «Предложения с однородными членами»
Контрольный диктант по теме «Предложения с
однородными членами» Работа над ошибками.
Предложения с обособленными членами
Обособление определений
Обособление приложений
Обособление обстоятельств
Обособление дополнений
Р.Р. Сочинение-рассуждение
Обособление уточняющих членов предложения
Повторение темы «Предложения с обособленными
членами»
Контрольный диктант по теме «Предложения с
обособленными членами»
Обращение, вводные конструкции
Предложения с обращениями
Р.Р. Сочинение-рассуждение
Предложения с вводными конструкциями
Предложения со вставными конструкциями
Р.Р. Конференция « Другому как понять тебя»
Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными
и вставными конструкциями»
Контрольный диктант по теме «Предложения с
обращениями, вводными и вставными конструкциями»
Способы передачи чужой речи
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Диалог.
Р.Р. Сочинение-рассуждение
Косвенная речь
Цитаты. Знаки препинания при цитировании
Повторение темы «Способы передачи чужой речи»
Итоговое повторение
Контрольный диктант по теме «Способы передачи чужой
речи»
Повторение. Резервный урок

1ч
1ч
14 ч
1ч
1ч
2ч
2ч
2ч
2ч
1ч
1ч
2ч
14 ч
2ч
2ч
2ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
9 ч.
1ч
1ч
2ч
1ч
1
2ч
1ч
14 ч
2ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
2ч
2ч
2ч

Темы проектов, рефератов, докладов.
1. Публицистический стиль речи. Его функции и языковые признаки.
2. Виды и жанры публичных выступлений.
3. Выразительность речи.
4. Деловое общение, его виды и формы.
5.Слова с оценочным значением в речи телеведущих.
6. Правила речевого этикета.
7. Искусство спора.
8. Коммуникативные качества речи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».