Русский язык 9 кл. Дондупова С.Б

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Русский язык»
9 класс

Составитель программы: Дондупова С.Б.

г. Улан-Удэ
2022

Пояснительная записка
Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память,
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский
язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех
других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Цели обучения:
Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей,
обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,
деятельностного подходов к обучению родному языку:
 воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к
языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных
сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
 совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком
в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
 освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об
основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
 формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
1) приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании;
2) овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях
общения, основными нормами русского литературного языка:
3) формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение
пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и
навыков письменной речи;
4) освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются
теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека

практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
На ступени основной школы задачи учебных занятий определены как закрепление умений
разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи,
определять структуру объекта познания. Значимые функциональные связи и отношения
между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или
нескольким предложенным основаниям, критериям
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы
решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные
алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного
из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения
познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные
способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с
собственными лингвистическими знаниями.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и
компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе
способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с
целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие
прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко,
выборочно, полно), составлять план.
На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической
речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения
собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы,
перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык - государственный язык РФ, средство межнационального общения и
консолидации народов России. По своей специфике и социальной значимости - явление
уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством
хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры народа, средством приобщения к
богатствам русской культуры и литературы.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место:
является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память, воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язьж неразрывно связан со
всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных
предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Актуальность изучения курса.
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной
личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности:
учёба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие,
ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение
рассматривается как процесс овладения компетенциями.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных
целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает
формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой),
культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как
способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней
функционировать
Принципами отбора содержания материала программы являются:
 систематичность;
 научность;
 доступность;
 возможность практического применения полученных знаний;
 реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы за 102 ч.
 целостность;
 вариативность;
 интеграция;
 гуманитаризация
Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и
уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом возрастных
особенностей развития учащихся.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
1.
Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт, 2010
5. 5. Примерная программа основного общего образования по русскому языку и Программа
по русскому к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы «Русский язык. 9 класс»
под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2018.
6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2020
7.Устав МАОУ « СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18».
9.Локальные акты МАОУ «СОШ №18»
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 735 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык»
на этапе основного общего образования, в том числе: в IX классе 102 часов, из расчета 3
учебных часа в неделю.
4.Данная рабочая программа составлена по курсу «Русский язык» 9 класс. Программа
рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
6. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка
Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно
оформившимся. Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток
начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в
возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное
переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности,

требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение
этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты
кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят
преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним.
Особенности возрастного периода ребенка 15-16 лет характеризуются необходимостью
изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом
формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля за их
обучением и учебной деятельностью. Приходится отказаться от многих из этих форм и
найти какие-то новые методы, приемы и средства учебного и воспитательного воздействия. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на
построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать,
экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование).
Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах
деятельности. Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию,
тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход
учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность
подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая
школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя
сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски
называемых «умение и желание учиться».
Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями:
 Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных
формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания,
возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля,
оценки, дидактической организации материала и пр.).
 Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение
социально-значимого продукта.
 Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное
экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование,
направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного
поведения.
 Деятельность управления системными объектами (техническими объектами,
группами людей).
 Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество),
направленная на самореализацию и самоосознание.
 Спортивная
деятельность, направленная на построение образа себя,
самоизменение.
Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном
учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с
заинтересованными другими участниками образовательного процесса.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться
самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной
деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
 Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия
в разных видах деятельности.
 Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.

Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно
поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
 Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать
собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить
собственную картину мира и свою позицию.
 Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения,
переживания, чувства.
 Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и
младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
7. Обоснование целесообразности изменений в примерной программе.
Программа конкретизирована для 9 класса, так как примерная программа рассчитана на
5 – 9 классы.
8. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Важный аспект в обучении - формирование у учащихся чуткости к богатству и
выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому
способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с
изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за
использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной
литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной,
языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла
отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные
содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенция:




содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;



содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической
(языковедческой) компетенций;



содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

9. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом
замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог
— обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее
содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных
средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе

речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
9.Содержание учебного предмета «Русский язык» в 9 классе
ВВЕДЕНИЕ (4 час)
Русский язык как развивающееся явление. Функциональные разновидности языка:
разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официальноделовой; язык художественной литературы.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения,
задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Основные
жанры официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление.

Русский язык – язык художественной литературы. Особенности языка художественной
литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.
Чтение и его виды. Составление тезисного плана.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (72 ч)
Сложное предложение (1 час)
Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные
средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы,
самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и
сложноподчиненные) предложения.
Сложносочиненные предложения (13 часов)
Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного
предложения. Виды сложносочиненных предложений. Интонационные особенности
сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Сложноподчиненные предложения (33 часов)
Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части
сложноподчиненного предложения. Средства связи частей сложноподчиненного
предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.
Отличия подчинительных союзов и союзных слов.
Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной
и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Сложноподчиненные
предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной
(времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки,
следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное и
последовательное подчинение придаточных частей. Знаки препинания в сложноподчиненных
предложениях.
Бессоюзные сложные предложения (21 час)
Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного
сложного предложения, интонационное выражение этих отношений.
Сложные предложения с различными видами связи (5 часов)
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением;
сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и
бессоюзием. Знаки препинания в сложном предложении.
КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ (17 часов)
Повторение за 5-8 классы. Трудные случаи орфографии. Состав слова и словообразование.
Синтаксис и пунктуация простого предложения. Синтаксис и пунктуация сложного
предложения. Обособленные члены предложения. Предложения с вводными конструкциями.
Обращение, знаки препинания при них. Способы передачи чужой речи - прямая и косвенная
речь. Диалог, цитата.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (8 часов)
Функции и роль русского языка в современном мире. Вклад видных учёных-русистов,
исследовавших русский язык.
Общие сведения о языке. Функции и роль русского языка в современном мире. Язык как
развивающееся явление.
Деловые документы: автобиография.
Особенности художественного стиля
Особенности научного стиля. Работа с научной статьёй на лингвистическую тему (конспект).

Платформы, сервисы для проведения дистанционного обучения.
Платформа «Учи.ру»: https:uchi.ru
Платформа ОРФО-9
 Программы для проведения уроков по видеосвязи: Zoom, Skype.
Краеведческий материал. Происхождение географических названий
Бурятии. Топонимика и ономастика
Краеведческий материал: использование текстов писателей и поэтов Бурятии.
Организация внеурочной деятельности по предмету
Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года согласно
календарному плану рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ
(сентябрь-октябрь),
НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков,
плакатов, чтецов, экскурсия в театры, музеи истории города. Для учащихся 9 класса во
внеурочное время организуются интеллектуальные игры, викторины и конкурсы по
предмету, проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности, что даёт им
возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее».
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы
Учи.ру, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков)., РЭШ, Вебграмотей
Тематическое планирование по русскому языку для 9-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным
партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие
отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Тематический план
В том числе
Раздел
программы
Введение

Сложное
предложение

Повторение

Итого

Раздел

Чтение и его
виды

Всего
часов

Темы
Чтение и его виды
Понятие о сложном
предложении
Сложносочиненное
предложение
Сложноподчиненное
предложение
Бессоюзное сложное
предложение
Сложное предложение
с разными видами
связи
Комплексное
повторение и
систематизация
изученного.
Подготовка к
итоговому
собеседованию, ОГЭ
(в течение года)

изучение
нового

р/р

к/р

4

3

1

-

1

1

-

-

15

10

2

1

39

25

4

1

21

16

3

1

5

2

2

1

2

1

14

5

17

102

Колво
часов
4

57

Виды учебной деятельности

Формирование у учащихся умений построения и
реализации новых знаний (понятий, способов действий):
составление плана статьи, фронтальная беседа,
комплексное повторение. Объяснение наблюдаемых
явлений. Самостоятельная работа с учебником. Работа с
текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и
письменное высказывание.
Проектирование выполнения домашнего задания,
комментирование выставленных оценок

Подготов
ка к УС,
ОГЭ

2
9
1

14

26

Виды контроля

Опрос,
письменное
высказывание

Понятие о
сложном
предложени
и
Сложносочи
ненное
предложение

1

Слушание объяснений учителя. Выполнение заданий по Опрос,
разграничению
понятий.
Вывод
и
доказательство. Систематизация учебного материала.

15

Формирование у учащихся деятельностных способностей и
способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания: фронтальная беседа,
Выполнение предложенных упражнений и
исследовательских заданий. Выполнение заданий по
разграничению понятий. Систематизация учебного
материала. Самостоятельная работа с учебником. Решение
текстовых качественных задач
Словарно-орфографическая работа, составление плана к
сочинению. Анализ художественного текста, работа со
словарем
Работа с учебником, индивидуальная проектирование
выполнения домашнего задания.
Формирование у учащихся способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного типа и реализации
коррекционной нормы (фиксирования собственных
затруднений в деятельности): индивидуальная и парная
работа с дидактическим материалом, проектирование
выполнения домашнего задания, комментирование
выставленных оценок. Выполнение предложенных
упражнений, заданий.
Формирование у учащихся деятельностных способностей
и способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания: работа в парах
сильный - слабый, текущий тестовый контроль, работа с
орфограммами, объяснительный диктант, взаимопроверка
по алгоритму проведения взаимопроверки.
Объяснительный диктант, упражнения на закрепление
навыка правильного письма. Выполнение предложенных
упражнений, заданий.
Сочинение. Диктант. Освоение результативности
обучения. Работа над ошибками, индивидуальные задания
Формирование у учащихся деятельностных способностей и
способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания: комплексное
повторение ранее изученных орфограмм на основе текста,
стартовое тестирование, комментирование презентации и
конспектирование ее содержания. Выполнение
предложенных упражнений, заданий. Учебное
исследование.
Анализ текста. Диктант. Работа над ошибками,
индивидуальные задания. Проектирование выполнения
домашнего задания, комментирование выставленных
оценок

39

Сложноподч
иненное
предложение

21

Бессоюзное
сложное
предложение

Опрос. Тесты.
Самостоятельн
ая работа.
Сочинение.
Диктант.

Опрос,
тестовые
задания, разбор
предложений,
Объяснительны
й диктант.
Сочинение.
Диктант.

Опрос,
объяснительны
й диктант,
словарный
диктант,
разбор
предложений,
тестовые
задания.
Контрольный
диктант.
Изложение.

5

Сложное
предложение
с разными
видами
связи

Комплексно
е повторение
и система
тизация
изученного.
Подготовка
к итоговому
собеседован
ию, ОГЭ (в
течение
года)

17

Формирование у учащихся умений построения и
реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.
д.): работа с тестами, комплексный тест - диагностика
ранее изученного, выполнение предложенных упражнений,
заданий. Учебное исследование.
Устный опрос. Фронтальная беседа по вопросам учебника,
проектирование выполнения домашнего задания,
комментирование выставленных оценок. Формирование у
учащихся умений к осуществлению контрольной функции;
контроль и самоконтроль изученных понятий.
Формирование у учащихся деятельностных способностей и
способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания: фронтальная беседа,
проектирование выполнения домашнего задания,
комментирование выставленных оценок
Формирование у учащихся умений к осуществлению
контрольной функции; контроль и самоконтроль
изученных понятий, работа в парах сильный - слабый,
текущий тестовый контроль, работа с орфограммами,
объяснительный диктант, взаимопроверка по алгоритму
проведения взаимопроверки, проектирование выполнения
домашнего задания, комментирование выставленных
оценок

Опрос,
тестовые
задания.
Изложение.
Тест.
Объяснительны
й диктант.
Диктант.

Опрос,
самостоятельна
я работа.
Объяснительны
й диктант.
Тестирование.

На уроках используются три формы организации учебной деятельности учащихся:
- фронтальная (совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя,
когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем
классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем
классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа,
объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д.),
- индивидуальная (самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.
Задания: работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными
источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); написание рефератов,
докладов и т.д. )
- групповая (учащиеся работают в группах из 4-6 человек или в парах. Задания для групп
могут быть одинаковыми или разными. Класс на уроке делится на группы для решения
конкретных учебных задач;
каждая
группа
получает
определенное
задание
(либо
одинаковое,
либо
дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера
группы или учителя;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной
эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена
группы.
В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся
одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий
разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и
результатов работы, обращение за советом друг к другу.)
11. Планируемые результаты учебного предмета
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными,
преломлёнными через специфику содержания предмета «русский язык», – овладеют
обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо
выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для
последующего обучения. В результате изучения учебного предмета ученик научится
понимать:
 роль русского языка как национального языка русского народа, государственного
языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- эстетическую ценность русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него;
-грамматические средства
процессе речевого общения.

для

свободного

выражения

мыслей

и

чувств

в

-все виды речевой деятельности;
применять:
1. приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам;
коммуникативно-целесообразно взаимодействовать
с окружающими
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.

Ученик получит возможность научиться:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим,
ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки
прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации) и информационной переработки текстов различных
функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты
различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать
устные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с

людьми

в

соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и
жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,
основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным
признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением
ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы
в соответствии с акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе
смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение
слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды
тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также
служебные части речи и междометия;
• проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при
проведении морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание,
предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с
точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных
особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения
осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
морфологический анализ в практике правописания;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении;
• использовать орфографические словари.
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их
соответствия ситуации общения и успешности в достижении
прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;

• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии,
доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать
собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из
жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и
словообразовательные гнезда;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания
и лексического значения слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.

УМК по предмету:
1. Авторская программа по русскому языку для 5–9 классов Л. М. Рыбченкова, О. М.
Александрова и др. — М.: «Просвещение», 2018г. – 108с.
2. Русский язык. 9 класс.Учебник для общеобразовательныхорганизаций. / Л.М.
Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В. Глазков,А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение,
2017.
3. Русский язык. 9 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику
Л М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской, А.Г.Нарушевич/авт.-сост.
Н.В.Гладкова. – Волгоград: Учитель, 2018.– 326с.
4. Фролова Т.Я. Русский язык. Практикум. – Симферополь: 2012.–144с.

Материально-техническое обеспечение
1. Ноутбук.
2. Экран
3. Проектор.
Контрольно-измерительные материалы (перечень)




1. Богданова Г.А. Сборник диктантов порусскому языку. 5-9 классы. - М.:
Просвещение, 2014.
2.Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9
класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2016.
3. Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 9 класс: Книга
для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2017





4. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский
язык 9 класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2015
5. КИМ. Русский язык: 5 класс. Н.В. Егорова. –М.: ВАКО, 2015
6. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова.
-М.: Просвещение, 2016.

Список литературы.
Литература, используемая при подготовке программы.
1. Авторская программа по русскому языку для 5–9 классов Л. М. Рыбченкова, О. М.
Александрова и др. — М.: «Просвещение», 2012 г. – 108с.
2. Русский язык. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. [Л М. Рыбченкова,
О. М.Александрова, О. В. Загоровская и др.]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
3. Русский язык. 9 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику
Л М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской, А.Г.Нарушевич/авт.-сост.
Н.В.Гладкова. – Волгоград: Учитель, 2018.– 326с.
4. Фролова Т.Я. Русский язык. Практикум. – Симферополь: 2012.–144с.
Литература для учителя:
1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.
2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/Сост. Н.В.Егорова. – М.:
ВАКО, 2019.
3. Русский язык. Поурочные разработки. 9класс: пособие для учителей общеобразоват.
организаций /
Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
«Просвещение». —М. : Просвещение,2013. — 159 с. — (Академический школьный учебник).
4. Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 класса
общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.:
Просвещение, 2018.
5. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных
учреждений с русским языком обучения. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1o.doc.
6. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.:
Просвещение, 2012.
7. Программы по русскому языку Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, 5-9 классы,

рекомендованной МО РФ, М, «Просвещение», 2012.
8. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL:
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc
8. «Русский язык.9 класс,
под ред. Л.М.Рыбченковой,
О.В.Загоровской, А.Г.Нарушевича, М, «Просвещение», 2020

О.А.Александровой,

Литература для обучающихся:
1. Баско Н.В., Зимин В.И. Фразеологический словарь русского языка (5-11 классы). – М.:
АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.

2. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.— 4-е
изд., перераб.— М., 2018.
3. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.—4-е изд.—М., 2000.
4. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд.,
перераб. — М., 2018.
5. Ушаков Д.Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — 41-е изд.— М„ 2018.
6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. и дополн.
О.Н.Трубачёва – 4-е изд., стереотип. – М.: Астрель – АСТ, 2007.
7. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка.—
М., 1997.
8. «Русский язык.8 класс,
под ред. Л.М.Рыбченковой, О.А.Александровой,
О.В.Загоровской, А.Г.Нарушевича, М, «Просвещение», 2020
Электронные образовательные ресурсы:
1. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по
русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по
пунктуации, орфографии и др.
2. http://www.gramota.ru/ - Все о русском языке на страницах справочно-информационного
портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы,
связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и
лингвистики.
3. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского
языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления.
Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
4. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября

Календарно-тематическое
планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов

1
2
3

Введение (4 ч.)
Русский язык как развивающееся явление
Официально-деловой стиль
Русский язык – язык художественной литературы

1
1
1

4

Чтение и его виды

1

5

Сложное предложение (1 ч.)
Понятие о сложном предложении. Классификация
1
типов сложных предложений
Сложносочиненное предложение (15 ч.)

Дата
По плану По факту

Понятие о сложносочиненном предложении, его
строении
8-9
Смысловые отношения между частями
сложносочиненного предложения. Виды
ССП
10-11 Р/р Подробное изложение
Знаки препинания в сложносочиненном
12-14
предложении
6-7

15-16

17
18
19
20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35
36-37

38
39
40
41
42-43
44
45
46-47

Подготовка к устному собеседованию. Знакомство с
демонстрационным материалом. Критерии оценивания
заданий.

2
2

2
3
2

Синтаксический и пунктуационный разбор
1
сложносочиненного предложения
Повторение темы «Сложносочиненное
1
предложение»
1
Контрольная работа по теме
«Сложносочиненное предложение».
Работа над ошибками
1
Сложноподчиненное предложение (39 ч.)
Понятие о сложноподчиненном предложении
2
Союзы и союзные слова. Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении
Повторение изученного в 5-8 классах (Орфография:
правописание корней и приставок)
Р/р Сочинение-рассуждение
Классификация сложноподчиненных предложений
Сложноподчиненные предложения с
придаточными определительными
Повторение изученного в 5-8 классах (Орфография:
правописание суффиксов в разных частях речи)
Р/р Сочинение в жанре экскурсионного
сообщения
Сложноподчиненные предложения с
придаточными изъяснительными
Сложноподчиненные предложения с
придаточными времени
Сложноподчиненные предложения с
придаточными места
Р/р Составление плана текста
Сложноподчиненные предложения с
придаточными причины
Подготовка к УС
Сложноподчиненные предложения с
придаточными цели
Сложноподчиненные предложения с
придаточными следствия
Сложноподчиненные предложения с
придаточными условия, уступки

2
2
2
2
2
2
1
2
1
1
1
1
2
1
1
2

II полугодие

48-49

Сложноподчиненные предложения с
придаточными образа действия, меры и степени и
сравнительными

2

50-51
52-53
54
55-56

57
58
59

60-61
62-63

64-65
66-67
68-69
70
71
72
73
74
75
76
77

Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными

2

Подготовка к УС

2

Синтаксический разбор сложноподчиненного
предложения
Повторение темы «Сложноподчиненное
предложение»
Повторение орфографии

1

Контрольный диктант по теме
«Сложноподчинённое предложение»
Работа над ошибками

1

2
1

1

Бессоюзное сложное предложение (21 ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении
2
Смысловые отношения между частями
бессоюзного сложного предложения. Виды
бессоюзных сложных предложений
Р/р Сжатое изложение
Бессоюзные предложения со значением
перечисления
Бессоюзные предложения со значением причины,
пояснения, дополнения
Р/р Дебаты
Повторение орфографии
Бессоюзные предложения со значением
противопоставления, времени, условия и
следствия, сравнения
Синтаксический и пунктуационный разбор
бессоюзного сложного предложения
Повторение темы «Бессоюзное сложное
предложение»
Контрольная работа

2

Работа над ошибками

1

2
2
2
1
1
2

1
1
1

78-79 Р/р Сжатое изложение

2

80

1

81
82
83-84
85

Подготовка к ОГЭ. Повторение орфографии

Сложное предложение с разными видами союзной
и бессоюзной связи (22ч)
Сложное предложение с разными видами союзной
1
и бессоюзной связи
Подготовка к ОГЭ. Повторение орфографии
1
Синтаксический и пунктуационный разбор
сложного предложения с различными видами связи
Тест по теме «Сложное предложение»

2
1

86-90 Повторение и систематизация изученного.
91-92 Р/р Сочинение-рассуждение
93-102 Подготовка к ОГЭ. Повторение орфографии.
Тренировочные работы в формате ОГЭ. Контрольная
работа

5
2
10

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 9 класса
В результате изучения русского языка учащиеся научатся определять изученные в 9 классе
языковые явления и речеведческие понятия, орфографические и пунктуационные правила.
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в различных ситуации общения;
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и
неформального, межличностного и межкультурного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей
речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание
аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического,
официально- делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них
основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в
том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических
(информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров),
художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с
ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного,
выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
использовать
практические
умения
ознакомительного,
изучающего,
просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;
- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую)
информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой
принадлежности;
- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки
зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов
СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных
информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать
собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе
оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственноэтические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы,
связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной
коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения
(сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой
рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной
деятельности, распределение частей работы;
Письмо
Выпускник научится:
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на
социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о
событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность,
заявление);
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного
языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
- писать рецензии, рефераты;
- составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
- писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых
средств.
Текст
Выпускник научится:
- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с
точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований,

предъявляемых к тексту как речевому произведению;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в
виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей,
жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом
внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой
употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,
научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной
литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на
уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических
конструкций);
- различать и анализировать тексты разных жанров,
- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов
речи.
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и
языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные,
публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с
точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических,
синтаксических средств;
- создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в
дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо,
объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную
заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в
беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого
поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с
учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со
спецификой употребления языковых средств;
- анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции,
аргументации,
языкового
оформления,
достижения
поставленных
коммуникативных задач;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной,
развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
- характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире,
место русского языка среди славянских языков, роль старославянского

(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
- определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти
различия;
- оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского
литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических
словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования;
- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике
правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа
слов.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда,
устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- опознавать основные выразительные средства словообразования в
художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
- использовать этимологическую справку для объяснения правописанияи
лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая
прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или
пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую
окраску слова;
- группировать слова по тематическим группам;
- подбирать к словам синонимы, антонимы;

- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного
повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём,
словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать
полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
- опознавать омонимы разных видов;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,
иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе
мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы,
служебные части речи;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части
речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в
различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения
орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства морфологии
- различать грамматические омонимы;
- опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и
художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления
морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в
том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах
деятельности.
Синтаксис
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их
виды;
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в
собственной речевой практике;

- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в
различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства синтаксиса;
- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и
художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления
синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей
речи;
- анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки
зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности
речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в
объёме содержания курса);
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме
(с помощью графических символов);
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и
справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны
речи;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических
словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в
процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше
узнать историю и культуру страны;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности
и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории
народа — носителя языка;
- анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом
отдельных народов России и мира.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868576020
Макарова Елена Анатольевна
С 01.03.2021 по 01.03.2022

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».