Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» Рабочая программа учебного предмета Русский язык 9 класс Составитель программы Бадашканова О.В. г. Улан-Удэ 2022 Пояснительная записка Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память, воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Цели обучения: Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой. • Данные цели обусловливают решение следующих задач: Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка. Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи. Формировать и развивать умения: адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций; создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения; создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля: выступление, статья, интервью; подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся; собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли; грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста. Общая характеристика учебного курса. Русский язык – государственный язык РФ, средство межнационального общения и консолидации народов России. По своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Актуальность изучения курса. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Принципами отбора содержания материала программы являются: систематичность; научность; доступность; возможность практического применения полученных знаний; реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 102 ч. целостность; вариативность; интеграция; гуманитаризация Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом возрастных особенностей развития учащихся. Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) 5. Примерная программа основного общего образования по русскому языку и Программа по русскому к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова. – М.: Просвещение, 2019. (Стандарты второго поколения). 6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28 ) 7. Устав МАОУ « СОШ №18» 8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18» 9. Локальные акты МАОУ « СОШ №18». Описание места учебного предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 735 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования, в том числе в 9х классах 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю. Данная рабочая программа составлена по курсу «Русский язык» 9класс. Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю). Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка. Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах. Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним. Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон. Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности. Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности. Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться». Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания, естественные и общественные науки, духовные. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания. Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство. Виды деятельности подростка: Совместно-распределенная учебная деятельность в личностноориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта. Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание. Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение. Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности. Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности. Освоить разные способы представления результатов своей деятельности. Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла. Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию. Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними. Обоснование целесообразности изменений в примерной программе. Программа конкретизирована для 9 класса, так как примерная программа рассчитана на 5 – 9 классы. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом, создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: •адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); •владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; •адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); •способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; •овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; •умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средства аргументации; 2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3)коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7)проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения; 8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. II Содержание учебного предмета Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. 1 ч. Международное значение русского языка Повторение изученного в 5-7 классах 8 ч Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Повторение пройденного в 5-8 классах по орфографии и пунктуации –Язык. Правописание. Культура речи Синтаксис и пунктуация Сложное предложение 4 часа. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения. Сложносочиненное предложение 8 часов. Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Сложноподчиненное предложение 56 часов Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей. Бессоюзное сложное предложение 11 часов Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи 5 ч. Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений. Итоговое повторение 4 часа. Повторение и систематизация изученного в 8-9 классе НРК. Краеведение. Краеведческий материал реализуется путем привлечения текстов о родном крае. На уроках для лингвистического анализа планируется привлекать тексты бурятских писателей, тексты о природе, о Байкале. При изучение темы «Речевые жанры» будет предлагаться освещать актуальные проблемы родного края. В творческих и проектных работах будет предложены темы о Бурятии, Улан-Удэ Организация внеурочной деятельности по предмету. Внеурочная деятельность по предмету организуется согласно календарному плану рабочей программы воспитания в течение учебного года. Предусматривает участие обучающихся в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), Дне Матери (ноябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах, проектах предметной неделе русского языка и литературы Во время каникул проводятся экскурсии в библиотеки города, посещаются театры, организуются интеллектуальных игр, викторин по предмету. Для учащихся 8 класса во внеурочное время проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности, что дает им возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее». Организация дистанционного обучения В связи с карантинными мероприятиями и для привлечения обучающихся к электронным ресурсам программой предусмотрена работа на платформах РЭШ, Uchi.ru, ZOOM, Учебно-тематический план № п/п Наименование разделов и тем Всего Виды учебной деятельности часов Формы контроля методы (указаны на раздел) 1 Русский язык — 1 Беседа, работа с учебником, словарная работа 8 Стилистический анализ текста, работа с учебником, фонетический, орфоэпический морфологические разборы, работа со словарями, национальный язык фронтальный (устный) опрос; русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. 2 Повторение изученного в 5-8 классах 3 Сложное 4 предложение 4 Сложносочиненное 8 предложение 5 Сложноподчиненное 56 предложение 6 Бессоюзное сложное 11 предложение 7 Сложное предложение с различными видами союзной и 5 Тест на основе текста, Фонетический, орфоэпический анализы Работа с учебником, составление Синтаксический опорных таблиц и схем, анализ синтаксический анализ словосочетания словосочетания Беседа, выполнение упражнений, Синтаксический самостоятельная работа, разбор словообразовательный анализ, работа предложений, со словарем, составление карт памяти предупредительн ый диктант Тест Фронтальный опрос, работа с изложение учебником, лингвистические разборы, выполнение упражнений, построение схем предложений. Беседа, выполнение упражнений, Контрольный тест самостоятельная работа, словообразовательный анализ, морфологический разбор, работа со словарем, Фронтальный опрос, объяснительный Сочинение, тест диктант, эвристическая беседа, на основе текста, самостоятельная работа, графический изложение диктант бессоюзной связи 8 Итоговое повторение 4 Опрос, работа с теоретическим материалом, обсуждение, выполнение упражнений, словарная работа Планируемые результаты изучения учебного предмета Обучающийся научится: • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка; • использовать знание алфавита при поиске информации; • различать значимые и незначимые единицы языка; • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; • членить слова на слоги и правильно их переносить; • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; • проводить лексический анализ слова; • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; Тест • проводить морфологический анализ слова; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; • находить грамматическую основу предложения; • распознавать главные и второстепенные члены предложения; • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; • использовать орфографические словари. Обучающийся получит возможность научиться: • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • опознавать различные выразительные средства языка; • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Учащиеся должны применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания роли русского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. Учебно-методическое обеспечение (перечень). 1. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. (Авторы программы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов). М., «Дрофа», 2016. 2. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; М: Дрофа, 2019 3.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 9 класс». М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. М: Дрофа, 2019 г. Материально-техническое обеспечение: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Компьютер. Проектор. Кабинет русского языка и литературы. МФУ. http://fcior.edu.ru/ http://school-collektion.edu.ru/ Цифровые образовательные ресурсы: 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др. 3. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. 4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги – правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. 5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал 6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» 7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета 8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru 9. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org 10. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru 11. Мир слова русского http://www.rusword.org 12. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru 13. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/ 14. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru 15. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru 16. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learningrussian.gramota.ru 17. http://rusolimp.kopeisk.ru/ Контрольно-измерительные материалы (перечень). 1) Задания на понимание текста О.Н. Зайцева –М. : Экзамен, 2018 2) Русский язык. Тематические тесты Л.И. Мальцева – М.: Народное образование, 2017 3) Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь .А.Б. Малюшкин - Чехов,: ТЦ Сфера , 2016 4) Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 9 класс. Авторы: В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2017 5 ) Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2017. Список литературы. Литература, используемая при подготовке программы. 1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. 2. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. (Авторы программы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов). М., «Дрофа», 2019. 3 . Рабочая программа ориентирована на использование д о п о л н и т е л ь н ы х пособий для учителя: 4. Б л и н о в Г. И. Методика изучения орфографии в школе. — М., 1990. 5. Б ы с т р о в а Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004. 6. В а л г и н а Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983. 7. Г а у И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. — М., 2009. 8. Г а у И. Ю., В а к у р о в а О. Ф. Современный кабинет русского языка. — М., 2010. 9. Г о с т е в а Ю. Н., Л ь в о в В. В. Русский язык. 9 класс: книга для учителя к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2010. 10. Г р и г о р я н Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982. 11. И в а н о в В. В., П о т и х а З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985. 12. И в а н о в а В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982. 13. К а п и н о с В. И., С е р г е е в а Н. Н., С о л о в е й ч и к М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5—7 кл. — 2-е изд. — М., 1994. 14. К а п и н о с В. И., С е р г е е в а Н. Н., С о л о в е й ч и к М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. — М., 1994. 15. К у п а л о в а А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002. 16. Л ь в о в В. В. Обучение орфоэпии в 5—9 классах средней школы. — М., 2011. 17. Л ь в о в а С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004. 18. Л ь в о в а С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. — М., 2000. 19. Л ь в о в а С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004. 20. Л ь в о в а С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996 и др. издания. 21. Л ь в о в а С. И. Язык в речевом общении. — М., 1991. 22. Л М е щ е р я к о в В. Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания. — М., 2000. 23. М е щ е р я к о в В. Н. и др. Основы школьного речеведения. Часть 1. Часть 2. — Тольятти, 2004. 24. П у ч к о в а Л. И. Тематический контроль по русскому языку. Обучающие и проверочные задания. 9 класс. — М., 2004. 25. Р а з у м о в с к а я М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 2005 и последующие издания. Литература: Литература для учащихся 1. Б у д а г о в Р. А. Портреты языковедов XIX—XX вв. Из истории лингвистических учений. — М.; Л., 1988. 2. В а р т а н ь я н Э. А. Из жизни слов. — М., 1960. 3. В а р т а н ь я н Э. А. Путешествие в слово. — М., 1987. 4. В в е д е н с к а я Л. А., К о л е с н и к о в Н. П. От собственных имён к нарицательным. — М., 1981. 5. Г о л у б И. Б., Р о з е н т а л ь Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 1989. 6. Г о р б а ч е в и ч К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984. 7. Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., К о н ц е в а я Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994. 8. Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., К о н ц е в а я Л. А., В л а д и м и р с к а я Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995. 9. Г р а у д и н а Л. К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983. 10. Ж у р а в л ё в А. П. Звук и смысл. — М., 1991. 11. Ж у р а в л ё в А. П., П а в л ю к Н. А. Язык и компьютер. — М., 1989. 12. К а п и н о с В. И. ЕГЭ: шаг за шагом. Русский язык. 6 класс / В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, Ю. Н. Гостева, И. П. Цыбулько. — М., 2011. 13. К о д у х о в В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984. 14. К о л о с о в В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982. 15. К р ы с и н Л. И. Жизнь слова. — М., 1980. 16. Л ь в о в а С. И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет. — М., 2004. 17. Л ь в о в а С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005. 18. Сборник ОГЭ ФИПИ 19. Сдам ОГЭ Литература для учителя. 1. Б л и н о в Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990. 2. Б ы с т р о в а Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004. 3. В а л г и н а Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983. 4. Г а у И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. — М., 2009. 5. Г а у И. Ю., В а к у р о в а О. Ф. Современный кабинет русского языка. — М., 2010. 6. Г о с т е в а Ю. Н., Л ь в о в В. В. ЕГЭ. Русский язык. Тематические тестовые задания ФИПИ. — М., 2010. 7. Г о с т е в а Ю. Н., Л ь в о в В. В. Русский язык.8 класс: книга для учителя к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2010. 8. Г р и г о р я н Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982. 9. ЕГЭ—2011. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько. — М., 2010. 10. И в а н о в В. В., П о т и х а З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985. 11. И в а н о в а В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982. 12. К а п и н о с В. И., С е р г е е в а Н. Н., С о л о в е й ч и к М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5—7 кл. — 2-е изд. — М., 1994. 13. К а п и н о с В. И., С е р г е е в а Н. Н., С о л о в е й ч и к М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. — М., 1994. 14. К у п а л о в а А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002. 15. Л ь в о в В. В. Обучение орфоэпии в 5—9 классах средней школы. — М., 2011. 16. Л ь в о в В. В., Р е п и н а Н. А., Л и т в и н о в а М. М. Русский язык. 8 класс: книга для учителя под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2011. 17. Л ь в о в а С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004. 18. Л ь в о в а С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. — М., 2000. 19. Л ь в о в а С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004. 20. Л ь в о в а С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996 и др. издания. 21. Л ь в о в а С. И. Язык в речевом общении. — М., 1991. 22. Л ь в о в а С. И., Р ы б ч е н к о в а Л. М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку. 9 класс. — М., 2014. 23. М е щ е р я к о в В. Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания. — М., 2000. 24. М е щ е р я к о в В. Н. и др. Основы школьного речеведения. Часть 1. Часть 2. — Тольятти, 2004. 25. П у ч к о в а Л. И. Тематический контроль по русскому языку. Обучающие и проверочные задания. 8 класс. — М., 2004. 26. Р а з у м о в с к а я М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 2005 и последующие издания. 27. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М., 2004. 28. С о к о л о в а Г. П., Л ь в о в В. В., Л и т в и н о в а М. М. Русский язык. 9 класс: книга для учителя под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2011. Приложение Календарно-тематический план Дата № Тема урока По плану часов п/п 1 Количество Русский язык — национальный язык 1 3.09 6.09 русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Повторение изученного в 5-8 классах 1 Стили речи 1 2 Фонетика. Орфоэпия. Графика 1 9.09 3 Лексика. Морфемика. Словообразование. 1 9.09 4-9 Морфология и синтаксис. Орфография и 6 16.09,20.09, пунктуация 10 23.09,27.09 Повторение. Стили речи 1 30.09 11 Р/Р Повторение. Типы речи. 1 30.09 12 Контрольная работа№1 Комплексный 1 4.10 анализ текста Сложное предложение 1-2 Понятие о сложном предложении 2 7.10 3-4 Типы сложных предложений и средства 2 11.10,14.10 1 14.10 2 18.10 2 21.10 связи между их частями Сложносочиненное предложение 5 Понятие о сложносочинённом предложении 6-7 8-9 Виды сложносочиненных предложений Р/Р Художественный стиль речи и язык художественной литературы 10 Контрольная работа. 1 25.10 11 Анализ контрольной работы 1 28.10 12 Р/Р. Творческая работа по картине А.А. 1 28.10 факт Пластова «Первый снег» Сложноподчиненное предложение 1-3 Понятие о сложноподчинённом II четверть 3 8.11, 11.11 предложении 4-6 Виды сложноподчиненных предложений 3 15.11; 18.11 7-8 Сложноподчиненные предложения с 2 22.11; 25.11 2 25.11;29.11 2 29.11;2.12 придаточным определительным 9-10 Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным 11-12 Сложноподчиненные предложения с придаточным обстоятельственным 13-14 Р/Р. Текст. Строение текста 2 2.12;6.12 14-15 Сложноподчиненные предложения с 2 9.12 1 13.12 придаточным места 16 Сложноподчиненные предложения с придаточным времени 17-18 Контрольное изложение 19-20 Сложноподчиненные предложения с 16.12 2 20.12;23.12; 2 23.12;27.12; 2 30.12 придаточным сравнения 21-22 Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения 23-24 Повторение орфографии. Подготовка к ОГЭ. (резерв) 48 часов III четверть 25-26 Сложноподчиненные предложения с 2 10.01, 13.01 4 13.01, 17.01 придаточным образа действия и степени 27-28 Р/Р. Речевые жанры. Путевые заметки. 29-30 Сочинение в жанре путевых заметок 31-32 Сложноподчиненные предложения с 20.01 2 24.01,27.01 2 27.01, 31.01 3 3.02, 7.02 придаточным цели 33-34 Сложноподчиненные предложения с придаточным условия 35-37 Сложноподчиненные предложения с придаточным причины и следствия 38-40 Сложноподчиненные предложения с 3 10.02, 14.02 1 17.02 придаточным уступительным 41 Работа с текстом. Повторительнообобщающий урок. 42-43 Контрольная работа по теме «СПП» 2 21.02 44 Анализ контрольной работы 1 24.02 45-47 Р/Р. Речевые жанры. 3 28.02, 03.03 6 7.03, 10.03 Рецензия. 48-53 Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными 14.03, 17.03 54-55 Р/Р. Речевые жанры. Эссе 2 21.03,24.03 56 Повторение орфографии. Подготовка к 1 24.03 ОГЭ. (резерв) Бессоюзное сложное предложение 1 Понятие о бессоюзном сложном 1 04.04 2 07.04 3 11.04,14.04 3 18.04,21.04 предложении 2-3 Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления 4-6 Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения 7-9 Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения 10 Р/Р. Речевые жанры. Деловая речь 1 25.04, 11 Р/Р. Работа по картине Н.Я. Бута 1 28.04 5 2.05,5.05,12.05 4 16.05,20.05, «Сережка с Малой Бронной и Витька с Маховой» Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи 12-16 Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи 17-20 Итоговое повторение 23.05 Темы проектов, рефератов, докладов. 1) Выпускаем газету Деловая игра. Проект 2) Словари – наши помощники 3) Ученые-лингвисты 4) Какие ошибки не заметит компьютер? 5) Средства выразительности речи. 6) Опорные схемы по изученным темам 7) Книга ребусов и кроссвордов 8) Заметка в газету 9) Моя семья и война 10) Дети войны 11) Малая моя Родина 12) Стихи поэтов Бурятии 13) Выдающиеся бурятские лингвисты