Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» Рабочая программа учебного предмета Русский язык 11 класс Составитель программы: Цыбикова Е.К., учитель русского языка и литературы г. Улан-Удэ 2022 2. Пояснительная записка Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются: расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; общение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе; овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма; приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста; расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения; развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебнопознавательной деятельности в вузе. Общая характеристика учебного предмета Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, он влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, именно они способствуют социальной адаптации человека к изменяющимся условиям мира. Заключительный этап изучения русского языка в школе на базовом уровне направлен на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции. Содержание обучения русскому языку в старших классах структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения. Коммуникативно - деятельностный подход в обучении русскому языку определяет особенности предъявления материала в данной программе: содержание представлено не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Цели обучения русскому языку Изучение русского языка в старшей школе направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования; углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Общая характеристика учебного предмета. Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской эдентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. Филологическое образование по-прежнему играет ведущую роль в формировании и воспитании личности, в приобщении ее к отечественной и мировой духовной культуре, способствует успешной деятельности человека в любой профессиональной области, т. к. формирует коммуникативные умения и навыки. Целостность образовательной области «Языки и литература» обеспечивает общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Актуальность Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем); сдача ЕГЭ по русскому языку как обязательного. Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование общеучебных знаний, умений и навыков, коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление, расширение и совершенствованием знаний по синтаксису и пунктуации, так как вопросы орфоэпии, лексики, морфемики, орфографии и морфологии были изучены в 10классе. Особое внимание в программе уделяется публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь. Повторение материала по синтаксису и пунктуации планируется проводить параллельно с выполнением заданий КИМов по каждой теме, что позволит вести подготовку к ЕГЭ на каждом уроке. В качестве контрольных работ учащимся предлагаются диктанты, проверочные тестовые работы, комплексный анализ текста, сочинения по исходному тексту. Написанию сочинений по исходному тексту отводится лишь 3 часа, так как совершенствование ЗУН по выполнению задания части С ЕГЭ будет проходить на занятиях кружка «Развивай дар речи». Цели и задачи: Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 11 классе по данной программе сводятся к следующему: -закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию; - закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка; -совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; - обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования; - развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками. Принципами отбора содержания материала программы являются: – системность; – научность; – доступность; – возможность практического применения полученных знаний; -целостности; -вариативности; -интеграции; - гуманитаризации –реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 35 ч. 3. Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. 4. Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Примерная программа. Русский язык 10-11 кл. Просвещение , 2010 г. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 2012 г. № 1897) 6. Программа курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень/авт.-сост. Н.Г. Гольцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. 7. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28 ) 8.Устав МАОУ «СОШ №18» 9. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18» 10 . Локальные акты МАОУ «СОШ №18». 5. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 11 класса, так как программа рассчитана на 10-11 классы. Учебных часов 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. 6. Учет возрастных и психологических особенностей детей. Особенности возрастного периода молодого человека 15-17 лет характеризуется кризисом подросткового периода. У подростка происходит самоидентификация, развивается чувство самоуважения и самопринятия. Определение места своего «Я» в системе социальных отношений. Возникает потребность достижения успеха, уверенности, профессионального самоопределения. На передний план работы с ребенком перед педагогом встают следующие цели: обучение подростка самостоятельно искать и находить знания, которые выступают уже как средство и материал работы по развитию обучающегося. Построение учебного процесса должно способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности. В связи с этим основной задачей развития на данном этапе является создание условий для развития творческого потенциала и начало профориентационной работы. Образовательный процесс идет на креативном уровне. На данном этапе важна компетентность достижения педагога в различных видах деятельности. В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Идет общее созревание организма. Юность - это период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Юношеский возраст -это период выработки мировоззрений, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность - это время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии отличаются резкой дифференциацией и намерением, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни. В связи с этим при построении учебного процесса рекомендуется учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности обучающихся .и применять педтехнологии и методики, основанные на большом объеме самостоятельной в т.ч. исследовательской работе. 7.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом, создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию 8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса. Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средства аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 9. СОДЕРЖАНИЕ Обобщающее повторение. Синтаксис.3 ч. Знакомство с документами ЕГЭ. Демоверсия, спецификация, кодификатор. Стили речи. Типы речи. Задание №21 ЕГЭ Нормативное построение словосочетаний Простое предложение.6 ч. Простое предложение Односоставные и двусоставные предложения. Неполные предложения. Тире в неполном предложении Главные члены предложения, второстепенные члены предложения, однородные члены. Обособленные члены предложения. Сравнительный оборот Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого Зачетная работа Анализ зачетной работы Сложное предложение 13 ч. Систематизация сведений о видах сложных предложений и пунктуации в них. ССП Систематизация сведений о видах сложных предложений и пунктуации в них. СПП Систематизация сведений о видах сложных предложений и пунктуации в них. БСП Сложные предложения с разными типами связи Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи Лингвистический анализ текста (комплексный) Контрольная работа. Тест в формате ЕГЭ Анализ теста Виды тропов и стилистических фигур. Тренировочные упражнения ЕГЭ задание №24 Вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции. Знаки препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Контрольная работа. Нормы современного русского литературного языка (орфоэпические, грамматические, орфографические, пунктуационные) 12ч. Нормы современного русского литературного языка (орфоэпические, грамматические, орфографические, пунктуационные) Тренировочные упражнения ЕГЭ задание №7 Тренировочные упражнения ЕГЭ задание №12 Не с разными частями речи Тренировочные упражнения ЕГЭ задание №14 Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий Тренировочные упражнения ЕГЭ задание №8, 9 Гласные в корнях, правописание приставок Употребление знаков препинания. (ЕГЭ зад№15-19) Тест тренировочный, предупредительный. Контрольный тест. Орфография Контрольный тест. Орфоэпия Контрольный тест. Пунктуация Контрольный тест на основе текста Анализ КР, обобщение и систематизация материала 10. Тематическое планирование по русскому языку для 11-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Национально-региональный компонент включен дополнительным материалом для комплексного анализа текста. Тексты писателей и поэтов Бурятии. Тексты о Байкале, о истории города. История диалектных слов. Краеведческий материал. Происхождение географических названий Бурятии. Топонимика и ономастика Организация внеурочной деятельности по предмету Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года согласно календарному плану рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов, чтецов, экскурсия в театры, музеи истории города. Для учащихся во внеурочное время организуются интеллектуальные игры, викторины и конкурсы по предмету, проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности, что даёт им возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее». Организация дистанционного обучения В связи с карантинными мероприятиями и для привлечения обучающихся к электронным ресурсам программой предусмотрена работа на платформах РЭШ, Uchi.ru, ZOOM, Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Учебно-тематический план Раздел КолВиды деятельности во часов Обобщающее 3 Конспектирование статьи повторение. Синтаксис учебника Простое предложение. 6 Составление рейтинга собственных затруднений Практикум по редактированию предложений с лексическими ошибками Сложное предложение 13 Виды контроля Конспект. Диктант. Тестовые задания ЕГЭ. Опорные схемы, таблицы. Работы Контрольная работа с текстом. Разбор сложных Тест в формате ЕГЭ предложений в формате ЕГЭ, Тренинг выполнения заданий из Нормы современного русского литературного языка (орфоэпические, грамматические, орфографические, пунктуационные). 12 Итого 34 заданий из сборника ФИПИ, самопроверка и взаимопроверка Орфоэпический словник ЕГЭ Взаимоконтроль, анализ, рейтинг собственных тесты, тренинг затруднений. Работа с учебником, выполнение упражнений, Тренинг выполнения заданий из заданий из сборника ФИПИ, самопроверка и взаимопроверка 6 контрольных работ На уроках используются три формы организации учебной деятельности учащихся: - фронтальная (совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д.), - индивидуальная (самостоятельную работу каждого ученика в отдельности. Задания: работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); написание рефератов, докладов и т.д. ) - групповая (учащиеся работают в группах из 4-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.) 11. Планируемые результаты изучения учебного предмета Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык». В процессе изучения предмета также обеспечиваются условия для достижения планируемых результатов обучающимися с ОВЗ и инвалидами В результате изучения предмета в 10-11 классах у обучающихся будут сформированы следующие умения: Личностные результаты обучения, обеспечивающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение обучающихся и формирование ценностного отношения к миру и человеку в этом мире: • сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире; • через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием своего края, города, села; • посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей; • через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; • через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; • обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни. Метапредметные результаты: • регулятивные, обеспечивающие организационно-практическую способность и готовность обучающегося на этапе старшей школы к ведению своей учебно-познавательной деятельности от этапа планирования до этапа получения результата, допуская этап возможной коррекции, а также прогностический и эвристический шаги, обеспечивающие творческий подход к решению нестандартных языковых, межпредметных, этнокультурных и поликультурных заданий с опорой на имеющийся уровень сформированных у школьника компетентностей (лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой); • познавательные, обеспечивающие способность к познанию и работе с информацией; • коммуникативные, обеспечивающие способность обучающегося осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявлять толерантность в общении, соблюдать правила вербального и невербального общения в конкретной речевой ситуации. • способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации; • обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи; • освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов; • приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов; • овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств; • владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование); • владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией; • формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально значимой и научнопублицистической тематики. Предметные результаты: • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о нем в речевой практике; • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; • владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; • преобразовывать текст в другие виды передачи информации; • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; • соблюдать культуру публичной речи; • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; • осуществлять речевой самоконтроль; • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). 12.Учебно-методический комплект: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Примерная программа.Русский язык.11 класс. Просвещение.2018 13. Материально-техническое обеспечение: 1. Ноутбук. 2. Экран 3. Проектор. 14. Контрольно-измерительные материалы: Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич ЕГЭ Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки – Ростов-на-Дону Легион, 2017 Н.А.Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А. Гурдаева – Ростов-на- Дону Легион Г.Т. Егораева Русский язык ЕГЭ. Супертренинг – М.: Экзамен 2016 ФИПИ ЕГЭ 2020.Русский язык. М. Национальное образование. Материально-техническое обеспечение. Кабинет русского языка и литературы, компьютер, проектор, МФУ. : http://fcior.edu.ru/ , http://school-collektion.edu.ru/ и др. Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. «Поурочные разработки по русскому языку (к учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина)» - М.: Вако, 2015 Гольцова Н.Г. Мищерина М.А. Тематическое и поурочное планирование «Русский язык. 10-11 классы»: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015 Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2015 Цыбулько И.П. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львов, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2016 Единый государственный экзамен 2010: Контрольно-измерительные материалы: Рус. яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2016 6.infourok.ru Перечень дидактических материалов по ИКТ Электронные учебные издания СD Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе 5-11 класс СD Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. – М, 2010. к учебнику русского языка 8 класс СD Репетитор ЕГЭ по русскому языку CD Репетитор ЕГЭ по литературе CD Генератор заданий по русскому языку «Антирешебник» СD Дидактический и раздаточный материал 5-7 класс (база дифференцированных заданий) СD Интерактивные проверочные работы СD Демонстрационные таблицы СD Аудиокурсы Культура речи 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация) . 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме Фраза. Лингвистический тренажёр. 2. CD-ROM . «Орфографический практикум» 3. CD-ROM . «Тесты по русскому языку» Список литературы: Литература, использованная при подготовке программы: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089 Примерная программа.русский язык.11 класс. Просвещение.2019 Е.А.Владовская Русский язык ЕГЭ.Поурочное планирование, М.Экзамен 2017 Г.В. Цветкова. Русский язык Поурочные планы 11 класс,Волгоград, Учитель 2017 Литература, рекомендованная для учащихся: Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005. М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г. Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 1011 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2022. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2020г. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2020. Ростов-на Дону: «Легион», 2019г. Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2020. М.: «Экзамен», 2010г. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2020г. С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2019г. Н.В.Егорова. ЕГЭ 2020. Подготовка к части С. М., 2019 Перечень учебнометодического обеспечения Календарно-тематический план. № разделы, темы, уроки К-во часов 1 Обобщающее повторение. Синтаксис. 1 2 Знакомство с документами ЕГЭ. Демоверсия, 1 Дата по плану Дата по факту спецификация, кодификатор. 3 Стили речи. Типы речи. Задание №21 ЕГЭ 1 4 Нормативное построение словосочетаний 1 5 Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Неполные предложения. Тире в неполном предложении 1 6 Главные члены предложения, второстепенные 1 члены предложения, однородные члены. 7 Обособленные члены предложения. Сравнительный оборот 1 8 Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого 1 9 Зачетная работа 1 10 Анализ зачетной работы 1 11 Систематизация сведений о видах сложных предложений и пунктуации в них. ССП 1 12 Систематизация сведений о видах сложных предложений и пунктуации в них. СПП 1 13 Систематизация сведений о видах сложных предложений и пунктуации в них. БСП 1 14 Сложные предложения с разными типами связи 1 15 Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи 1 16 Лингвистический анализ текста (комплексный) 1 17 Контрольная работа. Тест в формате ЕГЭ 1 18 Анализ теста 1 19 Виды тропов и стилистических фигур. 1 20 Тренировочные упражнения ЕГЭ задание №24 1 21 Вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции. 1 22 Знаки препинания внутри сложной синтаксической конструкции. 1 23 Контрольная работа. 1 24 Нормы современного русского литературного языка (орфоэпические, грамматические, орфографические, пунктуационные) 1 25 Тренировочные упражнения ЕГЭ задание №7 1 26 Тренировочные упражнения ЕГЭ задание №12 1 Не с разными частями речи 27 Тренировочные упражнения ЕГЭ задание №14 1 Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий 28 Тренировочные упражнения ЕГЭ задание №8, 9 2 Гласные в корнях, правописание приставок 29 Употребление знаков препинания. (ЕГЭ зад№15-19) 1 Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста 30 Тест тренировочный, предупредительный. 1 31 Контрольный тест. Орфография 1 32 Контрольный тест. Орфоэпия 1 33- Контрольный тест. Пунктуация 1 34 Контрольный тест на основе текста 1 35 Анализ КР, обобщение и систематизация материала 1