Родной русский язык 6 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Русский родной язык»
6 класс

Составители программы: Цыбикова Е.К, Бардаханова Е.В., Дондупова С.Б.

г. Улан-Удэ
2022 г.

2. Пояснительная записка
Главное предназначение учебного предмета «Русский родной язык» — формирование
познавательного интереса и уважительного отношения к родному языку, а через него — к
родной культуре, к свершениям и традициям своего народа; осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
Программа

учебного

предмета

«Русский

родной

язык» разработана

для

функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций,
реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как
родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом. В то же
время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и
родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему
содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка
в разных регионах Российской Федерации. В соответствии с этим в курсе русского
родного языка актуализируются следующие цели:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной

ценности народа;

осознание

национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса,
любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании; • расширение знаний о таких явлениях и

категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;
о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
• совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и
сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
•

развитие

проектного

и

исследовательского

мышления,

приобретение

практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Общая характеристика учебного курса
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования
гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным
языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет
нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление
национальной культуры. Изучение русского языка и владение им — могучее средство
приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал
социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа,
говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной
деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли
других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовнонравственных ценностей. Как средство познания действительности русский родной язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной

учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому
родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно
связан со всеми школьными предметами; имея при этом особый статус, он является не
только объектом изучения, но и средством обучения. Уровень владения родным русским
языком влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем
способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной
язык» не ущемляет прав тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки.
Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Актуальность изучения курса
В системе школьного образования учебный предмет «Русский родной язык»
занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Принципами отбора содержания материала программы являются:


систематичность;



научность;



доступность;



возможность практического применения полученных знаний;



реалистичность с точки зрения возможности усвоения

основного содержания программы за 34 ч.


целостность;



вариативность;



интеграция;



гуманизация.

Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и
уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом возрастных
особенностей развития учащихся.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
5. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования и Программа по русскому родному языку к учебнику для 6 класса
общеобразовательной школы / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов
и др.]. — М.: Просвещение, 2018.
6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

СанПиН 2.4.3648-20

"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28)
7. Устав МАОУ « СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9. Локальные акты МАОУ « СОШ №18».
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 245 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Русский
родной язык» на этапе основного общего образования, в том числе в шестых классах 34
часа из расчета 1 учебный час в неделю.
4. Данная рабочая программа составлена по курсу «Русский родной язык»
6 класс. Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).
5. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка.
Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно
оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками,
усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию,
однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и
школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только
в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в
сходных формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает
проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей
самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное
переживание,

чувство

взрослости:

потребность

равноправия,

уважения

и

самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны
взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности
обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых
людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и
рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как
самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток
выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется

интерес

к

собственной

личности;

установка

на

обширные

пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих,
сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям,
героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям,
перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют
активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток
пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений

(социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет
подростка к участию в новых видах деятельности.
Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и
некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих
представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток
постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются
степенью самостоятельности и ответственности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию,
тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать
ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную
деятельность подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие.
Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности
есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, пожитейски называемых «умение и желание учиться».
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте,
подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в
своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления
сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые
требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна
быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. Для подростков
становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета,
знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в
решении практических задач. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы
реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного
сознания

(естественные

и

практики самовыражения) мышление

общественные
в

понятиях

коренным

науки,
образом

духовные
преобразует

структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия,
воображения, внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением
способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире,
основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности
его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека
становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.
Виды деятельности подростка:



Совместно-распределенная

учебная

деятельность

в

личностно-

ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и
целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые»
функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).


Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на

получение социально-значимого продукта.


Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе,

осмысленное экспериментирование

с

природными

объектами,

социальное

экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими
людьми, тактики собственного поведения.


Творческая

деятельность

(художественное,

техническое

и

другое

творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.


Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя,

самоизменение.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности.
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных
видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах
деятельности.


Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного

участия в разных видах деятельности.


Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.



Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с

самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.


Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать

собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить
собственную картину мира и свою позицию.


Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли,

ощущения, переживания, чувства.


Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и

младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
6. Обоснование целесообразности изменений в примерной программе.
Программа конкретизирована для 6 класса, так как примерная программа
рассчитана на 5 – 9 классы.

7. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного курса:
Данный курс родного русского языка для 6 класса направлен на совершенствование
речевой деятельности, воспитание гражданина и патриота;


формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа;



осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного
интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной
культуре;



воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;



воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;



овладение культурой межнационального общения;
· совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
· углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
· совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
· развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.

8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Русский родной язык»
Изучение предмета «Русский родной язык» в 6-м классе должно обеспечивать достижение
предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система
планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными
действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а
также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными
универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения
содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 6-м классе.
Личностные:
у обучающихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контр примеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность
следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов,
лингвистических задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у обучающихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении
филологических задач.
Метапредметные:
Регулятивные

обучающиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
обучающиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий
с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по
способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и
уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий.
Познавательные
обучающиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
лингвистических проблем;
6) понимать и использовать лингвистические средства наглядности (рисунки, схемы и
др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
7) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
лингвистических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

обучающиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и обще пользовательскую компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности);
3) видеть задачу;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в
таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
Коммуникативные
обучающиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной
общеобразовательной школе при реализации содержательной линии обучающийся
научится:
«Язык и культура»

• понимать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном
мире; в жизни человека;
• понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых
качеств современного культурного человека;
• понимать, что язык — развивающееся явление; приводить примеры исторических
изменений значений и форм слов;
• объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского
алфавита; • распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национальнокультурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
• распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим
оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
• распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных
и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;
• распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок,
правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
• понимать значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные
пословицы, поговорки в современных ситуациях речевого общения;
• понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор,
народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической
образностью; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
• распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного
народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно
употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
• распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена,
входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную
стилистическую окраску;
• понимать взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории
народа, истории языка (в рамках изученного);
• понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной
статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов;
словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им
пользоваться;

«Культура речи»

• различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах (в рамках изученного);
• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён
существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
• анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно
употреблять омографы в письменной речи;
• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с
учетом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
• правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету
или явлению реальной действительности;
• соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в рамках
изученного);
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической
сочетаемости в художественной литературе, разговорной речи;
• различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена
существительные, прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного
русского языка;
• употреблять синонимы с учетом стилистических норм современного русского языка;
• определять род заимствованных несклоняемых имён существительных; сложных
существительных; имен собственных (географических названий); аббревиатур и
корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
• различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм
именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм
существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚
различающихся по смыслу‚ и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
• различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной
речи;
различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы;
выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;
• соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно
употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога;
• соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения,
лежащие в основе национального речевого этикета;
• соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения
лексического значения слова, особенностей употребления;
• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари
для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
нормативных вариантов написания;
• использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к
ним синонимов, антонимов, а также в процессе редактирования текста;
• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
«Речь. Речевая деятельность. Текст»
• использовать различные виды слушания (выборочное‚ ознакомительное) текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов
различных функциональносмысловых типов речи;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения правильного, точного,
выразительного словоупотребления и интонирования;
• анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты
описательного типа: определение, собственно описание;
• анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты
аргументативного типа (рассуждение);
• анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные
повествовательные тексты;
• строить устные учебно-научные монологические сообщения различных функциональносмысловых типов речи (ответ на уроке);
• участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать
диалог;
• анализировать прослушанный или прочитанный текст с точки зрения его
композиционных особенностей, количества микротем;
• устанавливать логические связи между абзацами и частями текста и определять средства
их выражения;
• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста: составлять разные виды плана (назывной, вопросный, тезисный);
• владеть приемами работы с заголовком текста;

• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения:
приветствие, просьбу, принесение извинений;
• создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;
• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);
• анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их
фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);
• владеть приемами работы с оглавлением, списком литературы;
• редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять
реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
• знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных
сетях.
9. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (34 часа)
I. Язык и культура – 13 ч
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского
(старославянского) языка в развитии русского языка. Диалекты как часть народной
культуры. Диалектизмы, их национально-культурное своеобразие. Сведения о диалектных
названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному
языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного
уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в
произведениях художественной литературы.
Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия
национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов
России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины
заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль
заимствованной лексики в современном русском языке. Пополнение словарного состава
русского языка новой лексикой.
Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической
окраске. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические
прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта,
исторических событий, культуры и т. п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку
и т. п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).
II. Культура речи – 11ч
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи.
Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚
устарелые и профессиональные).
Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов:
ударение в форме родительного падежа множественного числа существительных;
ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в
формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах
прошедшего времени мужского рода; ударение в формах глаголов II спряжения на -ить;

глаголы звонИть, включИть и др. Варианты ударения внутри нормы: бАловать –
баловАть, обеспЕчение – обеспечЕние.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚
стилистические особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка.
Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий;
названий географических объектов; именительный падеж множественного числа
существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); родительный падеж
множественного числа существительных мужского и среднего рода с нулевым
окончанием и окончанием -ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); родительный
падеж множественного числа существительных женского рода на -ня (басен, вишен,
богинь, тихонь, кухонь); творительный падеж множественного числа существительных 3го склонения; родительный падеж единственного числа существительных мужского рода
(стакан чая — стакан чаю); склонение местоимений‚ порядковых и количественных
числительных.
Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные
грамматические ошибки в речи. Нормы употребления форм имён существительных в
соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не
«туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к
разряду одушевлённости-неодушевлённости (смотреть на спутника – смотреть на
спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков,
апельсинов, мандаринов; профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имён прилагательных в формах сравнительной степени
(ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен,
торжествен – торжественен). Варианты грамматической нормы: литературные и
разговорные падежные формы имён существительных. Отражение вариантов
грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета. Принципы
этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность,
вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях
общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение
понятий: этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы — этикетные
формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и
конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы
благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
III. Речь. Речевая деятельность. Текст – 10ч
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы чтения.
Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Текст как единица языка и
речи. Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение,
дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии,
бывальщина. Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение
(устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура
устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответдобавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных
частях учебного сообщения (устного ответа).

Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и
предъявления презентации слушателям. Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
Краеведческий материал. Национальные особенности речевого этикета народов,
проживающих в Бурятии. Диалектизмы.
Краеведческий материал: топонимика и ономастика родного края.
Организация внеурочной деятельности по предмету.
Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года
согласно календарному плану рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе
ВОШ (сентябрь-октябрь),
НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов,
рисунков, плакатов, чтецов, экскурсия в театры, музеи истории города. Для учащихся 6
класса во внеурочное время организуются интеллектуальные игры, викторины и конкурсы
по предмету, проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности, что даёт им
возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее».
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы
РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне;
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Платформы, сервисы для проведения дистанционного обучения.




Платформа «Учи.ру»: https:uchi.ru
Программы для проведения уроков по видеосвязи: Zoom.
Смарт-тетрадь

10. Учебно-тематический план

Раздел

Кол-

Виды учебной деятельности

Виды контроля

во
часов
Язык и

13

культура

Овладевают приемами и правилами эффективного

Опрос,

слушания устной монологической речи. Осознают роль

взаимоконтроль

речевой культуры, общения, коммуникативных умений в

Составление

жизни человека.

устных

Работа с учебником, беседа, объяснительный диктант,

монологических

проектирование выполнения домашнего задания.

высказываний.
Защита
проектов

Культура

11

речи

Речь. Текст

10

Выявляют особенности разговорной речи, языка

Опрос, тестовые

художественной литературы и стилей речи. Анализируют

задания Составл

пословицы и поговорки русского народа. Приводят

ение диалогов

примеры ситуаций, в которых происходит устное и

на заданную

письменное общение. Активизируют знания в области

тему. Защита

синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога.

проектов.

Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека.

Опрос, анализ

Определяют компоненты ситуации общения. Создают

текста с точки

собственные тексты для решения коммуникативных задач. зрения его
Узнают признаки текста, характеризуют текст по форме,

темы, проблемы

виду и типу речи.

и идеи. Защита
проектов.

На уроках используются три формы организации учебной деятельности учащихся:
- фронтальная (совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя,
когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем
классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем
классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа,
объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и
т.д.),
- индивидуальная (самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.

Задания: работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными
источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); написание
рефератов, докладов и т.д. )
- групповая (учащиеся работают в группах из 4-6 человек или в парах. Задания для
групп могут быть одинаковыми или разными. Класс на уроке делится на группы для
решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо
дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством
лидера группы или учителя;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной
эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого
члена группы.
В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами
учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных
заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное
обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу).
11. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты
Изучение предметной области «Родной русский язык» должно обеспечивать:
- воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Ученик научится:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи
его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Учебно-методическое обеспечение
1. Русский родной язык: 6 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций /
[О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2018.
2. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-pouchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9klassov.
3. Русский родной язык. 6 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В.
Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] URL: http://uchlit.com.

Материально-техническое обеспечение
1. Ноутбук.
2. Экран.
3. Проектор.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
2. Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
3. Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. . Ожегова, А. А. Зализняка, М.
Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm
4. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL:
5. https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova.
6. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
7. Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
8. Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
9. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
10. Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru Мир русского слова. URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs Образовательный портал Национального корпуса
русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru
11. Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
12. Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
13. Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru
14. Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
15. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
16. Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
17. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
18. Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
19. Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru
20. Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
21. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru Словари, созданные
на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL:
http://dict.ruslang.ru
22. Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su

23. Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://doc-style.ru
24. Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
25. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
26. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари,
энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Литература для учащихся:
1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 12е изд.- М.: Русский язык, 2017.
2. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под
ред. Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 2017.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/7изд., перераб. и
доп.- М.: Русский язык, 2018.
4. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского
языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2016.
5. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред. В.В.Иванова.- 8-е изд.М.: Русский язык, 2016.
6. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка/М.: Русский
язык, 2015.
6. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный
словарь русского языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2015.
Литература для учителя:
1. Русский родной язык: 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций
/ [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2018.
2. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmeturusskij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov.
3. Русский родной язык. 6 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В.
Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] URL: http://uchlit.com.

Календарно-тематический план

№
п\п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34 часа)
Тема урока
Кол-во Дата
Фактическая
часов
дата

Язык и культура. 13 ч.
1
2
3-4
5-6
7-8
9-10
1112
13

Из истории русского литературного языка
Диалекты как часть народной культуры.
Лексические заимствования как результат
взаимодействия национальных культур
Особенности освоения иноязычной лексики
Современные неологизмы
Отражение во фразеологии истории и культуры
народа
Современные фразеологизмы

1
1
2

Играем со словами. РР

1

Культура речи. 11 ч.
14 Стилистические особенности произношения и
ударения
произношения
отдельных
15 Нормы
грамматических форм
16 Синонимы и точность речи
17 Антонимы и точность речи
18 Лексические омонимы и точность речи
19 Особенности склонения имён собственных
20 Нормы употребления имён существительных
21 Нормы употребления имён прилагательных,
числительных, местоимений
22-23 Речевой этикет
Проверочная работа РР
24
Речь. Текст. 10 ч.
25 Эффективные приёмы чтения
26 Этапы работы с текстом
27 Тематическое единство текста
28 Тексты описательного типа
29-30 Разговорная речь. Рассказ о событии.
Бывальщина
31 Научный стиль. Словарная статья
32 Научное сообщение. Устный ответ
33-34 Виды ответов
Итого:

2
2
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
2

Тематика проектных и исследовательских работ для 6-го класса
1. Из этимологии фразеологизмов.
2. Из истории русских имён.
3. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
4. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
5. Календарь пословиц о временах года.
6. Карта «Интересные названия городов моего края/России».
7. Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
8. Понимаем ли мы язык Пушкина?
9. Компьютерный сленг в русском языке.
10. Интернет-сленг.
11. Межнациональные различия невербального общения.
12. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
13. Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
14. История создания русского алфавита.
15. Словарик названий русской национальной одежды.
16. Календарь старинных народных праздников.
17. Этикетные формы обращения.
18. Как быть вежливым?
19. Слоганы в языке современной рекламы.
20. Синонимический ряд: врач — доктор — лекарь — эскулап — целитель —
врачеватель. Что общего и в чем различие.
21. Мы живем в мире знаков.
Система оценивания проектной и исследовательской деятельности
При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все
компоненты проектной деятельности:
1) содержательный компонент;
2) деятельностный компонент;
3) результативный компонент.
При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание
следующие критерии:
1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;
2) правильность выбора используемых методов исследования;

3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;
4) доказательность принимаемых решений;
5) наличие аргументации выводов и заключений.
При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:
1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;
2) характер взаимодействия участников проекта.
При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:
1) качество формы предъявления и оформления проекта;
2) презентация проекта;
3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;
4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;
5) новизна представляемого проекта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».