Родной русский язык 7 кл.Цыбикова Е.К., Бадашканова О.В., Бардаханова Е.В., Дондупова С.Б

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета
Родной русский язык
7 класс

Разработчик программы: Цыбикова Е.К., Бадашканова О.В.,
Бардаханова Е.В., Дондупова С.Б

г. Улан-Удэ
2022

Пояснительная записка
Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета.
Главное предназначение учебного предмета «Русский родной язык» — формирование
познавательного интереса и уважительного отношения к родному языку, а через него — к
родной культуре, к свершениям и традициям своего народа; осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
Программа

учебного

предмета

«Русский

родной

язык» разработана

для

функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций,
реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как
родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом. В то же
время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и
родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему
содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка
в разных регионах Российской Федерации. В соответствии с этим в курсе русского
родного языка актуализируются следующие цели:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной

ценности народа;

осознание

национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса,
любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании; • расширение знаний о таких явлениях и

категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;
о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
• совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и
сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
•

развитие

проектного

и

исследовательского

мышления,

приобретение

практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Цели данного курса:
1) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку,
сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности;
2) развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
3) освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского
литературного языка и речевого этикета;
4) обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических
средств;
5) формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
6) полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в
содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать

актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,
деятельностный подходы, которые определяют
Задачи данного курса:
1) приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании;
2) овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и
ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка:
3) формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение
пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и
навыков письменной речи;
4) освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения
человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
На ступени основной школы задачи учебных занятий определены как закрепление умений
разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные
связи, определять структуру объекта познания. Значимые функциональные связи и
отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты
по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы
решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные
алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения
одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальны
решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма
решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы,
определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый
результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений
и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе
способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в
соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания,

адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью
свёрнутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.
На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической
речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку
зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать
аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать
выводы.

Общая характеристика учебного курса
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования
гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным
языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет
нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление
национальной культуры. Изучение русского языка и владение им — могучее средство
приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал
социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа,
говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной
деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли
других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовнонравственных ценностей. Как средство познания действительности русский родной язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому
родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно
связан со всеми школьными предметами; имея при этом особый статус, он является не
только объектом изучения, но и средством обучения. Уровень владения родным русским

языком влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем
способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной
язык» не ущемляет прав тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки.
Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Актуальность изучения курса
В системе школьного образования учебный предмет «Русский родной язык»
занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Как

средство

познания

действительности

русский

язык

обеспечивает

развитие

интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.

Принципами отбора содержания материала программы являются:
– системность;
– научность;
– доступность;
– возможность практического применения полученных знаний;
–реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы за 34 ч.
- целостность;

- вариативность;
- интеграция;
- гуманизация.
Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и
уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом возрастных
особенностей развития учащихся.

Нормативные документы
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
1.

Конституция РФ.

2.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской

Федерации".
3.

Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике

Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №
1897) с изменениями
5. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования и Программа по русскому родному языку к учебнику для 6 класса
общеобразовательной школы / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И.
Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2018.
6.

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

СанПиН 2.4.3648-20

"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28).
7. Устав МАОУ «СОШ №18».
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9. Локальные акты МАОУ «СОШ №18».
Данная рабочая программа составлена по курсу «Родной русский язык», 7 класс
Программа рассчитана на 34 часа. (1 час в неделю).

2. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 245 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Русский

родной язык» на этапе основного общего образования, в том числе в седьмых классах 34
часа из расчета 1 учебный час в неделю.

2. Данная рабочая программа составлена по курсу «Русский родной язык»
7 класс. Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).

Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка.
Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно
оформившимся. Имеет место очевидный

«зазор» между младшими школьниками,

усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию,
однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и
школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только
в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в
сходных формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает
проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей
самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное
переживание,

чувство

взрослости:

потребность

равноправия,

уважения

и

самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны
взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности
обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых
людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и
рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как
самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток
выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется

интерес

к

собственной

личности;

установка

на

обширные

пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих,
сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям,
героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям,
перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют
активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток
пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений
(социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет
подростка к участию в новых видах деятельности.

Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны
и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих
представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток
постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются
степенью самостоятельности и ответственности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию,
тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход
учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность
подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая
школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя
сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски
называемых «умение и желание учиться».
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте,
подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в
своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления
сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые
требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна
быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего
школьника

для подростков становится принципиальной их личная склонность к

изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность
применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не
удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения.
Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность,
деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем
больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в
конечном счете, к управлению ими.
Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого
закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря
освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные
науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом
преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти,
восприятия, воображения, внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением
способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире,
основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности

его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека
становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.
Виды

деятельности

подростка,

связанные

с

образовательными

учреждениями:
 Совместно-распределенная

ориентированных

формах

учебная

деятельность

(включающих

возможность

в

личностно-

самостоятельного

планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность,
выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации
материала и пр.).
 Совместно-распределенная

проектная деятельность, ориентированная на

получение социально-значимого продукта.
 Исследовательская

осмысленное

деятельность в ее разных формах, в том числе,

экспериментирование

с

природными

объектами,

социальное

экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими
людьми, тактики собственного поведения.
 Деятельность

управления системными объектами (техническими объектами,

группами людей).
 Творческая

деятельность

(художественное,

техническое

и

другое

творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.


Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя,

самоизменение.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности.
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных
видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах
деятельности.
Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку
собственного участия в разных видах деятельности.

Освоить разные способы представления результатов своей
деятельности.

Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с
самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего
замысла.

Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире,
осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности;
выстроить собственную картину мира и свою позицию.

Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли,
ощущения, переживания, чувства.


Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками,
взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную
деятельность с ними.


Обоснование целесообразности изменений в примерной программе.
Программа конкретизирована для 7 класса, так как примерная программа рассчитана на
5 – 9 классы.
Ценностные ориентиры учебного предмета
Важный аспект в обучении - формирование у учащихся чуткости к богатству и
выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому
способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с
изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за
использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной
литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной,
языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла
отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные
содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенция:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической
(языковедческой) компетенций;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Русский родной язык»
Личностные результаты:
 представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через
него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию
родного языка;
 осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека,
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического
развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия,
богатства, выразительности русского родного языка;





представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и
коммуникативный аспекты речевого высказывания;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение
круга используемых языковых и речевых средств родного языка.

Метапредметные результаты:








совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях
его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и
представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и
систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели
предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить
самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью
предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде
рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой деятельности;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.

Предметные результаты:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи
его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность

Содержание программы
Раздел 1. Язык и культура (10 часов)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с
историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические
события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие
предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода
из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе
национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском
языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости.
Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.
Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон,
ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов
как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи (12 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в
словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного
числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа
висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической
норм(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать,
оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний
темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на
употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных
жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 часов)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики
устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность,
связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные,
рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры.

Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты
аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как
управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в
текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах.
Притча.

Организация внеурочной деятельности по предмету.
Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года
согласно календарному плану рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе
ВОШ (сентябрь-октябрь),
НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов,
рисунков, плакатов, чтецов, экскурсия в театры, музеи истории города. Для учащихся 6
класса во внеурочное время организуются интеллектуальные игры, викторины и конкурсы
по предмету, проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности, что даёт им
возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее».
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы
РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне;
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Платформы, сервисы для проведения дистанционного обучения.




Платформа «Учи.ру»: https:uchi.ru
Программы для проведения уроков по видеосвязи: Zoom.
Смарт-тетрадь
Учебно-тематический план

Тема урока

Колич Виды учебной деятельности
ество
часов
на
раздел,
тему
1
Учатся самостоятельно
формулировать цели и задачи урока,
работать с с текстами, словарная
работа

Миниразмышления,
ответы на
вопросы

Связь исторического
языка с историей
общества

1

Формулирование целей и задач урока,
Учатся вести эвристическая беседа,
структурировать материал.

Опрос

Факторы, влияющие на
развитие языка

2

Эвристическая беседа, работа в
группе, создание презентации

Презентация

Устаревшие слова как
живые свидетели
истории

2

Работа с художественными текстами,
работа со словарём, работа в группе.

Опрос

Актуализация
устаревшей лексики в
новом речевом
контексте

2

Анализ видео ролика Работа с
художественными текстами, беседа,
работа в паре

Опрос

Лексические
заимствования
последних десятилетий

2

Работа с художественными текстами,
работа со словарями, беседа,
сообщения учащихся

Объяснительный
диктант, опрос,
сообщения

Русская орфоэпия.
Нормы ударения в
причастиях,
деепричастиях,
наречиях.
Основные лексические
нормы

2

Работа со словарём, работа с
художественными текстами, работа в
паре, самостоятельная работа

Самостоятельная
работа

1

Эвристическая беседа, работа в
группе, работа со словарями,
самостоятельная работа

Опрос,
самостоятельная
работа

Русский язык как
развивающееся явление

Виды
контроля

Паронимы и точность
речи.

1

Эвристическая беседа, работа со
словарём, самостоятельная работа

Опрос,
самостоятельная
работа

Грамматические нормы
современного русского
литературного языка

2

Беседа, составление таблицы, работа в
группе

Опрос, таблица

Работа по исправлению
грамматических ошибок, работа в
паре.

Самостоятельная
работа

Эвристическая беседа, сообщения
учащихся, работа в паре.

Сообщения
учащихся, опрос

Беседа, работа в паре, работа с
текстами.

Опрос. Тест

Грамматические
2
ошибки в образовании
формы глагола,
причастий,
деепричастий, наречий
Речевой этикет. Русская 4
этикетная речевая
манера общения.
Невербальный
(несловесный) этикет
общения.
Язык и речь.
2

Традиции русского
речевого общения

2

Беседа, сообщения учащихся, работа в
группе

Опрос,
сообщения
учащихся

Основные признаки
текста.

1

Беседа, составление текстов, тест

Тест

Функциональные
разновидности языка

1

Беседа, работа с текстами,
самостоятельная работа

самостоятельная
работа

Разговорная речь.
Беседа. Спор.

1

Беседа, работа в паре, работа в группе.

Создание текста

Публицистический
стиль.

1

Беседа, работа с текстами, тест

Опрос, тест

Путевые заметки

1

Эвристическая беседа, творческая
работа

Опрос,
творческая
работа

Язык художественной
литературы

1

Эвристическая беседа, работа с
художественными текстами,
самостоятельная работа

Самостоятельная
работа, опрос

Притча.

1

Работа с притчами, творческая работа

Опрос,
творческая
работа

На уроках используются три формы организации учебной деятельности учащихся:
- фронтальная (совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя,
когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем
классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем
классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа,
объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и
т.д.),
- индивидуальная (самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.
Задания: работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными
источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); написание
рефератов, докладов и т.д. )
- групповая (учащиеся работают в группах из 4-6 человек или в парах. Задания для
групп могут быть одинаковыми или разными. Класс на уроке делится на группы для
решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо
дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством
лидера группы или учителя;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной
эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого
члена группы.
В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами
учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных
заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное
обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу).

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения учебного предмета обучающийся научится:
- правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно
пользоваться орфоэпическим словарём;
- свободно пользоваться лексическими словарями разных видов; - подробно и сжато
излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека,
процессов труда;
- прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности
(заготовки, иллюстрации, различать шрифтовые выделения информации);
- писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале
жизненного опыта учащихся; грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
- устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности
языка и стилю речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в
том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого результата;
- анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации,
языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать
перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной,
убеждающей речью;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных
народов России и мира.
- использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам и продолжения образования.

Учебно-методическое обеспечение
1.Русский родной язык: 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций /
[О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2018.

2.Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmeturusskij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov.
3.Русский родной язык. 7 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В.
Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] URL: http://uchlit.com.
4.Русский родной язык: 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций /
[О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2018.
5.Русский родной язык. 7 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В.
Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] URL: http://uchlit.com
Материально-техническое обеспечение:
1.Ноутбук.
2.Проектор.
3.Экран

Цифровые образовательные ресурсы:

























Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М.
Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL:
https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL:
https://studiorum-ruscorpora.ru
Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html
Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ
РАН). URL: http://dict.ruslang.ru
Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su







Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://docstyle.ru
Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»:
словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL:
http://etymolog.ruslang.ru
Контрольно-измерительные материалы (перечень)

1) Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7
класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2017.
2) Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 7
класс. Авторы: В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2017
Список литературы.
Литература, используемая при подготовке программы.
1.
Русский родной язык: 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.:
Просвещение, 2018.
2.
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmeturusskij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov.
3.
Русский родной язык. 7 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В.
Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] URL: http://uchlit.com.
Литература:
Литература для учителя
1. С.В.

Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников- М.:
Просвещение, 2015
2. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.:
ВАКО, 2016.
3. Г.Г. Граник Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А.
Концевая. - М., 2014.
4. Н.В. Егорова Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс –
М.:ВАКО, 2010
5. В.И.Капинос Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы /
В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 2011.
6. Н.А. Сенина Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс –
Ростов н/Д: Легион, 2016
Литература для учащихся.
1. С.В. Антонова, Т.И. Гулякова Русский язык: 7 класс: контрольные работы тестовой
формы – М.: Вентана-Граф, 2016
2. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. – М., 2015
3. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. – М.: Просвещение, 2016.
4. Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. – Минск, 2015.

Календарно-тематический план
№

1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
2
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
3
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Разделы, темы

Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление.
Связь исторического развития языка с историей общества.
Факторы, влияющие на развитие языка.
Факторы, влияющие на развитие языка.
Устаревшие слова как живые свидетели истории.
Устаревшие слова.
Актуализация устаревшей лексики в новом речевом
контексте
Актуализация устаревшей лексики в новом речевом
контексте
Лексические заимствования последних десятилетий.
Лексические заимствования последних десятилетий.
Культура речи
Русская орфоэпия.
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях.
Основные лексические нормы.
Паронимы и точность речи.
Грамматические нормы современного русского
литературного языка.
Грамматические нормы
Грамматические ошибки в образовании формы глагола,
причастий, деепричастий, наречий.
Грамматические ошибки
Речевой этикет.
Русская этикетная речевая манера общения.
Невербальный (несловесный) этикет общения.
Невербальный (несловесный) этикет общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь.
Язык и речь
Традиции русского речевого общения.
Традиции русского речевого общения.
Основные признаки текста: смысловая цельность,
информативность, связность.
Основные признаки текста
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Беседа. Спор
Публицистический стиль.
Путевые записки.
Язык художественной литературы.
Притча

Колво
часов
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

Фактичес
кая дата

Тематика проектных и исследовательских работ для 6-го класса
1. Из этимологии фразеологизмов.
2. Из истории русских имён.
3. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
4. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
5. Календарь пословиц о временах года.
6. Карта «Интересные названия городов моего края/России».
7. Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
8. Понимаем ли мы язык Пушкина?
9. Компьютерный сленг в русском языке.
10. Межнациональные различия невербального общения.
11. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
12. Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
13. История создания русского алфавита.
14. Словарик названий русской национальной одежды.
15. Календарь старинных народных праздников.
16. Этикетные формы обращения.
17. Как быть вежливым?
18. Слоганы в языке современной рекламы.
19. Синонимический ряд: врач — доктор — лекарь — эскулап — целитель —
врачеватель. Что общего и в чем различие.
20. Мы живем в мире знаков.
21. Являются ли жесты универсальным языком человечества?

Система оценивания проектной и исследовательской деятельности
При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все
компоненты проектной деятельности:
1) содержательный компонент;
2) деятельностный компонент;
3) результативный компонент.
При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание
следующие критерии:
1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;

2) правильность выбора используемых методов исследования;
3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;
4) доказательность принимаемых решений;
5) наличие аргументации выводов и заключений.
При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:
1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;
2) характер взаимодействия участников проекта.
При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:
1) качество формы предъявления и оформления проекта;
2) презентация проекта;
3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;
4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;
5) новизна представляемого проекта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».