Родной русский язык 9 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета
Родной (русский) язык
9 класс

Составители программы: Дондупова С.Б., Бадашканова О.В.

г. Улан-Удэ
2022

2. Пояснительная записка
Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память,
воображение,
формирует
навыки
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и
влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе
способствует овладению будущей профессией.

















Цели обучения:
воспитание гражданина и патриота;
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях
его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают
его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и
ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных
нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка
и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:




Формирование представлений о зарождении и развитии русской письменности.
Расширение знаний о тексте и различных формах его организации.



Создание условий для формирования языковой личности (выработка мотивации,
интереса к изучению родного языка, обогащение лексикона, развитие языковой
способности учащихся).

Общая характеристика учебного курса.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования
гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры.
Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность
и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение
им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурноисторическому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа,
говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной
деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли
других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовнонравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и
коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных
знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый
статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на
качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует
овладению будущей профессией.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной
язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русские) родные языки.
Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Актуальность изучения курса.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает
особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как
средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
 систематичность;
 научность;
 доступность;
 возможность практического применения полученных знаний;
 реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы за 34 ч.
 целостность;
 вариативность;
 интеграция;
 гуманитаризация
Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и
уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом возрастных
особенностей развития учащихся.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 3173. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об обра зовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11.«Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные
требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования».
5. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576
(п.п. 12.1., 12.2; и. 19.3).
6. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577
(п.п. 11.1, 11.2.; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1).
7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1578 (п.п.
11.1, 11.2.; и. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1).
8. 5 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и

9. науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из
10. числа языков народов РФ».
11. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский
родной язык» для общеобразовательных организаций 5-9 классы (одобрена
ФУМО от 31.01.2018, протокол №1/18.Русский родной язык: 9 класс: учебное пособие
для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И.
Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2018.
12. Русский родной язык. 9 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В.
Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] URL: http://uchlit.com
13. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28 )Устав МАОУ «
СОШ №18»
14. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
15. Локальные акты МАОУ « СОШ №18».

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным
результатам освоения основной образовательной программы, представленной в
федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,
и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 245 часов, в том числе в седьмых
классах 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.
4. Данная рабочая программа составлена по курсу «Русский язык» 9
класс. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
5. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка.
Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно
оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками,
усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию,
однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и
школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только
в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в
сходных формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает
проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей
самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное
переживание,
чувство
взрослости:
потребность
равноправия,
уважения
и
самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны
взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности
обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых
людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и
рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как
самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток
выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.

Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные
пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих,
сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям,
героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям,
перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют
активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток
пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений
(социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет
подростка к участию в новых видах деятельности.
Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны
и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих
представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток
постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются
степенью самостоятельности и ответственности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию,
тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход
учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность
подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая
школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя
сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски
называемых «умение и желание учиться».
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте,
подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в
своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления
сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые
требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна
быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего
школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к
изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность
применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не
удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения.
Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность,
деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем
больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в
конечном счете, к управлению ими.
Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого
закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря
освоению культурных форм общественного сознания, естественные и общественные
науки, духовные. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы
которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте,
благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и
общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях
коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять
работу памяти, восприятия, воображения, внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением
способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире,
основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности
его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека
становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.

Виды деятельности подростка:
Совместно-распределенная
учебная
деятельность
в
личностноориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и
целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые»
функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
 Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на
получение социально-значимого продукта.
 Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе,
осмысленное
экспериментирование
с
природными
объектами,
социальное
экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими
людьми, тактики собственного поведения.
 Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество),
направленная на самореализацию и самоосознание.
 Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя,
самоизменение.


Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности.
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных
видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах
деятельности.
 Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного
участия в разных видах деятельности.
 Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
 Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с
самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
 Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать
собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить
собственную картину мира и свою позицию.
 Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения,
переживания, чувства.
 Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и
младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

6. Обоснование целесообразности изменений в примерной программе.
Программа конкретизирована для 9 класса, так как примерная программа рассчитана на
5 – 9 классы.
7. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Нацеленность курса на соприкосновение с историей родного языка, на речевое и
интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции,
которую русский язык выполняет в системе общего образования как выразитель и
хранитель культуры народа. Ценность курса состоит в большом объеме надпрограммного
и практически значимого материала, который позволит ребенку эффективнее
взаимодействовать в социуме и решать личностно значимые задачи. В процессе обучения
ученик получает возможность совершенствовать метапредметные универсальные учебные
действия, которые базируются, в частности, и на видах речевой деятельности и
предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского
(родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры
устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в
жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные
(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование,
оценивание и классификация), информационные (умение извлекать информацию из
различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение
формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию). Текстоцентричность курса связана с возросшей ролью
умений оперативно и корректно интерпретировать устную и письменную информацию.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Личностные результаты:
 представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через
него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию
родного языка;
 осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека,
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического
развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия,
богатства, выразительности русского родного языка;
 представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и
коммуникативный аспекты речевого высказывания;
 увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение
круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:








совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях
его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и
представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и
систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели
предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить
самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью
предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде
рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой деятельности;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.

Предметные результаты:
















умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать
их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
понимание и истолкование значения слов с национально-культурным
компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей
употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного
народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; осознание национального своеобразия
общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических словсимволов, обладающих традиционной метафорической образностью.
понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников
крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным
компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения
таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого
общения;
определение различий между литературным языком и диалектами; осознание
диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного
своеобразия диалектизмов;
овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при
создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому
самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами
лексики и фразеологии языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка и правил речевого этикета;
использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
Платформы, сервисы для проведения дистанционного обучения.





Платформа «Учи.ру»: https:uchi.ru
Платформа ОРФО-9
Программы для проведения уроков по видеосвязи: Zoom, Skype.

Краеведческий материал. Происхождение географических названий
Бурятии. Топонимика и ономастика
Краеведческий материал: использование текстов писателей и поэтов Бурятии.
Организация внеурочной деятельности по предмету
Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года
согласно календарному плану рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе

ВОШ (сентябрь-октябрь),
НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов,
рисунков, плакатов, чтецов, экскурсия в театры, музеи истории города. Для учащихся 5
класса во внеурочное время организуются интеллектуальные игры, викторины и конкурсы
по предмету, проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности, что даёт им
возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее».
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы
РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).
9. Содержание программы
Раздел 1. Язык и культура (11 часов)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном
русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост
словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение
значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (10 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,
согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на
слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе
словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же
падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы
в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних
указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (13 часов)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков,
диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении.
Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Резерв учебного времени – 1 час.
10. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по родному русскому языку для 9 класса составлено с
учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся ООО:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года. Для
учащихся 7 класса во внеурочное время организуются интеллектуальные игры, викторины
и конкурсы по предмету, проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности,
что даёт им возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее».
Учебно-тематический план
Тема урока

Количе Виды учебной деятельности
ство
часов

Виды контроля

Отражение в русском
языке культуры и
истории русского
народа.

1

Беседа, работа с текстами, словарная
работа

Миниразмышления,
ответы на
вопросы

Ключевые слова
русской культуры.

1

Эвристическая беседа работа с
текстами, словарная работа

Опрос

Крылатые слова и
выражения в русском
языке.

1

Эвристическая беседа, работа в
группе, презентация, работа со
словарём, презентация

Презентация

Новые иноязычные
заимствования в
современном русском
литературном языке.

2

Беседа, работа в группе, работа в паре,
работа со словарём, работа с текстами

Опрос,
самостоятельная
работа

Словообразовательные
неологизмы в
современном русском
литературном языке.

2

Работа текстами, беседа, работа в паре, Опрос,
работа со словарём
самостоятельная
работа

Переосмысление
значений слов в
современном русском
литературном языке.

2

Работа с текстами, работа со
словарями, беседа, работа в группе

Опрос

Стилистическая
переоценка слов в
современном русском
литературном языке.

2

Работа со словарём, работа в паре,
самостоятельная работа

Самостоятельная
работа

Орфоэпические нормы
современного русского
литературного языка.

2

Работа со словарями, самостоятельная
работа

Опрос,
самостоятельная
работа

Лексические нормы
современного русского
литературного языка.

2

Эвристическая беседа, работа со
словарём, самостоятельная работа

Опрос,
самостоятельная
работа

Грамматические нормы
современного русского
литературного языка.

2

Эвристическая беседа,
самостоятельная работа, работа в паре

Опрос,
самостоятельная
работа

Речевой этикет в
деловом общении.

2

Эвристическая беседа, практическая
работа, работа в паре.

Практическая
работа

Правила сетевого
этикета.

2

Эвристическая беседа, сообщения
учащихся, работа в группе.

Практическая
работа, опрос

Русский язык в
Интернете.

2

Беседа, работа в паре, работа с
текстами в Интернете.

Опрос,
самостоятельная
работа

Виды преобразования
текстов.

1

Беседа, работа с текстами

Самостоятельная
работа

Разговорная речь.
Анекдот, шутка.

1

Беседа, работа в группе

Опрос

Официально-деловой
стиль.

1

Беседа, составление таблицы, работа с
текстами

Опрос,
составление
таблицы

Деловое письмо.

1

Беседа, составление деловых писем.

Деловые письма.

Публицистический
стиль.

1

Беседа, работа с текстами, составление
таблицы

Составление
таблицы

Проблемный очерк.

1

Эвристическая беседа, написание
проблемного очерка

Проблемный
очерк

Научно-учебный
подстиль.

1

Эвристическая беседа, работа с
текстами, самостоятельная работа

Самостоятельная
работа, опрос

Доклад. Сообщение.

1

Выступления учащихся с докладами и
сообщениями

Доклад,
сообщение

Язык художественной
литературы

1

Анализ художественных текстов

Самостоятельная
работа

Прецедентные тексты

1

Эвристическая беседа, знакомство с
прецедентными текстами, работа в
паре.

Самостоятельная
работа

Резервный урок

1

На уроках используются три формы организации учебной деятельности учащихся:
- фронтальная (совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя,
когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем
классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем
классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа,
объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и
т.д.),
- индивидуальная (самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.
Задания: работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными
источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); написание
рефератов, докладов и т.д. )
- групповая (учащиеся работают в группах из 4-6 человек или в парах. Задания для
групп могут быть одинаковыми или разными. Класс на уроке делится на группы для
решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо
дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством
лидера группы или учителя;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной
эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого
члена группы.
В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами
учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных
заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное
обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.)
11. Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения родного языка ученик научится:
- иметь основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия
(литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические,
лексические и лексико-фразеологические, стилистические), средства языка и
уметь ими пользоваться;
- коммуникативные качества речи и тенденции развития языка;
- правильно оценивать языковые факты и отбирать языковые средства в
зависимости от содержания, сферы и условий общения;
- понимать назначение стилей речи;
- правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным
содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий
(пишущий), ситуацией и сферой общения.
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с
целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры
языка;
- обнаруживать ошибки на всех уровнях структуры языка;
- составлять официальные документы;
- оформлять рефераты;
- овладеть способами исследовательской деятельности;
- владеть этикетными нормами и нормами поведения в типичных ситуациях;
- владеть навыками публичного выступления, вести деловую беседу,
участвовать в полемике.

Учащиеся должны применять приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:

осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку,
сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических
средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным
предметам и продолжения образования.








Учебно-методическое обеспечение (перечень).
1. Русский родной язык: 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.:
Просвещение, 2018.
2. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык»
для образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования.
URL:
http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-pouchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9klassov.
3. Русский родной язык. 9 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О.
В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] URL: http://uchlit.com.

Материально-техническое обеспечение:
1.Ноутбук.
2.Проектор.
3. Экран

Цифровые образовательные ресурсы:












Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М.
Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL:
https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL:
https://studiorum-ruscorpora.ru




















Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html
Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ
РАН). URL: http://dict.ruslang.ru
Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su
Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://docstyle.ru
Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»:
словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL:
http://etymolog.ruslang.ru
Контрольно-измерительные материалы (перечень)

1) Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9
класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2017.
2) Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 9
класс. Авторы: В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2017
Список литературы.
Литература, используемая при подготовке программы.
1.
Русский родной язык: 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.:
Просвещение, 2018.
2.
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmeturusskij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov.
3.
Русский родной язык. 9 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В.
Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] URL: http://uchlit.com.
Литература:
Литература для учителя
1. С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников - М.:
Просвещение, 2015

2. М.Г. Бройде Занимательные

упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.:

ВАКО, 2016.
3. Г.Г. Граник Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А.
Концевая. - М., 2014.
4. Н.В. Егорова Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс –
М.:ВАКО, 2010
5. В.И.Капинос Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы /
В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 2011.
6. Н.А. Сенина Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 9 класс –
Ростов н/Д: Легион, 2016
Литература для учащихся.
1. С.В. Антонова, Т.И. Гулякова Русский язык: 9 класс: контрольные работы тестовой
формы – М.: Вентана-Граф, 2016
2. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. – М., 2015
3. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. – М.: Просвещение, 2016.
4. Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. – Минск, 2015.
Календарно-тематический план
№

1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
2
12.
13.
14.
15.

Разделы, темы

Язык и культура
Отражение в русском языке культуры и истории русского
народа.
Ключевые слова русской культуры
Крылатые слова и выражения в русском языке
Новые иноязычные заимствования в современном русском
литературном языке
Новые иноязычные заимствования в современном русском
литературном языке
Словообразовательные неологизмы в современном русском
литературном языке
Словообразовательные неологизмы в современном русском
литературном языке
Переосмысление значений слов в современном русском
литературном языке
Переосмысление значений слов в современном русском
литературном языке
Стилистическая переоценка слов в современном русском
литературном языке
Стилистическая переоценка слов в современном русском
литературном языке
Культура речи
Орфоэпические нормы современного русского
литературного языка
Орфоэпические нормы современного русского
литературного языка
Лексические нормы современного русского литературного
языка
Лексические нормы современного русского литературного

Колво
часов
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
1
1
1
1

Дата

Фактичес
кая дата

3
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

языка
16. Грамматические нормы современного русского
литературного языка
17. Грамматические нормы современного русского
литературного языка
18. Речевой этикет в деловом общении
19. Речевой этикет в деловом общении
20. Правила сетевого этикета
21. Правила сетевого этикета
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Русский язык в Интернете
Русский язык в Интернете
Виды преобразования текстов
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль.
Деловое письмо.
Публицистический стиль.
Проблемный очерк.
Научно-учебный подстиль.
Доклад. Сообщение
Язык художественной литературы.
Прецедентные тексты
Резервный урок

1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Темы проектов, рефератов, докладов.
Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
Из этимологии фразеологизмов.
Из истории русских имён.
Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь
юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего
края/России».
Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.
Мы живем в мире знаков.
Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
Понимаем ли мы язык Пушкина?
Этимология обозначений имен числительных в русском языке.
Футбольный сленг в русском языке.
Компьютерный сленг в русском языке.
Названия денежных единиц в русском языке.
Интернет-сленг.
Этикетные формы обращения.
Как быть вежливым?
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
Как назвать новорождённого?
Межнациональные различия невербального общения.
Искусство комплимента в русском и иностранных языках.

Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
Сетевой знак @ в разных языках.
Слоганы в языке современной рекламы.
Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что
общего и в чём различие.
Язык и юмор.
Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций,
разработка личной странички для школьного портала и др.
Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в
споре» «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях» и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».