Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» Рабочая программа учебного предмета (курса) «Литература» 6 класс(ы) Составители программы: Цыбикова Е.К, Бадашканова О.В., Жамбалов А.С. г. Улан-Удэ 2022 2. Пояснительная записка Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Главными целями изучения предмета являются: – формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; – развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; – формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи; – овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; выявление в произведениях общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. На основании ФГОС ООО необходимо реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: – формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы; – обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы; – развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся; – поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; – овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; – овладение важнейшими общеучебными и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); – использование опыта работы с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Общая характеристика учебного предмета Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметами «Русский язык», «Мировая художественная культура», «Музыка», «Изобразительное искусство», «История». Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Отбор литературного материала и определение приемов работы с ним осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих деятельность учителя, а также с учетом возрастных особенностей и читательских предпочтений учащихся. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений, личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни. Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения. Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историкохронологического-тематического принципов. Для каждого класса формулируются ключевые теоретико-литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы: 5 класс – художественный образ в литературе; 6 класс – образ человека в литературном произведении; 7 класс – сюжет как метафора жизни; 8 класс – художественный мир; литературные жанры; 9 класс – художественный мир; направление; композиция. В соответствии с избранной логикой построения курса литературы перед каждым классом ставятся конкретные практические задачи, связанные с целенаправленным поэтапным овладением учащимися необходимыми знаниями и умениями, перечень которых представлен в нормативных документах. Шестиклассники знакомятся с произведениями самых разных жанров, эпических, лирических и драматических, а также с их историей, отдельными формальными признаками. Основное внимание уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания. Введение регионального компонента по литературе направлено на освоение обучающимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего духовного наследия русского народа, населяющего Бурятию. Актуальность изучения курса Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков, без которых невозможна социализация личности, раскрытие ее потенциальных возможностей. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Принципами отбора содержания материала программы являются: систематичность; научность; доступность; возможность практического применения полученных знаний; реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 68 ч. целостность; вариативность; интеграция; гуманитаризация Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом возрастных особенностей развития учащихся. Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) 6. Примерная программа по литературе 5-9 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2019. 7. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28 ) 8. Устав МАОУ «СОШ №18» 8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18» 9. Локальные акты МАОУ «СОШ №18». 3. Описание места учебного предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 68 часов (2 часа в неделю), рассчитан на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения 4. Данная рабочая программа составлена по курсу «Литература» 6 класс. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). 5. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка. Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах. Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним. Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон. Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности. Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности. Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, пожитейски называемых «умение и желание учиться». Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. Для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и практики самовыражения) мышление общественные в понятиях науки, коренным духовные образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания. Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство. Виды деятельности подростка: Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно- ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта. Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание. Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение. Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности. Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности. Освоить разные способы представления результатов своей деятельности. Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла. Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию. Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними. 6. Обоснование целесообразности изменений в примерной программе. Программа конкретизирована для 5 класса, так как примерная программа рассчитана на 5 – 9 классы. 7. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающими активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. 8. Результаты освоения учебного предмета «Литература» Метапредметные результаты Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: o анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; o идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; o выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; o формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; o обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: o подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; o выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; o выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; o объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; o выделять явление из общего ряда других явлений; o определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; o строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; o строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; o излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; o самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; o вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; o объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); o выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; o делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; критически оценивать содержание и форму текста. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: o определять возможные роли в совместной деятельности; o играть определенную роль в совместной деятельности; o принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; o определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; o строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; o корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); o критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; o предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; o выделять общую точку зрения в дискуссии; o договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; o организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); o устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Личностные результаты: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; и профессиональных Формирование уровню развития целостного науки и мировоззрения, соответствующего общественной практики, современному учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Предметные результаты: Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы; Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; Формирование собственного Умение отношения к произведениям литературы, их оценка; интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения; Понимание авторской позиции Восприятие и свое отношение к ней; на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса; Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений. Содержание тем учебного курса Введение. 1 час Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч) Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество». Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч) «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления) P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. (3 ч) Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р .Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге. Иван Андреевич Крылов. (3 ч) Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений). К. Р. Контрольная работа № 2 по теме «Басня». P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (33 ч) Александр Сергеевич Пушкин. (15 ч) Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). Контрольная работа по повести АС. Пушкина «Дубровский». P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос. Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления). К.Р. Контрольная работа № 4 по стихотворениям М.Ю. Лермонтова. P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения. Иван Сергеевич Тургенев (5 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев. Федор Иванович Тютчев (6 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Р. Р. Устный и письменный анализ текста. Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Р. Р. Устный и письменный анализ текста. Николай Алексеевич Некрасов (4 ч) Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). К.Р. Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов. P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений. Николай Семенович Лесков (5 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). КР № 7 по произведениям Н. А. Некрасова и Н. С. Лескова. Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы. Антон Павлович Чехов (3 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий). P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (4 ч) Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект. Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений). КР № 8 по стихотворениям русских поэтов XIX века РР Составление план письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (12 часов) Александр Иванович Куприн (2 ч) «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления). Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Андрей Платонович Платонов (3 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев. Александр Степанович Грин (3 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший). Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Произведения о Великой Отечественной войне (8 ч) К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений). P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Виктор Петрович Астафьев (3 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления). К. р. контрольная работа № 9 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик. Валентин Григорьевич Распутин. (3 ч) Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода. Родная природа в русской поэзии XX века (2 ч) А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы. Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия) К.Р. Контрольная работа N° 10 по стихотворениям о природе поэтов XX в. P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Писатели улыбаются (2 ч) Василий Макарович Шукшин (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе Фазиль Искандер.(2 ч) Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге. Из литературы народов России (2 ч) Габдулла Тукай (1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа. Кайсын Кулиев (1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа. Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 ч) Мифы Древней Греции (3 ч) «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна). Геродот (3 ч) «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Гомер (3 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). Мигель де Сервантес Сааведра (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления). Фридрих Шиллер (2ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления). Проспер Мериме (1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Антуан де Сент-Экзюпери (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления). Подведение итогов за год (5 ч) Итоговый тест. Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта и программы В.Я. Коровиной. Содержание программы реализовано в УМК под редакцией В.Я. Коровиной (издательство «Просвещение»). Краеведческий материал в содержании Мифы и легенды Бурятии. Поэзия природы в произведениях бурятских поэтов и писателей. Бурятские народные сказки. Писатели и поэты Бурятии о войне. Организация внеурочной деятельности по предмету. Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года согласно календарному плану рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов, чтецов, экскурсии в театры, музеи города. Для учащихся 6 класса во внеурочное время организуются интеллектуальные игры, викторины и конкурсы по предмету, проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности, что даёт им возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее». Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков). Платформы, сервисы для проведения дистанционного обучения. Платформа «Учи.ру»: https:uchi.ru Программы для проведения уроков по видеосвязи: Zoom. Смарт-тетрадь .Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование по литературе для 6-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: • - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; • - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; • - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; • - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; • - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; • - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Учебно-тематический план Наименование Колич Виды учебной деятельности Виды разделов ество контроля. программы часов Введение 1ч Беседа о художественном произведении, о Опрос, единстве формы и содержания, об образе автора в тест. литературном выражения произведении авторской и позиции. способах Чтение и обсуждение вступительной статьи. Устное 3ч Беседа, рассказ, устное рецензирование Исполнен народное исполнительского мастерства, сообщения ие творчество. учащихся, выразительное чтение (исполнение) обрядовы песни; работа над иллюстрацией; выполнение х песен практического и творческого задания. Древнерусская 2ч литература Составление плана учебной статьи, пересказ, Тест беседа о прочитанном; презентация и защита собственных иллюстраций. Русская литература века 32 ч 19 Работа в группе, выразительное чтение Контроль стихотворений наизусть, сообщения учащихся, ное беседа о прочитанном, анализ стихотворений, сочинени устное рецензирование актёрского исполнения, е сопоставительный анализ стихотворения с выразител черновым вариантом, работа с учебником, ответ ьное на вопросы пересказ викторины, краткий и подробный чтение эпизода, выполнение защита творческой проекта, сравнительной ответ работа на со словарём, стихотвор работы, ений проектной плана наизусть, составление характеристики, проблемный письменный ответы на вопрос, работа с вопросы иллюстрациями, устное словесное рисование, викторин чтение по ролям, сопоставление стихотворения и ы, картины. тест, письменн ый ответ на проблемн ый вопрос Русская литература 15 ч 20 Анализ рассказа, выразительное чтение по ролям Тест, фрагмента, работа в группах, сообщения выразител учащихся, устное рецензирование, работа со ьное века. словарём, сравнительной чтение составление характеристики, подбор примеров, стихотвор цитатных иллюстрирующих различные формы выражения ений авторской позиции, стихотворений собственных выразительное наизусть, рисунков и чтение наизусть, презентация викторин творческих работ, а, инсценирование фрагмента, составление плана контрольн развития сюжета, ответы на вопросы викторины, ая работа, исполнение песен военных лет, обсуждение сочинени проблемной ситуации, рассказ о герое, работа с е. таблицей, пересказ близкий к тексту, составление вопросов по содержанию прочитанного. Литература народов России 2ч Работа со статьёй учебника, выразительное выразител чтение стихотворений, устное рецензирование ьное выразительного чтения, словарная работа, чтение сравнительный анализ двух стихотворений, стихотвор презентация и защита собственных иллюстраций ений. к стихотворениям, выполнение творческого задания, работа над коллективным проектом Зарубежная литература. 11 ч Пересказ статьи, чтение и обсуждение мифов, самостоят пересказ мифов, работа с иллюстрацией, работа в ельная группах, работа со словарём, составление плана работа статьи учебника, беседа по содержанию поэмы, Тест, пересказ эпизода, составление памятки чтеца викторин поэмы, устный рассказ с использованием а, цитирования. Сообщения учащихся, обсуждение инсценир проблемного вопроса, выразительное чтение и ование пересказ любимых эпизодов произведения, фрагмент работа в группах, выразительное чтение баллады, а сказки сравнительный анализ переводов, ответы на вопросы викторины, работа со словарём, анализ эпизода, презентация собственных иллюстраций, инсценирование фрагмента из сказки На уроках используются три формы организации учебной деятельности учащихся: - фронтальная (совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д.), - индивидуальная (самостоятельную работу каждого ученика в отдельности. Задания: работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); написание рефератов, докладов и т.д. ) - групповая (учащиеся работают в группах из 4-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.) Планируемые результаты Ученик научится: • понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); Ученик получит возможность научиться: • владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; • формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; • понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней; • воспринимать на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; • понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений Учебно-методическое обеспечение УМК: 1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение 2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.: ВАКО 4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.6 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2017. 5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2015. 6. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Учитель, 2017. – 237 с. 7 Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2081. – 132 с. 8.Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2018. 9. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 224 с. – (Домашний репетитор). 10. Репин А.В. Литература. 6 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2017. – 80 с. 11. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с. КИМы 1. Репин А.В. Литература. 6 кл. Проверочные работы. - Саратов: Лицей, 2017. 2. Контрольно-измерительные материалы. Литература.5 класс. Составитель ВАКО. 2016г. Материально-техническое обеспечение Проектор, экран, ноутбук, колонки, портреты русских и зарубежных писателей и поэтов, репродукции картин художников, презентации к урокам, фонохрестоматии Интернет ресурсы: Художественная литература: 1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор 2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки 3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература 4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы 5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов Справочно-информационные и методические материалы: 1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы» 2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября») 3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Калганова Т. А. Литература: 6 класс: Сборник упражнений. — 64 с. — Обл. 2. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим...:6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 2 4 0 с. 3. Коровина В. Я. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер. . 4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия 5. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим...: 6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 224 с.: ил. — Обл. 6. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер. ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ 1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик). Литература, используемая при подготовке программы: 1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения). 2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.: ВАКО, 2016. – 416 с. – (В помощь школьному учителю). 4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.6 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2017. 5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2015. 6. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Учитель, 2017. – 237 с. 7 Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2081. – 132 с. ПРИЛОЖЕНИЕ Календарно-тематическое планирование № Разделы, темы Кол- Дата во ческая часов дата 1. Введение 1 ч. 1 Введение. «В дорогу зовущие» Художественное 1ч 2-4.09 7-11.09 произведение. Содержание и форма. 2. Устное народное творчество 3 ч. 2 Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. 1ч 3 Обрядовые песни. Календарные праздники бурятского 1ч народа. 4 Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. 1ч 14-18.09 Загадки 3. Древнерусская литература 2 ч. 5 «Повесть временных лет» 1ч 6 «Сказание о белгородском киселе» 1ч 21-25.09 4. Русская литература 19 века 32 ч. 7 А.С.Пушкин. Лицейские годы. Лицейская лирика. 1ч 8-9 Лирика Пушкина 2ч 28.091.10 10 А.С.Пушкин «Дубровский». Изображение русского 1ч 5-9.10 барства. 11 Протест Владимира Дубровского против беззакония и 1ч несправедливости. Бунт крестьян. 12 Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, 1ч 12-16.10 независимости личности. 13 Романтическая история любви Владимира и Маши. 1ч Авторское отношение к героям. 14 Любимые страницы романа А.С.Пушкина «Дубровский» 1ч 15 А.С.Пушкин «Дубровский» (подготовка к контрольной 1ч 19-23.10 работе, написание контрольного домашнего сочинения) 16 М.Ю. Лермонтов «Тучи». Двусложные размеры стиха. Факти 1ч 26-30.10 17 М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Утёс», «На 1ч севере диком…», «Три пальмы». 18 И.С. Тургенев «Бежин луг». Портреты и рассказы 1ч 9-13.11 мальчиков, их духовный мир. Сочувственное отношение к крестьянским детям». 19 И.С. Тургенев «Бежин луг». Роль картин природы в 1ч рассказе 20 И.Тургенев. «Зааписки охотника» 1 ч. 21 «Хотим прекрасное в полёте удержать…» Поэтическое 1ч 16-20.11 творчество Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело…», «Листья» 22 А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё 1ч 23-27.11 майская ночь» 23 Н.А.Некрасов «Железная дорога». Своеобразие 1ч композиции. Значение эпиграфа, Роль пейзажа. 24 Н.А.Некрасов «Железная дорога». Мечта поэта о 1ч прекрасной поре в жизни народа. 25 «Отечества достойный сын» (по произведениям 30.114.12 1ч Н.А.Некрасова) 26 Тестирование по творчеству И.С.Тургенева и 1ч 7-11.12 Н.А.Некрасова 27 Трёхсложный размер стиха 1 ч. 28 Н.С.Лесков «Левша». Знакомство с героями сказа. Сказовая 1 ч 14-18.12 форма повествования. 29 Н.С.Лесков «Левша». Секрет тульских мастеров. Царь 1ч Николай Павлович, его окружение. Платов и Левша. 30 Н.С.Лесков «Левша». Гордость писателя за народ, его 1ч 21-25.12 трудолюбие, талантливость, патриотизм. Судьба мастера. 31 Н.С.Лесков «Человек на часах» 1ч 32 Притягательность творчества Н.С.Лескова. 1ч 28-30.12 33- Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа 2ч 11-15. 34 35 01.2021 А.П.Чехов «Тонкий и толстый». Речь героев как источник юмора. Роль художественной детали. 1ч 18-22.01 36 Рассказы А.П.Чехова. 1ч 37- Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века: 2ч 38 Я.П.Полонского, Е.А.Баратынского, А.К.Толстого 5. Русская литература ХХ века 17 ч. 39 Русская литература ХХ века Русская литература ХХ века 1ч 40 А.И.Куприн «Чудесный доктор». Рождественский рассказ. 1ч 41 А.И.Куприн «Чудесный доктор». Образ главного героя. 1ч Тема служения людям. 42 А.С.Грин «Алые паруса». Жестокая реальность и 1ч романтическая мечта в повести. 43 А.С.Грин «Алые паруса». Душевная чистота героев. 1ч Отношение автора к героям. Повесть «Алые паруса» в оценке критики. 44 А.П.Платонов «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг 1ч нас. 45 К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги 1ч Смоленщины…». Д.С.Самойлов «Сороковые» 46 В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Изображение быта 1ч и жизни сибирской деревни в предвоенные годы 47 В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные 1ч проблемы рассказа. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев, особенности использования народной речи. 48 В.Г.Распутин «Уроки французского». Отражение в 1ч рассказе трудностей послевоенного времени. 49 В.Г.Распутин «Уроки французского». Жажда знаний, 1ч нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. 50 В.Г.Распутин «Уроки французского». Нравственная 1ч проблематика произведения. 51 В.М.Шукшин. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских «героев-чудиков», правдоискателей, праведников. Образ «странного» героя в литературе. 1ч 25-29.01. 52 Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние 2ч учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека 53 А.Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». 1 ч. С.Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов ХХ века. 54 Н.М.Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В 1ч горнице». Тема Родины в поэзии Н.М.Рубцова. Человек и природа в тихой лирике поэта. Выразительное чтение 55 Литература народов России. Габдулла Тукай «Родная 1 ч. деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Кайсын Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Поэт- вечный должник своего народа. 6. Зарубежная литература 11 ч. 56 Мифы Древней Греции. 12 подвигов Геракла 1ч 57 Геродот «Легенда об Арионе» 1ч 58 Гомер «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы. 1ч 59 Гомер «Одиссея». «Одиссея» - песня о героических 1ч подвигах, мужественных героях. 60 Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема 1ч ложных и истинных идеалов. Пародия на рыцарские романы. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. 61 Фридрих Шиллер Выразительное чтение баллады 1ч Фридриха Шиллера «Перчатка» в переводах М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского 62 Проспер Мериме «Маттео Фальконе». Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. 1ч 63- Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как 64 философская сказка и мудрая притча. Утверждение 2 ч. всечеловеческих истин. 65 Произведения зарубежной литературы (тест) 1ч 66 Повторение 1ч ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ Устное народное творчество: Проект Создание иллюстрированного сборника пословиц и поговорок Иллюстрированный сборник пословиц и поговорок Произведения русских писателей XIX века: Проект «Любимые страницы романа А. С. Пушкина «Дубровский» Проект «Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» (по рассказам из цикла «Записки охотника») Творческий, электронный, иллюстративный альбом Произведения русских писателей XIX века Проект «Хотим прекрасное в полёте удержать...» (о поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) Творческий, альбом, электронный альбом Проект «Притягательность творчества Н. С. Лескова. Народные мастера» Информационный электронный альбом Проект «Среди героев рассказов Антоши Чехонте» Инсценировка и постановка рассказов писателя Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Творческий, информационно-познавательный Проект «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я.П. Полонского, Е.А. Баратынского, А.К. Толстого». Защита проекта Творческий, электронный альбом Произведения русских писателей ХХ века Творческий, информационно-познавательный Проект «Писатель, подаривший миру мечту» (посвящается А. Грину) Информационный электронный альбом Произведения о Великой Отечественной войне Проект литературной гостиной «Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в живописи, в стихах и повестях русских писателей» Творческий, электронный альбом Произведения зарубежных писателей Проект «Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве Творческий, электронный альбом Зарубежная фантастическая проза Творческий Урок-проект «Я – писатель фантаст» Фантастический рассказ Произведения для заучивания наизусть А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро. М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес. Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты) Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...» А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…» А.А. Блок. Летний вечер. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» 1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война».