Литература 7 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета
Литература
7 класс

Составители программы: Цыбикова Е.К., Бадашканова О.В.
учителя русского языка и литературы

г. Улан-Удэ
2022

Пояснительная записка
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской
школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности,
воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям, культуре
и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека,
эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе
с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
 формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим,
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;


развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности;



постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, историзма;



поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;



овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного;



овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.);



использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи курса литературы 7 класса:
• развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
• совершенствовать навыки выразительного чтения; овладеть способами
правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и
учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
• сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления

восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых
произведений;
• использовать изучение литературы для повышения речевой культуры
учащихся;
• научить видам устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от
другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести,
рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической
речью в объеме изучаемых произведений;
• научить развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое,
характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
способам свободного владения письменной речью;
• расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров,
разнообразных по содержанию и тематике.
• приобрести знания по чтению и анализу художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы;
• освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенций.
Общая характеристика предмета.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература»
тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из
основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и
коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует
пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически
окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он
представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения),
которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни,
художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность,
многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное
сотворчество воспринимающего.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы
необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как
опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими
современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к
общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа,
нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как
художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем
несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного
искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и
многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала
многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при
помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии
(эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не
случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением» «учебником жизни».
Актуальность изучения курса.

Литература – это базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его
миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие
нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью
литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая
богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает
большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим
ценностям нации и человечества.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
 систематичность;
 научность;
 доступность;
 возможность практического применения полученных знаний;
 реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы за 68 ч.
 целостность;
 вариативность;
 интеграция;
 гуманитаризация
Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных
ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом
возрастных особенностей развития учащихся.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых
документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №
1897) с изменениями
5. Примерная программа по литературе. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. –
М.: Просвещение, 2020
6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях"
7. Устав МАОУ « СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
Место учебного предмета в учебном плане.
В системе школьного образования учебный предмет «Литература» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 455 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Литература»

на этапе основного общего образования, в том числе в седьмых классах 68 часов из
расчета 2 учебных часа в неделю.

Данная рабочая программа составлена по курсу
Программа рассчитана на 68 час. (2 часа в неделю).

«Литература» 7 класс.

Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка.

Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно
оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками,
усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию,
однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и
школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только
в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в
сходных формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает
проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей
самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное
переживание,
чувство
взрослости:
потребность
равноправия,
уважения
и
самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны
взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности
обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых
людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и
рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как
самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток
выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные
пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих,
сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям,
героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям,
перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют
активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток
пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений
(социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет
подростка к участию в новых видах деятельности.
Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и
некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих
представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток
постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются
степенью самостоятельности и ответственности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к
самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной
работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность
подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая
школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя
сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски
называемых «умение и желание учиться».
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток
стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях,
жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и

взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она
должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой
для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для
подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного
предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов
обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных
слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм
обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер
мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к
осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к
управлению ими.
Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого
закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря
освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные
науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом
преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти,
восприятия, воображения, внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением
способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире,
основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности
его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека
становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.
Виды деятельности подростка:
 Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных
формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания,
возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции –
контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
 Совместно-распределенная
проектная деятельность, ориентированная на
получение социально-значимого продукта.
 Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное
экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование,
направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики
собственного поведения.
 Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество),
направленная на самореализацию и самоосознание.
 Спортивная
деятельность, направленная на построение образа себя,
самоизменение.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться
самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной
деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
 Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия
в разных видах деятельности.
 Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
 Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно
поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
 Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать
собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить
собственную картину мира и свою позицию.




Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения,
переживания, чувства.
Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и
младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Обоснование целесообразности изменений в примерной программе.
Программа конкретизирована для 7 класса, так как примерная программа
рассчитана на 5 – 9 классы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при
помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии
(эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литература как
искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель
мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия,
как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность,
ассоциативность,
незавершенность,
предполагающими
активное
сотворчество
воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в
российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной
личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям
культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления
человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного
конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы
необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями,
но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и
зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это
приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского
народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как
художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем
несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного
искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и
многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала
многонациональной России.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей
XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Содержание курса:
Введение (1 ч.)
Устное народное творчество (6 ч.)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических
событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных
свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших
человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства,
доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение
Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства —
основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для
внеклассного чтения.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое
различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха.
Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его
национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и
ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических
песен (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие
представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них
духа народного языка.
КРАЕВЕДЕНИЕ. Пословицы и поговорки бурятского народа
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и
выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира.
Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения,
метафоры).
Теория литера туры. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы,
поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2 ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии
Муромских».Нравственные ^заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и
верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции
уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века (2ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).
Уверенность Ломоносова вбудущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к
миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем
стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.
Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века (26 ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к
истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и
отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев
(Петра I й Карла XII)-. Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о
вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега
и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ
древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о
нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим
поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в
обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и
гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их
значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с
Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его
готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с
произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы
гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках,
оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное
с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»)—
готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим
ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм
и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение
родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.
Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы:
эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и
обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности
рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.
Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и
человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа
русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.
Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие
некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие
понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение
исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства»,
противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки
общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение
покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др.
Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе,
анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие
понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей
и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина
нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие
фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.
(Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной
природе.
КРАЕВЕДЕНИЕ. Стихотворения поэтов Бурятии о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой,
родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы XX века (24ч.)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей
жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша,
бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие
силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления).
Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие
стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие
мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о
ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.
Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей,
душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный
герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.
Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой
жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы
Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в
доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения
и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм,
самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов —
участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
КРАЕВЕДЕНИЕ. Стихотворения поэтов Бурятии о Великой Отечественной войне.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные
представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут
лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека.
Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим
людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей
природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности
характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.
Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.
Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа.
Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.
Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей
жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости
судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная»
(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как
публицистический жанр (начальные представления).
КРАЕВЕДЕНИЕ. Произведения поэтов и писателей Бурятии о малой родине.

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах
писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской
дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть
переживаний.
Из литературы народов России( 1ч)
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла
«Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста,
зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных
национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы (5 ч.)
Роберт Берне. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему
в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их
нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина,
нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.
Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и
опасности на Земле. Мечта 6 чудесной победе добра
Организация внеурочной деятельности по предмету.
Внеурочная деятельность по предмету организуется согласно календарному плану
рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь),
День Матери (ноябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков,
плакатов на различные темы (февраль, апрель-май), экскурсия в музей истории города
(апрель), День Победы, предметная неделя русского языка и литературы.
В

случае

ухудшения

эпидемиологической

ситуации

обучение

может

вестись

дистанционно с использованием образовательной платформы РЭШ, ZOOM (облачной
платформы для проведения онлайн уроков).

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Тематическое планирование по русскому языку для 7-го класса составлено с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся ООО:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос
и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные
и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Учебно-тематический план
Наименование
разделов
программы
Введение.
Выявление
уровня
литературного
развития
учеников.
Знакомство с
учебником.

Колво
часов
1ч

Виды учебной деятельности

Виды
контроля.

Беседа о художественном произведении, об Опрос,
основных
идейно-нравственных
проблемах тест.
литературы. Знакомство со структурой учебника.
Чтение и обсуждение вступительной статьи.

Устное
народное
творчество.

6ч

Древнерусская
литература

2ч

Литература 18 2 ч
века

Русская
литература
века

26 ч
19

Русская
литература
века.

20

24 ч

Беседа, рассказ, устное рецензирование, работа с
толковым словарём, сообщения учащихся,
выразительное чтение (исполнение) былин;
работа
над
иллюстрацией
выполнение
практического и творческого задания.
Составление плана учебной статьи, плана
пересказа, пересказ, характеристика героев
повести, беседа о прочитанном; презентация и
защита собственных иллюстраций, работа в
группах.

Опрос,
сообщени
я
учащихся
,тест
Опрос,
пересказ,
план

Беседа, выразительное чтение стихотворений Выразите
наизусть, прослушивание стихотворений в льное
актёрском исполнении, работа с учебником,
чтение
стихотвор
ений
наизусть,
ответы на
вопросы,
анализ
стихотвор
ений.
Работа в группе, выразительное чтение Контроль
стихотворений наизусть, сообщения учащихся, ное
беседа о прочитанном, анализ стихотворений, сочинени
устное рецензирование актёрского исполнения, е
сопоставительный анализ стихотворения с выразител
черновым вариантом, работа с учебником, ответ ьное
на вопросы викторины, краткий и подробный чтение
пересказ
эпизода,
работа
со
словарём, стихотвор
выполнение творческой проектной работы, ений
защита
проекта,
составление
плана наизусть,
сравнительной характеристики, письменный ответы на
ответ на проблемный вопрос, работа с вопросы
иллюстрациями, устное словесное рисование, викторин
сопоставление произведения и картины.
ы,
тест,
письменн
ый ответ
на
проблемн
ый
вопрос
Анализ рассказа, выразительное чтение по ролям Тест,
фрагмента, работа в группах, сообщения выразител
учащихся, устное рецензирование, работа со ьное
словарём,
составление
сравнительной чтение

Из литературы 1 ч
народов России

характеристики, подбор цитатных примеров,
иллюстрирующих различные формы выражения
авторской позиции, выразительное чтение
стихотворений
наизусть,
презентация
собственных рисунков и творческих работ,
составление плана развития сюжета, ответы на
вопросы викторины, исполнение песен на стихи
русских поэтов ХХ века, обсуждение проблемной
ситуации, рассказ о герое, работа с таблицей,
пересказ близкий к тексту, составление вопросов
по содержанию прочитанного.
Беседа о дагестанском поэте, выразительное
чтение стихотворений

Зарубежная
литература.

5ч

Пересказ статьи, работа с иллюстрацией, работа в
группах, работа со словарём, составление плана
статьи учебника, беседа по содержанию
произведений, пересказ эпизода, выразительное
чтение стихотворений наизусть, устный рассказ с
использованием цитирования.

Итоговый урок

1ч

Список литературы на лето

стихотвор
ений
наизусть,
викторина
,
контрольн
ая работа,
сочинени
е.

Чтение
наизусть,
сообщени
я
Выразите
льное
чтение
наизусть,
сообщени
я
учащихся,
опрос

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате изучения литературы обучающийся научится:
- читать наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих
обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
- работать с книгой;
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок
устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин
художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной
литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в
коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проводить сравнение,
классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и
сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано
оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств.
Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• осознания роли литературы в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности; значения в жизни человека и общества;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.

Учебно-методическое обеспечение.
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд.,
дораб. – М.: Просвещение
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под
редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ
3. Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. 2021
4. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM /
Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.
5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс. – М.:
ВАКО, 2016. – 399 с. – (В помощь школьному учителю).
6. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.6
класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО
7. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по
литературе: 7 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.:
Просвещение
Материально-техническое обеспечение.
1.Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
2. Раздаточный материал по темам урока
3. Репродукции картин художников
4. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В.
П. Журавлев, В. И. Коровин.
Интернет ресурсы:
Художественная литература:
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к
«Первому сентября»)
3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Контрольно-измерительные материалы.
1. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Л.В. Антонова. –
М.: ВАКО, 2017. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
2. Репин А.В. Литература. 7 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2017. – 80 с.

Список литературы.
Литература, используемая при составлении программы.

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд.,
дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под
редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2006 г.
3. Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. —
320 с.: ил. — Пер. .
Литература для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд.,
дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под
редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,
3. 2006 г.
4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс. – М.:
ВАКО, 2016. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.6
класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2016.
6. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по
литературе: 7 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.:
Просвещение, 2014.
7. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Л.В. Антонова. –
М.: ВАКО, 2015. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
8. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост.
И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2016. –
237 с.
9. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. –
Волгоград: Учитель, 2014. – 132 с.
10. Литература в таблицах: 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ:
Астрель, 2015.
11. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс,
2015. – 224 с. – (Домашний репетитор).
12. Репин А.В. Литература. 7 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2017. – 80 с.
13. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь
учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.:
МККК – 160 с.
Литература для учащихся
1. Калганова Т. А. Литература: 7 класс: Сборник упражнений. — 64 с. — Обл.
2. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :7 класс: Дидактические материалы по
литературе. — 2 4 0 с.: и л. — О б л .
3. Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. —
320 с.: ил. — Пер. .
4. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM /
Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия
1. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM /
Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.
2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим...: 7 класс: Дидактические материалы по
литературе. — 224 с.: ил. — Обл.
3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. Литература: 7 класс: Учебник: В
2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер.
ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ
1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО,
2014. – 96 с. – (Школьный словарик).

Календарно-тематическое планирование
№

Разделы, темы

Кол-во
часов

1
1

Введение
Введение. Выявление уровня литературного развития
учеников. Знакомство с учебником.
Устное народное творчество.
Понятие о преданиях. Предания об Иване Грозном и о
Петре 1.
Понятие о былине. Анализ былины «Вольга и Микула
Селянинович» .
Былина «Садко».
Карело-финский эпос «Калевала».
«Песнь о Роланде».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и
поговорок.
Древнерусская литература
Древнерусская литература. «Повесть временных лет»,
Основы христианской морали в « Поучении» В. Мономаха
Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии
Муромских»
Русская литература 18 века
М.В Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день
восшествия на престол ея Величества государыни
Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).
Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На
птичку…», «Признание». Краткий рассказ о поэте. Его
размышления о смысле жизни, о судьбе.
Русская литература 19 века
А. С. Пушкин «Полтава»
(отрывок). Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
Интерес Пушкина к истории России.

1
1

2
2
3
4
5
6
7
3
8
9
4
10

11

5
12

13

14
15
16
17
1819
20

А. С. Пушкин «Медный всадник» (вступление «На берегу
пустынных волн…»). Образ Петра I. Воспевание автором
«града Петрова».
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом
монастыре. Пушкин – драматург.
А.С. Пушкин «Станционный смотритель» Повествование
от лица вымышленного героя как художественный приём.
А. С. Пушкин «Станционный смотритель»: автор и герои.
Дуня и Минский. Судьба Дуни и притча о блудном сыне.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел»,

6
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1

1

26 ч
1

1

1
1
1
1
2
1

Дата

Факти
ческая
дата

21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34

3536
37
6
38
39
4041
42
43
44

«Когда волнуется желтеющая нива…»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпоха и герои.
Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас
Бульба». Художественные особенности повести.
Обобщение. Подготовка к сочинению по повести Н.В.
Гоголя «Тарас Бульба».
Р.р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
И.С. Тургенев «Бирюк».
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык»,
«Близнецы», «Два богача».
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта. Историческая
основа поэмы «Русские женщины». Сюжет, композиция,
герои поэмы.
Стихотворения Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в
шестом…», «Размышления у парадного подъезда»
А.К. Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло
Репнин».
М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил».
М. Е. Салтыков- Щедрин. «Дикий помещик». Смысл
названия сказки. Понятие о гротеске.
Л.Н. Толстой «Детство». Автобиографический характер
повести.
Л.Н. Толстой «Детство». Взаимоотношения детей и
взрослых. Нравственный смысл поступков в повести .
Тестирование по произведениям Н. В. Гоголя, И. С.
Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова - Щедрина. Л.
Н. Толстого
А.П. Чехов «Хамелеон». Картина нравов в рассказе.
Художественные особенности.
Р.р. «Край ты мой, родимый край…». Стихи русских
поэтов 19 века о родной природе.
Русская литература ХХ века
И.А. Бунин «Цифры».
И.А. Бунин «Лапти»
М. Горький «Детство»

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

2
1
24
1
1
2
1
1
1

48
49

М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко
Л.Н. Андреев «Кусака»
Слово о В.В. Маяковском. Стихотворения «Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче».
В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П.
Платонова «Юшка».
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как
нравственное содержание человеческой жизни
Контрольное сочинение
Б.Л. Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль»

50

А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют

1

45
46
47

1
1
1
1
1

51

52
53
54
55
56
57
58

59

60
61
62
63
64
65

66
67
68

синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…»
На дорогах войны. Стихотворения о войне А. А.
Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Т.
Твардовского, Н. С. Тихонова и др.
Ф.А. Абрамов. Эстетические и нравственные проблемы
рассказа «О чём плачут лошади».
Е.И. Носов «Кукла».
Е.И. Носов «Живое пламя». Взаимосвязь природы и
человека.
Ю.П. Казаков «Тихое утро».
Д.С. Лихачёв «Земля родная».
М.М. Зощенко «Беда».
«Тихая моя родина». Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С.
Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого и др. Стихи
поэтов XX века о родине, родной природе, восприятии
окружающего мира.
Песни на слова русских поэтов xx века. Н. А. Вертинский
«Доченька». И. Гофф «Русское поле». Б. Ш. Окуджава «По
смоленской дороге». Лирические размышления о жизни,
быстротекущем времени и вечности.
Проза и поэзия о подростках и для подростков последних
десятилетий
Письменная контрольная работа. Тестирование
Из литературы народов России.
Творчество Р. Гамзатова
Из зарубежной литературы
Р. Бёрнс «Честная бедность» и другие стихотворения.
Д.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..»
Японские трёхстишия (Хокку). Изображение жизни
природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве
на фоне круговорота времён года.
О. Генри «Дары волхвов»
Р. Брэдбери «Каникулы»
Итоговый урок.

1

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
5
1
1
1

1
1
1

Темы проектов, рефератов, докладов.
1. Русские былины.
2. Пословицы и поговорки.
3. Предания.
4. А.С. Пушкин «Повести Белкина»
5. Стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
6. Лермонтовские места России.
7. Русские художники-пейзажисты.
8. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в произведениях книжной графики.
9. Искусство моего родного края.
10. «Тебе, родной край, посвящается».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».