Литература 8 кл.Бадашканова О.В., Бадарханова Е.В.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета
Литература
8 класс

Составители программы Бадарханова Е.В., Бадашканова О.В

Улан-Удэ
2022

г. Улан-Удэ – 2022

Пояснительная записка
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской
школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности,
воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям, культуре
и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека,
эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе
с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
 формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим,
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;


развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности;



постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, историзма;



поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;



овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного;



овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.);



использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачи курса литературы 8 класса:

• развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
• совершенствовать навыки выразительного чтения; овладеть способами
правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и
учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
• сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления
восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых
произведений;
• использовать изучение литературы для повышения речевой культуры
учащихся;
• научить видам устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от
другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести,
рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической
речью в объеме изучаемых произведений;
• научить развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое,
характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
способам свободного владения письменной речью;
• расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров,
разнообразных по содержанию и тематике.
• приобрести знания по чтению и анализу художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы;
• освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенций.
Общая характеристика предмета.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература»
тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из
основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и
коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует
пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически
окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он
представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения),
которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни,
художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность,
многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное
сотворчество воспринимающего.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы
необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как
опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими
современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к
общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа,
нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как
художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем
несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного
искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и
многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала
многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при

помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии
(эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не
случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением» «учебником жизни».
Актуальность изучения курса.
Литература – это базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его
миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие
нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью
литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая
богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает
большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим
ценностям нации и человечества.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
 систематичность;
 научность;
 доступность;
 возможность практического применения полученных знаний;
 реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы за 34 ч.
 целостность;
 вариативность;
 интеграция;
 гуманитаризация
Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных
ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом
возрастных особенностей развития учащихся.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых
документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №
1897)
5. Примерная программа по литературе. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. –
М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
6. •
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28 )
7. Устав МАОУ « СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»

Место учебного предмета в учебном плане.
В системе школьного образования учебный предмет «Литература» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 455 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Литература»
на этапе основного общего образования, в том числе в восьмых классах 34 часа из
расчета 1 учебный час в неделю.
Данная рабочая программа составлена по курсу
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

«Литература» 8 класс.

Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка.

Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно
оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками,
усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию,
однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и
школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только
в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в
сходных формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает
проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей
самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное
переживание,
чувство
взрослости:
потребность
равноправия,
уважения
и
самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны
взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности
обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых
людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и
рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как
самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток
выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные
пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих,
сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям,
героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям,
перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют
активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток
пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений
(социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет
подростка к участию в новых видах деятельности.
Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и
некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих
представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток
постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются
степенью самостоятельности и ответственности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к
самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной
работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность

подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая
школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя
сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски
называемых «умение и желание учиться».
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток
стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях,
жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и
взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она
должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой
для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для
подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного
предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов
обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных
слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм
обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер
мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к
осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к
управлению ими.
Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого
закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря
освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные
науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом
преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти,
восприятия, воображения, внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением
способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире,
основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности
его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека
становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.
Виды деятельности подростка:
Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных
формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания,
возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции –
контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
 Совместно-распределенная
проектная деятельность, ориентированная на
получение социально-значимого продукта.
 Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное
экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование,
направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики
собственного поведения.
 Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество),
направленная на самореализацию и самоосознание.
 Спортивная
деятельность, направленная на построение образа себя,
самоизменение.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться
самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной
деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
 Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия
в разных видах деятельности.









Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно
поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать
собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить
собственную картину мира и свою позицию.
Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения,
переживания, чувства.
Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и
младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Обоснование целесообразности изменений в примерной программе.
Программа конкретизирована для 8 класса, так как примерная программа
рассчитана на 5 – 9 классы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при
помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии
(эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литература как
искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель
мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия,
как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность,
ассоциативность,
незавершенность,
предполагающими
активное
сотворчество
воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в
российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной
личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям
культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления
человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного
конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы
необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями,
но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и
зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это
приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского
народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как
художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем
несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного
искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и
многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала
многонациональной России.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,

культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей
XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.

Содержание курса:
Введение. (1 час)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому
прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (1 час)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение
жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька
темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев
казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа
в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О
покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
КРАЕВЕДЕНИЕ. Песни и предания бурятского народа
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и
набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг
самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий –
главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и
купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»).
Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений).
Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр
древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность
воспитания истинного гражданина.

комедии.

Проблема

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в
драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (15 часов)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль
басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику
Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков:
самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка
дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой
думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы
К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и
исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик
на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами
пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как
нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и
поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более
точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном
произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание.
Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и
беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование
характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини.
Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции.
Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в
романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской
дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные
представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема
«человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и
закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система
предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система
образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение
образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и
карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к
историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и
воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри
как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.
Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой
(начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к
истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история
постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение
современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение
пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь).
Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает
из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн).
Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие
представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием
Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя
надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ
вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой
и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном
произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе,
издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на
современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный
на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на
официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная
пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные
проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь
(развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и
согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями
и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа.
Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений).
Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы
представлений).

(развитие

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (9 часов)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных
жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в
семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление
образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях
А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической
поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление
художественного
произведения
с
документально-биографическими
(мемуары,
воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история,
обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических
событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое
повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.
М.Зощенко.
«История болезни»; Тэффи.
самостоятельного чтения.

«Жизнь и воротник». Для

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их
психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в
произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема
служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений
гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа.
Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и
литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка
поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские
отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат,
вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная
проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм
воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский.
«Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы
не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле»
и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их
призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных
чувств и переживаний каждого солдата.
КРАЕВЕДЕНИЕ. Стихи и песни о Великой Отечественной войне поэтов Бурятии.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.
Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская
атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И.Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»;
Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По
вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без
России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»;
И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских
поэтов.
КРАЕВЕДЕНИЕ. Бурятские поэты о Родине, родной природе.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 часа)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта –
символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет
новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание
поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической
поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха
расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи
классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных
буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера.
Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.
Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и
события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев,
переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Итоговый урок (1 час).
Платформы, сервисы для проведения дистанционного обучения.




Платформа «Учи.ру»: https:uchi.ru
Платформа «Российская электронная школа»: https://resh.edu.ru/distance/
Программы для проведения уроков по видеосвязи: Zoom, Skype.
Организация внеурочной деятельности по предмету.

Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года.
Организация внеурочной деятельности по предмету осуществляется с учетом целевых
приоритетов воспитания, соответствующих уровню основного общего образования, отраженных
в рабочей программе воспитания.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
приоритетом является создание благоприятных условий для развития школьников,
и, прежде всего, их ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос
и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,

театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные
и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Внеурочная деятельность по предмету организуется согласно календарному плану
рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь),
День Матери (ноябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков,
плакатов на различные темы (февраль, апрель-май), экскурсия в музей истории города
(апрель), День Победы, предметная неделя русского языка и литературы.
Во время каникул проводятся экскурсии в библиотеки города, посещаются театры,
организуются интеллектуальных игр, викторин по предмету. Для учащихся 8 класса во
внеурочное время проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности, что
дает им возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее».
Учебно-тематический план
Наименование
разделов
программы

Колич Виды учебной деятельности
ество
часов
на
разде
л,
тему
Введение.
1ч
Беседа о художественном произведении, об
Русская
основных
идейно-нравственных
проблемах
литература
и
литературы. Знакомство со структурой учебника.
история
Чтение и обсуждение вступительной статьи.
Устное
1ч
Беседа, рассказ, устное рецензирование, работа со
народное
словарём, выразительное чтение (исполнение)
творчество.
хороводных, лирических, исторических песен;
анализ лирической песни
Древнерусская 2 ч
Составление плана учебной статьи, пересказ,
литература
характеристика героев повести, беседа о
прочитанном; устное описание репродукций,
работа в группах.

Литература 18 2 ч

Виды
контроля.

Опрос

Опрос,
анализ
песен

Опрос,
характери
стика
героя,
сочинени
е.
Беседа, выразительное чтение по ролям, работа с Выразите

века

Русская
литература
века

Русская
литература
века.

15 ч
19

9ч
20

учебником,
сообщения
учащихся,
устное льное
рецензирование исполнения фрагментов комедии чтение по
по ролям, составление тезисного плана эпизода, ролям,
работа в группах, дискуссия
ответы на
вопросы,
анализ
эпизода,
дискуссия
,
контрольн
ая работа
(Сочинен
ие).
Работа в группе, выразительное чтение басни, Контроль
стихотворений наизусть, сообщения учащихся, ное
беседа о прочитанном, работа с учебником, ответ сочинени
на вопросы викторины, краткий и подробный е
пересказ
эпизода,
работа
со
словарём, выразител
составление
плана
сравнительной ьное
характеристики,
письменный
ответ
на чтение
проблемный вопрос, работа с иллюстрациями, басни,
работа в группах, самостоятельная письменная думы,
работа, анализ эпизода, сочинение, составление стихотвор
цитатного
плана,
характеристика
героя, ений
составление таблицы, обсуждение театральных наизусть,
постановок,
кинематографических
версий ответы на
комедии, сопоставительный анализ частей вопросы
рассказа
викторин
ы,
тест,
письменн
ый ответ
на
проблемн
ый
вопрос
Анализ
рассказа,
выразительное
чтение Тест,
фрагмента, работа в группах, сообщения выразител
учащихся, устное рецензирование, работа со ьное
словарём,
составление
сравнительной чтение
характеристики, подбор цитатных примеров, стихотвор
иллюстрирующих различные формы выражения ений
авторской позиции, выразительное чтение наизусть,
стихотворений наизусть, анализ стихотворений, самостоят
описание репродукций картин, выборочный ельная
пересказ рассказа, групповая проектная работа с работа,

Зарубежная
литература.

3ч

Итоговый урок

1ч

теоретическим литературоведческим материалом,
инсценирование
фрагментов
рассказа,
обсуждение проблемной ситуации, рассказ о
герое, работа с таблицей, пересказ близкий к
тексту.
Сообщения учащихся, выразительное чтение
эпизода, работа с иллюстрацией, работа в
группах, работа со словарём, составление плана
статьи учебника, беседа по содержанию
произведений, пересказ эпизода, выразительное
чтение
по
ролям,
устный
рассказ
с
использованием цитирования, краткий пересказ

сочинени
е.

Выразите
льное
чтение
фрагмент
ов
комедии
по ролям,
сонета
сообщени
я
учащихся,
опрос,
тест,
сочинени
е
Итоговый тест, беседа, рекомендация книг для Итоговый
летнего чтения
тест

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате изучения литературы ученик научится понимать:










содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие
представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль,
аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм
художественной литературы (начальное представление); поэма, роман,
романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие
представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск,
литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция,
сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие
представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции
(начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
ученик получит возможность научиться:
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт
предшествующих классов;
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его
биографией и творчеством;
различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;











сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в
авторской позиции;
выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать
индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом
в целом;
видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения,
мотивировать выбор жанра;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской
интерпретацией;
редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• осознания роли литературы в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности; значения в жизни человека и общества;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд.,
дораб. – М.: Просвещение
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под
редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ
3. Коровина В. Я. Литература: 8 класс: Учебник
Материально-техническое обеспечение.
1.Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
2. Раздаточный материал по темам урока
3. Репродукции картин художников
4. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В.
П. Журавлев, В. И. Коровин.
Интернет ресурсы:
Художественная литература:
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к
«Первому сентября»)

3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Контрольно-измерительные материалы.
1. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс / Сост. Л.В. Антонова. –
М.: ВАКО, 2017. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
2. Репин А.В. Литература. 8 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2017. – 80 с.

Список литературы.
Литература, используемая при составлении программы.
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд.,
дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под
редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2006 г.
3. Коровина В. Я. Литература: 8 класс: Учебник:
Литература для учителя:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2017.
2. . Коровина В.Я, Збарский И.С. Литература. 8 класс: Методические советы/ Под ред.
В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2015.
3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,
2014.
4. Миронова М.А. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной
и др. «Литература. 8 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2014.
5. Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие.
М.: Дрофа, 2014.
6. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2010.
7. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2015.
8. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2016.
9. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение,
2015.
Литература для учащихся:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2017.
2. Коровина В.Я., Збарский И. С, Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические
материалы по литературе: 8 класс. М.: Просвещение, 2016.
3. Миронова М.А. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной
и др. «Литература. 8 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2017.
4. Тимофеев Л. И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.:
Просвещение, 2011.
5. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2010.
6. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2015.
7. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2016.

Календарно-тематическое планирование
№

Разделы, темы

Кол-во
часов

1
1
2
2
3
3

Введение
Русская литература и история
Устное народное творчество.
Русские народные песни.
Древнерусская литература
Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии
и о храбрости«Повесть о Шемякином суде» благородного и
великого князя Александра Невского»
Русская литература 18 века
18 век в истории России. Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Драматургический конфликт и композиция пьесы.
Традиции и новаторство в комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль»
Русская литература 19 века
И.А. Крылов. Басня «Обоз» и её историческая основа
К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её
связь с русской историей.
А.С. Пушкин – историк. «История Пугачёвского бунта»
Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое
своеобразие произведения. Истоки формирования
личности Гринёва
Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в
романе. Гринёв и Швабрин . Образ Маши Мироновой
М.Ю. Лермонтов и история. Поэма «Мцыри».
Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История
создания комедии. Знакомство с комедией.
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.
Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения
Хлестаков и городничий. Сходство и различие образов
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в
рассказе «Старый гений»
Л.Н. Толстой «После бала». Художественное своеобразие
рассказа. Контраст как основной художественный приём в
рассказе.
Социально-нравственные проблемы в рассказе «После
бала». Моральная ответственность человека за
происходящее.
А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном

1 ч.
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч

4
4
5
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18

19

20

2ч
1ч
1ч
15 ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч

1ч

Дата

Факти
ческая
дата

счастье.
Русская литература ХХ века
И.А. Бунин. Проблема счастья в рассказе «Кавказ».
Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст
сирени»
А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом».
С.А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачёв»
М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в
рассказе «Пенсне»
Журнал «Сатирикон». Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник».
Рассказ М.М. Зощенко «История болезни»
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского
«Василий Тёркин». Герой и автор.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
В.П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Фотография, на
которой меня нет»
Проблемы в рассказе «Фотография, на которой меня нет»
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты
русского зарубежья об оставленной Родине.
Зарубежная литература
У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы в трагедии
«Ромео и Джульетта».
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как
исторический роман.
Итоговые уроки
Итоговый урок

6
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
7
31
32
33
8
34

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Темы проектов, рефератов, докладов.
Русские былины.
Пословицы и поговорки.
Предания.
А.С. Пушкин «Повести Белкина»
Стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Лермонтовские места России.
Русские художники-пейзажисты.
Искусство моего родного края.
«Тебе, родной край, посвящается».

9ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».