Литература 9 кл Дондупова С.Б.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета
Литература
9 класс

Составитель программы: ДондуповаС.Б.

г. Улан-Удэ-2022

Пояснительная записка
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской
школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности,
воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям, культуре
и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека,
эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе
с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
 формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим,
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;


развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности;



постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, историзма;



поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;



овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного;



овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.);



использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи курса литературы 9 класса:
• развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
• совершенствовать навыки выразительного чтения; овладеть способами
правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и
учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
• сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления
восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых
произведений;
• использовать изучение литературы для повышения речевой культуры
учащихся;
• научить видам устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от

другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести,
рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической
речью в объеме изучаемых произведений;
• научить развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое,
характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
способам свободного владения письменной речью;
• расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров,
разнообразных по содержанию и тематике.
• приобрести знания по чтению и анализу художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы;
• освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенций.
Общая характеристика предмета.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература»
тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из
основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и
коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует
пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически
окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он
представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения),
которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни,
художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность,
многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное
сотворчество воспринимающего.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы
необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как
опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими
современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к
общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа,
нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как
художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем
несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного
искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и
многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала
многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при
помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии
(эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не
случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением» «учебником жизни».
Актуальность изучения курса.
Литература – это базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его
миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие
нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью

литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая
богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает
большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим
ценностям нации и человечества.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
 систематичность;
 научность;
 доступность;
 возможность практического применения полученных знаний;
 реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы за 68 ч.
 целостность;
 вариативность;
 интеграция;
 гуманитаризация
Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных
ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом
возрастных особенностей развития учащихся.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых
документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №
1897)
5. Примерная программа по литературе. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. –
М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях" (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 )
7. Устав МАОУ « СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
Место учебного предмета в учебном плане.
В системе школьного образования учебный предмет «Литература» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 455 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Литература»
на этапе основного общего образования, в том числе в шестых классах 68 часов из
расчета 2 учебных часа в неделю.

Данная рабочая программа составлена по курсу
Программа рассчитана на 68часов (2 часа в неделю).

«Литература» 9 класс.

Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка.

Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно
оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками,
усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию,
однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и
школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только
в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в
сходных формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает
проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей
самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное
переживание,
чувство
взрослости:
потребность
равноправия,
уважения
и
самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны
взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности
обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых
людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и
рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как
самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток
выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные
пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих,
сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям,
героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям,
перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют
активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток
пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений
(социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет
подростка к участию в новых видах деятельности.
Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и
некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих
представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток
постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются
степенью самостоятельности и ответственности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к
самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной
работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность
подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая
школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя
сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски
называемых «умение и желание учиться».
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток
стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях,
жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и
взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она
должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой
для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для
подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного

предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов
обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных
слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм
обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер
мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к
осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к
управлению ими.
Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого
закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря
освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные
науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом
преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти,
восприятия, воображения, внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением
способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире,
основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности
его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека
становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.
Виды деятельности подростка:
Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных
формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания,
возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции –
контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
 Совместно-распределенная
проектная деятельность, ориентированная на
получение социально-значимого продукта.
 Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное
экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование,
направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики
собственного поведения.
 Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество),
направленная на самореализацию и самоосознание.
 Спортивная
деятельность, направленная на построение образа себя,
самоизменение.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться
самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной
деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
 Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия
в разных видах деятельности.
 Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
 Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно
поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
 Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать
собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить
собственную картину мира и свою позицию.
 Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения,
переживания, чувства.




Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и
младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Обоснование целесообразности изменений в примерной программе.
Программа конкретизирована для 9 класса, так как примерная программа
рассчитана на 5 – 9 классы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при
помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии
(эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литература как
искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель
мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия,
как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность,
ассоциативность,
незавершенность,
предполагающими
активное
сотворчество
воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в
российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной
личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям
культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления
человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного
конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы
необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями,
но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и
зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это
приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского
народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как
художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем
несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного
искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и
многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала
многонациональной России.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Планируемые:
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей
XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Содержание курса:
Введение (1 ч.)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством,
возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ч.)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства.
Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы
последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (6 ч.)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор
русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»,
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни
Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и
просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и
ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог»
Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического
новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение
общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание
писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (39 ч.)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия,
проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности,
встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика,
фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые
предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы
дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной
фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и
христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру
в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.
Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.

Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон
терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах
Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья
о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир
«естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический
характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая
история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна —
нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и
Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский
роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев;
«органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский;
философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и
Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы.
Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие
понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
КРАЕВЕДЕНИЕ. Поэты Бурятии о А.С. Пушкине.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый
психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и
второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений»
(В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий.
Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее
философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия
Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума»,
«Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности,
чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм
художественной литературы (начальные представления). Психологический роман
(начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов.
Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с
«Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием.
Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как
антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора

— от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на
критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер
комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос,
сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное
комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в
патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои
пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности,
воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно
нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории
Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании
Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности
юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт
героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием,
тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья.
Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота
нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской
литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование
автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя
и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с
включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (15 ч.)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих
прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев.
«Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система
образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа
живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием
гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие
понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.
Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика.
Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины
весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация
(углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ
праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия
Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди
людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие
перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.
Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...»,
«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике
поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина.
Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство
Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде
поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке»,
«Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...»,
«Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви.
Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый
куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэтамыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник»,
«Тростник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.
Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских
стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый
крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность
пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и
любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из
поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды
рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув
плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на
дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще
березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и
музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ч.)
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как
выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.
Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как
переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль
о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции
горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный
(изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету,
от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным
высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные
дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие
красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком,
разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики
гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи
Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев
Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его
конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы.
Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Дж.Г.Байрон: личность, судьба, творчество.
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика
особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на
небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед
домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии.
Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия.
Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля.
Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на
небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и
Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый
день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней
реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой
литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Итоговый урок (1 ч.)
Платформы, сервисы для проведения дистанционного обучения.




Платформа «Учи.ру»: https:uchi.ru
Платформа «Российская электронная школа»: https://resh.edu.ru/distance/
Программы для проведения уроков по видеосвязи: Zoom, Skype.
Организация внеурочной деятельности по предмету.

Организация внеурочной деятельности по предмету осуществляется с учетом целевых
приоритетов воспитания, соответствующих уровню основного общего образования, отраженных
в рабочей программе воспитания.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
приоритетом является создание благоприятных условий для развития школьников,
и, прежде всего, их ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос
и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные
и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Внеурочная деятельность по предмету организуется согласно календарному плану
рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь),
День Матери (ноябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков,
плакатов на различные темы (февраль, апрель-май), экскурсия в музей истории города
(апрель), День Победы, предметная неделя русского языка и литературы.
Во время каникул проводятся экскурсии в библиотеки города, посещаются театры,
организуются интеллектуальных игр, викторин по предмету. Для учащихся 9 класса во
внеурочное время проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности, что
дает им возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее».

Учебно-тематический план
Наименование
разделов
программы

Введение
Древнерусская
литература

Русская
литература
18 века

Русская
литература
19 века

Колич Виды учебной деятельности
ество
часов
на
разде
л,
тему
1ч
Беседа, знакомство со структурой учебника,
чтение и обсуждение вступительной статьи.
3ч
Беседа, работа с художественным текстом, работа
с учебником, сообщения учащихся,
выразительное чтение эпизодов произведения,
составление композиционного плана
произведения, характеристика героев
произведения
6ч
Составление конспекта, работа с учебником,
составление таблицы, сообщения учащихся,
работа со словарём, выразительное чтение
стихотворений наизусть, составление планов,
самостоятельная письменная работа, пересказ,
работа в группах.
39 ч
Беседа, работа с учебником, работа с
художественными текстами, работа со словарём,
сообщения учащихся, выразительное чтение и
анализ лирических произведений, творческие
работы, пересказ эпизода, выразительное чтение
монологов, анализ эпизодов, работа в группах,
составление конспектов, составление
сравнительной характеристики, составление
планов сочинений, характеристика образа.

Виды
контроля.

Опрос
Самостоя
тельная
работа,
сочинени
е, опрос
Выразите
льное
чтение
стихотвор
ений
наизусть
Выразите
льное
чтение
стихотвор
ений
наизусть,
сочинени
е, опрос,
анализ
стихотвор

ений
Русская
литература
20 века

15 ч

Из зарубежной 3 ч
литературы
Итоговый урок 1 ч

Составление конспекта, работа с учебником,
беседа, сообщения учащихся, пересказ,
выразительное чтение фрагментов рассказа,
работа в группах, работа со словарём, анализ
стихотворений, самостоятельная творческая
работа, прослушивание стихотворений по
фонохрестоматии, обсуждение.

Сочинени
е-эссе,
выразител
ьное
чтение
наизусть,
сочинени
ерассужде
ние
Работа с учебником, сообщения учащихся, работа Отзыв
в группах, выразительное чтение, беседа.
Итоговое тестирование, беседа, рекомендация Итоговый
книг для летнего чтения.
тест

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате изучения литературы ученик получит возможность различать:
 авторов и содержание изученных художественных произведений;
 основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие
представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль,
аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм
художественной литературы (начальное представление); поэма, роман,
романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие
представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск,
литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция,
сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие
представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции
(начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Получит возможность:
 видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт
предшествующих классов;
 обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
 видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
 комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его
биографией и творчеством;
 различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
 определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
 сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в
авторской позиции;
 выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать
индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
 осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом
в целом;
 видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;







находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения,
мотивировать выбор жанра;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении;
сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской
интерпретацией;
редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Научится применять приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли литературы в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности; значения в жизни человека и общества;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.

Учебно-методическое обеспечение.
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд.,
дораб. – М.: Просвещение
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под
редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ
3. Коровина В. Я. Литература: 9 класс: Учебник
Материально-техническое обеспечение.
1.Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
2. Раздаточный материал по темам урока
3. Репродукции картин художников
4. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В.
П. Журавлев, В. И. Коровин.
Интернет ресурсы:
Художественная литература:
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к
«Первому сентября»)
3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Контрольно-измерительные материалы.
1. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 9 класс / Сост. Л.В. Антонова. –
М.: ВАКО, 2017. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
2. Репин А.В. Литература. 9 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2017. – 80 с.

Список литературы.
Литература, используемая при составлении программы.
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд.,
дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под
редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2016 г.
3. Коровина В. Я. Литература: 9 класс: Учебник:

Литература для учителя:
1.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2017.
2. . Коровина В.Я, Збарский И.С. Литература. 9 класс: Методические советы/ Под ред.
В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2015.
3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 9 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,
2014.
4. Миронова М.А. Тесты по литературе: 9класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и
др. «Литература. 9 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2014.
5. Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие.
М.: Дрофа, 2014.
6. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2010.
7. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2015.
8. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2016.
9. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение,
2015.
Литература для учащихся:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2017.
2. Коровина В.Я., Збарский И. С, Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические
материалы по литературе: 9 класс. М.: Просвещение, 2018.
3. Миронова М.А. Тесты по литературе: 9 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной
и др. «Литература. 9 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2017.
4. Тимофеев Л. И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.:
Просвещение, 2011.
5. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2019.
6. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2018.
7. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2018.

Календарно-тематическое планирование
№

Разделы, темы

1
1
2
2
3

Введение
Введение
Древнерусская литература
Древнерусская литература. Обзор.
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник
древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник
древнерусской литературы
Русская литература 18 века
Литература 18 века (Общий обзор). Классицизм в русском
и мировом искусстве
«Пётр Великий русской литературы» (В.Г. Белинский).
Творчество М.В. Ломоносова.
Творчество Г.Р. Державина
Творчество Г.Р. Державина
Сентиментализм. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Русская литература 19 века
Золотой век русской литературы. От классицизма и
сентиментализма к романтизму.
«Литературный Колумб Руси» (В.Г. Белинский). Очерк
жизни и творчества В.А. Жуковского.
А.С. Грибоедов: личность и судьба.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: жанр, сюжет,
персонажи.
«Век нынешний и век минувший». Особенности конфликта
в комедии.
Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Критика о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума».
Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
А.С. Пушкин: жизнь и судьба.
Вольнолюбивая лирика Пушкина
Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты любовной
лирики.
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.
Философская лирика А.С. Пушкина.
Трагедия А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История
создания. Особенности жанра. Онегинская строфа.
Композиция романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Система образов романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Система образов романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Система образов романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Роман «Евгений Онегин» в критике. Подготовка к

4
3
5
6
7
8
9
10
4
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Кол-во
часов
1
1
3
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
39
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

Факти
ческая
дата

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
5
50
51

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
6
65

сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два
поэтических мира: Пушкин и Лермонтов.
Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ
стихотворения «Родина»
Трагический пафос лирики М.Ю. Лермонтова.
Трагический пафос лирики М.Ю. Лермонтова.
Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Ю.
Лермонтова. Подготовка к сочинению.
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Замысел и композиция романа.
Система образов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени».
Система образов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени».
Система образов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени».
Критика о романе «Герой нашего времени». Подготовка к
сочинению.
Н.В. Гоголь. Обзор жизни и творчества.
Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»: история создания,
особенности жанра и композиции, смысл названия.
Система образов поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Система образов поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Образ России в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Подготовка к сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые
души»
Ф.М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества.
Роман «Белые ночи»: особенности жанра.
Русская литература 20 века
Пути русской литературы 20 века
Художественное мастерство Чехова-рассказчика.
Основные темы и идеи рассказов «Смерть чиновника» и
«Тоска»
И.А. Бунин «Тёмные аллеи»
Поэзия Серебряного века (обзор)
Личность и творчество А.А. Блока
Судьба и творчество С.А. Есенина
В.В. Маяковский: лирика и новаторство
Проблемы повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Штрихи к творческому портрету М.И. Цветаевой
Обзор творчества А.А. Ахматовой
Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого
Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»
Лирика Б.Л. Пастернака
Лирика А.Т. Твардовского
Рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»
Из зарубежной литературы
Гай Валерий Катулл, Квинт Гораций Флакк, Данте
Алигьери. Обзор творчества

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1

66
67
7
68

Уильям Шекспир. Трагедия «Гамлет»
И.В. Гёте. Трагедия «Фауст»
Итоговый урок
Итоговый урок

1
1
1
1

Темы проектов, рефератов, докладов.
1. Архитектура русского классицизма.
2. Жанр портрета в русской живописи и скульптуре 18 века.
3. Классицизм в русской драматургии (анализ одной из трагедий).
4. Русская басня 18 века.
5. Комедия «Горе от ума»: герои и их прототипы.
6. «Горе от ума» А.С. Грибоедова: история сценических интерпретаций.
7. «Язык и стих комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
8. «Слово о полку Игореве». Проблемы, образы, идеи.
9.Сопоставительный анализ переводов «Слова о полку Игореве».
10. Дуэли в жизни и творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».