Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ Рабочая программа учебного предмета Литература 10 класс Составитель программы: Бадашканова О.В. г. Улан-Удэ 2022 1 2. Пояснительная записка Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Главными целями изучения предмета являются: – формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; – развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; – формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи; – овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; выявление в произведениях общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими 2 художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. На основании ФГОС ООО необходимо реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: – формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы; – обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы; – развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся; – поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; – овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; – овладение важнейшими общеучебными и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); – использование опыта работы с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Общая характеристика учебного предмета Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. 3 Актуальность изучения курса Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков, без которых невозможна социализация личности, раскрытие ее потенциальных возможностей. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Принципами отбора содержания материала программы являются: систематичность; научность; доступность; возможность практического применения полученных знаний; реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 102 ч. целостность; вариативность; интеграция; гуманитаризация Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом возрастных особенностей развития учащихся. 1. Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897). 5. Примерная (авторская) программа по литературе для 10-11 классов под редакцией В.П. Журавлёва, Ю.В. Лебедева.- М.: Просвещение, 2019. 6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28 ) Устав МАОУ «СОШ №18» 8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18» 9. Локальные акты МАОУ «СОШ №18». 3. Описание места учебного предмета в учебном плане 4 Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 102 часов (3 часа в неделю), рассчитан на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения 4. Данная рабочая программа составлена по курсу «Литература» 10 класс. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). 5. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка. Юношеский возраст в современной культуре не имеет цельного, глубокого, сущностного описания по ряду причин. Во-первых, юношеское становление более зависимо от экономической и политической ситуации (в отличие от предыдущих возрастов). Во-вторых, культурно-исторически юношеский возраст, как и подростковый, не получил еще четкого оформления и является неким «коридором» между детством и взрослой жизнью. В-третьих, социальные задачи, которые человек реализует в этом возрасте, меняются практически каждое десятилетие. Тем не менее, сегодня уже можно говорить о принципиальной культурной специфике юношеского возраста. В целом эта специфика связана с базовым возрастным процессом поиском идентичности на мировоззренческом уровне. Таким образом, ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути). Поэтому старшая школа должна строиться не по принципу предметных профилей, а на основе технологических профилей, где материал предмета является средством введения в ту или иную общественнопроизводственную практику. Так построенное юношеского образование требует и иных педагогических позиций. Взрослый в таком типе образования сам должен быть носителем определенной темы и проекта, иначе он теряет значение для молодых людей. Виды деятельности старших школьников: -Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования (лекции, семинары, тренинги, практикумы, стажировки и т.п.). - Индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника, обучение в системе экстерната, обучение в заочных школах. - Конструкторско-исследовательская деятельность по конкретной профильной теме. - Организационно-проектная социальная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника. - Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения (стажировки, пробы, рефлексивные сессии). Задачи, решаемые старшими школьниками разными видами деятельности: - Освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим способы личностной организации. - Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности. Овладеть приемами систематизации, типологизации и классификации знаний. - Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими, социальными и научными проблемами. Освоить экспериментальные и поисковые формы организации деятельности. - Овладеть стартовыми методиками организации коллектива. - Сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных интересов, 5 оформить социальные амбиции, овладеть методами личностной организации. 6. Обоснование целесообразности изменений в примерной программе. Программа конкретизирована для 10 класса, так как примерная программа рассчитана на 10-11 классы. 7.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающими активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. 7. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, 6 культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или 8 прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. 9.Содержание курса (102 часа) 1. ВВЕДЕНИЕ(1 час) Цели изучения литературы в 10 классе, задачи литературоведения как науки. Значение целостного изучения творческого пути писателя, роль генетических, диалогических и типологических связей в анализе литературного произведения. Краткая характеристика таких научных направлений, как историческая поэтика, сравнительноисторическое литературоведение, историка-функциональное изучение литературы. Теория литературы: литературоведение. 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (3 часа) Русская литература XIX века на этапе становления реализма как литературного направления. Своеобразие становления реализма в русской литературе в контексте европейского литературного процесса и общекультурного развития европейских стран. Национальное своеобразие русского реализма, стремящегося к широте изображения жизни в общенациональном ракурсе, шекспировской полноте постижения человеческих характеров, христианскому гуманизму в оценке окружающего мира. Эволюция русского реализма от первых десятилетий XIX века к 1840-м годам и ко второй половине века: от пушкинского универсализма к индивидуальным стилям писателей 1860—1870-х годов, от образцовых статей В. Г. Белинского к нескольким направлениям в литературной критике, отстаивающим противоположные общественные и эстетические позиции. Теория литературы: историко-литературный процесс, романтизм и реализм как литературные направления. 3. ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (10) Становление писателя, формирование его убеждений. Важнейшие особенности мироощущения писателя, его умение прочувствовать красоту преходящих мгновений, «уловить современность в её преходящих образах». «Записки охотника». Творческая история цикла, его художественное своеобразие. Повести «Муму» и «Постоялый двор». Роман «Рудин» — произведение, в котором выразился трагизм поколения 1840-х годов, приверженцев философского идеализма, мало знакомых с практической жизнью. Повести о трагическом смысле любви и природы: «Поездка в Полесье», «Фауст», «Ася». 9 Роман «Дворянское гнездо». Проблематика романа, роль любовного сюжета в художественном мире произведения. Образ Лизы Калитиной в контексте традиций русской литературы. Роман «Накануне». Образы Инсарова и Елены, цена жизненного выбора героев. Особенности тургеневского романа. Сложность общественно-политической позиции Тургенева, его стремление снять противоречия и крайности непримиримых общественных течений 1860—1870х годов. Разрыв с «Современником», значение споров о романе «Накануне» в современной Тургеневу критике. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа, этапы работы Тургенева над произведением о поколении нигилистов, прототипы образа Евгения Базарова. Трагический характер конфликта, в котором «обе стороны до известной степени правы». Споры Базарова с Павлом Петровичем, сильные и слабые стороны в позициях каждой из конфликтующих сторон. Базаров и Аркадий. Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание героя любовью, его мировоззренческий кризис. Базаров под крышей родительского дома. Второй круг жизненных странствий Базарова. Противоречивые стороны натуры героя, рост его личности, одиночество Базарова среди противников и мнимых единомышленников. Трагическое разрешение центральной коллизии романа. Авторское отношение к герою. «Отцы и дети» в русской критике. Творческий кризис Тургенева и его отражение в романе «Дым». Общественный подъём 1870х годов. Роман «Новь». Отношение писателя к революционному народничеству. Творческий путь И. С. Тургенева в конце 1860-х — 1870-е годы. Последние годы жизни писателя. Стихотворения в прозе: основные мотивы, переклички стихотворений с прозой Тургенева, особенности жанра стихотворений в прозе. Теория литературы: роман как литературный жанр, литературный герой и его прототип, творческая история, проблематика литературного произведения, система образов, авторская позиция и средства её выражения в эпическом произведении, трагическое в искусстве. 4. Николай Гаврилович Чернышевский(2 часа) Биография Чернышевского, формирование его взглядов. Эстетические воззрения Чернышевского. Роман «Что делать?». Творческая история произведения, его жанровое своеобразие. Значение романа «Что делать?» в истории русской литературы и революционного движения. Художественная специфика произведения: композиция романа, система образов, реальность и сны, особые группы персонажей: «старые люди», «новые люди», «особенный человек». Мораль «новых людей», их взгляды на любовь и семейные отношения, основанные на вере в добрую природу людей, наделённых инстинктом общественной солидарности. Утопическое изображение общества будущего в четвёртом сне Веры Павловны. Каторга и ссылка Чернышевского. Роман «Пролог». Эволюция взглядов писателя. Теория литературы: социально-философский роман, проблематика, идея, иносказание. 5. ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ (10 часов) Биография писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова. Роман «Обыкновенная история»: поиск золотой середины между беспочвенной мечтательностью и расчётливым прагматизмом. Цикл очерков «Фрегат „Паллада“». Наблюдения писателя и результат его размышлений о противоположности прагматичного европейского мира и самобытной русской цивилизации. Роман «Обломов». Образ Ильи Ильича Обломова в контексте художественного мира романа, полнота и сложность его характера. Образ Захара, его роль в романе. Истоки характера героя в эпизоде «Сон Обломова». Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл житейского противостояния и взаимной душевной привязанности героев. Обломов и Ольга Ильинская. 10 Проявление лучших душевных качеств героев в истории их любви. Неизбежность драматического финала любовной истории. Обломов и Агафья Пшеницына. Историкофилософский смысл романа. Н. А. Добролюбов и А. В. Дружинин о романе «Обломов». Творческая история романа «Обрыв». Ключевые образы романа: Райский, бабушка, Марфенька, Вера, нигилист Марк Волохов. Философский смысл сюжета: судьба Веры и судьба будущей России. «Обрыв» в оценке русской критики. Теория литературы: роман как литературный жанр, реалистический роман, типическое в литературе, искусстве. Система образов произведения, сюжет и композиция, характер в литературе. Антитеза. Интерьер. Художественная деталь. Художественная интерпретация, литературно-критическая интерпретация произведения. 6. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (7 часов) Жизнь и творчество драматурга, общенациональное содержание творчества Островского.Исторические и семейные истоки художественной индивидуальности драматурга. Проблематика и художественное своеобразие комедий Островского «Свои люди — сочтёмся», «Бедность не порок», созданных в период сотрудничества писателя с редакцией журнала «Москвитянин». Сближение Островского с кругом «Современника». Расширение тематического диапазона его драм. Драма «Гроза». Творческая история произведения. «Гроза» как русская трагедия. Конфликт и расстановка действующих лиц. Катастрофическое состояние мира и его отражение в характерах героев драмы. Общенациональный масштаб художественного обобщения. Образы грозы и Волги в пьесе. Религиозная основа бытового конфликта в семействе Кабановых. Образ главной героини, народные истоки характера Катерины. Особенности трагической коллизии в пьесе, её социальные и религиозные корни. Н. А. Добролюбов и А. А. Григорьев о «Грозе» Островского. Творческая эволюция драматурга. Своеобразие пьес Островского конца 1860—1870-х годов, по-новому развивающих прежние мотивы. Весенняя сказка «Снегурочка». Фольклорная образность и философские мотивы пьесы. Драма «Бесприданница». Глубина социальнопсихологических характеристик героев пьесы. Поэтичность и драматизм образа Ларисы. Неповторимый национальный облик драматургии Островского, роль Островского в создании русского театра. Теория литературы: драма как род литературы. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Конфликт в драматическом произведении, этапы развития действия. Монолог, диалог, речевая характеристика персонажа. Образ-символ. Авторская позиция в драме и средства её выражения. 7. ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (3 часа) Становление личности поэта. Связь поэзии Тютчева с традициями его древнего рода, с историей и природой Орловщины. Тютчев и поколение любомудров, философские и политические взгляды поэта-дипломата. Философская проблематика и художественное своеобразие поэзии Тютчева. Стихотворения: «Silentium!», «14 декабря 1825 года», «Не то, что мните вы, природа...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Цицерон», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Наш век», «Над этой тёмною толпой...», «Неман», «Эти бедные селенья...», «Есть в осени первоначальной...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»). Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития: общественные истоки трагических мотивов тютчевской лирики. Основные темы творчества поэта-философа. Мир 11 природы в поэзии Тютчева. Любовная лирика Тютчева, её биографическое и философское содержание. Трагические противоречия бытия, хаос и космос в лирике Тютчева. Тема России, историософские взгляды поэта. Поэтическое открытие русского космоса в зрелых произведениях Тютчева. 8. Некрасов Н.А(9 часов) Теория литературы: лирика как род литературы. Философская поэзия. Пейзажная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Народные истоки мироощущения Некрасова, близость поэта к народу, его способность выразить одухотворённую красоту страдания и высокие идеалы народа. Детство и отрочество Некрасова, семья поэта, впечатления детских и юношеских лет, сформировавшие характер Некрасова. Петербургские мытарства. Встреча с В. Г. Белинским. Некрасов — журналист и издатель. Лирика Некрасова. Стихотворения «В дороге», «Тройка», «На Волге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Еду ли ночью по улице тёмной...», «Внимая ужасам войны...», «Поэт и Гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Зелёный Шум», «Влас», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Блажен незлобивый поэт...», «О Муза! я у двери гроба...». Основные мотивы лирики поэта. Звучание темы поэтического призвания в стихотворениях Некрасова. Народ в лирике Некрасова. Поэтическое многоголосие: особенности поэтики Некрасова, основанные на его художественной отзывчивости к народной судьбе и народной речи. Своеобразие сатирических стихов Некрасова. Тонкий психологизм и наблюдательность поэта при создании сатирических масок. Своеобразие любовной лирики Некрасова: глубокое постижение женской души, соединение социальных и личных мотивов в стихотворениях о любви. Поиск героя нового времени в поэме «Саша». Поэзия Некрасова в преддверии реформы 1861 года, поворот в художественных исканиях Некрасова, попытка создать собирательный образ на- рода-героя в поэме «Тишина». Поэма «Коробейники». Закономерный этап творческой эволюции Некрасова: открытый выход не только к народной теме, но и к народу как читателю. Поэма «Мороз, Красный нос». Трагедия одной крестьянской семьи и судьба всего русского народа. Национальные черты образов Дарьи и Прокла. Историко-героические поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история произведения. Жанр и композиция поэмы-эпопеи. Роль фольклорных мотивов в художественном мире произведения. Проблема завершённости-незавершённости. Образ крестьян-правдоискателей в начале поэмы, первоначальные представления странников о счастье. Перелом в направлении поисков «счастливого». Ключевые образы поэмы (Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий и др.), постепенное рождение в сознании народа образа другого «счастливца», борца за духовные святыни. Работа Некрасова над финальной частью поэмы, вера поэта в пробуждение народных сил, нескорое, но неизбежное утверждение народной Правды. «Последние песни». Годы болезни Некрасова, проблематика его последних лирических произведений. Теория литературы: лирический герой, биографические мотивы в лирике. Жанры лирики (ода, сатира, послание, песня). Поэма. Поэма-эпопея. Фольклорные мотивы в литературе. Проблематика. 12 10. АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ(2 часа) Биография и творческий путь Фета. «Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Это утро, радость эта...», «Учись у них — у дуба, у берёзы...», «Целый мир от красоты...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На стоге сена ночью южной...», «Ещё майская ночь...», «Я тебе ничего не скажу...», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «Пчёлы», «Вечер». Стихи Фета о назначении поэзии. Сознательность выбора поэтом роли защитника «чистого искусства», философские основания житейской и эстетической программы Фета. Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. Светлый, жизнеутверждающий характер лирики поэта. Основные особенности поэтики Фета, его важнейшие художественные открытия: метафоричность, импрес- сионистичность, музыкальность, интуитивность, символизм и т. д. Любовная лирика Фета. Природа в поэзии Фета. Преображение житейских впечатлений в поэтический образ. Стихотворения Фета в контексте литературной традиции. Теория литературы: лирическое стихотворение как жанр. Пейзажная лирика, интимная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Импрессионизм в искусстве и литературе. 11. АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ(5 часов) Жизненный и творческий путь А. К. Толстого, зарождение и созревание его страсти к искусству. Нравственная твёрдость писателя, последовательная защита им интересов русской литературы. «То было раннею весной...», «Средь шумного бала, случайно...», «Меня, во мраке и в пыли...», «Край ты мой, родимый край...», «Колокольчики мои...», «Двух станов не боец, но только гость случайный...». Лирика А. К. Толстого: основные мотивы, неповторимое своеобразие поэзии А. К. Толстого, прочно укоренённой в традициях русской классической литературы. Былины и баллады А. К. Толстого. «Василий Шибанов», «Илья Муромец», «Садко». Отражение историософских взглядов автора в его исторических балладах и стилизованных былинах. Драматические произведения А. К. Толстого, трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис». Сатирические произведения А. К. Толстого. Литературная маска Козьмы Пруткова: от литературной пародии до политической сатиры. «Плоды раздумья». Стихотворения «Мой портрет», «Моё вдохновение», «Перед морем житейским», «Осень. С персидского, из Ибн-Фета». Теория литературы: лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Баллада как литературный жанр. Историзм в литературе. Стилизация, пародия. Юмор, ирония и сатира как виды комического. Литературная маска. 12. МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН(5 часов) Драматическая судьба писателя-сатирика. Общественно-политическая позиция СалтыковаЩедрина. «История одного города». Необычность жанровой формы произведения, роль фантастических образов. Пародия, гротеск, гиперболизация как способы раскрытия авторского замысла. Обличение тёмных сторон «глупов- ской истории», понимаемой как история народа, отступившего от христианских заповедей. Общественный роман «Господа Головлёвы». История создания романа- хроники, место произведения в творчестве писателя. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. «Пропала совесть», «Рождественская сказка», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист», «Премудрый пискарь», «Христова ночь». 13 Проблемно-тематические группы сатирических сказок писателя. Социальное и религиознофилософское содержание сказок, их идейно-художественное своеобразие. Творчество Салтыкова-Щедрина как свидетельство духовного взлёта русской словесности в XIX веке: созидательная роль обличительной литературы, опирающейся на прочные нравственные основы национальной культуры. Теория литературы: пародия, гротеск, фантастика как приёмы сатиры. Литературная сказка. Антиутопия (первичное представление). 13. ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ(10 часов) Биография Достоевского, формирование его личности и жизненной позиции. Семья писателя, первые детские впечатления. Отрочество в Военноинженерном училище. Начало литературной деятельности. «Бедные люди», причина высокой оценки романа Белинским и Некрасовым. Увлечение идеями социалистов- утопистов. Участие Достоевского в деятельности кружка Петрашевского, арест, гражданская казнь и ссылка писателя. Сибирь и каторга. Формирование нового взгляда писателя на Россию и русский народ. Почвенничество Достоевского, связь его убеждений с христианскими идеями и философскими исканиями эпохи. Воплощение почвеннических взглядов Достоевского в «Пушкинской речи». Роман «Преступление и наказание». Творческие истоки произведения, жанровое своеобразие «идеологического» романа. Антигуманный и богоборческий смысл теории Раскольникова, связь болезненных заблуждений героя с трагедиями петербургских трущоб. Идея и натура Раскольникова: глубина психологического анализа душевных терзаний героя. Духовный путь Раскольникова. Роль Сони Мармеладовой и её христианской веры в нравственном возрождении главного героя. «Преступление и наказание» в русской критике. «Идиот» — роман о «положительно прекрасном» человеке, трагизм образа главного героя — князя Мышкина. Спор с нигилизмом в романе «Бесы». Поверка господствующих идей современной европейской цивилизации в романе «Подросток». Роман «Братья Карамазовы» как синтез художественнофилософских исканий писателя, глубокое исследование духовной болезни современного общества — карамазовщины и её нравственных последствий. Жанровое своеобразие романов Достоевского как идеологических, полифонических, романовтрагедий. Теория литературы: социально-психологический роман. Проблематика, художественная идея. Психологизм в литературе, способы изображения внутреннего мира героя (монолог, внутренняя речь, деталь и др.). Портрет, пейзаж, интерьер, внесюжетные эпизоды и их роль в произведении. Художественная интерпретация, научная интерпретация. 14. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (2 часа) Расстановка общественных сил в 1860-е годы, причина размежевания общества на западников и славянофилов. Взгляд славянофилов и западников на пути русской истории и будущее России. «Эстетическая критика» либеральных западников П. В. Анненкова, А. В. Дружинина, публиковавшихся в журналах «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Русский вестник». «Реальная критика» революционеров-демократов. Анализ литературного произведения как повод для осмысления социальных и политических проблем современности в статьях Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов, критиков журнала «Русское слово» Д. И. Писарева и В. А. Зайцева, причины их полемики с журналом «Современник». 14 Литературно-критическая позиция славянофилов К. С. Аксакова и А. С. Хомякова, развитие и преломление их идей в литературно-критической позиции почвенников А. А. Григорьева и Н. Н. Страхова, соратников Ф. М. Достоевского и сотрудников его журналов «Время» и «Эпоха». Теория литературы: литературная критика. 15. ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (17 часов) Родовое гнездо. Традиции дворянского рода, к которому принадлежал писатель. Детство, ранние годы Л. Н. Толстого в семье, обстановка родственного тепла и доброты, сформировавшая душевный склад писателя. Отрочество и юность. Годы учения Толстого в Казанском университете и попытка начать государственную службу, увлечение руссоистскими идеями и самоанализом, отразившееся в дневниках. Диалектика трёх эпох развития человека в трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Художественное новаторство произведения о духовном становлении человека. Чернышевский о «диалектике души» Л. Н. Толстого. От «диалектики души» — к «диалектике характера». Л. Н. Толстой — участник Крымской войны. Художественные открытия писателя во время военной кампании 1853—1855 годов. Итог размышлений писателя об истинном и ложном патриотизме — «Севастопольские рассказы». Творчество Л. Н. Толстого начала 1860-х годов. Повесть «Казаки» и рассказ «Люцерн», связанные размышлениями писателя о современной цивилизации. Общественная и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого. Его работа в Яснополянской школе для крестьянских детей. Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история романа, логика изменения авторского замысла. «Война и мир» как роман-эпопея: жанровое своеобразие произведения, его отличие от классического романа и сходство с героическим эпосом прошлого. Композиция «Войны и мира». Структура романа как цепь ярких жизненных картин, связанных в единое художественное полотно глубокой «мыслью народной». Семейная жизнь и жизнь историческая, изображённые в неразрывном единстве. Война и мир как два универсальных состояния общей жизни людей в художественном мире произведения. Народ и толпа, Наполеон и Кутузов: противопоставление эгоистической личности и общенародного единства, которое ярче всего реализуется в контрастных образах Наполеона и Кутузова. Изображение народного характера войны 1812 года и антивоенный пафос романа. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова, нравственно-психологический облик героев, их духовный путь, авторское отношение к героям. Художественное значение подробного психологического анализа в прозе Л. Н. Толстого. «Текучесть человека», таящая возможности бесконечного обновления, нравственного совершенствования. Образ Платона Каратаева. Наташа Ростова, причины её особенного влияния на окружающих людей. Эпилог «Войны и мира», его полемический характер. Значение эпилога в художественном мире романа, свидетельствующего о неразрешённости основных конфликтов общенациональной жизни. «Анна Каренина». Роман, в котором Л. Н. Толстой развивает «мысль семейную». Неизбежность гибели героини как следствие душевного тупика, распада духовных связей между людьми в условиях современной цивилизации. Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого. Важнейшие основы философского учения, с позиции которого писатель разворачивает критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Противоречивость и глубина исканий Л. Н. Толстого, несводимых к догматическому «толстовству». Идейно-художественное своеобразие романа «Воскресение». Последние годы жизни писателя, его тайный уход из Ясной Поляны и смерть. 15 Теория литературы: повесть, рассказ, роман-эпопея, исторический роман. Народность в литературе. Нравственно-философская проблематика. Образ героя, характер в литературе. Система персонажей. Действие в эпическом произведении, сюжет, эпизод. Психологизм в литературе, «диалектика души». 16. НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ (3 часа) Детство и взросление писателя, непростая школа жизни, через которую пришлось пройти Лескову. Вхождение в литературу: первые публикации начинающего писателя, его конфликт с революционно-демократическими кругами, оставивший отпечаток на всей литературной карьере Лескова. Своеобразие общественно-политической позиции Лескова. Рассказ «Леди Макбет Мценского уезда». Глубокое знание русской жизни, отразившееся в трагической истории Катерины Измайловой. «Соборяне». Хроника Лескова, раскрывшая богатые возможности русского народа. Трагический финал произведения и вера автора в торжество христианских идеалов. «Очарованный странник». Повесть-хроника Лескова, продолжающая тему народной судьбы. Образ Ивана Флягина, богатырство главного героя, его художественная одарённость, стихийность, неподвластная разуму буйная широта проявлений, граничащая с безумием, неумирающие сердечность и совестливость героя. Формирование типа «русского праведника» в прозе Лескова. Художественный мир писателя. Характерные особенности писательской манеры Лескова: анекдотизм, ослабление сюжетности, сказовое начало повествования и другие. Теория литературы: рассказ, очерк, хроникальное повествование. Сказовое начало в литературе. 17.СТРАНИЦЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (2 часа) Творчество авторов рубежа веков, ярко воплотивших в своих произведениях новые явления в литературе. Генрик Ибсен. Обзор творчества писателя, новаторские черты его драматургии, пьеса «Кукольный дом» («Нора»). Ги де Мопассан. Основные этапы творческой биографии писателя, роль Мопассана в развитии жанра новеллы, социально-психологическая коллизия в новелле «Ожерелье». Джордж Бернард Шоу. Обзор творчества писателя. Пьеса «Пигмалион», в которой древний миф об ожившей статуе получает парадоксальное истолкование и становится ироническим вызовом современному буржуазному обществу. Теория литературы: драма как род литературы. Художественный мир драматического произведения. 18.АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (8 часов) Особенности художественного мироощущения Чехова. Истоки чеховского стиля, основанного на недоверии к отвлечённой теории, отмеченного сдержанностью, недоговорённостью, эстетическим совершенством. Труд самовоспитания. Детство и юность Чехова, жизненные правила, привитые ему в семье. Формирование убеждений будущего писателя. Ранний период творчества. Особенность поэтики, специфика приёмов комического изображения жизни в ранних рассказах Чехова. Творчество второй половины 1880-х годов. «Горе», «Тоска», «Рассказ госпожи NN». Поиск Чеховым «живых душ» в эпоху безвременья. Обращение писателя к народной и детской темам. Повесть «Степь» как итог творчества Чехова 1880-х годов. Символическое значение образа степи, безграничной, как душа народа. Путешествие Чехова на остров Сахалин как важный этап в гражданском становлении писателя. 16 Повести Чехова, созданные в 1890-е годы: «Дуэль», «Попрыгунья», «Дом с мезонином», герои которых, страдающие самодовольством, близорукой самонадеянностью, прозревают в драматических обстоятельствах и осознают свою неправоту. Трагедия доктора Рагина в рассказе «Палата № 6». Деревенская тема. Повести «Мужики» и «В овраге». Тема неблагополучия русской жизни, распада, охватившего даже народный мир с его вековыми устоями. Рассказ «Студент». Преодоление главным героем охватившего его духовного смятения, утверждение высокой природы духовных борений человека. «Маленькая трилогия». Рассказы, входящие в трилогию: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», как этапы художественного исследования основ современного общества, где люди задыхаются в «футлярном существовании», не находя сил вырваться из него. Рассказ «Ионыч». История постепенного омертвения души доктора Старцева. Пошлость обыденной жизни и неспособность персонажей противостоять её неумолимому действию. Повесть «Дама с собачкой». Стремление Чехова отыскать в повседневности выход в одухотворённую и осмысленную жизнь. Художественное своеобразие чеховской драматургии. Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», их творческая история и сценическая судьба. Комедия «Вишнёвый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе. Двойственное освещение действующих лиц, своеобразие авторского взгляда на героев. Представители разных поколений, охваченные общим недовольством жизнью и в равной степени беспомощные перед ней. Лиризм и комическое начало в художественном мире пьесы. Жанровое своеобразие комедии Чехова. Теория литературы: рассказ. Тема, сюжет, идея. Комедия. Конфликт и его реализация в сюжете пьесы. Система персонажей. Речевая организация произведения. Лиризм. Символические образы. 19. Заключение (4 часа) МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Своеобразие русской классики XIX века, ренессансной по своему масштабу, стремящейся к воплощению общенациональных и общечеловеческих идеалов, утверждению христианской духовности. Теория литературы: тематика, проблематика, пафос. Историко-литературный процесс. Организация внеурочной деятельности по предмету Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года согласно календарному плану рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрьоктябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов, чтецов, экскурсия в театры, музеи истории города. Для учащихся 10 класса во внеурочное время организуются интеллектуальные игры, викторины и конкурсы по предмету, проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности, что даёт им возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее». Платформы, сервисы для проведения дистанционного обучения. Платформа «Учи.ру»: https:uchi.ru Программы для проведения уроков по видеосвязи: Zoom, Skype (облачной платформы для проведения онлайн уроков). 14. Тематическое планирование по литературе для 10-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. 17 Краеведческий материал: использование произведений писателей и поэтов Бурятии. № п/ п Наименование Тематическое планирование Ко-во Виды учебной деятельности разделов программы часов 1 ВВЕДЕНИЕ 1 работа со справочной литературой, составление конспекта 2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РЛ 19 ВЕКА. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА. Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв. 3 Составление плана-конспекта, схематизация материала. 92 Анализ статьи учебника. Устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, несколько глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесе, критической статьи; Установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства; - определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру; анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. - выявление языковых средств художественной особенности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; - подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением; работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.); - составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю; - создание сценариев литературных или литературно-музыкальных 3 4 2 Виды контроля. Опрос. Пересказ. Выразительное чтение. Заучивание наизусть стихотворных текстов. Устные и письменные ответы. Характеристик а героев. Анализ текста. Письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос Защита творческих проектов. Сочинение. Тест. 18 композиций; участие в дискуссии, заседание круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов. 5 Мировое значение русской литературы. 4 Анализ статьи учебника. На уроках используются три формы организации учебной деятельности учащихся: - фронтальная (совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д.), - индивидуальная (самостоятельную работу каждого ученика в отдельности. Задания: работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); написание рефератов, докладов и т.д. ) - групповая (учащиеся работают в группах из 4-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу). Планируемые результаты усвоения учебной программы по литературе в 10 классе Личностные результаты: -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных 19 ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности выпускников к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; -осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное отношение к членам своей семьи; -развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; -умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты: - осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; 20 -формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; -понимание родной литературы как одной из основных национально культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. -обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; -воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; -овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания отличий художественного текста от публицистики. Обучающийся научится: -определять тему и основную мысль произведения русской литературы; -владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет произведений русской литературы; -выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу произведений русской литературы; -характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей русской литературы; -находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры русского писателя, определять их художественные функции; -выявлять особенности языка и стиля русского литератора; -определять родо-жанровую специфику художественного произведения; -объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений о Родине и родной природе; -выделять в русских произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, переходя к анализу текста; -выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; 21 -пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиям как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; -представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы, вести учебные дискуссии; -собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературнотворческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; -выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать гражданскую точку зрения; -выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений русской литературы, передавая личное отношение к произведению; -ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой. Выпускник получит возможность научиться: -давать историко-культурный комментарий к тексту русского произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.); -анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; -анализировать художественное произведение во взаимосвязи русской литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); -анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. -узнать о месте и значении русской литературы в мировой литературе, о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; об историко-культурном подходе в русском литературоведении; об историко-литературном процессе, отражённом в русских произведениях XIX века; -узнать о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений, имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых русских произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в отечественной культуре; -узнать о соотношении и взаимосвязях родной литературы с историческим периодом и эпохой. 22 12. Учебно-методическое обеспечение: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для учителя УМК 1. Учебник: Ю.В. Лебедев. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях. ФГОС – М.: Просвещение, 2017. 2. Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В. Лебедева. Базовый уровень. 10 – 11 классы: учебное пособие для учителей общеобразоват. Организаций Романова А.Н., Шуваева Н.В. – М.: Просвещение, 2019 3. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. 10 класс. II полугодие. Москва. ВАКО. 2014 год. 15. Материально-техническое обеспечение: 1. Ноутбук. 2. Экран 3. Проектор. 16. Контрольно-измерительные материалы 1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. – М.: Дрофа, 2002. 2. Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. 3. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. 4. Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение. 5. infourok.ru 15. Список литературы - литература, использованная при составлении программы: 1. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. 10 класс. II полугодие. Москва. ВАКО. 2014 год. 2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. II половина 19 века. 10 класс. II полугодие. Москва. ВАКО. 2013 год. 3. Миронова Н.А. Литература в таблицах. 5-11 классы: Для быстрой подготовки к устному экзамену и ЕГЭ. 4. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение. - литература, рекомендованная для учащихся: 1. Воропаев В. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии. – М: Православный паломник, 2008. 2. Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008. 3. Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008. 4. Капитанова Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008. 5. Сахаров В.И. А.Н. Островский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008. 6. Якушин Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2007. 7. Якушин Н.И. Н.А.Некрасов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008. 8. Якушин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008 23 ПРИЛОЖЕНИЕ Календарно-тематическое планирование 10 класс № п/ п Тема урока Всего часов 1 ВВЕДЕНИЕ 1 2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РЛ 19 ВЕКА. Исторические причины особого развития русской классической литературы. Национальное своеобразие русского реализма. 1 3 4 5 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА. Расстановка общественных сил в 1860-е гг. Направления в русской критике второй половины 19 века. Иван Сергеевич Тургенев. Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети» Трагический характер конфликта в романе. Споры Базарова с Павлом Петровичем. Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание любовью. Женские образы в романе Болезнь и смерть Базарова. «Отцы и дети» в русской критике. Тест. РР. Сочинение по роману «Отцы и дети». РР. Сочинение по роману «Отцы и дети». Николай Гаврилович Чернышевский. Жизненный и творческий путь Н.Г. Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Композиция романа «Что делать?». Система образов в романе. Старые и новые люди. «Особенный человек» Рахметов. Четыре сна Веры Павловны. Значение романа «Что делать?» в истории литературы и революции Иван Александрович Гончаров. Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова Творческая история романа «Обломов» Полнота и сложность характера Обломова. Обломов – «коренной народный наш тип». «Сон Обломова». Характеристика эпизода. Штольц как антипод Обломова. История любви Обломова и Ольги Ильинской. Историко-философский смысл романа. Роман «Обломов» в русской критике. Тест. РР. Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов» РР. Сочинение по роману И.А. Гончарова Дата по плану Дата по факту 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. «Обломов» Александр Николаевич Островский. Основные этапы жизни и творчества А.Н. Островского. Творческая история драмы А.Н. Островского «Гроза». Система образов в драме «Гроза». Конфликт драмы А.Н. Островского «Гроза». Композиция драмы. О народных истоках характера Катерины. Катерина как трагический характер. Обобщение по пьесе А. Н. Островского «Гроза». Тест РР. Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза» РР. Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза» Федор Иванович Тютчев. Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и идеи лирики Ф.И. Тютчева Поэзия Ф.И. Тютчева в контексте русского литературного развития. РР. Письменный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева. Николай Алексеевич Некрасов. Основные этапы биографии и творчества Н.А. Некрасова. Поэзия Н.А. Некрасова в контексте русского литературного развития. Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова. Героическое и жертвенное в изображении разночинца-народолюбца. «рыцарь на час», «Надрывается сердце от муки», «Душно! Без счастья и воли» и др. Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. Муза Некрасова. «Поэт и гражданин», «Музе», «Элегия» и др Тема любви в лирике Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей» и др. Жанр и композиция поэмы-эпопеи Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма «Кому на Руси жить хорошо» в контексте творчества Некрасова. Обобщение по произведению Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Тест РР. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?» РР. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?» Афанасий Афанасьевич Фет. Основные этапы жизни и творчества А.А. Фета. Природа в поэзии Фета Проблематика и характерные особенности лирики Фета. Анализ стихотворения А.А. Фета. Алексей Константинович Толстой. Жизненный путь А.К. Толстого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. Своеобразие художественного мира: фольклорные, романтические и исторические черты лирики Исторические взгляды поэта и его сатирические стихотворения. «Бесстрашный сказатель правды». Лирика А.К. Толстого. РР. Анализ стихотворения А.К. Толстого. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Основные этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина 1 Жизненная позиция писателя. Проблематика сказок. 1 1 Проблематика и поэтика сатиры «История одного города». Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Проблематика и поэтика сатиры С. Щедрина 1 1 1 1 1 РР. Сочинение-отзыв. Федор Михайлович Достоевский. Ф.М. Достоевский. Основные этапы биографии и творчества. Творческая история романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 1 1 Образ Санкт-Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского. Мир Петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова. Духовные искания интеллектуального героя. «Ангелы» и «демоны» Р. Раскольникова. Теория Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта. Идея и натура Раскольникова. 1 1 1 Раскольников и Соня. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70-71 72. Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов) 1 1 Раскольников и Порфирий Петрович. Экранизация романа. «Преступление и наказание» в русской критике 1860-х годов. Обобщение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Тест РР. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» РР. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Русская литературная критика Русская литературная критика Лев Николаевич Толстой. По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. Трилогия Толстого. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат 1 1 1 1 1 1 2 1 26 73. 74. Творческая история романа «Война и мир». «Война и мир» как роман-эпопея. Композиция произведения, проблематика, образы, жанр. Образ автора в романе. Война 1805-1807 гг. – эпоха «неудач» и «срама» в изображении Толстого Художественные особенности романа «Война и мир», своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души». 1 1 75. 1 «Народ» и «толпа». Исторические личности на страницах романа «Война и мир» Кутузов и Наполеон. Тема народа, «Дубина народной войны» партизанское движение и его герои. Тихон Щербатый и Платон Каратаев 76. Духовные искания Андрея Болконского. Идея нравственной ответственности человека. «Дорога чести» Андрея Болконского в романе Этапы духовных исканий Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 1 78. 79. 80. Наташа Ростова. Эпилог «Войны и мира». РР. Анализ эпизода «Лунная ночь в Отрадном» 1 1 1 81. «Война и мир» в русской критике и киноискусстве. 1 82. Обобщение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Тест Обзор содержания романов «Анна Каренина», «Воскресение». РР. Подготовка к сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» РР. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» РР. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Семенович Лесков. Художественный мир писателя. «Леди Макбет Мценского уезда» Повесть-хроника «Очарованный странник». Анализ характера героя по повести Н. Лескова «Очарованный странник». Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв. Политическая и театральная деятельность Г. Ибсена. Пьеса «Кукольный дом». Основные этапы жизни и творчества Ги де Мопассана. «Гобсек». Роман Ф. Стендаля «Красное и чёрное». Произведения Ч. Диккенса. Антон Павлович Чехов. Особенности художественного мироощущения А.П. Чехова. Рассказ А.П. Чехова «Ионыч».От Старцева к Ионычу. Творческая история пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Общая характеристика «новой драмы». Исторические истоки «новой драмы». Тест. 1 77. 83. 84. 85. 86 87. 88. 89. 90 91. 92 93. 94. Женские образы в романе. Судьбы любимых героинь Толстого .Наташа Ростова на пути к счастью. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 95. 96. 97. 98. 99 100 101. 102. № п/п 1 2 О жанровом своеобразии комедии А.П. Чехова «Вишневый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение. «Вишневый сад» в русской критике и на сцене. РР. Подготовка к сочинению по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» РР. Сочинение по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» Мировое значение русской литературы. Контрольная работа за курс 10 класса Нравственные уроки русской литературы Поиски русскими писателями второй половины 19 века «мировой гармонии». Повторение по курсу литературы 10 класса Тема проекта Риторические приемы в диалогах героев Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Библейские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 1 1 1 1 1 1 1 № урока 64 65 28