Литература 11 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
11 класс
Составитель программы: Цыбикова Е.К.,
учитель русского языка и литературы

г. Улан-Удэ
2022 г
.

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 11класс.
Общая характеристика предмета
Литература – это базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания
и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как
феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и
многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой
воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и
человечества.
.
Актуальность

предмета.

В

системе

школьного

образования

учебный

предмет

«Литература» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством
обучения. Как средство познания действительности литература обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное
мышление, память, воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, литература неразрывно связана со всеми школьными предметами и
влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует
овладению будущей профессией.
Основная цель курса – развитие интеллектуальных способностей и познавательных
интересов учащихся 11 класса в области изучения литературы формирование у учащихся
научного мировоззрения, основанного на знаниях и жизненном опыте; подготовка к ЕГЭ.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
-

воспитание

духовно

развитой

личности,

готовой

к

самопознанию

и

самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
-

формирование

гуманистического

мировоззрения,

национального

самосознания,

гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического

мышления,

эстетических

и

творческих

способностей

учащихся,

читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных

знаний;

написания

сочинений

различных

типов;

поиска,

систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
В процессе изучения курса решаются следующие задачи:
- формирование представление о художественной литературе как искусстве слова и ее
месте в культуре страны и народа;
-осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;
- освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению
конкретных художественных произведений;
-

овладение

знаниями,

которые

помогут

глубокой

и

доказательной

оценке

художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
-

овладение

умениями

проводить

наблюдения,

планировать

и

выполнять

литературоведческие анализы, выдвигать гипотезы и строить модели
-

воспитание культуру чтения, формирование потребности в чтении;

- использование приобретенных знаний и умений в изучении литературы для
повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Художественная картина
жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков,
осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в
интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с
философией,

историей,

психологией,

называют

«художественным

исследованием»,

«человековедением», «учебником жизни». Литература как искусство словесного образа –
особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными
отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального
воздействия,

метафоричность,

многозначность,

ассоциативность,

незавершенность,

предполагающими активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из
ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию
разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.
Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей –
необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально
развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к
окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках
литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными
ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и
зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это
приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского
народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как
художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем
несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного
искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и
многообразии

художественной

культуры,

духовного

и

нравственного

потенциала

многонациональной России.

Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 385 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на
этапе основного общего образования, в том числе в одиннадцатых классах по 102 часа из
расчета 3 учебных часа в неделю.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
● систематичность;
● научность;
● доступность;
● возможность практического применения полученных знаний;
● реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы за 102 ч.
● целостность;
● вариативность;
● интеграция;

● гуманитаризация
;

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:


Конституция РФ.



Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".



Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».



Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями)



Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления
детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28)



Устав МАОУ « СОШ №18»



Образовательная программа среднего общего образования МАОУ «СОШ №18»

 Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением

учебных

предметов

федерального

компонента

государственного

образовательного стандарта.
 Локальные акты.
Данная программа реализуется в течение 1 учебного года. из расчёта 102 часа, 3 часа в
неделю, адресована учащимся 11 класса, составлена по учебнику « Литература» под ред.
В.П.Журавлева для общеобразовательных организаций.

Базовый уровень. В двух частях

Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Характеристика юношеского возраста и виды деятельности старших школьников.
Ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как
практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего,
проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории(своего
пути).
Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и
приобретение опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе
своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в
разных формах. В качестве таких форм для юношества выступают:

1. Внутренний мир и самопознание;
2. Любовь и семья;
3. Ценности и товарищество;
4. Интересы и профессия;
5. Мораль и общественная позиция.
Принято выделять три периода в становлении юношеского возраста. Первый период
связан с постановкой жизненных целей, второй-с определением условий дальнейшего
развития человека, а третий-с определением ресурсов для достижения задуманных целей.
Старший школьный возраст главным образом связан с задачами первого периода
юношеского возраста.
Важнейшей спецификой юношеского возраста является его активная включенность в
существование проблемы современности. Юношеские практики становления всегда понастоящему рискованны – находятся на острие проблем.
Становление юноши это попытка обретения практического мышления. Поэтому
единицей организации содержания образования в старшей школе должна стать
«проблема»

и

проблемная

организация

учебного

материала,

предполагающая

преодоление задачно-целевой организации учебной деятельности и выход в следующий
управляющий контур – в пространство «смыслов», «горизонтов», «возможностей».
Виды деятельности старших школьников:
Учебно-образовательная

деятельность

в

стартовых

формах

университетского

образования (лекции, семинары, практикумы, стажировки и т.п.).
Индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной образовательной
программы старшеклассника, обучение в системе экстерната, обучение в заочных
школах.
Конструкторско-исследовательская деятельность по конкретной профильной теме.
Организационно-проектная

социальная

деятельность

в

рамках

индивидуальной

программы старшеклассника.
Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского
самоопределения (стажировки, пробы, рефлексивные сессии).
Задачи, решаемые старшими школьниками разными видами деятельности:
Освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим способы
личностной организации.
Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности.
Овладеть приемами систематизации, типологизации и классификации знаний.

Выделить

сферу

своих

интересов

в

связи

с

современными

экономическими,

политическими, социальными и научными проблемами. Освоить экспериментальные и
поисковые формы организации деятельности.
Овладеть стартовыми методиками организации коллектива.
Сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных интересов,
оформить социальные амбиции, овладеть методами личностной организации.

Рабочая программа, составленная на основе примерной программы, предусматривает
формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса литературы на
этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
Организация стартовых форм высшего образования (лекции, семинары, практикумы,
стажировки и т.п.).
Организационно-проектная индивидуальная учебная деятельность:
 обучение в системе экстерната, обучение в виртуальных школах.
 планирование индивидуальной программы старшеклассника.
 формирование

своего

профессионального,

личностного

и

гражданского

самоопределения (стажировки, пробы, рефлексивные сессии).
Овладеть стартовыми методиками организации коллектива.
Сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных интересов,
оформить социальные амбиции, овладеть методами личностной организации.
Информационно-коммуникативная деятельность:


владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку
зрения собеседника и признавать право на иное мнение;



использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации.

Рефлексивная деятельность:


владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть
возможные результаты своих действий:



организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение
оптимального соотношения цели и средств.



Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. −
Выразительное чтение. − Различные виды пересказа. − Заучивание наизусть
стихотворных текстов. − Определение принадлежности литературного
(фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. − Анализ текста, выявляющий
авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов
поступков героев и сущности конфликта. − Выявление языковых средств
художественной образности и определение их роли в раскрытии идейнотематического содержания произведения. − Участие в дискуссии, утверждение и
доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. − Подготовка
рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных
произведений.



Задачи, решаемые старшими школьниками разными видами деятельности:
 Освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим
способы личностной организации.
 Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной
деятельности. Овладеть приемами систематизации и классификации знаний.
 Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими,
политическими, социальными и научными проблемами. Освоить экспериментальные и
поисковые формы организации деятельности.
Результаты освоения учебного предмета.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию
и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,

правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к
осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия
и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и
социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами.
9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.

Содержание курса (68 часов)
Изучение языка художественной литературы 2 ч.
Из мировой литературы 2 ч.
Поэзия Т.-С. Элиота, Творчество Э.-М. Ремарк, Ф.Кафка,
Русская литература начала 20 века 3 ч. Русская литература рубежа эпох в контексте
мировой культуры. Проза 20 века. Религиозные мыслители рубежа веков
Общественно-политическая жизнь России и ее отражение в литературе (2ч)
Основные темы и проблемы: ответственность человека за свои поступки, человек на войне,
тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа. Обращение к
народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской
литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

И.А.Бунин 3 ч

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения.
Бунин – мастер поэтического пейзажа. Тонкий лиризм стихотворений Бунина. Точность и
выразительность детали. Философские мотивы: восприятие человеческой жизни в единстве с
Космосом в потоке мирового бытия. Слово как нить, связующая прошлое с настоящим, как
бессмертный дар, самое большое достояние человека.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник».
Рассказы о любви. Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина.

Суета и тщетность бездуховной жизни, призрачность славы, богатства. Романтическое
освещения увядающего быта русского дворянства. Символический образ антоновских яблок.
Русский национальный характер у Бунина. Любовная тема, ее философское осмысление.
Психологизм и символика в бунинской прозе. Прием антитезы.

А.И.Куприн 3 ч.
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Олеся». Изображение «естественной», «природной»
жизни, душевной красоты человека, близкого природе. Языческие мотивы в повести.
Столкновение «естественного» человека с современной цивилизацией.
Рассказ «Гранатовый браслет». Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм
решения любовной темы в рассказе.

Поэзия Серебряного века 9 ч.
Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты,
творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на
творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами
(задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства).
Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность
стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и
"младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту»,
«Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы
поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…»,
«Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» . Основные темы и
мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к
утонченным способам выражения чувств и мыслей.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и
акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной
ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев

Жизнь

и

творчество

(обзор).

Стихотворения:

«Жираф»,

«Волшебная

скрипка»,

«Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике.
Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии
Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”.
Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы
над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж.
Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В.
Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений ИгорьСеверянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его
словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…»,
«Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников
как поэт-философ.

М.Горький 4 ч.
Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль». Ранние романтические рассказы
Горького. Мотив вольности, образ сильных, волевых, свободолюбивых людей. Особенности
стиля. Роль романтического пейзажа. Образ рассказчика и его функции. Прием антитезы.
Пьеса «На дне». Социально-философских характер конфликта пьесы. Поиски правды жизни
попавшими на дно людьми. Образы обитателей ночлежки. Сочетание в их характерах
грубости и цинизма с: рассуждениями о совести, чести, о правде и лжи. Лука и Сатин философский спор о человеке. Вера Луки в человека, его способность преодолеть в себе
дурное, в допустимость ради этого утешительной лжи. Вера Сатина в человека, в его величие
и красоту. Горький и МХТ. Влияние творчества Горького на родную литературу учащихся.
Сочинение по творчеству М. Горького.

А.А.Блок 5 ч.
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь,
аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле
Куликовом»), «На железной дороге».
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Она пришла с
мороза...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Лирический герой ранней лирики поэта. Символический образ Прекрасной Дамы –
воплощение мировой гармонии, Вечной Женственности. Тема «страшного мира», вечного
бессмысленного круговорота жизни. Соотношение идеала и действительности. Эволюция
лирического героя. Обращение к реальной жизни, простым и естественным человеческим
чувствам. Тема родины в цикле «На поле Куликовом».
Поэма «Двенадцать». Героико-романтический пафос поэмы. Восприятие Октября как
очищения, духовного возрождения России. Образы ветра, метели как символы революции.
Многозначность финала. Образ Христа – символ искупления пороков старого мира,
духовного воскресения России. Своеобразие композиции.
Сочинение по творчеству А. А. Блока.

С.А.Есенин 6 ч.
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в
кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль.
Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь
Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Поэтам Грузии», «На Кавказе», «Голубая родина Фирдоуси...» (возможен
выбор трех других стихотворений).
Основополагающе значение темы родины в лирике Есенина. Мотивы одиночества и
усталости. Любовная тема. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности
человеческого бытия. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Есенин о
роли Кавказа в русской культуре. Романтический образ Востока, восприятие поэтом его быта
и традиций. Русские мотивы в стихотворениях о Востоке. Влияние поэзии Есенина на
развитие родной литературы.

В.В.Маяковский 2 ч.
Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и
немножко

нервно»,

«Лиличка!»,

«Юбилейное»,

стихотворения являются обязательными для изучения).

«Прозаседавшиеся»

(указанные

Стихотворения: «Разговор с фининспектором о поэзии», «Помпадур», «Во весь голос»
(возможен выбор трех других произведений).
Влияние эстетики футуризма на творчество поэта. Бунтарские мотивы и гуманистический
пафос раннего творчества Маяковского. Тема страдания человека. Тема поэта и поэзии.
Сатирическая обработка реального жизненного факта. Роль гиперболы. Самооценка
творческого пути поэта, утверждение органической связи своей поэзии с эпохой
революционных

потрясений.

Традиция

поэтических

«памятников».

Новаторство

Маяковского.

Литературный процесс 1920-х – 30-х годов 3 ч.
Обзор творчества А.М Ремизов , Д.А. Фурманов, А.С. Серафимович, А.А. Фадеев,
И.Э Бабель, Е.И Замятин, М.М. Зощенко, о.Э. Мандельштам, А.П.Платонов, М.М.
Пришвин
М.А.Булгаков 4 ч.
Жизнь и творчество.
Роман «Мастер и Маргарита» Новаторство писателя в области художественной формы
романа. Своеобразие композиции и художественного времени. Прием «романа в романе».
Два временных пласта: история и современность. «Евангельские» сцены романа.
Своеобразное осмысление нечистой силы как карателя греховного в душах и поступках
людей. Сочетание конкретно-исторического и фантастического в романе. Гуманизм романа.
Тема любви. Эпическое, лирическое и сатирическое в романе. Тема внутренней свободы и
несвободы: образы Иешуа и Пилата. Проблема «власть и художник».
Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
Творчество М.И.Цветаевой и О.Э. Мандельштама 2 ч.
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…»,
«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из
глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными
для изучения).
«Идешь, на меня похожий…», «Вот опять окно...» (возможен выбор двух других
стихотворений).
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия
как напряженный монолог-исповедь. Мотив одиночества. Фольклорные и литературные
образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие цветаевского поэтического стиля.
Б.Л.Пастернак 3 ч.

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,
«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь»
(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения:

«Музыка»,

«За

поворотом…»

(возможен

выбор

двух

других

стихотворений).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема
поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника
и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема
человека и природы. Роль музыки в жизни человека. Сложность настроения лирического
героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История

создания

и

публикации

романа.

“Стихотворения

Юрия

Живаго”,

связь

стихотворений с общей проблематикой романа и мотивами лирики Пастернака.

А.Ахматова 3 ч.
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной
вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…»,
«Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Синий вечер. Ветры кротко
стихли...» (возможен выбор двух других стихотворений).
Творчество Ахматовой как выражение чувств и переживаний женской души, богатства
внутреннего мира женщины. Поэзия зарождающегося любовного чувства, использование
образов

природы

в

раскрытии

любовных

переживаний.

Гражданские

мотивы

в

послеоктябрьском творчестве.
Поэма «Реквием». История создания и публикации. Поэма как свидетельство гражданского
мужества Ахматовой. Картины всенародного горя, бесправия, жестокости, трагедии
человеческой судьбы. Библейские мотивы и образы в поэме. Своеобразие композиции.
Сочетание интонации скорби и суровой торжественности.
Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.

Н.А.Заболоцкий 1 ч.
Начало пути, «Столбцы», «Воля и упорство», «Мысль- образ- музыка»

М.А.Шолохов 6 ч.
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. «Тихий Дон» – художественная эпопея жизни донского казачества
в период трагических событий революции, гражданской войны и установления советской
власти на Дону. Глубина и художественная сила характеров главных героев. Разрушение
крестьянского и семейного укладов жизни. Женские образы. Функция пейзажа в романе.
Смысл финала. Сложность и неоднозначность авторской позиции. Художественное
своеобразие сочетания традиций русского классического романа с новыми художественными
приемами. Язык прозы Шолохова.
Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.

Литература периода Великой Отечественной войны 3 ч.
Литература

«предгрозья»:

два

противоположных

взгляда

на

неизбежно

приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг,
переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А.Ахматовой, Б.Пастернака,
Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова,

А.Прокофьева, К.Симонова, О.Берггольц,

Дм.Кедрина и др.; песни А.Фатьянова; поэмы «Зоя» М.Алигер, «Февральский дневник»
О.Берггольц, «Пулковский меридиан» В.Инбер, «Сын» П.Антокольского. Органическое
сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями
лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и
эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам,
близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны.
Очерки, рассказы, повести А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, А.Платонова,
В.Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве
характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К.Симонова,
Л.Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон». Новое осмысление военной темы в творчестве
Ю.Бондарева, В.Богомолова, Г.Бакланова, В.Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева
и др.
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии,
драматургии второй половины XX века.
Проза: очерк, рассказ, повесть

Поэзия
Драматургия
Творчество А.Т.Твардовского 2 ч.
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…»,
«Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются
обязательными для изучения).
Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор
двух других стихотворений).
Исповедальный характер лирики Твардовского.

Служение народу как ведущий мотив

творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в
творчестве поэта.

Творчество А.И.Солженицына 2 ч.
Жизнь и творчество (обзор). «Архипелаг ГУЛАГ»
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матренин двор».
Автобиографический характер рассказа. Воспроизведение в образе Матрены черт «человекаправедника», носителя народной нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия.
Значение рассказа для развития «деревенской» прозы в литературе второй половины ХХ в.

Русская проза в 1950- 2000-е годы 5 ч.
Проектная деятельность. Учебно-исследовательская деятельность.
«Деревенская проза». Герои В.Шукшина
«Городская» проза. Ю.Трифонов «Обмен»
Новые темы, проблемы, образы в поэзии периода «оттепели». «Тихая лирика» и поэзия
Н.Рубцова
Литература русского зарубежья
Литература последних десятилетий
В.В.Распутин
Литература на современном этапе
Контрольное тестирование
Краеведение
Включение национально-регионального компонента направлено на приобщение учащихся к
культуре родного народа через работу с фольклорными текстами, формирование у

школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов
регионов.
Основополагающими являются задачи: развивать художественный вкус школьников через
анализ текстов; вызвать интерес учащихся к произведениям УНТ, национальнорегиональной литературы, в которых отражены философия, нравственные качества народов.
1.

Стихи

бурятских

поэтов

(Д.Улзытуева,

Г.Раднаевой,

Д.Дашинимаева,

Н.Нимбуева) о родине, о природе.
2.

Стихи бурятских поэтов о войне (сборник «Поэты Бурятии о войне»).

3.

Стихи бурятских поэтов о русских и советских поэтах

4.

ГЭСЭР

5.

Зерцало мудрости

6.

Творчество И. Калашникова

Национально-региональный компонент.
Включение национально-регионального компонента направлено на приобщение
учащихся к культуре родного народа через работу с художественными

текстами,

формирование у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным
ценностям народов региона. Учебная исследовательская деятельность.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарному плану рабочей
программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь),

НПК

«Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на
историческую тематику (февраль, апрель-май), экскурсия в музей истории города
(апрель).
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной
платформы РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).

Тематическое

планирование

с

определением

основных

видов

учебной

деятельности.
Тематическое планирование по литературе для 11-го класса составлено с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся ООО:

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу

его

успешного

профессионального

самоопределения

и

ощущения

уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и
которую нужно оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
-

к

самим

себе

как

хозяевам

своей

судьбы,

самоопределяющимся

самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Учебно-тематический план
Наименование Колич Виды учебной деятельности
ество
разделов
часов
программы
на
разде
л,
тему
Изучение языка 2
Конспектирование лекции и учебника. Ответы
художественно
на
вопросы.
Проектная
деятельность.
й литературы
Дискуссия в форме свободного обсуждения
или дебатов.
1
Из мировой
Чтение
учебника,
систематизация
литературы
теоретического материала

Виды
контроля.

Опрос,
проверка
конспектов
Опрос,
таблица

и

Русская
литература
начала XX века

2

Составление карты памяти по материалам
учебника, лекции и интернет ресурсов.
Групповая защита проектов. Анализы эпизодов
романа. Составление конспекта семинаров

Творчество
И.А.Бунина

3

Творчество
А.И.Куприна

3

Поэзия
Серебряного
века

9

Сообщения учащихся, устное рецензирование, Конспект
составление
тезисного
плана,
анализы семинаров,
эпизодов, работа в группах, дискуссия
выводы
ответы
на
вопросы,).
Работа в группе, сообщения учащихся, беседа Составление
о прочитанном, работа с учебником, краткий и тезисного
подробный пересказ эпизода, работа со плана
словарём, составление плана сравнительной ответа.
характеристики,
письменный
ответ
на Литературн
проблемный вопрос, работа с иллюстрациями, ый анализ
работа в группах, самостоятельная письменная фрагмента,
работа, анализ эпизода, составление цитатного тест,
плана, характеристика героя, составление письменный
таблицы,
ответ на
проблемный
вопрос
Чтение наизусть стихотворений поэтов Тест,
Серебряного
века.
Сообщения
на выразительн
ое
чтение
предложенные темы. Семинар. Сопоставление
наизусть,
стихотворений
самостоятел
ьная работа,

Творчество
М.А. Горького

4

Творчество
А.А. Блока

5

Сообщения учащихся, выразительное чтение,
составление плана статьи учебника. Анализ
пьесы, выразительное чтение
фрагмента,
работа в группах, сообщения учащихся, устное
рецензирование, работа со словарём, групповая
проектная
работа
с
теоретическим
литературоведческим материалом,
Чтение наизусть стихотворений Блока.

Письменная
работа
творческого
характера
Тест.

Фронтальны
й опрос,
тест,
сочинение в
формате
ЕГЭ

Чтение
Сообщения на предложенные темы. Семинар. наизусть
стихотворен
Сопоставление стихотворений
Блока и
ий. Анализ
стихами других поэтов. Характеристика поэмы
эпизодов поэмы.

Творчество
С.А. Есенина

4

Учебное исследование:

творческая история Написание
сочинения

стихотворения. Конспект критической статьи.
Анализ стихотворений.
Проектная деятельность.
Творчество
В.В.
Маяковского

2

Анализ

стихов.

Структурирование

Чтение
материала.

работа
Творчество
М.А. Булгакова

4

формата
краткого
развернутого
ответа ЕГЭ.

наизусть Презентация
Групповая исследовани
й

Анализ эпизодов, работа в группах, сообщения
учащихся, устное рецензирование, работа со
словарём,
составление
сравнительной
характеристики, подбор цитатных примеров,
иллюстрирующих
различные
формы
выражения авторской позиции,
Анализ
стихов.
Чтение
наизусть

Конспект
учебника,
презентации.

Творчество М.
И. Цветаевой и
О.Э.Мандельш
тама

2

Творчество
Б.Л.
Пастернака
Творчество
А.А.
Ахматовой

3

Работа с учебником. Структурирование Презентации
материала. Групповая работа
работ групп

3

Работа

Структурирование

материала.

работа

с

учебником.

Чтение

Характеристика эпизодов поэмы.

Поэзия
Н.Заболцкого

1

Творчество
М.А.
Шолохова

6

Литература
периода
Великой
Отечественной
войны

3

Творчество
А.Т.

2

Структурирование
материала.
работа
Анализ стихов, работа с учебником

Презентация
Групповая исследовани
й

наизусть. Презентации
работ групп,
таблица
Групповая

Анализ
стихотворен
ия
Презентации групп на семинаре, анализ Конспект
эпизодов, анализ героев романа. Обсуждение семинара,
проблемной ситуации, рассказ о герое, работа с сочинение.
таблицей. Составление карт памяти.
Проектная деятельность
Проектная деятельность. Чтение и анализ Конспект
фрагмента, работа в группах, сообщения семинара,
учащихся, устное рецензирование, работа со сочинение в
словарём,
составление
сравнительной формате
характеристики, подбор цитатных примеров, ЕГЭ
иллюстрирующих
различные
формы
выражения авторской позиции,
Проектная деятельность. чтение
наизусть, Конспект
работа в группах, сообщения учащихся, устное семинара,

Твардовского

рецензирование, работа со словарём

сочинение в
формате
краткого/
развернутого
ответа ЕГЭ.
с Конспект
лекций

Творчество
А.И.Солжениц
ына
Русская проза
1950-2000-е
годы. От
реализма к
постмодернизм
у

2

Конспектирование лекции, выступление
сообщениями, ответы на вопросы.

5

Проектная деятельность. Подготовка докладов, Презентация
учебно-исследовательская деятельность
проектов,
докладов

итого

68

Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения учебного предмета «Литература» в 11 классе обучающиеся
научатся:
объяснять:

ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей
XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных
в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;
 элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
определять:
 принадлежность литературного произведения к одному из литературных родов и
жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
 в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, их роль в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения (элементы филологического анализа);
 духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, сопоставлять их с
духовно-нравственными ценностями других народов;

собственное отношение к произведениям литературы, их оценка;

авторскую позицию и свое отношение к ней;

образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

эстетические функции русского слова, роль изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения учебного предмета «Литература» в десятом классе
обучающиеся получат возможность научиться:
 воспроизводить содержание литературного произведения;
 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный

















пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные
средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений;
выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для;
создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учётом норм
литературного языка;
участвовать в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомиться с явлениями художественной культуры и оценивать их
эстетическую значимость;
определять круг чтения и оценивать литературные произведения.
Учебно-методический комплект.

1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е
.
2. . «Русский язык и литература XIX века» Учебник общеобразовательных учреждений 11
класс под ред. В.П. Журавлева - М.: «Просвещение»,2018.
3. Методические рекомендации по использованию учебников: В.П. Журавлева «Русская
литература XIX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном
уровне. 10-11 классы. – М 2018.
4. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва:
«Просвещение», 2010.
5. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен,
2012.
6. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон»,
2011.
7. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова.
Москва, «Просвещение», 2012.
8. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 2011.
9. Развивайте дар слова. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 2013.

10. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение»,
2010.
11. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 2013.
12. Конспекты уроков литературы. 5 – 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов,
Н.Н.Старыгин. Москва, «Владос», 2014.
13. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х Произведения современных писателей на уроках
внеклассного чтения. – Казань: РИЦ «Школа»,2011.
14.

Контрольно-измерительные материалы:
1. ЕГЭ Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва,
Экзамен, 2018.
2. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс – М.,
«Просвещение, 2018.
3.Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа 2017.
4.Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XX века. Материалы для
подготовки к экзаменам – М., «Русское слово»,2018
5. Секачева Е.В. ЕГЭ Литература. Тематические тесты «От текста к смыслу»

Материально-техническое обеспечение.
1. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
2. Раздаточный материал по темам курса
3. Репродукции картин художников
Интернет-ресурсы:

Художественная литература:
 http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
 http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов.

Справочно-информационные и методические материалы:
 http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

 http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к
«Первому сентября»)
 http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Список литературы:
Литература, используемая при составлении программы.

Учебно-методический комплект.
15. Примрная программа по литературе для 11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5е
.
16. . «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных
учреждений под редакцией В.П. Журавлева - М.: «Просвещение»,2018.
17. Методические рекомендации по использованию учебников: В.П. Журавлев «Русская
литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне.
10-11 классы. – М. 2018.
18. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – М.
«Просвещение», 2010.
19. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. М. Экзамен,
2019.
20. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. М.
«Просвещение», 2012.
21. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. М. «Просвещение», 2011.
22. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. М, «Просвещение», 2010.
23. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. М. «Просвещение», 2013.
24. Конспекты уроков литературы. 5 – 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов,
Н.Н.Старыгин. М. «Владос», 2014.
25. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х Произведения современных писателей на уроках
внеклассного чтения. – Казань: РИЦ «Школа»,2011.
26. Я сдам ЕГЭ. Литература. Практика и диагностика М. «Просвещение» 2017

Контрольно-измерительные материалы:

1. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен,
2012.
2. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс – М.,
«Просвещение, 2011.
3. Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа», 2012.
4. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIX века. Материалы для
подготовки к экзаменам – М., «Русское слово»,2013
5. Ромашина Н.Ф Литература. тесты для текущего и обобщающего контроля 5-11 классы –
Волгоград. «Учитель» 2017

Материально-техническое обеспечение.
4. Уроки Кирилла и Мефодия 11 класс
5. ИАК
6. Раздаточный материал по темам курса. Задания ЕГЭ
7. Репродукции картин художников в электронном формате

Интернет-ресурсы:
http://fcior/ru
Uroki.ru. Образовательный портал
Учи.ру
Infourok
Художественная литература:
http://www.klassika.ru– Библиотека классической русской литературы http://www.ruthenia.ru –
Русская поэзия 60-х годов.

Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru

Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru

Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к

«Первому сентября»)
http://center.fio.ru

Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Список литературы:
Литература, используемая при составлении программы.

1. Примерная программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы.
2. Методические рекомендации по использованию учебников под редакцией В.П.Журавлева
«Литература» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11
классы. – М. «Русское слово»,2019..
Литература:
1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе I – II половины
XX века – М., «ВАКО», 2015.
2. Учебник: Литература. 11 класс (в 2 ч.) Под редакцией

В.П. Журавлева)

– М.,

«Просвещение », 2018.
3. Савельева Л.И. Словарь-справочник по литературе – издательство Казанского
университета, 2011.
4. Карпов И.П. , Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. Русская литература XX
века. Планы, конспекты, материалы. – М., «Дрофа», 2010.
5. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики - Брянск, «Курсив», 2012.
6. Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 10-11
класс – М., «Творческий центр», 2012.
7. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 классы – Ростов-наДону, «Феникс», 2011.
8. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь – М.,
«АЙРИС-ПРЕСС», 2013.
9. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс – М.,
«Просвещение»,2014.
10. Косивцова Л.И. Литература. 11 класс. Поурочные планы – Волгоград, «Учитель»,
2012.
11. Угроватов П.И. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс (в 2-х ч.) – М.,
«Владос» , 2011.
12. Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа», 2013.
13. Михайлова Е.В. ЕГЭ Литература. Алгоритм написания сочинения – М.2017
14. Секачева Е.В. ЕГЭ Литература. Тематические тесты «от текста к смыслу» - Ростовна-Дону , «Легион», 2017
15. Бельская Л.Л. Литературные викторины – М., «Просвещение», 2012.

16. Костылёва Н.Е. Литература. Планируемые результаты обучения по литературе, их
оценка в основной и средней (полной) общеобразовательной школе – Наб. Челны, 2011.
17. Безносов Э.Л. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.
Литература – М., «Дрофа»,2011.
18. Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе – М.,
«Просвещение»,2013.
19. Шапошникова В.В. «И все души моей излучины…»Методическое пособие по
литературному анализу в 11 классе – М., «Московский Лицей»,2011.
20. Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе (в 2-х частях) – М.,
«Аркти»,2010.
21. Нянковский М.А. Шолохов в школе – М., «Дрофа», 2013.
22. Богданова О.Ю. Бунин в школе – М., «Дрофа», 2012.
23. Болдырева Е.М., Леденёв А.В. Поэзия серебряного века в школе – М., «Дрофа»,2011.
24. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века – М., «Книжная палата»,
2013.
25. Я иду на урок литературы. Современная русская литература. 1970-1990-е годы – М.,
«Первое сентября»,2012.
26. Произведения писателей и поэтов, изучаемых в 11 классе
Литература для учащихся
1. Безносов Э.Л. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.
Литература – М., «Дрофа»,2011.
2. Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе – М.,
«Просвещение»,2013.
3. Шапошникова В.В. «И все души моей излучины…»Методическое пособие по
литературному анализу в 11 классе – М., «Московский Лицей»,2011.
4. ФИПИ «Я сдам ЕГЭ» 2018
Календарно-тематическое планирование:

№ п/п

Наименование темы урока

Колво
часов

Дата
по плану

Раздел 1
1
2

Изучение языка художественной литературы 2 ч.

2ч

Изучение языка художественной литературы
1 ч.
Анализ художественного текста. Понятие поэтического 1 ч.
языка

по
факту

Раздел 2
3
4
Раздел 3
5
6
7
Раздел 4
8
9
10
11
12
Раздел 5
13
14
15-16
17-18
Раздел 6
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Раздел 7
30
31-32
33
34-35
36
Раздел 8
37
38
39
40-41
42
Раздел 9

Из мировой литературы
Поэзия т.-С. Элиота
Э.-М. Ремарк, Ф.Кафка
Русская литература начала 20 века
Религиозные мыслители рубежа веков
Значение традиций А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М.
Достоевского в литературе начала 20 века
Два крыла русской литературы
Творчество И.А.Бунина
Личность писателя. Бунин-поэт
Любовь – «краткая гостья на Земле», «Солнечный удар»
«Господин из Сан-Франциско» Острое чувство кризиса
цивилизации. Тема обреченности мира
«Чистый понедельник»
Творческий проект «Герб Бунина» защита
Творчество А.И.Куприна
А.И.Куприн. Жизнь и творчество.
Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».
Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый
браслет»
Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна
Поэзия Серебряного века 11 ч
Символизм. «Старшие символисты».
Поэзия В.Я.Брюсова.
«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта.
Темы и образы поэзии Ф. Сологуба
Поэзия «младосимволистов». Андрей Белый
Иннокентий Аненский
Акмеизм. Мир образов Николая Гумилёва
Анализ стихотворений
Ранняя лирика Ахматовой.
Футуризм.
«Эгофутуризм» Игоря Северянина.
Творчество М.Горького
М Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм
Горького.
Композиция романтических рассказов Горького.
Особенности жанра и конфликта в пьесе Горького «На
дне».
«Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На
дне».
Вопрос о правде в драме Горького «На дне».
Творчество А.А.Блока
А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир
раннего Блока.
Стихотворение Блока «Незнакомка»
«Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве
Блока.
Поэма Блока «Двенадцать».
КР Анализ стихотворения
Творчество С.А.Есенина

2ч
1
1
3
1
1
1
5ч
1
1
1
1
1
6ч
1
1
2ч
2ч
11 ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1 ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
7 ч.
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
6ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1 ч.
7ч

43
44
45-46
47
48
49
Раздел 10
50-51
52
53-54
Раздел 11
55
56
57
58
59-60
Раздел 12
59
60-61
62-63
Раздел 13
64-65
66-67
68
Раздел 14
69
70-71
72-73
Раздел 15
74-75
Раздел 16
76
77
78
79-80
81
82
83-84
Раздел 17
85
86
87
Раздел 18
88

Есенин и новокрестьянские поэты
С.Есенин как национальный поэт.
Любовная лирика С.Есенина.
Персидские мотивы
Поэма С.Есенина «Анна Снегина».
Сочинение
Творчество В.В.Маяковского
В.В.Маяковский и футуризм. Поэтическое мастерство
В.В.Маяковского.
В.В.Маяковский и революция.
Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.
Творчество М.А.Булгакова
М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История
романа. Жанр и композиция.
Три мира в романе «Мастер и Маргарита».
Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита».
Сочинение по творчеству М.А.Булгакова.
Творчество М.И.Цветаевой и Осипа Мандельштама
Поэтический мир М.Цветаевой.
Анализ стихотворения Цветаевой «Молодость».
Осип Мандельштам
Творчество Б.Л.Пастернака
Человек, история и природа в романе Б.Пастернака
«Доктор Живаго»
Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго»
Стихотворения Юрия Живаго
Творчество А.А.Ахматовой
А.Ахматова – «голос своего поколения».
Тема Родины в лирике Ахматовой
Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой
«Реквием»
Поэзия Н.Заболоцкого
Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого
Творчество М.Шолохова
М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, судьба
Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон»
«Чудовищная нелепица войны» в изображении
Шолохова
«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в
изображении Шолохова.
Судьба Григория Мелехова
Григорий и Аксинья
Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Литература периода Великой Отечественной войны
Проза периода Великой Отечественной войны
Поэзия периода Великой Отечественной войны
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и
романтика в описании войны
Творчество А.Т Твардовского
Слово о Твардовском. Поэма «По праву памяти»

1 ч.
1ч
1ч
1 ч.
1ч
1 ч.
5ч
1ч
1ч
2ч
6ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
5ч
1ч
2 ч.
2 ч.
4ч
1ч
1ч
1ч
5ч
1ч
2ч
1ч
2ч
2ч
9ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
3ч
1ч
1ч
1 ч.
3ч
1ч

89-90
Раздел 19
91
92
93
94
Раздел 20
95-96
97-98
99-100
101
102

Лирика А.Т.Твардовского
Творчество А.И.Солженицына
А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя
Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»
Анализ рассказа «Матрёнин двор»
«Архипелаг ГУЛАГ» (обзор)
Русская проза 1950 – 2000-е годы. От реализма к
постмодернизму
Сороковые годы как этап осмысления ВОВ
Литература «оттепели»
Александр Вампилов и литературный перекресток
Конференция «Историю как книгу приоткрой»

2ч
4ч
1ч
1ч
1ч
1ч
8ч
2 ч.
2ч
2 ч.
2ч

Темы рефератов

Жанр сатирической сказки в русской литературе 18-19 веков
Жульен Сорель и Родион Раскольников
Святочные рассказы и повести
Мистер Домби Диккенса и Иудушка Головлев
Почвенничество Достоевского
Три круга Достоевского
Евангельские образы в художественном мире романов Достоевского
Л.Н. Толстой как педагог и детский писатель
Женские образы в прозе Чехова

О.Хаксли и Е.Замятин


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».