Родная литература 6 кл. Цыбикова Е.К

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Родная литература»

6 класс(ы)

Составитель программы: Цыбикова Е.К

г. Улан-Удэ
2022

2. Пояснительная записка
Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта к предметным результатам освоения основной образовательной программы по
учебному предмету «Родная литература» курс родной русской литературы направлен на
формирование представлений о родной литературе как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, а также на развитие
способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
этнокультурные традиции.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение
следующих целей:


воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически

воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим
мировоззрением,
самосознанием,

общероссийским
чувством

гражданским

патриотизма

и

сознанием

гордости

от

и

национальным

принадлежности

к

многонациональному народу России;


формирование познавательного интереса к родной русской литературе,

воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта
русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к его культурному наследию;


осознание

исторической

преемственности

поколений,

формирование

причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение
русской культуры;


развитие

у

обучающихся

интеллектуальных

и

творческих

способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в
многонациональном российском государстве.
Учебный

предмет

решение следующих задач:

«Родная

литература

(русская)»

направлен

на



приобщение к литературному наследию русского народа в контексте

единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации;


осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения

к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;


выявление взаимосвязи родной русской

литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии
национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной
культуры русского народа в русской литературе;


получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся

явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской
Федерации, их взаимовлияния;


выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных

в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих
суждения и оценки по поводу прочитанного;


формирование опыта общения с произведениями родной русской

литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;


накопление опыта планирования собственного досугового чтения,

определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений
родной русской литературы;


формирование потребности в систематическом чтении произведений

родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;


развитие умений работы с источниками информации, осуществление

поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников,
включая Интернет, и др.
В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская
литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной
культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи
подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную
связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в
сознании школьников.
Объединяющим принципом для содержания предметов «Родной язык (русский)» и
«Родная

литература

(русская)»

является культурно-исторический

подход к

представлению дидактического материала. На его основе в программе учебного предмета

«Родная литература (русская)» выделяются проблемно-тематические блоки, каждый из
которых включает сопряжённые с ним ключевые слова, отражающие духовную и
материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Через ключевые
для национального сознания культурные понятия, формирующие ценностное поле
русской литературы, отражается когнитивное пространство, которое является формой
существования русской культуры в сознании как народа в целом, так и отдельного
человека.
Это концептуальное положение определяет специфические особенности учебного
предмета «Родная литература (русская)», отличающие его от учебного предмета
«Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено
их национально-культурное своеобразие (например, русский национальный характер,
обычаи и традиции русского народа), духовные основы русской культуры;
б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания
изучаемых

литературных

произведений,

расширенным

историко-культурным

комментарием к ним.
Общая характеристика учебного предмета
Русская

литература,

являясь

одной

из

самых

богатых

литератур

мира,

предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной
модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие
образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на
внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим
ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной
языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур.
Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как
общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе
уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира,
формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный
предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык
(русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению
речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной
компетенций.

Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение
потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического,
средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный
предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые
изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на
изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого
изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и
литература».
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5–9 классов
основной

школы

строится

на

сочетании проблемно-

тематического, концентрического и хронологического принципов.

Содержание

программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и
современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности (добро и зло,
природа и человек, дом и семья, сострадание и жестокость, великодушие и милосердие,
нравственный выбор человека и др.).
Актуальность изучения курса
Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни,
художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно
научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия,
метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие
активное сотворчество воспринимающего.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно
связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных
источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и
коммуникативных навыков, без которых невозможна социализация личности, раскрытие
ее потенциальных возможностей. Изучение языка художественных произведений
способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими
стилистически окрашенной русской речью.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных
федеральным

государственным

образовательным

стандартом

основного

общего

образования к предметной области «Родной язык и родная литература»1. Программа
учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и
поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область

«Русский язык и литература».

Принципами отбора содержания материала программы являются:


систематичность;



научность;



доступность;



возможность практического применения полученных знаний;



реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания

программы за 34 ч.


целостность;



вариативность;



интеграция;



гуманитаризация

Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и
уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом возрастных
особенностей развития учащихся.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
6.

Примерная программа по родной литературе, 2020

7. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

СанПиН 2.4.3648-20

"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28)
7. Устав МАОУ «СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9. Локальные акты МАОУ «СОШ №18».

3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родной литературы на
этапе основного общего образования в объёме 34 часов (1 час в неделю), рассчитан на 1
год обучения и является программой базового уровня обучения
4. Данная рабочая программа составлена по курсу «Родная литература»
6 класс. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
5.Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка.
Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно
оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками,
усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию,
однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и
школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только
в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в
сходных формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает
проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей
самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное
переживание,

чувство

взрослости:

потребность

равноправия,

уважения

и

самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны
взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности
обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых
людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и
рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как
самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток
выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется

интерес

к

собственной

личности;

установка

на

обширные

пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих,
сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям,
героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям,
перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют
активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток

пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений
(социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет
подростка к участию в новых видах деятельности.
Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и
некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих
представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток
постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются
степенью самостоятельности и ответственности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию,
тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать
ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную
деятельность подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие.
Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности
есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, пожитейски называемых «умение и желание учиться».
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте,
подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в
своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления
сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые
требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна
быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. Для подростков
становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета,
знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в
решении практических задач. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы
реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного
сознания

(естественные

и

практики самовыражения) мышление

общественные
в

понятиях

коренным

науки,
образом

духовные
преобразует

структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия,
воображения, внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением
способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире,
основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности
его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека
становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.

Виды деятельности подростка:


Совместно-распределенная

учебная

деятельность

в

личностно-

ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и
целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые»
функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).


Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на

получение социально-значимого продукта.


Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе,

осмысленное экспериментирование

с

природными

объектами,

социальное

экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими
людьми, тактики собственного поведения.


Творческая

деятельность

(художественное,

техническое

и

другое

творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.


Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя,

самоизменение.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности.
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных
видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах
деятельности.


Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного

участия в разных видах деятельности.


Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.



Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с

самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.


Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать

собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить
собственную картину мира и свою позицию.


Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли,

ощущения, переживания, чувства.


Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и

младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
6.Обоснование целесообразности изменений в примерной программе.
Программа конкретизирована для 5 класса, так как примерная программа

рассчитана на 5 – 9 классы.
7.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи
слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии
(эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не
случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют
«художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни,
художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно
научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия,
метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающими
активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе
содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию
гражданина, патриота.
Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих
способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и
интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически
относиться к себе и к окружающему миру.

8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса.
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:


осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей

этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому
и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;


способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;


уровню

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
развития

науки

и

общественной практики,

учитывающего

культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

социальное,



осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира;


развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание
значимости художественной культуры народов России и стран мира;


способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем

взаимопонимания;

готовность

к

совместной

деятельности,

активное

участие

в

коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;


неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и

правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и
поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету

«Родная

литература

отражать сформированность универсальных

учебных

(русская)»

должны

действий:

регулятивных,

познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;


умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее решения;


владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:


умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и



схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.



Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность



с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей



коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования



информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
понимание значимости родной русской литературы для вхождения в



культурно-языковое

пространство

своего

народа;

осознание

коммуникативно-

эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся
произведений родной русской литературы;
проявление ценностного отношения к родной русской литературе как



хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной
культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;
понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской



литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных
авторов,

продолжающих

в

своём

творчестве национальные

традиции русской

литературы;


осмысление

культурных и нравственных

ключевых
смыслов,

для
проявляющихся

национального
в

русском

сознания
культурном

пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;



развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в

контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и
различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать
литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;


овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в

произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих
суждения и оценки по поводу прочитанного;


применение опыта общения с произведениями родной русской литературы

в повседневной жизни

и

проектной

учебной

деятельности,

в

речевом

самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;


накопление

произведений

родной

опыта
русской

планирования
литературы,

собственного
определения

и

досугового

чтения

обоснования

своих

читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества.
Краеведческий материал в содержании
Мифы и легенды Бурятии. Гэсэр.
Поэзия природы в произведениях бурятских поэтов и писателей.
Бурятские народные сказки.
Организация внеурочной деятельности по предмету.
Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года
согласно календарному плану рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе
ВОШ (сентябрь-октябрь),

НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов,

рисунков, плакатов, чтецов, экскурсии в театры, музеи города. Для учащихся 6 класса во
внеурочное время организуются интеллектуальные игры, викторины и конкурсы по
предмету, проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности, что даёт им
возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее».
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы
РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне;

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Платформы, сервисы для проведения дистанционного обучения.




Платформа «Учи.ру»: https:uchi.ru
Программы для проведения уроков по видеосвязи: Zoom.
Смарт-тетрадь

Содержание учебного предмета 6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (11 ч)
Преданья старины глубокой
Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской .
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские
были и сказания»).
Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».

А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (10 ч)
Праздники русского мира
Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (13 ч)
Не до ордена – была бы Родина
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним
познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана .
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
Учебно-тематический план

Наименование

Колич Виды учебной деятельности

Виды

разделов

ество

контроля.

программы

часов

РОССИЯ

– 11 ч

Беседа

о

художественном

произведении,

о Опрос,

РОДИНА

единстве формы и содержания, об образе автора в тест.

МОЯ

литературном
выражения

произведении
авторской

и

позиции.

способах
Чтение

и

обсуждение вступительной статьи.
РУССКИЕ

10 ч

ТРАДИЦИИ

Беседа,

рассказ,

исполнительского

устное

рецензирование Исполнен

мастерства,

сообщения ие

учащихся, выразительное чтение (исполнение) обрядовы
песни; работа над иллюстрацией; выполнение х песен
практического и творческого задания.
РУССКИЙ

13 ч

Составление плана учебной статьи, пересказ, Тест

ХАРАКТЕР –

беседа о прочитанном; презентация и защита

РУССКАЯ

собственных иллюстраций. Работа в группе,

ДУША

выразительное чтение стихотворений наизусть,
сообщения учащихся, беседа о прочитанном,
анализ стихотворений, устное рецензирование
актёрского исполнения, сопоставительный анализ
стихотворения с черновым вариантом, работа с
учебником, ответ на вопросы викторины, краткий
и

подробный

словарём,

пересказ

эпизода,

работа

со

выполнение творческой проектной

работы, защита проекта, составление плана
сравнительной
ответ

на

характеристики,

проблемный

вопрос,

письменный
работа

с

иллюстрациями, устное словесное рисование,
чтение по ролям, сопоставление стихотворения и
картины.

На уроках используются три формы организации учебной деятельности учащихся:
- фронтальная (совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя,
когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем
классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем
классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа,
объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и
т.д.),
- индивидуальная (самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.
Задания: работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными
источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); написание
рефератов, докладов и т.д. )
- групповая (учащиеся работают в группах из 4-6 человек или в парах. Задания для
групп могут быть одинаковыми или разными. Класс на уроке делится на группы для
решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо
дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством
лидера группы или учителя;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной
эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого
члена группы.
В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами
учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных
заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное
обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные,
метапредметные, предметные.
Личностные результаты:
Ученик научится:


Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.



Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.



Оценивать свои и чужие поступки.



Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:


Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности.



Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Ученик научится:



Планированию пути достижения цели.



Установлению целевых приоритетов.



Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что
я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:



Учитывать условия выполнения учебной задачи.



Выделять альтернативные способы достижения цели.



Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные УУД
Ученик научится:



Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.



Аргументировать свою точку зрения.



Задавать вопросы.



Осуществлять контроль.



Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:



Продуктивно

разрешать

конфликты

на

основе

учёта

интересов

и

позиций

всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные УУД
Ученик научится:


пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной
литературе; строить сообщение в устной форме;



находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;



ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;



анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;

анализировать

объекты

с

выделением

существенных

и

несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);


осуществлять синтез как составление целого из частей;



проводить

сравнение, классификацию

изученных

объектов

по

самостоятельно

выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;


устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;



проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:



выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;



осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;



обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты:
Ученик научится
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок
устного рассказывания; - пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не
пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для
былин художественные приёмы;
осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве
формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой
анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора

читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
-

анализировать

и

истолковывать

произведения

разной

жанровой

природы,

аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии о своём районе, городе, о своей
школе и т.п.;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и
сказание), определять черты русского национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества русского народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
-

выбирать

путь

анализа

произведения,

адекватный

жанрово-родовой

природе

художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано
оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Учебно-методическое обеспечение:
Словари
1. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2011.
2.

Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В.

Творогова. – М.: Просвещение, 2015

3.

Русские писатели XIX – начала XX века: Библиографический словарь / Под ред.

Н.Н. Ска-това. – М.: Просвещение, 2016
4.

Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А.

Николаева. - М.: Просвещение, 2011.
5.

Русские писатели XVIII века: Библиографический словарь / Под ред. С.А.

Джанумова. – М.: Просвещение, 2013.
6.

Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В. 2 ч. / Под ред.Н.Н.

Скатова. – М.: Просвещение,2010.
7.

Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.:

Просвещение, 2012.
Хрестоматии
1. Древнерусская литература: Хрестоматия для 5-9 кл. / Сост. О.В. Творогов. – М.:
Просвещение, 2013.
2. Наш XIX век / Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. – М.,2011.
3.

Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко-

литературных материалов / Сост. И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. – М.: Просвещение, 2012.
4.

Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия историко-

литературных материалов / Сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М.: Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы. Художественная литература:
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к
«Первому сентября»)
3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
УМК:

1. Родная русская литература (5-9 классы) //Александрова О.М., Аристова М.
А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.-М.:
Просвещение, 2021
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый
уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством
образования и науки РФ,
2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.:
ВАКО, 2016. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.6
класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2017.
4. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по
литературе: 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.:
Просвещение, 2015.
5. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост.
И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Учитель, 2017. –
237 с.
6. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. –
Волгоград: Учитель, 2081. – 132 с.
7. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ:
Астрель, 2018.
8. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс,
2016. – 224 с. – (Домашний репетитор).
9. Репин А.В. Литература. 6 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2017. – 80 с.
10. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь
учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.:
МККК – 160 с.
Материально-техническое обеспечение
Проектор, экран, ноутбук, колонки, портреты русских и зарубежных писателей и поэтов,
репродукции картин художников, презентации к урокам, фонохрестоматии
КИМы
1. Репин А.В. Литература. 6 кл. Проверочные работы. - Саратов: Лицей, 2017.

2. Контрольно-измерительные материалы. Литература.5 класс. Составитель ВАКО. 2016
г.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Калганова Т. А. Литература: 6 класс: Сборник упражнений. — 64 с. — Обл.
2. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим...:6 класс: Дидактические материалы по
литературе. — 2 4 0 с.
3. Коровина В. Я. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. —
320 с.: ил. — Пер. .
4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM /
Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия
5. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим...: 6 класс: Дидактические материалы по
литературе. — 224 с.: ил. — Обл.
6. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. Литература: 6 класс: Учебник: В
2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер.
ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ 1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е
изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

Литература, используемая при подготовке программы:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд.,
дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под
редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.:
ВАКО, 2016. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.6
класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2017.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по
литературе: 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.:
Просвещение, 2015.

6. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост.
И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Учитель, 2017. –
237 с.
7 Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. –
Волгоград: Учитель, 2081. – 132 с.

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Тема урока

Колво
часов

Россия – родина моя (11 ч)
1

Преданья старины глубокой. Русские былины:
богатыри и богатырство

1

2

Былина «Илья Муромец и Святогор».

3

И. А. Бунин. «Святогор и Илья».

1

4

М. М. Пришвин. «Певец былин».

1

5

Русский Север: Архангельск в русской литературеС.
Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна
колокольня).

1

6

Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша
Ласкин» (главы из книги «Поморские были и
сказания»).

1

7

И. С. Никитин. «Встреча Зимы».

1

8

А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»

1

9

Н. М. Рубцов. «Первый снег».

1

10

По мотивам русских сказок о зиме Е. Л. Шварц.
«Два брата».

1

11

Проверочная работа № 1

1
Русские традиции (10 ч)

12

Праздники русского мира. Масленица

1

13

М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»

1

14

А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».

1

15

А. П. Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины».

1

16

Тепло родного дома. «Всюду родимую Русь
узнаю…»

1

Дата
по
плану

Дата по
факту

17

Тепло родного дома. «Всюду родимую Русь
узнаю…»

1

18

В. А. Рождественский. «Русская природа».

1

19

К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».

1

20

Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».

1

21

Проверочная работа № 2

1

Русский характер – русская душа (13 ч)
22

Не до ордена – была бы Родина. Оборона
Севастополя

1

23

А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».

1

24

А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».

1

25

Рюрик Ивнев. «Севастополь».

1

26

Чудеса нужно делать своими руками. Ф. И. Тютчев.
«Чему бы жизнь нас ни учила…»

1

27

Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».

1

28

В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».

1

29

О ваших ровесниках. Реальность и мечты. Р. П.
Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с .
ним познакомился», «Кирпичные острова»).

1

30

Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как
я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).

1

31

Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул»
(фрагмент).

1

32

Лишь слову жизнь дана. На русском дышим языке К.
Д. Бальмонт. «Русский язык».

1

33

Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

1

34

Защита проектов

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».