Родная литература 9 кл. Дондупова С.Б. Бадашканова О.В

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета

Родная (русская) литература

9 класс

Составитель программы: Дондупова С.Б.

г. Улан-Удэ-2022

Пояснительная записка
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе
содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию
гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям, культуре и развитие творческих
способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и
интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе
и к окружающему миру. Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира,
предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели
мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской
литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир
школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурноисторическому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература
должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы
позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания
школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и
мира, формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная
литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета
«Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой
культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности
школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не
ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы,
поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как
время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область
«Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в
основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и культурный кругозор
обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской
классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности
русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в
соответствии со спецификой курса.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5–9 классов основной школы
строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов.
Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и
современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности (добро и зло, природа и

человек, дом и семья, сострадание и жестокость, великодушие и милосердие, нравственный выбор
человека и др.).
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования в части требований, заданных федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметной области
«Родной язык и родная литература» . Программа учебного предмета «Родная литература (русская)»
ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в
образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в
рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
Целями изучения курса «Родная (русская) литература» являются:
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих
целей:
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения
родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским
гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от
принадлежности к многонациональному народу России;
формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного
отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение
обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и
традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной
социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и
культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей;
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование
представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения
материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её
взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание
устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной
русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования
собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
формирование
потребности в
систематическом чтении произведений родной русской
литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога; развитие умений работы с источниками
информации,
осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников,
включая Интернет, и др.
В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская литература включает
в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь
средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература
устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской
национально-культурной традиции в сознании школьников.
Объединяющим принципом для содержания предметов «Родной язык (русский)» и «Родная
литература (русская)» является культурноисторический подход к представлению дидактического
материала. На его основе в программе учебного предмета «Родная литература (русская)» выделяются
проблемно-тематические блоки, каждый из которых включает сопряжённые с ним ключевые слова,
отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи.
Через ключевые для национального сознания культурные понятия, формирующие ценностное поле
русской литературы, отражается когнитивное пространство, которое является формой
существования русской культуры в сознании как народа в целом, так и отдельного человека.
Это концептуальное положение определяет специфические особенности учебного предмета «Родная
литература (русская)», отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в
предметную область «Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национальнокультурное своеобразие (например, русский национальный характер, обычаи и традиции русского
народа), духовные основы русской культуры;
б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи
создания изучаемых литературных произведений, расширенным историкокультурным комментарием
к ним.
Задачи курса:
• развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
• совершенствовать навыки выразительного чтения; овладеть способами
правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и
учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
• сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления
восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых
произведений;
• использовать изучение литературы для повышения речевой культуры
учащихся;
• научить видам устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от
другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободному владению монологической и диалогической

речью в объеме изучаемых произведений;
• научить развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое,
характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
способам свободного владения письменной речью;
• расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров,
разнообразных по содержанию и тематике.
• приобрести знания по чтению и анализу художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы;
• освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенций.
Общая характеристика предмета.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Родная (русская)
литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из
основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и
коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует
пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной
русской речью.
Специфика учебного предмета «Родная (русская) литература» определяется тем, что он
представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни,
художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной
картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность,
ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо
как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации,
диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем
другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту
русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как
художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной
национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей
страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры,
духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи
слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и
в интеллектуальном понимании (рационально).
Актуальность изучения курса.
В Указе Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666» отмечается,
что «общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной
доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское
общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и
развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской
Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как
уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их
лучших достижений в единую российскую культуру».
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к
предметным результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету
«Родная литература» курс родной русской литературы направлен на формирование представлений о
родной литературе как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого

способа познания жизни, а также на развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие этнокультурные традиции.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
 систематичность;
 научность;
 доступность;
 возможность практического применения полученных знаний;
 реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы за 34 ч.
 целостность;
 вариативность;
 интеграция;
 гуманитаризация
Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и
уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом возрастных особенностей
развития учащихся.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия».
4. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
5. Примерная программа по родной литературе, 2020
6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20
7. Устав МАОУ « СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
10. Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»;
11. Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
12. Приказ Министерства
образования и
науки РФ
от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31
декабря 2015 г. № 1576);
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в
редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря
2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область
«Родной язык и родная литература». Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно основной образовательной программе основного общего образования продолжительность
учебного года в 9 классе составляет не менее 34 недель. Данная рабочая программа предусматривает
обязательное изучение родной (русской) литературы в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Данная рабочая программа составлена по курсу «Родная (русская) литература» 9 класс.
Программа рассчитана на 34часа (1 час в неделю).
Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка.

Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся.
Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы
знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма
проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь современных подростков
продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где
обучаются младшие школьники, но и в сходных формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять
взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и
ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости:
потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного
отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой
потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых
людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие
вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная
сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон
взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и
временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к
неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется
сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты.
Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя
в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных
отношений (социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений
влечет подростка к участию в новых видах деятельности.
Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны.
Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире
реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы
собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к
самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы,
потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не
адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный
ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса
способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться».
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится
получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного
проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности
подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и
самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие
от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к
изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения
результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных
слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в

которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к
самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных
действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими.
Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в
младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм
общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения)
мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает
определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно,
инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении
собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения
мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает
себя как некое единство.

Виды деятельности подростка:
•
Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах
(включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить
свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической
организации материала и пр.).
•
Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение
социально-значимого продукта.
•
Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное
экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на
выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.
•
Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная
на самореализацию и самоосознание.
•
Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться самостоятельно
планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять
целеполагание в знакомых видах деятельности.
•
Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных
видах деятельности.
•
Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
•
Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно
поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
•
Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные
предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и
свою позицию.
•
Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания,
чувства.
•
Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми,
осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Обоснование целесообразности изменений в примерной программе.
Программа конкретизирована для 8 класса, так как примерная программа рассчитана на 5 – 9
классы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи
слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и
в интеллектуальном понимании (рационально). Литература как искусство словесного образа –
особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными
отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия,
метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающими активное
сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов
в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности,
воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие
творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и
интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе
и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках
литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными
ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и
зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к
общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему
отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном
в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления
учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного
потенциала многонациональной России.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных
интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и

общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера;
метапредметные:
регулятивные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение;

коммуникативные:
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
3) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
предметные:
1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других
народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков,
литературы народов России и зарубежной литературы;
2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в
них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения
(элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией
при анализе литературного произведения;
5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление
их с духовно-нравственными ценностями других народов;
6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
7) собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
8) понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное
восприятие;
10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных
средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному
тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и
общекультурные темы;

12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание курса «Родная (русская) литература» .

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (3 ч)
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарикисударики»).
Родные просторы (3 ч)
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня). П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)

Праздники русского мира (4 ч)
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома (5 ч)
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (4 ч)
Великая Отечественная война Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души (2 ч)
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (2 ч)
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
Платформы, сервисы для проведения дистанционного обучения.





Платформа «Учи.ру»: https:uchi.ru
Платформа «Российская электронная школа»: https://resh.edu.ru/distance/
Программы для проведения уроков по видеосвязи: Zoom, Skype.
Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года.

Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года. Организация внеурочной
деятельности по предмету осуществляется с учетом целевых приоритетов воспитания, соответствующих
уровню основного общего образования, отраженных в рабочей программе воспитания.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) приоритетом
является создание благоприятных условий для развития школьников, и, прежде всего, их ценностных
отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые
радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания
отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей
собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного
взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальнымпартнерам,
с которыми
необходимо
выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать
чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.
Внеурочная деятельность по предмету организуется согласно календарному плану рабочей программы
воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), День Матери (ноябрь), НПК «Шаг в
будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на различные темы (февраль, апрель-май),
экскурсия в музей истории города (апрель), День Победы, предметная неделя русского языка и литературы.

Во время каникул проводятся
экскурсии в библиотеки города, посещаются театры, организуются
интеллектуальных игр, викторин по предмету. Для учащихся 8 класса во внеурочное время проводятся
занятия по учебно-исследовательской деятельности, что дает им возможность участвовать в НПК «Шаг в
будущее».

Учебно-тематический план

Наименование
разделов
программы

Коли
честв
о
часов
на
разде
л,
тему

Раздел 1.
12 ч
Россия-Родина
моя.

Раздел 2.
Русские
традиции.

11 ч

Раздел 3.
Русский
характеррусская душа.

11ч

Виды учебной деятельности

Виды
контроля.

Беседа, знакомство со структурой и содержанием
курса, сообщения учащихся, пересказ,
выразительное чтение фрагментов рассказа,
работа в группах, самостоятельная творческая
работа, обсуждение, синквейн

Синквейн
, выводы

Беседа, работа с художественными текстами,
сообщения учащихся, выразительное чтение и
анализ лирических произведений, творческие
работы, пересказ эпизода анализ эпизодов, работа
в группах, характеристика образа.

сочинени
е, опрос,
анализ
произведе
ний

Беседа, сообщения учащихся, пересказ,
выразительное чтение фрагментов рассказа,
работа в группах, самостоятельная творческая
работа, обсуждение.

Карта
памяти

Опрос

Отзыв

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
• развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений
разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о
нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской
степи в русской литературе;
• развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов
России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском
доме как вечной ценности;
• развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой
Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о
нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;

развитие
умений
осознанно
воспринимать
художественное произведение в
единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать
самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать
развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего
характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и
его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного
чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее
результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными
способами её обработки и презентации.

В результате изучения литературы ученик научится понимать:



авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие
представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль,
аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм
художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический
герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в
художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык,
художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм
художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета
драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское
отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь
(развитие представлений).

ученик получит возможность научиться:















видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих
классов;
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и
творчеством;
различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской
позиции;
выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные
особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать
выбор жанра;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать
авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
• осознания роли литературы в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;
значения в жизни человека и общества;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных
ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.

Учебно-методическое обеспечение.
1.
2.

Программа “Час чтения” // URL:https://gigabaza.ru/download/191231.html
Сопровождение программы // URL: https://vk.com/chas_chteniya_petrovsk
Материально-техническое обеспечение.

1.Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
2. Раздаточный материал по темам урока
3. Репродукции картин художников
Интернет ресурсы:
Художественная литература:
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому
сентября»)
3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Контрольно-измерительные материалы.
1. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 9 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО,
2017. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
2. Репин А.В. Литература. 9 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2017. – 80 с.
Список литературы.
Литература, используемая при составлении программы.

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.:
Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.
Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2016 г.
Литература для учителя:
1. Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. М.: Дрофа,
2018. 2 Родная русская литература 8 кл. О.М.Александрова, О.А. Аристова. М. Просвещение,2021.

Календарно-тематическое планирование

Блок

Тема

Количество
часов
12

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Отечественная война 1812 года в
русском фольклоре и
литературе:
Преданья
Песня «Как не две тученьки не две 4
старины
грозныя…» (русская народная
глубокой
песня)
В. А. Жуковский. «Певец во стане
русских воинов» (в сокращении)
А. С. Пушкин. «Полководец»,
«Бородинская годовщина»
(фрагмент)
М. И. Цветаева. «Генералам
двенадцатого года»
И. И. Лажечников. «Новобранец
1812 года» (фрагмент)
Входная контрольная работа (тестирование)

1

Петербург в русской
литературе:

Города земли
русской

А. С. Пушкин. «Город пышный,
город бедный…»
О. Э. Мандельштам.
«Петербургские строфы»
А. А. Ахматова. «Стихи о
Петербурге»
(«Вновь Исакий в облаченьи…»)
Д. С. Самойлов. «Над Невой»
(«Весь город в плавных
разворотах…») Л. В. Успенский.
«Записки старого петербуржца»
(глава «Фонарики- сударики»)

3

Дата
план

Дата
факт

Степь раздольная:
«Уж ты, степь ли моя, степь
Моздокская…»
(русская народная
Родные
песня)
просторы
П. А. Вяземский. «Степь»
И. З. Суриков. «В степи»
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Августовские Спасы:
К. Д. Бальмонт. «Первый
спас» Б. А. Ахмадулина.
Праздники
«Ночь упаданья яблок»
русского мира
Е. А. Евтушенко. «Само упало
яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас»
Родительский дом:
А. П. Платонов. «На заре туманной
Тепло родного юности» (главы)
В. П. Астафьев. «Далёкая и
дома
близкая сказка» (рассказ из
повести
«Последний поклон»)
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Великая Отечественная война:
Не до ордена – Н. П. Майоров. «Мы»
была бы
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель,
Родина
фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»
Е. И. Носов. «Переправа»
Судьбы русских эмигрантов:
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»
Загадки
русской души А. Т. Аверченко. «Русское
искусство»
Прощание с детством:
О ваших
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот»
ровесниках
(фрагмент)
«Припадаю к великой реке…»:
Лишь
И. А. Бродский. «Мой народ»
слову
жизнь
С. А. Каргашин. «Я – русский!
дана
Спасибо, Господи!..»
Итоговая контрольная работа (тестирование)

4

9

4

4

1
2
11

3

3

2

2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».