Родная литература 11 кл.Цыбикова Е.К.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета
ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
11 класс
Разработчик программы:
Цыбикова Е.К.

г. Улан-Удэ
2022 г
.

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 11класс.
Общая характеристика предмета
Литература – это базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные
ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит место в эмоциональном, интеллектуальном и
эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального
самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как
школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература
эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в
художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к
нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Дидактической единицей программы родной русской литературы определен учебный модуль –
логически самостоятельный компонент учебной программы. Учебный материал для составления
модулей рабочей программы и их количество определяются составителем в зависимости от того,
как будут распределены учебные задачи по достижению планируемых результатов. Достижение
результата (или нескольких результатов) фиксируется обязательной итоговой (контрольной)
работой в конце каждого модуля.
При определении содержания каждого из модулей учитывается следующее условие – обязательное
присутствие среди учебного материала ключевых произведений русской литературы, наличие
списка для самостоятельного чтения и заданий к нему. Присутствие произведений мировой и
родной (региональной) литературы должно носить сбалансированный характер. Внутри отдельного
модуля произведения различной жанрово-родовой принадлежности, времени создания и авторства,
различных направлений и стилей даются в сравнительно-сопоставительном рассмотрении для
последовательного формирования у обучающегося умения самостоятельно читать и выявлять
общие темы и проблемы у двух и более произведений, видя и отмечая как общее, так и различия и
делая выводы о художественных особенностях того или иного произведения.
Принцип формирования историзма восприятия литературы может быть осуществлен следующими
способами:

историко-хронологическим

изучением

–

тематические

блоки

изучаются

на

произведениях отдельного исторического периода; проблемно-тематическим изучением, когда для
раскрытия темы берется несколько произведений, принадлежащих разным историко-литературным
периодам. В таком случае сходства и различия подходов писателей к конкретной проблеме или
теме в разные эпохи могут быть осмыслены обучающимися в процессе сопоставительного анализа
разных произведений.
.

Актуальность предмета. В системе школьного образования учебный предмет «Литература»
занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как
средство познания действительности литература обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память, воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, литература неразрывно связана
со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов,
а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Основная цель курса – развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов
учащихся 11 класса в области изучения литературы формирование у учащихся

научного

мировоззрения, основанного на знаниях и жизненном опыте; подготовка к ЕГЭ.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих
целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,
способной к созидательной деятельности в современном мире;
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского
восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической
обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и
творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и
письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование

умений

анализа

и

интерпретации

литературного

произведения

как

художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
В процессе изучения курса решаются следующие задачи:
- формирование представление о художественной литературе как искусстве слова и ее
культуре страны и народа;
-осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;

месте в

- освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению
конкретных художественных произведений;
- овладение знаниями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных
произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять литературоведческие
анализы, выдвигать гипотезы и строить модели
-

воспитание культуру чтения, формирование потребности в чтении;

- использование приобретенных знаний и умений в изучении литературы для повышения
речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Художественная картина жизни,
нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами
не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании
(рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией,
называют

«художественным

исследованием»,

«человековедением»,

«учебником

жизни».

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная
модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как
высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность,
незавершенность, предполагающими активное сотворчество воспринимающего. Литература как
один из ведущих гуманитарных

учебных предметов в российской школе содействует

формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.
Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей –
необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого,
способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не
просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый
опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками,
представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а
также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской
классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и
обладающем

несомненной

национальной

самобытностью.

Знакомство

с

произведениями

словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и
многообразии

художественной

многонациональной России.

культуры,

духовного

и

нравственного

потенциала

Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 385 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе
основного общего образования, в том числе в одиннадцатых классах по 34 часа из расчета 1
учебный час в неделю.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
● систематичность;
● научность;
● доступность;
● возможность практического применения полученных знаний;
● реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 34 ч.
● целостность;
● вариативность;
● интеграция;
● гуманитаризация
;

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:


Конституция РФ.



Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".



Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия».



Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования



Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 08.09.2020 г. N 28 )


Примерная программа по родной литературе 10-11 классы, 2021



Образовательная программа среднего общего образования МАОУ «СОШ №18»
 Локальные акты МАОУ СОШ №18.

Данная программа реализуется в течение 1 учебного года из расчёта 34 часов, 1 час в неделю,
адресована учащимся 11 класса, составлена по учебнику « Литература» под ред. В.П.Журавлева
для общеобразовательных организаций.

Базовый уровень. В двух частях

Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Характеристика юношеского возраста и виды деятельности старших школьников.
Ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика
становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и
планированием в нем своей индивидуальной траектории(своего пути).
Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и приобретение опыта
подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в образовательных и
социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах. В качестве таких форм для
юношества выступают:
1.

Внутренний мир и самопознание;

2.

Любовь и семья;

3.

Ценности и товарищество;

4.

Интересы и профессия;

5.

Мораль и общественная позиция.

Принято выделять три периода в становлении юношеского возраста. Первый период связан с
постановкой жизненных целей, второй-с определением условий дальнейшего развития человека, а
третий-с определением ресурсов для достижения задуманных целей. Старший школьный возраст
главным образом связан с задачами первого периода юношеского возраста.
Важнейшей

спецификой

юношеского

возраста

является

его

активная

включенность

в

существование проблемы современности. Юношеские практики становления всегда по-настоящему
рискованны – находятся на острие проблем.
Становление юноши это попытка обретения практического мышления. Поэтому единицей
организации содержания образования в старшей школе должна стать «проблема» и проблемная
организация учебного материала, предполагающая преодоление задачно-целевой организации
учебной деятельности и выход в следующий управляющий контур – в пространство «смыслов»,
«горизонтов», «возможностей».
Виды деятельности старших школьников:
Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования (лекции,
семинары, практикумы, стажировки и т.п.).
Индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы
старшеклассника, обучение в системе экстерната, обучение в заочных школах.

Конструкторско-исследовательская деятельность по конкретной профильной теме.
Организационно-проектная социальная деятельность в рамках индивидуальной программы
старшеклассника.
Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского
самоопределения (стажировки, пробы, рефлексивные сессии).
Задачи, решаемые старшими школьниками разными видами деятельности:
Освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим способы личностной
организации.
Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности. Овладеть
приемами систематизации, типологизации и классификации знаний.
Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими,
социальными и научными проблемами. Освоить экспериментальные и поисковые формы
организации деятельности.
Овладеть стартовыми методиками организации коллектива.
Сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных интересов, оформить
социальные амбиции, овладеть методами личностной организации.

Рабочая программа, составленная на основе примерной программы, предусматривает формирование
у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. Приоритетами для школьного курса литературы на этапе основного общего
образования являются:
Познавательная деятельность:
Организация стартовых форм высшего образования (лекции, семинары, практикумы, стажировки и
т.п.).
Организационно-проектная индивидуальная учебная деятельность:




обучение в системе экстерната, обучение в виртуальных школах.
планирование индивидуальной программы старшеклассника.
формирование своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения
(стажировки, пробы, рефлексивные сессии).
Овладеть стартовыми методиками организации коллектива.
Сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных интересов, оформить
социальные амбиции, овладеть методами личностной организации.

Информационно-коммуникативная деятельность:


владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения
собеседника и признавать право на иное мнение;



использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации.
Рефлексивная деятельность:



владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные
результаты своих действий:



организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение
оптимального соотношения цели и средств.



Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. −
Выразительное чтение. − Различные виды пересказа. − Заучивание наизусть стихотворных текстов.
− Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и
жанру. − Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. − Выявление языковых средств
художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания
произведения. − Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом
мнения оппонента. − Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по
мотивам литературных произведений.



Задачи, решаемые старшими школьниками разными видами деятельности:
 Освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим способы
личностной организации.
 Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности. Овладеть
приемами систематизации и классификации знаний.
 Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими,
социальными и научными проблемами. Освоить экспериментальные и поисковые формы
организации деятельности.
Результаты освоения учебного предмета.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность
их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность
планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения,
специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в
рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений
о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами.
9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной
и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Содержание курса (34 часа)
Историко- и теоретико-литературные блоки
Литература реализма (природное и социальное в человеке; объективная истина и субъективная
правда; проблема идеала, социального обустройства и нравственного самосовершенствования
человека в литературе реализма). Иван Бунин. Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака»,
«Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии
Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность
и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя.
Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна. Рассказ «Старуха
Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические
истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл
противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
Литература модернизма – классическая и неклассическая, «высокого модернизма» и
авангардизма, отечественная и зарубежная (проблема традиции и новизны в искусстве; Серебряный
век русской культуры: символизм, акмеизм, футуризм, неореализм, их представители).
Символизм.
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф.
Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние западноевропейской
философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту»,
«Каменщик», «Грядущие гунны». (Возможен выбор других стихотворений). Брюсов как
основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм,
история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору
учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только
любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись
поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема
России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя
и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее
мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник
«Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма.
Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С.
Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад»,
«Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или
другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева.
Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие
серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние
поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм.
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного
«самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь
Северянин и др.), кубофутуристы(В Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский),
«Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.) Западноевропейский и русский футуризм.
Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин(И.В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в
шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и
учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического
творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Изобразительно-выразительные средства
художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись.
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река
раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»
(указанные произведения обязательны для изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор
других стихотворений). Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние
Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о
Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и
интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в

художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На
поле Куликовом». Поэт и революция.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская
позиция и способы ее выражения в произведении.
Новокрестьянская поэзия. (Обзор).
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Рожество избы»,
«Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...» (Возможен выбор трех других
стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор,
древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к
художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика
новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные
аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы
теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты
моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу », «Pуcь советская», «Сорокоуст» (указанные
произведения обязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен
ты мой опавший, клен заледенелый…» (Возможен выбор трех других стихотворений).
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его
творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской
поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева.
Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым
людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина.

Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки
традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности
человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы. Имажинизм. Лирический стихотворный цикл.
Биографическая основа литературного произведения.
Литература советского времени (литература советская, русского зарубежья, неподцензурная –
представители; проблема свободы творчества и миссии писателя; литература отечественная, в том
числе родная (региональная), и зарубежная, переводы).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И.
Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия
революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр
лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи

(«Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова). Русская эмигрантская
сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи
«Ностальгия»), Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы,
гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики
стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского.
Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта новатора.
Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну.
Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук,
надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А.
Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М.
Алигер, «Февральский дневник»О. Берггольц, «Пулковский меридиан»В. Инбер, «Сын»П.
Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными,
интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому
народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к
родным местам, близким людям.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А.
Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтовшестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В.
Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д.Самойлов, Л. Мартынов, Е.
Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.
Содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная
ритмика и инструментовка. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора,В. Высоцкого, Б.
Окуджавы, Ю. Кима и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств,
убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е.
Шварца «Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии
второй половины XX века.
Современный литературный процесс (литература жанровая и нежанровая; современные
литературные институции – писательские объединения, литературные премии, литературные
издания и ресурсы; литературные события и заметные авторы последних лет).

Литература и другие виды искусства (судьба художника в литературе и тема творчества в
литературе, литература и театр, кино, живопись, музыка и др.; интерпретация литературного
произведения). Контрольное тестирование
Краеведение
Включение национально-регионального компонента направлено на приобщение учащихся к
культуре родного народа через работу с фольклорными текстами, формирование у школьников
чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов регионов.
Основополагающими являются задачи: развивать художественный вкус школьников через анализ
текстов; вызвать интерес учащихся к произведениям УНТ, национально-региональной
литературы, в которых отражены философия, нравственные качества народов.
1.

Стихи бурятских поэтов (Д.Улзытуева, Г.Раднаевой, Д.Дашинимаева, Н.Нимбуева) о родине, о
природе.

2.

Стихи бурятских поэтов о войне (сборник «Поэты Бурятии о войне»).

3.

Стихи бурятских поэтов о русских и советских поэтах

4.

ГЭСЭР

5.

Зерцало мудрости

6.

Творчество И. Калашникова
Включение краеведения направлено на приобщение учащихся к культуре родного народа
через работу с художественными

текстами, формирование у школьников чувства уважения к

традициям, обычаям, культурным ценностям народов региона. Учебная исследовательская
деятельность.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарному плану рабочей программы
воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь),
в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на историческую тематику (февраль, апрель-май),
экскурсия в музей истории города (апрель).
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы РЭШ,
ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Тематическое планирование по литературе

для 11-го класса составлено с учетом рабочей

программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным

партнерам,

с

которыми

необходимо

выстраивать

доброжелательные

и

взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать
чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Наименование
разделов
программы
Блоки
Литература
реализма

Кол-во
ч. на
раздел,
тему

8

Литература
модернизма

6

Литература
советского
времени

10

Современный
литературный
процесс

2

Учебно-тематический план
Виды учебной деятельности

Конспектирование лекции и учебника. Ответы
на
вопросы.
Проектная
деятельность.
Дискуссия в форме свободного обсуждения
или дебатов. Чтение наизусть
Чтение
учебника,
систематизация
теоретического материала, чтение наизусть
Составление карты памяти по материалам
учебника, лекции и интернет ресурсов.
Групповая защита проектов. Анализы эпизодов
романа. Составление конспекта семинаров

Виды
контроля.

Опрос,
проверка
конспектов
Опрос,
таблица
Письменная
работа
творческого
характера
Тест.

Сообщения учащихся, устное рецензирование, Конспект
составление
тезисного
плана,
анализы семинаров,
эпизодов, работа в группах, дискуссия
выводы
ответы
на
вопросы,).

Литература и
другие виды
искусства

2

Работа в группе, сообщения учащихся, беседа
о прочитанном, работа с учебником, краткий и
подробный пересказ эпизода, работа со
словарём, составление плана сравнительной
характеристики,
письменный
ответ
на
проблемный вопрос, работа с иллюстрациями,
работа в группах, самостоятельная письменная
работа, анализ эпизода, составление цитатного
плана, характеристика героя, составление
таблицы,

Национальнорегиональный
компонент

6

Сообщения учащихся, выразительное чтение,
составление плана статьи учебника. Анализ
пьесы, выразительное чтение
фрагмента,
работа в группах, сообщения учащихся, устное
рецензирование, работа со словарём, групповая
проектная
работа
с
теоретическим
литературоведческим материалом,

итого

34

Составление
тезисного
плана
ответа.
Литературн
ый анализ
фрагмента,
тест,
письменный
ответ на
проблемный
вопрос
Фронтальны
й опрос,
тест,
сочинение в
формате
ЕГЭ

Требования к уровню подготовки учащихся:
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений мировой литературы, приводя примеры двух или более
текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента
как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более)
основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие
и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или
трагической развязкой, открытым или закрытым финалом).
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные
обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями
гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения
(например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию
иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XX века;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых
произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в
общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Учебно-методический комплект.
1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е
2. . «Русский язык и литература XIX века» Учебник общеобразовательных учреждений 11 класс под
ред. В.П. Журавлева - М.: «Просвещение»,2018.
3. Методические рекомендации по использованию учебников: В.П. Журавлева «Русская литература
XIX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. – М
2018.
4. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва:
«Просвещение», 2010.
5. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2012.
6. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2011.
7. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва,
«Просвещение», 2012.
8. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 2011.
9. Развивайте дар слова. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 2013.
10. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 2010.
11. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 2013.

12. Конспекты уроков литературы. 5 – 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов, Н.Н.Старыгин.
Москва, «Владос», 2014.
13. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х Произведения современных писателей на уроках внеклассного
чтения. – Казань: РИЦ «Школа»,2011.
Контрольно-измерительные материалы:
1. ЕГЭ Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен,
2018.
2. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс – М., «Просвещение,
2018.
3.Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа 2017.
4.Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XX века. Материалы для подготовки к
экзаменам – М., «Русское слово»,2018
5. Секачева Е.В. ЕГЭ Литература. Тематические тесты «От текста к смыслу»
Материально-техническое обеспечение.
1. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
2. Раздаточный материал по темам курса
3. Репродукции картин художников
Интернет-ресурсы:

Художественная литература:


http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы



http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов.


Справочно-информационные и методические материалы:


http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»



http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому
сентября»)



http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Список литературы:
Литература, используемая при составлении программы.

Учебно-методический комплект.
1.

Примерная программа по литературе для 11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е

2.

«Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений под

редакцией В.П. Журавлева - М.: «Просвещение»,2018.
3.

Методические рекомендации по использованию учебников: В.П. Журавлев «Русская

литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11
классы. – М. 2018.
4. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – М. «Просвещение»,
2010.
5. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. М. Экзамен, 2019.
6. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. М.
«Просвещение», 2012.
7. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. М. «Просвещение», 2011.
8. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. М, «Просвещение», 2010.
9. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. М. «Просвещение», 2013.
10. Конспекты уроков литературы. 5 – 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов, Н.Н.Старыгин. М.
«Владос», 2014.
11. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х Произведения современных писателей на уроках внеклассного
чтения. – Казань: РИЦ «Школа»,2011.
12. Я сдам ЕГЭ. Литература. Практика и диагностика М. «Просвещение» 2017

Контрольно-измерительные материалы:
1. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2012.
2. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс – М.,
«Просвещение, 2011.
3. Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа», 2012.
4. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIX века. Материалы для подготовки к
экзаменам – М., «Русское слово»,2013
5. Ромашина Н.Ф Литература. тесты для текущего и обобщающего контроля 5-11 классы –
Волгоград. «Учитель» 2017
Материально-техническое обеспечение.

13. Уроки Кирилла и Мефодия 11 класс
14. ИАК
15. Раздаточный материал по темам курса. Задания ЕГЭ
16. Репродукции картин художников в электронном формате
Интернет-ресурсы:
http://fcior/ru
Uroki.ru. Образовательный портал
Учи.ру
Infourok
Художественная литература:
http://www.klassika.ru– Библиотека классической русской литературы http://www.ruthenia.ru –
Русская поэзия 60-х годов.
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru

Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru

Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому

сентября»)
http://center.fio.ru

Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Список литературы:
Литература, используемая при составлении программы.
1. Примерная

программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. 2.

Методические рекомендации по использованию учебников под редакцией В.П.Журавлева
«Литература» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. –
М. «Русское слово»,2019..
Литература:
1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века
– М., «ВАКО», 2015.
2. Учебник: Литература. 11 класс (в 2 ч.) Под редакцией В.П. Журавлева) – М., «Просвещение
», 2018.

3. Савельева Л.И. Словарь-справочник по литературе – издательство Казанского университета,
2011.
4. Карпов И.П. , Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. Русская литература XX века.
Планы, конспекты, материалы. – М., «Дрофа», 2010.
5. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики - Брянск, «Курсив», 2012.
6. Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 10-11 класс – М.,
«Творческий центр», 2012.
7. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 классы – Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2011.
8. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь – М.,
«АЙРИС-ПРЕСС», 2013.
9. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс – М.,
«Просвещение»,2014.
10. Косивцова Л.И. Литература. 11 класс. Поурочные планы – Волгоград, «Учитель», 2012.
11. Угроватов П.И. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс (в 2-х ч.) – М., «Владос»
, 2011.
12. Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа», 2013.
13. Михайлова Е.В. ЕГЭ Литература. Алгоритм написания сочинения – М.2017
14. Секачева Е.В. ЕГЭ Литература. Тематические тесты «от текста к смыслу» - Ростов-на-Дону ,
«Легион», 2017
15. Бельская Л.Л. Литературные викторины – М., «Просвещение», 2012.
16. Костылёва Н.Е. Литература. Планируемые результаты обучения по литературе, их оценка в
основной и средней (полной) общеобразовательной школе – Наб. Челны, 2011.
17. Безносов Э.Л. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Литература –
М., «Дрофа»,2011.
18. Иванченко

Н.И.

Подготовка

к

выпускному

экзамену

по

литературе

–

М.,

«Просвещение»,2013.
19. Шапошникова В.В. «И все души моей излучины…»Методическое пособие по литературному
анализу в 11 классе – М., «Московский Лицей»,2011.
20. Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе (в 2-х частях) – М., «Аркти»,2010.
21. Нянковский М.А. Шолохов в школе – М., «Дрофа», 2013.
22. Богданова О.Ю. Бунин в школе – М., «Дрофа», 2012.
23. Болдырева Е.М., Леденёв А.В. Поэзия серебряного века в школе – М., «Дрофа»,2011.
24. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века – М., «Книжная палата», 2013.

25. Я иду на урок литературы. Современная русская литература. 1970-1990-е годы – М., «Первое
сентября»,2012.
26. Произведения писателей и поэтов, изучаемых в 11 классе
Литература для учащихся
1. Безносов Э.Л. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Литература – М.,
«Дрофа»,2011.
2. Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе – М., «Просвещение»,2013.
3. Шапошникова В.В. «И все души моей излучины…»Методическое пособие по литературному
анализу в 11 классе – М., «Московский Лицей»,2011.
4. ФИПИ «Я сдам ЕГЭ» 2018

ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование:

№ п/п

Наименование темы урока

Колво
часов

Дата
по плану

Раздел 1

Литература реализма.

1

Русская
литература
в
контексте
мировой
художественной культуры XX столетия.
Природное и социальное в человеке; объективная истина
и субъективная правда; проблема идеала, социального
обустройства и нравственного самосовершенствования
человека в литературе реализма
И.А.Бунин. Традиции русской классической поэзии в
лирике Бунина.
. Традиции русской психологической прозы в творчестве
А. И. Куприна.
. Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и
суровая правда рассказов М. Горького
Л.Н Андреев. Писатель- экспрессионист
И.С. Шмелев. Язык произведений Шмелева
Б.К. Зайцев. Традиции Тургенева и Чехова в творчестве
Зайцева
Литература модернизма
Символизм. Акмеизм. Футуризм. Тропы, синтаксические
фигуры, звукопись.
Духовные и поэтические истоки новокрестьянской
поэзии.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка
Литература советского времени
Тема революции и Гражданской войны в творчестве
писателей нового поколения
Русская эмигрантская сатира, ее направленность
В.В. Маяковский. Широта жанрового диапазона
творчества поэта - новатора
Литература периода Великой Отечественной войны.
(Обзор)
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели»
Авторская песня. Ее место в развитии литературного
процесса и музыкальной культуры страны.
Современный литературный процесс
Современный литературный процесс
Литература и другие виды искусства
Литература и другие виды искусства
Национально-региональный компонент
Стихи бурятских поэтов (Д.Улзытуева, Г.Раднаевой,
Д.Дашинимаева, Н.Нимбуева) о родине, о природе.

2

3
4
5
6
7
8
Блок 2

Блок 3

Блок 4
Блок 5
Блок 6

8ч

6ч
3
1
2
10
2
1
1
2
2
2
2ч
2
2
6ч
2

по
факту

Стихи бурятских поэтов о войне (сборник «Поэты
Бурятии о войне»).
ГЭСЭР
2
Зерцало мудрости
1
6.
Творчество И. Калашникова
Темы рефератов

Учебник стр.425


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».