МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию города Улан-Удэ МАОУ "СОШ № 18" г. Улан-Удэ МАОУ "СОШ № 18" г. Улан-Удэ РАССМОТРЕНО МО учителей русского языка и литературы СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор Макарова Е.А _______________Макарова М.А. ______________Бадашканова О.В. ______________Макарова Е.А. Протокол №5 Протокол №5 Приказ №122-д от "23" 06 2022 г. от "21" 062022 г. от "24" 062022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4961428) учебного предмета «Русский язык» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Цыбикова Елена Кимовна учитель русского языка и литературы Улан-Удэ 2022 Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России. Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка. Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»). ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования. Учебным планом на изучение русского языка в 5 классе отводится - 170 ч. (5 часов в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Общие сведения о языке Богатство и выразительность русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Язык и речь Язык и речь.Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности. Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научноучебной, художественной и научно-популярной литературы. Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика. Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры). Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое. Текст Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности. Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционносмысловые части. Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова. Повествование как тип речи. Рассказ. Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного). Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. Функциональные разновидности языка Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы). СИСТЕМА ЯЗЫКА Фонетика. Графика. Орфоэпия Фонетика и графика как разделы лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Свойства русского ударения. Соотношение звуков и букв. Фонетический анализ слова. Способы обозначения [й’], мягкости согласных. Основные выразительные средства фонетики. Прописные и строчные буквы. Интонация, её функции. Основные элементы интонации. Орфография Орфография как раздел лингвистики. Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы. Правописание разделительных ъ и ь. Лексикология Лексикология как раздел лингвистики. Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря). Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка. Лексический анализ слов (в рамках изученного). Морфемика. Орфография Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание). Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука). Морфемный анализ слов. Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи. Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного). Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного). Правописание ё — о после шипящих в корне слова. Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с). Правописание ы — и после приставок. Правописание ы — и после ц. Морфология. Культура речи. Орфография Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Морфологический анализ имён существительных. Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных. Правописание собственных имён существительных. Правописание ь на конце имён существительных после шипящих. Правописание безударных окончаний имён существительных. Правописание о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных. Правописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек- — -ик- (-чик-) имён существительных. Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-; -раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-,зар- — -зор-; -клан- — -клон-, -скак- — -скоч-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи. Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции. Склонение имён прилагательных. Морфологический анализ имён прилагательных. Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного). Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Правописание о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных. Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными. Глагол Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи. Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные. Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола. Спряжение глагола. Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного). Правописание корней с чередованием е // и: -бер- — -бир-, -блест- — -блист-, -дер- — -дир-,жег- — -жиг-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -стел- — -стил-, -тер- — -тир-. Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих. Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- —-ева-, -ыва-— -ива-. Правописание безударных личных окончаний глагола. Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола. Слитное и раздельное написание не с глаголами. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании. Синтаксический анализ словосочетания. Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений. Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и морфологические средства его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и морфологические средства его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным. Тире между подлежащим и сказуемым. Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения. Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки). Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения. Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений. Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение). Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да. Предложения с прямой речью. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. Диалог. Пунктуационное оформление диалога на письме. Пунктуация как раздел лингвистики. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения. Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Общие сведения о языке Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом. Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение). Язык и речь Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни. Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы. Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик. Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научноучебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов. Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 100 слов; для сжатого изложения — не менее 110 слов). Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом. Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 90—100 слов; словарного диктанта объёмом 15—20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90—100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); уметь пользоваться разными видами лексических словарей; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета. Текст Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного). Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев. Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного). Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания. Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 70 слов). Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец. Владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста — целостность, связность, информативность). Функциональные разновидности языка Иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы. Система языка Фонетика. Графика. Орфоэпия Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков. Проводить фонетический анализ слов. Использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов. Орфография Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова. Распознавать изученные орфограммы. Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь). Лексикология Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря). Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова. Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы. Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия. Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного). Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов). Морфемика. Орфография Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка. Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова. Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука). Проводить морфемный анализ слов. Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); ы — и после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках изученного); корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного); ё — о после шипящих в корне слова; ы — и после ц. Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи. Морфология. Культура речи. Орфография Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Проводить морфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализ имён прилагательных, глаголов. Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Имя существительное Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи. Определять лексико-грамматические разряды имён существительных. Различать типы склонения имён существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Проводить морфологический анализ имён существительных. Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), употребления несклоняемых имён существительных. Соблюдать нормы правописания имён существительных: безударных окончаний; о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; суффиксов -чик- — -щик-, -ек- — -ик- (-чик-); корней с чередованием а//о: -лаг-—-лож-; -раст-—-ращ-—-рос-; -гар-—-гор-, -зар-—-зор-; -клан-—-клон-, -скак-—-скоч-; употребления/неупотребления ь на конце имён существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными; правописание собственных имён существительных. Имя прилагательное Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи; различать полную и краткую формы имён прилагательных. Проводить частичный морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного). Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки в них ударения (в рамках изученного). Соблюдать нормы правописания имён прилагательных: безударных окончаний; о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; кратких форм имён прилагательных с основой на шипящие; нормы слитного и раздельного написания не с именами прилагательными. Глагол Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи. Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные. Называть грамматические свойства инфинитива (неопределённой формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола. Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы. Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного). Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного). Соблюдать нормы правописания глаголов: корней с чередованием е// и; использования ь после шипящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-— -ева-, -ыва-— -ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); простые неосложнённые предложения; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением; распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые); определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным), морфологические средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного). Соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но); с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да; оформлять на письме диалог. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем п/ программы п Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О 1.1. Язык и общение Количество часов всего контрольн ые работы ЯЗЫКЕ 3 0 Итого по разделу 3 Раздел 2. ПОВТОРЕНИЕ 2.1. Вспоминаем, повторяем, изучаем 20 1 Итого по разделу Раздел 3. ТЕКСТ 3.1. Что мы знаем о тексте 1 3.2. 3.3 3.4 3.5 1 1 1 1 Тема текста Основная мысль текста Письмо Рассказ практическ ие работы Дата изучен ия Виды деятельности Виды, формы контроля 0 Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения научноучебной, художественной и научно-популярной литературы; 2 Cамостоятельная работа, работа с Письменный контроль; теоретическим материалом. Устный опрос; Практическая работа; практикум Самооценка с использованием «Оценочного листа» Электронные (цифровые) образовательны Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа» 20 https://resh.edu.ru/subject/less Устно пересказывать Письменный прочитанный или контроль; Устный on/7624/start/267756 прослушанный текст, в том опрос; числе с изменением лица Практическая рассказчика; Распознавать работа; основные признаки текста; Тестирование; Членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы); Устно и письменно формулировать тему и главную мысль прослушанного и прочитанного текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; Анализировать содержание исходного текста, подробно и сжато передавать его в письменной форме; 3.6 Невыдуманный рассказ о себе 1 1 Итого по разделу 6 Раздел 4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА 1 4.1. Функциональные разновидности языка (общее представление) 4.2 Повествование 1 4.3 Описание предмета 1 4.4 Рассуждение 1 1 Анализировать и характеризовать Письменный контроль; текст с точки зрения его соответствия Устный опрос; основным признакам (наличие темы, Практическая работа; главной мысли, грамматической Самооценка с связи предложений, цельности и использованием относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к «Оценочного листа» функциональносмысловому типу речи; Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; Создавать тексты функциональносмыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину; Составлять план текста (простой, сложный) и пересказывать его содержание по плану в устной и письменной форме, в том числе с изменением лица рассказчика; Анализировать и характеризовать Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/less текст с точки зрения его соответствия Устный опрос; on/7660/start/269272/ основным признакам (наличие темы, Тестирование; главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функциональносмысловому типу речи; Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; Создавать тексты, опираясь на знание основных признаков текста, особенностей функциональносмысловых типов речи, функциональных разновидностей языка (в рамках изученного); Создавать тексты, опираясь на знание Письменный контроль; основных признаков текста, Устный опрос особенностей функциональносмысловых типов речи, функциональных разновидностей языка (в рамках изученного); Составлять план текста (простой, сложный) и пересказывать его содержание по плану в устной и письменной форме, в том числе с изменением лица рассказчика; Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации 4.5 Доказательства в рассуждении 4.6 Описание животного 1 1 Итого по разделу: Раздел 5. СИСТЕМА ЯЗЫКА 5.1. Синтаксис 6 31 1 Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); Выделять словосочетания из предложения, распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); Определять средства связи слов в словосочетании; Определять нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания; Проводить синтаксический анализ словосочетаний (в рамках изученного); Письменный контроль; Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://resh.edu.ru/subject/less on/7638/start/311779/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7639/start/267725/ 5.2 Фонетика. Графика. Орфоэпия 15 1 Понимать смыслоразличительную Письменный контроль; функцию звука речи в слове; Устный опрос; приводить примеры; Практическая работа; Распознавать звуки речи по заданным Тестирование; характеристикам; Определять звуковой состав слова; Самооценка с использованием Классифицировать звуки по заданным признакам; Различать «Оценочного листа» ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные; Объяснять с помощью элементов транскрипции особенности произношения и написания слов; Сравнивать звуковой и буквенный составы слова; https://resh.edu.ru/subject/less on/7655/start/264290/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7656/start/264104/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7657/start/265871/ 1 1 5.3 Лексикология 8 5.4 Морфемика. Орфография 21 1 5.5 МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ: Объяснять лексическое значение Письменный контроль; слова разными способами (подбор Устный опрос; однокоренных слов; подбор Практическая работа; синонимов и антонимов; определение Тестирование; значения слова по контексту, с Самооценка с помощью толкового словаря); использованием Распознавать однозначные и многозначные слова, различать «Оценочного листа»; прямое и переносное значения слова; Сравнивать прямое и переносное значения слова по заданному признаку; Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; Уметь правильно употреблять словапаронимы; Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия; Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка; Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова; Определять чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука); Проводить морфемный анализ слов; Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания слов с изученными орфограммами; Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи; Анализировать и характеризовать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического; Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы в рамках изученного; служебные части речи; междометия, звукоподражательные слова (общее представление); Применять знания о части речи как лексикограмматическом разряде слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практикоориентированных учебных задач; Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы; Письменный контроль; Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; Тестирование; Диктант; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://resh.edu.ru/subject/less on/7667/start/306556/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7672/start/312368/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7676/start/306649/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7680/start/312430 https://resh.edu.ru/subject/less on/7681/start/263422/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7682/start/306711/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7683/start/306742/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7684/start/264910/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7685/start/306773/ https://resh.edu.ru/subject/less Письменный контроль; on/7686/start/306804/ https://resh.edu.ru/subject/less Устный опрос; on/7623/start/265530/ Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 5.6 Имя существительное 20 1 5.7 Имя прилагательное 12 1 Объяснять роль имени существительного в речи; Различать типы склонения имён существительных; Выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные; Определять род, число, падеж, тип склонения имён существительных; Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам; Проводить морфологический анализ имён существительных; Письменный контроль; Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://resh.edu.ru/subject/less on/7629/start/311748/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7688/start/306835/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7689/start/312554/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7690/start/312585/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7687/start/312616/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7692/start/306897/ Определять и характеризовать общее Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/less грамматическое значение, Устный опрос; on/7630/start/264972/ морфологические признаки и Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/less синтаксические функции имени Тестирование; on/7693/start/306928/ прилагательного; Правильно Самооценка с https://resh.edu.ru/subject/less склонять имена прилагательные; использованием on/7694/start/312647/ Применять правила правописания безударных окончаний имён https://resh.edu.ru/subject/less «Оценочного листа»; прилагательных; on/7696/start/306959/ Различать полную и краткую формы имён прилагательных; Применять правила правописания кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий; Анализировать особенности использования имён прилагательных в изучаемых текстах; Проводить частичный морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного); 5.8 Глагол 29 1 Итого по разделу: Раздел 9. ПОВТОРЕНИЕ 9.1. Повторение пройденного материала 61 10 1 Определять и характеризовать общее Письменный контроль; грамматическое значение, Устный опрос; морфологические признаки и Практическая работа; синтаксические функции глагола; Тестирование; Объяснять его роль в словосочетании Диктант; Самооценка с и предложении, а также в речи; использованием Различать глаголы совершенного и «Оценочного листа» несовершенного вида, возвратные и невозвратные; Применять правила правописания тся и -ться в глаголах; суффиксов ова- — -ева-, -ыва- — -ива-; Распознавать инфинитив и личные формы глагола, приводить соответствующие примеры; Называть грамматические свойства инфинитива (неопределённой формы) глагола; Применять правила использования ь как показателя грамматической формы инфинитива; Определять основу инфинитива; Выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола; Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы; Группировать глаголы по типу спряжения; Применение полученных знаний для решения лингвистических задач в тестовой форме и творческом задании Итого по разделу: 10 Раздел 10. СОЧИНЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ Составлять тексты- описания, 10 10 10.1 Сочинения (в течение года) повествования, рассуждения . Излагать текст, сохраняя основную 5 5 10.2 Изложения (в течение года) мысль текста, микротемы . Проверить знания учащихся 13 9 4 10.3 Контрольные и проверочные . работы (в течение года) Итого по разделу: 12 Письменный контроль; Устный опрос; Зачет; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://resh.edu.ru/subject/less on/7627/start/311686/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7628/start/311717/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7697/start/306990/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7699/start/307052/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 170 ПРОГРАММЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока № п Количество часов всего Язык и общение. 3 ч. Язык и человек 1. 2 Общение устное Читаем учебник. 3 Стили речи. 1 и Дата Виды, формы изучени контроля контрольны практически я е работы е работы 5-9.09 письменное. 1 Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 Вспоминаем, повторяем, изучаем. 20 ч. Звуки и буквы. Произношение и 1 4 правописание 5 Орфограмма 6 Правописание проверяемых 1 безударных гласных в корне слова 7 Правописание проверяемых 1 согласных в корне слова 8 Правописание непроизносимых 1 согласных в корне слова 9 Буквы и,у,а после шипящих 1 10 Разделительные Ъ и Ь 1 11 Раздельное написание предлогов с 1 другими словами Устный опрос; Письменный контроль; Устный опрос; Письменный контроль; 1 12 Что мы знаем о тексте. 1 13 Части речи 1 14 Глагол 1 15 -Тся и -ться в глаголах 1 16 Р.р. Тема текста. 1 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 12-16.09 19-23.09 Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Письменный контроль; Устный опрос; Письменный контроль; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка Устный опрос; 26-30.09 Письменный контроль; Письменный контроль; Практическая работа; 17 Личные окончания глаголов 1 Письменный контроль; Практическая работа; 18 Имя существительное 1 Письменный контроль; Практическая работа 19 Имя существительное 1 20 Имя прилагательное 1 21 Местоимение 1 22 Р.р Основная мысль текста 1 23 Входная контрольная работа 1 Устный опрос; Практическая работа; Письменный контроль; Практическая работа 3-7.10 Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Контрольная работа 1 Синтаксис. 30 ч Устный опрос; Письменный контроль; 24 Синтаксис. Пунктуация 1 25 Словосочетание. 1 26 Разбор словосочетания 1 27 Предложение. 1 28 Р.р. 6 изложение (обучающее) 29 Виды предложения высказывания 30 Восклицательные предложения 31 Главные члены предложения. 1 Подлежащее и сказуемое. 32 Главные члены предложения. 1 Подлежащее и сказуемое. Устный опрос; Письменный контроль; 33 Тире между сказуемым и1 Письменный контроль; Практическая работа; 34 Нераспространённые распространённые предложения. и1 Устный опрос; Письменный контроль; Сжатое 1 по Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 10-14.09 Устный опрос; Письменный контроль; Письменный контроль; Практическая работа 1 Устный опрос; Письменный контроль; цели 1 подлежащим Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 17-21.10 Письменный контроль; Практическая работа; 35 Второстепенные предложения. Дополнение 36 Обстоятельство. 37 Р.р. Подготовка к контрольному 1 сочинению № 1 «Памятный день» (упр. 157) Р.р. Написание контрольного 1 сочинения № 1 «Памятный день» 38 Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; члены 1 24-28.10 1 с Устный опрос; Письменный контроль; 1 Письменный контроль; Практическая работа; 1 Письменный контроль; Практическая работа; 39 Предложения членами. однородными 1 40 Знаки препинания в предложениях с 1 однородными членами 41 Предложения с обращениями 1 42 Р.р. 9 Письмо (упр.225) 1 43 Синтаксический предложения простого 1 Письменный контроль; Практическая работа; 44 Пунктуационный разбор простого 1 предложения 45 Простые и сложные предложения. Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный 46 Р.Р. Обучающее сочинение по 1 картине Решетникова «Мальчишки» 47 Синтаксический разбор сложного 1 предложения 48 Прямая речь. косвенной речью Знакомство с1 49 Диалог. Повторение изученного. 1 50 Р.Р. Речь устная и письменная, 1 монологическая и диалогическая. Этикетные диалоги» 51 Составление текста на тему « Телефонный разговор» разбор Устный опрос; Письменный контроль; 7-11.11 Устный опрос; Письменный контроль; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 14-18.11 1 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Письменный контроль; Практическая работа 1 Устный опрос; Письменный контроль; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 21-25.11 Устный опрос; Письменный контроль; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; 52 53 Повторение изученного. Проверочная работа по «Синтаксис. Пунктуация» теме Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 1 Контрольный диктант по теме 1 «Синтаксис. Пунктуация» 1 Письменный контроль Фонетика. 14 ч. 54 Фонетика. Гласные звуки 1 55 Согласные звуки. 1 56 Изменение звуков в потоке речи 1 57 Согласные твёрдые и мягкие 1 58 Р.р. Повествование (упр.283) 1 59 Согласные звонкие и глухие 1 60 Графика. Алфавит 1 61 Р.р. 62 Обозначение мягкости согласных с 1 помощью ь 63 Двойная роль 1 букв е,ё,ю,я. Словарный диктант 64 Слог. Ударение. Орфоэпия. 1 65 Фонетический разбор слова 1 66 Проверочное тестирование по теме 1 «Фонетика» Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 28.11-2.12 Устный опрос; Письменный контроль; Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; Письменный к 5-9.12 Описание предмета (упр.302) 1 Р.р. Описание предметов, 1 изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица» Лексика. 9 ч. 67 68 Слово и его лексическое значение 69 Однозначные и многозначные слова 1 1 Устный опрос; Письменный контроль; Устный опрос; Устный опрос; Письменный к Письменный контроль; Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка Устный опрос; Письменный контроль; 12-16.12 1 Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный к Устный опрос; Письменный контроль; Устный опрос; Письменный контроль; Устный Устныйопрос; опрос; Письменный к Письменный контроль; Самооценка использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устныйопрос; опрос; Письменный к Устный Письменный контроль; Письменный контроль; Практ Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный к 70 Прямое и переносное значение слов 1 71 Омонимы 1 72 Синонимы. 1 73 Антонимы. Паронимы. 1 74 Повторение изученного. 1 75 Контрольный диктант по теме 1 «Лексика» Р.р. Контрольное 1 изложение «Первый снег» 76 19-23.12 1 1 26-29.12 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; Самооценка с Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Письменный контроль; Практическая работа; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Письменный контроль; Практическая работа Морфемика. 77 Морфема – наименьшая значимая 1 часть слова. Устный опрос; Письменный контроль; 78 Окончание 1 79 Основа слова 1 80 Корень слова. 1 81 Р.р. Сочинение «Один из удачно 1 проведённых вечеров…» (упр.390) Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; Самооценка с Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием Устный опрос; Письменный контроль; 82 Р.р. Рассуждение (упр.402) 1 83 Суффикс 1 84 Приставка 1 85 Р.р. Выборочное изложение «Последний лист орешника» 1 86 Чередование звуков. Анализ изложения 1 87 Беглые гласные 1 1 9-13.01 Письменный контроль; Практическая работа; 16-20.01 1 Устный опрос, письменный контроль Устный опрос Письменный контроль; Практическая работа Устный опрос; Письменный контроль; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 88 Варианты морфем 1 89 Морфемный разбор слова 1 90 Правописание гласных и согласных 1 в приставках Устный опрос; Письменный контроль; 91 Буквы з и с на конце приставок. 1 Письменный контроль; Практическая работа; 92 Буквы з и с на конце приставок. 1 Устный опрос; Письменный контроль; 93 Буквы о-а в корне -лаг- - -лож-. Словарный диктант 1 94 Буквы А-О в корне -раст- - -рос- 1 95 Буквы ё-о после шипящих в корне 1 Письменный контроль; Тестирование; Самооценка с Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 96 Буквы и-ы после ц. Словарный диктант 1 Устный опрос; Письменный контроль; 97 Повторение 1 Письменный контроль; Практическая работа; 98 Контрольный диктант по «Морфемика. Орфография» теме 1 23-27.01 Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 30.01-3.02 Устный опрос; Устный опрос; Письменный контроль; 1 Морфология. Имя Существительное. 21 ч. 99 Самостоятельные части речи. и служебные 1 100 Имя существительное как часть речи 1 101 Р.р. Доказательства в рассуждении 102 Р.Р. Контрольное сочинение 1 №2 по теме «Почему нужно беречь книгу» 6-10.02 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; Самооценка с Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 Письменный контроль; Практическая работа; 103 Имена существительные 1 одушевлённые и неодушевлённые. 104 Имена существительные 1 собственные и нарицательные 105 Р.р. Сжатое изложение (упр. 513) 1 106 Род имён существительных 1 107 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа Три склонения имён существительных Падеж имён существительных 1 108 109 110 13-17.02 1 1 20-24.12 1 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Письменный контроль; Практическая работа Устный опрос; Письменный контроль; Устный опрос; Письменный контроль; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Письменный 111 Правописание гласных в падежных 1 окончаниях существительных в единственном числе контроль; Практическая Устный опрос;работа Письменный контроль; Практическая работа; 112 Правописание гласных в падежных 1 окончаниях существительных в единственном числе Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 113 Правописание гласных в падежных 1 окончаниях существительных в единственном числе Р.р. Контрольное изложение №2 1 Устный опрос; Письменный 114 115 116 Анализ изложения Множественное существительных. 1 27.02-3.03 Письменный контроль; Практическая работа Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 1 число имён 1 117 Правописание о-е после шипящих 1 и ц в окончаниях существительных 118 Морфологический существительного. разбор 119 Диктант по существительное» теме имени 1 «Имя 1 Имя прилагательное. 12 ч. 120 Имя прилагательное как часть речи. 1 1 6-10.03 Устный опрос; Письменный контроль; Письменный контроль; Практическая работа Устный опрос; Письменный контроль; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Имя прилагательное как часть речи. 1 Устный опрос; Письменный контроль; 122 Правописание гласных в падежных 1 окончания прилагательных Письменный контроль; Практическая работа 123 Правописание гласных в падежных 1 окончания прилагательных 124 Прилагательные полные и краткие 1 Прилагательные полные и краткие 1 121 125 126 Морфологический прилагательного разбор Обобщение изученного по теме Прилагательные полные и краткие 128 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» 129 Анализ диктанта. Р.р. Описание животного (упр.587) 130 Р.р. Сочинениеописание животного по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве» 131 (упр.598) Р.р.29 Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений Глагол. (2упр.600) ч. 1 1 20-23.03 1 1 Письменный контроль; Практическая работа 1 Письменный контроль; Практическая работа 1 Глагол как часть речи. Анализ 1 диктанта 133 Не с глаголами 1 134 Р.р.30 Рассказ (упр.619) 1 135 Неопределённая форма глагола 1 Неопределённая форма глагола 1 Правописание –тся и ться . Словарный диктант контроль; Практическая работа; 1 132 137 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; имени 1 127 136 13-17.03 –1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 3-7.04 Устный опрос; Письменный контроль; Письменный контроль; Практическая работа Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 10-14.04 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 138 139 Правописание –тся и ться . Словарный диктант Устный опрос; Письменный контроль; –1 Виды глагола Письменный контроль; Практическая работа 1 140 Буквы е – ив корнях с1 чередованиями. Проверочная работа Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 141 Буквы е – ив корнях с1 чередованиями. Проверочная работа контроль; Практическая работа; 142 Контрольный диктант по теме 1 «Глагол» 143 Время глагола 1 144 Прошедшее время 1 145 Настоящее время 1 146 Будущее время 1 147 Спряжение глаголов. 1 Спряжение глаголов. 1 148 1 17-21.04 Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Письменный контроль; Практическая работа Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 24-28.04 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; 149 Как определить спряжение глагола с 1 безударным личным окончанием Письменный контроль; Практическая работа 150 Как определить спряжение глагола с 1 безударным личным окончанием Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 151 Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа Употребление времён контроль; Практическая работа; 152 153 154 1 1 1 1 1-5.05 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Письменный контроль; Практическая работа Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 155 Морфологический разбор глагола 1 156 Повторение изученного. 1 157 Итоговый контрольный диктант 1 158 Анализ контрольного диктанта 1 159 1 160 Р.р Сочинение-рассказ по рисунку 1 О.В.Попович «Не взяли на рыбалку»(упр.701) Разделы науки о языке 1 161 Р.Р Сочинение 1 1 162 Р.Р Сочинение 1 1 163 164 Орфограммы в приставках и в 1 корнях слов Орфограммы в приставках и в 1 корнях слов Устный опрос; Письменный контроль; Письменный контроль; Практическая работа 165 Орфограммы в окончаниях слов 1 166 Орфограммы в окончаниях слов 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая Устный опрос;работа; Письменный контроль; Практическая работа; 167 Употребление букв ь и ъ. 1 168 Употребление букв ь и ъ. 1 169 Знаки препинания в простом и 1 сложном предложении 170 Итоговое тестирование ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 170 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 1 8-12.05 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Письменный контроль; Практическая работа Устный опрос; Практическая работа; 15-19.05 Письменный контроль Письменный контроль 22-26.05 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Письменный контроль; Практическая работа 1 9 15 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и другие. Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ https://znayka.cc/wpcontent/uploads/2019/08/Russkij-yazyk.-5kl.-Metodich.rekomend._Ladyzhenskaya_2014144s.pdf ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Российская электронная школа resh.edu.ru Дистанционное образование для школьников... Учи.ру uchi.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Таблицы, плакаты, словари, портреты, дидактический материал. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Мультимедийный проекто Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)