Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ Рабочая программа учебного предмета 9 класс Составитель программы: Забирова Д. Р., учитель английского языка г. Улан-Удэ- 2022 Пояснительная записка „Иностранный язык" — один из важных учебных предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Согласно современным взглядам на обучение иностранным языкам в школе, все большее значение приобретает интегративный подход, который предполагает решение задач воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера наряду с развитием умений иноязычного речевого общения. Цель программы обучения: Основная цель курса - формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е., способности личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений, в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенции. Задачи программы обучения: 1. Формирование речевой компетенции: - Сформировать способность осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письменной речи) 2. Формирование языковой компетенции: - Сформировать языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения 3. Формирование социокультурной компетенции: - Сформировать способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народа страны изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения 4. Формирование компенсаторной компетенции: - Сформировать способность выходить из затруднительного положения в процессе общения в условиях дефицита языковых средств 5. Формирование учебно-познавательной компетенции: Речевая компетенция – развитие сформированных на базе основной школы коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме, с тем, чтобы школьники достигли общеевропейского допорогового уровня обученности. Языковая компетенция – накопление новых языковых средств, обеспечивающих возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа. Социокультурная компетенция – приобщение школьников к культуре и реалиям стран, говорящих на английском языке, в рамках более широкого спектра сфер, тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся на данном этапе обучения, соответствующих их психологическим особенностям; развитие их способности и готовности использовать английский язык в реальном общении; формирование умений представлять свою собственную страну, ее культуру в условиях межкультурного общения посредством ознакомления учащихся с соответствующим страноведческим, культуроведческим и социолингвистическим материалом, широко представленным в учебном курсе. Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из затруднительного положения в процессе общения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифраза, использования синонимов, жестов и т.д. Учебно-познавательная компетенция – развитие желания и умения самостоятельного изучения английского языка доступными им способами (в процессе выполнения проектов, через интернет, с помощью справочников и т.п.), специальных учебных умений (пользовать словарями, интерпретировать информацию текста и др.), умения пользоваться современными информационными технологиями, опираясь на владение английским языком. Общая характеристика учебного предмета На данном этапе на смену учения как ведущего вида деятельности школьников приходит общение со сверстниками, взрослыми, что создаёт прекрасные условия для организации парного, группового общения, моделирования ситуаций межкультурного общения со сверстниками за рубежом, использование ресурсов Интернета для организации непосредственного общения, выполнения международных проектов и т.п. Повышение познавательной и творческой активности, желание выйти за пределы учебной программы дают возможность широкого использования творческих заданий, усложняющихся речевых задач в процессе формирования языковой, речевой и социокультурной компетенций, более активное использование проектных заданий, ролевых и деловых игр, драматизации, как на уроках, так и во внеклассной работе. Формирование организационных способностей, повышение личной ответственности за коллективно принятое решение, что позволяет более активно внедрять проектные задания, предполагающие умение работать в команде, выполнять роль лидера, соотносить свои личные интересы с интересами группы, нести ответственность за порученный раздел проектной работы. Становление подлинной индивидуальности, более высокого уровня самостоятельности дает возможность особенно в 8—9 классах увеличить объем работы, связанный с поиском и сбором страноведческой, культурологической информации в Интернете, выполнением индивидуальных и групповых творческих заданий. Формирование и развитие мотивов учения, связанных со стремлением к личностному самосовершенствованию — самопознанию, самовыражению, самоутверждению, с желанием расширить и углубить свои знания, совершенствовать уровень владения иностранным языком. Этому во многом способствует увеличение доли речевых задач, предполагающих обмен мнениями, аргументацию своих суждений, более активное использование заданий, связанных с подготовкой электронных презентаций по изучаемой теме или выполненному проекту. Формирование системы ценностных ориентаций, формирование образа своего Я, осознание своей гражданской и этнокультурной идентичности становится возможным в процессе сопоставления явлений и фактов изучаемой и родной культур, в результате чего формируется уважение к представителям других культур, эмпатия, толерантность. Возрастающая интеллектуальная активность, преобладание логического мышления дают возможность полноценно формировать и совершенствовать универсальные умственные действия анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, специальные учебные навыки и умения, в целом учебно-познавательную компетенцию школьников. Актуальность изучения иностранного языка В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и в вузе, профессиональная значимость на рынке труда, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения. Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и в опосредованное общение (например, через Интернет) большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело изучение английскому языку именно как средству общения и приобщения к духовному наследию соизучаемых стран и народов.В связи с этим происходит переосмысление и переоценка роли и места учебного предмета «Иностранный язык», что отражено в ФГОС. Его отличительная особенность заключается в четком определении требований к личностным, метапредметным и предметным результатам образовательного процесса. Принципы отбора содержания учебного материала. 1.Коммуникативная направленность проявляется в постановке целей, отборе содержания, в выборе приёмов обучения и в организации речевой деятельности учащихся. 2.Соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку (решение конкретных коммуникативных задач достигается при использовании различных форм работы). 3.Личностно-ориентированный характер обучения, который позволяет организовывать общение детей на основе их интересов, их интеллектуальной и речевой подготовки, их типологических индивидуальных и возрастных особенностей. 4.Сбалансированное обучение устным и письменным видам общения, поскольку более прочное и гибкое владение материалом достигается при параллельном, взаимосвязанном обучении всем видам речевой деятельности. 5.Социокультурная направленность процесса обучения английскому языку, предполагающая широкое привлечение лингвострановедческих материалов, которые дают возможность лучше овладеть английским языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых английский язык является родным. 6.Учёт опыта учащихся в родном языке и развитие когнитивных способностей. Сравнение и сопоставление двух языков на разных уровнях – языковом, речевом, социокультурном. 7.Привлечение различных методов, приёмов и средств, позволяющих интенсифицировать учебный процесс (наглядность - зрительная, слуховая, моторная, игры, конкурсы и т. д). 8.Преимущественное использование аутентичных текстов. Данный принцип позволяет учесть перспективу выхода на требования к уровню обученности иностранному языку. Нормативные документы: 1.Конституция РФ. 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3.Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования. 2009 года с изменениями. 5. Примерная основная образовательная программа по английскому языку и авторской рабочей программы Английский язык. Радужный английский/ RainbowEnglish для 5 – 9 кл. авторов Афанасьева О. В., Михеева И. В., Языкова Н. В., Колесникова Е. А. (Дрофа, 2020). 6.УМК О.В.Афанасьева И.В.Михеева Английский язык /RainbowEnglish для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,2013 2019г. 7.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08 сентября 2020 г. N 28) 8.Устав МАОУ « СОШ №18» 9. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18» 10. Локальные акты МАОУ « СОШ №18» Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «иностранный язык» входит в образовательную область «филология». Согласно федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования, обязательное изучение иностранного языка предусматривается со 2-го по 11-й класс. Минимально допустимое количество учебных часов на изучение иностранного языка в 5 – 9-х классах – 3 часа в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю на протяжении учебного года, то есть 102 часа. Характеристика второй ступени обучения (5-9 классы) Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка. Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются школьники, но и в сходных формах. Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним. Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон. Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности. Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться». К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими. Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство. Виды деятельности подростка: • Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). • Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта. • Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. • Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание. • Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение. Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности. • Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности. • Освоить разные способы представления результатов своей деятельности. • Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла. • Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию. • Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. • Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Английский язык» основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность и толерантность, гражданственность, семья, уважение к труду, ценность знания, родная природа, экологическое сознание, эстетическое и этическое развитие, многообразие культур и международное сотрудничество. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ (9 КЛАСС) В результате изучения английского языка 9 классе ученик научиться понимать: - основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний) - основные способы словообразования( аффиксация, словосложение, конверсия); - особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; - интонацию различных коммуникативных типов предложения; - признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов и их - эквивалентов, артиклей, существительных., степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных., предлогов); - основные нормы речевого этикета( реплики-клише, наиболее распространённая оценочная лексика) , принятые в стране изучаемого языка; - роль владения иностранным языком в современном мире; - особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка, сходства и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка. Помимо этого учащиеся научатся: В области говорения - начинать, вести /продолжать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; - рассказывать о себе, своей семье, друзьях. Своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своём городе/селе, своей стране и стране изучаемого язык;. Получат возможность научиться: - расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико- грамматический материал; в области аудирования научатся: - понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических тестов; - понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи, уметь определять тему текста.выделять главную мысль; - использовать переспрос, просьбу повторить; Получат возможность научиться: - понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи, уметь определять тему текста.выделять главную мысль; в области чтения научатся: - читать аунтетичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания; - читать текст с выборочным пониманием нужной информации или интересующей информацией; Получат возможность научиться: - читать несложные аунтентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием; - ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку; в области письма и письменной речи научатся: - заполнять анкеты и формуляры; - писать поздравления, личные письма с опорой на образец; Получат возможность научиться: - расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка. Учащиеся должны быть в состоянии использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов; - создание целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире; - ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира ВИДЫ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Говорение Диалогическая речь Ha третьем этапе обучения происходит дальнейшее развитие умений вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию. Особое внимание уделяется развитию умения вести диалог — обмен мнениями. Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера: - начать, поддержать и закончить разговор; - поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; - вежливо переспросить, выразить согласие/отказ. Объем этикетных диалогов — до 4 реплик с каждой стороны. Речевые умения при ведении диалога-расспроса: - запрашивать и сообщать информацию (кто?, что?, как?, где?, куда?, когда?, с кем?, почему?); - подтвердить, возразить; - целенаправленно расспрашивать, брать интервью. Объем данных диалогов — до 6 реплик со стороны каждого учащегося. Речевые умения при ведении диалога— побуждения к действию: - обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить; - дать совет и принять/не принять его; - запретить и объяснить причину; - пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие; - сделать предложение и выразить согласие/несогласие принять его, объяснить причину. Объем данных диалогов— до 4 реплик со стороны каждого участника общения. Речевые умения при ведении диалога — обмена мнениями: - выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней; - высказать одобрение/неодобрение; - выразить сомнение; - выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость, огорчение, сожаление, желание/нежелание); - выразить эмоциональную поддержку партнера, похвалить, сделать комплимент. Объем диалогов — не менее 5—7 реплик с каждой стороны. При участии в этих видах диалогов и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи для реализации информационной, регулятивной, эмоциональнооценочной и этикетной функций общения, совершенствуют культуру речи и ведения беседы в соответствии снормами страны/стран изучаемого языка. Монологическая речь Развитие монологической речи на третьем этапе предусматривает дальнейшее развитие следующих умений: - кратко высказываться о событиях и фактах, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика, рассуждение), эмоциональнооценочные суждения; - передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; - высказываться, делать сообщение в связи с прочитанным и прослушанным текстом; - выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному; - выражать свое мнение по теме, проблеме и аргументировать его. Объем монологического высказывания — 10—12 фраз. Аудирование На третьем этапе происходит дальнейшее развитие умений понимания текстов для аудирования с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. При этом предусматривается развитие следующих умений: - предвосхищать содержание устного текста по началу сообщения и выделять тему, основную мысль текста; - выбирать главные факты, опускать второстепенные; - выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера (объявления, прогноз погоды и пр.) с опорой на языковую догадку, контекст; - игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания. Время звучания текстов для аудирования— 1,5—2 минуты. Чтение Чтение и понимание текстов с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое чтение). Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание для 9 класса, отражающее особенности культуры Великобритании, США. Объем текстов для ознакомительного чтения — до 500 слов без учета артиклей. Предполагается формирование следующих умений: - прогнозировать содержание текста по заголовку; - понимать тему и основное содержание текста (на уровне значений и смысла); - выделять главные факты из текста, опуская второстепенные; - выделять смысловые вехи, основную мысль текста; - понимать логику развития смыслов, вычленять причинно-следственные связи в тексте; - кратко логично излагать содержание текста; - оценивать прочитанное, сопоставлять факты в культурах. Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных материалах различных жанров, ориентированных на предметное содержание речи на этом этапе. Предполагается овладение следующими умениями: - полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой и контекстуальной догадки, словообразовательного и грамматического анализа, выборочного перевода, использования словаря, лингвострановедческого и страноведческого комментария); - кратко излагать содержание прочитанного; - интерпретировать прочитанное — оценивать прочитанное, соотносить со своим опытом, выразить свое мнение. Объем текстов для чтения с полным пониманием —600 слов без учета артиклей. Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст, статью или несколько коротких статей из газеты, журнала, сайтов Интернета и выбрать нужную, интересующую учащихся информацию для дальнейшего ее использования в процессе общения или для расширения знаний по изучаемой теме. Письменная речь На данном этапе происходит совершенствование сформированных навыков письма и дальнейшее развитие следующих умений: - делать выписки из текста; - составлять план текста; - писать поздравления с праздниками, выражать пожелания (объемом до 40 слов, включая адрес); - заполнять анкеты, бланки, указывая имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес, цель визита при оформлении визы; - писать личное письмо без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, здоровье, делах, сообщать то же о себе, своей семье, друзьях, событиях жизни и делах, выражать просьбы и благодарность), используя усвоенный ранее языковой материал и предметные знания по пройденным темам, употребляя необходимые формы речевого этикета. Объем личного письма — 80—90 слов, включая адрес, написанный в соответствии с нормами, принятыми в англоязычных странах. ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ОПЕРИРОВАНИЯ ИМИ Графика и орфография Знание правил чтения и написания новых слов и навыки их применения в рамках изученного лексико-грамматического материала. Фонетическая сторона речи Навыки адекватного с точки зрения принципа аппроксимации произношения и различения на слух всех звуков английского языка, соблюдение ударения в словах и фразах, смысловое ударение. Смысловое деление фразы на синтагмы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений. Дальнейшее совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу. Лексическая сторона речи К концу третьего этапа обучения лексический продуктивный минимум учащихся должен составлять 1200 лексических единиц; общий объем лексики, используемой в текстах для чтения и аудирования,— 1300—1500 лексических единиц. За этот период времени учащимся предлагается овладеть следующими словообразовательными средствами: - деривация (суффиксы для образования существительных -hood, -dpm, -ness, -or, -ess; прилагательных -al, -able; - префиксы с отрицательной семантикой dis-, non-, im-, ir-); - субстантивацияприлагательных (old — the old; young—the young); - словосложение; - конверсия; - соблюдение политкорректности при использовании дериватов и сложных слов (сравни: actress— actor; businesswoman— businessperson). Большое внимание уделяется таким лингвистическим особенностям лексических единиц, как: - полисемия, антонимия, синонимия; - стилистическая дифференциация синонимов (child—kid, alone— lonely); - использование фразовых глаголов, фразеологизмов; - различение омонимов; - глаголы, управляемые предлогами (standforetc); - абстрактная и стилистически маркированная лексика; - национально-маркированная лексика: реалии, фоновая и коннотативная лексика. Большое внимание также уделяется трудностям в употреблении специфических лексем, пар слов, например: police, couple/pair, use (v)— use (n), technology, serial/seriesetc. Учащиеся должны получить представление об устойчивых словосочетаниях, оценочной лексике, репликах-клише речевого этикета, отражающих культуру англоязычных стран, используемых для того, чтобы: - сообщать о том, что собеседник ошибается, не является правым; - описывать сходство и различие объектов (субъектов); - выражать уверенность, сомнение; - высказывать предупреждение, запрет; - использоватьслова-связкивустнойречиинаписьме (so, as, that’s why, although, eventually, on the contrary etc). Грамматическая сторона речи Морфология Имя существительное: - употребление нулевого артикля с субстантивами man и woman; - употребление определенного артикля для обозначения класса предметов (thetiger); - употребление неопределенного артикля для обозначения одного представителя класса (a tiger). Глагол: - временныеформы present progressive passive, past progressive passive, present perfect passive, past perfect passive. Причастие(первоеивторое): - причастиявсочетаниях to have fun (difficulty/trouble) doing something, to have a good (hard) time doing something. Герундий: - герундиальныеформыпослеглаголов, обозначающихначалоиконецдействия (start reading), глаголов, управляемыхпредлогами (succeed in doing something), атакжеглагола go (go swimming). Инфинитив: - использования инфинитива и герундия после глаголов stop, remember, forget. Сложное дополнение после: - глаголов want, expect иоборота would like; - глаголов чувственного восприятия see, hear, feel, watchetc; - глаголов let и make (в значении «заставлять»). Глагольныеструктуры: - to have something done, to be used to doing something (всопоставлениис used to do something). Социокультурная компетенция На третьем этапе обучения страноведческая информация черпается учащимися исключительно из текстов для чтения. Учащиеся знакомятся заново и продолжают знакомство: - с писателями, книгами и литературными героями Британии и США; - с отдельными выдающимися личностями; - с проблемами подростков, живущих за рубежом, их организациями и объединениями; - с достижениями зарубежных стран в области науки и техники; - со средствами массовой информации — телевидением и прессой. Учащиеся овладевают знаниями: - о значении английского языка в современном мире; - о наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реалиях при изучении учебных тем (традиции в питании, проведение выходных дней, основные национальные праздники, этикетные особенности приема гостей, сферы обслуживания); - о социокультурном портрете стран изучаемого языка и их культурном наследии; - о социолингвистических факторах коммуникативной ситуации (коммуникативное намерение, место, роль, статус), позволяющих выбрать нужный регистр общения (формальный, неформальный) в рамках изучаемых предметов речи; - о различиях в британском и американском вариантах английского языка, а именно особенностях лексики и традициях орфографии; - о способах выражения политкорректности в языке. Учащиеся овладевают рядом лингвострановедческих умений: - представлять свою страну и культуру на английском языке; - сопоставлять культуры, находить общее и культурно-специфическое в родной культуре и культуре страны/стран изучаемого языка; - объяснять, комментировать различия в культурах, выступая в качестве медиатора культур, для достижения взаимопонимания в процессе межкультурного общения; - оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения; - вежливо, в соответствии с требованиями речевого этикета выразить свое несогласие с человеком и поправить его; - правильно провести сравнение между двумя людьми, объектами или явлениями; - выразить сомнение и неуверенность; - правильно выразить запрет или предупредить о возможных последствиях. Компенсаторная компетенция На третьем этапе продолжается совершенствование и развитие компенсаторных умений, начатое на первых двух этапах. Кроме этого, происходит овладение следующими новыми компенсаторными умениями говорения: - использовать слова-субституты; - использовать перифраз; - описать предмет, явление; - дать культурологический комментарий, используя различные источники информации, в том числе Интернет. Особое внимание на данном этапе уделяется формированию компенсаторных умений чтения. Школьники должны научиться: - игнорировать незнакомые слова в процессе просмотрового чтения, пытаясь осмыслить текст с помощью контекстуальной догадки, других опор; - пользоваться подстрочными ссылками, двуязычным и толковым словарями. Учебно-познавательная компетенция На третьем этапе продолжается развитие приемов учебной работы, сформированных ранее. Кроме этого, учащиеся начинают овладевать новыми для них умениями познавательной деятельности: - использовать зарубежные поисковые системы Интернета google.com, answer.com, yahoo.com для поиска информации о культуре стран/страны изучаемого языка; - обобщать информацию, полученную из различных источников; - работать в команде; - пользоваться техникой brain-storming в работе малой группы; - делать презентацию по результатам выполнения проектной работы, в том числе электронную. Содержание учебного курса Предметное содержание 1. СМИ: радио, телевидение, интернет. 2. Печатные издания: книги, журналы, газеты Тематика общения СМИ. Телевидение. Пассивный залог простого настоящего и простого прошедшего времени. Пассивный залог настоящего длительного и прошедшего длительного времени. Телепрограммы и телеканалы. «ВВС» - Британская теле - и радиокомпания. Телевидение в школе. Аббревиатура.Что мы смотрим по телевидению. Неисчисляемые имена существительные.Пассивный залог настоящего и прошедшего совершённого времени. Фразовый глагол turn. Влияние телевидения. Значение телевидения. Современное телевидение. Грамматические особенности слова police. Дети и телевидение. Словообразование: префиксы dis, un, non, in, im, il, ir.Новейшие средства массовой информации. Интернет. Грамматические особенности слов data, media. Современные СМИ. СМИ и реклама. Теле и радиовещание. Любимая телепередача. Книги. Употреблениеструктуры «never/sometimes/often fail to do». Мнениячитателей. Употреблениесловsay. Tell, speak, chat, answer, reply, explain, add. Великие библиотеки мира. Какими бывают книги? Синонимы. Книги. Типы книг. Различие между словами Printtype, publish. Неопределенное местоимение one. Британские газеты. Британская пресса. Причастия. Первое печатное издание. Заголовки Количество часов 26 26 3. Наука и технологии 4. Подростки: их жизнь и проблемы газет. Фразовый глагол tolook. Н. Гумилев - Великий поэт. Причастие 1 в различных словосочетаниях. Разговор по телефону. Печатные издания. Журналистика. Словообразование при помощи суффиксов –ly, -ous, -ment. Льюис Кэрролл.Книга, которую я прочитал. Великие писатели мира. Шедевры мировой литература. Печатные издания. Шерлок Холмс. Интересные факты. Творчество О. Генри. Посещение библиотеки. Известные ученые и их открытия. Знакомство с мировыми учеными и их открытиями. Что такое наука. Что такое технология. Компьютеры. Герундиальная конструкция после глаголов с предлогами. Индустриальная революция в Европе. История технологий. Герундиальная конструкция после глаголов с предлогами. Из истории возникновения техники. Приборы и инструменты, которые мы используем дома. История возникновения зонтика. Различие употреблений глаголов toinvent, todiscover. История появления чулок. Словообразование при помощи префикса –en. История технологии. Всемирные изобретения. Инфинитив. Изобретения. Советские космонавты. Употребление артиклей с уникальными объектами и явлениями.Первый полёт человека в космос.Фразовый глагол tobreak. Исследование космоса. Модальные глаголы. Космос и мы. Московский и Лондонский метрополитены. Изобретение,которые навсегда изменили мир. Наука и технологии. Технологический прогресс. Открытие неизвестного острова. Жизнь подростков. Карманные деньги. Британские подростки. Различие между словами pair и couple. Дж. Селинджер «Над пропастью во ржи». Наречия, в состав которых входит элемент any. Работа для подростков. Знакомство со сложным дополнением. Необычная школа. Подростки и домашние питомцы. Кумиры подростков. Проблемы отцов и детей. Сложное дополнение. Подросток и его окружение. Расизм в Британии. Словообразование при помощи суффикса –ive. Проблема иммиграции. Азартные игры подростков. Фразовый глагол toget. Совершенствование монологической речи. Молодежные движения и организации. Употребление глаголов tobe/toget с прилагательными. Конструкция tobeusedto/usedto. Жизнь Британских подростков. Подростки и повседневная жизнь. Проблемы подростков. Критика подростков. Новая работа Джейка. Подростки и их жизнь. 26 27 Тематическое планирование Раздел Учебные ситуации 1. 2. СМИ: радио, телевидение, интернет 26 Печатные издания: книги, журналы, 26 газеты Наука и технологии 26 3. 4. Часы Подростки: их жизнь и проблемы ИТОГО 27 102 Количество контрольных работ 1 (итоговая) 1 (итоговая) 1 (итоговая) 1 (итоговая) 4 (итоговых) Календарно-тематическое планирование № № урока урока в разделе п/п Программный материал Колво часов Раздел 1. «Средства массовой информации: 22 радио, телевидение, интернет» 1. Входная контрольная работа 1 2. Контрольная работа по чтению 1 3. 1. Настоящее продолженное время в страдательном залоге (общая информация) 1 4.. 2. Прошедшее продолженное время в страдательном залоге (общая информация) 1 5. 3. Введение и употребление в речи новых лексических единиц по теме «Телевидение» 1 6. 4. БиБиСи 1 7. 5. Отрицательные предложения в пассивном залоге 1 8. 6. Телевидение на уроке 1 9. 7. Вопросительные предложения в пассивном залоге 1 Дата Дата по по плану факту 10. 8. Неисчисляемые существительные 1 11. 9. Фразовый глагол turn 1 12. 10. Совершенное время в пассивном залоге 1 13. 11. Введение и употребление в речи новых лексических единиц по теме «Влияние телевидения» 1 14. 12. Любимые телевизионные программы 1 15. 13. Современное телевидение 1 16. 14. Словообразование: префиксы 1 17. 15. Новейшие СМИ 1 18. 16. Выражение несогласия с собеседником 1 19. 17. Переписка: письма и электронные сообщения 1 20. 18. Правила написания писем 1 21. 19. Компьютерный язык 1 22. 20. Повторение 1 23. 21. Контрольная работа по разделу «Средства массовой информации: радио, телевидение, интернет» 1 24. 22. Проектная работа «Использование телевидения и компьютеров при изучении иностранных языков» 1 Раздел 2. «Печатные издания» 24 25. Административная контрольная работа 1 26. Контрольная работа по письму 1 27. 1. Сетевой жаргон Weblish 1 28. 2. Введение и употребление в речи новых лексических единиц по теме «Книги» 1 29. 3. Читательские письма в периодические издания 1 30. 4. Музей Шерлока Холмса 1 31. 5. Синонимия 1 32. 6. Знаменитые библиотеки мира 1 33. 7. Литературные жанры 1 34. 8. Введение и употребление в речи новых лексических единиц по теме «Газеты» 1 35. 9. Жюль Верн и Герберт Джордж Уэллс 1 36. 10. Британская пресса 1 37. 11. Действительные и страдательные причастия 1 38. 12. Структуры с действительными причастиями, соответствующие русскому деепричастному обороту или придаточному предложению 1 39. 13. Фразовый глагол look 1 40. 14. Введение и употребление в речи новых лексических единиц по теме «Журналы» 1 41. 15. Типичные для британцев телефонные разговоры 1 42. 16. Герундий 1 43. 17. Журналистика 1 44. 18. Творчество Джоан Роулинг 1 45. 19. Льюис Кэрролл 1 46. 20. Устойчивые словосочетания с существительным mind 1 47. 21. Электронные книги 1 48. 22. Повторение 1 49. 23. Контрольная работа по разделу «Печатные издания» 1 50. 24. Проектная работа «Книга, которая произвела на меня 1 впечатление» 51. Раздел 3. «Наука и техника» 26 Контрольная работа по аудированию 1 52. 1. Известные ученые 1 53. 2. Введение и употребление в речи новых лексических единиц по теме «Техника» 1 54. 3. Что такое наука и что такое техника? 1 55. 4. Герундий после глаголов с предлогами about, for, from 1 56. 5. Введение и употребление в речи новых лексических единиц по теме «Наука» 1 57. 6. Индустриальная революция 1 58. 7. История возникновения техники (часть I) 1 59. 8. Герундий после глаголов с предлогами in, of, to 1 60. 9. Инструменты и приспособления 1 61. 10. Употребление определённого артикля 1 62. 11. Изобретение зонтика 1 63. 12. Введение и употребление в речи новых лексических единиц по теме «Исследования» 1 64. 13. Образование глаголов при помощи префиксов 1 65. 14. История возникновения техники (часть II) 1 66. 15. Всемирно известные изобретения 1 67. 16. Употребление инфинитиа 1 68. 17. Артикль со словами, обозначающими уникальные объекты и явления 1 69. 18. Введение и употребление в речи новых лексических 1 единиц по теме «Космическое пространство» 70. 19. Фразовый глагол break 1 71. 20. Нил Армстронг 1 72. 21. Исследование космоса 1 73. 22. Способы выражения сомнения с помощью модальных 1 глаголов 74. 23. Мобильные телефоны: за и против 1 75. 24. Повторение 1 76. 25. Контрольная работа по разделу «Наука и техника» 1 77. 26. Проектная работа «Гаджет, который я использую чаще 1 всего» 78. Раздел 4. «Жизнь и проблемы подростков» 22 Контрольная работа по говорению 1 79. 1. Анкета «Жизнь подростков» 1 80. 2. Введение и употребление в речи новых лексических единиц по теме «Жизнь подростков» 1 81. 3. Особенности употребления инфинитива и герундия 1 82. 4. Наречия с элементом any 1 83. 5. «Над пропастью во ржи», часть I 1 84. 6. Сложное дополнение. Общая информация 1 85. 7. Введение и употребление в речи новых лексических единиц по теме «Решение задач» 1 86. 8. «Над пропастью во ржи», часть II 1 87. 9. Сложное дополнение: завершенное и незавершенное действия 1 88. 10. Отцы и дети 1 89. 11. Выражаем предупреждения и запреты 1 90. 12. Введение и употребление в речи новых лексических единиц по теме «Любовь» 1 91. 13. Расизм в Британии 1 92. 14. Словообразование с помощью конверсии 1 93. 15. Азартные игры подростков 1 94. 16. Фразовый глагол get 1 95. 17. Молодежные движения и организации 1 96. 18. Топ произведения для подростков 1 97. 19. Что значит быть подростком? 1 98. 20. Повторение 1 99. 21. Контрольная работа по разделу «Жизнь и проблемы подростков» 1 100. 22. Проектная работа «Что или кого ты считаешь самым важным в твоей жизни» 1 101. Обобщающий урок 1 102. Викторина «Грамматический ринг» 1 Национально-региональный компонент № урока Тема 15 СМИ в Бурятии 27 Печатные издания Бурятии 45 Ученые Бурятии Внеурочная деятельность по предмету. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения английского языка и языкового материала УМК, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Учащиеся участвуют в международном конкурсе «British bulldog» каждый год. Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий: - добровольность участия и желание проявить себя, - сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; - сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя; - занимательность и новизна содержания, форм и методов работы; - эстетичность всех проводимых мероприятий; - четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий; - широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся; - гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком. Реализация электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на уроках английского языка. Дистанционные образовательные технологии используются на уроках английского языка, где сочетаются все основные виды речевой деятельности с развитием фонетики и лексико-грамматических навыков. Таких как аудирование, чтение, говорение, письмо. На уроках применяются различные Интернет – технологии как в условиях классноурочной системы, так и при организации дистанционного консультирования, самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности учащихся. Используются информационные Интернет-ресурсы, которые содержат справочники, журналы, материалы которых направлены на углубление знаний по предмету, например https://www.englishteachers.ru. На сегодняшний день актуальным является организация дистанционного обучения через разные формы взаимодействия учителя и ученика. Для организации индивидуальных заданий с учащимися используются платформа «Учи.ру», на которой провожу индивидуальные консультации посредством системы личных сообщений через адрес электронной почты и zoom. При самостоятельном изучении новой темы учащимся предлагается воспользоваться ресурсами образовательного видео портала: http://interneturok.ru. При подготовке к олимпиадам, конкурсам, викторинам - различными ресурсами сети Интернет: www.ioso.ru/distant/community, http://school-collection.edu.ru – аудио файлы, www.britishcouncil. org/ learnenglish, http://lessons.study.ru, http://www.onestopenglish.com, http://www.funology.com/ Использование дистанционной формы обучения, внедрение в учебно-воспитательный процесс ИКТ технологий является одним из эффективных механизмов, который позволяет личности самореализоваться, а учителю создать такую «развивающую среду», в которой у каждого ученика будут сформированы определенные компетенции, необходимые ему при выборе профессии. В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг: электронная почта, электронный журнал, мессенджеры, ресурсы мировой сети Интернет (информационно-поисковые системы). С помощью электронной почты и мессенджеров налажено общение между преподавателем и учащимися: рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю. Электронная почта и электронный журнал намного облегчает массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся. Для организации дистанционного обучения по подготовке к ГИА используется сайт Дневник.ru. При подготовке к ВПР на сайте http://english-study-cafe.ru/ в разделе Экзамены (ЕГЭ) можно выполнить задания демо ВПР в онлайн режиме, где есть тренажер для устной части. При обучении активно используется платформа “Учи.ру”. Все это дает возможность управлять вниманием обучающихся, затрагивать эмоциональную сферу детей, позволяет закрепить лексику по определенной теме. Электронное обучение в дистанционной форме незаменимо, когда речь идет о повышении доступности качественного образования. Ученикам становятся доступны дополнительные он-лайн занятия с преподавателем, обеспечивающие качественную подготовку к ГИА. Планируемые результаты к уровню подготовки обучающихся. Ожидается, что выпускник основной школы должен : в области говорения: • начинать, вести/ поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдать нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка; -ученик получит возможность продемонстрировать следующие результаты освоения иностранного языка: • делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, • давать краткую характеристику персонажей; в области аудирования учение должен: • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудиои видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ /интервью); -ученик получит возможность научиться следующие результаты • воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию; в области чтения ученик должен: • ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку; • читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); • читать текст с выборочным пониманием значимой/ нужной/интересующей информации; -ученик получит возможность научиться следующие результаты • читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; в области письма ученик должен: • заполнять анкеты и формуляры; • писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка. В плане языковой компетенции выпускник основной школы должен знать/понимать: • основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц английского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; • особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения; • признаки изученных грамматических явлений (видо- временных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); • основные различия систем английского и русского языков. Кроме того, школьники должны уметь: • применять правила написания слов, изученных в основной школе; • адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах; • соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы. В отношении социокультурной компетенции от выпускников требуется: • знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, • применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; • умение распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятые в странах изучаемого языка в различных ситуациях формального и неформального общения; • знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, стихи); • знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; • наличие представления о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; • понимание роли владения иностранными языками в современном мире. В результате формирования компенсаторной компетенции выпускники основной школы должны научиться выходить из затруднительного положения в условиях дефицита языковых средств в процессе приема и передачи информации за счет умения: • пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (интернациональные слова, словообразовательный анализ, вычленение ключевых слов текста); • прогнозировать основное содержание текста по заголовку или выборочному чтению отдельных абзацев текста; • использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, картинки, фотографии, шрифтовые выделения, комментарии, подстрочные ссылки); • игнорировать незнакомую лексику, реалии, грамматические явления, не влияющие на понимание основного содержания текста; • задавать вопрос, переспрашивать с целью уточнения отдельных неизвестных языковых явлений в тексте; • использовать перифраз, синонимические средства, словарные замены, жесты, мимику. . К концу 9 класса – 1300 единиц. Литература для учителя: 1. Афанасьева О. В.,Михеева И. В., Баранова К. М. Английский язык 9 кл..: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2019. 2. Афанасьева О. В.,Михеева И. В., Баранова К. М. Английский язык 9 кл.. в 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018. + 1 CD-ROM: аудиоприложение. – (RainbowEnglish).2020 3. Афанасьева О. В., Михеева И. В., Языкова Н. В., Колесникова Е. А.Английский язык. 5–9 классы. Рабочая программа. –М.: Дрофа, 2018. 4. Методическое пособиек линии учебников «Английский язык. 5 – 9 классы» (RainbowEnglish) авторов О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. К. М. Барановой. – М.: Дрофа, 2019. Литература для учащихся 1. Афанасьева О. В.,Михеева И. В., Баранова К. М. Английский язык 9 кл..: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2019,2020 2. Афанасьева О. В.,Михеева И. В., Баранова К. М. Английский язык 9 кл.. в 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2019,2020. + 1 CD-ROM: аудиоприложение. – (RainbowEnglish). Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету Учитель: ___________________________________________________________________ Предмет: ___________________________________________________________________ Класс: ______________________________________________________________________ № урока Тема по КТП План., Факт., ч. ч. Причина корректировки Способ корректировки Согласовано