Биология 9 кл, Матафонова А.С

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 им. М.А.Концова» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета
Биология
9 класс

Составитель программы:
Матафонова Анастасия Сергеевна, учитель биологии

г. Улан-Удэ-2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания.
Революционные изменения в миропонимании ученых– естественников, произошедшие в
середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии,
генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в
аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания
лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической
промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей
промышленности, системы охраны окружающей среды.
Биология
как
учебный
предмет
неотъемлемая
составная
часть
естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных
компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный
вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися
основных учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей,
формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Курс обшей биологии направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний
о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции.
У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное
на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании
человека как части природы, продукта эволюции живой материи.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях ее организации,
раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле,
обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные
биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции,
биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об
ответственности человека за жизнь на Земле.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
• освоение знаний о роли биологической науки в формировании
современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы: о
живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и
средообразующей роли живых организмов: о человеке как биосоциальном существе;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма:
использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о
факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его
собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,
биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью и здоровью других людей: культуры поведения в природе;
формирование способности и готовности использовать приобретенные
знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными,
заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки
последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному
организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей
среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов,
вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи:
- ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности
жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;

воспитание
экологического
сознания;
любви
к
природе;
-развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о
живой природе: познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных
знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных
умений;
-овладение
ключевыми
компетентностями:
учебно-познавательными,
информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; формирование у
учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной
деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному
отношению к объектам живой природы.
Общая характеристика учебного предмета:
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного
образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов
образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в
достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ
учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей,
формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Актуальность программы Изучение биологического материала позволяет решить
задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового,
санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой
природы Родины, сё разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и
ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение
этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек —
часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя
и последующих поколений людей.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
- систематичности;
-научности;
- доступности;
- возможность практического применения полученных знаний;
- реалистичности, с точки зрения, возможности усвоения основного
содержания программы за 68 ч.
- целостности;
- вариативности;
- интеграции;
- гуманитаризации.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых
документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в
Республике Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010
г. № 1897 с изменениями)
5.Примерная программа для основного общего образования по биологии
(базовый уровень);
6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, и
оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)
7.Устав МАОУ «СОШ №18»

8. Образовательная программа среднего общего образования МАОУ «СОШ
№18»
9.Локальные акты МАОУ «СОШ №18»
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного
предмета «Биология» на плане основного общего образования. В IX - 68 часов, из
расчета 2-х учебных часов в неделю.
Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых
рассчитана рабочая программа
Содержание курса «Биология», представленное в настоящей Программе, рассчитано
на 68 учебных часа (2 часа в неделю) по Учебному плану школы.
Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка.
Основная особенность подросткового возраста – начало перехода от детства к
взрослости. В 14-15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная
деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию,
учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным
мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих формирование гражданской идентичности,
коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На данном
этапе происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую
деятельность, основу которой, составляют такие учебные действия, как умение видеть
проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент,
делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать
определенные понятия. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий:
описание , характеристика, разъяснение, сравнение, различие, классификация,
наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и
заключения. Структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию
познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Обоснование
программе.

целесообразности

изменений,

предполагаемых

в

примерной

Программа конкретизирована для 9 класса, так как программа рассчитана на 5-11
классы.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты,
изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное
отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный
учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель
которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы
познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения
биологии, проявляются в признании:
•
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
•
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
•
понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии
позволяет сформировать:
•
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
•
понимание необходимости здорового образа жизни;
•
осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
•
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных
ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
•
правильному использованию биологической терминологии и символики;
•
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать
в дискуссии;
•
развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою
точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами,
направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее
проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех
живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических
ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и
преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического
отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в
совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу,
человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к
частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу
положено
взаимодействие
научного,
гуманистического,
аксиологического,
культурологического,
личностно
- деятельностного,
историко-проблемного,
интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно
направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных
особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как
биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного
мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов
в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с
методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от
учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий,
структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную
деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать
свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и
сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие
умения:
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных,
религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные
объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на
основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир,
возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций,
решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам
материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и
окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки,
которые угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе,
особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая
стратегию рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией
рационального природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения
в качестве одной из ценностных установок.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития –
умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать
наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные
приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в
том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»),
определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого
надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах
учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в
оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое,
ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент
для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде
всего продуктивные задания учебника.
– осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развитии;
– использование биологических знаний в быту;
– объяснять мир с точки зрения биологии.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах,
а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 9 классе являются
следующие умения:
– объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование
половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;
– объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;
– приводить примеры приспособлений у растений и животных.
– использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты
домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– соблюдать профилактику наследственных болезней;

– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и
объяснять их;
– характеризовать основные уровни организации живого;
– понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых
систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль
в процессах функционирования и развития живых организмов;
– перечислять основные положения клеточной теории;
– характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в
жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств
живых организмов;
– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;
– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие
микропрепараты;
– объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их
регуляции;
– объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
– различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на
организмы в разных средах обитания;
– пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе,
экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах
и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять
цепи питания в экосистемах;
– характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и
объяснять причину этого явления;
– характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы,
основные положения хромосомной теории наследственности;
– характеризовать природу наследственных болезней;
– объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства
эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о
виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н.
Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их
биологические основы);
– характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
– объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки
происхождения человека;
– характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира.
– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
– находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать
способы устранения этих противоречий;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
– применять биологические знания для организации и планирования собственного
здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной
среды обитания человечества.
Содержание учебного предмета «Биология 9 класс»
Введение (3 часа)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной
жизни. Методы исследования биологии. Современные представления о сущности
жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрация

Портреты ученых, внесших вклад в развитие биологической науки.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав,
строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы,
липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. Биологические катализаторы.
Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул органических соединений
Модель ДНК
Лабораторная работа № 1
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Раздел 2. Клеточный уровень (15 часов)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные
положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение
клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор
клетки. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки.
Аэробное и анаэробное дыхание. Рост. Развитие и жизненный цикл клеток. Общие
понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы и гетеротрофы.
Демонстрация
Моделей- аппликаций: «Митоз», «Мейоз»
Лабораторная работа № 2
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Тестирование № 1 по теме: «Молекулярный уровень. Клеточный уровень.»
Раздел 3. Организменный уровень (13 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Наследственность и
изменчивость – свойства организмов. Основные закономерности передачи
наследственной информации. Закономерности изменчивости.
Демонстрация:
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа № 3
Выявление изменчивости у организмов.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)
Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Развитие
эволюционных представлений. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции.
Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование,
естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность
организмов к среде обитания. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов –
микроэволюция. Макроэволюция. Экология как наука. Экологические факторы и
условия среды.
Демонстрация:
Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность,
приспособленность.
Лабораторная работа № 4
Изучение морфологического критерия вида.
Лабораторная работа № 5
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часов)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.
Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе.
Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности.

Раздел 6. Биосферный уровень (11 часов)
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и
превращение энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального
природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о
происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства
эволюции.
Демонстрация
Модель-аппликация «Биосфера и человек»
Окаменелости и отпечатки древних организмов.
Лабораторная работа № 6
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Заключение (2 часа)
Тестирование № 2 по теме: «Основы обшей биологии.»
Контрольная работа №1 «Основы обшей биологии.»
Краеведение
Данная программа включает в себя НРК, целью которого является:
1).Расширить представление о многообразии природы Республики Бурятия.
2). На местном природном материале отрабатывать навыки работы с
натуральными объектами, гербарными образцами.
3). Посредством краеведческого материала помочь осознать роль биологии в
решении глобальных проблем современности.
4). Знакомство с редкими и исчезающими видами растений и животных
Республики Бурятия.
5). Формировать бережное отношение к природе родного края.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК
«Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков по биологической
направленности.
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы
РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).
Тематическое
деятельности.

планирование

с

определением

основных

видов

учебной

Тематическое планирование по истории для 6-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся
ООО:
•- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
•- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
•- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
•- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
•- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

•- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

мы, тем уроков.
1. Введение

Виды учебной деятельности

Вид(ы),
метод(ы)
контроля.

Определяют понятия, формируемые в ходе
изучения темы: «биология», «микология»,
«бриология», «альгология», «палеоботаника»,
«генетика»,
«биофизика»,
«биохимия»,
«радиобиология», «космическая биология».
Характеризуют биологию как науку о живой
природе. Раскрывают значение биологических
знаний в современной жизни. Приводят
примеры профессий, связанных с биологией.
Беседуют с окружающими (родственниками,
знакомыми,
сверстниками) о
профессиях,
связанных с биологией. Готовят презентации о
профессиях, связанных с биологией, используя
компьютерные технологии.
Определяют понятия, формируемые в ходе
изучения темы: «наука», «научное
исследование», «научный метод», «научный
факт», «наблюдение», «эксперимент»,
«гипотеза», «закон», «теория».
Характеризуют основные методы научного
познания, этапы научного исследования.
Самостоятельно формулируют проблемы
исследования. Составляют поэтапную структуру
будущего самостоятельного исследования.
Определяют понятия, формируемые в ходе
изучения темы: «жизнь», «жизненные
свойства», «биологические системы», «обмен
веществ», «процессы биосинтеза и распада»,
«раздражимость», «размножение»,
«наследственность», «изменчивость»,
«развитие», «уровни организации живого».
Дают характеристику основных свойств живого.
Объясняют причины затруднений, связанных с
определением понятия «жизнь». Приводят
примеры биологических систем разного уровня
организации. Сравнивают свойства,
проявляющиеся у объектов живой и неживой
природы.

Фронтальный
опрос
Выборочный
опрос
Индивидуальн
ый
опрос

Количество
часов

Наименование
разделов
программ-

3

2.Молекулярный
уровень

10

Определяют понятия, формируемые в ходе
изучения темы: «органические вещества»,
«белки», «нуклеиновые кислоты», «углеводы»,
«жиры
(липиды)»,
«биополимеры»,
«мономеры». Характеризуют молекулярный
уровень организации живого. Описывают
особенности строения органических веществ
как биополимеров. Объясняют причины
изучения свойств органических веществ именно
в составе клетки; разнообразия свойств
биополимеров, входящих в состав живых
организмов. Анализируют текст учебника с
целью
самостоятельного
выявления
биологических закономерностей.

Фронтальный
опрос
Выборочный
опрос
Индивидуальн
ый
опрос
Отчего
пр/работе
Контрольная
работа
Тест
Заполнение к'к

Определяют понятия, сформированные в ходе
изучения темы. Дают оценку возрастающей
роли
естественных
наук
и
научных
исследований в современном мире, постоянному
процессу
эволюции
научного
знания.
Отрабатывают умения формулировать гипотезы,
конструировать,
проводить
эксперименты,
оценивать полученные результаты
3.Клеточный
уровень

4.Организменны
й уровень

15

13

Определяют понятия, формируемые в ходе
изучения темы: «клетка», «методы изучения
клетки», «световая микроскопия», «электронная
микроскопия», «клеточная теория».
Характеризуют клетку как структурную и
функциональную единицу жизни, ее
химический состав, методы изучения.
Объясняют основные положения клеточной
теории. Сравнивают принципы работы и
возможности световой и электронной
микроскопической техники
Определяют понятия, формируемые в ходе
изучения темы: «размножение организмов»,
«бесполое размножение», «почкование»,
«деление тела», «споры», «вегетативное
размножение», «половое размножение»,
«гаметы», «гермафродиты», «семенники»,
«яичники», «сперматозоиды», «яйцеклетки».
Характеризуют организменный уровень
организации живого, процессы бесполого и
полового размножения, сравнивают их.
Описывают способы вегетативного
размножения растений. Приводят примеры
организмов, размножающихся половым и
бесполым путем.
Дают характеристику и объясняют сущность
закона независимого наследования признаков.
Составляют схемы скрещивания и решетки
Пеннета.
Решают задачи на дигибридное скрещивание,
моногибридное скрещивание, на наследование

Фронтальный
опрос
Индивидуальн
ый
опрос
Отчего
пр/работе
Контрольная
работа
Фронтальный
опрос
Выборочный
опрос
Индивидуальн
ый
опрос
Отчего
пр/работе
Контрольная
работа
Тест
Заполнение к'к

признаков при неполном доминировании
8

Определяют понятия, формируемые в ходе
изучения темы: «вид», «морфологический
критерий вида», «физиологический критерий
вида», «генетический критерий вида»,
«экологический критерий вида»,
«географический критерий вида»,
«исторический критерий вида», «ареал», Дают
характеристику критериев вида.
Выполняют практическую работу по изучению
морфологического критерия вида.
Определяют понятия, формируемые в ходе
изучения темы: «абиотические экологические
факторы», «биотические экологические
факторы», «антропогенные экологические
факторы», «экологические условия»,
«вторичные климатические факторы». Дают
характеристику основных экологических
факторов и условий среды. Устанавливают
причинно-следственные связи на примере
влияния экологических условий на организмы.

Фронтальный
опрос
Выборочный
опрос
Индивидуальн
ый
опрос
Смысловое
чтение

6. Экосистемный 6
уровень

Определяют понятия, формируемые в ходе
изучения темы: «биотическое сообщество»,
«биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз».
Описывают и сравнивают экосистемы
различного уровня. Приводят примеры
экосистем разного уровня. Характеризуют
аквариум как искусственную экосистему.
Коллективная проектная деятельность на тему:
«Естественный биогеоценоз – дубрава»
Определяют понятия «биосфера», «водная
среда», «наземно-воздушная среда», «почва»,
«организмы как среда обитания»,
«механическое воздействие»,
«физикохимическое воздействие»,
«перемещение вещества», «гумус»,
«фильтрация». Характеризуют биосферу как
глобальную экосистему. Приводят примеры
воздействия живых организмов на различные
среды жизни.
Определяют понятия «креационизм»,
«самопроизвольное зарождение», «гипотеза
стационарного состояния», «гипотеза
панспермии», «гипотеза биохимической
эволюции». Характеризуют основные гипотезы
возникновения жизни на Земле. Обсуждают
вопрос возникновения жизни с
одноклассниками и учителем
Определяют понятия «коацерваты»,
«пробионты», «гипотеза симбиотического
происхождения эукариотических клеток»,
«гипотеза происхождения эукариотических
клеток и их органоидов путем впячивания

Фронтальный
опрос
Выборочный
опрос
Индивидуальн
ый
опрос
тест
Экскурсия
Фронтальный
опрос
Выборочный
опрос
Индивидуальн
ый
опрос
тест

5.
Популяционновидовой уровень

7. Биосферный 11
уровень

клеточной мембраны», «прогенот»,
«эубактерии», «архебактерии». Характеризуют
основные этапы возникновения и развития
жизни на Земле. Описывают положения
основных гипотез возникновения жизни.
Сравнивют гипотезы А.И.Опарина и Дж.
Холдейна. Обсуждают проблемы возникновения
и развития жизни с одноклассниками и
учителем
8. Заключение

2

Планируемые результаты изучения учебного курса
В результате обучения биологии в 9 классе выпускник научится:
- характеризовать общие биологические закономерности, их практическую
значимость;
- применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,
экосистемы своей местности;
- использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по
изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;
приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять
отличительные признаки живых организмов; существенные признаки живых
организмов; существенные признаки биологических систем и биологических
процессов;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей; оценивать информацию о
деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в
экосистемах и биосфере;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению
глобальных экологических проблем.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий
вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов
образования: личностных, метапредметных и предметных.
В
соответствии
с
требованиями
Стандарта достижение
личностных
результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом
оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного
учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения
метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов
является защита итогового индивидуального проекта
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных
результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило,
тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть
оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или
нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной
работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного
мониторинга образовательных достижений являются материалы:

стартовой диагностики;

текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе,
направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и

коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебнопрактических задач, основанных на работе с текстом;

текущего
выполнения
выборочных учебно-практических
и
учебнопознавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к
освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и
интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно
и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и
готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к
самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

защиты итогового индивидуального проекта.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом
уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня
достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации
индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования
предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных
достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности
умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и
понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных
алгоритмов и процедур;

выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и
отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются
материалы:
 стартовой диагностики;
 тематических, междисциплинарных и итоговых проверочных работ по
всем учебным предметам;
 творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Материально-техническое обеспечение
1. Ноутбук - 1 шт.
2. Микроскопы - 4 шт.
3. Микропрепараты по ботанике (набор) - 1 шт.
4. ЭОР
5. Экран
Используемый УМ К
Литература для учителя.
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Основная школа. – М.: Просвещение, 2018. – 342 с. Серия «Стандарты второго
поколения», научный руководитель Кондаков А.М.
2. Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. –
М.: Просвещение, 2018. – 79 с. Серия «Стандарты второго поколения», научный
руководитель Кондаков А.М.
3. Базисный учебный план школы.
4. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Под
редакцией А.Г. Асмолова. М.: Просвещение. 2018.
5. Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение
в общую биологию. 9 класс.
Учебник / М.: Дрофа, 2018 г.

6. Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение
в общую биологию. 9 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2018 г.
7. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы / М.: Дрофа, 2016 г.
8. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с. : ил.
9. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.,
ОНИКС 21 век, 2004.
10. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. –
М.: Сфера, 1999.
11. Корин Стокли. Биология. Школьный иллюстрированный справочник. М.:
РОСМЭН, 1995.
12. Ксенофонтова В.В., Машанова О.Г., Евстафьев В.В. Ботаника. Учебнометодическое пособие. – М.: Московский лицей, 1995.
13. Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. –
М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2003.
14. Тягловае В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии:
метод.пособие. – М.: Глобус, 2008. – 255 с.
15. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных
мероприятиях. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2008.
16. Якушкина Е.А. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. –
Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
17. Журналы: «В мире науки», «Природа», «Биология в школе».
18. Интернет-ресурсы.
Литература для обучающихся.
1. Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение
в общую биологию. 9 класс.
Учебник / М.: Дрофа, 2019 г.
2. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с. : ил.
3. Белоусов Ю.А. Школьный справочник. Биология. – Ярославль: Академия развития,
1998. – 255с.
4. Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение
в общую биологию. 9 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2019 г.
5. Энциклопедия для детей. – М.: – Аванта +, 2006.
6. Журналы: «Биология для школьников», «Юный натуралист».
7. Интернет-ресурс

Приложение
Календарно-тематический план
№

Дата

урока

Тема урока, раздела

количество по
по
часов
плану факту

Введение (3 часа)
1.

Входная контрольная работа

1

2

1

3

Биология-наука о живой природе. Методы
исследования в биологии.
Сущность жизни и свойства живого.

4

Глава 1
Молекулярный уровень (10 часов)
Молекулярный уровень: общая характеристика.

1

5

Углеводы.

1

6

Липиды.

1

7

Состав и строение белков.

1

8

Функции белков.

1

9

Нуклеиновые кислоты.

1

10

АТФ и другие органические соединения клетки

1

11

Биологические катализаторы.

1

12

Вирусы.

1

13

Обобщающий урок

1

14

Глава 2
Клеточный уровень (15 часов)
Клеточный уровень: общая характеристика.

1

15

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1

16

Ядро.

1

17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс
Гольджи. Лизосомы.
Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр.
Органоиды движения. Клеточные включения.

1

Обобщающий урок

1

18
19

Дата

1

1

20

Особенности строения клеток эукариот и прокариот.

1

21

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

22

Энергетический обмен в клетке.

1

23

Фотосинтез и хемосинтез.

1

24

Автотрофы и гетеротрофы.

1

25

Синтез белков в клетке.

1

26

Деление клетки. Митоз.

1

27

Обобщающий урок по теме

1

28

Тестирование № 1 по теме: «Молекулярный
уровень. Клеточный уровень»

1

29

Глава 3
Организменный уровень (13 часов)
Размножение организмов.

1

30

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

1

31

Индивидуальное развитие организмов.
Биогенетический закон.
Обобщающий урок

1

33

Закономерности наследования признаков,
установленные Г. Менделем. Моногибридное
скрещивание

1

34

1

36

Неполное доминирование. Генотип и фенотип.
Анализирующее скрещивание.
Дигибридное скрещивание. Закон независимого
наследования признаков.
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

37

Обобщающий урок

1

38

Закономерности изменчивости: модификационная
изменчивость. Норма реакции.
Закономерности изменчивости: мутационная
изменчивость.

1

32

35

39

1

1
1

1

40

Основные методы селекции растений, животных и
микроорганизмов.

1

41

Обобщающий урок-семинар

1

Раздел 4 Популяционно видовой уровень (8 часов)
42

Популяционно-видовой уровень: общая
характеристика

1

43

Экологические факторы и условия среды

1

44

1

45

Происхождение видов Развитие эволюционных
представлений
Популяция как элементарная единица эволюции

1

46

Борьба за существование и естественный отбор

1

47

Видообразование

1

48

Макроэволюция

1

49

Обобщающий урок-семинар

1

Раздел 5 Экосистемный уровень (6 часов)
50

Сообщество. Экосистема, биогеоценоз

1

51

Состав и структура сообщества.

1

52

Межвидовые отношения организмов в экосистеме

1

53

Потоки вещества и энергии в экосистеме

1

54

Саморазвитие экосистемы Экологическая сукцессия

1

55

Обобщающий урок

1

Раздел 6 Биосферный уровень (11 часов)
56

1

57

Биосфера Средообразующая деятельность
организмов
Круговорот веществ в биосфере

58

Эволюция биосферы

1

59

Гипотезы возникновения жизни.

1

60

1

62

Развитие представлений о происхождении жизни.
Современное состояние проблемы
Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и
древней жизни.
Развитие жизни в мезозое и кайнозое

63

Обобщающий урок

1

64

Антропогенное воздействие на биосферу.

1

65

Основы рационального природопользования.

1

66

Обобщающий урок –конференция.

1

61

1

1
1

Заключение (2 часа)
67

Тестирование № 2 по теме: «Основы обшей
биологии.»

1

68

Контрольная работа №1 «Основы обшей
биологии.»

1

ИТОГО

68

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: __________________________________________________________________
Предмет: __________________________________________________________________
Класс: ____________________________________________________________________

№
урока

Тема по КТП

План.
, ч.

Факт
., ч.

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Согласовано


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».