Географии 9 кл., Малофеева М.Г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 им. М.А.Концова»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
География
9 класс

Составитель программы: учитель географии Малофеева Маргарита Геннадьевна

г. Улан-Удэ - 2022 г.

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по географии России за 9 класс линии «Полярная звезда»
соответствует Федеральному государственному образовательному Стандарту общего
образовании, требованиям к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, фундаментальному ядру содержания
общего образования, примерной программе по географии. В рабочей программе
учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
Программы развития и формирования универсальных учебных действий,
которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности,
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и
непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
По содержанию данный курс географии сочетает в себе элементы общей
географиии комплексного географического страноведения. Он завершает
формирование у учащихсяпредставлений о географической картине мира, которые
опираются на пониманиегеографических взаимосвязей общества и природы,
воспроизводства и размещениянаселения, мирового хозяйства и географического
разделения труда, раскрытиегеографических аспектов глобальных и региональных
явлений и процессов, разныхтерриторий. Содержание курса призвано сформировать у
учащихся целостноепредставление о месте России в современном мире, а также
развить у школьниковпознавательный интерес к народам и регионам России. Изучение
географии в 9 классе набазовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Актуальность программы определяет содержание предмета основнойшколы и
отражает
требования
«Обязательного
минимума»
к
общеобразовательнойгеографической подготовке школьников; познавательные
интересы учащихся. Курс«География России. Население и хозяйство» - это четвертый
по счету школьный курсгеографии. В содержании курса дан общий обзор населения и
хозяйства России.Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе
географии 9 классаформируются представления о характере экономической и
социальной географии России.Экономическая и социальная география России
формирует в основном представленияучащихся о целостности дифференцированности
регионов страны и связях между ихотдельными компонентами. Каждый из разделов
курса включает изучение принципов,закономерностей, методов пространственного
анализа.
Цели н задачи курса
Основная цель курса: заложить знания основ экономической географии России.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение
следующихцелей:
 освоение
знаний
об
основных
географических
понятиях,
географическихособенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о
своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде,
путях еесохранения и рационального использования;
 овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один
из«языков» международного общения - географическую карту, статистические
материалы,современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и
демонстрацииразличных географических данных; применять географические знания
для объяснения иоценки разнообразных явлений и процессов;

 развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческихспособностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
 воспитание любви к своей местности, своему региону, своей
стране,взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного
отношенияк окружающей среде;
 формирование
способности
и
готовности
к
использованию
географическихзнаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей
среды И социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям
проживания на определеннойтерритории; самостоятельному оцениванию уровня
безопасности окружающей среды каксферы жизнедеятельности.
3. Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный
базисный
учебный
план
для
образовательных
учрежденийРоссийской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения
учебного предмета«География» на этапе основного общего образования. В 9 классе 68 часа, то есть два часав неделю.
Принципам отбора содержания материала программы являются:
 системность;
 научность;
 доступность;
 возможность практического применения полученных знаний;
реалистичность,
с
точкизрения
возможности
усвоения
основного
содержанияпрограммы за68 ч. (2 часа) в неделю.
нормативные документы
1. Конституция РФ.
2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в
РеспубликеБурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №
1897)
5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, и
оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)
6. Примерная программа по географии. Просвещение. 2020 г.
7.Устав МАОУ «СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ
«СОШ№18».
9.Локальные акты МАОУ «СОШ №18»
4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых
рассчитана рабочая программа
Учебный план школы предусматривает обязательное изучение географии в
9классе в объеме 68 часов (2часа в неделю).

5. Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их
деятельности
Важнейшей воспитательной задачей курса географии 9 класса является
обучениенавыкам и умениям, необходимым для самостоятельного понимания и
анализа процессови явлений современного мира. В основу положен самостоятельный
деятельностныйподход обучающихся к формированию собственного аналитического
взгляда наокружающий мир. Подобныйпедход, способствующий становлению
творческой иинициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и
принимать решения.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся
общеучебныхумений и навыков:
 умения
работать
с
картами
различной
тематики
и
разнообразнымистатистическими материалами;
 определение
сущностных
характеристик
изучаемого
объекта;
самостоятельныйвыбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и
классификации объектов;
 поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в
томчисле в геоинформационных системах;
 обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций,
явленийи процессов;
 владение основными видами публичных выступлений; презентации
результатовпознавательной и практической деятельности.
Виды деятельности подростка, связанные с образовательными
учреждениями
Методами
организации
и
осуществления
учебно-познавательной
деятельности:словесных
(рассказ,
учебная
лекция,
беседа),
наглядных
(иллюстрационных идемонстрационных), практических, проблемно-поисковых под
руководствомпреподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами
стимулирования
и
мотивации
учебной
деятельности:
познавательныхигр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной
деятельности:индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля,
письменныхработ.
Используются
следующие
средства
обучения:
учебно-наглядные
пособия(таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки,
билеты,раздаточный материал).
6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе.
Программа конкретизирована для 9 класса, так как программа рассчитана на 5-9
классы.
7. Ценностные ориентиры учебного предмета.
Содержание программы по географии ориентировано на формирование у
учащихся современного понимания географии в контексте гуманитарного знания и
общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается
логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную
характеристики природы Земли. Соотнесение фактов и явлений, установление
причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в
процессе работы с текстами способствуют формированию и развитию географического

мышления у учащихся. Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по
географии в соответствии с программой обеспечит формирование таких нравственных
свойств и качеств у учащихся, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к
новым
видам
деятельности,
дисциплинированность,
ответственность,
коммуникативность, социальная активность. Сегодня востребован активный,
деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие
индивидуальности. Данная программа имеет ценностно-ориентированное и
общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации
младших школьников основной школы.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета, курса
Личностные результаты
Личностными результатами обучения географии является формирование
всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей
системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих
результатов личностного развития:
 воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного
наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному,
языковому и духовному многообразию;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
выбору профессионального образования на основе информации о существующих
профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению
траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами,
доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
 формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и мира;
 освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах,
заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу
обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социальнокритического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни
в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах
деятельности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения
к окружающей среде;
 осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Формируемые УУД:
 овладение на уровне общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных
ситуациях;
 осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента
научной картины мира;
 сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения
в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
 воспитание уважения к Отечеству, к своему краю;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
 формирование целостного мировоззрения;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
 формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами освоения основной образовательной
программы основного общего образования являются:
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;
 умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного
анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы
достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять
познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
 формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее,
давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить
логическое
рассуждение,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
аргументировать
собственную
позицию,
формулировать
выводы,
делать
умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и
проектные;

 формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной
деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия
одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность
результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели
определенной сложности;
 умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы
взаимодействия, планировать общие способы работы;
 формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в
области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы
развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений
рационально использовать широко распространенные инструменты и технические
средства информационных технологий;
 умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно
пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,
соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;
 умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
 умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на
основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной
деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том
числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и
оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
 умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ,
правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального
взаимодействия.
Формируемые УУД:
1. Личностные:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, делать выводы;
владение устной и письменной речью;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
2. Регулятивные:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность;
определять её цели и задачи;
умение планировать пути достижения целей под руководством учителя;
умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

смысловое чтение;
выбирать средства и применять их на практике;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки;
оценивать достигнутые результаты.
3. Познавательные:
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
4. Коммуникативные:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по
географии являются:
 формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении
планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны
мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и
своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального
природопользования;
 формирование первичных навыков использования территориального подхода
как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много
образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
 формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных
материках и в отдельных странах;
 овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
географической среды, в том числе ее экологических параметров;
 овладение основами
картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
 овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
 формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания;
 создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и
углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на
ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей
профессиональной деятельности.

Формируемые УУД:
 формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
 формирование первичных компетенций использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего места в
целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в
нём;
 формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных
материках и в отдельных странах;
 овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
 овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
 овладение основными навыками нахождения, использования географической
информации;
 формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.

9. Содержание курса.
Регионы России. Понятия «район» и «районирование». Подходы к
районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в
районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории,
условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административнотерриториальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская
Россия. Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и ЗападноСибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная
Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток. Экологическая ситуация в России. Виды
экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность
России. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» —
1, 2 и 3). Готовимся к экзамену. Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем
проблему.
ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ Тема 1. Центральная Россия. Пространство
Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения.

Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная Россия —
историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень
заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города
Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и
культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства.
Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки.
Проблемы сельской местности. Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва —
столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4 и 5).
Работаем с текстом. Готовимся к дискуссии.
Тема 2. Северо-Запад Географическое положение. Состав и соседи района.
Природа района. Оценка природноресурсного потенциала. Этапы освоения
территории. Древние города Северо-Запада:. Великий Новгород. Отрасли
специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности
географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных
условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации.
Проблемы и перспективы развития.
Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука,
культура. Экологические проблемы города. Географическая исследовательская
практика (Учимся с «Полярной звездой» — 6). Создаем электронную презентацию
«Санкт-Петербург — вторая столица России».
Тема 3. Европейский Север Географическое положение. Состав и соседи
района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Роль
моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения.
Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная
архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и
перспективы развития Европейского Севера. Географическая исследовательская
практика (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Составляем карту.
Тема 4. Северный Кавказ Географическое положение. Состав и соседи района.
Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и
развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям. Этапы освоения территории.
Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа.
Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.
Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации
района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды.
Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа. Географическая
исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 8). Разрабатываем
проект.
Тема 5. Поволжье Географическое положение. Состав и соседи района.
Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района. Освоение
территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов
Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Хозяйственное развитие
района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития

Поволжья. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»
— 9). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья». Тема 6. Урал (5 ч)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в
обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и
ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский
заповедник. Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший
горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство
Урала. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные
города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск. Географическая
исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 10). Анализируем
ситуацию «Специфика проблем Урала
АЗИАТСКАЯ РОССИЯ Тема 7. Сибирь Пространство Сибири. Состав
территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности
речной сети. Многолетняя мерзлота. Заселение и освоение территории. Население.
Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.
Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль.
Хозяйственное развитие. Отрасли специализации. Западная Сибирь. Состав района.
Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири.
Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск,
Омск. Проблемы и перспективы развития. Практикум. Сравнение отраслей
специализации Урала и Западной Сибири. Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли
специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного
наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития
района. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» —
11). Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая
«молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные
контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира.
Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы. Освоение
территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы.
Особенности половозрастного состава населения. Основные отрасли специализации.
Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего
Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Географическая
исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 12). Разрабатываем
проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века». Заключение Соседи
России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные,
торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с
другими государствами. Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое
влияние.
Краеведение
Данная программа включает в себя краеведение, целью которого является:
Посредством краеведческого материала знакомство с природой, экономикой
Республики Бурятия.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей

программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК
«Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на
географическую тематику (февраль, апрель-май), экскурсия в музей природы, музей
народов забайкалья (апрель).
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы
РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).

Наименование разделов
программы,
тем уроков.

Регионы
России

Количество
часов

10.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по географии для 9-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся
ООО:
•- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
•- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
•- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
•- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
•- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
•- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Виды учебной деятельности

Вид(ы), метод(ы)
контроля.

12

Определять виды районирования по количеству и
проявлению признаков, характеру деления
территории и направлению районирования.
Приводить по картам примеры разных видов
районирования.
Анализировать
диаграмму
«Соотношение районов России по территории,
населению,
объёму
промышленного
и
сельскохозяйственного производства». Выявлять
алгоритм
характеристики
географического
района. Наносить на контурную карту границы
природных и географических районов. Выявлять
особенности изображения поверхности Земли на
космических снимках. Определять отличие
космического снимка от карты. Искать и отбирать

Опрос, работать с
текстом и картами;
создавать таблицы
и
схемы.подготавлив
ать и обсуждать
презентации
работать
индивидуально или
в
группе;
анализировать
рисунки;

Европейская
Россия

36

информацию,
использовать
средства
информационных
технологий.
Находить
географические
объекты
при
помощи
компьютерных программ. Выявлять особенности
природы географическое положение, черты
сходства и различия геологического строения и
рельефа, климата. Систематизировать знания о
природных регионах в таблицах. Находить на
карте и наносить на контурную карту
географические объекты. Анализировать схемы
высотной поясности и устанавливать набор
высотных поясов в горах Урала и Южной
Сибири. Выяснять по тематическим картам
влияние природных условий и ресурсов на
размещение населения на Урале и в Южной
Сибири.
Подготавливать
и
обсуждать
презентации
об
уникальности
природных
регионов,
особо
охраняемых
территорий.
Оценивать экологическую ситуацию в России,
различных её регионах и своей местности на
основе анализа экологической карты, материалов
СМИОпределять
факторы,
влияющие
возникновение
экологической
ситуации.
Характеризовать виды экологических ситуаций.
Выявлять
сущность
и
пути
решения
экологических
проблем.Составлять
тезисы.
Приводить аргументы в дискуссии. Обосновывать
свою позицию
Выявлять и сравнивать положительные и
отрицательные стороны географического
положения районов. Устанавливать характер
воздействия географического положения на
природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и
анализировать условия для развития хозяйства.
Сравнивать на основе анализа тематических карт
природные условия районов и их влияние на
специализацию отраслей хозяйства. Проводить
сопоставительный анализ различных по
содержанию физико-географических и
социально-экономических тематических карт,
устанавливать причинно-следственные связи и
законо-мерности размещения географических
объектов, проявления географический процессов
и явлений. Анализировать схемы и
статистические материалы, формулировать
самостоятельные выводы. Составлять описания и
характеристики, схемы, таблицы на основе
анализа источников информации, в том числе
карт. Определять черты сходства и различия в
особенностях природы, населения, хозяйства
районов. Анализировать взаимодействие природы
и человека на примере отдельных территорий.

тест.

Фронтальный
опрос;
Тематические
таблицы;
Составление схем;
сообщение
на
уроке;
работать с текстом
и картами;
создавать на основе
текста
таблицу;
определять
понятия;
подготавливать и
обсуждать
презентации
о
факторах; работать
в группе; тест

Решать практические и познавательные задачи,
осуществлять проектную деятельность, работать
с системой вопросов и заданий, контурными
картами. Формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение. При работе в паре или
группе обмениваться с партнёром важ-ной
информацией, участвовать в обсуждении.
Осуществлять смысловое чтение в соответствии с
задачами ознакомления с жанром и основной
идеей текста. Использовать средства
информационных технологий

Азиатская
Россия

16

Россия в
современно
м мире

4

Оценивать и сравнивать положительные и
отрицательные
стороны
географического
положения районов. Останавливать характер
воздействия географического положения на
прирост жизнь людей и хозяйство. Выявлять и
анализировать условия для развития хозяйства.
Сравнивать на основе анализа тематических карт
природные условия районов и их влияние на
специализацию отраслей хозяйства. Проводить
сопоставительный
анализ
различных
по
содержанию
физико-географических
и
социально-экономических тематических карт,
устанавливать причинно-следственные связи и
закономерности размещения географических
объектов, проявления географических процессов
и
явлений.
Анализировать
схемы
и
статистические
материалы,
формулировать
самостоятельные выводы. Составлять описания и
характеристики, схемы, таблицы на основе
анализа источников информации, в том числе
карт. Определять черты сходства и различия в
особенностях природы, населения, хозяйства
районов. Анализировать взаимодействие природы
и человека на примере отдельных территорий.
Решать практические и познавательные задачи,
осуществлять проектную деятельность, работать
с системой вопросов и заданий контурными
картами. Формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение. При работе в паре или
группе обмениваться с партнёром важной
информацией, участвовать в обсуждении.
Использовать
средства
информационных
технологий.
Оценивать по статистическим данным и
тематическим картам место и роль России в
системе международного разделения труда.
Подготавливать и обсуждать презентации о
сотрудничестве
(взаимоотношениях,
связях)
России с отдельными странами мира. Выявлять
особенности геополитического и экономического
влияния России в разные исторические периоды.
Оценивать современное геополитическое и

Фронтальный
опрос;
Тематические
таблицы;
Составление схем;
сообщение
на
уроке;
работать с текстом
и картами;
создавать на основе
текста
таблицу;
определять
понятия;
подготавливать и
обсуждать
презентации
о
факторах; работать
в группе; тест

работать с текстом
и картами;
подготавливать и
обсуждать
презентации
работать
индивидуально или
в группе;

экономическое влияние России в мире. тест.
Определять структуру внешней торговли России.
Определять по статистическим материалам
соотношение экспорта и импорта в мировой
торговле

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты обучения и освоения содержания курса по географии в 9 классе:
Ученик научится:
1.
использовать различные источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для
решения учебных и практико-ориентированных задач;
2.
анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать
географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и
закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками
географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников географической информации;
7.
представлять в различных формах географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8.
различать изученные географические объекты, процессы и явления,
сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных
характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о
взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и
явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических
различий;
10. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития.
Ученик получит возможность научиться:
1. работать с различными источниками географической информации;
2. читать космические снимки и аэрофотоснимки и географические карты;
3.
моделировать географические объекты и явления при помощи
компьютерных программ.
4. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей среде
5.
воспринимать и критически оценивать информацию географического
содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
6. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о
географических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией;

7.
самостоятельно проводить по разным источникам информации
исследования, связанные с различными географическими объектами и населением
России.
12. Учебно-методическое обеспечение:
География 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И.
Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2018 –
(Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2019г.
Контурные карты по географии. 9 класс –М., Дрофа, 2019г. (2017 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
Учебно-методические пособия для учителя:
Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение. 2013.
Сборник нормативных документов, География, М., Дрофа, 2008г.
География 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И.
Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2018 –
(Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2018г.
Данилова Е.А., География в схемах и таблицах, СПб.:Тригон, 2006г.
В.В.Климанов, О.А.Климанова География в таблицах. 6-10 классы: справочное
пособие, М.: Дрофа, 2016г.
Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (610 классы): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000.
ГИА – 2019: Экзамен в новой форме: География: 9-й кл.: авт.-сост. Э.М.
Амбарцумова, С.Е.Дюкова,- М.: АСТ: Астрель, 2019г.
Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2019г.
Сергеева К.П. «За страницами учебника географии», 8-9 кл. – М.: Просвещение,
2000г.
13. Материально-техническое обеспечение:
География 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев,
Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2018 – (Академический
школьный учебник) (Полярная звезда).
Ноутбук
Мультимедиа проектор
Презентации, видеоуроки
Атласы, карты «Физическая карта России», «Политическая карта России»,
«Тектоническая карта России», « Климатическая карта России», «Хозяйство России».
14. Контрольно-измерительные материалы.
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9
класс.
15. Список литературы:
- литература, использованная при составлении программы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №
1897)
2.Примерная программа, созданная на основе федерального государственного
образовательного стандарта по предмету. М., Просвещение, 2018;
3. География 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев,
Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2018 – (Академический
школьный учебник) (Полярная звезда).
- литература, рекомендованная для учащихся:
Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2019г.
Контурные карты по географии. 9 класс –М., Дрофа, 2019г. (2017 г.)
ГИА – 2019: Экзамен в новой форме: География: 9-й кл.: авт.-сост. Э.М.
Амбарцумова, С.Е. Дюкова,- М.: АСТ: Астрель, 2019г.

Календарно-тематический план

№
урока

Темы, разделы

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12

13

Количе
ство
часов

Регионы России. 12 часов.

12

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем
месте.
Учимся с "Полярной звездой". Учебное сотрудничество
и совместная деятельность в коллективе.
Районирование России
Административно- территориальное устройство России.
Учимся с "Полярной звездой".
Практическая работа №1 «Выявление особенностей
изображения Земли с помощью космических снимков».
Великие равнины России
Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири.
Мерзлотная Россия Восточная и Северо-Восточная
Сибирь
Экзотика России - Северный Кавказ и Дальний Восток.
Экологическая ситуация в России
Экологическая безопасность России
Учимся с "Полярной звездой".
Практическая работа №2 «Оценка экологической
ситуации в различных регионах России на основе
экологической карты и материалов периодической
печати».
Урок - обобщение по теме «Регионы России».
Европейская Россия. 36 часов.
Тема 1. Центральная Россия. 10 ч
Пространство Центральной России.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

Дата по Дата
по
факту
плану

14
15
16
17
18
19

20
21
22

23
24
25
26
27

28
29
30

31
32

33
34
35

Проектная работа №1«Путешествие по Золотому
Кольцу России».
Природные ресурсы и крупнейшие реки Центральной
России.
Центральная Россия: освоение территории и население.
Центральный район
Волго - Вятский район
Центрально - Черноземный район
Учимся с "Полярной звездой".
Практическая работа №3. «Сравнение
географического положения районов, регионов и его
влияния на природу, жизнь людей и хозяйство».
Москва и Подмосковье
Учимся с «Полярной звездой». Дискуссия «Рост
Москвы – это хорошо или плохо?»
Урок обобщение по теме «Центральная Россия».
Тестирование.
Тема 2. Северо – Запад. 5 ч
Пространство Северо-Запада.
Северо – Запад: хозяйство «Окно в Европу».
Северо-Запад: хозяйство
Санкт-Петербург – вторая столица России.
Проектная работа № 2«Образ Кубани в творчестве
писателей, художников, поэтов (по выбору)»
Учимся с "Полярной звездой".
Защита презентаций «Санкт - Петербург – вторая
столица России»
Тема 3. Европейский Север. 5 ч
Пространство Европейского Севера. Учимся с
"Полярной звездой".
Европейский Север: освоение территории и население.
Европейский Север: хозяйство и проблемы.
Практическая работа №4 «Оценка природно ресурсного потенциала Европейского Севера на основе
тематических карт».
Учимся с "Полярной звездой". Город Череповец –
«Северная Магнитка».
Урок обобщение по теме «Европейский Север».
Тестирование.
Тема 4. Северный Кавказ – Европейский Юг. 5 ч
Пространство Северного Кавказа.
Северный Кавказ: освоение территории и население.
Северный Кавказ: хозяйство и проблемы.
Практическая работа №5 «Оценка природно ресурсного потенциала Северного Кавказа на основе

1
1
1
1
1
1

1
1
1
5
1
1
1
1
1

5

1
1
1

1
1
5
1
1
1

36

37

38
39
40

41
42
43
44
45
46
47

48

49
50
51
52

53
54

55
56

тематических карт».
Учимся с "Полярной звездой".
Практическая работа № 6 «Составление прогноза
перспектив развития рекреационного хозяйства
Северного Кавказа».
Урок - обобщение по теме: «Северный Кавказ».
Тестирование.
Тема 5. Поволжье. 5 часов.
Пространство Поволжья
Поволжье: освоение территории и население.
Поволжье: хозяйство и проблемы.
Практическая работа № 7. « Сравнение на основе
анализа тематических карт природные условия района
и их влияние на специализацию отраслей хозяйства».
Учимся с "Полярной звездой".
Дискуссия«Экологические проблемы Поволжья».
Урок - обобщение по теме «Поволжье».
Тема 6. Урал. 6 ч
Пространство Урала.
Урал: освоение территории и хозяйство.
Современное хозяйство и проблемы Урала
Практическая работа №8«Оценка ресурсов региона».
Урал: население и города. Уровень урбанизации.
Анализ ситуации "Специфика проблем Урала".
Практическая работа №9. « Сравнение природных
условий, ресурсов и особенностей хозяйственного
развития западной и восточной частей Урала».
Урок - обобщение по теме «Урал». Тестирование.
Часть 3. Азиатская Россия 16 часов.
Тема 7. Сибирь 9 ч
Пространство Сибири
Сибирь: освоение территории и население.
Сибирь: хозяйство
Западная Сибирь.
Практическая работа №10 «Особенности отраслей
хозяйства Западной Сибири».
Восточная Сибирь
Озеро Байкал - объект Всемирного наследия.
Практическая работа №11 «Создание образа
Восточной Сибири на основе материала параграфа и
тематических карт»
Крупные города Западной и Восточной Сибири
Учимся с "Полярной звездой".
Проектная работа № 3. «Путешествие по

1

1
5
1
1
1

1
1
6
1
1
1
1
1

1
16
9
1
1
1
1

1
1

1
1

57
58
59
60
61

62

63
64
65
66
67
68

Транссибирской железной дороге».
Урок - обобщение по теме «Сибирь». Тестирование.
Тема 8. Дальний Восток. 7 ч
Пространство Дальнего Востока.
Дальний Восток: освоение территории и население.
Дальний Восток: освоение территории и население.
Дальний Восток: хозяйство.
Практическая работа №12« Оценка
географическогоположения Дальнего Востока и его
влияния на хозяйство региона»
Учимся с "Полярной звездой".
Проектная работа№4«Развитие Дальнего Востока в
первой половине 21 века».
Урок - обобщение по теме «Дальний Восток».
Тестирование.
Итоговый тест по разделу «Азиатская Россия».
Часть 4. Россия в современном мире. 4 часа.
Соседи России.
Сфера влияния России.
Учимся с "Полярной звездой". Готовим реферат.
Учимся с "Полярной звездой". Изучаем свой край.

1
7
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

Примерные темы рефератов, проектов, творческих работ
1. Сообщение: Трудовая миграция России.
2. Презентация: Оценка ресурсообеспеченности территориальных единиц России.
3. Реферат: Рыночная и смешанная экономика.
4. Сообщение: Земледелие и животноводство.
5. Информационный буклет: Роль, значение и проблемы развития ВПК
6. Презентация: роль, значение и проблемы развития научного комплекса
7. Творческий отчет: Особенности населения и хозяйства Республики Бурятия.

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: ___________________________________________________________________
Предмет: ___________________________________________________________________
Класс: ______________________________________________________________________
№
урока

Тема по КТП

План,
ч.

Факт,
ч.

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Согласовано


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».