Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18 им. М.А.Концова» Рабочая программа учебного предмета (курса) География 9 класс Составитель программы: учитель географии Малофеева Маргарита Геннадьевна г. Улан-Удэ - 2022 г. Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета. Рабочая программа по географии России за 9 класс линии «Полярная звезда» соответствует Федеральному государственному образовательному Стандарту общего образовании, требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по географии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности. По содержанию данный курс географии сочетает в себе элементы общей географиии комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихсяпредставлений о географической картине мира, которые опираются на пониманиегеографических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещениянаселения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытиегеографических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разныхтерриторий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостноепредставление о месте России в современном мире, а также развить у школьниковпознавательный интерес к народам и регионам России. Изучение географии в 9 классе набазовом уровне направлено на достижение следующих целей. Актуальность программы определяет содержание предмета основнойшколы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательнойгеографической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс«География России. Население и хозяйство» - это четвертый по счету школьный курсгеографии. В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства России.Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 9 классаформируются представления о характере экономической и социальной географии России.Экономическая и социальная география России формирует в основном представленияучащихся о целостности дифференцированности регионов страны и связях между ихотдельными компонентами. Каждый из разделов курса включает изучение принципов,закономерностей, методов пространственного анализа. Цели н задачи курса Основная цель курса: заложить знания основ экономической географии России. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующихцелей: освоение знаний об основных географических понятиях, географическихособенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях еесохранения и рационального использования; овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из«языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы,современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрацииразличных географических данных; применять географические знания для объяснения иоценки разнообразных явлений и процессов; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческихспособностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношенияк окружающей среде; формирование способности и готовности к использованию географическихзнаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды И социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определеннойтерритории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды каксферы жизнедеятельности. 3. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учрежденийРоссийской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета«География» на этапе основного общего образования. В 9 классе 68 часа, то есть два часав неделю. Принципам отбора содержания материала программы являются: системность; научность; доступность; возможность практического применения полученных знаний; реалистичность, с точкизрения возможности усвоения основного содержанияпрограммы за68 ч. (2 часа) в неделю. нормативные документы 1. Конституция РФ. 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в РеспубликеБурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) 5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28) 6. Примерная программа по географии. Просвещение. 2020 г. 7.Устав МАОУ «СОШ №18» 8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ№18». 9.Локальные акты МАОУ «СОШ №18» 4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых рассчитана рабочая программа Учебный план школы предусматривает обязательное изучение географии в 9классе в объеме 68 часов (2часа в неделю). 5. Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности Важнейшей воспитательной задачей курса географии 9 класса является обучениенавыкам и умениям, необходимым для самостоятельного понимания и анализа процессови явлений современного мира. В основу положен самостоятельный деятельностныйподход обучающихся к формированию собственного аналитического взгляда наокружающий мир. Подобныйпедход, способствующий становлению творческой иинициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебныхумений и навыков: умения работать с картами различной тематики и разнообразнымистатистическими материалами; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельныйвыбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в томчисле в геоинформационных системах; обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явленийи процессов; владение основными видами публичных выступлений; презентации результатовпознавательной и практической деятельности. Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных идемонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководствомпреподавателя и самостоятельной работой учащихся. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательныхигр, деловых игр. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности:индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменныхработ. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия(таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты,раздаточный материал). 6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 9 класса, так как программа рассчитана на 5-9 классы. 7. Ценностные ориентиры учебного предмета. Содержание программы по географии ориентировано на формирование у учащихся современного понимания географии в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики природы Земли. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами способствуют формированию и развитию географического мышления у учащихся. Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по географии в соответствии с программой обеспечит формирование таких нравственных свойств и качеств у учащихся, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новым видам деятельности, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность. Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности. Данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших школьников основной школы. 8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты Личностными результатами обучения географии является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социальнокритического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Формируемые УУД: овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека. воспитание уважения к Отечеству, к своему краю; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; формирование целостного мировоззрения; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры. Метапредметные результаты Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления; умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные; формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности; умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий; умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики; умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования; умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия. Формируемые УУД: 1. Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; владение устной и письменной речью; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. 2. Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; умение планировать пути достижения целей под руководством учителя; умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач смысловое чтение; выбирать средства и применять их на практике; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки; оценивать достигнутые результаты. 3. Познавательные: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); формирование и развитие экологического мышления; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. 4. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом); умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Предметные результаты Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются: формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик географической среды, в том числе ее экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания; создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности. Формируемые УУД: формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. 9. Содержание курса. Регионы России. Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административнотерриториальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и ЗападноСибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток. Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1, 2 и 3). Готовимся к экзамену. Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем проблему. ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ Тема 1. Центральная Россия. Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России. Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4 и 5). Работаем с текстом. Готовимся к дискуссии. Тема 2. Северо-Запад Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природноресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада:. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития. Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 6). Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России». Тема 3. Европейский Север Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Составляем карту. Тема 4. Северный Кавказ Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 8). Разрабатываем проект. Тема 5. Поволжье Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района. Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 9). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья». Тема 6. Урал (5 ч) Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 10). Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала АЗИАТСКАЯ РОССИЯ Тема 7. Сибирь Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации. Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития. Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири. Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 11). Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге». Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы. Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 12). Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века». Заключение Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние. Краеведение Данная программа включает в себя краеведение, целью которого является: Посредством краеведческого материала знакомство с природой, экономикой Республики Бурятия. Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на географическую тематику (февраль, апрель-май), экскурсия в музей природы, музей народов забайкалья (апрель). Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков). Наименование разделов программы, тем уроков. Регионы России Количество часов 10. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование по географии для 9-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: •- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; •- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; •- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; •- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; •- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; •- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Виды учебной деятельности Вид(ы), метод(ы) контроля. 12 Определять виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования. Приводить по картам примеры разных видов районирования. Анализировать диаграмму «Соотношение районов России по территории, населению, объёму промышленного и сельскохозяйственного производства». Выявлять алгоритм характеристики географического района. Наносить на контурную карту границы природных и географических районов. Выявлять особенности изображения поверхности Земли на космических снимках. Определять отличие космического снимка от карты. Искать и отбирать Опрос, работать с текстом и картами; создавать таблицы и схемы.подготавлив ать и обсуждать презентации работать индивидуально или в группе; анализировать рисунки; Европейская Россия 36 информацию, использовать средства информационных технологий. Находить географические объекты при помощи компьютерных программ. Выявлять особенности природы географическое положение, черты сходства и различия геологического строения и рельефа, климата. Систематизировать знания о природных регионах в таблицах. Находить на карте и наносить на контурную карту географические объекты. Анализировать схемы высотной поясности и устанавливать набор высотных поясов в горах Урала и Южной Сибири. Выяснять по тематическим картам влияние природных условий и ресурсов на размещение населения на Урале и в Южной Сибири. Подготавливать и обсуждать презентации об уникальности природных регионов, особо охраняемых территорий. Оценивать экологическую ситуацию в России, различных её регионах и своей местности на основе анализа экологической карты, материалов СМИОпределять факторы, влияющие возникновение экологической ситуации. Характеризовать виды экологических ситуаций. Выявлять сущность и пути решения экологических проблем.Составлять тезисы. Приводить аргументы в дискуссии. Обосновывать свою позицию Выявлять и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического положения районов. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и законо-мерности размещения географических объектов, проявления географический процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. тест. Фронтальный опрос; Тематические таблицы; Составление схем; сообщение на уроке; работать с текстом и картами; создавать на основе текста таблицу; определять понятия; подготавливать и обсуждать презентации о факторах; работать в группе; тест Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важ-ной информацией, участвовать в обсуждении. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства информационных технологий Азиатская Россия 16 Россия в современно м мире 4 Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического положения районов. Останавливать характер воздействия географического положения на прирост жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов и заданий контурными картами. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Использовать средства информационных технологий. Оценивать по статистическим данным и тематическим картам место и роль России в системе международного разделения труда. Подготавливать и обсуждать презентации о сотрудничестве (взаимоотношениях, связях) России с отдельными странами мира. Выявлять особенности геополитического и экономического влияния России в разные исторические периоды. Оценивать современное геополитическое и Фронтальный опрос; Тематические таблицы; Составление схем; сообщение на уроке; работать с текстом и картами; создавать на основе текста таблицу; определять понятия; подготавливать и обсуждать презентации о факторах; работать в группе; тест работать с текстом и картами; подготавливать и обсуждать презентации работать индивидуально или в группе; экономическое влияние России в мире. тест. Определять структуру внешней торговли России. Определять по статистическим материалам соотношение экспорта и импорта в мировой торговле 11. Планируемые результаты изучения учебного предмета Результаты обучения и освоения содержания курса по географии в 9 классе: Ученик научится: 1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; 2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; 3. находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности; 4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; 5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию; 6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; 7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. 8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; 9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; 10. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. Ученик получит возможность научиться: 1. работать с различными источниками географической информации; 2. читать космические снимки и аэрофотоснимки и географические карты; 3. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ. 4. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде 5. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ; 6. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией; 7. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением России. 12. Учебно-методическое обеспечение: География 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2018 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда). Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2019г. Контурные карты по географии. 9 класс –М., Дрофа, 2019г. (2017 г.) Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru Учебно-методические пособия для учителя: Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение. 2013. Сборник нормативных документов, География, М., Дрофа, 2008г. География 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2018 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда). Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2018г. Данилова Е.А., География в схемах и таблицах, СПб.:Тригон, 2006г. В.В.Климанов, О.А.Климанова География в таблицах. 6-10 классы: справочное пособие, М.: Дрофа, 2016г. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (610 классы): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000. ГИА – 2019: Экзамен в новой форме: География: 9-й кл.: авт.-сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е.Дюкова,- М.: АСТ: Астрель, 2019г. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2019г. Сергеева К.П. «За страницами учебника географии», 8-9 кл. – М.: Просвещение, 2000г. 13. Материально-техническое обеспечение: География 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2018 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда). Ноутбук Мультимедиа проектор Презентации, видеоуроки Атласы, карты «Физическая карта России», «Политическая карта России», «Тектоническая карта России», « Климатическая карта России», «Хозяйство России». 14. Контрольно-измерительные материалы. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. 15. Список литературы: - литература, использованная при составлении программы: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) 2.Примерная программа, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта по предмету. М., Просвещение, 2018; 3. География 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2018 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда). - литература, рекомендованная для учащихся: Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2019г. Контурные карты по географии. 9 класс –М., Дрофа, 2019г. (2017 г.) ГИА – 2019: Экзамен в новой форме: География: 9-й кл.: авт.-сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова,- М.: АСТ: Астрель, 2019г. Календарно-тематический план № урока Темы, разделы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Количе ство часов Регионы России. 12 часов. 12 Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Учимся с "Полярной звездой". Учебное сотрудничество и совместная деятельность в коллективе. Районирование России Административно- территориальное устройство России. Учимся с "Полярной звездой". Практическая работа №1 «Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков». Великие равнины России Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири. Мерзлотная Россия Восточная и Северо-Восточная Сибирь Экзотика России - Северный Кавказ и Дальний Восток. Экологическая ситуация в России Экологическая безопасность России Учимся с "Полярной звездой". Практическая работа №2 «Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты и материалов периодической печати». Урок - обобщение по теме «Регионы России». Европейская Россия. 36 часов. Тема 1. Центральная Россия. 10 ч Пространство Центральной России. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата по Дата по факту плану 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Проектная работа №1«Путешествие по Золотому Кольцу России». Природные ресурсы и крупнейшие реки Центральной России. Центральная Россия: освоение территории и население. Центральный район Волго - Вятский район Центрально - Черноземный район Учимся с "Полярной звездой". Практическая работа №3. «Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство». Москва и Подмосковье Учимся с «Полярной звездой». Дискуссия «Рост Москвы – это хорошо или плохо?» Урок обобщение по теме «Центральная Россия». Тестирование. Тема 2. Северо – Запад. 5 ч Пространство Северо-Запада. Северо – Запад: хозяйство «Окно в Европу». Северо-Запад: хозяйство Санкт-Петербург – вторая столица России. Проектная работа № 2«Образ Кубани в творчестве писателей, художников, поэтов (по выбору)» Учимся с "Полярной звездой". Защита презентаций «Санкт - Петербург – вторая столица России» Тема 3. Европейский Север. 5 ч Пространство Европейского Севера. Учимся с "Полярной звездой". Европейский Север: освоение территории и население. Европейский Север: хозяйство и проблемы. Практическая работа №4 «Оценка природно ресурсного потенциала Европейского Севера на основе тематических карт». Учимся с "Полярной звездой". Город Череповец – «Северная Магнитка». Урок обобщение по теме «Европейский Север». Тестирование. Тема 4. Северный Кавказ – Европейский Юг. 5 ч Пространство Северного Кавказа. Северный Кавказ: освоение территории и население. Северный Кавказ: хозяйство и проблемы. Практическая работа №5 «Оценка природно ресурсного потенциала Северного Кавказа на основе 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 тематических карт». Учимся с "Полярной звездой". Практическая работа № 6 «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа». Урок - обобщение по теме: «Северный Кавказ». Тестирование. Тема 5. Поволжье. 5 часов. Пространство Поволжья Поволжье: освоение территории и население. Поволжье: хозяйство и проблемы. Практическая работа № 7. « Сравнение на основе анализа тематических карт природные условия района и их влияние на специализацию отраслей хозяйства». Учимся с "Полярной звездой". Дискуссия«Экологические проблемы Поволжья». Урок - обобщение по теме «Поволжье». Тема 6. Урал. 6 ч Пространство Урала. Урал: освоение территории и хозяйство. Современное хозяйство и проблемы Урала Практическая работа №8«Оценка ресурсов региона». Урал: население и города. Уровень урбанизации. Анализ ситуации "Специфика проблем Урала". Практическая работа №9. « Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала». Урок - обобщение по теме «Урал». Тестирование. Часть 3. Азиатская Россия 16 часов. Тема 7. Сибирь 9 ч Пространство Сибири Сибирь: освоение территории и население. Сибирь: хозяйство Западная Сибирь. Практическая работа №10 «Особенности отраслей хозяйства Западной Сибири». Восточная Сибирь Озеро Байкал - объект Всемирного наследия. Практическая работа №11 «Создание образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и тематических карт» Крупные города Западной и Восточной Сибири Учимся с "Полярной звездой". Проектная работа № 3. «Путешествие по 1 1 5 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 16 9 1 1 1 1 1 1 1 1 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Транссибирской железной дороге». Урок - обобщение по теме «Сибирь». Тестирование. Тема 8. Дальний Восток. 7 ч Пространство Дальнего Востока. Дальний Восток: освоение территории и население. Дальний Восток: освоение территории и население. Дальний Восток: хозяйство. Практическая работа №12« Оценка географическогоположения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона» Учимся с "Полярной звездой". Проектная работа№4«Развитие Дальнего Востока в первой половине 21 века». Урок - обобщение по теме «Дальний Восток». Тестирование. Итоговый тест по разделу «Азиатская Россия». Часть 4. Россия в современном мире. 4 часа. Соседи России. Сфера влияния России. Учимся с "Полярной звездой". Готовим реферат. Учимся с "Полярной звездой". Изучаем свой край. 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Примерные темы рефератов, проектов, творческих работ 1. Сообщение: Трудовая миграция России. 2. Презентация: Оценка ресурсообеспеченности территориальных единиц России. 3. Реферат: Рыночная и смешанная экономика. 4. Сообщение: Земледелие и животноводство. 5. Информационный буклет: Роль, значение и проблемы развития ВПК 6. Презентация: роль, значение и проблемы развития научного комплекса 7. Творческий отчет: Особенности населения и хозяйства Республики Бурятия. Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету Учитель: ___________________________________________________________________ Предмет: ___________________________________________________________________ Класс: ______________________________________________________________________ № урока Тема по КТП План, ч. Факт, ч. Причина корректировки Способ корректировки Согласовано