Географии 10 кл, Малофеева М.Г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 им. М.А. Концова»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
География
10 класс

Составитель программы: учитель географии Малофеева Маргарита Геннадьевна

г. Улан-Удэ – 2022г.

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета.
География — учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное,
системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей,
объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественнонаучного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные
направления современного образования, как гуманизация, экологизация и
экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность,
которые должны способствовать формированию географической и общей культуры
молодого поколения освоения практического применения научных знаний основано
на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География»,
«Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История»,
«Русский язык», «Литература» и др. Вклад географии в достижение целей основного
общего образования огромен.
По содержанию данный курс географии сочетает в себе элементы общей
географии икомплексного географического страноведения. Он завершает
формирование у учащихсяпредставлений о географической картине мира, которые
опираются на понимание географическихвзаимосвязей общества и природы,
воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства игеографического
разделения
труда,
раскрытие
географических
аспектов
глобальных
и
региональныхявлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано
сформировать у учащихсяцелостное представление о современном мире, о месте
России в этом мире, а также развить ушкольников познавательный интерес к другим
народам и странам. Изучение географии в 10 классе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей.
Актуальность. Курс «Экономическая и социальная география мира», как
правило, завершает географическое образование школьников. Курс сочетает
экономико-географическое страноведение с общей экономической географией. Роль
географии в формировании всестороннее развитой личности незаменима.
Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их
профессиональной и бытовой деятельности – от выбора места жительства до выборов
руководителей страны. Актуальность изучения географии диктуется логикой развития
общества и потребностями современного общества. Курс интегрирует знания о
природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира,
становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть
проблемы и принимать решение.
Цели и задачи курса
Целью обучения курса «География» в10 классе является формирование у
учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях
развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения
хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов
на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях
современного мира, о роли географии в их познании.
Задачи :
-формирование системы географических знаний как компонента научной
картины мира;
-познание
на
конкретных
примерах
многообразия
современного
географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального),
что позволяет сформировать географическую картину мира;

-познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве России и мира;
-понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на
современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и
рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в
масштабах России и мира;
-понимание закономерностей размещения населения и территориальной
организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и
экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от
географических условий проживания;
-глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды
её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости;
-выработка у обучающихся понимания общественной потребности в
географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как
возможной области будущей практической деятельности;
-формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.

Цели:
 освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамичноизменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальныхуровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества
и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии
его объектов и процессов;
 овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный
подходы
дляописания
и
анализа
природных,
социально-экономических,
геоэкологических процессов и явлений;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностейпосредством
ознакомления
с
важнейшими
географическими
особенностями и проблемами мира, егорегионов и крупнейших стран;
 воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и
культурам,бережного отношения к окружающей среде;
 использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразныхгеографических методов, знаний и умений, а также географической
информации.
 нахождения и применения географической информации, включая карты,
статистическиематериалы, геоинформационные системы и ресурсьг Интернета, для
правильной оценки важнейшихсоциально-экономических вопросов международной
жизни; `геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и
регионах мира, тенденции их возможного развития;.
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в
условияхстремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ,телекоммуникации, простого общения.

3. Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
РоссийскойФедерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного

предмета «География» на этапеосновного общего образования. В 10 классе - 68 часа, то
есть два часа в неделю.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
 системность;
 научность;
 доступность;
 возможность практического применения полученных знаний;
 реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного
содержания программы за68 ч. (2 часа) в неделю.
Нормативные документы
1. Конституция РФ.
2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3.Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-\/ «Об образовании в
Республике Бурятия».
4.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,
утвержденныйприказом Минобразования России «Об утверждении федерального
компонента государственныхстандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, и
оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)
6. Примерная программа по географии. Просвещение.2020 г.
7.Устав МАОУ «СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ
№18».
9.Локальные акты МАОУ «СОШ №18»
4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых
рассчитана
рабочая программа
Учебный план школы предусматривает обязательное изучение географии в 10
классе вобъеме 68 часов (2часа в неделю).
1 четверть - 18 часа, 2 четверть-14 часа, 3 четверть - 20 часа, 4 четверть - 16
часов.
5. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка

Важнейшей воспитательной задачей курса географии 10 класса является
обучение навыкам иумениям, необходимым для самостоятельного понимания и
анализа процессов и явлений современного мира. В основу положен самостоятельный
деятельностный подход обучающихся к формированию собственного аналитического
взгляда на окружающий мир. Подобный подход способствующий становлению
творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и
принимать решения.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся
общеучебных умений и навыков:
Умения работать с картами различной тематики и разнообразными
статистическими материалами;
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

Самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и
классификации объектов;
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в
том числе в геоинформационных системах;
Обоснование суждений, доказательств;
Объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
Владение основными видами публичных выступлений; презентаций результатов
познавательной и практической деятельности.
Виды деятельности подростка, связанные с образовательными
учреждениями
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесных (рассказ. учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и
демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством
преподавателя и самостоятельной работойучащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных
игр, деловыхигр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной
деятельности:индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля,
письменных работ.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия
(таблицы, карты идр.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты,
раздаточный материал).
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
С целью активизировать познавательную
деятельность учащихся»
сформировать интерес к учению, усилить творческое начало. Примерами таких форм
организацииучебной деятельности является: проведении урока-конференции или
урока-презентации имногие другие.
С помощью таких уроков можно активизировать познавательную И
мыслительнуюдеятельность учащихся, развивать их творческие способности,
использоватьдифференцированный подход к изучению предмета, различные методы и
приемы,повысить интерес к изучаемому материалу, а следовательно, и обеспечить
образование нанадлежащем уровне.
К творческим принципам нетрадиционного обучения относится и
поддержкамножественности мнений, развитие общения, навыков познавательной
совместнойдеятельности. Каждый ученик имеет возможность на таком уроке показать
все, что онумеет, и почувствовать от этого удовлетворение, желание
усовершенствоваться впознании и умении.
Кроме того, дифференциация учащихся при нетрадиционном обучении не
афишируется. Особенное отношение на нестандартном уроке наблюдается к оценке
результатовдеятельности ученика. Учащийся имеет возможность взять участие в
оценки своихуспехов, работы своих товарищей, поэтому ясно понимает, чего достиг и
что надо сделатьдля улучшения результатов.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная
умственнаязадача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе.
Программа конкретизирована для 10 класса, так как программа рассчитана на 510 классы.

7. Ценностные ориентиры учебного предмета
Содержание программы по географии ориентировано на формирование у
учащихся современного понимания географии в контексте гуманитарного знания и
общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается
логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную
характеристики природы Земли. Соотнесение фактов и явлений, установление
причинно- следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в
процессе работы с текстами способствуют формированию и развитию географического
мышления у учащихся. Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по
географии в соответствии с программой обеспечит формирование таких нравственных
свойств и качеств у учащихся, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к
новым
видам
деятельности,
дисциплинированность,
ответственность‚
коммуникативность, социальная активность. Сегодня востребован активный,
деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие
индивидуальности. Данная программа имеет ценностно-ориентированное и
общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации
младших школьников основной школы.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета, курса
Личностным результатом обучения географии в средней школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм
поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих
результатов личностного развития:
•
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции:
•
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель
конкретного региона);
•
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их
крупных районов и стран;
•
представление о России как субъекте мирового географического пространства,
ее месте и роли в современном мире;
•
осознание единства географического пространства России как единой среды
обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических
судеб;
•
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
•
гармонично развитые социальные чувства и качества:
•
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;
•
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
•
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и
образу жизни других народов, толерантность;
•
образовательные результаты — овладение на уровне общего образования
законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в
различных жизненных ситуациях.
Формируемые УУД:

•
овладение на уровне общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных
ситуациях;
•
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента
научной картины мира;
•
сформированность устойчивых установок социально-ответственного
поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и
человека.
•
воспитание уважения к Отечеству, к своему краю;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению;
•
формирование целостного мировоззрения;
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
•
формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами освоения основной образовательной
программы основного общего образования являются:
•
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей учащихся;
•
гуманистических
и демократических
ценностных
ориентаций,
готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;
•
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
•
готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной
траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы
деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и
применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях:
•
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты;
•
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств
и информационных технологий;
•
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
•
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и
поступки других людей;
•
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с
выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию,
написать письмо, заявление и т. п.;

•
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Формируемые УУД:
1. Личностные:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, делать выводы;
владение устной и письменной речью;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
2. Регулятивные:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность;
определять её цели и задачи;
умение планировать пути достижения целей под руководством учителя;
умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
смысловое чтение;
выбирать средства и применять их на практике;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки;
оценивать достигнутые результаты.
3. Познавательные:
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
4. Коммуникативные:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по
географии являются:

•
понимание роли и места географической науки в системе научных
дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и
глобальных проблем;
•
представление о современной географической научной картине мира и
владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов,
законов и базовых понятий);
•
умение работать с разными источниками географической информации;
•
умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
•
картографическая грамотность;
•
владение элементарными практическими умениями применять приборы
и инструменты для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды;
•
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий, оценивать их последствия;
•
умение применять географические знания в повседневной жизни для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям
проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
•
умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных
бедствий и техногенных катастроф.
Формируемые УУД:
•
формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
•
формирование первичных компетенций использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего места в
целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в
нём;
•
формирование представлений и основополагающих теоретических
знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы,
жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на
разных материках и в отдельных странах;
•
овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических
параметров;
•
овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
•
овладение
основными
навыками
нахождения,
использования
географической информации;
•
формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

•
формирование представлений об особенностях деятельности людей,
ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на
различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
9. Содержание курса.
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Раздел 1. Современная политическая карта мира (4 часа)
Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира.
Международныеотношения. Политическая география.
Практические работы№1‚2
Составление систематической таблицы «Государственный строй стран мира»
Политико-географическое положение страны, его изменения во времени.
Раздел 2. География природных ресурсов мира (6 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
Международный
характерпроблемы
«дестабилизация
окружающей
среды».
Природные ресурсы Земли, их Виды.Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный
потенциал разных территорий. Территориальныесочетания природных ресурсов.
География природных ресурсов Земли. Основные типыприродопользования.
Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемырегионов
различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Практическая работа№3
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных
ресурсов.
Раздел 3. Население мира (7часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и
стран.Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения
(половая,возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному
уровню).Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и
регионовмира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы
итемпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Практическая работа№4, 5,6
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми
ресурсами.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической
политики в разных странах и регионах мира.
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и
регионах мира.
Тема 4: НТР и мировое хозяйство. (3 часов)
Понятие о НТР, ее характерные черты и составные части. Мировое
хозяйство.Международное географическое разделение труда. Отраслевая и
территориальнаяструктура
мирового
хозяйства.
Факторы
размещения
производительных сил.
Тема 5: География отраслей мирового хозяйства. (9 часов)

География
важнейших
отраслей:
топливно-энергетическая
промышленность,электроэнергетика,
горнодобывающая,
металлургическая,
машиностроение, химическая,лесная и деревообрабатывающая, легкая. География
сельского хозяйства и рыболовства.География транспорта.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны,
крупнейшиефирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной
специализациистран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное
сотрудничество,создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых
валютно-финансовыхотношений. Крупнейшие международные отраслевые и
региональные союзы.Международная торговля – основные направления и структура.
Главные центры мировойторговли.
Практическая работа№ 7, 8
Определение стран – экспортёров основных видов промышленностей и
сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и
отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
Определить основные направления международной торговли; факторов,
определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Раздел 6. Регионы и страны мира ( 35 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного
мира по размерам территории, численности населения,особенностям населения,
особенностям географического положения. Типы стран.Экономически развитые и
развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страныЗападной Европы; страны
переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития;
новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления
мира.Особенности географического положения, истории открытия и освоения,
природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного
социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии,
Африки, Северной иЛатинской Америки, а также Австралии.
Практическая работа№ 9, 10
Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства,
природными условиями разных территорий.
Составление комплексной географической характеристики стран разных типов
и крупных регионов мира (Китай, Индия, Япония); определение их географической
специфики.
Раздел 7. Географические аспекты современных глобальных проблем
человечества (3 часа)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и
взаимосвязях.Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и
настоящем. Сырьевая,демографическая, продовольственная, экологическая проблемы
как особо приоритетные, пути ихрешения. Проблема преодоления отсталости
развивающихся стран. Географические аспектыкачества жизни населения. Роль
географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и
специфические
экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы№11,12
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а
такжегеографических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни;
географическихаспектов различных текущих событий и ситуаций.
Перечень обязательной географической номенклатуры
 названия и столицы крупнейших по площади и населению стран;
 географические регионы мира;
 монархии и республики мира по регионам;
 унитарные и федеративные государства по регионам мира.;
 основные международные организации (ООН, ЮНЕСКО);
 страны, входящие в важнейшие международные объединения («Большая
восьмерка», ЕС, НАТО,АСЕАН, ОПЕК, ФАО, МАГАТЭ);
 страны с населением более 100 млн человек;
 основные регионы повышенной плотности населения на Земле;
 ареалы распространения крупнейших народов, мировых религий, культурноисторические центры;
 крупнейшие агломерации и мегаполисы;
 регионы и страны с наиболее крупными запасами нефти и газа, угля и других
видов топливных иминеральных ресурсов; основные направления их перевозок;
 регионы с наиболее значительными земельными, лесными, водными,
гидроэнергетическими ресурсами,ресурсами нетрадиционной энергетики;
 размещение сырьевой базы отельных отраслей и первые десятки стран
основных производителейпродукции (по отраслям), главные страны - экспортеры и
импортеры данной продукции;
 десятка ведущих стран по душевому производству электроэнергии;
 основные страны и районы добычи сырья для черной и цветной металлургии;
основные направленияперевозок сырья и готовой продукции;
 основные страны производители черных и цветных металлов;
 основные машиностроительные регионы мира, страны, являющиеся главными
производителями
иэкспортерами
в
автомобилестроении,
станкостроении,
судостроении, электротехническойпромышленности, крупнейшие мировые центры
машиностроения;
 страны, имеющие значительную сырьевую базу для развития химической и
деревообрабатывающейпромышленности мира, основные страны - производители
минеральных удобрений, полимеров, леснойпродукции;
 главные регионы и страны легкой промышленности, основные производители и
экспортеры сырья длятекстильной промышленности;
 ведущие страны-производители основных зерновых, масличных, сахароносов,
тонизирующих‚клубнеплодных, технических непродовольственных культур; а также
страны экспортеры и импортерыосновной сельскохозяйственной продукции;
 главные страны мирового рыболовства;
 основные порты мира, важнейшие морские каналы и проливы,основные
внутренние водные пути мира, главные воздушные державы мира;
 ведущие страны мира по протяженности и плотности автомобильных и
железных дорог;
 крупнейшие старопромышленные районы. индустриальные страны, районы
нового освоения, свободныеэкономические зоны:
 основные мировые центры и районы: промышленные, сельскохозяйственные,
транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные.

Краеведение
Данная программа включает в себя краеведение, целью которого является:
Посредством краеведческого материала знакомство с современной
политической картой мира(размещенное беженцев на территории Бурятии), Природа и
человек в современном мире(Рекреационные ресурсы Байкала), Население
мира(Национальныйсостав приграничных территорий с Китаем). География мирового
хозяйства(Вопрос торговлилесными ресурсами Бурятии в Китай).
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК
«Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на
географическую тематику (февраль, апрель-май), экскурсия в
музей народов
Забайкалья(апрель).
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы
РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).

Наименование разделов
программы,
тем уроков.
Введение
Раздел 1.
Современная

Количество
часов

10.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по географии для 10-го класса составлено с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся ООО:
•- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
•- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
•- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
•- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
•- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
•- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Виды учебной деятельности

Вид(ы), метод(ы)
контроля.

5

Работа с текстом учебника и атласом;
Определить положение географии в системе
наук. Традиционные и новые методы

Опрос, работать с
текстом и картами;
создавать таблицы

политическая
карта мира

географических исследований.
Географическая карта – особый источник
информации о действительности, Понятие
«социально-экономическая география»,
методы географических исследований,
источники географической информации,
давать оценку современным международным
отношениям, используя дополнительные
источники информации, работать с
различными источниками информации,
тематическими картами. оценивать
геополитическое положение страны

и
схемы.
подготавливать и
обсуждать
презентации
работать
индивидуально или
в
группе;
анализировать
рисунки;
тест.
Фронтальный
опрос;
Тематические
таблицы;
Составление схем;
сообщение
на
уроке;
работать с текстом
и картами;
создавать на основе
текста
таблицу;
определять
понятия;
подготавливать и
обсуждать
презентации
о
факторах; работать
в группе; тест
Фронтальный
опрос;
Тематические
таблицы;
Составление схем;
сообщение
на
уроке;
работать с текстом
и картами;
создавать на основе
текста
таблицу;
определять
понятия;
подготавливать и
обсуждать
презентации
о
факторах; работать
в группе; тест
работать с текстом

Раздел 2.
География
природных
ресурсов
мира

7

Формировать понимание ресурсообеспеченности,
бережное отношение к природе планеты,
осознание о исчерпаемости ресурсов на планете,
замене их альтернативными, заботы о будущем
поколении Определять и сравнивать по разным
источникам информации географические
тенденции развития природных, социальноэкономических и геоэкологических объектов,
процессов и явлений; оценивать и объяснять
ресурсообеспеченность отдельных стран и
регионов мира, выявлять причинно-следственные
связи; уметь вести диалог, вырабатывая общее
решение.

Раздел 3.
Население
мира

9

Составление
географических
характеристик
населения мира (плотность, размещение, народы),
описаний городов, культуры народов. Работа с
политической картой мира, картой народов мира
и картой религий мира. Составление картосхем
по
темам
«Расселение
населения»,
«Специализация
современного
хозяйства
регионов мира». Составление таблиц «Основные
языковые семьи и группы», «Виды отраслей
хозяйства». Характеристика сельского хозяйства,
промышленности. Определять и сравнивать по
разным источникам информации географические
тенденции развития природных, социально экономических и геоэкологических объектов,
процессов и явлений; оценивать и объяснять
демографическую ситуацию, уровни урбанизации
и территориальной концентрации населения

Раздел 4: НТР

3

Оценивать и объяснять разнообразные источники

и мировое
хозяйство.

географической информации для проведения
наблюдений за природными, социально –
экономическими и геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями под
влиянием разнообразных факторов.

Раздел 5:
География
мирового
хозяйства

9

Оценивать
и
объяснять
территориальную
концентрацию производства, степень природных,
антропогенных и техногенных изменений
отдельных территорий.
Применять
разнообразные
источники
географической информации для проведения
наблюдений за природными, социально –
экономическими и геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями под
влиянием разнообразных факторов.

Раздел 6.
Регионы и
страны мира

32

Выявлять понятия мирового
народонаселения, его законов изменения
численности и последствий. В разных
странах. Осознать зависимость
демографической политики разных стран
бережное отношение к природе планеты,
осознание о исчерпаемости ресурсов на
планете, замене их альтернативными, заботы
о будущем поколении. Формировать понятие
специализация страны, изучить принципы
формирования экспорта и импорта стран,
умение видеть Влияние мирового хозяйства
на политические процессы и политика на
мировое хозяйство. Объяснять зависимость
демографической политики разных стран.

Раздел 7.
Географическ
ие аспекты
современных
глобальных

3

Определять
Глобальные
проблемы
современности. Экологическая проблема в
фокусе
современного
мирового
развития.
Понятие
о
глобальных
проблемах.
Классификация
глобальных
проблем

и картами;
подготавливать и
обсуждать
презентации
работать
индивидуально или
в группе;
тест.
Фронтальный
опрос;
Тематические
таблицы;
Составление схем;
сообщение
на
уроке;
работать с текстом
и картами;
создавать на основе
текста
таблицу;
определять
понятия;
подготавливать и
обсуждать
презентации
о
факторах; работать
в группе; тест
Фронтальный
опрос;
Тематические
таблицы;
Составление схем;
сообщение
на
уроке;
работать с текстом
и картами;
создавать на основе
текста
таблицу;
определять
понятия;
подготавливать и
обсуждать
презентации
о
факторах; работать
в группе; тест
Фронтальный
опрос;
работать с текстом
и картами;

проблем
человечества

современности: политические, экономические, определять
социальные.
Тесная
взаимосвязь
и понятия;
взаимообусловленность глобальных проблем.
подготавливать и
обсуждать
презентации
о
факторах; работать
в группе; тест

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты обучения и освоения содержания курса по географии в 10 классе:
Ученик научится:

использовать различные источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для
решения учебных и практико-ориентированных задач;

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую
информацию;

находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе
инструментальных) зависимости и закономерности;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания;

выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками
географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

составлять описания географических объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников географической информации;

представлять в различных формах географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
1. работать с различными источниками географической информации;
2.
читать разнообразные источники географической информации для
проведения
наблюдений
за
природными,
социально-экономическими
и
геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под
влиянием разнообразных факторов;
3.
моделировать географические объекты и явления при помощи
компьютерных программ.
4. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей среде
5. составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран
мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;
6.
воспринимать и критически оценивать информацию географического
содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
7. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о
географических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией;

8.
самостоятельно проводить по разным источникам информации
исследования, связанные с различными географическими объектами и населением
Земли.
12. Учебно-методическое обеспечение:
Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват.
учреждений/ В.П.Максаковский.- 11-е изд. - М.: Просвещение, 2020 г. – 350с.
Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом
контурных карт, М.: Дрофа, 2017
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
Учебно-методические пособия для учителя:
Максаковский В.П. «Методическое пособие по экономической социальной
географии мира 10 класс». М., «Просвещение», 2019 г.
Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и
социальная география u1084 мира.
13. Материально-техническое обеспечение:
Экономическая
и
социальная
география
мира:
Учеб.для
10
кл.
общеобразоват.учреждений/ В.П.Максаковский.- 11-е изд. - М.: Просвещение, 2015 г. –
350с.
Ноутбук
Мультимедиа проектор
Презентации, видеоуроки
Атласы, карты «Политическая карта Мира», «Карта полушарий»,
14. Контрольно-измерительные материалы.
Контрольно – измерительные материалы. География. 10 класс. Жижина Е.А.
15. Список литературы:
- литература, использованная при составлении программы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №
1897)
2.Примерная программа, созданная на основе федерального государственного
образовательного стандарта по предмету. М., Просвещение, 2013;
3.
Учебник: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10
кл. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2012.
4.
Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2013.
5.
Максаковский В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Максаковский. - М.: Просвещение,
2013.
6.
Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч.1.
Общая характеристика мира: поурочные планы по учебнику В.П. Максаковского.
Волгоград: Учитель, 2007.
7.
Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч.2.
Региональная характеристика мира:
поурочные планы по учебнику В.П.
Максаковского. Волгоград: Учитель, 2007.
8.
Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс:
поурочные планы по учебнику В.П. Максаковского. Волгоград: Учитель, 2010.

9.
Максаковский В.П. Учебное пособие: Экономическая и социальная география
мира. – М.: Просвещение, 2011.
10. Максаковский В.П. Методическое пособие: Экономической и социальной
географии мира. – М.: Просвещение, 2005.
11. Шатных А.В. Методическое пособие: Логические опорные конспекты по
экономической и социальной географии мира. – Курган, 2001.
12. Шатных А.В. Методическое пособие: Практикум по экономической и
социальной географии мира. – Курган, 2002.
13. Рабочая тетрадь по «Экономической и социальной географии мира»

Календарно-тематический план

№
урока

Темы, разделы

Введение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Введение.
Политическая карта мира
Государственный строй стран мира..
Международные отношения
Политическая география и геополитика.
Политическая карта мира, современные тенденции.
География природных ресурсов
Взаимодействие общества и природы.
Мировые природные ресурсы. Земельные ресурсы.
Минеральные ресурсы.
Мировые природные ресурсы. Земельные ресурсы.
Минеральные ресурсы.
Водные, биологические, рекреационные, ресурсы
Мирового океана
Водные, биологические, рекреационные, ресурсы
Мирового океана
Загрязнения и охрана окружающей среды. Геоэкология.
Контрольная работа.
Население мира
Численность и воспроизводство населения мира
Демографическая политика
Состав населения Земли ( половой, возрастной)
Национальный состав населения П.Р.
Религиозный состав населения Земли
Размещение и миграция населения, расселение,
урбанизация

Количе
ство
часов

1
1
4
1
1
1
1
7
1
1

1
1

1
9
1
1
1
1
1
1

Дата по Дата
по
плану
факту

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

Тематический контроль: население
Мировое хозяйство
Мировое хозяйство в эпоху НТР
Отрасли мирового хозяйства
ТЭК (нефтяная, газовая, угольная, промышленность)
мира
Электроэнергетика мира
Черная металлургия
Цветная металлургия
Машиностроение мира
Химическая и легкая промышленность мира
Сельское хозяйство мира
География транспорта мира
Зачет по теме: Мировое хозяйство
Региональная характеристика. Европа
Экономико-географическое положение.
Природные ресурсы.
Население Зарубежной Европы
Хозяйство стран Европы
Сельское хозяйство стран Европы
Транспорт. Туризм
Общие особенности населения и хозяйства ФРГ.
Составление сравнительной экономико-географической
характеристики двух стран Европы: Швеции, Италии
Субрегион Восточная Европа
Интеграционные процессы в Европе. ЕС.
Зачет по теме: Европа
Региональная характеристика. Азия
Состав, природно-ресурсный потенциал и население
Азии
Хозяйство стран Азии
Япония
Китай.Страны Южной и Юго-Восточной Азии
Китай.
Индия
Страны НИС
Страны Западной Азии
Региональная характеристика. Африка
История открытия и исследования. Природные ресурсы
и хозяйство стран Африки
Различия регионов Африки
Страны Африки (Египет, Ливия, ЦАР)
Страны Африки (Нигерия, ЮАР)

1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Контрольная работа.
Региональная характеристика. Северная Америка
Общая характеристика. Население США
Природные ресурсы и хозяйство США
Макрорайоны США
Канада
Зачет по теме: Северная Америка
Региональная характеристика. Латинская Америка
Общая характеристика. Население Латинской Америки
Хозяйство стран Латинской Америки
Различия регионов Латинской Америки
Особенности географического положения.
Бразилия
Урок- обобщение по теме: Латинская Америка
Глобальные проблемы
Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты
Глобальные проблемы человечества
Стратегия устойчивого развития
Повторение по курсу: «Экономическая и социальная
география мира»
Повторение по курсу: «Экономическая и социальная
география мира»
Резерв

1
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1

Примерные темы рефератов, проектов, творческих работ
1. Сообщение: Государственный строй стран мира
2. Презентация: оценка ресурсообеспеченности
3. Реферат: классификация таблиц стран с различными национальностями или
религиозным составом.
4. Сообщение: Группировки стран
5. Рекламный буклет: Путей миграции населения и крупных агломераций мира
6. Презентация: ТЭК и металлургия мира
7. Реферат: Страны лидеры по отраслям сельского хозяйства
8. Творческий отчет: Составление маршрута кругосветного путешествия

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: ___________________________________________________________________
Предмет: ___________________________________________________________________
Класс: ______________________________________________________________________
№
урока

Тема по КТП

План,
ч.

Факт,
ч.

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Согласовано


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».