Информатика 8 кл., Бурлакова С.И.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18
им.М.А. Концова» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Информатика и ИКТ»
8 класс(ы)

Составитель программы:
учитель информатики Бурлакова С.И.

г. Улан-Удэ
2022-2023 уч.г.

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах
различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных
процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся
на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом
образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают
информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на
основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие
обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные
основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования
средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования
функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности
выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать,
анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию;
передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;
создавать, реализовывать и корректировать планы.
При переходе на дистанционное обучение планируется работа в электронном журнале, на
платформах Учи.ру, РЭШ, Якласс, социальную сеть Вконтакте. Обратная связь с обучающимися
через элетронный журнал, Вайбер, социальные сети.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
 освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
 овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и
других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;
 воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
 выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
 систематизировать подходы к изучению предмета;
 сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением,
обработкой, интерпретацией и хранением информации;
 научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
 показать
основные
приемы
эффективного использования информационных
технологий:
 сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего
образования.
Актуальность программы
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире;
искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию;
2

передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать,
реализовывать и корректировать планы.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
 систематичности;
 научности;
 доступности;
 возможность практического применения полученных знаний;
 реалистичности, с точки зрения возможности усвоения основного содержания;
 целостности;
 вариативности;
 интеграции.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования
//Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В
основе планирования
 Конституция РФ
 Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
 Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»
 ФГОС Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897
 Программы базового курса информатики (Авторы: И.Г. Семакин и др.)
 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, и оздоровления
детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)
 Устав МАОУ «СОШ №18»
 Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ№18»
 Локальные акты МАОУ «СОШ№18»
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных
технологий на ступени основного общего образования. В том числе в 8 классе 34 учебных часов из
расчета 1 учебный час в неделю и в 9 классе 34 учебных часов из расчета 1 учебного часа в неделю.
Данная рабочая программа составлена по курсу «Информатика и ИКТ» 8 класс.
Программа рассчитана на 34 часа. 1 час в неделю.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического
комплекса, в который входят:
 учебник И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова «Информатика и ИКТ
8 кл» - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019»;
 комплект цифровых образовательных ресурсов.
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут. Текущий контроль
осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических
заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме
контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме,
определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
3

Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности
Курс предназначен для изучения в восьмом классе общеобразовательной школы (возраст
учащихся 13-14 лет). Особенности возрастного периода ребенка 13-14 лет характеризуются
необходимостью изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом
формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля обучения и учебной
деятельности.
Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями:
Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах
(включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность
проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки,
дидактической организации материала и пр.).
 Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение
социально-значимого продукта.
 Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное
экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на
выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.
 Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами
людей).
 Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество),
направленная на самореализацию и самоосознание.
 Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.
Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном
учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными
другими участниками образовательного процесса.


Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности.
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах
совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
 Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в
разных видах деятельности.
 Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
 Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно
поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
 Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные
предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и
свою позицию.
 Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения,
переживания, чувства.
 Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими
детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:
4

 с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся
знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с
информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный
аспект поведения при работе с информацией;
 с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее
целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в
развитии личности и общества;
 с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок
формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией
обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к
окружающим.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются
следующие личностные результаты.
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения.
Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную
картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое
значение
имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств
ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой
области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о
современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они,
возможно, смогут принять участие.
2. Формирование коммуникативной компетентности
в общении и сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности.
В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на
коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения.
В задачнике-практикуме, входящем в состав УМК, помимо заданий для индивидуального
выполнения в ряде разделов (прежде всего связанных с освоением информационных технологий),
содержатся задания проектного характера (под заголовком «Творческие задачи и проекты»). В
методическом пособии для учителя даются рекомендации об организации
коллективной работы над проектами. Работа над проектом
требует взаимодействия между учениками — исполнителями
проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования,
контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы
предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена
на формирование коммуникативных навыков учащихся.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа
жизни.
Всё большее время у современных детей занимает работа за
компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому
для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с
правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. курс начинается с
раздела «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК».
Эту тему поддерживает интерактивный ЦОР «Техника безопасности и санитарные нормы» (файл
5

8_024.pps). В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически
контролируется время непрерывной работыучеников за компьютером. Когда время достигает
предельного значения, определяемого СанПиН, происходит прерывание работы программы и
ученикам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После окончания
«физкультпаузы» продолжается работа с программой.
При изучении предмета «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются
следующие метапредметные результаты.
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных,
электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам
верификации, т. е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая
создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных
таблиц, программ (8 класс, главы 3, 4; 9 класс, главы 1, 2), ученики обучаются тестированию.
3. Умения определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики
способствует изучение системной линии. В информатике системная линия связана с
информационным моделированием (8 класс, глава «Информационное моделирование»). При этом
используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема, связи
(отношения, зависимости),
структура, системный эффект. Эти вопросы раскрываются в
дополнении к главе 2 учебника 8 класса, параграфы 2.1. «Системы, модели, графы», 2.2. «Объектноинформационные модели». Логические умозаключения в информатике формализуются средствами
алгебры логики, которая находит применение в разделах, посвященных изучению баз данных (8
класс,
глава 3), электронных таблиц (8 класс, глава 40)
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линий «Представление
информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая, числовая,
графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме — знаковой
форме компьютерного кодирования. Поэтому во всех темах,
относящихся к представлению различной информации, ученики знакомятся с правилами
преобразования в двоичную знаковую форму: 7 класс, глава 3 «Текстовая информация и
компьютер»; глава 4 «Графическая информация и компьютер»; глава 5 «Мультимедиа и
компьютерные презентации»,
тема «Представление звука»; 8 класс, глава 4, тема «Системы счисления».
В информатике получение описания исследуемой системы
(объекта) в знаково-символьной форме (в том числе — и в схематической) называется
формализацией. Путем формализации создается информационная модель, а при ее реализации на
компьютере с помощью какого-то инструментального средства получается компьютерная модель.
Этим вопросам посвящаются: 8 класс, глава 2 «Информационное моделирование»,
а также главы 3 и 4, где рассматриваются информационные
модели баз данных и динамические информационные модели в электронных таблицах.
6

5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии»
(7 класс, главы
3, 4, 5; 8 класс, главы 3, 4) и «Компьютерные телекоммуникации» (8 класс, глава 1).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения
информатики в основной школе отражают:
в сфере познавательной деятельности:
• освоение основных понятий и методов информатики;
• выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и
различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных
системах;
• выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение
внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой
или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки,
деревья и др.);
• преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и
полноты;
• оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной
системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
• развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном
информационном обществе;
• построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием
типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);
• оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
• осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
• построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений
между ними);
• выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и
адекватных поставленной задаче;
• освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
• освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов:
использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его
правильности
путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с
использованием современных программных средств;
• умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности
или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
7

• оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для
хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
• вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования;
построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры
логики;
• построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
• определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора,
компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
• решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств
информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
• понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира
и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
• оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств
очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
• использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных
источников;
• проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их
разрешения;
• приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми
целями;
• следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
• авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы
использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
• осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
• получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью
электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
• овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса
на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
• соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по
телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
• определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные
процессы;
• понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и
технических и экономических ограничений;
• рациональное использование широко распространённых технических средств информационных
технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный
коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон,
8

видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной
школе и в младших классах основной школы;
• знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами
деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
• умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
• использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения
свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
• приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых
измерений и экспериментов;
• выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
• использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов
(форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков,
полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём использования
существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные
таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
• создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей,
слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших
классах основной школы;
• использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных
сообщений, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах
основной школы;
• использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и
динамики их изменения;
• создание и наполнение собственных баз данных;
• приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с
помощью компьютера;
в сфере эстетической деятельности:
• знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных
областей и средствами их создания;
• приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств
информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
в сфере охраны здоровья:
• понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека,
владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами
информационных технологий

Содержание курса информатики и ИКТ для VIII класса (34 ч.)
1. Передача информации в компьютерных сетях 8ч
9

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.
Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые
архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет.
Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами;
Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером
WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя
отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов,
документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
2. Информационное моделирование 5 ч
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.
Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного
моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных
информационных моделей.
3. Хранение и обработка информации в базах данных 10ч
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы
полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и
редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции.
Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы
поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические
величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска;
сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод,
удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в
Интернете).
4. Табличные вычисления на компьютере 11 ч
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты,
числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с
электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных,
изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с
использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и
вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Краеведение интегрируется с темой «Сеть Интернет». Выполнение практической работы
«Путешествие по всемирной паутине». Поиск ответов на вопросы о Родном крае
10

Внеурочная деятельность. Участие в олимпиадах по информатике (школьный этап ВОШ),
конкурсах (КИТ, фотокросс и др) разного уровня, участие в проведении Недели Информатики, в
конкурсах проектов, рисунков, плакатов, посещение онлайн-музеев вычислительной техники.
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательных платформ РЭШ,
ЯКласс, платформ для проведения онлайн уроков – ZOOM, Discord.
Учебно-тематический план
Тематическое планирование по информатике для 8-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
№ Тема
п/п

1

2

3

4

Передача
информации в
компьютерных
сетях
Информационное
моделирование
Хранение и
обработка
информации в базах
данных
Табличные
вычисления на
компьютере

Примерное Виды учебной
количество деятельности
часов (по
программе)
Аналитическая,
8
практическая деятельность

5

Аналитическая,
практическая деятельность

10

Аналитическая,
практическая деятельность

11

Аналитическая,
практическая деятельность

Виды контроля

Самостоятельная работа,
индивидуальная работа,
тест,
Самостоятельная работа,
индивидуальная работа,
тест,
Самостоятельная работа,
индивидуальная работа,
тест
Самостоятельная работа,
индивидуальная работа,
тест

В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях
дискретизации;

11

– строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные
логические уравнения;
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать
изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе
несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на
выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы
управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня
из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время
работы, размер используемой памяти);
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и
процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять
результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для
публикации;
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения
профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального
компьютера и классификации его программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах
данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать
базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с
использованием возможностей современных программных средств;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических
средств ИКТ;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в
соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры
логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и
процессов;
– строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений,
используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки
при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
– понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и
сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
– использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования,
включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции
последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные
программы;
12

– разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия
реальному объекту или процессу;
– применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе
учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
– классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
– понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных
электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и
мобильными устройствами;
– понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности,
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
– критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Учебно-методический комплект:
http://www.openclass.ru/
http://school-collection.edu.ru/
Контрольно-измерительные материалы:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf
Материально-техническое обеспечение:
Аппаратные средства:
 Компьютер
 Проектор
 Принтер
 Модем
 Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со
звуковой информацией
 Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами — клавиатура и мышь.
 Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
 Операционная система - Windows 10
 Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
 Антивирусная программа.
 Программа-архиватор.
 Клавиатурный тренажер.
 Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные
таблицы.
 Система оптического распознавания текста.
 Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Литература
Для учителя:

13

1. Учебно-методического комплект “Информатика и ИКТ” для 8 класса под редакцией И. Г.
Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. ЦОР к практическим работам.
2. http://www.klyaksa.net
3. http://www.uroki.net
4. http://www.edu.rin.ru
5. http://www.scholl-collection.ru

Для учащихся:
1. «Информатика и ИКТ» для 8 класса под редакцией И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В.
Русаков, Л. В. Шестакова.
2. http://www.klyaksa.net
3. http://www.scholl-collection.ru

14

Приложение

1

Кол-во
часов

Номе
р
урока
/занят
ия

Календарно-тематический план преподавания курса Информатика и ИКТ 8 кл
Содержание
Даты
(разделы, темы)
проведения

Передача информации в компьютерных сетях

8

Как устроена компьютерная сеть. ТБ

1

план

факт

Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей
2

Аппаратное и программное обеспечение работы сети.

1

3

Интернет и Всемирная паутина

1

4

Способы поиска в Интернете. Практическая работа

1

5

Передача информации по техническим каналам связи.
Архивирование и разархивирование файлов.
Практическая работа
Веб-страница.

1

Создание простейшей Веб-страницы. Практическая
работа.
Создание простейшей Веб-страницы. Практическая
работа.
Информационное моделирование

1

9

Понятие модели. Графические информационные модели

1

10

Табличные модели.

1

11

Информационное моделирование на компьютере

1

12

Графы. Виды графов.
Практическая работа

1

13

Объектно-информационные модели.
Практическая работа

1

Хранение и обработка информации в базах данных

10

База данных и информационная система

1

6
7
8

14

1

1
5

15

1

16

Логические величины и формулы.

1

17

Таблицы истинности. Практическая работа.

1

18

Условия выбора. Простые логические выражения.

1

19

Формирование простых запросов. Практическая работа.

1

20

Сложные условия поиска.

1

21

Формирование сложных запросов.
Практическая работа.

1

22

Сортировка записей. Ключи сортировки.

1

23

Использование сортировки.
Практическая работа

1

Табличные вычисления на компьютере

11

24

История чисел и систем счисления

1

25

Двоичная система счисления

1

26

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления

1

27

Перевод чисел между системами. Практическая работа

1

28

Представление чисел в памяти компьютера

1

29

Электронные таблицы.

1

30

Расчеты с использованием электронных таблиц.
Практическая работа.

1

31

Функции. Адресация абсолютная и относительная.

1

32

Использование математических функций.
Практическая работа.

1

33

Использование логических функций. Практическая
работа.

1

34

Деловая графика. Практическая работа.

1

Колво
часо
в

Номе
Содержание
р
(разделы, темы)
урока
15
Создание однотабличной БД. Практическая работа

Даты
проведения

16

Содержание
(разделы, темы)

Колво
часо
в

Номе
р
урока
ИТО
ГО:

Даты
проведения

34 часа

Список тем творческих работ, проектов:
1.
Арифметические действия в позиционных системах счисления.
2.
Вывод признаков делимости в различных системах счисления.
3.
Двоичная система счисления.
4.
Действия над числами в различных системах счисления.
5.
Древние системы счисления
6.
Из истории систем счисления.
7.
История систем счисления.
8.
История кодирования информации.
9.
Кодирование и шифрование.
10. Основные результаты теории кодирования.
11. Применение в цифровой электронике двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем
счисления.
12. Современные способы кодирования информации в вычислительной технике.

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: ___________________________________________________________________
Предмет: ___________________________________________________________________
Класс: ______________________________________________________________________
№
урока

Тема по КТП

План.
, ч.

Факт
., ч.

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Согласовано

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».