Индивидуальный проект 11 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета
Индивидуальный проект
11 класс

Составитель программы: Макарова М.А., учитель истории и обществознания

г. Улан-Удэ - 2022

2

Пояснительная записка
Согласно ФГОС среднего общего образования, индивидуальный проект представляет собой
особую форму деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством
учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов,
курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно- творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности,
критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения
приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания
одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках
учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в
виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития
личности обучающегося, способной:
- адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
- проявлять социальную ответственность;
- самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
- конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
- генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы,
постановки задач, вытекающих из этих проблем);
- развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению
гипотез, детализации и обобщению;
- развитие навыков целеполагания и планирования деятельности; -обучение выбору,
освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из
информационного поля;
- развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности
решения проблемы проекта);
- обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;
- развитие навыков конструктивного сотрудничества;
- развитие навыков публичного выступления
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии
(ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно -поисковые технологии,
творческие проекты).
Общая характеристика учебного предмета
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет «Индивидуальный проект»
представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся
в рамках одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает приобретение
3

навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний
и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и
способов действий при решении практических задач, а также развитие способности
проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности
(познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной). В основе
проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить
проблему. Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной
системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной
жизни человека. Если при выполнении групповых проектов в 5-9 классах школьники
совместно проходят все этапы проектной работы, коллективно отвечая за результат проекта,
то в старшей школе перед каждым учеником стоит задача продемонстрировать уже не
отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках
учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в
виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного,
иного.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста;
формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
с другими предметными областями по теме индивидуального проекта ученика
Актуальность изучения курса обусловлена потребностью государства в активном,
самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине
общества, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности
учащихся. Так как она занимает особое место в совокупности компетентностей личности,
обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры.
Более того, познавательная составляющая имманентно присутствует в остальных видах
ключевых компетентностей. В тоже время результаты многочисленных исследований
учёных, методистов, педагогов-практиков свидетельствуют о недостаточном уровне
владения учащимися ключевыми образовательными компетентностями и в том числе
важнейшей из них – учебно-познавательной. Принципами отбора содержания материала
программы являются:
– системность;
– научность;
– доступность;
– возможность практического применения полученных знаний;
–реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за
34 ч.
Нормативные документы, в соответствии или на основании которых составлена рабочая
программа:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования
4

5. Примерная программа. Индивидуальный проект 10-11 кл. М., Просвещение, 2020;
6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 08.09.2020 г. N 28 )
7. Устав МАОУ « СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9.Локальные акты МАОУ «СОШ №18»
3. Место курса «Индивидуальный проект» в учебном плане.
Индивидуальный проект в средней школе изучается с 10 по 11 класс. Общее количество
времени на два года обучения составляет 68 часов. Всего на изучение предмета в 11 классе
выделяется 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели)
4. Общая характеристика учебного предмета в учебном плане
Содержание курса, представленное в настоящей Программе, рассчитано на 34 учебных
часов (1 час в неделю) по Учебному плану школы.
5. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка
Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно
оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно
постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако
особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь
современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же
образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять
взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей
самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное
переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности,
требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение
этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты
кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят
преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как
самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток
выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и
временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется
стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя;
появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои
негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка,
направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно
взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное
экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к
участию в новых видах деятельности.
Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и
некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих
представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток
постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются
степенью самостоятельности и ответственности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к
самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы,
потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не
адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это
5

деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия:
развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и
желание учиться».
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток
стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях,
жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми.
К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить
условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых
подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков
становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета,
знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении
практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им
неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были
бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их
планированию и, в конечном счете, к управлению ими.
Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в
младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных
форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики
самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания
ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности
осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не
только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации,
но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится
поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.
Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями:
• Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах
(включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность
проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки,
дидактической организации материала и пр.).
• Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение
социально-значимого продукта.
• Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное
экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование,
направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного
поведения.
• Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами
людей).
• Творческая деятельность направленная на самореализацию и самоосознание.
Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном
учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с
заинтересованными другими участниками образовательного процесса.
6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе
Программа конкретизирована для 10 класса, так как программа рассчитана на 10-11 классы.
7. Ценностные ориентиры учебного предмета
Учебный предмет «Индивидуальный проект» побуждает у старшеклассников эмоциональноценностное отношение к изучаемому материалу, создает условия для формирования системы
ценностей, позволяющей формировать у них готовность к выбору действий определенной
направленности, критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
6

—в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной
ответственности за Отечество;
—в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
—в формировании разностороннего, интеллектуально - творческого и духовного развития;
—в формировании основ художественного мышления;
—в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной
жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном
поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность
ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской
идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность
в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной
образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
7) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
7

8) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
– ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;
2) структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы;
3) навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее
актуальность;
4) умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
5) выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
6) определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
7) работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их
цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический
список по проблеме;
8) выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные
задачам исследования;
9) оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и
проектной работы;
10) оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых
таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ,
апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция,
моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет
исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
9. Содержание курса «Индивидуальный проект» 34 часа
8

Раздел 1. Введение, 4 часа.
Анализ итогов проектов 10 класса. Анализ достижений и недостатков. Корректировка
проекта с учётом рекомендаций. Планирование деятельности по проекту на 11 класс.
Раздел 2. Условия реализации проекта (модуль 4) 4 ч.
Планирование действий - шаг за шагом по пути к реализации проекта
Источники финансирования проекта. Сторонники и команда проекта. Модель управления
проектами.
Раздел 3. Трудности реализации проекта (модуль 5) 5 ч.
Переход от замысла к реализации проекта. Риски проекта. Практическое занятие
Раздел 4.
Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ (модуль 6) 4 ч.
Позиция эксперта. Критерии анализа и оценивания проектной работы. Оцениваем
проекты сверстников. Оценка начального этапа исследования. Мониторинг выполняемых
работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля.
Раздел 5. Дополнительные возможности улучшения проекта (модуль 7)
6 ч.
Технология как мост от идеи к продукту . Видим за проектом инфраструктуру.
Опросы как эффективный инструмент проектирования.
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.
Использование видеоролика в продвижении проекта.
Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности .
Итоговое повторение
2 ч.
Раздел 6. Презентация и защита проекта (модуль 8)
9 ч.
Представление проектных работ. Основные
процессы
исполнения,
контроля
и
завершения проекта, курсовых работ. Управление завершением проекта. Корректирование
критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Коммуникативные барьеры при
публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного
выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на
незапланированные вопросы. Публичное выступление на трибуне и личность. Подготовка
авторского доклада.
Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления проектов.
Краеведение реализуется путем вкрапления элементов регионального компонента в
индивидуальных проектах по тематическому выбору учащихся. Индивидуальные проекты
учащихся могут отражать:
1. природно-экологическое, географо-демографическое, этническое, национальное,
историческое своеобразие Республики Бурятия;
2.потребность региональной самоидентификации общества, обретение исторической
памяти;
3.региональную специфику.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в школьном НПК «Шаг в будущее» (январь),
выступление на муниципальных научно-практических конференциях в течение года.
Изучение материала может осуществляться дистанционно на таких образовательных
платформах, как: ZOOM, ТестРу. Образовательные ролики с Ютуб так же могут быть
использованы в качестве обучающих ресурсов. Связь с учениками осуществляется через
Вайбер, Вконтакте, электронный журнал.
10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Тематическое планирование по индивидуальному проекту для 11-го класса составлено с
учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
9

предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся ООО:
-опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
-опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
-опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
-опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
-опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
-опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
-опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.

Раздел 2.
Условия
реализации
проекта
(модуль 4)

Раздел
3.
Трудности
реализации
проекта
(модуль 5)

Виды учебной деятельности
Количество
часов

Наименование
разделов
программмы, тем
уроков.
Раздел 1.
Введение

4

4

5

Планировать
свою
проектную
деятельность.
Устанавливать межпредметные связи с
другими предметами.
Работать с различными источниками
информации и литературой по теме
проекта.
Работа с таблицами и схемами.
Постановка целей и задач урока, умение
работать в паре и в группах, видеть и
оценивать результат своей работы.
Находить
дополнительную
информацию
в
официальных
документах, СМИ, сети Интернет по
теме проекта. Умение вести дискуссии
по теме проекта, аргументировать свою
точку зрения, находить ответы в
текстах и документах.
Умение
работать
с
наглядными
материалами
Анализировать
и
сопоставлять
полученную информацию, отбирать
только ту информацию, которая
соответствует проблематике проекта
Систематизировать информацию по
заданным направлениям
Умение систематизировать полученную
информацию,
делать
выводы,
оформлять список литературы, умение
отличать исторический источник от
литературы, выступать перед публикой,
работать с разными источниками
информации. Умение использовать
10

Вид(ы),
контроля.

метод(ы)

Работа с текстом по
заданиям
Тестирование
Фронтальный опрос

Написание
Введения
проектной работы
Представление
источников
литературы по
проекта

Оценка
проекта

и
теме

структуры

Выступление
перед
публикой
Оформление
библиографического
списка
Работа с текстом по
заданиям

Раздел
6.
Презентация
и
защита
проекта
(модуль 8)

9

всего спектра технологий для полного Представления
раскрытия и решения проблемы, выполненной работы.
заявленной в проекте
Оценка возможностей
усовершенствования
проектов
Представление своих проектов и Оценка
оформления
проектных продуктов. Умение делать проекта
презентацию
Оценка защиты проекта
Умения выносить главные аспекты на Оценка
продукта
защиту
проектной работы
Умение выступать перед публикой, Ответы на вопросы по
отстаивать
свою
точку
зрения, теме проекта
подкреплять ее аргументами, вести
диалоги с оппонентами

10. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное
исследование;
- целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные,
коммуникативные способности;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации,
полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат
представление:
- о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
- о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
- об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и
исследования в естественных науках;
- об истории науки;
- о новейших разработках в области науки и технологий;
- о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и
др.);
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных
целей;
- реализовывать готовый проект.
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков.
Обучающиеся смогут:
11

- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно
познавательных задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих
учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
использовать
элементы
математического
моделирования
при
решении
исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для
достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов.
- формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;
- планировать деятельность по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
- реализовать запланированные действия для достижения поставленных цели и задач;
- оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью
презентации результатов работы над проектом;
- осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами
и конечным результатом;
- использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач
образовании;
- осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
- давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование,
конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера,
гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание;
- раскрывать этапы цикла проекта;
- самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при решении
различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей;
- владеть методами поиска, анализа и использования научной информации;
- публично излагать результаты проектной работы
11. Учебно-методическое обеспечение:
1. Половкова М.В., Носов А.В., Половкова Т.В., Майсак М.В. Индивидуальный проект : 1011 кл. (учебное пособие) М., Просвещение.
12

2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология
компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов /Под
ред.проф. Е. Я. Когана. – Самара: Учебная литература, 2019. – 176с.
3. Соколова Н.В. Проблема освоения школьниками метода научного познания Текст. / Н.В.
Соколова // Физика в школе. - 2019. - №6. - с. 7-17.
4. Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы.: учебное
пособие для общеобразовательных организаций/ [Н.В. Антипова, М.В. Половкова и др.].–М.:
Просвещение, 2018
12. Материально-техническое обеспечение:
1. Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных
организаций/ [М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак]. – М.: Просвещение,
2019
Ноутбук
Телевизор
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Глобальная школьная лаборатория: https://globallab.org/ru/#. WaXDS61ePfY.
2. Научная школа человекосообразного образования: http://khutorskoy.ru/ science/.
3. Открытая школа: http://openschool.ru.
4. Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
5. Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
6. Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
7. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
8. Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).
9. Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
10. Проведение опросов (http://anketolog.ru).
11. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).
12. Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
13. Список литературы:
- литература, использованная при составлении программы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования, приказ №413 от 17.05.2012, Министерство образования и науки Российской
Федерации.
2. Половкова М.В., Носов А.В., Половкова Т.В., Майсак М.В. Индивидуальный проект :
10-11 кл. (учебное пособие) М., Просвещение
3.Спиридонова Л.Е., Комаров Б.А.. Индивидуальный проект : рабочая тетрадь. 10-11 кл.
С.-П.: КАРО.
4. Скворцова Я.В. Индивидуальный проект 10-11 кл. Тетрадь-тренажер. М., Интеллектцентр.
- литература, рекомендованная для учащихся:
Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к
открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 3-е изд. – М.: 5 за знания,
2018. – 160 с.
Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных
организаций/ [М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак]. – М.:
Просвещение, 2019

13

14. Приложение к программе:
Календарно - тематический план.
№

Темы разделов (уроков)

К-во
часов

Раздел 1. Введение

4

1-2 Анализ итогов проектов 10 класса. Стартовая
диагностика.

2

3-4 Корректировка проекта с учётом рекомендаций.

2

Раздел 2. Условия реализации проекта (модуль
4)

4

5

Планирование действий - шаг за шагом по пути к
реализации проекта

1

6

Источники финансирования проекта

1

7

Сторонники и команда проекта

1

8

Модель управления проектами

1

Раздел 3.
(модуль 5)
9

Трудности

реализации

проекта

Переход от замысла к реализации проекта

5
1

10 Риски проекта

1

11-13 Практическое занятие

3

Раздел 4.
Предварительная защита
экспертная
оценка
проектных
исследовательских работ (модуль 6)

и
и

4

14 Позиция эксперта

1

15 Критерии анализа и оценивания проектной работы

1

16 Оцениваем проекты сверстников

1

17 Оценка начального этапа исследования

1

Раздел 5. Дополнительные
улучшения проекта (модуль 7)

6

возможности

18 Технология как мост от идеи к продукту

1

19 Видим за проектом инфраструктуру

1

20 Опросы
как
проектирования

эффективный

инструмент

1

21 Возможности социальных сетей. Сетевые формы
проектов

1

22 Использование
проекта

продвижении

1

23 Оформление
и
предъявление
результатов
проектной и исследовательской деятельности

1

видеоролика

в

24-25 Итоговое повторение

2
14

Дата по
плану

Дата по факту

Раздел 6. Презентация и защита проекта
(модуль 8)
26-33 Представление проектных работ

9
8

34 Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее
планирование осуществления проектов.

1

Темы проектов:
1. Психотип человека. Влияние психотипа на процесс обучения
2. Токсичные люди
3. Культура аниме среди школьников
4. Роль компьютерных игр в жизни школьника
5. Выбор за тобой: книга или телевидение
6. Развитие спорта в Бурятии за последние 10 лет
7. Роль физической культуры и туризма в развитии личности
8. Моя земля – мои земляки…
9. Оптимальные способы коррекции эмоционального предэкзаменационного стресса
10. Читать или слушать: выбор человека XXI века
11. Традиции российского образования: вчера и сегодня
12. Национальные музыкальные инструменты бурятского народа

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».