Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ Рабочая программа учебного предмета «Музыка» 6 класс Составитель программы - Орлова Ольга Сергеевна, учитель музыки. г. Улан-Удэ - 2022 2. Пояснительная записка. Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базовым планом, примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 1-7 классы» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С.Шмагиной, рекомендованной Министерством образования науки РФ. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: Образовательная - дать понятия о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; - музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; -о воздействии музыки на человека; -о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью. Развивающая - развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти; способность к сопереживанию; -развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; -овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; Воспитательная - эмоционально-ценностного отношения к музыке; - устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; -музыкального вкуса к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; - слушательской и исполнительской культуры учащихся. Общая характеристика предмета. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов в программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве: мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки, музыка в семье искусств. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационнокоммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника. Актуальность – разными приемами и методами раскрывать прекрасный мир музыки. Реализация данной программы опирается на следующие принципы музыкального образования: • принцип системности; • принцип научности; • принцип увлеченности; • принцип триединства деятельности композитора-исполнителя - слушателя; • принцип «тождества и контраста»; • принцип сходства и различия; • принцип интонационности. Данная программа составлена на основании нормативно – правовых документов: 1.Конституция РФ. 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3.Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г № 1897 с изменениями . 5. Примерная программа Музыка 5-9 классы М., 2018 6.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 7.Устав МАОУ « СОШ №18» 8.Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18» 9.Локальные акты МАОУ « СОШ №18» 3.Место предмета в базисном учебном плане. Рабочая программа по музыке в 6-х классах составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы». Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: «Просвещение», 2011 в соответствии с ФГОС 2 поколения. 4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых рассчитана рабочая программа. Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» отводится 35 часов в год (1 час в неделю). 5.Характеристика возрастных особенностей школьников. Ведущей деятельностью шестиклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование — это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира. Происходит существенное изменение самосознания — повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы - более избирательным. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства. У ребят этого возраста обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего подростка. 6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 6 класса, так как программа рассчитана на 5-7 классы. 7. Ценностные ориентиры учебного предмета. Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе. Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуальнотворческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве. 8.Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты. Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей степени общего образования и отражают: • устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально- творческой деятельности; • общее понятие о значении музыки в жизни человека, значение основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира; • элементарные умения и навыки в различных видах учебно – творческой деятельности. Метапредметные результаты освоения учащимися программы по музыке подразумевают: • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; • оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; • определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; • применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; • участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. Личностными результатами освоения учащимися программы по музыке являются: • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоциональноценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; • совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности; • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. 9.Содержание программного материала уроков музыки в 6 классе. Тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов) Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов. Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе. Урок 2.Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс. Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса. Урок 3. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Урок 4. Два музыкальных посвящения. Картинная галерея Краеведение. Урок в музее им. Сампилова – картинная галерея. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок. Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…». Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке. Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин. Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина. Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Краеведение. Бурятское творчество - союз композиторов и певцов Бурятии. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя). Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены. Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя. Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование. Урок 11. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала. Урок 12. «Фрески Софии Киевской». Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Урок 13. «Перезвоны» Молитва. Краеведение. Одигитриевский собор в Бурятии. Его песнопения. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Урок 14. Образы духовной музыки Западной Европы. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека). .Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека). Урок 15. Образы духовной музыки Западной Европы Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха. Урок 16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов. Урок 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня . Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни. Тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 час) Урок 18. Джаз – искусство 20 века. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз спиричуэл, блюз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки. Урок 19. Вечные темы искусства и жизни. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Урок 20. Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады. Урок 21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада.Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами. Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладеРасширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа. Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейза Урок 23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Урок 24. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов. Урок 25. Образы симфонической музыки «Метель». Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Урок 26.Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки. Урок 27. Симфоническое развитие музыкальных образов. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки. Урок 28. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Урок 29. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Урок 30. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерноинструментальной, симфонической и театральной музыке. Урок 31. Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта» Краеведение. Постановка балета «Ромео и Джульетта» на сцене театра оперы и балета Бурятии. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды. Урок 32. Мир музыкального театра. Мьюзикл. «Вестсайдская история». Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Урок 33. Рок – опера « Орфей и Эвридика». Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Урок 34 Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды Урок 35. Образы киномузыки. Обобщающий урок. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года. Внеурочная деятельность воспитывает обучающихся на изучении тем: Культурные центры г. Улан-Удэ. Истории создания теаров города. Спектакли и оперы театров. Практические работы - исследовательская работа –проекты, выступления с сообщениями по темам уроков, дифференцированные задания. Самостоятельные работы – защита кроссвордов, презентаций, составление и оформление афиш концертов и спектаклей. 10. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование содержит в себе приоритетные ценности. Познавательная сфера: - представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры,в жизни человека и общества; -усваивать особенности языка разных видов искусства,художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусств; Ценностно - ориентационная сфера: - представлять систему общечеловеческих ценностей; - осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественоого искусства; - уважать культуру другого народа,осваивать духовно –нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства,роявлять эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни,ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства. Наименование разделов программы, тем уроков. Кол -во часов на тему. Виды учебной деятельности Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Удивительный мир музыкальных образов Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. 1 Вводный урок Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. 1 Два музыкальных посвящения Картинная галерея 1 «Уноси мое сердце в звенящую даль...». 1 Музыкальный исполнителя. Ф. Шаляпин. 1 Урок воспоминания. 1 Вид контроля: текущий Урок – практика. Метод: устный. Метод наблюде ния и поиска. образ и мастерство Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. 1 Вид(ы), метод(ы) контроля Вид контроля: текущий Метод: устный. Взаимо-оценка. Урок восприятия Вид контроля: текущий. Метод эмоционального воздействия. Урок сравнения Вид контроля: текущий Метод: устный. Метод восприятия. Интегрирован Вид контроля: ный урок. текущий Метод: устный Урок – Вид контроля: театрализация текущий Метод: устный Фронтальный опрос. Метод творческого поиска. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. 1 Урок пения Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь». 1 Урок анализа. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. 1 Образы русской народной и духовной музыки. Русская духовная музыка. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской» 1 1 «Перезвоны». Молитва. Песенная природа русской музыки. 1 Образы духовной музыки Западной Европы «Небесное и земное» в музыке И.С. Баха 1 Образы духовной музыки Западной Европы Полифония. Фуга. Хорал 1 Образы скорби и печали Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» 1 Авторская песня: прошлое и настоящее. 1 Джаз. 1 Вечные темы искусства в жизни. 1 Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. 1 Вид контроля: текущий Метод сравнения. Вид контроля: текущий Метод: устный. Взаимо-оценка. Урок – практика. Вид контроля: текущий. Метод эмоционального воздействия. Интегрирован Вид контроля: ный урок. текущий Метод: устный. Метод восприятия. Урок изучения Вид контроля: текущий Метод: устный. Метод восприятия Урок познания. Вид контроля: текущий Метод: устный. Взаимо-оценка. Вид контроля: текущий. Урок восприятия Метод эмоционального воздействия. Интегрирован Вид контроля: ный урок. текущий Метод: устный. Метод восприятия. Урок Вид контроля: представления. текущий Метод: устный. Метод восприятия Размышление и Вид контроля: исполнения текущий Метод: устный. Взаимо-оценка. Интегрирован Вид контроля: ный урок. текущий Метод: устный. Взаимо-оценка. Интегрирован Вид контроля: ный урок. текущий Метод: устный. Взаимо-оценка. Урок рассказ. Вид контроля: текущий. Метод эмоционального воздействия. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. 1 Инструментальный концерт. Итальянский концерт. 1 Космический пейзаж. 1 Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель», «Тройка». 1 Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» Весна и осень. Романс. Пастораль. 1 Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». 1 Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен. 1 Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». 1 Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». 1 Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». 1 Мир музыкально театра. Балет «Ромео и Джульетта». 1 Вводный урок Вид контроля: текущий Метод: устный. Метод восприятия. Урок –практика Вид контроля: текущий Метод: устный. Взаимо-оценка. Интегрирован Вид контроля: ный урок текущий. Метод эмоционального воздействия. Урок Вид контроля: размышления текущий Метод: устный. Метод восприятия. Урок сравнения. Вид контроля: текущий Метод: устный. Взаимо-оценка. Урок Вид контроля: поэтичности. текущий. Метод эмоционального воздействия. Урок с Вид контроля: зарисовками. текущий. Метод эмоционального воздействия. Вводный урок. Вид контроля: текущий Метод: устный. Метод восприятия. Урок углубления Вид контроля: знаний текущий Метод: устный. Взаимо-оценка. Урок познания Вид контроля: текущий. Метод эмоционального воздействия. Урок Вид контроля: воспоминание текущий. Метод эмоционального воздействия. Мир музыкально театра. Мюзикл «Вестсайдская история». 1 Рок – опера «Орфей и Эвридика». 1 Образы киномузыки.Урок обобщения 1 Урок углубления Вид контроля: темы текущий Метод: устный. Метод восприятия. Урок обобщения Вид контроля: текущий Метод: устный. Взаимо-оценка. Урок Вид контроля: путешествие текущий Метод: устный. Метод восприятия. 11. Планируемые результаты изучения учебного предмета: Выпускник научится: -понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; -знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений; - различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; - по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная; - анализировать различные трактовки одного и то же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; - раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства; - владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений; -развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов); -совершенствовать умения и навыки самообразования. Выпускник получит возможность научиться: • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической муз ыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства; • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкальноритмическом движении,пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразител ьной деятельности; • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые ихпроизведения и интерпретации; приводить примеры их произведений; • ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи; • наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.); раскрывать об разный строй художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; • передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественноэстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов); • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и посещении концертов, театров и др.; • высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности; • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музиц ирова ния (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах); • решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных событиях школы. 12. Учебно-методический комплект: • Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2020 г. • Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Рабочая тетрадь «Музыка. 6 класс» М., Просвещение, 2020 г. 13. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса: Печатное пособие: Г.П. Сергеева. Программа общеобразовательных учреждений «Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г. Методическое пособие для учителя «Музыка 1 классы», М., Просвещение, 2012 Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2009 г Журнал «Музыка в школе» Технические средства обучения: ноутбук, фортепиано, музыкальный центр, музыкальные инструменты. Цифровые средства обучения: «DVD «Комплекс Уроков по Музыке по ФГОС» Г.П.Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г. Фонохрестоматия для 6 класса (6 аудио кассет) Диски, кассеты. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку» Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий» Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве" Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.» Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» Учебно – практическое оборудование: Справочные пособия Дидактический раздаточный материал Альбомы с демонстрационным материалом Портреты композиторов Театральный реквизит 14. Контрольно – измерительные материалы: 1. Задания в рабочей тетради для 6 класса. 2. Золина. Л.В. «Уроки музыки» с применением информационных технологий. 1-8 классы. Москва. Глобус. 2008 г. 3.Смолина Е.А.. «Современный урок музыки». Творческие приемы и задания. Ярославль. Академия развития. 2007 г. 4. Ткачева Е.Е.« Музыкальный вернисаж». Методическое пособие. Санкт - Петербург. «Книжный мир». 2004 г. 5. Экерт Я. Ребусы, шарады, сканворды о музыкантах. «500 музыкальных загадок». Москва. «Советский композитор №, 1972 г. 15. Список литературы: - литература, использованная при составлении программы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) 2. Примерная программа, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта по предмету. М., Просвещение, 2011 3. «Комплекс Уроков по Музыке по ФГОС» 4.Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания/Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2007. 5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М. Астрель-Аст, 2005 г. - литература, рекомендованная для учащихся: 1.Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей/ И.А. Агапова. М.А. Давыдова- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006. 2.Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся/ Ю.С. Булучевский. В.С. Фомин. – Л, Музыка, 1988. 3.Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке/ Д.Б. Кабалевский. – м.: Просвещение. 1989. 4.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца./ Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1989 16. Приложение к программе: Календарно – тематический план. Кол-во часов № урока Тема урока Дата по плану Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 часов) 1 1 1 2 1 3 4 5 6 7 1 1 1 1 1 8 9 1 1 10 1 11 12 13 1 1 1 14 15 1 Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Удивительный мир музыкальных образов Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Два музыкальных посвящения Картинная галерея «Уноси мое сердце в звенящую даль...». Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф. Шаляпин. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь». Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки. Русская духовная музыка. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской» «Перезвоны». Молитва. Песенная природа русской музыки. Образы духовной музыки Западной Европы «Небесное и земное» в музыке И.С. Баха Образы духовной музыки Западной 1неделя сентября 2неделя сентября 3неделя сентября 4 неделя сентября 1 неделя октября 2 неделя октября 3 неделя октября 4 неделя октября 1 неделя ноября 2 неделя ноября 3 неделя ноября 4 неделя ноября 1 неделя декабря 2 неделя декабря 3 неделя Дата по факту 1 16 1 Европы Полифония. Фуга. Хорал Образы скорби и печали Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» Авторская песня: прошлое и настоящее. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 декабря 4 неделя декабря 1и 2 неделя января Раздел 2. «Мир образов камерной и симфонической музыке» 18ч 1 Джаз. 2 неделя января 1 Вечные темы искусства в жизни. 3 неделя января 1 Образы камерной музыки. Могучее 4 неделя царство Шопена. января 1 Инструментальная баллада. Ночной 1 неделя пейзаж. февраля 1 Инструментальный концерт. 2 неделя Итальянский концерт. февраля 1 Космический пейзаж. 3 неделя февраля 1 Образы симфонической музыки. 4 неделя Музыкальные иллюстрации к повести февраля А.С. Пушкина «Метель», «Тройка». 1 Музыкальные иллюстрации к повести 1 неделя А.С. Пушкина «Метель» марта Весна и осень. Романс. Пастораль. 1 Симфоническое развитие музыкальных 2 неделя образов. марта «В печали весел, а в веселье печален». 1 Симфоническое развитие музыкальных 3 неделя образов. марта Связь времен. 1 Программная увертюра. 1 неделя Увертюра «Эгмонт». апреля 1 Программная увертюра. 2 неделя Увертюра «Эгмонт». апреля 1 Увертюра-фантазия «Ромео и 3 неделя Джульетта». апреля 1 Мир музыкально театра. 4 неделя Балет «Ромео и Джульетта». апреля 1 1 Мир музыкально театра. Мюзикл «Вестсайдская история». Рок – опера «Орфей и Эвридика». 1 неделя мая 2 неделя 34 35 1 1 Музыка в отечественном кино. «Ромео и Джульетта» в кино ХХ века. Образы киномузыки. Обобщение тем года. мая 3 неделя мая 4 неделя мая Списки тем творческих работ, проектов: 1.Фрески Софии Киевской – орнамент – реферат. 2.Проект «Я помню вальса звук прелестный…» 2.Исследовательский проект «Небесное и земное в музыке И.С.Баха»