Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ Рабочая программа учебного предмета «Музыка» 8 класс Составитель программы - Орлова Ольга Сергеевна, учитель музыки. г. Улан-Удэ – 2022 2.Пояснительная записка Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Разработана на основе авторской программы «Музыка» для 8х классов», авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Москва, Просвещение, 2011 год. Цель – ввести обучающихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в них музыкальную культуру как часть духовной культуры. Задачи: Образовательная: - научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека; - научить ориентироваться в многожанровости и направлениях музыкального искусства; - познакомить с биографией и творчеством великих композиторов. Развивающая: - привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства; - научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства; - содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру. Воспитательная: - способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к музыкальному искусству; - сформировать систему знаний, направленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений. Общая характеристика предмета. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций школьника. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, творческие домашние задания. При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ. В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креактивности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др. Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений». Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др. Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов. Актуальность: обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Реализация данной программы опирается на следующие принципы музыкального образования: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод создания «композиций»; метод перспективы и ретроспективы; метод проектов. Данная программа составлена на основании нормативно – правовых документов: 1.Конституция РФ. 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3.Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г № 1897 с изменениями. 5. Примерная программа Музыка 5-9 классы М., 2018 6.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 7.Устав МАОУ « СОШ №18» 8.Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18» 9.Локальные акты МАОУ « СОШ №18» 3.Место предмета в базисном учебном плане. Рабочая программа по музыке в 8-х классах составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-8 классы». Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: «Просвещение», 2011 в соответствии с ФГОС 2 поколения. 4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых рассчитана рабочая программа. Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» отводится 34 часа в год (1 час в неделю). 5.Характеристика возрастных особенностей школьников. У ребят этого возраста обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего подростка. Появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений. Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя. Происходит существенное изменение самосознания — повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. К уроку музыки относятся с привзятым мнением, ведь у каждого наушники, сотовые, плейеры. 6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 8 класса, так как программа рассчитана на возраст данного класса. 7. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. В музыке, как и во всяком искусстве, мы различаем не только количество, но и качество. Поэтому, как бы много человек не знал музыки, это ещё не свидетельствует о том, что он не умеет отличить настоящее большое искусство от лёгкого развлечения и даже просто от плохой музыки. Темы этого года: «Жанровое многообразие музыки» «Музыкальный стиль – камерон эпохи» помогают ответить и разобраться в данных вопросах. Обучающийся должен понять смысл словосочетания «музыкальный стиль» «Стиль – это человек» (Ж.Л.Бюффон). Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: «диалог поколений». Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в конспекте культуры разных эпох. Национально – региональный компонент Введение национально – регионального компонента в учебном плане 8 класса придаёт преподаванию предмета «Музыка» значимые черты, отражает в содержании и учебном процессе культурные, природные, социальные проблемы региона, края, своей местности. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию особенностей культуры Бурятии, её природного своеобразия. Таким образом, цель введения национально-регионального компонента - это создание условий для развития личности обучающихся, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы, общества, культуры. Он способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к родному краю, создает положительный образ территории своей малой Родины. Национально-региональный компонент включает информационный материал: История становления музыкальной культуры родного края, интересные факты из жизни музыкальных коллективов (профессиональных и любительских), исполнителей, авторов уникальных музыкальных произведений, которые отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности (города, района, поселка) или целого региона, музыкальный фольклор. Материальная и духовная культура, музыкальные и обрядовые традиции народов, проживающих в Бурятии. Образы разных народов. Музыкальный материал (песенный, инструментальный), сочетающийся с темой и проблемой урока и являющий собой особенность духовной культуры людей, проживающих в Бурятии. драматургического развития. 8.Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты. Предметные результаты: - первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа; - основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества. - активное творческое восприятие музыки различных жанров, форм, стилей; - слышание музыкальной речи как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; - ориентирование в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края); - наблюдение за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия. Метапредметные результаты: -логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств; - применение методов наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач; - обсуждение проблемных вопросов, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - понимание различия отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения; - осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей; - использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; - пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; - понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; - слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; - понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях. Личностные результаты: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия. - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры; - формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкальнотворческой деятельности учащихся. 9. Содержание тем учебного курса Раздел 1. « Жанровое многообразие музыки» 17 часов. Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке. Художественный образ – стиль – язык. Песня – самый демократичный жанр. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой « простой» и « сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох. Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке. Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.). Раздел 2. Романтизм. Есть ли у красоты свои законы. Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов. Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-Н – ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика. Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как « многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений. I четверть. 1.Искусство в жизни современного человека. (3часа) 1. Урок. Искусство вокруг нас. Жанровое многообразие музыки 2.Урок. Художественный образ – стиль – язык. Песня – самый демократичный жанр. 3.Урок. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Особенности песенной музыки. 2.Искусство открывает новые грани мира. (7 часов) 4.Урок. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Многообразие жанров народного песенного искусства. 5.Урок. Зримая музыка. Духовное и светское песенное искусство. 6.Урок. Песня вчера, сегодня, завтра. 7.Урок. Танец сквозь века. 8.Урок. Танцевальная музыка прошлого и настоящего. Краеведение. Танцевальная культура Бурятии. 9.Урок. Развитие танцевальной музыки. Музыкальный портрет. Александр Невский. II четверть 10.Урок. Танец, его значение в жизни человека. Портрет композитора в литературе и кино. 3.Искусство как универсальный способ общения. (7 часов) 11.Урок. Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров. Мир в зеркале искусства. 12.Урок. Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. Роль искусства в сближении народов 13.Урок. Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? 14.Урок. Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. Краеведение. Музыка композиторов Бурятии. 15.Урок. Марш, его значение в жизни человека. 16.Урок. Жанровое многообразие музыки. Символы в жизни и искусстве. III четверть 17.Урок. Музыкальный стиль. Музыкально-поэтическая символика огня. 4. Красота в искусстве и жизни. (10 часов) 18.Урок. Взаимосвязи музыки с другими видами искусства. Что есть красота. 19.Урок. Барокко. Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. 20.Урок. Классицизм. Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка Краеведение. Театр оперы и балета. 21.Урок. Романтизм. Есть ли у красоты свои законы. 22.Урок. Реализм. Есть ли у красоты свои законы. 23.Урок. Импрессионизм. Всегда ли люди одинаково понимали красоту. 24.Урок. Неоклассицизм и классический авангард. Всегда ли люди одинаково понимали красоту. 25.Урок. Джаз. Великий дар творчества: радость и красота созидания. 26.Урок. Рок-н-рол. Как соотноситься красота и польза. IV четверть 27.Урок. Кантри и фолк-рок, этническая музыка. Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. 5. Прекрасное пробуждает доброе. (7 часов) 28.Урок. Арт-рок. Преобразующая сила искусства. 29.Урок. Хард-рок и хэви-метал. Преобразующая сила искусства. 30.Урок. Рэп. Эстрада.Преобразующая сила искусства. 31.Урок. Авторская песня.Преобразующая сила искусств. Авторская песня бурятских исполнителей. 32.Урок. Стилизация и полистилистика. Преобразующая сила искусства. 33.Урок. Музыкальный ринг.Преобразующая сила искусства. 34.Урок. Традиции и новаторство в музыке.Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». Внеурочная деятельность – взаимосвязь музыки с другими искусствами различными способами художественного познания мира. Практические творческие работы. Эмоционально – образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной классики. Объекты культуры для посещения: музеи, концертныезалы, театры, кинотеатры. 10. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование содержит в себе следующее: - умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы; - умение работать с разными источниками информации, аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства; -представлять место и роль музыкального искусства в жизни человекка и общества; -различать особенности музыкального языка; - различать основные жанры народной и профессиональной музыки; -применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале. Наименование разделов программы, тем уроков. Кол -во часов на тему. Виды учебной деятельности 1.Искусство в жизни современного человека. (3часа) Вид(ы), метод(ы) контроля 1.Искусство в жизни современного человека. (3часа) 1 Вводный урок Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение Художественный образ – стиль – язык. Песня – самый демократичный жанр. 1 Урок восприятия Устный контроль. Интонационнообразный анализ прослушанной музыки Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Особенности песенной музыки. 1 Урок сравнения Слушание музыки. Интонационнообразный анализ 2.Искусство открывает новые грани мира. (7 часов) Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Многообразие жанров народного песенного искусства. 1 Урок – театрализация Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическое интонирование Зримая музыка. Духовное и светское песенное искусство. 1 Урок воспоминания. Слушание музыки. Интонационнообразный и сравнительный анализ. Вокальнохоровое интонирование. Определение тембров музыкаль ных инструментов. Песня вчера, сегодня, завтра. 1 Урок – практика. Беседа.. Слушание музыки. Хоровое пение. Сравнение музыкальных и художественных произведений Танец сквозь века. 1 Урок исследования. Слушание музыки. Интонационнообразный и сравнительный анализ.. Определение средств музыкальной выразительности Танцевальная музыка прошлого и настоящего. 1 Урок анализа. Слушание музыки. Интонационнообразный и сравнительный анализ. Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Развитие танцевальной музыки. Музыкальный портрет. Александр Невский. 1 Урок – практика. . Слушание музыки. Интонационнообразный и сравнительный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. Танец, его значение в жизни человека. Портрет композитора в литературе и кино. 1 Интегрированный урок. Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационнообразный и сравнительный метод. Краеведение Танцевальная культура Бурятии. 3.Искусство как универсальный способ общения. (7 часов) Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров. Мир в зеркале искусства. 1 Урок познания. Слушание музыки. Интонационнообразный и сравнительный анализ. Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. Роль искусства в сближении народов 1 Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? 1 Интегрированный урок. Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. 1 Урок представления. Устный контроль. Интонационнообразный анализ прослушанной музыки Марш, его значение в жизни человека. 1 Размышление и исполнения Слушание музыки. Интонационнообразный анализ Жанровое многообразие музыки. Символы в жизни и искусстве. 1 Интегрированный урок. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационнообразный анализ. Урок восприятия Краеведение. Музыка композиторов Бурятии. Рассуждение. Слушание музыки. Интонационнообразный и сравнительный анализ III четверть Музыкальный стиль. Музыкально-поэтическая символика огня. 1 Урок рассказ. 4. Красота в искусстве и жизни. (10 часов) Устный контроль. Слушание музыки. Интонационнообразный и сравнительный анализ.. Определение тембров музыкальных инструментов. Взаимосвязи музыки с другими видами искусства. Что есть красота? 1 Урок – практика Устный контроль. Слушание музыки. Интонационнообразный и сравнительный анализ. Хоровое пение. Определение средств музыкальной выразительности Барокко. Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. 1 Интегрированный урок Слушание музыки. Интонационнообразный и сравнительный анализ. Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение Классицизм. Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. 1 Урок размышления Устный контроль. Слушание музыки. Интонационнообразный и сравнительный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. 1 Урок сравнения. Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Инто национнообразный и сравнительный Краеведение. Театр оперы и балета. Романтизм. Есть ли у красоты свои законы. метод. Реализм. Есть ли у красоты свои законы. 1 Урок поэтичности. Слушание музыки. Интонационнообразный анализ. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение Импрессионизм. Всегда ли люди одинаково понимали красоту. 1 Урок с зарисовками. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационнообразный и сравнительный анализ. Неоклассицизм и классический авангард. Всегда ли люди одинаково понимали красоту. 1 Вводный урок. Устный контроль. Рассуждение. Слушание музыки. Интонационнообразный и сравнительный анализ Джаз. Великий дар творчества: радость и красота созидания. 1 Урок углубления знаний Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение Рок-н-рол. Как соотноситься красота и польза. 1 Урок познания Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение IV четверть Кантри и фолк-рок, этническая музыка. Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. 1 Урок углубления темы 5. Прекрасное пробуждает доброе. (7часов) Устный контроль. Слушание музыки. Интонационнообразный и сравнительный анализ. Хоровое пение Арт-рок. Преобразующая сила искусства. 1 Урок путешествие Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационнообразный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение Хард-рок и хэвиметал. Преобразующая сила искусства. 1 Урок познания Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интонационнообразный и сравнительный анализ. Определение приемов музыкального развития. Хоровое пение Рэп. Эстрада. 1 Урок восприятия Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Вокальнохоровое интонирование и хоровое пение 1 Урок сравнения Устный контроль. Слушание музыки. Преобразующая сила искусства. Авторская песня. Преобразующая сила искусств. Определение формы, средств музыкальной выразительности. Хоровое пение Авторская песня бурятских исполнителей Стилизация и полистилистика. Преобразующая 1 Интегрированный урок. Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационнообразный анализ. Определение принципов развития музыки. сила искусства. Музыкальный ринг. 1 Урок – театрализация Беседа. Устный контроль. Интонационнообразный анализ. 1 Урок воспоминанияи анализа. Устный и письменный контроль. Беседа. Хоровое пение. Определение тембров музыкальных инструментов Преобразующая сила искусства. Традиции и новаторство в музыке. Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». 11. Планируемые результаты изучения учебного предмета: Выпускник научится: - понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); - понимать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; - понимать основные жанры народной и профессиональной музыки; - понимать основные формы музыки; - понимать характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов; - понимать музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения; - знать имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей; - понимать виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; - понимать многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении; - понимать особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада, авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония); Выпускник получит возможность научиться: -определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная; -владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений; -анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; -раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства; -развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов). -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.; -проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. 12. Учебно-методический комплект: • Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Учебник «Музыка. 8 класс», М., Просвещение, 2020г. • Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Рабочая тетрадь «Музыка. 8 класс» М., Просвещение, 2020 г. 13. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса: Печатное пособие: Г.П. Сергеева. Программа общеобразовательных учреждений «Музыка 5-8 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2020г. Методическое пособие для учителя «Музыка 8 классы», М., Просвещение, 2020 Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 8 класс», М., Просвещение, 2009 г Журнал «Музыка в школе» Технические средства обучения: ноутбук, фортепиано, музыкальный центр, музыкальные инструменты. Цифровые средства обучения: «DVD «Комплекс Уроков по Музыке по ФГОС» Г.П.Сергеева «Музыка. 8 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г. Фонохрестоматия для 8 класса (6 аудио кассет) Диски, кассеты. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку» Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий» Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве" Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.» Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» Учебно – практическое оборудование: Справочные пособия Дидактический раздаточный материал Альбомы с демонстрационным материалом Портреты композиторов Театральный реквизит 14. Контрольно – измерительные материалы: 1. Задания в рабочей тетради для 8 класса. 2. Золина. Л.В. «Уроки музыки» с применением информационных технологий. 1-8 классы. Москва. Глобус. 2008 г. 3.Смолина Е.А.. «Современный урок музыки». Творческие приемы и задания. Ярославль. Академия развития. 2007 г. 4. Ткачева Е.Е.« Музыкальный вернисаж». Методическое пособие. Санкт - Петербург. «Книжный мир». 2004 г. 5. Экерт Я. Ребусы, шарады, сканворды о музыкантах. «500 музыкальных загадок». Москва. «Советский композитор №, 1972 г. 15. Список литературы: Литература, использованная при составлении программы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) 2. Примерная программа, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта по предмету. М., Просвещение, 2011 3. «Комплекс Уроков по Музыке по ФГОС» 4.Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания/Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2007. 5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М. Астрель-Аст, 2005 г. Литература, рекомендованная для учащихся: 1.Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей/ И.А. Агапова. М.А. Давыдова- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006. 2.Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся/ Ю.С. Булучевский. В.С. Фомин. – Л, Музыка, 1988. 3.Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке/ Д.Б. Кабалевский. – м.: Просвещение. 1989. 4.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца./ Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1989 16. Приложение к программе: Календарно – тематический план. Кол-во часов № урока 1 Искусство вокруг нас. Жанровое многообразие музыки 1 Художественный образ – стиль – язык. Песня – самый демократичный жанр. 2неделя сентября 1 Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Особенности песенной музыки. 3неделя сентября 3 1 Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Многообразие жанров народного песенного искусства. 4 неделя сентября 1 Зримая музыка. Духовное и светское песенное искусство. 1 неделя октября 1 Песня вчера, сегодня, завтра. 1 Танец сквозь века. 1 Танцевальная музыка прошлого и настоящего. 2 неделя октября 3 неделя октября 4 неделя октября 4 5 7 8 Краеведение Танцевальная культура Бурятии. 1 Развитие танцевальной музыки. Музыкальный портрет. Александр Невский. 1 неделя ноября 1 Танец, его значение в жизни человека. Портрет композитора в литературе и кино. 2 неделя ноября 1 Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров. Мир в зеркале 3 неделя ноября 9 10 11 1неделя сентября 1 2 6 Тема урока Дата по плану Дата по факту искусства. 1 Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. Роль искусства в сближении народов 4 неделя ноября 1 Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? 1 неделя декабря 1 Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. 2 неделя декабря 12 13 14 15 Краеведение. Музыка композиторов Бурятии. 1 Марш, его значение в жизни человека. 1 Жанровое многообразие музыки. Символы в жизни и искусстве. 1 Музыкальный стиль. Музыкальнопоэтическая символика огня. 1 Взаимосвязи музыки с другими видами искусства. Что есть красота? 1и 2 неделя января 2 неделя января 1 Барокко. Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. 3 неделя января 1 Классицизм. Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. 4 неделя января 16 17 18 19 20 3 неделя декабря 4 неделя декабря Краеведение. Театр оперы и балета. 1 Романтизм. Есть ли у красоты свои законы. 1 неделя февраля 1 Реализм. Есть ли у красоты свои законы. 2 неделя февраля 1 Импрессионизм. Всегда ли люди одинаково понимали красоту. 3 неделя февраля 1 Неоклассицизм и классический авангард. Всегда ли люди одинаково понимали красоту. 4 неделя февраля 1 Джаз. Великий дар творчества: радость 1 неделя 21 22 23 24 25 и красота созидания. марта 1 Рок-н-рол. Как соотноситься красота и польза. 2 неделя марта 1 Кантри и фолк-рок, этническая музыка. Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве 3 неделя марта 1 Арт-рок. Преобразующая сила искусства. 1 неделя апреля 1 Хард-рок и хэвиметал. Преобразующая сила искусства. 2 неделя апреля 1 Рэп. Эстрада. 3 неделя апреля 26 27 28 29 30 Преобразующая сила искусства. 1 Авторская песня. Преобразующая сила искусств. 4 неделя апреля 31 Авторская песня бурятских исполнителей 1 Стилизация и полистилистика. Преобразующая сила искусства. 1 неделя мая 1 Музыкальный ринг. 2 неделя мая 32 33 Преобразующая сила искусства. 1 34 Традиции и новаторство в музыке. Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». 3 неделя мая Весенняя сказка «Снегурочка». Списки тем творческих работ, проектов: 1. «Арт-рок. Преобразующая сила искусства» – реферат. 2.Проект «Всегда ли люди одинаково понимали красоту музыки?» 3.Исследовательский проект «Рок-н-рол. Джаз»