Рабочая программа Музыка 8 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета
«Музыка»
8 класс

Составитель программы - Орлова Ольга Сергеевна, учитель музыки.

г. Улан-Удэ – 2022

2.Пояснительная записка
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента
государственного образовательного стандарта основного образования по искусству.
Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством
образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта
основного общего образования. Разработана на основе авторской программы «Музыка»
для 8х классов», авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Москва, Просвещение,
2011 год.
Цель – ввести обучающихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить
и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в них музыкальную
культуру как часть духовной культуры.
Задачи:
Образовательная:
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- научить ориентироваться в многожанровости и направлениях музыкального искусства;
- познакомить с биографией и творчеством великих композиторов.
Развивающая:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему
миру.
Воспитательная:
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе
приобщения к музыкальному искусству;
- сформировать систему знаний, направленных на осмысленное восприятие музыкальных
произведений.
Общая характеристика предмета.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и
планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей
развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций
школьника.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности,
главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней,
творческие домашние задания.
При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой

музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.
В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной
деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развития креактивности, исследовательских умений и
навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для
исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем
сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие
современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.
Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация
простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе:
« диалог поколений».
Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в
выполнении творческих заданий и др.
Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте
культуры разных эпох.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ
музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита
исследовательских проектов.
Актуальность: обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного
края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Реализация данной программы опирается на следующие принципы музыкального
образования:
 метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
 метод эмоциональной драматургии;
 метод интонационно-стилевого постижения музыки;
 метод художественного контекста;
 метод создания «композиций»;
 метод перспективы и ретроспективы;
 метод проектов.
Данная программа составлена на основании нормативно – правовых документов:
1.Конституция РФ.
2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3.Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования,
утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г № 1897
с изменениями.
5. Примерная программа Музыка 5-9 классы М., 2018
6.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20
7.Устав МАОУ « СОШ №18»

8.Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9.Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
3.Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа по музыке в 8-х классах составлена на основе государственного
образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы
общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-8 классы».
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: «Просвещение», 2011 в соответствии с ФГОС 2
поколения.
4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых рассчитана
рабочая программа.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» отводится 34 часа в год (1 час
в неделю).
5.Характеристика возрастных особенностей школьников.
У ребят этого возраста обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным
предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых
характерных черт нынешнего подростка.
Появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в
свои варианты.
Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение
образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с
миром социальных отношений.
Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные
и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется
стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя.
Происходит существенное изменение самосознания — повышается значимость
собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают
в целостное отношение к себе.
К уроку музыки относятся с привзятым мнением, ведь у каждого наушники, сотовые,
плейеры.
6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе.
Программа конкретизирована для 8 класса, так как программа рассчитана на возраст
данного класса.
7. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В музыке, как и во всяком искусстве, мы различаем не только количество, но и качество.
Поэтому, как бы много человек не знал музыки, это ещё не свидетельствует о том, что он
не умеет отличить настоящее большое искусство от лёгкого развлечения и даже просто от
плохой музыки. Темы этого года: «Жанровое многообразие музыки» «Музыкальный стиль
– камерон эпохи» помогают ответить и разобраться в данных вопросах. Обучающийся
должен понять смысл словосочетания «музыкальный стиль» «Стиль – это человек»
(Ж.Л.Бюффон). Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в
целом, к окружающему миру. Эволюция форм бытования музыки в художественной
культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в

исторической ретроспективе: «диалог поколений». Особенности музыкального языка,
инструментария, манеры исполнения в конспекте культуры разных эпох.
Национально – региональный компонент
Введение национально – регионального компонента в учебном плане 8 класса придаёт
преподаванию предмета «Музыка» значимые черты, отражает в содержании и учебном
процессе культурные, природные, социальные проблемы региона, края, своей местности.
Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию особенностей культуры Бурятии, её
природного своеобразия. Таким образом, цель введения национально-регионального
компонента - это создание условий для развития личности обучающихся,
формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в
отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в
оптимальном соотношении природы, общества, культуры. Он способствует воспитанию
чувства патриотизма и любви к родному краю, создает положительный образ территории
своей малой Родины.
Национально-региональный компонент включает информационный материал:
История становления музыкальной культуры родного края, интересные факты из жизни
музыкальных коллективов (профессиональных и любительских), исполнителей, авторов
уникальных музыкальных произведений, которые отражают миропонимание и
мироощущение жителей определенной местности (города, района, поселка) или целого
региона, музыкальный фольклор.
Материальная и духовная культура, музыкальные и обрядовые традиции народов,
проживающих в Бурятии. Образы разных народов.
Музыкальный материал (песенный, инструментальный), сочетающийся с темой и
проблемой урока и являющий собой особенность духовной культуры людей,
проживающих в Бурятии.
драматургического развития.
8.Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Предметные результаты:
- первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
- основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
- представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного
и профессионального музыкального творчества.
- активное творческое восприятие музыки различных жанров, форм, стилей;
- слышание музыкальной речи как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней
выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной
речи разных композиторов;
- ориентирование в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России
(в том числе родного края);
- наблюдение за процессом музыкального развития на основе сходства и различия
интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития
музыкальных образов и их взаимодействия.
Метапредметные результаты:
-логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений
и подтверждающих их доказательств;
- применение методов наблюдения, экспериментирования, моделирования,
систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении
различных учебных задач;
- обсуждение проблемных вопросов, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества,
сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- понимание различия отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно
воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их
образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять
творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
- осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального
произведения), синтеза как составления целого из частей;
- использовать разные типы моделей при изучении художественного явления
(графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать
различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с
содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
- пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи;
- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении,
принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения;
- понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и
учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной
музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных
народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих
закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности
нравственных, ценностных, эстетических установок;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе
познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов
музыкальных образов и их взаимодействия.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и
участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов
отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие
представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание
бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и
настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкальнотворческой деятельности учащихся.
9. Содержание тем учебного курса
Раздел 1. « Жанровое многообразие музыки» 17 часов.
Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано
множество сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как
основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и
популярной музыке.
Художественный образ – стиль – язык. Песня – самый демократичный жанр.
Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой « простой» и «
сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального
фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры
и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.
Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов.
Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.
Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных
ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть
произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).
Раздел 2. Романтизм. Есть ли у красоты свои законы.
Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и
настоящего.
Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода,
национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое
миросозерцание. Исполнительский стиль.
Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип
взаимодействия формы и содержания.
Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв.
(классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический
авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических
периодов.
Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-Н – ролл, поп- музыка
и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и
полистилистика.
Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как « многоголосие», диалог композитора с
музыкой предшествующих поколений.

I четверть.
1.Искусство в жизни современного человека. (3часа)
1. Урок. Искусство вокруг нас. Жанровое многообразие музыки
2.Урок. Художественный образ – стиль – язык. Песня – самый демократичный жанр.
3.Урок. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Особенности
песенной музыки.
2.Искусство открывает новые грани мира. (7 часов)
4.Урок. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Многообразие жанров народного
песенного искусства.
5.Урок. Зримая музыка. Духовное и светское песенное искусство.
6.Урок. Песня вчера, сегодня, завтра.
7.Урок. Танец сквозь века.
8.Урок. Танцевальная музыка прошлого и настоящего.
Краеведение. Танцевальная культура Бурятии.
9.Урок. Развитие танцевальной музыки. Музыкальный портрет. Александр Невский.
II четверть
10.Урок. Танец, его значение в жизни человека. Портрет композитора в литературе и кино.
3.Искусство как универсальный способ общения. (7 часов)
11.Урок. Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров. Мир в зеркале искусства.
12.Урок. Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. Роль искусства в
сближении народов
13.Урок. Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. Искусство
художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в
искусстве?
14.Урок. Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры.
Краеведение. Музыка композиторов Бурятии.
15.Урок. Марш, его значение в жизни человека.
16.Урок. Жанровое многообразие музыки. Символы в жизни и искусстве.
III четверть
17.Урок. Музыкальный стиль. Музыкально-поэтическая символика огня.
4. Красота в искусстве и жизни. (10 часов)
18.Урок. Взаимосвязи музыки с другими видами искусства. Что есть красота.
19.Урок. Барокко. Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.
20.Урок. Классицизм. Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка
Краеведение. Театр оперы и балета.
21.Урок. Романтизм. Есть ли у красоты свои законы.
22.Урок. Реализм. Есть ли у красоты свои законы.
23.Урок. Импрессионизм. Всегда ли люди одинаково понимали красоту.
24.Урок. Неоклассицизм и классический авангард. Всегда ли люди одинаково понимали
красоту.
25.Урок. Джаз. Великий дар творчества: радость и красота созидания.

26.Урок. Рок-н-рол. Как соотноситься красота и польза.
IV четверть
27.Урок. Кантри и фолк-рок, этническая музыка. Как человек реагирует на явления в
жизни и искусстве.
5. Прекрасное пробуждает доброе. (7 часов)
28.Урок. Арт-рок. Преобразующая сила искусства.
29.Урок. Хард-рок и хэви-метал. Преобразующая сила искусства.
30.Урок. Рэп. Эстрада.Преобразующая сила искусства.
31.Урок. Авторская песня.Преобразующая сила искусств.
Авторская песня бурятских исполнителей.
32.Урок. Стилизация и полистилистика. Преобразующая сила искусства.
33.Урок. Музыкальный ринг.Преобразующая сила искусства.
34.Урок. Традиции и новаторство в музыке.Исследовательский проект «Полна чудес
могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».
Внеурочная деятельность – взаимосвязь музыки с другими искусствами различными
способами художественного познания мира.
Практические творческие работы. Эмоционально – образное восприятие музыкальных
шедевров русской и зарубежной классики.
Объекты культуры для посещения: музеи, концертныезалы, театры, кинотеатры.

10. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование содержит в себе следующее:
- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные
образы;
- умение работать с разными источниками информации, аргументировать свою точку
зрения по поводу музыкального искусства;
-представлять место и роль музыкального искусства в жизни человекка и общества;
-различать особенности музыкального языка;
- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
-применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на
музыкальном материале.
Наименование разделов
программы, тем уроков.

Кол -во
часов на
тему.

Виды учебной
деятельности

1.Искусство в жизни современного человека. (3часа)

Вид(ы), метод(ы)
контроля

1.Искусство в жизни
современного
человека. (3часа)

1

Вводный урок

Беседа. Устный
контроль.
Слушание
музыки. Хоровое
пение

Художественный образ – стиль –
язык. Песня – самый
демократичный жанр.

1

Урок восприятия

Устный
контроль.
Интонационнообразный анализ
прослушанной
музыки

Наука и искусство. Знание
научное и знание
художественное. Особенности
песенной музыки.

1

Урок сравнения

Слушание
музыки.
Интонационнообразный анализ

2.Искусство открывает новые грани мира. (7 часов)
Пейзаж – поэтическая и
музыкальная живопись.
Многообразие жанров народного
песенного искусства.

1

Урок –
театрализация

Слушание
музыки. Хоровое
пение.
Пластическое интонирование

Зримая музыка. Духовное и
светское песенное искусство.

1

Урок воспоминания.

Слушание
музыки.
Интонационнообразный и сравнительный
анализ. Вокальнохоровое
интонирование.
Определение тембров музыкаль
ных
инструментов.

Песня вчера, сегодня, завтра.

1

Урок – практика.

Беседа..
Слушание
музыки. Хоровое
пение. Сравнение
музыкальных и
художественных
произведений

Танец сквозь века.

1

Урок исследования.

Слушание
музыки.
Интонационнообразный и сравнительный
анализ.. Определение средств
музыкальной выразительности

Танцевальная музыка прошлого
и настоящего.

1

Урок анализа.

Слушание
музыки.
Интонационнообразный и сравнительный
анализ.
Исполнение ритмического аккомпанемента под
фонограмму.

Развитие танцевальной
музыки. Музыкальный портрет.
Александр Невский.

1

Урок – практика.

. Слушание
музыки.
Интонационнообразный и сравнительный
анализ.
Определение
средств музыкальной выразительности.

Танец, его значение в жизни
человека. Портрет композитора в
литературе и кино.

1

Интегрированный
урок.

Беседа. Устный
контроль. Слушание музыки.
Интонационнообразный и
сравнительный
метод.

Краеведение Танцевальная
культура Бурятии.

3.Искусство как универсальный способ общения. (7 часов)
Особенности маршевой музыки.
Многообразие жанров. Мир в
зеркале искусства.

1

Урок познания.

Слушание
музыки.
Интонационнообразный и
сравнительный
анализ.

Развитие жанра марша в истории
музыкальной культуры. Роль
искусства в сближении народов

1

Развитие жанра марша в
истории музыкальной
культуры. Искусство
художественного перевода –
искусство общения. Как
происходит передача сообщений
в искусстве?

1

Интегрированный
урок.

Беседа. Устный
контроль.
Слушание
музыки.

Развитие жанра марша в истории
музыкальной культуры.

1

Урок представления.

Устный
контроль.
Интонационнообразный анализ
прослушанной
музыки

Марш, его значение в жизни
человека.

1

Размышление и
исполнения

Слушание
музыки.
Интонационнообразный анализ

Жанровое многообразие
музыки. Символы в жизни и
искусстве.

1

Интегрированный
урок.

Устный контроль.
Слушание
музыки.
Интонационнообразный анализ.

Урок восприятия

Краеведение. Музыка
композиторов Бурятии.

Рассуждение.
Слушание
музыки.
Интонационнообразный и
сравнительный
анализ

III четверть
Музыкальный
стиль. Музыкально-поэтическая
символика огня.

1

Урок рассказ.

4. Красота в искусстве и жизни. (10 часов)

Устный контроль.
Слушание
музыки.
Интонационнообразный и сравнительный
анализ..
Определение тембров
музыкальных
инструментов.

Взаимосвязи музыки с другими
видами искусства. Что есть
красота?

1

Урок – практика

Устный контроль.
Слушание
музыки.
Интонационнообразный и сравнительный
анализ. Хоровое
пение. Определение средств
музыкальной выразительности

Барокко. Откровенье вечной
красоты. Застывшая музыка.

1

Интегрированный
урок

Слушание
музыки.
Интонационнообразный и сравнительный
анализ.
Исполнение ритмического аккомпанемента под
фонограмму.
Хоровое пение

Классицизм. Откровенье вечной
красоты. Застывшая музыка.

1

Урок
размышления

Устный контроль.
Слушание
музыки.
Интонационнообразный и сравнительный
анализ.
Определение
средств музыкальной выразительности.

1

Урок сравнения.

Беседа. Устный
контроль. Слушание музыки. Инто
национнообразный и
сравнительный

Краеведение. Театр оперы и
балета.

Романтизм. Есть ли у красоты
свои законы.

метод.

Реализм. Есть ли у красоты свои
законы.

1

Урок поэтичности.

Слушание
музыки.
Интонационнообразный анализ.
Выявление
средств
музыкальной
выразительности.
Хоровое пение

Импрессионизм. Всегда ли люди
одинаково понимали красоту.

1

Урок с зарисовками.

Устный
контроль.
Слушание
музыки.
Интонационнообразный и
сравнительный
анализ.

Неоклассицизм и классический
авангард. Всегда ли люди
одинаково понимали красоту.

1

Вводный урок.

Устный контроль.
Рассуждение.
Слушание
музыки.
Интонационнообразный и
сравнительный
анализ

Джаз. Великий дар творчества:
радость и красота созидания.

1

Урок углубления
знаний

Беседа. Устный
контроль. Слушание музыки.
Хоровое пение

Рок-н-рол. Как соотноситься
красота и польза.

1

Урок познания

Беседа. Устный
контроль. Слушание музыки.
Хоровое пение

IV четверть
Кантри и фолк-рок, этническая
музыка. Как человек реагирует
на явления в жизни и искусстве.

1

Урок углубления
темы

5. Прекрасное пробуждает доброе. (7часов)

Устный
контроль.
Слушание
музыки.
Интонационнообразный и сравнительный
анализ. Хоровое
пение

Арт-рок. Преобразующая сила
искусства.

1

Урок путешествие

Устный и письменный контроль.
Слушание
музыки.
Интонационнообразный анализ.
Определение тембров
музыкальных
инструментов.
Хоровое пение

Хард-рок и хэвиметал. Преобразующая сила
искусства.

1

Урок познания

Устный и
письменный
контроль. Беседа.
Слушание
музыки.
Интонационнообразный и
сравнительный
анализ.
Определение
приемов музыкального
развития.
Хоровое пение

Рэп. Эстрада.

1

Урок восприятия

Устный и
письменный
контроль. Беседа
по теме занятий.
Слушание музыки. Интонационно-образный и
сравнительный
анализ. Вокальнохоровое интонирование и хоровое пение

1

Урок сравнения

Устный контроль.
Слушание
музыки.

Преобразующая сила искусства.

Авторская песня.
Преобразующая сила искусств.

Определение формы, средств музыкальной выразительности.
Хоровое пение

Авторская песня бурятских
исполнителей

Стилизация и
полистилистика. Преобразующая

1

Интегрированный
урок.

Устный и письменный контроль.
Слушание

музыки.
Интонационнообразный анализ.
Определение
принципов развития музыки.

сила искусства.

Музыкальный ринг.

1

Урок –
театрализация

Беседа. Устный
контроль.
Интонационнообразный анализ.

1

Урок воспоминанияи
анализа.

Устный и письменный
контроль. Беседа.
Хоровое пение.
Определение
тембров музыкальных инструментов

Преобразующая сила искусства.
Традиции и новаторство в
музыке. Исследовательский
проект «Полна чудес могучая
природа».
Весенняя сказка «Снегурочка».

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Выпускник научится:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания
специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства,
театра, кино и др.);
- понимать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- понимать основные жанры народной и профессиональной музыки;
- понимать основные формы музыки;
- понимать характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;
- понимать музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе
музыкального произведения;
- знать имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;
- понимать виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- понимать многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном
произведении;
- понимать особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты,
романс, баллада, авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
Выпускник получит возможность научиться:

-определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к
соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная,
современная;
-владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического
репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых
музыкальных произведений;
-анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
-раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия
различных видов искусства;
-развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности
(выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
-развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование
фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса,
школы.

12. Учебно-методический комплект:
• Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Учебник «Музыка. 8 класс», М.,
Просвещение, 2020г.
• Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Рабочая тетрадь «Музыка. 8 класс»
М., Просвещение, 2020 г.
13. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса:
Печатное пособие:
 Г.П. Сергеева. Программа общеобразовательных учреждений «Музыка 5-8 классы.
Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2020г.
 Методическое пособие для учителя «Музыка 8 классы», М., Просвещение, 2020
 Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 8 класс», М.,
Просвещение, 2009 г
 Журнал «Музыка в школе»
Технические средства обучения: ноутбук, фортепиано, музыкальный центр,
музыкальные инструменты.
Цифровые средства обучения:
 «DVD «Комплекс Уроков по Музыке по ФГОС»
 Г.П.Сергеева «Музыка. 8 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение,
2009 г.
 Фонохрестоматия для 8 класса (6 аудио кассет)
 Диски, кассеты.
 Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»







Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и
Мефодий»
Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

Учебно – практическое оборудование:
 Справочные пособия
 Дидактический раздаточный материал
 Альбомы с демонстрационным материалом
 Портреты композиторов
 Театральный реквизит
14. Контрольно – измерительные материалы:
1. Задания в рабочей тетради для 8 класса.
2. Золина. Л.В. «Уроки музыки» с применением информационных технологий.
1-8 классы.
Москва. Глобус. 2008 г.
3.Смолина Е.А.. «Современный урок музыки». Творческие приемы и задания.
Ярославль. Академия развития. 2007 г.
4. Ткачева Е.Е.« Музыкальный вернисаж». Методическое пособие.
Санкт - Петербург. «Книжный мир». 2004 г.
5. Экерт Я. Ребусы, шарады, сканворды о музыкантах. «500 музыкальных загадок».
Москва. «Советский композитор №, 1972 г.
15. Список литературы:
Литература, использованная при составлении программы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2. Примерная программа, созданная на основе федерального государственного
образовательного стандарта по предмету. М., Просвещение, 2011
3. «Комплекс Уроков по Музыке по ФГОС»
4.Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания/Е.А. Смолина. –
Ярославль: Академия развития, 2007.
5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М. Астрель-Аст, 2005 г.
Литература, рекомендованная для учащихся:
1.Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей/
И.А. Агапова. М.А. Давыдова- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
2.Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся/
Ю.С. Булучевский. В.С. Фомин. – Л, Музыка, 1988.
3.Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке/
Д.Б. Кабалевский. – м.: Просвещение. 1989.
4.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца./
Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1989
16. Приложение к программе:
Календарно – тематический план.

Кол-во
часов

№
урока

1

Искусство вокруг
нас. Жанровое многообразие
музыки

1

Художественный образ – стиль –
язык. Песня – самый демократичный
жанр.

2неделя
сентября

1

Наука и искусство. Знание научное и
знание художественное. Особенности
песенной музыки.

3неделя
сентября

3

1

Пейзаж – поэтическая и музыкальная
живопись. Многообразие жанров
народного песенного искусства.

4 неделя
сентября

1

Зримая музыка. Духовное и светское
песенное искусство.

1 неделя
октября

1

Песня вчера, сегодня, завтра.

1

Танец сквозь века.

1

Танцевальная музыка прошлого и
настоящего.

2 неделя
октября
3 неделя
октября
4 неделя
октября

4

5

7

8

Краеведение Танцевальная культура
Бурятии.
1

Развитие танцевальной
музыки. Музыкальный портрет.
Александр Невский.

1 неделя
ноября

1

Танец, его значение в жизни
человека. Портрет композитора в
литературе и кино.

2 неделя
ноября

1

Особенности маршевой музыки.
Многообразие жанров. Мир в зеркале

3 неделя
ноября

9

10

11

1неделя
сентября

1
2

6

Тема урока

Дата по
плану

Дата по
факту

искусства.
1

Развитие жанра марша в истории
музыкальной культуры. Роль искусства
в сближении народов

4 неделя
ноября

1

Развитие жанра марша в истории
музыкальной культуры. Искусство
художественного перевода – искусство
общения. Как происходит передача
сообщений в искусстве?

1 неделя
декабря

1

Развитие жанра марша в истории
музыкальной культуры.

2 неделя
декабря

12

13

14

15

Краеведение. Музыка композиторов
Бурятии.
1

Марш, его значение в жизни человека.

1

Жанровое многообразие
музыки. Символы в жизни и искусстве.

1

Музыкальный стиль. Музыкальнопоэтическая символика огня.

1

Взаимосвязи музыки с другими видами
искусства. Что есть красота?

1и 2
неделя
января
2 неделя
января

1

Барокко. Откровенье вечной красоты.
Застывшая музыка.

3 неделя
января

1

Классицизм. Откровенье вечной
красоты. Застывшая музыка.

4 неделя
января

16

17

18

19

20

3 неделя
декабря
4 неделя
декабря

Краеведение. Театр оперы и балета.
1

Романтизм. Есть ли у красоты свои
законы.

1 неделя
февраля

1

Реализм. Есть ли у красоты свои
законы.

2 неделя
февраля

1

Импрессионизм. Всегда ли люди
одинаково понимали красоту.

3 неделя
февраля

1

Неоклассицизм и классический
авангард. Всегда ли люди одинаково
понимали красоту.

4 неделя
февраля

1

Джаз. Великий дар творчества: радость

1 неделя

21

22

23

24
25

и красота созидания.

марта

1

Рок-н-рол. Как соотноситься красота и
польза.

2 неделя
марта

1

Кантри и фолк-рок, этническая
музыка. Как человек реагирует на
явления в жизни и искусстве

3 неделя
марта

1

Арт-рок. Преобразующая сила
искусства.

1 неделя
апреля

1

Хард-рок и хэвиметал. Преобразующая сила искусства.

2 неделя
апреля

1

Рэп. Эстрада.

3 неделя
апреля

26

27

28

29

30

Преобразующая сила искусства.
1

Авторская песня.
Преобразующая сила искусств.

4 неделя
апреля

31
Авторская песня бурятских
исполнителей
1

Стилизация и
полистилистика. Преобразующая сила
искусства.

1 неделя
мая

1

Музыкальный ринг.

2 неделя
мая

32

33

Преобразующая сила искусства.
1

34

Традиции и новаторство в музыке.
Исследовательский проект «Полна
чудес могучая природа».

3 неделя
мая

Весенняя сказка «Снегурочка».

Списки тем творческих работ, проектов:
1. «Арт-рок. Преобразующая сила искусства» – реферат.
2.Проект «Всегда ли люди одинаково понимали красоту музыки?»
3.Исследовательский проект «Рок-н-рол. Джаз»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».