Русский язык 2 В кл. Молчанова Е.И.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
по русскому языку
2 «В» класс

Составитель программы: Молчанова Е.И.
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ - 2022

2.Пояснительная записка
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено
тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным
языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка
способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве
человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального
самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школыформируется
позитивное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию,
пониматие того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей
культуры человека. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения,
средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения
по другим школьным предметам. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает
ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета
«Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении
русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным
предметам.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения,
поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения.
Цель определяется как развитие личности ребёнка на основе формирования учебной
средствами предмета «Русский язык».
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной
картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных
положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель)
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и
интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности гордости и уважения к языку
как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном
диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою
устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для
того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном
языке.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе
нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Русский язык». Просвещение, 2020 г.

6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
3. Описание места учебного предмета в учебном плане. «Русский язык» входит в
предметную область «Филология». Федеральный базисный учебный план отводит 675 часов;
в 1 классе- 33 недели по 4 часов (132), во 2-4 классах по 4 часов в неделю по 136 часов в год
(34 недели)
Количество часов во втором классе 34 учебные недели по 4 часов в неделю. Объём
учебного времени в год составляет 136 часов.
4. Общая характеристика учебного предмета:

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок
начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой
всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных
и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность
выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных
задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с
осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с
различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У
первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается
фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной
звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с
использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог,
«читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного
гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о
гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и
обозначающие их буквы.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап
системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к
изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне,
доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его
тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый

филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным
литературным образованием и обучением чтению.
Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения,
средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность
выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Актуальность программы – очень нелегки первые шаги в школе для всех без исключения
детей, поэтому процесс постижения нового должен быть для малышей увлекательным,
приносить радость приобщения к языку, чувство гордости за свой родной язык.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими
содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика,
состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке
как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на
осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации,
языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание
обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении
различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и
совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и
письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать
звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать
собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с
задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к
формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения
младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как
совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих
реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической,
лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а
также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической
и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической
формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных
действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией,
фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой,
разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность
ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и
словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие
коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает
формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку,
что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу
(изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текстрассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной

мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником
творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам
построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в
устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений
в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения,
процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые
навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о
лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной
природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в
выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и
эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в
зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения;
осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как
показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических
представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и
графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования,
говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях:
словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий
становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются
интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации,
обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и
познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми
единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе
формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части
речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить
орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять
орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами
активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи),
сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки,
абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому
развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета
изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц
языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков
работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с
информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой,
пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с
информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель
слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять
полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения,
отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих
работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует
включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет
закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для
творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной

деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно
планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Принципы:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и
здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви
к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального образовательного пространства и развитие системы образования
национальных культур, региональных культурных традиций;
- общедоступность в образовании;
- свобода и плюрализм в образовании;
- принцип минимакса.
5. Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это
возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы
исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11
лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от
игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у
разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста
игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для
психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к
моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (иградраматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу
дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность
ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает
достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность,
требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен,
чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств,
различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него
существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным
опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как
оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими
значимыми людьми являются прежде всего взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом
возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим
образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста
являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации
собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы
понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением
понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к

концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной
общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
Виды деятельности младшего школьника:
 Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
 Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра,
игра с правилами)
 Творческая
деятельность (художественное творчество, конструирование,
социально значимое проектирование и др.)
 Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном
труде, в социально значимых трудовых акциях )
 Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Конкретные виды деятельности младших школьников, которые реализуются в
образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно
с заинтересованными участниками образовательного процесса.
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности
 сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении
содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
 научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать
средства их решения;
 научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в
разных видах деятельности;
 овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими
социальными навыками;
 полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр,
игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по
игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;
 научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до
воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения
собственных замыслов;
 приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями
и операциями на уроках труда и в социальных практиках;
 приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные
этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
6.Обоснование целесообразности изменений в программе: программа конкретизирована
для 2 -го класса, так как программа рассчитана на 1 – 4 классы.
7. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и
культурно-исторической ценности.Данная программа направлена:
На личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие
младшего школьника, формирование его индивидуальности; на становление всех форм
общения – говорения, письма, слушания, чтения; на познание окружающего мира и самого
себя.
Ценность общения – признание возможности общения, как величайшей ценности.
Ценность языка – признание литературного русского языка, как эталона общения,
направленное на расширение активного словаря учащихся, неприятие ненормативной
лексики.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе
и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, языку, малой родине, в осознанном желании
служить Отечеству.
8. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский
язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка
как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при
записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского
языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и
синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,
грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации
речевого общения.
9. Содержание программы (153 ч)
Наша речь (4 ч)
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст (4 ч)
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста.
Воспроизведение текста.
Предложение (12 ч)
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Краеведение: Составление предложений на тему «Моя Родина»
Свободный диктант с самопроверкой «Реки нашей Родины».
Слова, слова, слова… (16 ч)
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос
слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.
Звуки и буквы (53 ч)
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный
звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные
звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с
шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по
глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий
знак (ь).
Части речи (48 ч)
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена
существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен
существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в
нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и
множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен
прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение.
Предлоги.
Краеведение: «Моя любимая школа»
Повторение (16 ч)
Программа может быть реализована с использованием ЭО и дистанционных технологий.
Использую учебную платформу ZOOM.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: проведение тематических классных часов, участие в школьном
этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), в научно-практической конференции «Первые шаги» (ноябрь),
международном конкурс «Русский медвежонок» (весна). Участие в конкурсах проектов,
рисунков, плакатов по различным тематикам, викторинах, интеллектуальных играх,
конкурсных программах, посвящённых празднованию Дню матери, Сагаалган, Дню
защитника Отечества, Международному женскому дню и т.д. Внеурочная деятельность по
предмету осуществляется в течение учебного года. Проводятся во время каникул
интеллектуальные игры «Хочу всё знать!» (I полугодие), «Поле чудес» (II полугодие). Для
учащихся 2-х классов во внеурочное время проводятся занятия по учебно-исследовательской
деятельности, что дает им возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее» ( школьный
уровень), игра «Русский медвежонок» (региональное значение).

Тематические планирование для 2 класса (153часа)
Тематическое планирование по русскому языку для 2 класса составлено с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в
своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям
иной
национальной
или
религиозной
принадлежности,
иного
имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чёмто непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС (136 ч)
№

Наименование
разделов, тем уроков

Коли
честв
о

Деятельность учащихся

Виды контроля

часов

Наша речь – 4 часа
1
2
3-4

Знакомство с учебником.
Какая бывает речь?
Что можно узнать о
человеке по его речи?
Диалог и монолог.

1

1
1

Принимать и сохранять в
памяти учебную задачу
урока.
Осуществлятьрешение
учебной задачи под
руководством учителя.

фронтальный
фронтальный
фронтальный

Рассуждать о значении
языка и речи в жизни
людей, о роли русского
языка в жизни и общении.
Анализировать речь людей
(при анализе текстов).
Наблюдать за
особенностями собственной
речи и оценивать её.
Различать устную,
письменную речь и речь
про себя,
осознаватьзначимость
каждого вида речи в жизни
людей, в учебной
деятельности. Отличать
диалогическую речь от
монологической,
использовать их в речи.
Составлять по рисункам
диалог и монолог.
Оценивать результаты
своей деятельности.
Текст –3часа
5
6
7

Что такое текст? Тема
текста.
Главная мысль текста.
Части текста.Входная
диагностическая работа.

1
1
1

Принимать и сохранять в
памяти учебную задачу
урока.
Осуществлятьрешение
учебной задачи под
руководством учителя.
Отличать текст от других
записей по его признакам.
Осмысленно читать текст.
Определять тему и главную
мысль
текста.Соотноситьтекст и
заголовок. Подбирать
заголовок к заданному тексту.Составлятьтекст по
заданной
теме.Выделятьчасти текста
и обосновывать
правильность их
выделения. Выбирать ту
часть текста, которая
соответствует заданной
коммуникативной
задаче.Передаватьустно
содержание прочитанного
текста-образца или составленного текста.

фронтальный
фронтальный
фронтальный

Создавать устный и
письменный текст в
соответствии с
поставленной
коммуникативной задачей.
Оценивать результаты
своей деятельности.
Предложение – 10 часов
8

9
10
11
12

13

14

15
16
17

Предложение как
единица речи, его
назначение ипризнаки.
Связь слов в
предложении.
Контрольное
списывание.
Главные члены
предложения.
Второстепенные члены
предложения.

1

Подлежащее и сказуемое
– главные члены
предложения.
Распространённые и
нераспространённые
предложения.
Связь слов в
предложении.
Диктант «Предложение»
Работа над ошибками.

1

1
1
1
1

1

1
1
1

Принимать и сохранять в
памяти учебную задачу
урока.
Осуществлятьрешение
учебной задачи под
руководством учителя.
Отличать предложение от
группы слов, не
составляющих
предложение. Определять
границы предложения в
деформированном тексте,
выбирать знак для
обозначения конца
предложения.
Обосновывать выбор знака
препинания в конце
предложения. Соблюдать в
устной речи логическое
(смысловое) ударение и
интонацию конца
предложения. Составлять
предложения из слов.
Составлять (устно и
письменно) ответы на
вопросы. Употреблять
заглавную букву в начале
предложения и
необходимый знак
препинания в конце
предложения. Писать слова
в предложении раздельно.
Находить главные члены
(основу) предложения.
Обозначать графически
грамматическую основу.
Различать и выделять
главные и второстепенные
члены предложения.
Различать
распространённое (с
второстепенными членами)
и нераспространённое (без

фронтальный

фронтальный
индивидуальный
фронтальный
индивидуальный

индивидуальный

фронтальный

индивидуальный
индивидуальный
индивидуальный

второстепенных членов)
предложения. Составлять
нераспространённые и
распространённые
предложения.
Распространять
нераспространённые
предложения.
Устанавливать при помощи
вопросов связь слов между
членами предложения.
Составлять предложение из
деформированных слов
(слов, не связанных по
смыслу).
Рассматривать
репродукцию картины И.
С. Остроухова «Золотая
осень» в «Картинной
галерее» учебника.
Составлять рассказ по
репродукции картины И. С.
Остроухова «Золотая
осень», используя данное
начало и опорные слова.
Оценивать результаты
выполненного задания.
Слова, слова, слова… -15 часов
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32

Слово и его лексическое
значение.
Тематические группы
слов.
Однозначные и
многозначные слова.
Прямое и переносное
значение слов.
Синонимы.
Антонимы.
Родственные слова.
Корень слова.
Однокоренные слова.
Ударный слог.
Перенос слов.
Перенос слов.
Р. р. Обучающее
сочинение по серии
картинок.
Проверочная работа по
теме «Слово»
Диктант «Однокоренные

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Принимать и сохранять в
памяти учебную задачу
урока.
Осуществлятьрешение
учебной
задачи
под
руководством учителя.
Распознавать
многозначные
слова,
слова
в
прямом
и
переносном значениях.
Работать со страничкой
для любознательных.
Распознавать среди
данных пар слов
синонимы, антонимы.
Подбирать к слову
синонимы, антонимы.
Знакомиться с
этимологией слов синоним
и антоним. Работать со
словарями синонимов и
антонимов учебника.
Определять смысловое

индивидуальный
групповая
групповая
групповая
индивидуальный
индивидуальный
фронтальный
фронтальный
фронтальный
фронтальный
индивидуальный
индивидуальный
индивидуальный

фронтальный
индивидуальный

слова»

значение пословиц и
соотносить их с определёнными жизненными
ситуациями.
Находить однокоренные
слова в тексте и среди
других слов. Выделять
корень в однокоренных
словах, различать
однокоренные слова и
синонимы, однокоренные
слова и слова с
омонимичными корнями.
Группировать
однокоренные слова с
разными
корнями.Работатьс
памяткой «Как найти
корень слова».
Подбирать однокоренные
слова к данному слову и
выделять в них
корень.Работатьсо
словарём однокоренных
слов
учебника.Производитьанал
из, сравнение, обобщение
при выделении в словах
корня.
Делить слова на слоги.
Определять количество в
слове слогов.
Классифицировать слова
по количеству в них
слогов
Определять ударение в
слове. Наблюдать за ролью
словесного ударения.Различатьударные и
безударные слоги.
Составлятьрассказ по
серии сюжетных рисунков,
вопросам и опорным
словам.
Оценивать результаты
диктанта и
грамматического задания
и адекватно воспринимать
оценку работы.
Осознаватьпричины
успешности или не
успешности результатов

выполненной контрольной
работы.
Звуки и буквы – 45 часов
33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

Звуки и буквы.
Русский алфавит или
Азбука.
Р.р. Сочинение по
репродукции картины
3. Е. Серебряковой «За
обедом».
Работа над ошибками.
Гласные звуки.

1

Правописание слов с
безударным гласным
звуком в корне.
Правило обозначения
буквой безударного
гласного звука.
Способы проверки
написания буквы,
обозначающей
безударный гласный
звук в корне слова.
Правописание слов с
безударным гласным
звуком в корне слова.
Правописание слов с
безударным гласным
звуком в корне слова.
Буквы безударных
гласных корня, которые
надо запоминать.
Правописание
словарных слов.
Словарный диктант.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Различать звуки и буквы.
Объяснять, где могут
пригодиться знания об
алфавите. Называть буквы
правильно и располагать их
в алфавитном порядке.
Классифицировать буквы
по сходству в их названии,
по характеристике звука,
который они обозначают.
Определять положение
заданной буквы в алфавите:
ближе к концу, к середине,
к началу, называть
соседние буквы по
отношению к заданной.
Работать с памяткой
«Алфавит».
Располагать заданные слова
в алфавитном порядке.
Использовать знание
алфавита при работе со
словарями.
Принимать и сохранять в
памяти учебную задачу
урока.
Осуществлятьрешение
учебной задачи под
руководством учителя.
Находить в слове гласные
звуки. Объяснять
особенности гласных звуков.Правильно произносить
гласные звуки.
Различать гласные звуки и
буквы, обозначающие
гласные звуки. Работать с
памяткой «Гласные звуки и
буквы для их обозначения».
Определять «работу» букв,
обозначающих гласные
звуки в слове. Соотносить
количество звуков и букв в
таких словах, как клюв,
юла,
поют.Объяснятьпричины

фронатльный
индивидуальный
индивидуальный

фронтальный

фронтальный

индивидуальный

индивидуальный

индивидуальный

индивидуальный

индивидуальный

индивидуальный

разного количества звуков
и букв в слове. Соотносить
звуковой и буквенный
состав слов (роса, якорь).
Определять качественную
характеристику гласного
звука: гласный ударный
или безударный.
Определять безударный
гласный звук в слове и его
место в слове. Находить в
двусложных словах букву
безударного гласного звука,
написание которой надо
проверять. Различать
проверочное и проверяемое
слова.Подбиратьпроверочн
ые слова путём изменения
формы слова и подбора
однокоренного слова
(слоны — слон, слоник;
трава — травы,
травка).Наблюдатьнад
единообразным написанием
корня в однокоренных
словах. Использовать
правило при написании
слов с безударным гласным
в корне.
Планировать учебные
действия при решении
орфографической задачи
(обозначение буквой
безударного гласного звука
в слове), определять пути
её решения, решать её в
соответствии с изученным
правилом.
Объяснятьправописание
слова с безударным
гласным в корне, пользуясь
алгоритмом проверки
написания.
Различать проверяемые и
непроверяемые
орфограммы.
Запоминатьнаписание
непроверяемой
орфограммы безударного
гласного звука в словах,
предусмотренных
программой 1 и 2 классов.

Составлятьрассказ по
репродукции картины
С.А.Титунова «Зима
пришла. Детство» и
опорным словам,
записыватьсоставленный
рассказ. Оценивать
результаты диктанта и
грамматического задания и
адекватно воспринимать
оценку работы.
Осознаватьпричины
успешности или не
успешности результатов
выполненной контрольной
работы.
43

44

45

46
47
48
49
50

51

52

53

Проверяемые и
непроверяемые
орфограммы.
Правописание слов с
проверяемыми и
непроверяемыми
орфограммами.
Р.р. Сочинение по
репродукции картины С.
А. Тутунова «Зима
пришла. Детство».
Диктант «Безударные
гласные»
Согласные звуки.
Согласный звук [й’] и
буква й
Слова с удвоенными
согласными.
Р.р. Сочинение по
репродукции картины А.
С. Степанова «Лоси».
Работа над ошибками.
Проект «И в шутку и в
серьёз»
Твёрдые и мягкие
согласные звуки и буквы
для их обозначения.
Твёрдые и мягкие
согласные звуки и буквы
для их обозначения.

1

фронтальный

1

фронтальный

1

индивидуальный

1

индивидуальный

1

1
1
1

1

1

1

Принимать и сохранять в
памяти учебную задачу
урока.
Осуществлятьрешение
учебной задачи под
руководством учителя.
Находить в слове согласные
звуки.Правильнопроизноси
ть согласные
звуки.Различатьсогласные
звуки и буквы,
обозначающие согласные
звуки.Работатьс памяткой
«Согласные звуки русского
языка».Различатьсогласный
звук [й'] и гласный звук [и].
Различать способы
обозначения согласного
звука [й'] буквами. Работать
со страничкой для
любознательных:
знакомство со сведениями о
звуке-невидимке [й'].

индивидуальный
фронтальный
групповой
индивидуальный

индивид

индивид

фронтальный

54

55

56

Мягкий знак (ь) как
показатель мягкости
согласного звука на
письме.
Правописание слов с
мягким знаком (ь) на
конце и в середине перед
согласным.
Правописание слов с
мягким знаком (ь) на
конце и в середине перед
согласным.

1

1

1

Использоватьправило при
переносе слов с буквой «и
краткое» (чай-ка).
Наблюдать над произноше
нием и правописанием слов
с удвоеннымисогласными.
Использовать правило
переноса слов с
удвоенными согласными
(ван-на).
Составлять рассказ по
репродукции картины А. С.
Степанова «Лоси» и
опорным словам,
записывать составленный
рассказ.
Определять и правильно
произносить мягкие и
твёрдые согласные
звуки.Различатьтвёрдые и
мягкие согласные звуки
(парные и непарные).
Объяснять, как обозначена
мягкость согласных на
письме.
Оценивать результаты
своей деятельности.
Принимать и сохранять в
индивид
памяти учебную задачу
урока. Осознавать значение
мягкого знака как знака для
обозначения мягкости
индивид
согласного на письме.
Соотносить количество
звуков и букв в таких
словах, как огонь, кольцо.
индивид
Объяснять причины
расхождения количества
звуков и букв в этих словах.
Подбирать примеры слов с
мягким знаком (ь).
Обозначать мягкость
согласного звука мягким
знаком на конце слова и
в середине слова перед
согласным. Объяснять
написание мягкого знака в
словах. Переносить с одной
строки на другую слова с
мягким знаком. Оценивать
результаты своей
деятельности.

57
58

59

60

61
62

Буквосочетания с
шипящими звуками.
Правописание в словах
буквосочетаний чк, чн,
чт, щн, нч.
Правописание в словах
буквосочетаний чк, чн,
чт, нч .
Диктант «Согласные
звуки».

1

1

1

1

Работа над ошибками.
1
Проект «Пишем письмо»
Буквосочетания жи—ши, 1
ча—ща,

Принимать и сохранять в
памяти учебную задачу
урока.
Осуществлятьрешение
учебной задачи под
руководством учителя.
Различать непарные мягкие
шипящие звуки [ч’], [щ’].
Находить в словах
буквосочетания чк, чн, чт,
щн, нч, наблюдать за
отсутствием мягкого знака
в данных сочетаниях букв,
подбирать примеры слов с
такими
сочетаниями,правильнопис
атьэти буквосочетания в
словах.Различать непарные
твёрдые и мягкие шипящие
звуки. Находить в словах
буквосочетания жи—ши,
ча—ща, чу—щу, подбирать
примеры слов с такими
буквосочетаниями.
Запоминать написание
гласных в буквосочетаниях
жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Оценивать результаты
диктанта и
грамматического задания и
адекватно воспринимать
оценку работы.
Осознаватьпричины
успешности или не
успешности результатов
выполненной контрольной
работы.
Выполнять задания
проектаи принимать
рекомендации к
выполнению проекта:
находить совместно со
сверстниками и взрослыми
информацию участвовать в
презентации проекта.
Оценивать результаты
своей деятельности.

индивид
фронтальный

фронтальный

индивид

индивид
фронтальный

63

64

65
66
67

68

69

70

71

чу—щу.
Буквосочетания жи—ши,
ча—ща,
чу—щу.
Контрольное
списывание.
Диктант«Правописание
буквосочетаний с
шипящими звуками».
Работа над ошибками.
Проект «Рифма».
Звонкие и глухие
согласные звуки.
Правописание слов с
парным по глухостизвонкости согласным на
конце слова или перед
согласным.
Правописание парных
звонких и глухих
согласных на конце
слова.
Проверка парных
согласных.
Словарный диктант.
Правописание парных
звонких и глухих
согласных на конце
слова.
Правописание слов с
парным по глухостизвонкости согласным на
конце слова или перед
согласным.

1

фронтальный

1

индивид

1

индивид

1

1

1

1

1

1

Принимать и сохранять в
памяти учебную задачу
урока.
Осуществлятьрешение
учебной задачи под
руководством учителя.
Определятьна слух парный
по глухости-звонкости
согласный звук на конце
слова и в корне перед
согласным.Соотноситьпрои
зношение и написание
парного по глухостизвонкости согласного звука
на конце слова и в корне
перед согласным.Находитьв
словах букву парного
согласного звука,
написание которой
надо
проверять.Различатьпровер
очное и проверяемое
слова.Подбиратьпроверочн
ые слова путём изменения
формы слова и подбора
однокоренных слов (травка
— трава, травушка; мороз
— морозы, морозный.
Использоватьправило при
написании слов с парным
по глухости-звонкости
согласным звуком на конце
слова и перед согласным в
корне. Объяснять
правописание слов с
парным по глухостизвонкости согласным
звуком на основе алгоритма
проверки написания.
Сопоставлятьприёмы
проверки написания

индивид
индивид

фронтальный

фронтальный

фронтальный

индивид

гласных и согласных в корне слова.
Работать с текстом:
определять тему текста,
подбирать к нему название,
находитьответы на
поставленные к тексту
вопросы, записывать
ответы
на вопросы к тексту,
проверять написанное.
Находить изученные
орфограммы в словах
текста, объяснятьих
написание.
Оценивать результаты
диктанта и
грамматического задания и
адекватно воспринимать
оценку работы.
Осознаватьпричины
успешности или не
успешности результатов
выполненной контрольной
работы.
72

73
74

75

76

77

78
79
80

81

Правописание парных
звонких и глухих
согласных на конце
слова.
Р.р. Изложение текста по
вопросам.
Диктант «Парные
звонкие и глухие
согласные»
Правописание слов с
разделительным мягким
знаком (ь).
Правописание слов с
разделительным мягким
знаком (ь).
Правописание слов с
разделительным мягким
знаком (ь).
Части речи – 45 часов
Части речи.
Имя существительное как
часть речи.
Одушевлённые и
неодушевлённые имена
существительные.
Неодушевлённые имена

1

групповой

1

индивид

1
индивидуальный
1

Фронтальный

1

Фронтальный

1

Фронтальный

1

1
1

1

Принимать и сохранять в
памяти учебную задачу
урока.
Осуществлятьрешение
учебной задачи под
руководством учителя.
Распознавать имя

Фронтальный
Фронтальный
Фронтальный

Фронтальный

82

83

84

85

86

87

существительные.
Собственные и
нарицательные
имена существительные.
Правописание
собственных имён
существительных.
Правописание
собственных имён
существительных.
Названия и клички
животных.
Правописание
собственных имён
существительных.
Географические
названия.
Единственное и
множественное число
имён существительных.
Изменение имён
существительных по
числам.

1

1

1

1

1

1

88

Число имён
существительных.

1

89

Р.р. Подробное изложение
повествовательного
текста.

1

90

Обобщение знаний об
имени
существительном.
Диктант «Имя
существительное».

1

91

1

существительное среди
других частей речи по
обобщённому
лексическому значению и
вопросу.Обосновыватьотн
есение слова к имени
существительному.
Объяснять лексическое
значение слов — имён
существительных.
Обогащать собственный
словарь именами
существительными
разных лексикотематических групп.
Работать со страничкой
для любознательных:
знакомство с лексическим
значением имён
существительных.
Различать одушевлённые
и неодушевлённые имена
существительные с
опорой на вопросы кто? и
что?, подбирать примеры
таких существительныхКлассифицироват
ьимена существительные
одушевлённые и
неодушевлённые по
значению и объединять их
в тематические
группы.Различатьсобствен
ные и нарицательные
имена существительные,
подбирать примеры таких
существительных.
Классифицировать имена
существительные
собственные и
нарицательные по
значению и объединять их
в тематические группы.
Писать с заглавной буквы
имена
собственные.Составлять
(под руководством
учителя) устный рассказ
по репродукции картины
В. М. Васнецова
«Богатыри».Находить
информацию (с помощью

Фронтальный

Фронтальный

Фронтальный

Фронтальный

Фронтальный

Фронтальный

Фронтальный

индивидуальный

Фронтальный

индивидуальный

взрослых) из справочной
литературы о
происхождении своей
фамилии и названия
села.Различать названия и
клички животных,
правильно их записывать.
Составлять устный
рассказ о своём домашнем
животном на основе
наблюдений и по
вопросам
учителя.Различать имена
собственные —
географические названия,
объяснять их
написание.Определять
число имён
существительных
(единственное и
множественное).
Наблюдать за изменением
имён существительных по
числам. Правильно
произносить имена
существительные в форме
единственного и
множественного числа.
Работатьс орфоэпическим
словарем.Работать с
повествовательным
текстом: определять его
тему и главную мысль,
подбирать заголовок к
тексту, определять части
текста, составлять ответы
на данные вопросы,
записывать составленный
текст в соответствии с
вопросами.
Оцениватьрезультат своей
деятельности. Проверять
написанный текст.
Оценивать результаты
диктанта и
грамматического задания
и адекватно воспринимать
оценку работы.
Осознаватьпричины
успешности или не
успешности результатов
выполненной контрольной

92
93
94
95

96

97

98
99

100

101
102

Глагол как часть речи.
Значение глаголов в речи.
Значение глаголов в речи.
Признаки глагола.
Словарный диктант.
Сочинение по
репродукции картины А.
К. Саврасова «Грачи
прилетели».
Работа над ошибками.
Единственное и
множественное число
глаголов.
Единственное и
множественное число
глаголов.
Правописание частицы не
с глаголами.
Обобщение знаний о
глаголе.
Контрольное списывание.
Обобщение знаний о
глаголе. Проверочная
работа.
Текст-повествование и
роль в нём глаголов.
Диктант «Глагол»

1

1
1
1

1

1

1
1

1
1
1

работы.
Принимать и сохранять в
памяти учебную задачу
урока.
Осуществлятьрешение
учебной задачи под
руководством учителя.
Распознавать глагол среди
других частей речи по
обобщённому лексическому значению и
вопросу.
Обосновывать
правильность отнесения
слова к глаголу.
Классифицировать
глаголы по вопросам.
Распознавать глаголы,
употреблённые в прямом
и переносном значениях.
Определять, каким членом
предложения является
глагол в предложении.
Выбирать глаголы в
соответствии с задачей
речевого
высказывания.Рассматрив
атьрепродукцию картины
А. К. Саврасова «Грачи
прилетели» по данным
вопросам, обсуждать план
предстоящего рассказа,
составлять (под
руководством учителя) по
картине рассказ,
записывать рассказ.
Определять число
глаголов, распределять
глаголы по группам в
зависимости от их числа,
изменять глаголы по
числам, приводить
примеры глаголов
определённого числа,
употреблять глаголы в
определённом числе.
Соблюдатьв практике
речевого общения
орфоэпические и
лексические нормы
употребления глаголов.
Работать с орфоэпическим

Фронтальный
Фронтальный
Фронтальный
индивидуальный

Фронтальный

Фронтальный

Фронтальный
Фронтальный

групповой

Фронтальный
индивидуальный

словарём.Раздельно
писать частицу не с
глаголом. Оценивать
результаты диктанта и
грамматического задания
и адекватно воспринимать
оценку работы.
Осознаватьпричины
успешности или не
успешности результатов
выполненной контрольной
работы.
103
104
105

106

107

108

109
110

111

112

Имя прилагательное как
часть речи.
Имя прилагательное как
часть речи.
Связь имени
прилагательного с именем
существительным.

1

Связь имени
прилагательного с именем
существительным
Изменение имён
прилагательных по
числам.
Единственное и
множественное число
имён прилагательных.
Текст-описание и роль в
нём имён прилагательных.
Текст-описание и роль в
нём имён прилагательных.
Проверочная работа.
Р.р. Составление текстаописания по репродукции
картины Ф. П. Толстого
«Букет цветов, бабочка и
птичка».
Диктант «Имя
прилагательное».

1

1
1

1

1

1
1

1

1

Принимать и сохранять в
памяти учебную задачу
урока.
Осуществлятьрешение
учебной задачи под
руководством учителя.
Распознавать имя
прилагательное среди
других частей речи по
обобщённому
лексическому значению и
вопросу. Обосновывать
правильность отнесения
слова к имени
прилагательному.
Использовать в речи
прилагательные
различных лексикотематических групп.
Выделять из предложения
словосочетания с именами
прилагательными.
Приводить примеры имён
прилагательных.
Определять, каким членом
предложения является имя
прилагательное.
Анализировать
высказывания русских
писателей о русском
языке.Подбиратьимена
прилагательные —
сравнения для
характеристики качеств,
присущих людям и
животным.
Синтаксическая функция
имени прилагательного в

Фронтальный
Фронтальный
Фронтальный

Фронтальный

Фронтальный

Фронтальный

Фронтальный
Фронтальный

индивидуальный

индивидуальный

113
114
115

116

Местоимение как часть
речи.
Местоимение как часть
речи.
Местоимение как часть
речи: значение и
употребление в речи.

1

Текст-рассуждение.

1

1
1

предложении.Определятьч
исло имён
прилагательных,
распределять имена
прилагательные в группы
в зависимости от их числа,
изменять прилагательные
по числам.Определять
грамматические признаки
имени прилагательного:
связь с именем
существительным, число
(единственное или
множественное), роль в
предложении.
Распознавать текстописание.
Наблюдатьнад ролью
имён прилагательных в
тексте-описании.
Составлять текстописание натюрморта по
репродукции картины Ф.
П. Толстого «Букет
цветов, бабочка и
птичка» (под
руководством
учителя).Оценивать
результаты диктанта и
грамматического задания
и адекватно
воспринимать оценку
работы.
Принимать и сохранять в
памяти учебную задачу
урока.
Осуществлятьрешение
учебной задачи под
руководством учителя.
Распознавать личные
местоимения (в начальной
форме) среди другихслов
ив
предложении.Различатьме
стоимения и имена
существительные.Заменят
ьповторяющиеся в тексте
имена существительные
личными
местоимениями.Распознав
атьтекст-рассуждение.
Создаватьустные и

Фронтальный
Фронтальный
Фронтальный

Фронтальный

письмен
ные текстырассуждения.Оцениватьсв
ои достижения при
выполнении заданий
«Проверь себя» в
учебнике и по
электронному
приложению.
117
118

119

120

121
122
123
124
125
126
127
128129130
132
133
134
135

136

Предлог как часть речи.
Роль предлогов в речи.
Правописание предлогов с
именами
существительными.
Правописание предлогов с
именами
существительными
Восстановление
деформированного
повествовательного
текста.
Проект «В словари — за
частями речи!».
Диктант «Предлог»
Повторение – 15 часов

Фронтальный
1
Фронтальный
1
1

1

Фронтальный

1

Фронтальный

1

индивидуальный

Текст. Типы текстов.
Предложение.
Члены предложения.
Связь слов в
предложении. Диалог.
Слово и его
лексическое значение.
Однокоренные слова.
Словарный диктант.
Части речи

Диктант «Итоговый».
Контрольное
списывание.
Звуки и буквы.
Правописание парных
звонких и глухих
согласных на конце
слова.
Правописание слов с
безударными
гласными.

1

Фронтальный
Фронтальный
Фронтальный
Фронтальный
Фронтальный

1

Фронтальный

1

Фронтальный

1

1
1

Фронтальный
Фронтальный
Фронтальный
Фронтальный
индивидуальный

1
1

Фронтальный
Фронтальный

1

Фронтальный

1
1

11.Планируемые результаты изучения учебного предмета:

В результате изучения русского языка обучающийся должен знать/понимать:
- названия и порядок букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков,
ударные и безударные гласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, способы
обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и (ь) мягким
знаком, правила переноса слов.
Уметь:
- писать текст объёмом 35 – 45 слов;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог;
писать заглавную букву в именах, фамилиях, отчествах людей, названиях городов,
деревень, улиц, кличках животных;
- писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн;
- находить способ проверки написания двухсложных слов (в том числе по словарю); - писать
слова с двойными согласными, с разделительным мягким знаком;
- писать раздельно предлоги со словами;
- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;
- распознавать изученные части речи;
- различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять
главные члены предложения;
- составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на
определённую тему;
- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить знаки препинания в конце
предложения;
- писать изложение объёмом 35 – 45 слов по вопросам под руководством учителя;
- составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3 – 4
предложения из составленного текста.
Использовать приобретённые знания и умения в практической повседневной жизни
для:
• адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников,
детских
радиопередач, аудиозаписей и др.);
• работы со словарем (алфавит);
• соблюдения орфоэпических норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего
школьника тематике;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения
(приветствие, прощание, благодарность).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка во втором классе учащиеся научатся:

понимать, что предложение - это основная единица речи;

понимать
термины
«повествовательные
предложения»,
«вопросительные
предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений,
различных по цели высказывания;

различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные,
вопросительные);

оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки
препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

различать главные члены предложения;
понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного,
имени прилагательного, глагола;

понимать особенности употребления в предложении имени существительного,
прилагательного, глагола, предлога;

понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без
терминологии);

использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в
слабой позиции в корне слова;

давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

различать деление слов на слоги и для переноса;

понимать влияние ударения на смысл слова;

различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;

различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и
мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

правильно употреблять прописную букву.





Учащиеся получит возможность научиться:
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на
поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения
правильности, точности, ясности содержания;
- составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями
языка; на определённую тему;
- составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
- письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной
подготовки) по вопросам;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические
ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
- осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в
учебнике алгоритма;
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и
синонимы;
- подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в
корне слова.
- опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие
предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными
членами;
- находить предложения с обращениями.

12. Учебно-методическое опеспечение:
1. Канакина В.П. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019.
2. Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 2 класс. - М.: Просвещение, 2019.
3. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс
13. Материально-техническое обеспечение:

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник 2 класс. В 2ч. Ч. 1.
2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
3.Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч.1.
4Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Методические пособия
1. Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.
1-4 классы.
2.Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1-4 классы
Печатные пособия:
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
Касса букв и сочетаний (по возможности).
Игнатьева Т. В., Тарасова Л. Е. Обучение грамоте. 1 класс. Комплект демонстрационных
таблиц с методическими рекомендациями.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе
по русскому языку. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с
тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный
и словообразовательный словари. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами
работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числа, и
в цифровой форме).
Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. 2 класс. Канакина В. П. Русский язык.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Видеомагнитофон/видеоплеер.Аудиоцентр/магнитофон. Диапроектор. Мультимедийный
проектор.Экспозиционный экран.Компьютер.Сканер, принтер.Фотокамера цифровая.
Видеокамера цифровая со штативом.
Экранно-звуковые пособия: Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное
приложение.Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.Видеофильмы,
соответствующие тематике программы по русскому языку.Слайды (диапозитивы),
соответствующие тематике программы по русскому языку.Мультимедийные (цифровые)
образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: Ученические одно- и двухместные столы
с комплектом стульев.Стол учительский с тумбой.Шкафы для хранения учебников,
дидактических материалов, пособий и пр.Настенные доски для вывешивания
иллюстративного материала.Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
14. Контрольно-измерительные материалы:
1.Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.
1-4 классы.
2.Голубь В.Т. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 2
класс. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2019.
4.
Голубь В.Т. Итоговое тестирование. Математика. Русский язык. 2 класс. Контрольноизмерительные материалы. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2018.
5.
Крылова О.Н. Русский язык: итоговая аттестация: 2 класс: типовые текстовые задания.
– М.: Экзамен, 2019.
6.
Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2
класс. – М.: Просвещение, 2019.
15. список литературы:
литература, использованная при составлении программы:
1.Канакина В. П., Горецкий В. Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1—4 классы

литература, рекомендованная для учащихся:
1.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник 2 класс. В 2ч. Ч. 1.
2.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч.1.
4. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Приложение к программе:

Приложение 1

16. Календарно-тематический план:
№

Наименование разделов, тем
уроков

Кол Дата по плану
ичес
тво
часо
в

Наша речь – 4 часа
1

Знакомство с учебником. Какая
бывает речь?
2
Что можно узнать о человеке по
его речи?
3-4
Диалог и монолог.
Текст –3часа

5
6
7

8
9
10
11
12

13
14

15
16
17

Что такое текст? Тема текста.
Главная мысль текста.
Части текста.Входная
диагностическая работа.
Предложение – 10 часов
Предложение как единица речи,
его назначение ипризнаки.
Связь слов в предложении.
Контрольное списывание.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены
предложения.

Подлежащее и сказуемое –
главные члены предложения.
Распространённые и
нераспространённые
предложения.
Связь слов в предложении.
Диктант «Предложение»
Работа над ошибками.

1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
1

1
1
1

Дата по
факту

Слова, слова, слова… -15 часов
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Слово и его лексическое
значение.
Тематические группы слов.
Однозначные и многозначные
слова.
Прямое и переносное значение
слов.
Синонимы.
Антонимы.
Родственные слова.
Корень слова.
Однокоренные слова.
Ударный слог.
Перенос слов.
Перенос слов.
Р. р. Обучающее сочинение по
серии картинок.
Проверочная работа по теме
«Слово»
Диктант «Однокоренные слова»
Звуки и буквы – 45 часов
33
34

35
36
37
38

39
40
41
42
43
44

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Звуки и буквы.
Русский алфавит или Азбука.
Р.р. Сочинение по репродукции
картины 3. Е. Серебряковой «За
обедом».
Работа над ошибками. Гласные
звуки.
Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне.
Правило обозначения буквой
безударного гласного звука.
Способы проверки написания
буквы, обозначающей
безударный гласный звук в корне
слова.
Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне слова.
Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне слова.
Буквы безударных гласных
корня, которые надо запоминать.
Правописание словарных слов.
Словарный диктант.
Проверяемые и непроверяемые
орфограммы.
Правописание слов с
проверяемыми и

1

1

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

.

45

46
47
48
49
50
51
52

53

55

56

57

58
59

60
61
62
63

64

65

66

непроверяемыми орфограммами.
Р.р. Сочинение по репродукции
картины С. А. Тутунова «Зима
пришла. Детство».
Диктант «Безударные гласные»
Согласные звуки.
Согласный звук [й’] и буква й
Слова с удвоенными
согласными.
Р.р. Сочинение по репродукции
картины А. С. Степанова «Лоси».
Работа над ошибками. Проект «И
в шутку и в серьёз»
Твёрдые и мягкие согласные
звуки и буквы для их
обозначения.
Твёрдые и мягкие согласные
звуки и буквы для их
обозначения.

1

1
1

1
1
1
1
1

1

Мягкий знак (ь) как показатель
мягкости согласного звука на
письме.
Правописание слов с мягким
знаком (ь) на конце и в середине
перед согласным.
Правописание слов с мягким
знаком (ь) на конце и в середине
перед согласным.
Буквосочетания с шипящими
звуками.
Правописание в словах
буквосочетаний чк, чн, чт, щн,
нч.
Правописание в словах
буквосочетаний чк, чн, чт, нч .
Диктант «Согласные звуки».

1

Работа над ошибками. Проект
«Пишем письмо»
Буквосочетания жи—ши, ча—
ща,
чу—щу.
Буквосочетания жи—ши, ча—
ща,
чу—щу.
Контрольное списывание.
Диктант«Правописание
буквосочетаний с шипящими
звуками».
Работа над ошибками. Проект

1

1

1

1

1

1
1

1

2

1

1

.
.

67
68

69

70
71

72

73

74
75
76

77

78

«Рифма».
Звонкие и глухие согласные
звуки.
Правописание слов с парным по
глухости-звонкости согласным
на конце слова или перед
согласным.
Правописание парных звонких и
глухих согласных на конце
слова.
Проверка парных согласных.
Словарный диктант.
Правописание парных звонких и
глухих согласных на конце
слова.
Правописание слов с парным по
глухости-звонкости согласным
на конце слова или перед
согласным.
Правописание парных звонких и
глухих согласных на конце
слова.
Р.р. Изложение текста по
вопросам.
Диктант «Парные звонкие и
глухие согласные»
Правописание слов с
разделительным мягким знаком
(ь).
Правописание слов с
разделительным мягким знаком
(ь).
Правописание слов с
разделительным мягким знаком
(ь).

Части речи – 45 часов
79
80
81
82
83
84
85

Части речи.
Имя существительное как часть
речи.
Одушевлённые и неодушевлённые
имена существительные.
Неодушевлённые имена
существительные.
Собственные и нарицательные
имена существительные.
Правописание собственных имён
существительных.
Правописание собственных имён

1

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1
1

1

1

1
1
1

1

1

86

87
88

существительных. Названия и
клички животных.
Правописание собственных имён
1
существительных. Географические
названия.
Единственное и множественное
1
число имён существительных.
Изменение имён существительных 1
по числам.

89

Число имён существительных.

1

90

Р.р. Подробное изложение
повествовательного текста.

1

91

Обобщение знаний об имени
существительном.
Диктант «Имя существительное».
Глагол как часть речи. Значение
глаголов в речи.
Значение глаголов в речи.
Признаки глагола.
Словарный диктант.
Сочинение по репродукции
картины А. К. Саврасова «Грачи
прилетели».
Работа над ошибками.
Единственное и множественное
число глаголов.
Единственное и множественное
число глаголов.
Правописание частицы не с
глаголами.
Обобщение знаний о глаголе.
Контрольное списывание.
Обобщение знаний о глаголе.
Проверочная работа.
Текст-повествование и роль в нём
глаголов.
Диктант «Глагол»
Имя прилагательное как часть
речи.
Имя прилагательное как часть
речи.
Связь имени прилагательного с
именем существительным.
Связь имени прилагательного с
именем существительным
Изменение имён прилагательных
по числам.
Единственное и множественное

1

92
93
94
95
96

97

98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109

1
1

1
1
1

1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1

110
111

112

113
114
115
116

117
118
119
120
121

122
123
124
125
126
127
128
129

130
131
132
133

134

число имён прилагательных.
Текст-описание и роль в нём имён
прилагательных.
Текст-описание и роль в нём имён
прилагательных.
Проверочная работа.
Р.р. Составление текста-описания
по репродукции картины Ф. П.
Толстого «Букет цветов, бабочка и
птичка».
Диктант «Имя прилагательное».
Местоимение как часть речи.
Местоимение как часть речи.
Местоимение как часть речи:
значение и употребление в речи.
Текст-рассуждение.
Предлог как часть речи. Роль
предлогов в речи.
Правописание предлогов с
именами существительными.
Правописание предлогов с
именами существительными
Восстановление
деформированного
повествовательного текста.
Проект «В словари — за частями
речи!».
Диктант «Предлог»
Повторение – 15 часов

1
1

1

1
1

1
1

1
1
1

1

1
1

Текст. Типы текстов.
Предложение.
Члены предложения.
Связь слов в предложении.
Диалог.
Слово и его лексическое
значение.
Однокоренные слова.
Словарный диктант.
Части речи

Диктант «Итоговый».
Контрольное списывание.
Звуки и буквы.
Правописание парных звонких
и глухих согласных на конце
слова.
Правописание слов с

1
1
1
1
1
3

1
1
1
1

1

135
136

безударными гласными.
Правописание слов с
шипящими.
Повторение и закрепление
изученного материала.

1
1

Списки тем рефератов, творческих работ, проектов:
1.Проект – «Сказочная страничка»
2. Проект – «В словари за частями речи»

Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Молчанова Е.И.
Предмет: Русский язык
Класс: 2 В
№
урока

Тема по КТП

План, ч Факт, ч Причина
Способ
Согласовано
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».