Литературное чтение 3 В кл, Варнакова Н.Г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета
по литературному чтению
3 «В» класс

Составитель программы: Варнакова Н.Г.,
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ – 2022
2.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе
авторской программы (под ред. Климановой Л.Ф., БойкинойМ.В.и др. и соответствует
ФГОС НОО утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. №373 /Сборник рабочих программ УМК «Школа России»
1-4 классы М.: Просвещение, 2018. Научный руководитель УМК А.А.Плешаков./
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем:
подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы,
обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными
видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст
произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать
читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать
эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное
(представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в
разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
 обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения,
понимание текста и специфики его литературной формы;
 научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать
свою точку зрения (позицию читателя);
 систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно,
пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и
просмотровым);
 включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения,
учить работать в парах и группах;
 формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания
литературы как искусства слова;
 расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство»,
соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и
обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для
изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной
хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике
«Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Общая характеристика учебного предмета. Программа разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе
начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения
пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает
достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов
освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других
предметов в начальной школе.

Курс литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение
работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и
способствует общему развитию ребёнка, его духовно – нравственному и эстетическому
воспитанию. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной
интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый
филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным
литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению
предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия
литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Актуальность. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов
большого пути ребёнка в литературу. От качества обучения в этот период во многом
зависит приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать
красоту поэтического слова, свойственным дошкольникам, формирование у него в
дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно
художественной литературы.
Принципы: системность, научность, доступность, наглядность, вариативность,
реалистичность, художественно-эстетический, литературоведческий, коммуникативноречевой. А также возможность практического применения полученных знаний.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса разработана на
основе нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
9.Образовательная программа НОО МАОУ СОШ18
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 часов:  в 1 классе на изучение
литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель);  во 2 – 4 классах
по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых
рассчитана рабочая программа на изучение курса «Литературное чтение» в 3 классе
отводится 4 часа. Программа рассчитана на 136 часов.
5. Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст –
это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы
исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до
11
лет.

Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход
от игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий
у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного
возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной
для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники
к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (иградраматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу
дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность
ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает
достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную
деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной
сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более
уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять
проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него
существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным
опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как
оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника,
такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом
возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим
образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста
являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации
собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы
понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением
понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к
концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной
общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
Виды деятельности младшего школьника:
 Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
 Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра,
игра с правилами)
 Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально
значимое проектирование и др.)
 Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном
труде, в социально значимых трудовых акциях )
 Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях)

6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе.
Программа конкретизирована для 3 класса, так как примерная программа рассчитана
на 1-4 классы.
7. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Литературное чтение»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое
значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках
учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал
которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия
художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и
развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства
знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и
человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих
национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения
продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно
осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными
ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет
эмоциональное восприятие
произведения,
которое формирует эмоциональную
грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в
рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека,
характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются
следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
–сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться
ко всему живому;
–чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по
отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к
предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и
окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений,
вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев;
технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством
формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является
сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора,
иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что
представили;

– высказывать и аргументировать своѐ отношение к прочитанному, в том числе к
художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определѐнным
признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
В круг чтения для 3 класса входят произведения, представляющие все основные
области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классическая и
современная литература.
В разделы включены произведения из золотого фонда детской литературы.
Значительное место занимают произведения современных писателей.
Самое великое чудо на свете (4 часа). Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество (15 часов). Малые фольклорные жанры. Русские
народные песни. Докучные сказки. Народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка».
Поэтическая тетрадь (31 час). Проект: «Как научиться читать стихи» на основе
научно-популярной статьи Я. Смоленского. Сочинение – миниатюра « О чем расскажут
осенние листья». Понимание поэтической речи, сочинение своих стихов.
Великие русские писатели (24 часа)
Подготовка сообщения о И.А. Крылове, мораль басни, её инсценирование.
Понимание смысла стихотворения и настроение лирического героя, различие
прозаического и лирического произведения, сравнение народной и литературной сказки,
особенности волшебной сказки. Различие в басне изображённых событий и
замаскированного скрытого смысла.
Были-небылицы (10 часов). М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Паустовский
(«Растрёпанный воробей»); А. Куприн («Слон»).
Люби живое (16 часов) М. Пришвин («Моя Родина»); И. Соколов-Микитов
(«Листопадничек»); В. Белов («Малька провинилась», «Ещё про Мальку»); В. Бианки
(«Мышонок Пик»); Б. Житков («Про Обезьянку»); В. Дуров («Наша Жучка»); В. Астафьев
(«Капалуха»).
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов) Б. Шергин («Собирай по ягодке
– наберёшь кузовок»); А. Платонов («Цветок на земле», «Ещё мама»); М, Зощенко
(«Золотые слова», «Великие путешественники»); Н. Носов («Федина задача», «Телефон»);
В. Драгунский («Друг детства»).
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8 часов).
Ю. Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»); Г. Остер («Вредные советы», «Как
получаются легенды»); Р. Сеф («Весёлые стихи»).
Зарубежная литература (8 часов). Мифы и легенды Древней Греции («Храбрый
Персей»); Г. Х. Андерсен («Гадкий утёнок»).
Краеведение: Конкурс стихов о родном крае, Устное народное творчество родного
края (сказки, загадки, пословицы). Бурятские сказки
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в школьной НПК «Шаг в будущее» (январь),
подготовка к предметным олимпиадам, в конкурсах проектов, в рамках краеведческой
работы проект, конкурсы стихов о маме, к Дню защитника Отечества, конкурсы рисунков,
конкурсные программы, посвящённые празднованию Сагаалган.

В случае перевода учащихся на дистанционное обучение будут использоваться
следующие образовательные платформы:








Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному курсу
(с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны)
Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в
бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика,
русский и английский языки, окружающий мир и т.п.
ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей
Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для
учеников 1-5 классов
Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для учеников с
1 по 11 класс по школьным предметам
ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).

10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по литературному чтению для 3-го класса составлено с
учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
-быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся
в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или
религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
Наименование
разделов
программы

Количество
Виды учебной деятельности
часов
на
раздел, тему

Самое великое
чудо на свете

4ч

Устное народное
творчество

15ч

Совместно-распределенная
учебная деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная деятельность
(коллективная дискуссия,

Виды контроля.

Групповой, фронтальный,
самоконтроль
Групповой, фронтальный,
самоконтроль, тест

групповая работа)

Поэтическая
тетради № 1,2,3,4

31ч

Великие
русские
писатели

24ч

Литературные
сказки

8ч.

Были-небылицы

10ч

Люби живое

16ч

Собирай по ягодке
– наберёшь
кузовок

12ч

По страницам
детских журналов
«Мурзилка» и
«Веселые
картинки»
Зарубежная
литература

8ч

итого

8ч

Совместно-распределенная
учебная деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)

Групповой, фронтальный,
самоконтроль, тест,
наизусть
Групповой, фронтальный,
самоконтроль, тест

Совместно-распределен-ная
учебная деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)

Групповой, фронтальный,
самоконтроль

Совместно-распределенная
учебная деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)

Групповой, фронтальный,
самоконтроль, тест

Групповой, фронтальный,
самоконтроль,
проверочная работа
Групповой, фронтальный,
самоконтроль
Групповой, фронтальный,
самоконтроль

Групповой, фронтальный,
самоконтроль, тест

136ч.

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована
готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень
их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Третьеклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим
предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;

- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов
целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость
чтения не менее 80-90 слов в минуту);
- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и
интонационные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и
сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них
главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
-устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по
его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по
тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми
словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном
возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости
(на основе сопереживания литературным героям);

определять сходство и различие произведений разных жанров;

использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста
информацию в практической деятельности;

высказывать и пояснять свою точку зрения;

применять правила сотрудничества;

выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

делать устную презентацию книги (произведения);

пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

работать с детской периодикой;

расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт
самостоятельной читательской деятельности.
12.Учебно – методическое обеспечение
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные
пособия:
1. Литературное чтение. Учеб.для 3 кл. нач. шк.: в 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова [и др.];
под ред. Л. Ф. Климановой. – М.: Просвещение, 2018г..
2. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. Кутявина С.В..– М.:
ВАКО, 2018.
3. Литературное чтение. Рабочая тетрадь М.В. Бойкина, Л.А.Виноградская.
М.:Просвещение, 2020.

4. Электронное сопровождение к учебнику «Литературное чтение», 3 класс
5. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.
6. Репродукции картин в соответствии с программой по литературному чтению.
7. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и
писателей.
13.Материально - техническое обеспечение
Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. 1 – 4 класс.
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой,
определенной в программе.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в
программе и методических пособий.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Интерактивная доска, ноутбук, принтер
14. Контрольно-измерительные материалы
1.О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Тесты по курсу « Литературное чтение» М. Астрель,
2017
2.Н.И.Бобкова, Тематический тестовый контроль. М.Просвещение,2018
3. Н.В Лободина. Чтение 1-4 классы: тексты для проверки техники и
выразительности чтения. Волгоград: Учитель, 2018
4.О.Б.Панкова. Проверочные работы по литературному чтению.3 класс Издательство
«Экзамен» Москва, 2017
5.Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3
класс. М.: ВАКО, 2017
15.Список литературы, использованной при разработке программы
1. С.В.Анащенкова, М.А. Бантова, А.А.Плешаков и др. Сборник рабочих программ.
М.: Просвещение, 2018
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (в ред. приказов МинобрнаукиРоссии от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №
2357)
3.Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. Климанова Л.Ф.– М.:
Кутявина С.В..– М.: ВАКО, 2018.
Литература, рекомендованная для учащихся
1. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2018
2. Хрестоматия по литературе для 1-4 классов. М., Просвещение. 2018
3. Внеклассное чтение. Полная библиотека. Рассказы и стихи о природе.1-4 классы.
Дмитриева О.Р. «Омега» 2018

16. Приложение к программе:
Календарно – тематический план
№
уроков
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10

11
12-13
14
15-16
17
18
19
20
21
22
23
24

Темы и разделы

Количе
ство
часов

Самое великое чудо на свете (4ч)
Вводный урок. Прогнозирование содержания раздела
1
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка
1
сообщения на основе статьи учебника.
Первопечатник
Иван Федоров.
Подготовка
1
сообщения о первопечатнике Иване Федорове.
Урок - обобщение. Оценка достижений. Тест.
1
Устное народное творчество (15ч.)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
1
содержания раздела.
Русские народные песни. Обращение к силам природы.
1
Лирические и шуточные.
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
1
Произведения прикладного искусства: гжельская,
1
хохломская посуда, дымковская и богородская
игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и
1
братец Иванушка».
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и
1
братец Иванушка». Деление текста на части.
Составление плана.
Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый
1
Волк»
Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый
2
Волк»
Русская народная сказка «Сивка- Бурка»
1
Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Деление
2
текста на части. Составление плана.
Краеведение .Бурятские сказки
1
Обобщение по теме: УНТ Оценка достижений. Тест.
1
Проект: «Сочиняем волшебную сказку».
1
Поэтическая тетрадь 1 (11ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
1
содержания раздела.
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе
1
научно-популярной статьи Я. Смоленского.
Русские поэты XIX-XX веков. Ф. И. Тютчев «Весенняя
1
гроза», «Листья».
Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние
1
листья».
Подвижные картины природы в поэзии А. А. Фета
1

Дата по Дата по
плану
факту

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34-35
36
37-38

39-40
41

42
43
44
45
46-47

48

49
50
51
52
53

И. С. Никитин «Полно степь моя спать беспробудно»
Роль заголовка и олицетворения.
И.С.Никитин «Встреча зимы»
Сказочность стихотворения. И. З. Сурикова «Детство»
Сравнение как средство создания картины природы в
лирическом стихотворении И. З. Суриков «Зима».
Стихи бурятских поэтов
Обобщение по разделу. Оценка достижений. Тест.
Великие русские писатели (24 ч.)
Знакомство с названием раздела
А. С. Пушкин .Подготовка сообщения « Что
интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина».
Лирические стихи А. С. Пушкина о природе.
А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер».
Настроение стихотворения и прием контраста
А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Тема сказки.
А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» События
сказочного текста. Сравнение народной и
литературной сказки. Особенности волшебной сказки.
А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Герои
литературной сказки. Нравственный смысл сказки.
Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе
статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный
портрет Крылову.
Мораль басни И. А. Крылова «Мартышка и очки».
Нравственный урок и мораль басни И. А. Крылова
«Зеркало и обезьяна».
Басня «Ворона и лисица». Характеристика героев
басен И. А. Крылова на основе их поступков.
Инсценирование басен И. А. Крылова.
М. Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения
на основе статьи В.Воскобойникова. М. Ю.
Лермонтов. Лирические стих- ния
( «Горные вершины)
«Утёс», «Осень». настроение и образность. Сравнение
лирического текста и произведения живописи. Подбор
музыкального сопровождения к лирическому
произведению.
Подготовка сообщения на основе статьи о детстве и
творчестве Л. Н. Толстом.
Тема и главная мысль рассказа «Акула». Составление
различных планов к рассказу «Акула».
Л. Н. Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема.
Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Основная мысль и
тема.
Особенности прозаического лирического текста.
«Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из
моря». Сравнение рассказов. Сравнение текстов разных

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2

2
1

1
1
1
1
2

1

1
1
1
1
1

54
55
56
57-58
59-60

61
62-63

64
65

66
67
68
69
70

71
72
73-74
75
76
77
78
79

видов. (текст-рассуждение, текст-описание).
Обобщение по теме. Оценка достижений. Тест.
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела.
Стихи о природе Н. А. Некрасова «Славная осень!» ,
«Не ветер бушует над бором..»
Повествовательное произведение в стихах Дедушка
Мазай и зайцы».
А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги». Картины
природы. Оценка достижений
Литературные сказки (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела.
Д. Н. Мамин- Сибиряк «Аленушкины сказки»,
«Сказка про Храброго зайца» Нравственный смысл
сказки.
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои
сказки.
В.
М.
Гаршин
«Лягушка-путешественница».
Составление характеристики лягушки. Составление
смешных историй. Нравственный смысл сказки.
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение
народной и литературной сказок.
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев
сказки. Подробный и выборочный пересказ.
Оценка достижений. Тест.
Были-небылицы (10 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела.
М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения –
основной прием описания подводного царства в
рассказе М. Горького
М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий
пересказ: сочинение продолжения сказки.
К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Жанр
произведения. Герои, характеристика героев.
К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей».
Выборочный пересказ.
А. И. Куприн
«Слон» Основные события
произведения.
А. И. Куприн «Слон». Составление различных
вариантов плана. Пересказ.
А. И. Куприн «Слон». Подготовка к полному и
краткому пересказам.
Оценка достижений. Тест.
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование

1
1
1
2
2

1
2

1
1

1
1
1
1
1

1
1
2
1
1
1
1
1

80
81
82
83
84
85
86
87
88
89

90-91
92
93
94
95
96-97
98
99
100

101
102
103
104
105
106

содержания раздела.
Стихи о животных С Черного «Что ты тискаешь
утенка?», «Воробей». «Слон».
Картины зимних забав в стихах А. Блока. «Ветхая
избушка»
А. Блок «Сны», «Вороны»
С. А. Есенин «Черемуха». Сравнение стих-ний разных
авторов на одну тему.
Оценка достижений.
Люби живое (16 ч.)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела.
М. Пришвин «Моя Родина» Заголовок – «входная
дверь» в текст.
Сочинение на основе художественного текста. Тема
«моя Родина»- основная мысль текста
И.
С.
Соколов-Никитов
«Листопадничек».
Определение жанра произведения.
И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек».Составление
рассказа о герое. Творческий пересказ: дополнение
содержания текста.
В. И. Белов «Малька провинилась», «Еще про
Мальку». Озаглавливание текста, герои рассказа.
В. В. Бианки «Мышонок Пик». Построение рассказа.
В. В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои
рассказа, их характеры.
В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на
основе названия глав.
Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои рассказа.
Б. С. Житков «Про обезьянку». Основные моменты
рассказа, краткий пересказ.
В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Нравственный смысл рассказа.
Оценка достижений. Проверочная работа. Работа с
текстом
Поэтическая тетрадь 2(8ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела.
С. Маршак «Гроза днем». Заголовок стихотворения.
С. Маршак «В лесу над росистой поляной». Заголовок
стих-ния.Отработка выразительности.
А. Л. Барто «Разлука», «В театре». Выразительное
чтение.
С. В. Михалков «Если», «Рисунок».
Е.
А.
Благинина
«Кукушка»,
«Котенок».
Выразительное чтение. Заголовок стихотворения.
Выразительное чтение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2
1
1
1
1
2
1
1
1

1
1
1
1
1
1

107
108
109
110

111112
113114
115
116
117
118119

120
121
122

Проект: «Праздник поэзии».
1
1
Оценка достижений. Тест.
Собирай по ягодке - соберёшь в кузовок (12 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
1
содержания раздела.
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь
1
кузовок». Соотнесение пословицы и содержания
произведения.
А. П. Платонов «Цветок на земле».Герои рассказа,
2
особенности речи героев. Чтение по ролям.
А. П. Платонов «Еще мама». Чтение по ролям.
2
М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия
рассказа. Главная мысль произведения. Герои
М. М. Зощенко «Великие путешественники».
Особенности юмористического рассказа. Герои.
Н. Н. Носов «Федина задача».
Особенности
юмористического рассказа. Анализ заголовка.
Н. Носов «Телефон».
В.Ю.Драгунский
«Друг
детства». Особенности юмористического рассказа.
Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов
Н.Носова.
Оценка достижений. Тест.
По страницам детских журналов (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела.
«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые
журналы.

1
1
1
2

1
1
1

123124

Ю. И. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели».
Пересказ.

2

125

Г. Остер «Вредные советы». Создание собственного
сборника добрых советов.
Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое
легенда. Легенды своей семьи, своего города, Своего
дома. Пересказ.
Р. Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение.
Оценка достижений.
Читательская конференция. Оценка достижений.
Тест.
Зарубежная литература (8ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела.
Древнегреческий миф. «Храбрый Персей».
Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение
мифологических
представлений
людей
в
древнегреческом мифе. Мифологические герои и их

1

126

127
128

129
130
131

1

1
1

1
1
1

132
133
134

подвиги. Пересказ.
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».Нравственный смысл
сказки.
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к
сказке.
Оценка достижений. Итоги года. Литературная
викторина.
Обобщающий урок за курс 3 класса.

1
1
1

1352
136
Список тем творческих, проектных работ
1.Конкурс стихов о родном крае
2.Бурятские сказки
3.Проект: «Сочиняем волшебную сказку»
4.Литературный праздник «Великие русские писатели»
5.Читательская конференция «По страницам детских журналов»

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Варнакова Н.Г.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3в

№
уроков

Тема по КТП

План,
ч.

Факт,
ч.

Причина
корректиров
ки

Способ
корректиров
ки

Согласован
но


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».