Литературное чтение 3 Г кл. Окунева О.А.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета (курса)
По литературному чтению
3 «Г» класс

Составитель программы: Окунева О.А.
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ - 2022

1

2.Пояснительная записка
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем:
подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы,
обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными
видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст
произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать
читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать
эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное
(представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в
разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
 обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения,
понимание текста и специфики его литературной формы;
 научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать
свою точку зрения (позицию читателя);
 систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно,
пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и
просмотровым);
 включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения,
учить работать в парах и группах;
 формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания
литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство»,
соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и
обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для
изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной
хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике
«Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов). .
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса разработана на
основе нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
9.Образовательная программа НОО МАОУ СОШ18
2

3.Место курса «Литературное чтение » в базисном учебном плане.
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение
литературного чтения отводится 40 ч (4 Ч В неделю, 10 учебных недель)во 2—4 классах по
136 ч (4ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

4.Общая характеристика учебного предмета. Программа разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе
начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения
пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает
достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов
освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других
предметов в начальной школе.
Курс литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение
работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и
способствует общему развитию ребёнка, его духовно – нравственному и эстетическому
воспитанию. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной
интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый
филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным
литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению
предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия
литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Актуальность. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов
большого пути ребёнка в литературу. От качества обучения в этот период во многом
зависит приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать
красоту поэтического слова, свойственным дошкольникам, формирование у него в
дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно
художественной литературы.
Принципы: системность, научность, доступность, наглядность, вариативность,
реалистичность, художественно-эстетический, литературоведческий, коммуникативноречевой. А также возможность практического применения полученных знаний.
5.Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст –
это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы
исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до
11
лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход
от игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий
у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного
возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной
для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники
3

к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (иградраматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу
дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность
ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает
достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную
деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной
сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более
уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять
проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него
существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным
опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как
оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника,
такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом
возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим
образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста
являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации
собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы
понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением
понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к
концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной
общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
6.Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе.
Программа конкретизирована для 3 класса, так как примерная программа рассчитана
на 1-4 классы.
7.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Литературное чтение»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое
значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках
учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал
которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия
художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и
развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства
знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и
человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих
национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения
продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно
осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными
4

ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет
эмоциональное восприятие
произведения,
которое формирует эмоциональную
грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в
рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека,
характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
8.Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются
следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
–сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться
ко всему живому;
–чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по
отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к
предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и
окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений,
вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев;
технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством
формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи;
5

– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является
сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора,
иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что
представили;
– высказывать и аргументировать своѐ отношение к прочитанному, в том числе к
художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определѐнным
признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
9.Содержание учебного курса
В круг чтения для 3 класса входят произведения, представляющие все основные
области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классическая и
современная литература.
В разделы включены произведения из золотого фонда детской литературы.
Значительное место занимают произведения современных писателей.
Самое великое чудо на свете (2 часа). Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество (8 часов). Малые фольклорные жанры. Русские
народные песни. Докучные сказки. Народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка».

6

Поэтическая тетрадь (22 час). Проект: «Как научиться читать стихи» на основе
научно-популярной статьи Я. Смоленского. Сочинение – миниатюра « О чем расскажут
осенние листья». Понимание поэтической речи, сочинение своих стихов.
Великие русские писатели (17 часа)
Подготовка сообщения о И.А. Крылове, мораль басни, её инсценирование.
Понимание смысла стихотворения и настроение лирического героя, различие
прозаического и лирического произведения, сравнение народной и литературной сказки,
особенности волшебной сказки. Различие в басне изображённых событий и
замаскированного скрытого смысла.
Были-небылицы (7 часов). М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Паустовский
(«Растрёпанный воробей»); А. Куприн («Слон»).
Люби живое (14 часов)М. Пришвин («Моя Родина»); И. Соколов-Микитов
(«Листопадничек»); В. Белов («Малька провинилась», «Ещё про Мальку»); В. Бианки
(«Мышонок Пик»); Б. Житков («Про Обезьянку»); В. Дуров («Наша Жучка»); В. Астафьев
(«Капалуха»).
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (10 часов)Б. Шергин («Собирай по ягодке
– наберёшь кузовок»); А. Платонов («Цветок на земле», «Ещё мама»); М, Зощенко
(«Золотые слова», «Великие путешественники»); Н. Носов («Федина задача», «Телефон»);
В. Драгунский («Друг детства»).
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (6 часов).
Ю. Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»); Г. Остер («Вредные советы», «Как
получаются легенды»); Р. Сеф («Весёлые стихи»).
Зарубежная литература (8 часов). Мифы и легенды Древней Греции («Храбрый
Персей»); Г. Х. Андерсен («Гадкий утёнок»).








Программа может быть реализована с использованием ЭО и дистанционных
технологий. Использую учебную платформу ZOOM/(с 1-го по 11 класс от лучших
учителебесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как
математика, русский и английский языки, окружающий мир и т.п. Российская
электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному курсу (с 1-го по 11
класс от лучших учителей страны)
Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в
бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика,
русский и английский языки, окружающий мир и т.п.
ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей
Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для
учеников 1-5 классов
Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для учеников с
1 по 11 класс по школьным предметам

Краеведение: традиции бурятского народа. Поговорки и пословицы народов
Бурятии.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: проведение тематических классных часов, участие в школьном
этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), в научно-практической конференции «Первые шаги»
(ноябрь), международном конкурс «Русский медвежонок» (весна). Участие в конкурсах
7

проектов, рисунков, плакатов по различным тематикам, викторинах, интеллектуальных
Наименование

Количество
часов

Виды
деятельности

учебной Виды контроля

играх, конкурсных программах, посвящённых празднованию Дню матери, Сагаалган, Дню
защитника Отечества, Международному женскому дню и т.д. (в течение года), экскурсии в
туристические центры культуры («Семейские», «Степной кочевник(апрель,май).
10. Тематическое планирование
Тематическое планирование по математике для 3 класса составлено с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся
НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым
мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности.

8

разделов
Самое
2ч
великое чудо
на свете

Совместно-распределен- Групповой,
ная учебная деятельность тальный,
(коллективная дискуссия, самоконтроль
групповая работа)

фрон-

Устное
народное
творчество

8ч

Групповой,
тальный,
самоконтроль

фрон-

Поэтическая
тетрадь

22ч

Совместно-распределенная учебная деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная учебная деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)

Групповой,
тальный,
самоконтроль

фрон-

Великие
русские
писатели

17ч

Совместно-распределен- Групповой,
ная учебная деятельность тальный,
(коллективная дискуссия, самоконтроль
групповая работа)

фрон-

Былинебылицы

7ч

Групповой,
тальный,
самоконтроль

фрон-

Люби живое

14ч

Совместно-распределенная учебная деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная учебная деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)

Групповой,
тальный,
самоконтроль

фрон-

Собирай
ягодке
наберёшь
кузовок

по 10ч
–

По страницам 6ч
детских
журналов
«Мурзилка» и
«Веселые
картинки»
Зарубежная
8ч
литература

Совместно-распределен- Групповой,
ная учебная деятельность фронтальный,
(коллективная дискуссия, самоконтроль
групповая работа)
Совместно-распределен- Групповой,
ная учебная деятельность тальный,
(коллективная дискуссия, самоконтроль
групповая работа)

фрон-

Совместно-распределен- Групповой,
ная учебная деятельность тальный,
(коллективная дискуссия, самоконтроль
групповая работа)

фрон-

9

11.Требования к результатам 3-го года обучения
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет
сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию,достигнут
необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого
развития.
Третьеклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения
другим предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов
целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость
чтения не менее 80-90 слов в минуту);
- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и
интонационные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и
сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них
главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
-устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по
его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по
тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми
словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном
возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной
отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

определять сходство и различие произведений разных жанров;

использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного
текста информацию в практической деятельности;

высказывать и пояснять свою точку зрения;

применять правила сотрудничества;

выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

делать устную презентацию книги (произведения);

пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

работать с детской периодикой;

расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт
самостоятельной читательской деятельности.
12.Учебно – методический комплект\
10

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные
пособия:
1. Литературное чтение. Учеб.для 3 кл. нач. шк.: в 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова [и
др.]; под ред. Л. Ф. Климановой. – М.: Просвещение, 2019г..
2. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. Кутявина С.В..– М.:
ВАКО, 2019.
3. Литературное чтение. Рабочая тетрадь М.В. Бойкина, Л.А.Виноградская.
М.:Просвещение, 2019.
4. Электронное сопровождение к учебнику «Литературное чтение», 3 класс
5. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.
6. Репродукции картин в соответствии с программой по литературному чтению.
7. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и
писателей.
13.Материально - техническое обеспечение
Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. 1 – 4 класс.
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой,
определенной в программе.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в
программе и методических пособий.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Телевизор, ноутбук.
14.Контрольно-измерительные материалы
1.О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Тесты по курсу « Литературное чтение» М. Астрель,
2019
2.Н.И.Бобкова, Тематический тестовый контроль. М.Просвещение,2018
3. Н.В Лободина. Чтение 1-4 классы: тексты для проверки техники и
выразительности чтения. Волгоград: Учитель, 2019
4.О.Б.Панкова. Проверочные работы по литературному чтению.3 класс Издательство
«Экзамен» Москва, 2017
5.Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3
класс. М.: ВАКО, 2019
15.Список литературы, использованной при разработке программы
1. С.В.Анащенкова, М.А. Бантова, А.А.Плешаков и др. Сборник рабочих программ.
М.: Просвещение, 2019
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (в ред. приказов МинобрнаукиРоссии от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №
2357)
3.Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. Климанова Л.Ф.– М.:
Кутявина С.В..– М.: ВАКО, 2019.
Литература, рекомендованная для учащихся
1.
Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера,
2019
2.
Хрестоматия по литературе для 1-4 классов. М., Просвещение. 2019
3.
Внеклассное чтение. Полная библиотека. Рассказы и стихи о природе.1-4
классы. Дмитриева О.Р. «Омега» 2019

11

Приложение к программе:

№

Календарно – тематический план
Дата по
Кол- Дата
факту
по
во
часов плану

Темы разделов (уроков)

Самое великое чудо на свете (2ч)
1
2

1
1

11
12

Рукописные книги Древней Руси
Первопечатник Иван Федоров
Устное народное творчество (10ч)
Рус.нар.песни. Небылицы.
Докучные.сказки
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Иван-царевич и Серый волк
Иван-царевич и Серый волк
Сивка-бурка
Сивка-бурка
Обобщение. Устное нар.твор-во
Краеведение: УНТ Бурятии
Поэтическая тетрадь №1 (8ч)
Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»
А.А.Фет «Мама, глянька, из окошка…»

13
14
15

А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»
И.С Никитин «Полно, степь моя…»
И.С.Никитин «Утро. Встреча зимы»

1
1
1

16
17
18

И.З.Суриков «Детство. Зима»
1
Обобщение. Страницы русской классики
1
Внекл.чтение. Любимые стихи. А.С.Пушкин «Уж 1
небо осенью дышало…»
Великие русские писатели (18ч)
А.С.Пушкин «За весной, красой природы»
1
А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
2

3
4
5
6
7
8
9
10

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
2
1
2
1

1
1

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

1

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»
И.А.Крылов «Мартышка и очки»
И.А.Крылов Крылов «Зеркало и обезьяна»
И.А.Крылов «Ворона и Лисица»
М.Ю.Лермонтов «Утес», «Горные вершины»
Детство Л.Н. Толстого
А.Н.Толстой «Акула. Прыжок»
А.Н.Толстой «Акула. Прыжок»
Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12

35

Обобщение. Л.Н.Толстой

1

36

Обобщение. Великие русские писатели
Поэтическая тетрадь №2 (7ч)
Стихи Н.А.Некрасов
А.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
К.Д.Бальмонт «Золотое слово»
И.А.Бунин «Детство»
И.В.Бунин «Полевые цветы»
Обобщение. Поэтическая тетрадь
Проверим себя

1

37
38
39
40
41
42
43

44

45
46
47
48
49-50
51
52

53

54
55
56
57
58
59

60-61

62
63-64
65
66-67

68
69

Литературные сказки (8 ч)
Внекл.чтение.
«Лес не школа, а всему учит» Д.И.Мамин-Сибиряк
«Аленушкины сказки»
Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые
глаза, короткий хвост
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
В.Ф.Одоевский. Обобщение
Обобщение. Литературные сказки
Были-небылицы (7ч)
Внекл.чтение
Рассказы, повести А.Воронковой
М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой»
М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой»
К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»
К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»
А.И.Куприн «Слон»
А.И.Куприн «Слон»
Обобщение.
Были-небылицы
Поэтическая тетрадь №1 (часть2) (6ч)
Внекл.чтение
Книги А. Митяева об армии и ее героях. Саша Черный
«Что ты тискаешь утенка?»
Саша Черный «Воробей», «Слон»
А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
2
1
1

1

1
1
1
1
1
1

2

1
2

С.А.Есенин «Черемуха»
1
Люби живое (14ч)
«Мама и мы», М.М.Пришвин «Моя Родина»
2
Краеведение: бурятские писатели о красоте нашего
края..
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
1
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
1
13

70-71
72-73
74-75
76
77
78
79
80-81
82-83
84-85
86

87-88
89-90
91
92
93-94
95
96
97-98
99
100
101-102
103-104
105-106
107-108
109-110111
112
113-114
115-116117
118-119
120-121
122
123-124125
126-127
128
129
130-131
132-136

В.И.Белов «Малька провинилась»
В.И.Белов «Еще про Мальку»
В.В.Бианки «Мышонок Пик»
В.В.Бианки «Мышонок Пик»
Б.С.Житков «Про обезьянку»
Б.С.Житков «Про обезьянку»
Б.С.Житков «Про обезьянку»
В.Л.Дуров «Наша Жучка»
В.П.Астафьев «Капалуха»
В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»
Обобщение. «Люби живое»
Поэтическая тетрадь №2 (часть2) (9ч)
Книги о космонавтах. С.Я Маршак «Гроза днем»
А.Л.Барто «Разлука»
А.Л.Барто «В театре»
С.В.Михалков «Если»
Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок»
Обобщение. Поэтическая тетрадь
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (16ч)
«Наша библиотека».
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
А.П.Платонов «Еще мама»
М.М.Зощенко «Золотые слова»
М.М.Зощенко «Золотые слова»
М.М.Зощенко «Великие путешественники»
М.М.Зощенко «Великие путешественники»
Н.Н.Носов «Федина задача»
Н.Н.Носов «Телефон»
В.Ю.Драгунский «Друг детства»
Обобщение. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»
По страницам детских журналов (10ч)
«Любимые книги – любимые писатели»
Ю.И.Ермолаев «Проговорился»
Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются
легенды»
Р.Сеф «Веселые стихи»
Обобщение. По страницам детских журналов
«Мурзилка» и «Веселые картинки»
Проверим себя
Зарубежная литература (13ч)
«Глаз видит далеко, а ум дальше». «Храбрый Персий»
Древнегреческий миф
Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок
Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок
Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок
Обобщение. Зарубежная литература
Резерв
Обобщение.
14

2
2
2
1
1
1
1
2
2
2
1

2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
2
2
2
3
1
2
3
2
2
1
3
2
1
1
2
4

Список тем творческих, проектных работ
1.Конкурс стихов
2.Сочинение докучных сказок.
3.Проект: «Сочиняем волшебную сказку»
4.Литературный праздник «Великие русские писатели»
5.Читательская конференция «По страницам детских журналов»

Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Окунева О.А.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3г
№
урока

Тема по КТП

План, ч Факт, ч Причина
Способ
Согласовано
корректировки корректировки

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».