Математика 3 Г кл. Окунева О.А

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
по математике
3 «Г» класс

Составитель программы: Окунева О.А.,
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ – 2022 год

2. Пояснительная записка
Основными целями начального обучения математики являются:
 Математическое развитие младших школьников.
 Формирование системы начальных математических знаний.
 Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе
овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения
устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные
отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного мышления;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять
для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение,
оценивать и принимать суждение других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также
личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Рабочая программа по предмету «Математика» для 3 класса разработана на основе
нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
9.Образовательная программа НОО МАОУ СОШ18
3.Место курса в учебном плане: на изучение курса «Математика» в 3 классе отводится 4 часа. Программа рассчитана на 136 часов.

4. Общая характеристика курса

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, а также основанное на этих знаниях
осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в программе занимает ознакомление с величинами и их
измерением.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения
учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логическое цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые
знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и
явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению
информации, новых знаний и способов действий, что составляют основу умению учиться.
Усвоенные в начальном курсе математике знания и способы действия необходимы не
только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но
и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Во время изучения курса математика применяются различные формы и методы организации учебного процесса: игровая деятельность, урок-игра, урок-путешествие, урокэкскурсия, решение практических задач, самостоятельная работа по усвоению тем, работа
малыми группами, творческие импровизации, проектная деятельность.
Программа включает изучение теоретического и практического материала, а также самостоятельную работу учащихся.
Актуальность. Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Этому способствует данная программа.
Программа предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их
свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых
обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. В рабочей программе
формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков, и проводятся на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете.
Принципы: системность, научность, доступность, вариативность, минимакс, возможность практического применения полученных знаний.
5.Характеристика младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок проходит первый этап
школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей
стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.

Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у
разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста
игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их
реализации ребенок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные
действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребенка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен,
чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих
чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребенок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно
возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его
«значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми
людьми являются, прежде всего, взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он
для ребенка – образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и
принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребенка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного
мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные
точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной
школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
6.Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 3 класса, так как примерная программа рассчитана на 1-4 классы.
7.Ценностные ориентиры предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности предмета математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики
позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать
свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения);
- овладение эвристическими приёмами мыслительной деятельности (сравнение, обобщение, конкретизация, перебор, рассмотрение частных случаев, метод проб и ошибок, рас-

суждение по аналогии и др.) необходимо ученику для самостоятельного управления процессом решения творческих задач, применения знаний в новых, необычных ситуациях, в том
числе и при решении задач межпредметного и практического характера.
8.Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:
 Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей
правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
 Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
 Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
 Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по
предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы
и инструменты).
 Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
 Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
 Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и
в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Вступать в беседу на уроке и в жизни.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются
формирование следующих умений.
К концу 3 класса обучающиеся будут знать:
 названия и последовательность чисел до 1000;
 названия компонентов и результатов умножения и деления;
 таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие им случаи деления;
 правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и
без них);
К концу 3 класса обучающиеся будут уметь:
 читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
 выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000;
 выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;

 выполнять проверку вычислений;
 вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и
без них);
 решать задачи в 1-3 действия;
 находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата)
9.Содержание учебного курса
Часть I. Числа от 1 до 100.
1) Сложение и вычитание (10ч.) продолжение. Устные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.
2) Табличное умножение и деление (51 ч.)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность
деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение
чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.)
Решение подбором уравнений.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг, Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Нахождение доли числа и числа по его доле. Решение задач, составленных на культурнокраеведческом материале Республики Бурятии
3) Внетабличное умножение и деление. (27 ч.)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными; нахождение их значений при заданных числовых
значениях входящих в них букв.
Уравнения и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий. Решение задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятии
Часть II. Числа от 1 до 1000.
1) Нумерация (13 ч.)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы
разрядных слагаемых.
Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
2) Арифметические действия: сложение и вычитание; умножение и деление (25 ч.)
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Единица массы: грамм. Соотношение грамма и килограмма.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние).

Решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Решение задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятии
3) Итоговое повторение (10 ч.) Решение задач, составленных на культурнокраеведческом материале Республики Бурятии
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: проведение тематических классных часов, участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), в научно-практической конференции «Первые шаги» (ноябрь), Участие в мероприятиях по интеллектуальному воспитанию: НПК - защита проектов и исследовательских работ, Ученик года, участие в конкурсах проектов, рисунков, плакатов по различным тематикам, викторинах, интеллектуальныхиграх, конкурсных программах, экскурсии кванториум, кружок «Робототехники» (апрель, май).
В случае перевода учащихся на дистанционное обучение будут использоваться следующие образовательные платформы:

Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному курсу
(с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны)

Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика, русский и
английский языки, окружающий мир и т.п.

ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей

Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для учеников 1-5 классов

Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для учеников с 1
по 11 класс по школьным предметам
10. Тематическое планирование
Тематическое планирование по математике для 3 класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в
своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших

Тематическое планирование
Наименова-ние
граммы

разделов

про- Количество

Арифметические действия:
сложение и вычитание; умножение и деление
Итоговое повторение

Виды контроля.

Совместно-распределенная учебная деятель-ность Групповой, фронтальный
(коллек-тивная дискуссия, групповая работа)

Часть I. Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание
Табличное умножение и деление
Внетабличное умножение и
деление
Часть II. Числа от 1 до 1000.
Нумерация

Виды учебной деятельности

часов
на
раздел, тему

10ч
51ч
27ч

13ч
25ч

10ч

Совместно-распределенная учебная деятельность
(коллективная дискуссия, групповая работа)
Совместно-распределенная учебная деятельность
(коллективная дискуссия, групповая работа)
Совместно-распределенная учебная деятельность
(коллективная дискуссия, групповая работа)

Групповой, фронтальный, индивидуальный
Групповой, фронтальный, индивидуальный
Групповой, фронтальный, индивидуальный

Совместно-распределенная учебная деятельность Групповой, фронтальный, инди(коллективная дискуссия, групповая работа)
видуальный
Совместно-распределенная учебная деятельность Групповой, фронтальный, инди(коллективная дискуссия, групповая работа)
видуальный

11.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу
3 класса
Числа и величины
Учащийся научится:
 образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
 сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать
заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
 устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
 группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному
или нескольким признакам;
 читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2;
переводить одни единицы площади в другие;
 читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и
упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
 классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и
объяснять свои действия;
 самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь,
масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
 выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и
на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
 выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
 выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число в пределах 1 000;
 вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со
скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
 использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
 вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в
него букв;
 решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
 анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в
таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
 составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему
при записи решения задачи;
 преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
 составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;

 решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость;
расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все
указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
 сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
 дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
 находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
 решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
 решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
 обозначать геометрические фигуры буквами;
 различать круг и окружность;
 чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
 различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
 изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном
масштабе;
 читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
 измерять длину отрезка;
 вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
 выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
 выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
 вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
 анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных
действий, для построения вывода;
 устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по
установленному правилу недостающими элементами;
 самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными
величинами;
 выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
 читать несложные готовые таблицы;
 понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то
…», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах.
12.Учебно–методическое обеспечение
Методические пособия для учителя:
1. Бантова М.А. Математика. 3 класс: метод. пособие / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2019.
2. Волкова С.И. Математика. Контрольные работы. 1 – 4 классы: пособие для
учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2019.
3. Волкова С.И. Математика. 3 класс: проверочные работы / С.И.Волкова. – М.:
Просвещение, 2020.

4. Волкова С.И. Математика и конструирование: 1 – 4 классы: метод. пособие /
С.И.Волкова.- М.: Просвещение, 2019.
5. Моро М.И. Математика. Программа и планирование учебного курса. 1 - 4
классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.И. Моро (и др.). – М.:
Просвещение 2021.
13.Материально - техническое обеспечение
1. Печатные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Математика 3 класс» Моро
М.И., Волковой С.И., Степановой С.В.
2. Учебно-практическое оборудование
- Линейка демонстрационная, циркуль, модели геометрических фигур (треугольники, многоугольники).
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления таблиц.
- Штатив для таблиц.
3. ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска
14.Контрольно-измерительные материалы
Волкова С.И.Математика. 3 класс: проверочные работы/ С.И. Волкова.- М.: Просвещение, 2019.
Канчурина Р.Г. Математика. 1-4 классы: диагностический контроль/ Р.Г. Канчурина – Волгоград: Учитель, 2019.
Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 3 класс: к учебнику М.И. Моро (и др.) «Математика. 1 класс»: в 2 ч./ В.Н. Рудницкая.- М.: Экзамен, 2019.
Узорова О.В. Четвертные контрольные работы по математике. 1-4 классы./ О.В.
Узорова. М.: АСТ: Астрель, 2019
15.Список литературы
А) Литература, использованная при разработке программы:
1. Анащенкова С.В. (и др.) Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4
классы. М.: Просвещение, 2021.
2. Математика. 3 класс: рабочая программа по учебнику М.И. Моро (и др.) / авт.сост С.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2019.
3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студ. пед. училищ
и колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов). – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011-09-04
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011
№ 2357)
Б) Литература, рекомендованная для учащихся
1.Волкова С.И.Математика. 3 класс: устные упражнения / С.И Волкова. – М.: Просвещение, 2019.
2.Волкова С.И. Математика и конструирование. 3 класс: пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений / С.И. Волкова, О.И. Пчёлкина. – М. : Просвещение, 2020.
3.Моро М.И. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс.: пособия для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях: - М.: Просвещение 2020.
4.Моро М.И., Волкова С.И.Тетради с заданиями высокого уровня сложности
Для тех, кто любит математику: 1-4 класс.

Приложение к программе:

Приложение 1
Календарно-тематический план
№
уроков

1.
2.
3.
4.
5-6.
7.
8
9.
10.
11
12.
13.
14.
15.

16.
17-19.
20.
21.
22.
23-24.
25-26.
27.
28-29.
30.
31.
32.
33.
34
35
36

Темы, разделы

Кол-во
часов

Дата по
плану

Числа от 1 до 100
Сложение и вычитание (10ч)
Повторение знаний о сложении и вычитании.
1
Сложение и вычитание двузначных чисел с пере1
ходом через десяток
Выражение с переменной.
1
Решение уравнений вида: х + 20 = 36, 50 + х =72
1
Решение уравнений вида: х – 20 = 31, 74 – х = 8
2
Самостоятельная работа
Обозначение геометрических фигур буквами
1
Решение задач
1
Закрепление вычислительных навыков
1
Входная контрольная работа №1
1
Табличное умножение и деление (продолжение) (51ч)
Работа над ошибками. Умножение. Задачи на ум1
ножение
Связь между компонентами и результатом умно1
жения
Четные и нечетные числа
1
Таблица умножения и деления на 3
1
Связь между величинами: цена, количество,
стоимость. Закрепление решения задач на умно1
жение
Контрольная работа №2 по теме: «Умножение.
1
Задачи на умножение»
Работа над ошибками. Порядок выполнения дей3
ствий в выражениях без скобок и со скобками
Решение задач
1
Таблица умножения и деления на 4
1
Закрепление таблицы умножения на 4
1
Арифметический диктант
Задачи на увеличение числа в несколько раз
2
Задачи на уменьшение числа в несколько раз
2
Таблицы умножения и деления с числом 5. Про1
верочная работа «Решение задач»
Задачи на сравнение чисел с помощью деления
2
(кратное сравнение)
Задачи на кратное сравнение
1
Закрепление вычислительных навыков
1
Контрольная работа №3 по теме «Порядок дей1
ствий»
Работа над ошибками. Таблицы умножения и де1
ления с числом 6.
Решение составных задач.
1
Закрепление умений решать составные задачи.
1
Таблицы умножения и деления с числом 7
Закрепление изученного материала.
1

Дата по
факту

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47-48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65-66
67
68
69-70
71
72
73
74
75
76-77
78
79
80-82

Площадь. Единицы площади
Квадратный сантиметр
1
Площадь прямоугольника
1
Тест «Единицы площади»
1
Таблицы умножения и деления с числом 8
Решение задач. Самостоятельная работа
1
Таблицы умножения и деления с числом 9
1
Единица площади – квадратный дециметр
1
Закрепление. Сводная таблица умножения
1
Контрольная работа №4 по теме:»Табличное
1
умножение»
Работа над ошибками. Решение задач
1
Единица площади – квадратный метр. Тест
1
Решение задач
2
Работа над ошибками. Умножение на 1
1
Умножение на 0. Арифметический диктант
1
Случаи деления вида 6:6, 6:1
1
Деление нуля на число
1
Решение задач.
1
Контрольная работа №5 по теме: «Площадь.
1
Единицы площади»
Работа над ошибками. Доли
1
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр)
1
Задачи на нахождение доли числа и числа по его
1
доле
Работа над ошибками.
1
Единицы времени – год, месяц, сутки
Решение задач.
1
Итоговая контрольная работа №6
1
(за I полугодие)
Работа над ошибками. Закрепление.
1
Внетабличное умножение и деление (27ч)
Приемы умножения и деления для случаев вида
1
20 х3, 3х20, 60:3
Приемы деления для случаев вида 80:20
1
Умножение суммы на число
1
Арифметический диктант
Приемы умножения для случаев вида 23х4, 4х23
2
Решение задач на нахождение четвертого про1
порционального
Решение задач.
1
Деление суммы на число.
2
Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3
1
Связь между числами при делении
1
Проверка деления. Проверочная работа
1
Приемы деления для случаев вида 87 : 29, 66 :22
1
Проверка умножения
1
Решение уравнений . Тест
2
Решение задач
1
Контрольная работа №7 по теме: «Внетаблич1
ное умножение и деление»
Работа над ошибками. Деление с остатком
3

83
84
85
86
87
88

89-91
92
93
94-96
97
98
99
100
101

102-103
104-105
106
107
108
109
110
111

112-113
114-115
116-118
119-120
121
122
123
124
125
126

127-128
129-130

Приемы нахождения частного и остатка
Задачи на деление с остатком.
Арифметический диктант
Случаи деления, когда делитель больше делимого

1
1
1

Проверка деления с остатком. Самостоятельная
1
работа
Решение задач
1
Контрольная работа №8 по теме: «Деление с
1
остатком»
Числа от 1 до 1000.Нумерация (13ч.)
Устная нумерация в пределах 1000
3
Письменная нумерация в пределах 1000
1
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз
1
Письменная нумерация в пределах 1000
3
Обозначение чисел римскими цифрами
1
Единицы массы. Грамм
1
Закрепление умений решать задачи
1
Контрольная работа №9 по теме: «Решение за1
дач»
Работа над ошибками. Устная и письменная ну1
мерация в пределах 1000.
Сложение и вычитание (10ч.)
Приемы устных вычислений
2
Приемы устного сложения и вычитания в преде2
лах 1000. Арифметический диктант
Приемы письменных вычислений
1
Письменное сложение трехзначных чисел
1
Приемы письменного вычитания в пределах 1000
1
Виды треугольников (по сторонам)
1
Решение задач
1
Контрольная работа №10 по теме: «Приемы
1
письменных вычислений»
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (15ч)
Работа над ошибками. Приемы устного умноже2
ния в пределах 1000
Приемы устного умножения в пределах 1000
2
Приемы письменного умножения в пределах 1000
3
Приемы письменного деления в пределах 1000
2
Повторение приемов письменного деления в пре1
делах 1000.
Закрепление вычислительных навыков.
1
Проверочная работа
Работа над ошибками. Проверка деления
1
Решение задач.
1
Решение уравнений
1
Контрольная работа №11 по теме: «Вычисления
1
в пределах 1000»
Повторение (10ч.)
Нумерация чисел в пределах 1000
2
Сложение и вычитание в пределах 1000
2
Самостоятельная работа

131
132
133
134

Умножение и деление в пределах 1000
Повторение. Решение уравнений.
Итоговая контрольная работа №12
Работа над ошибками. Повторение.
Геометрические фигуры и величины
135
Повторение. Решение задач
136
Повторение. Задания на смекалку.
Список тем творческих, проектных работ:
 Проект «Математические сказки»
 Проект «Задачи - расчёты»

1
1
1
1
1
1

Приложение 2
Задачи, составленные на культурно-краеведческом материале
Республики Бурятии
1.Трижды девять девушек и столько же парней плясали вместе с шаманом, когда совершали с шаманом коллективный обряд. Сколько всего человек участвовало в обряде?
2.В одной кедровой шишке 100 семян. Вес 1000 семян составляет 250 г. Сколько шишек дадут килограмм орехов? Кедровке в сутки требуется 15 г ядрышек орехов. Сколько орехов съедает кедровка за месяц?
3.Размах крыльев белого журавля-стерха – 228 см, а беркута – 2 м. на сколько больше
размах крыльев у стерха, чем у беркута?
4.Взрослый лось съедает за сутки 8000 г веточного корма. Выразите это число в кг.
Сколько корма съест лось за месяц?
5.Белка за день опустошает 380 сосновых шишек. Сколько шишек потребуется белке на
неделю? на месяц?
6.Кедровке в сутки требуется 15 г ядрышек орехов. Сколько орехов съедает кедровка за
месяц?
7.Масса бурого медведя 150 кг, а масса белого медведя в 3 раза больше. Сколько весит
белый медведь?
8.Взрослый заяц съедает в сутки 800 г веточных кормов. В них он нуждается 250 дней в
году. Сколько веточных кормов съест заяц за это время?
9. Царь зверей ледникового периода мамонт весил до 6000 кг. Общий вес его костей
и бивней доходил до 2000 кг. Выразите это число в центнерах, тоннах.
10. Кобыла дает 18 литров молока в сутки. 1/3 молока расходуют на приготовление
кумыса, а остальное оставляют жеребенку. Сколько литров молока достается жеребенку
11.4 охотника разделили добычу поровну. Каждый получил по 5 уток. Сколько уток
добыли охотники?
12.Автобус маршрута 129 отъехал от автовокзала в 17 ч 30 мин и через 35 минут прибыл в Иволгу. В котором часу автобус прибыл в Иволгу? В котором часу он вернётся в
Улан-Удэ, если его стоянка в Иволге длится 30 минут?
13. Площадь самого большого острова на Байкале (Ольхон) 729 квадратных километров, а площадь острова Ярки на 725 километров меньше. Какую площадь имеет остров
Ярки?
14.Длина береговой линии Байкала составляет 2000 метров. Выразите эту величину в
километрах.
15.Протяжённость реки Селенга 1024 км., при этом 409 км. на территории Бурятии. Какую
протяжённость имеет Селенга в Монголии?
16. Город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) был основан в 1666 году. Сколько лет нашему городу?

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Окунева О.А.
Предмет: Математика
Класс: 3г
№ урока

Тема по КТП

План, ч Факт, ч Причина корректировки

Способ корректировки

Согласовано


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».