Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ Рабочая программа элективного курса Основы политики и права 11 класс Составитель программы: Макарова М.А., учитель обществознания г. Улан-Удэ - 2022 2 Пояснительная записка В современный период формирования правового государства, становления гражданского общества в России как никогда ранее стали актуальны политические и правовые знания. В данном элективном курсе объединены политологический и правоведческий аспекты, поскольку право и политику объединяет глубокая связь. Соединение юридической и политологической тематики помогает глубже понять, как сущность политики, её институтов, так и особенности правового регулирования всех сфер жизни общества. Само понятие «государство» и правовое, и политическое. Государство, принимающее законы и обеспечивающее их выполнение, - основной элемент политической системы общества. Сегодня высшими ценностями в политической сфере признано правовое государство, обеспечивающее верховенство закона, и гражданское общество. Элективные курс в 11 классе включает в себя расширенное содержание, направленное на подготовку к вступительным испытаниям в ВУЗы. На изучение учебного предмета «Обществознание» отводится 34 часа (из расчёта 1 час в неделю).. Основная цель курса – формирование углублённого интереса к политике и праву, создание основы для формирования гражданина демократического, правового государства, в том числе правовой культуры и компетентности выпускника. Элективный курс «Политика и право» сохраняет преемственность с учебным предметом «Обществознание», при этом, не дублируя материал, излагаемый в базовом курсе. Элективный курс «Политика и право» предполагает углублённое изучение отдельных разделов основного курса «Обществознание», в частности проблем, посвящённых политической сфере жизни общества и правовой культуре гражданина Российской Федерации. Задачи курса: 1.Способствовать усвоению учащимися основных политологических и правовых понятий и терминов. 2.Способствовать формированию политической культуры, твёрдой гражданской позиции ученика. 3.Создание условий для формирования правовой компетентности выпускников. 4.Использовать приобретенные знания и умения для: самостоятельного поиска информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации. Решения практических проблем, возникающих в политической деятельности. Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции, предвидения возможных последствий определенных политических действий. Общая характеристика учебного предмета. Модернизация российского образования сделала актуальным вопрос формирования политической и правовой культуры учащихся. Данный курс предназначен для учащихся11 класса, он будет способствовать углублению знаний учащихся по теме «Политика и право», станет одной из дополнительных форм подготовки к ЕГЭ по обществознанию. У учащихся появляется возможность получить знания, выходящие за рамки базовых программ, более углубленно изучить взаимоотношения, взаимозависимость и взаимовлияние права и политики через анализ деятельности правового государства и гражданского общества, роли и места человека, гражданина как субъекта права. Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. 3 Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ. Принципами отбора содержания материала программы являются: – системность; – научность; – доступность; – возможность практического применения полученных знаний; –реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 34 ч. Нормативные документы, в соответствии или на основании которых составлена рабочая программа: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования 5. Примерная программа. Обществознание 11 класс. М., Просвещение, 2019; 6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28 ) 7. Устав МАОУ « СОШ №18» 8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18» 9.Локальные акты МАОУ «СОШ №18» 3. Место курса в учебном плане. Обществознание в основной средней школе изучается в 10-11 классах. Общее количество времени на два года обучения составляет 68 часов. Всего на изучение предмета «Обществознание» в 11 классе выделяется 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели) 4. Общая характеристика учебного предмета «Основы политики и права» в учебном плане Содержание элективного курса обществознания в 11 классе, представленное в настоящей Программе, рассчитано на 34 аудиторных учебных часов (1 час в неделю) по Учебному плану школы. 5. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах. Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним. Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон. Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется 4 стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности. Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности. Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться». Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания. Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство. Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями: • Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). • Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта. • Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, 5 направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. • Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей). • Творческая деятельность направленная на самореализацию и самоосознание. Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными другими участниками образовательного процесса. Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности. Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности. Освоить разные способы представления результатов своей деятельности. Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла. Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию. Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними. 6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе Программа конкретизирована для 11 класса, так как программа рассчитана на 10-11 классы. 7. Ценностные ориентиры учебного предмета Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. ее интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях. Существенный вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации: опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина. Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований. 6 Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них - способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни. 8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами освоения основной образовательной программы при изучении курса обществознания являются: 1) осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в современном обществе, готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать различные социальные роли; 2) мотивированность к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности; 3) ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах морали и требованиях права, отражающие идеалы общественного блага, укрепления государственности и патриотизма, гражданского мира. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы заключаются в формировании у обучающихся: 1) умения на основе полученных в курсе знаний о качествах личности и самопознании адекватно оценивать себя: оценивать собственные способности, устанавливать уровень притязаний, ставить адекватные возможностям цели, осуществлять самопроверку, видеть связь между усилиями и достигнутым результатом; 2) умения на основе изученных в курсе моделей реализации типичных социальных ролей решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности, члена общественного объединения и т. п.); 3) способности анализировать с опорой на полученные знания об общественных отношениях конкретные жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям; 4) ключевых навыков решения социальных проблем, работы с информацией, ее поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества; 5) готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования определенного профиля; 6) ключевых компетентностей, сформированных в курсе и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач, исследовательские, коммуникативные и информационные умения, навыки работы с разными источниками социальной информации). Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. 1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; 2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; 3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; 4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; 5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; 7 6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; 7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев в целях объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. 9. Содержание курса 34 часа Раздел 1. Политика (17 ч). Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России. Краеведение: политические ориентации молодежи Бурятии Раздел 2. Право (17 ч). Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации Краеведение: Взаимодействие федеральной и местной власти (на примере нашего региона), деятельность профсоюзов на территории Бурятии Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), подготовка учеников к муниципальному этапу ВОШ (ноябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), участие в олимпиаде КЛИО (февраль), в конкурсах проектов и он-лайн олимпиадах (в течение года). Изучение материала может осуществляться дистанционно на таких образовательных платформах, как: ЯКласс, РЭШ, ZOOM, ТестРу. Образовательные ролики с Ютуб так же 8 могут быть использованы в качестве обучающих ресурсов. Связь с учениками осуществляется через Вайбер, Вконтакте, электронный журнал. 9. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Тематическое планирование по элективному курсу для 11-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; -опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; -опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; -опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; -опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, -опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; -опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; -опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; -опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Виды учебной деятельности Вид(ы), контроля. Раскрывать на примерах проблемы современного общества, применять знания о современной общественной жизни для решения познавательных задач, комментировать таблицы, анализировать их содержание, систематизировать материал в таблицу, находить актуальную информацию в интернет источниках и СМИ. Раскрывать значение понятий по данной теме. Сравнивать свой опыт и опыт ближайшего окружения. Делать самопроверку, отслеживать свои результаты. Работать с документами и другими источниками информации, умение применить полученную информацию в жизни. Умение давать определение понятиям по данной теме, работать в парах и в группах, умение аргументировать свою точку зрения Групповая работа Количество часов Наименование разделов программмы, тем уроков. Раздел 1. Политика 17 9 метод(ы) Работа в парах Решение ЕГЭ заданий из Работа с текстами и документами Работа с вопросами в конце параграфа Подготовка сообщений Самостоятельная работа Контрольная работа Терминологический диктант Решение социальных и правовых задач Раздел 2. 17 Планировать свою деятельность, ставить Решение заданий ЕГЭ Право перед собой цели и задачи урока. Устанавливать межпредметные связи с Написание эссе историей, литературой, работать с различными источниками информации, Составление схем, анализировать и сопоставлять полученную таблиц информацию с личным опытом, раскрывать социальную роль человека, Работа с текстом использовать дополнительные источники учебника информации. Работа с текстами и заданиями ЕГЭ. Соотносить Работа с наглядными теоретический материал с жизненным материалами опытом, систематизировать текстовой материал в схемах и таблицах, оценивать Проверочная работа свои навыки и умение. Приводить аргументы, подтверждающие собственную Фронтальный опрос точку зрения, осуществлять умственные логические операции. Написание проектов Защита докладов с и докладов, умение защищать их перед презентацией публикой. 10. Планируемые результаты изучения учебного предмета Учащийся научится: — выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; — различать политическую власть и другие виды власти; — устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; — высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; — раскрывать роль и функции политической системы; — характеризовать государство как центральный институт политической системы; — различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; — обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; — характеризовать демократическую избирательную систему; — различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; — устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; — определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; — конкретизировать примерами роль политической идеологии; — раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; — формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; — сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами; 10 — выделять основные элементы системы права; — выстраивать иерархию нормативных актов; — выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; — различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; — обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей; — аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав; — раскрывать содержание гражданских правоотношений; — применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; — различать организационно-правовые формы предприятий; — характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; — давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; Выпускник получит возможность научиться: — находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы; — выделять основные этапы избирательной кампании; — в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; — отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления; — самостоятельно давать аргументированную оценку личным качествам и деятельности политических лидеров; — характеризовать особенности политического процесса в России; — анализировать основные тенденции современного политического процесса. — действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений; — перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции; — характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; — ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; — выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; — применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; — оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону; — характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. 12. Учебно-методическое обеспечение: 1. О.Б. Соболева, А.В. Воронцов, В.В. Барабанов. Обществознание. Рабочая программа. Обществознание 11 класс. М. «Вентана-Граф» 2019. 2. Обществознание 11 класс. Под общ. ред. Г.А. Бордовского. М. «Вентана-Граф» 2019 г. 11 Соболева О.Б., Трухина К.К. Обществознание. Рабочая тетрадь. 11 класс. – Москва: ВентанаГраф, 2020. 3. Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова. Обществознание. 11 класс. Методическое пособие.: М. «Вентана-Граф» 2019 г. 5. О.В. Соболева, О.В. Медведева. Обществознание. Программа 10-11 классы, М., ВентанаГраф, 2019 13. Материально-техническое обеспечение: 2. Обществознание 11 класс. Под общ. ред. Г.А. Бордовского. М. «Вентана-Граф» 2019 г. Соболева О.Б., Трухина К.К. Обществознание. Рабочая тетрадь. 11 класс. – Москва: ВентанаГраф, 2020. Ноутбук Телевизор Цифровые образовательные ресурсы: Презентации по обществознанию Электронные ресурсы: Вопросы экономики – http://gotourl.ru /8104 Российская газета - http://gotourl.ru /8102 Информационно-аналитический портал «Наследие» - http://gotourl.ru /8101 Россия и ВТО - http://gotourl.ru /8093 Всероссийский центр изучения общественного мнения - http://gotourl.ru /8094 Общество защиты прав потребителей - http://gotourl.ru / Экономика и жизнь - http://gotourl.ru /8111 Политические деятели России - http://gotourl.ru /8121 Независимая газета / Политика - http://gotourl.ru /8117 Российская Ассоциация политической науки - http://gotourl.ru /8124 Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России - http://gotourl.ru /8127 Юридическая Россия – образовательный правовой портал - http://gotourl.ru /8130 Юридический портал - http://gotourl.ru /8131 Портал уголовно-процессуального права - http://gotourl.ru /8132 14. Контрольно-измерительные материалы. 1. Итоговое контрольное тестирование составлено на основе контрольно-измерительных материалов (Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 11 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.:ВАКО, 2021) 2. ЕГЭ – 2020. Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.сост. О.А. Котова, Т. Е. Лискова. - Москва: АСТ: Астрель, 2021. 15. Список литературы: - литература, использованная при составлении программы: 1. Обществознание 11 класс. Под общ. ред. Г.А. Бордовского. М. «Вентана-Граф» 2019 г. Соболева О.Б., Трухина К.К. Обществознание. Рабочая тетрадь. 11 класс. – Москва: ВентанаГраф, 2020. 2. Г. Э. Королева. Обществознание 11 кл. Методическое пособие.– М.: «Вентана – Граф», 2019. 3. Северина О.А. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2018 4. Повторительно – обобщающие уроки по обществознанию. 8-11 классы./ Сост. Т.А. Корнева.- М.: Издательство «Глобус», 2019. 5. Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие по курсу «Человек и общество. Политика и государство».–М.: Дрофа,2019 - литература, рекомендованная для учащихся: 1. Обществознание 11 класс. Под общ. ред. Г.А. Бордовского. М. «Вентана-Граф» 2019 г. 12 2. Хасбулатов Р. И. Экономика: 11 класс: профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018 3. Экономика: учебник для школ гуманитарного профиля: 10-11 кл под ред. А. Я. Линькова. – М.,2019 4. Волкова А. В. Публичные ценности и система государственного управления в России. – СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2018 5. Суслов Е. В. Политические конфликты в демократических государствах. – Йошкар-Ола, 2017 6. Куров С. В. Образование и гражданское право. – М., 2018 7. Кругликов Л. Л. Практикум по уголовному праву. – М., 2019 8. Государство, бизнес, общество: теории и российские реалии. Под ред. Л. Е. Ильичевой. – М.: Аналитик, 2019 9. Зайцев А. В. Диалогика гражданского общества. – Кострома, 2017 Бирюков Н. М. Становление институтов представительной власти в современной России. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2018 10. Матвеева Т. Ю. Основы экономической теории. –М.: 2017 16. Приложение к программе: Календарно - тематический план. № 1 К-во часов Темы разделов (уроков) Введение 1 Раздел 1. Политика 17 2 Политика как общественное явление 3 Политическая власть: осуществления 4 Политическая система 1 5 Государство как политический институт 1 6 Политический режим 1 7 Демократия: вчера, сегодня, завтра 1 8 Форма государства. Разбор заданий 15 ЕГЭ 1 9 Политический процесс 1 сущность, 1 способы 1 10 Гражданское общество: теория и практика 1 11 Средства массовой информации в политической жизни общества 1 12 Политические партии и партийные системы 1 13 Политические партии и движения. Разбор заданий 27 ЕГЭ 1 14 Политические элиты и политическое лидерство 1 15 Процесс выборов в органы власти современного государства 1 16 Органы государственной власти Российской Федерации. Разбор заданий 14 ЕГЭ 1 17 Политическая культура 1 13 Дата по плану Дата по факту Раздел 5. Право 17 18 Право в системе социальных норм 1 19 Правовая норма. Источники и система права 1 20 Правоотношения 21 Правонарушения ответственность 1 и юридическая 22 Правосознание и правовая культура 23 Особенности Федерации Конституции 1 1 Российской 1 24 Органы власти Российской Федерации 1 25 Права и свободы человека и гражданина 1 26 Конституционные обязанности граждан РФ 1 27 Право граждан Российской Федерации на образование. 1 28 Семейное право и основные вопросы брака 1 29 Трудовое право 1 30 Коллективный трудовой договор 1 и 1 Разбор 1 31 Гражданское право: имущественные неимущественные отношения 32 Административные правоотношения. заданий 19 ЕГЭ 33 Уголовное право. Разбор заданий 25-27 ЕГЭ 1 34 Обобщение пройденного материала 1 1. 2. 3. 4. 5. Списки тем творческих работ, проектов: Преступление поневоле Изменение гражданства и его причины Роль общества и личности в законотворческой деятельности Роль правовой культуры в развитии государственности Формальные и неформальные правила демократии 14