элективный курс Основы политики и права 11 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа элективного курса
Основы политики и права
11 класс
Составитель программы: Макарова М.А., учитель обществознания

г. Улан-Удэ - 2022

2

Пояснительная записка
В современный период формирования правового государства, становления гражданского
общества в России как никогда ранее стали актуальны политические и правовые знания.
В данном элективном курсе объединены политологический и правоведческий аспекты,
поскольку право и политику объединяет глубокая связь. Соединение юридической и
политологической тематики помогает глубже понять, как сущность политики, её институтов,
так и особенности правового регулирования всех сфер жизни общества. Само понятие
«государство» и правовое, и политическое. Государство, принимающее законы и
обеспечивающее их выполнение, - основной элемент политической системы общества.
Сегодня высшими ценностями в политической сфере признано правовое государство,
обеспечивающее верховенство закона, и гражданское общество.
Элективные курс в 11 классе включает в себя расширенное содержание, направленное на
подготовку к вступительным испытаниям в ВУЗы. На изучение учебного предмета
«Обществознание» отводится 34 часа (из расчёта 1 час в неделю)..
Основная цель курса – формирование углублённого интереса к политике и праву, создание
основы для формирования гражданина демократического, правового государства, в том числе
правовой культуры и компетентности выпускника.
Элективный курс «Политика и право» сохраняет преемственность с учебным предметом
«Обществознание», при этом, не дублируя материал, излагаемый в базовом курсе.
Элективный курс «Политика и право» предполагает углублённое изучение отдельных
разделов основного курса «Обществознание», в частности проблем, посвящённых
политической сфере жизни общества и правовой культуре гражданина Российской Федерации.
Задачи курса:
1.Способствовать усвоению учащимися основных политологических и правовых понятий и
терминов.
2.Способствовать формированию политической культуры, твёрдой гражданской позиции
ученика.
3.Создание условий для формирования правовой компетентности выпускников.
4.Использовать приобретенные знания и умения для: самостоятельного поиска информации,
необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации,
получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации оценки общественных
изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе
Конституции Российской Федерации. Решения практических проблем, возникающих в
политической деятельности. Ориентировки в актуальных общественных событиях,
определения личной гражданской позиции, предвидения возможных последствий
определенных политических действий.
Общая характеристика учебного предмета.
Модернизация российского образования сделала актуальным вопрос формирования
политической и правовой культуры учащихся. Данный курс предназначен для учащихся11
класса, он будет способствовать углублению знаний учащихся по теме «Политика и право»,
станет одной из дополнительных форм подготовки к ЕГЭ по обществознанию. У учащихся
появляется возможность получить знания, выходящие за рамки базовых программ, более
углубленно изучить взаимоотношения, взаимозависимость и взаимовлияние права и политики
через анализ деятельности правового государства и гражданского общества, роли и места
человека, гражданина как субъекта права.
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников
аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация
имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по
изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий.
3

Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному
решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
– системность;
– научность;
– доступность;
– возможность практического применения полученных знаний;
–реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за
34 ч.
Нормативные документы, в соответствии или на основании которых составлена рабочая
программа:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
5. Примерная программа. Обществознание 11 класс. М., Просвещение, 2019;
6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 08.09.2020 г. N 28 )
7. Устав МАОУ « СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9.Локальные акты МАОУ «СОШ №18»
3. Место курса в учебном плане.
Обществознание в основной средней школе изучается в 10-11 классах. Общее количество
времени на два года обучения составляет 68 часов. Всего на изучение предмета
«Обществознание» в 11 классе выделяется 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели)
4. Общая характеристика учебного предмета «Основы политики и права» в учебном
плане
Содержание элективного курса обществознания в 11 классе, представленное в настоящей
Программе, рассчитано на 34 аудиторных учебных часов (1 час в неделю) по Учебному плану
школы.
5. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка
Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно
оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно
постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако
особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь
современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же
образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять
взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей
самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное
переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности,
требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение
этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты
кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят
преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как
самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток
выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и
временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется
4

стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя;
появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои
негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка,
направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно
взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное
экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к
участию в новых видах деятельности.
Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и
некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений
о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает
осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и
ответственности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к
самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы,
потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не
адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это
деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия:
развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и
желание учиться».
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится
получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет
личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной
деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для
его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей,
для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной
их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета,
возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не
удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они
ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный
характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет
к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению
ими.
Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в
младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных
форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики
самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания
ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности
осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только
на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с
учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением
для себя, человек осознает себя как некое единство.
Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями:
• Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах
(включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность
проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки,
дидактической организации материала и пр.).
• Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение
социально-значимого продукта.
• Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное
экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование,
5

направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного
поведения.
• Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами
людей).
• Творческая деятельность направленная на самореализацию и самоосознание.
Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном
учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с
заинтересованными другими участниками образовательного процесса.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности.
 Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах
совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
 Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в
разных видах деятельности.
 Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
 Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно
поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
 Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные
предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную
картину мира и свою позицию.
 Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания,
чувства.
 Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими
детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе
Программа конкретизирована для 11 класса, так как программа рассчитана на 10-11 классы.
7. Ценностные ориентиры учебного предмета
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. ее интеграция в общество,
протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из
ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает
важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники
получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о
его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах
взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных
общественных условиях.
Существенный вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в
развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным
компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между
гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских
отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения,
одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности,
представленные в Конституции Российской Федерации: опыт самостоятельного решения
многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как
субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность
гражданина.
Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном
предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении
ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение
к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.
6

Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также
комплекс умений. Среди них - способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке
информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции
для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных
задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в
дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения основной образовательной программы при изучении
курса обществознания являются:
1) осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в
современном обществе, готовность и способность овладевать новыми социальными
практиками, осваивать различные социальные роли;
2) мотивированность к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к
учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
3) ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах морали и требованиях права,
отражающие идеалы общественного блага, укрепления государственности и патриотизма,
гражданского мира.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы заключаются
в формировании у обучающихся:
1) умения на основе полученных в курсе знаний о качествах личности и самопознании
адекватно оценивать себя: оценивать собственные способности, устанавливать уровень
притязаний, ставить адекватные возможностям цели, осуществлять самопроверку, видеть
связь между усилиями и достигнутым результатом;
2) умения на основе изученных в курсе моделей реализации типичных социальных ролей
решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли
(избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности, члена
общественного объединения и т. п.);
3) способности анализировать с опорой на полученные знания об общественных отношениях
конкретные жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные
этим ситуациям;
4) ключевых навыков решения социальных проблем, работы с информацией, ее поиска,
анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;
5) готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к использованию
полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального
образования определенного профиля;
6) ключевых компетентностей, сформированных в курсе и имеющих универсальное значение
для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач,
исследовательские, коммуникативные и информационные умения, навыки работы с разными
источниками социальной информации).
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных
предметов ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и
общекультурной подготовки.
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
7

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев
в целях объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
9. Содержание курса 34 часа
Раздел 1. Политика (17 ч). Политическая деятельность. Политические институты.
Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и
функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его
функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные
ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое
государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения
современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы
партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.
Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в
политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм,
его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
Краеведение: политические ориентации молодежи Бурятии
Раздел 2. Право (17 ч). Право в системе социальных норм. Система российского права:
элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право.
Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская
обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и
обязанности
налогоплательщиков.
Юридическая
ответственность
за
налоговые
правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства.
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения.
Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания
приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности.
Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема
на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные
организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского
процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса.
Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет
международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации
Краеведение: Взаимодействие федеральной и местной власти (на примере нашего региона),
деятельность профсоюзов на территории Бурятии
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы
воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), подготовка учеников к
муниципальному этапу ВОШ (ноябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), участие в олимпиаде
КЛИО (февраль), в конкурсах проектов и он-лайн олимпиадах (в течение года).
Изучение материала может осуществляться дистанционно на таких образовательных
платформах, как: ЯКласс, РЭШ, ZOOM, ТестРу. Образовательные ролики с Ютуб так же
8

могут быть использованы в качестве обучающих ресурсов. Связь с учениками осуществляется
через Вайбер, Вконтакте, электронный журнал.
9. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Тематическое планирование по элективному курсу для 11-го класса составлено с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
-опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
-опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
-опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
-опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
-опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
-опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
-опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский
опыт;
-опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Виды учебной деятельности

Вид(ы),
контроля.

Раскрывать на примерах проблемы
современного общества, применять знания
о современной общественной жизни для
решения
познавательных
задач,
комментировать таблицы, анализировать
их
содержание,
систематизировать
материал в таблицу, находить актуальную
информацию в интернет источниках и
СМИ. Раскрывать значение понятий по
данной теме. Сравнивать свой опыт и опыт
ближайшего
окружения.
Делать
самопроверку,
отслеживать
свои
результаты. Работать с документами и
другими
источниками
информации,
умение
применить
полученную
информацию в жизни. Умение давать
определение понятиям по данной теме,
работать в парах и в группах, умение
аргументировать свою точку зрения

Групповая работа

Количество
часов

Наименование
разделов
программмы, тем
уроков.
Раздел 1.
Политика

17

9

метод(ы)

Работа в парах
Решение
ЕГЭ

заданий

из

Работа с текстами и
документами
Работа с вопросами в
конце параграфа
Подготовка сообщений
Самостоятельная
работа
Контрольная работа

Терминологический
диктант
Решение социальных и
правовых задач
Раздел
2. 17
Планировать свою деятельность, ставить Решение заданий ЕГЭ
Право
перед собой цели и задачи урока.
Устанавливать межпредметные связи с Написание эссе
историей,
литературой,
работать
с
различными источниками информации, Составление
схем,
анализировать и сопоставлять полученную таблиц
информацию
с
личным
опытом,
раскрывать социальную роль человека, Работа
с
текстом
использовать дополнительные источники учебника
информации. Работа с текстами и
заданиями
ЕГЭ.
Соотносить Работа с наглядными
теоретический материал с жизненным материалами
опытом, систематизировать текстовой
материал в схемах и таблицах, оценивать Проверочная работа
свои навыки и умение. Приводить
аргументы, подтверждающие собственную Фронтальный опрос
точку зрения, осуществлять умственные
логические операции. Написание проектов Защита докладов с
и докладов, умение защищать их перед презентацией
публикой.
10. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащийся научится:
— выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
— различать политическую власть и другие виды власти;
— устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической
деятельности;
— высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
— раскрывать роль и функции политической системы;
— характеризовать государство как центральный институт политической системы;
— различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;
— обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии;
— характеризовать демократическую избирательную систему;
— различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
— устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать
ценностный смысл правового государства;
— определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; —
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
— раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
— формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в
современном обществе;
— сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
10

— выделять основные элементы системы права;
— выстраивать иерархию нормативных актов;
— выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
— различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях,
связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с
реализацией гражданами своих прав и свобод;
— обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных
обязанностей;
— аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать
способы защиты экологических прав;
— раскрывать содержание гражданских правоотношений;
— применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений;
— различать организационно-правовые формы предприятий;
— характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
— давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
Выпускник получит возможность научиться:
— находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
— выделять основные этапы избирательной кампании;
— в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
— отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного
самоуправления;
— самостоятельно давать аргументированную оценку личным качествам и деятельности
политических лидеров;
— характеризовать особенности политического процесса в России;
— анализировать основные тенденции современного политического процесса.
— действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных
сферах общественных отношений;
— перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
— характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
— ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
— выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
— применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
— оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
— характеризовать основные направления деятельности государственных органов по
предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в
противодействии терроризму.
12. Учебно-методическое обеспечение:
1. О.Б. Соболева, А.В. Воронцов, В.В. Барабанов. Обществознание. Рабочая программа.
Обществознание 11 класс. М. «Вентана-Граф» 2019.
2. Обществознание 11 класс. Под общ. ред. Г.А. Бордовского. М. «Вентана-Граф» 2019 г.
11

Соболева О.Б., Трухина К.К. Обществознание. Рабочая тетрадь. 11 класс. – Москва: ВентанаГраф, 2020.
3. Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова. Обществознание. 11 класс. Методическое пособие.: М.
«Вентана-Граф» 2019 г.
5. О.В. Соболева, О.В. Медведева. Обществознание. Программа 10-11 классы, М., ВентанаГраф, 2019
13. Материально-техническое обеспечение:
2. Обществознание 11 класс. Под общ. ред. Г.А. Бордовского. М. «Вентана-Граф» 2019 г.
Соболева О.Б., Трухина К.К. Обществознание. Рабочая тетрадь. 11 класс. – Москва: ВентанаГраф, 2020.
Ноутбук
Телевизор
Цифровые образовательные ресурсы:
Презентации по обществознанию
Электронные ресурсы:
Вопросы экономики – http://gotourl.ru /8104
Российская газета - http://gotourl.ru /8102
Информационно-аналитический портал «Наследие» - http://gotourl.ru /8101
Россия и ВТО - http://gotourl.ru /8093
Всероссийский центр изучения общественного мнения - http://gotourl.ru /8094
Общество защиты прав потребителей - http://gotourl.ru /
Экономика и жизнь - http://gotourl.ru /8111
Политические деятели России - http://gotourl.ru /8121
Независимая газета / Политика - http://gotourl.ru /8117
Российская Ассоциация политической науки - http://gotourl.ru /8124
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России - http://gotourl.ru /8127
Юридическая Россия – образовательный правовой портал - http://gotourl.ru /8130
Юридический портал - http://gotourl.ru /8131
Портал уголовно-процессуального права - http://gotourl.ru /8132
14. Контрольно-измерительные материалы.
1. Итоговое контрольное тестирование составлено на основе контрольно-измерительных
материалов (Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 11 класс / Сост. А.В.
Поздеев. – М.:ВАКО, 2021)
2. ЕГЭ – 2020. Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.сост. О.А. Котова, Т. Е. Лискова. - Москва: АСТ: Астрель, 2021.
15. Список литературы:
- литература, использованная при составлении программы:
1. Обществознание 11 класс. Под общ. ред. Г.А. Бордовского. М. «Вентана-Граф» 2019 г.
Соболева О.Б., Трухина К.К. Обществознание. Рабочая тетрадь. 11 класс. – Москва: ВентанаГраф, 2020.
2. Г. Э. Королева. Обществознание 11 кл. Методическое пособие.– М.: «Вентана – Граф»,
2019.
3. Северина О.А. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся. –
Волгоград: Учитель, 2018
4. Повторительно – обобщающие уроки по обществознанию. 8-11 классы./ Сост. Т.А.
Корнева.- М.: Издательство «Глобус», 2019.
5. Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие по
курсу «Человек и общество. Политика и государство».–М.: Дрофа,2019
- литература, рекомендованная для учащихся:
1. Обществознание 11 класс. Под общ. ред. Г.А. Бордовского. М. «Вентана-Граф» 2019 г.
12

2. Хасбулатов Р. И. Экономика: 11 класс: профильный уровень. Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018
3. Экономика: учебник для школ гуманитарного профиля: 10-11 кл под ред. А. Я. Линькова. –
М.,2019
4. Волкова А. В. Публичные ценности и система государственного управления в России. –
СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2018
5. Суслов Е. В. Политические конфликты в демократических государствах. – Йошкар-Ола,
2017
6. Куров С. В. Образование и гражданское право. – М., 2018
7. Кругликов Л. Л. Практикум по уголовному праву. – М., 2019
8. Государство, бизнес, общество: теории и российские реалии. Под ред. Л. Е. Ильичевой. –
М.: Аналитик, 2019
9. Зайцев А. В. Диалогика гражданского общества. – Кострома, 2017
Бирюков Н. М. Становление институтов представительной власти в современной России. –
М.: Агентство «Издательский сервис», 2018
10. Матвеева Т. Ю. Основы экономической теории. –М.: 2017
16. Приложение к программе:
Календарно - тематический план.
№
1

К-во
часов

Темы разделов (уроков)
Введение

1

Раздел 1. Политика

17

2

Политика как общественное явление

3

Политическая власть:
осуществления

4

Политическая система

1

5

Государство как политический институт

1

6

Политический режим

1

7

Демократия: вчера, сегодня, завтра

1

8

Форма государства. Разбор заданий 15 ЕГЭ

1

9

Политический процесс

1

сущность,

1
способы

1

10 Гражданское общество: теория и практика

1

11 Средства массовой информации в политической
жизни общества

1

12 Политические партии и партийные системы

1

13 Политические партии и движения. Разбор
заданий 27 ЕГЭ

1

14 Политические элиты и политическое лидерство

1

15 Процесс выборов в органы власти современного
государства

1

16 Органы государственной власти Российской
Федерации. Разбор заданий 14 ЕГЭ

1

17 Политическая культура

1
13

Дата по
плану

Дата по факту

Раздел 5. Право

17

18 Право в системе социальных норм

1

19 Правовая норма. Источники и система права

1

20 Правоотношения
21 Правонарушения
ответственность

1
и

юридическая

22 Правосознание и правовая культура
23 Особенности
Федерации

Конституции

1
1

Российской

1

24 Органы власти Российской Федерации

1

25 Права и свободы человека и гражданина

1

26 Конституционные обязанности граждан РФ

1

27 Право граждан Российской Федерации на
образование.

1

28 Семейное право и основные вопросы брака

1

29 Трудовое право

1

30 Коллективный трудовой договор

1
и

1

Разбор

1

31 Гражданское
право:
имущественные
неимущественные отношения
32 Административные правоотношения.
заданий 19 ЕГЭ

33 Уголовное право. Разбор заданий 25-27 ЕГЭ

1

34 Обобщение пройденного материала

1

1.
2.
3.
4.
5.

Списки тем творческих работ, проектов:
Преступление поневоле
Изменение гражданства и его причины
Роль общества и личности в законотворческой деятельности
Роль правовой культуры в развитии государственности
Формальные и неформальные правила демократии

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».