Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» Рабочая программа учебного предмета (курса) «Русский язык» 7 класс Составитель программы: Цыбикова Е.К., Дондупова С.Б., Бардаханова Е.В. г. Улан-Удэ 2022 Пояснительная записка Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память, воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Цели обучения: • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой. Данные цели обусловливают решение следующих задач: Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка. Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи. Формировать и развивать умения: адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций; создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения; создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля: выступление, статья, интервью; подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся; собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли; грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста. Общая характеристика учебного курса. Русский язык – государственный язык РФ, средство межнационального общения и консолидации народов России. По своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. Актуальность изучения курса. Актуальность изучения данного курса состоит в обеспечении школьников функциональной грамотностью, что позволит решить проблемы социальной адаптации обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, личностного развития. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Принципами отбора содержания материала программы являются: систематичность; научность; доступность; возможность практического применения полученных знаний; реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 102 ч. целостность; вариативность; интеграция; гуманизация. Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом возрастных особенностей развития учащихся. Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями) 5. Примерная программа основного общего образования по русскому языку и Программа по русскому к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. – М.: Просвещение, 2018. (Стандарты второго поколения). 6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28) 7. Устав МАОУ « СОШ №18» 8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18» 9. Локальные акты МАОУ « СОШ №18». Описание места учебного предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 735 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования, в том числе в седьмых классах 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю. Данная рабочая программа составлена по курсу «Русский язык» 7 класс. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах. Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним. Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон. Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности. Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности. Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания, естественные и общественные науки, духовные. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания. Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство. Виды деятельности подростка: Совместно-распределенная учебная деятельность в личностноориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта. Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание. Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение. Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности. Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности. Освоить разные способы представления результатов своей деятельности. Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла. Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию. Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними. Обоснование целесообразности изменений в примерной программе. Программа конкретизирована для 7 класса, так как примерная программа рассчитана на 5 – 9 классы. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом, создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: •адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); •владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; •адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); •способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; •овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; •умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средства аргументации; 2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3)коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7)проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения; 8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Содержание программы Русский язык как развивающееся явление (1 ч.) Развитие языка, его совершенствование как отражение изменений в жизни народа. Повторение изученного в 5-6 классах (7 ч.) Основные синтаксические понятия. Словосочетание; виды синтаксической связи. Предложение, классификация предложений. Виды предложений по структуре. Предложения с однородными членами. Предложения с прямой речью. Пунктуация. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Основные фонетические понятия; фонетический разбор слова; соотнесённость произношения и написания слов в русском языке. Гласные и согласные в слабой и сильной позиции. Правописание Ъ и Ь. Морфемика. Морфемы. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Морфемный и словообразовательный разборы. Чередующиеся гласные в корне слова. Слитное и дефисное написание слов. Морфология. Грамматические признаки частей речи. Морфологический Орфографические умения и навыки. Конструирование предложений. разбор. Причастие (19 ч.) Понятие о причастии как самостоятельной части речи. Грамматическое значение. Морфологические признаки причастия: глагольные (настоящее и прошедшее время, вид); прилагательного (изменение по родам, числам, падежам, наличие полной и краткой формы). Склонение причастий; навыки правописания окончаний причастий. Причастный оборот, его место по отношению к определяемому слову. Согласование причастия с определяемыми словами. Конструирование предложений с причастными оборотами. Выделение причастного оборота запятыми. Действительные и страдательные причастия, их значения. Образование действительных и страдательных причастий. Условия выбора гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие страдательные причастия, особенности образования и изменения. Морфологический разбор причастий. Орфограммы в причастиях: не с причастиями; н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; гласные перед н и нн в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных; Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Роль причастий в предложении. Причастие в тексте. КРАЕВЕДЕНИЕ. Описание окрестностей города Улан-Удэ Деепричастие (8 ч.) Деепричастие как часть речи. Общее грамматическое значение. Морфологические признаки – постоянные и непостоянные. Глагольный признак – вид. Признак наречия – неизменяемость. Нормы употребления причастий в речи. Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Знаки препинания при одиночном деепричастии. Деепричастия совершенного и несовершенного вида, способы образования. Морфологический разбор деепричастий. Наречие (16 ч.) Наречие как часть речи. Общее грамматическое значение. Морфологические признаки и синтаксическая роль наречий для «живописания действия». Лексическое значение наречий. Разряды наречий. Словообразование наречий. Степени сравнения наречий; способы образования сравнительной и превосходной степени. Морфологический разбор наречий. Орфограммы в наречиях: слитное и раздельное написание не с наречиями на –О и –Е; правописание приставок не и ни в отрицательных наречиях; н и нн в наречиях на –О и –Е; о и е после шипящих на конце наречий; о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.; дефис между частями слова в наречиях; слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных; Ь после шипящих на конце наречий. КРАЕВЕДЕНИЕ. Текст о Байкале. Категория состояния (3 ч.) Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния Служебные части речи. (42 ч.) Предлог (8 ч.) Отличие служебных и самостоятельных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Морфологические признаки предлога. Употребление предлогов. Многозначные и однозначные предлоги. Производные и непроизводные предлоги; уметь различать производные предлоги и самостоятельные синонимичные части речи. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. Условия раздельного и слитного написания производных предлогов. Союз (13 ч.) Признаки союза как служебной части речи, его роль в предложении. Классификация союзов по строению на простые и сложные. Классификация союзов по значению, группы сочинительных и подчинительных союзов, их роль в речи и значение. Запятая в сложном предложении перед союзами. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато, их отличие от наречий и местоимений с частицей так же, то же, что бы, за то. Союз как средство связи смысловых частей текста. Частица (17 ч.) Особенности частицы как служебной части речи. Отличие частицы от других служебных частей речи. Роль частицы в предложении и при образовании форм слова. Разряды частиц: формообразующие, модальные (смысловые), отрицательные – умение их находить в тексте, предложении. Правописание частиц НЕ и НИ; уметь определять смысл положительных и отрицательных предложений с частицей НЕ. Раздельное и дефисное написание частиц (-то, -ка, -таки, бы, ли, же). Повторение дефисного написания слов в местоимениях, прилагательных, наречиях. Морфологический разбор частиц. Составление предложений с частицами. Отрицательные частицы НЕ и НИ, их смысловые значения, правописание НЕ с различными частями речи. Различение приставки НЕ-и частицы НЕ; НЕ с различными частями речи. Составление связного текста с приставками и с частицами НЕ. Различие частицы НИ, приставки НИ, союза НИ-НИ. Междометие (4 ч.) Междометие как часть речи. Отличие междометий от других частей речи. Правописание междометий. Пунктуация при междометиях. Повторение изученного в 5-7 классах (6 ч.) Повторение разделов науки о языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь. Повторение различных видов разборов. Продолжение работы по овладению учащимися орфографическими навыками и умениями. Отличие грамматического и лексического значения слова. Способы словообразования. Правописание приставок. Синтаксическая роль частей речи в предложении. Пунктуация при причастном и деепричастном оборотах. Постановка знаков препинания в сложном предложении. Конструирование предложений по схемам. КРАЕВЕДЕНИЕ. Использование текстов бурятских писателей и поэтов. Мифы и легенды. Платформы, сервисы для проведения дистанционного обучения. Платформа «Учи.ру»: https:uchi.ru Платформа «Российская электронная школа»: https://resh.edu.ru/distance/ Программы для проведения уроков по видеосвязи: Zoom, Skype. Краеведческий материал. Происхождение географических названий Бурятии. Топонимика и ономастика Краеведческий материал: использование текстов писателей и поэтов Бурятии. Организация внеурочной деятельности по предмету. Внеурочная деятельность по предмету организуется согласно календарному плану рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), День Матери (ноябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на различные темы (февраль, апрель-май), экскурсия в музей истории города (апрель), День Победы, предметная неделя русского языка и литературы. Для учащихся 7 класса во внеурочное время организуются интеллектуальные игры, викторины и конкурсы по предмету, проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности, что даёт им возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее». Обучение также может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы Учи.ру, РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков). Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование по русскому языку для 7-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Учебно-тематический план Разделы программы Кол-во Виды учебной деятельности часов Виды контроля Русский язык как развивающееся явление 1 Беседа, работа с учебником, словарная работа Миниразмышления, ответы на вопросы Синтаксис. Словосочетание и предложение. Пунктуация 1 Конструирование словосочетаний и предложений, работа с учебником, фронтальный опрос Опрос, объяснительный диктант Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательны й разборы. Морфология и орфография. Морфологический разбор 1 Словарная работа, беседа, выполнение упражнений, лингвистические разборы. Опрос 1 Беседа, выполнение упражнений, самостоятельная работа Объяснительный диктант, опрос Р/Р. Описание. Текст 1 Диалог как текст. Виды диалога 1 Стили литературного 1 языка. Публицистический стиль Устное описание картины, словарная работа, выполнение творческой работы. Работа с опорной схемой, работа с материалом учебника, обсуждение, ответы на вопросы, выполнение упражнений Работа с теоретическим материалом учебника, обсуждение, ответы на вопросы, работа в парах, обсуждение диалогов Творческая работа Игра «Четвёртый лишний», работа с учебником, выполнение упражнений, определение принадлежности текста к определённому стилю речи Опрос, определение стилей текстов Составление диалогов Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах». Причастие как часть речи 1 Запись текста под диктовку, выполнение грамматических заданий Контрольный диктант с грамматическим и заданиями 1 Работа с теоретическим материалом учебника, выполнение упражнений Опрос Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. 1 Игра «Прилагательное или причастие», опрос, выполнение упражнений, словарная работа Опрос 1 Наблюдения над текстом, обсуждение, беседа, выполнение упражнений Объяснительный диктант Р/Р. Описание внешности человека 1 Работа с материалом учебника, обсуждение, ответы на вопросы, устное описание героини картины Сочинение. Действительные и страдательные причастия 1 Работа с теоретическим материалом учебника, выполнение упражнений, выполнение практических заданий, словарная работа Выборочный диктант, опрос Краткие и полные страдательные причастия. 1 Сопоставление полных и кратких страдательных причастий, самостоятельное изучение теоретического материала, обсуждение, орфоэпическая работа Опрос, тест Действительные причастия настоящего времени 1 Работа с материалом учебника, обсуждение, ответы на вопросы, выполнение упражнений, словарная работа, работа в парах Опрос, самостоятельная работа Действительные причастия прошедшего времени 1 Эвристическая беседа, выполнение упражнений, самостоятельная работа, словарная и орфоэпическая работа Самостоятельная работа, опрос Страдательные причастия настоящего времени 1 Фронтальный опрос, работа с учебником, выполнение упражнений, словарная и орфоэпическая работа Опрос Страдательные причастия прошедшего времени 1 Работа с таблицей, работа с теоретическим материалом учебника, комментированное письмо, словарная работа Объяснительный диктант Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. 1 Связный рассказ по таблице, обсуждение вопроса, самостоятельное изучение теоретического материала, комментированное письмо Опрос, самостоятельная работа 1 Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. 2 Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных 1 Р/Р. Выборочное изложение с описанием внешности Работа с материалом учебника, обсуждение, ответы на вопросы, выполнение упражнений, словарная и орфоэпическая работа. Опрос, самостоятельная работа Работа с материалом учебника, обсуждение, ответы на вопросы, выполнение упражнений Объяснительный диктант, опрос Работа с текстом изложения, выборочный пересказ на одну из тем, написание выборочного изложения Выборочное изложение 1 Самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, словарная работа Морфологическ ий разбор причастий, диктант 1 Объяснительный диктант, работа с учебником, выполнение упражнений, комментированное письмо Объяснительный диктант, опрос Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельтное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» 1 Беседа, выполнение упражнений, исправление речевых ошибок в предложениях Опрос, тест Контрольный диктант по теме «Причастие» 1 Запись текста под диктовку, выполнение грамматических заданий Контрольный диктант с грамматическим и заданиями Деепричастие как часть речи 1 Эвристическая беседа, выполнение упражнений, объяснительный диктант, работа в парах, исправление речевых ошибок Объяснительный диктант, опрос Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте 1 Игра «Четвёртый лишний», работа с учебником, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, составление схем Самостоятельная работа Объяснительный диктант, работа с учебником, выполнение упражнений Объяснительный диктант, опрос Раздельное написание 1 НЕ с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. 1 Словарный диктант, работа с материалом учебника, обсуждение, ответы на вопросы, выполнение упражнений, словарная работа Словарный диктант Деепричастия совершенного вида 1 Осложнённый диктант, работа с материалом учебника, обсуждение, ответы на вопросы, выполнение упражнений, словарная работа Осложнённый диктант Р/Р. Сочинение по картине С.А. Григорьева « Вратарь» 1 Беседа, устный рассказ по картине, словарная работа, написание сочинения Сочинение по картине Морфологический разбор деепричастия. 1 Самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение практических заданий Морфологическ ий разбор деепричастий Контрольный диктант по теме «Деепричастие» 1 Запись текста под диктовку, выполнение грамматических заданий Контрольный диктант с грамматическим и заданиями Наречие как часть речи. Разряды наречий 1 Эвристическая беседа, выполнение упражнений, словарная и орфоэпическая работа. Составление таблицы. Опрос, самостоятельная работа Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И. Попова «Первый снег» Степени сравнения наречий 1 Беседа, устный рассказ по картине, словарная работа, написание сочинения Сочинение по картине 1 Игра «Четвёртый лишний», работа с учебником, выполнение упражнений, работа с таблицей, конструирование предложений, работа в парах Опрос Морфологический разбор наречий 1 Самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, словарная работа Морфологическ ий разбор наречий Р/Р. Сочинениерассуждение на тему «Прозвище» (по упр.239) 1 Беседа, словарная работа, составление плана сочинения, устный рассказ, написание сочинения Сочинениерассуждение Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е 1 Фронтальный опрос, объяснительный диктант, эвристическая беседа, самостоятельная работа, графический диктант Опрос, объяснительный, графический диктанты Буквы е и и в приставках не- и ниотрицательных наречий. 1 Объяснительный диктант, работа с теоретическим материалом, выполнение упражнений, самостоятельная работа Самостоятельная работа, тест Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е 1 Самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, словарная и орфоэпическая работа Опрос, самостоятельная работа Р/Р. Описание действий. Сочинение «Учимся работать» (по упр. 264) 1 Беседа, работа над планом сочинения, подбор наречий, устное описание действий, обсуждение. Сочинение Буквы о и е после шипящих на конце наречий 1 Объяснительный диктант, работа с теоретическим материалом, выполнение упражнений, самостоятельная работа Объяснительный диктант Буквы о и а на конце наречий. 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, морфологический разбор слов Опрос, морфологически й разбор слов Дефис между частями слова в наречиях 1 Объяснительный диктант, работа с теоретическим материалом, выполнение упражнений Объяснительный диктант Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. 1 Словарный диктант, работа с таблицей, словарная и орфоэпическая работа, выполнение упражнений Словарный диктант Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Повторение по теме « Наречие» 1 Объяснительный диктант, работа с теоретическим материалом, выполнение упражнений, тест Тест, объяснительный диктант Контрольный диктант по теме «Наречие» 1 Запись текста под диктовку, выполнение грамматических заданий Контрольный диктант с грамматическим и заданиями Работа над ошибками 1 Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Работа над ошибками Р/Р. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад. 1 Эвристическая беседа, работа в парах, самостоятельная работа Самостоятельная работа Категория состояния как часть речи 1 Работа со словарём, работа с теоретическим материалом, выполнение упражнений Опрос Морфологический разбор категории состояния 1 Самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, словарная работа Морфологическ ий разбор слов категории состояния Р/Р. Сжатое изложение. 1 Работа с текстом, обсуждение вопросов и заданий , сжатый пересказ Сжатое изложение Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как служебная часть 1 Эвристическая беседа, работа с теоретическим материалом, обсуждение, выполнение упражнений Опрос Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги Простые и составные предлоги. Морфологичкский разбор предлога 1 Опрос, словарная работа, выполнение упражнений, исправление речевых ошибок. Самостоятельное изучение теории Опрос, разборы 1 Исправление речевых ошибок, работа с теоретическим материалом, обсуждение, выполнение упражнений Самостоятельное изучение, выполнение практической работы Опрос, морф.разбор предлога Р/Р. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа». 2 Беседа, устный рассказ по картине, словарная работа, написание сочинения Сочинение по картине Слитное и раздельное написание производных предлогов 1 Опрос, работа с теоретическим материалом, обсуждение, выполнение упражнений, исправление речевых ошибок, словарная работа Опрос Свободный диктант 1 Работа с текстом, обсуждение, написание диктанта Свободный диктант Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог» 1 Опрос, конструирование предложений, Опрос словарная работа, выполнение практических заданий Союз как часть речи 1 Опрос, работа с текстом, словарная работа, выполнение упражнений Опрос Простые и составные союзы 1 Беседа, выполнение упражнений, работа с текстом. Опрос Союзы сочинительные и подчинительные. 1 Объяснительный диктант, работа с теоретическим материалом, выполнение практического задания, упражнений Объяснительный диктант Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы 1 Анализ и конструирование предложений, синтаксический и пунктуационный разбор предложений, самостоятельная работа Самостоятельная работа 2 Опрос, сопоставление предложений, наблюдения над особенностями составных союзов, выполнение упражнений, орфоэпическая работа Опрос Подчинительные союзы. 1 Морфологический разбор союза 1 Эвристическая беседа, выполнение упражнений, словарная работа, самостоятельная работа Самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, словарная работа Самостоятельная работа Морфологическ ий разбор союзов Р/Р. Сочинениерассуждение «Книга – наш друг и советчик» 2 Беседа, словарная работа, составление плана сочинения, устный рассказ, написание сочинения Сочинениерассуждение Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато 1 Самостоятельное изучение теоретического материала, сопоставление предложений, самостоятельная работа Самостоятельная работа Обобщение и систематизация изученного по темам «Предлог» и «Союзы» 1 Игра «Слитно - раздельно», беседа, работа в группах, подготовленный диктант Подготовленный диктант Контрольный диктант по теме «Предлоги и союзы» 1 Запись текста под диктовку, выполнение грамматических заданий Контрольный диктант с грамматическим и заданиями Частица как часть речи 1 Самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, словарная работа Самостоятельная работа Разряды частиц. Формообразующие частицы 1 Словарный диктант, эвристическая беседа, работа с теоретическим материалом, выполнение упражнений Словарный диктант Р/Р. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья» 2 Беседа, устный рассказ по картине, словарная работа, написание сочинения Сочинение по картине Смыслоразличительн ые частицы 1 Самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, словарная работа Самостоятельная работа Раздельное и дефисное написание частиц 1 Опрос, выполнение упражнений, словарная работа, самостоятельная работа Самостоятельная работа Морфологический разбор частицы 1 Самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, словарная работа Морфологическ ий разбор частиц Отрицательные частицы НЕ и НИ 2 Игра-конкурс «Частицы в малых жанрах фольклора», объяснительный диктант, работа с теоретическим материалом, выполнение упражнений Объяснительный диктант Различение частицы НЕ и приставки НИ 2 Выборочный диктант, выполнение упражнений, объяснительный диктант, словарная и орфоэпическая работа, самостоятельная работа Выборочный диктант, объяснительный диктант Р/Р. Контрольное сочинение-рассказ по данному сюжету 2 Беседа, словарная работа, составление плана сочинения, устный рассказ, написание сочинения Сочинениерассказ Частица НИ, союз НИ-НИ и приставка НИ- 1 Объяснительный диктант, работа с теоретическим материалом, выполнение упражнений Объяснительный диктант Обобщение и систематизация по теме «Частица» 1 Осложнённый словарный диктант, анализ предложений, опрос, самостоятельная работа, выполнение упражнений Осложнённый словарный диктант Контрольный диктант по теме «Частица» 1 Запись текста под диктовку, выполнение грамматических заданий Контрольный диктант с грамматическим и заданиями Работа над ошибками 1 Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Работа над ошибками Междометие как часть речи. 1 Самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, словарная работа Опрос Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях 1 Опрос, работа с теоретическим материалом, выполнение упражнений Опрос Р/Р. Контрольное изложение 2 Работа с текстом, обсуждение, составление плана, самостоятельная работа Изложение Текст. Стили речи. Учебно-научная речь. Фонетика. Графика 1 Работа с теоретическим материалом, работа с текстом, работа с таблицей, выполнение упражнений, работа со словарями Доклады, фонетический разбор Р/Р. Сочинение (по упр.428) 2 Обсуждение, составление плана, самостоятельная работа Сочинение Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. 1 Опрос Словообразовате льный и морфемный разбор Морфология. Орфография 1 Лингвистические игры, работа со словарями, выполнение упражнений. Объяснительный диктант, словообразовательный и морфемный разбор слов, выполнение упражнений, самостоятельная работа Опрос, практические задания, морфологический разбор слов, самостоятельная работа. Синтаксис. Пунктуация. 1 Предупредительный диктант, работа с текстом, выполнение упражнений, работа в группах, синтаксический и пунктуационный разбор предложений, построение схем синтаксический и пунктуационный разбор предложений Морфологическ ий разбор слов. Словарный диктант На уроках используются три формы организации учебной деятельности учащихся: - фронтальная (совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д.), - индивидуальная (самостоятельную работу каждого ученика в отдельности. Задания: работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); написание рефератов, докладов и т.д. ) - групповая (учащиеся работают в группах из 4-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу). Планируемые результаты изучения учебного предмета В результате изучения учебного предмета обучающийся научится: осознавать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; определять: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных; особенности склонения причастий; причастный оборот, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении; действительные и страдательные причастия; краткие страдательные причастия; способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; порядок морфологического разбора причастий; грамматические признаки деепричастия как части речи; деепричастный оборот, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми; способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; порядок морфологического разбора деепричастий; грамматические признаки наречия как части речи; смысловые группы наречий; лексическое и грамматическое значение слов категории состояния; признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи; правила употребления предлогов с разными падежами; производные и непроизводные, простые и составные предлоги; союз как часть речи, его роль в тексте и предложении; сочинительные и подчинительные союзы; порядок морфологического разбора предлогов и союзов; отличие частиц от самостоятельных частей речи; формообразующие и смысловые частицы; отличительные особенности приставки не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни; назначение междометий в речи. Обучающийся получит возможность научиться: - устанавливать причинно- следственные связи между разными историческими событиями; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе; производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Орфограммы, изученные в 7 классе: Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени; Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов; Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов; Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных; Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями; Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени; Правописание НЕ с деепричастиями; Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е; Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий; Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е; Буквы О-Е после шипящих на конце наречий; Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С; Дефис между частями слова в наречиях; Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных; Мягкий знак после шипящих на конце наречий; Слитное и раздельное написание производных предлогов; Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато; Раздельное и дефисное написание частиц; Правописание частицы НЕ с различными частями речи; Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ. правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами. По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты. По связной речи. адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы; подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся; грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях; собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста. Аудирование и чтение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию); извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой. Говорение и письмо воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение); создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Учащиеся должны применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. Учебно-методическое обеспечение. 1. Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов, авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский –М.: Просвещение 2. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 частях /Т.А. Ладыженкая, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова/ -М.: Просвещение, 2021 3. Русский язык. 5-7 класс. Электронный ресурс: поурочные планы к учебнику «Русский язык. 7 класс» (Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях /Т.А. Ладыженкая, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова/ -М.: Просвещение 2021 Материально-техническое обеспечение: 1.Ноутбук. 2.Проектор. 3. Экран Цифровые образовательные ресурсы: 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др. 3. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочноинформационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. 4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги – правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. 5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал 6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» 7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета 8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru 9. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org 10. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru 11. Мир слова русского http://www.rusword.org 12. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru 13. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/ 14. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru 15. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru 16. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learningrussian.gramota.ru 17. http://rusolimp.kopeisk.ru/ Контрольно-измерительные материалы (перечень) 1) Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение 2) КИМ. Русский язык: 7 класс. Н.В. Егорова. –М.: ВАКО 3) Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение 4) Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 7 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. – М.: Просвещение 5) Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 7 класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр Список литературы. Литература, используемая при подготовке программы. 1. Примерная программа основного образования по русскому языку и программа по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2. Русский язык. 7 класс. Ч. 1, 2 / Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. , 2017 Литература: Литература для учителя 1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011. – М.: Просвещение 2. С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассниковМ.:Просвещение 3. Г.А. Богданова Уроки русского языка в 7 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004. 4. Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 5. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО 6. Г.Г. Граник Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991. 7. Н.В. Егорова Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс – М.:ВАКО, 2011 8. П.Ф. Ивченков Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994. 9. В.И.Капинос Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991. 10. Н.А. Сенина Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс – Ростов н/Д: Легион, 2009 Литература для учащихся. 1. С.В. Антонова, Т.И. Гулякова Русский язык: 7 класс: контрольные работы тестовой формы – М.: Вентана-Граф, 2012 2. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. – М., 1986 3. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. – М.: Просвещение, 2006. 4. Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. – Минск, 1995. 5. Русский язык: Учебник для 7 кл. общеобразовательных организаций /Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.. – М.: Просвещение, 2014. С.В. Савченкова Рабочая тетрадь по русскому языку: 7-й кл.: к учебнику Т.А.Ладыженской- М.: АСТ, 2012. Календарно-тематический план № Разделы, темы Колво часов Дата Фактичес кая дата 1 Русский язык как развивающееся явление Повторение изученного в 5-6 классах 2 Синтаксис. Словосочетание и предложение. Пунктуация. 3 Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова 4 Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разборы. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова 5 Р/Р. Описание. Текст 6 Диалог как текст. Виды диалога 7 Стили литературного языка. Публицистический стиль 8 Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 56 классах». Причастие 9 Причастие как часть речи 10 Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий 11 Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. 12 Р/Р. Описание внешности человека 13 Действительные и страдательные причастия 14 Краткие и полные страдательные причастия. 15 Действительные причастия настоящего времени 16 Действительные причастия прошедшего времени 17 Страдательные причастия настоящего времени 18 Страдательные причастия прошедшего времени 19 Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. 20 Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. 21-22 Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных 23 Р/Р. Выборочное изложение с описанием внешности 24 Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями 25 Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени 26 Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» 27 Контрольный диктант по теме «Причастие» Деепричастие 28 Деепричастие как часть речи 29 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте 30 Раздельное написание НЕ с деепричастиями. 31 Деепричастия несовершенного вида. 32 Деепричастия совершенного вида 33 Р/Р. Сочинение по картине С.А. Григорьева « Вратарь» 34 Морфологический разбор деепричастия. 35 Контрольный диктант по теме «Деепричастие» Наречие 36 Наречие как часть речи. Разряды наречий 1 7 1 1 1 1 1 1 1 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 16 1 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И. Попова «Первый снег» Степени сравнения наречий Морфологический разбор наречий Р/Р. Сочинение-рассуждение на тему «Прозвище» (по упр.239) Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е Р/Р.Описание действий. Сочинение «Учимся работать» (по упр. 264) Буквы о и е после шипящих на конце наречий Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Повторение по теме» Наречие» Контрольный диктант по теме «Наречие» Р/Р. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад. Категория состояния. Категория состояния как часть речи Морфологический разбор категории состояния Р/Р. Сжатое изложение. Служебные части речи Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как служебная часть речи 56 Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги 57 Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога 58-59 Р/Р. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа». 60 Слитное и раздельное написание производных предлогов 61 Свободный диктант 62 Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог» 63 Союз как часть речи 64 Простые и составные союзы 65 Союзы сочинительные и подчинительные. 66 Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. 67-68 Сочинительные союзы 69 Подчинительные союзы. 70 Морфологический разбор союза 71-72 Р/Р. Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик» 73 Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато 74 Обобщение и систематизация изученного по темам «Предлог» и «Союзы» 75 Контрольный диктант по теме «Предлоги и союзы» 55 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 42 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 76 77 78-79 80 81 82 83-84 85-86 87-88 89 90 91 92 93 94 95-96 Частица как часть речи Разряды частиц. Формообразующие частицы Р/Р. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья» Смыслоразличительные частицы Раздельное и дефисное написание частиц Морфологический разбор частицы Отрицательные частицы НЕ и НИ Различение частицы НЕ и приставки НИ Р/Р. Контрольное сочинение-рассказ по данному сюжету Частица НИ, союз НИ-НИ и приставка НИОбобщение и систематизация по теме «Частица» Контрольный диктант по теме «Частица» Работа над ошибками Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях Р/Р. Контрольное изложение Повторение изученного в 5-7 классах 97 Текст. Стили речи. Учебно-научная речь. Фонетика. Графика 98-99 Р/Р. Сочинение (по упр.428) 100 Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование 101 Морфология.Орфография. 102 Синтаксис. Пунктуация. 1 1 2 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 6 1 2 1 1 1 Темы проектов, рефератов, докладов. 1. Из этимологии фразеологизмов. Источники фразеологизмов. 2. Из истории русских имен. 3. Карта «Интересные названия городов моего края»/России. 4. Роль и уместность заимствований в современном русском языке. 5. Понимаем ли мы язык Пушкина? 6. Этимология обозначений имен числительных в русском языке. 7. Названия денежных единиц в русском языке. 8. Как назвать новорожденного? 9. Виды и жанры публичных выступлений. 10. Выразительность речи. 11. Публицистический стиль речи. Его функции и языковые признаки. 12. Слова с оценочным значением в речи телеведущих. 13. Правила речевого этикета