Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» Рабочая программа учебного предмета Русский язык 8 класс Составитель программы Бадашканова О.В. г. Улан-Удэ 2022 Пояснительная записка Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память, воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Цели обучения: Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой. • Данные цели обусловливают решение следующих задач: Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка. Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи. Формировать и развивать умения: адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций; создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения; создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля: выступление, статья, интервью; подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся; собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли; грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста. Общая характеристика учебного курса. Русский язык – государственный язык РФ, средство межнационального общения и консолидации народов России. По своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Актуальность изучения курса. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Принципами отбора содержания материала программы являются: систематичность; научность; доступность; возможность практического применения полученных знаний; реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 102 ч. целостность; вариативность; интеграция; гуманитаризация Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом возрастных особенностей развития учащихся. Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) 5. Примерная программа основного общего образования по русскому языку и Программа по русскому к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова. – М.: Просвещение, 2019. (Стандарты второго поколения). 6. 6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28 ) 7. Устав МАОУ « СОШ №18» 8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18» 9. Локальные акты МАОУ « СОШ №18». Описание места учебного предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 735 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования, в том числе в восьмых классах 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю. Данная рабочая программа составлена по курсу «Русский язык» 8 класс. Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю). Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка. Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах. Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним. Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон. Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности. Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности. Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться». Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания, естественные и общественные науки, духовные. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания. Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство. Виды деятельности подростка: Совместно-распределенная учебная деятельность в личностноориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта. Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание. Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение. Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности. Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности. Освоить разные способы представления результатов своей деятельности. Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла. Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию. Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними. Обоснование целесообразности изменений в примерной программе. Программа конкретизирована для 8 класса, так как примерная программа рассчитана на 5 – 9 классы. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом, создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: •адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); •владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; •адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); •способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; •овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; •умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средства аргументации; 2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3)коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7)проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения; 8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. II Содержание учебного предмета О языке 1час Русский язык в семье славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Выдающиеся лингвисты: И.И. Срезневский. Повторение изученного в 5-7 классах 6 ч Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологичеcкая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея). Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке). Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?». Язык. Правописание. Культура речи Синтаксис и пунктуация Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса 5 ч. Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Интонация простого предложения и ее элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи. Синтаксис простого предложения Двусоставное предложение. Главные члены предложения 5 ч. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами. Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами. Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика. Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика. Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи. Второстепенные члены предложения 6 ч. Определение Виды определений Дополнение Обстоятельство Односоставные предложения и неполные предложения 10 ч. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений. Неполные предложения Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения. Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи. Однородные члены предложения 5 ч. Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с одно-родными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами. Выдающиеся лингвисты: Ф.Ф. Фортунатов. Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и..., как..., так и.... Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями 10 ч. Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями. Культура речи. Правильное произношение русских имен и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте. Предложения с обособленными членами 13часов. Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами. Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами как средство связи предложений в тексте. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями 10 ч.. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Интонация предложений с прямой речью. Диалог. Интонационное своеобразие диалога. Культура речи. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи. Повторение и систематизация изученного в 8 классе 4 ч. НРК. Краеведение. На уроках для лингвистического анализа планируется привлекать тексты бурятских писателей, тексты о природе, о Байкале. При изучение темы «Заметка в газету». Заметка об актуальных проблемах родного края. В творческих и проектных работах Организация внеурочной деятельности по предмету. Внеурочная деятельность по предмету организуется согласно календарному плану рабочей программы воспитания в течение учебного года. Предусматривает участие обучающихся в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), Дне Матери (ноябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах, проектах предметной неделе русского языка и литературы Во время каникул проводятся экскурсии в библиотеки города, посещаются театры, организуются интеллектуальных игр, викторин по предмету. Для учащихся 8 класса во внеурочное время проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности, что дает им возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее». Организация дистанционного обучения В связи с карантинными мероприятиями и для привлечения обучающихся к электронным ресурсам программой предусмотрена работа на платформах РЭШ, Uchi.ru, ZOOM, videouroki.net Учебно-тематический план № п/п Наименование разделов и тем Всего Виды учебной деятельности часов Формы контроля методы (указаны на раздел) 1 О языке 1 Беседа, работа с учебником, словарная работа фронтальный (устный) опрос; 2 Повторение 13 изученного в 5-7 классах 3 Словосочетание и 5 предложение как Стилистический анализ текста, работа с учебником, фонетический, орфоэпический морфологические разборы, работа со словарями, Тест на основе текста, Фонетический, орфоэпический анализы Работа с учебником, составление опорных Синтаксический таблиц и схем, синтаксический анализ анализ словосочетания словосочетания единицы синтаксиса 4 Двусоставное 5 предложение. Главные члены предложения 5 Второстепенные 6 члены предложения 6 Односоставные Беседа, выполнение упражнений, самостоятельная работа, словообразовательный анализ, морфологический разбор, работа со словарем, Контрольный тест 5 Фронтальный опрос, объяснительный диктант, эвристическая беседа, самостоятельная работа, графический диктант Сочинение, тест на основе текста, изложение 10 Опрос, работа с теоретическим материалом, обсуждение, выполнение упражнений, словарная работа Диктант. Тест Опрос, работа с текстом, словарная работа, выполнение упражнений Диктант. Тест неполные предложения члены предложения 8 Предложения с Синтаксический разбор предложений, предупредительн ый диктант Тест Фронтальный опрос, работа с учебником, изложение лингвистические разборы, выполнение упражнений, построение схем предложений. 10 предложения и 7 Однородные Беседа, выполнение упражнений, самостоятельная работа, словообразовательный анализ, работа со словарем, составление карт памяти обращениями, вводными словами и междометиями 9 Предложения с 13 обособленными членами 10 Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. 11 Повторение и систематизация изученного в 8 6 4 Самостоятельное изучение Сочинение, тест теоретического материала, выполнение на основе текста, практических заданий, словарная работа изложение, диктант Работа с учебником, самостоятельное Тест, выполнение практических заданий, опрос. комплексный анализ текста классе Планируемые результаты изучения учебного предмета Обучающийся научится: • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка; • использовать знание алфавита при поиске информации; • различать значимые и незначимые единицы языка; • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; • членить слова на слоги и правильно их переносить; • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; • проводить лексический анализ слова; • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; • проводить морфологический анализ слова; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; • находить грамматическую основу предложения; • распознавать главные и второстепенные члены предложения; • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; • использовать орфографические словари. Обучающийся получит возможность научиться: • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • опознавать различные выразительные средства языка; • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Учащиеся должны применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания роли русского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. Учебно-методическое обеспечение (перечень). 1. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. (Авторы программы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов). М., «Дрофа», 2016. 2. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос; М: Дрофа, 2020 3.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 8 класс». М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. М: Дрофа, 2020 г. Материально-техническое обеспечение: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Компьютер. Проектор. Кабинет русского языка и литературы. МФУ. http://fcior.edu.ru/ http://school-collektion.edu.ru/ Цифровые образовательные ресурсы: 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др. 3. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. 4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги – правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. 5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал 6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» 7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета 8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru 9. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org 10. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru 11. Мир слова русского http://www.rusword.org 12. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru 13. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/ 14. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru 15. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru 16. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learningrussian.gramota.ru 17. http://rusolimp.kopeisk.ru/ Контрольно-измерительные материалы (перечень). 1) Задания на понимание текста О.Н. Зайцева –М. : Экзамен, 2018 2) Русский язык. Тематические тесты Л.И. Мальцева – М.: Народное образование, 2017 3) Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь .А.Б. Малюшкин - Чехов,: ТЦ Сфера , 2016 4) Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 8 класс. Авторы: В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2017 5 ) Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2017. Список литературы. Литература, используемая при подготовке программы. 1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. 2. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. (Авторы программы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов). М., «Дрофа», 2019. 3 . Рабочая программа ориентирована на использование д о п о л н и т е л ь н ы х пособий для учителя: 4. Б л и н о в Г. И. Методика изучения орфографии в школе. — М., 1990. 5. Б ы с т р о в а Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004. 6. В а л г и н а Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983. 7. Г а у И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. — М., 2009. 8. Г а у И. Ю., В а к у р о в а О. Ф. Современный кабинет русского языка. — М., 2010. 9. Г о с т е в а Ю. Н., Л ь в о в В. В. Русский язык. 8 класс: книга для учителя к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2010. 10. Г р и г о р я н Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982. 11. И в а н о в В. В., П о т и х а З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985. 12. И в а н о в а В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982. 13. К а п и н о с В. И., С е р г е е в а Н. Н., С о л о в е й ч и к М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5—7 кл. — 2-е изд. — М., 1994. 14. К а п и н о с В. И., С е р г е е в а Н. Н., С о л о в е й ч и к М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. — М., 1994. 15. К у п а л о в а А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002. 16. Л ь в о в В. В. Обучение орфоэпии в 5—9 классах средней школы. — М., 2011. 17. Л ь в о в а С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004. 18. Л ь в о в а С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. — М., 2000. 19. Л ь в о в а С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004. 20. Л ь в о в а С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996 и др. издания. 21. Л ь в о в а С. И. Язык в речевом общении. — М., 1991. 22. Л М е щ е р я к о в В. Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания. — М., 2000. 23. М е щ е р я к о в В. Н. и др. Основы школьного речеведения. Часть 1. Часть 2. — Тольятти, 2004. 24. П у ч к о в а Л. И. Тематический контроль по русскому языку. Обучающие и проверочные задания. 6 класс. — М., 2004. 25. Р а з у м о в с к а я М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 2005 и последующие издания. Литература: Литература для учащихся 1. Б у д а г о в Р. А. Портреты языковедов XIX—XX вв. Из истории лингвистических учений. — М.; Л., 1988. 2. В а р т а н ь я н Э. А. Из жизни слов. — М., 1960. 3. В а р т а н ь я н Э. А. Путешествие в слово. — М., 1987. 4. В в е д е н с к а я Л. А., К о л е с н и к о в Н. П. От собственных имён к нарицательным. — М., 1981. 5. Г о л у б И. Б., Р о з е н т а л ь Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 1989. 6. Г о р б а ч е в и ч К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984. 7. Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., К о н ц е в а я Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994. 8. Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., К о н ц е в а я Л. А., В л а д и м и р с к а я Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995. 9. Г р а у д и н а Л. К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983. 10. Ж у р а в л ё в А. П. Звук и смысл. — М., 1991. 11. Ж у р а в л ё в А. П., П а в л ю к Н. А. Язык и компьютер. — М., 1989. 12. К а п и н о с В. И. ЕГЭ: шаг за шагом. Русский язык. 6 класс / В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, Ю. Н. Гостева, И. П. Цыбулько. — М., 2011. 13. К о д у х о в В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984. 14. К о л о с о в В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982. 15. К р ы с и н Л. И. Жизнь слова. — М., 1980. 16. Л ь в о в а С. И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет. — М., 2004. 17. Л ь в о в а С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005. Литература для учителя. 1. Б л и н о в Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990. 2. Б ы с т р о в а Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004. 3. 4. 5. 6. В а л г и н а Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983. Г а у И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. — М., 2009. Г а у И. Ю., В а к у р о в а О. Ф. Современный кабинет русского языка. — М., 2010. Г о с т е в а Ю. Н., Л ь в о в В. В. ЕГЭ. Русский язык. Тематические тестовые задания ФИПИ. — М., 2010. 7. Г о с т е в а Ю. Н., Л ь в о в В. В. Русский язык.8 класс: книга для учителя к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2010. 8. Г р и г о р я н Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982. 9. ЕГЭ—2011. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько. — М., 2010. 10. И в а н о в В. В., П о т и х а З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985. 11. И в а н о в а В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982. 12. К а п и н о с В. И., С е р г е е в а Н. Н., С о л о в е й ч и к М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5—7 кл. — 2-е изд. — М., 1994. 13. К а п и н о с В. И., С е р г е е в а Н. Н., С о л о в е й ч и к М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. — М., 1994. 14. К у п а л о в а А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002. 15. Л ь в о в В. В. Обучение орфоэпии в 5—9 классах средней школы. — М., 2011. 16. Л ь в о в В. В., Р е п и н а Н. А., Л и т в и н о в а М. М. Русский язык. 8 класс: книга для учителя под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2011. 17. Л ь в о в а С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004. 18. Л ь в о в а С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. — М., 2000. 19. Л ь в о в а С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004. 20. Л ь в о в а С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996 и др. издания. 21. Л ь в о в а С. И. Язык в речевом общении. — М., 1991. 22. Л ь в о в а С. И., Р ы б ч е н к о в а Л. М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку. 9 класс. — М., 2014. 23. М е щ е р я к о в В. Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания. — М., 2000. 24. М е щ е р я к о в В. Н. и др. Основы школьного речеведения. Часть 1. Часть 2. — Тольятти, 2004. 25. П у ч к о в а Л. И. Тематический контроль по русскому языку. Обучающие и проверочные задания. 8 класс. — М., 2004. 26. Р а з у м о в с к а я М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 2005 и последующие издания. 27. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М., 2004. 28. С о к о л о в а Г. П., Л ь в о в В. В., Л и т в и н о в а М. М. Русский язык. 8 класс: книга для учителя под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2011. Приложение Календарно-тематический план № п/п 1 Тема урока Русский язык в семье славянских языков Повторение изученного в 5-7 классах 2 3.4. 5 6 7 Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий Слитное –раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи Употребление дефиса Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и других словоформ Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса 8 . 9 10 11 12 Словосочетания, их строение и грамматическое значение Связь слов в словосочетании Предложение и его типы Р/Р. Способы и средства связи предложений в тексте Р/Р. Контрольное изложение Простое предложение. Интонация простого предложения Двусоставное предложение. Главные члены предложения 13 14,15 16 17 18 19 20 21 Количество часов 1 6ч 1 2 1 1 1 5 ч. 1 1 1 5ч Подлежащее и способы его выражения Сказуемое и способы его выражения Тире между подлежащим и сказуемым Правила согласования главных членов предложения 1 2 1 1 Второстепенные члены предложения 6 ч. Определение Виды определений Дополнение Обстоятельство 1 1 1 1 Дата По плану факт 22 23 24 25 26 27 28 29 30. 31 32. 33. 34 35 36 37 Р/Р. Контрольное сочинение Порядок слов в предложении 1 1 Односоставные предложения 10 ч. Основные виды односоставных предложений Определенно-личные предложения Неопределенно- личные предложения Обобщенно-личные предложения Безличные предложения Назывные предложения Комплексный анализ текста Обучающий тест по теме «Простое предложение» Контрольный диктант по теме «Простое предложение» 1 Однородные члены предложения 5 ч. Понятие об однородных членах Как связаны между собой однородные члены предложения Однородные и неоднородные определения Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» 1 2 Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями 38. 39. 40,41 42 43 44 45 46 1 1 1 1 2 2 1 10 ч. Обращение и знаки препинания при нем Р/Р. Портретный очерк. Общее представление о жанре Вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них. (Между урок развития речи : изложение) Р/Р. Контрольное изложение Предложения со вставными конструкциями Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ Урок повторения и обобщения знаний по теме Контрольный работа. Комплексный анализ текста 1 1 Предложения с обособленными членами 13 ч. Обособление второстепенных членов предложения Обособленные определения 48,49, и приложения 50 51,52,53 Обособленные обстоятельства Уточняющие члены предложения 54,55 47 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 2 3 2 56 57 58 59.60 Предупредительный диктант Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения» Анализ контрольной работы Р/Р. Применение публицистического стиля на практике. Деловая игра «Мы выпускаем газету» 1 1 2 Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. 6 ч. 61. Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи 1 62 Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них Р/Р. Сочинение по картине Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина» Предложения с косвенной речью Диалог Цитаты и знаки препинания при цитировании 1 Повторение и систематизация изученного в 8 классе 4 ч. 63 64 65 66 67.68 69 70 Повторение и обобщение изученного в 5-8 классах Итоговый контрольный диктант Анализ контрольного диктанта 1 1 1 1 5 1 1 Подведение итогов года Темы проектов, рефератов, докладов. 1) Выпускаем газету Деловая игра. Проект 2) Словари – наши помощники 3) Ученые-лингвисты 4) Какие ошибки не заметит компьютер? 5) Средства выразительности речи. 6) Опорные схемы по изученным темам 7) Книга ребусов и кроссвордов 8) Заметка в газету 9) Моя семья и война 10) Дети войны 11) Малая моя Родина