Русский язык 8 кл.Бадашканова О.В.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета
Русский язык
8 класс

Составитель программы Бадашканова О.В.

г. Улан-Удэ

2022

Пояснительная записка
Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память,
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования
и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний,
русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество
усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению
будущей профессией.
Цели обучения:
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного
отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности;
• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского
литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение
круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития
следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической
(языковедческой), культуроведческой.
•

Данные цели обусловливают решение следующих задач:
Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе,
синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных
предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными
оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки,
находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова
с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать
языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и


совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм
современного русского литературного языка.

Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и
мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных,
публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать
смысловые части текста, определять их связи.

Формировать и развивать умения:

адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных
функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;

создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные,
нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой
информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;


создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля:
выступление, статья, интервью;


подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания
внешности человека, процессов труда;



писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале
жизненного опыта учащихся;


собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной
мысли;



грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои
выводы;


совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Общая характеристика учебного курса.
Русский язык – государственный язык РФ, средство межнационального общения и
консолидации народов России. По своей специфике и социальной значимости – явление
уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством
хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры народа, средством приобщения к
богатствам русской культуры и литературы.

Актуальность изучения курса.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает
особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как
средство
познания
действительности
русский
язык
обеспечивает
развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
 систематичность;










научность;
доступность;
возможность практического применения полученных знаний;
реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы за 102 ч.
целостность;
вариативность;
интеграция;
гуманитаризация

Принципы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и
уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом возрастных
особенностей развития учащихся.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №
1897)
5. Примерная программа основного общего образования по русскому языку и
Программа по русскому к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы
авторов М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова. – М.:
Просвещение, 2019. (Стандарты второго поколения).
6. 6.
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28 )
7. Устав МАОУ « СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9. Локальные акты МАОУ « СОШ №18».

Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 735 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык»
на этапе основного общего образования, в том числе в восьмых классах 102 часа из
расчета 3 учебных часа в неделю.

Данная рабочая программа составлена по курсу «Русский язык» 8 класс.
Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю).
Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка.

Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно
оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно
постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако
особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь
современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же
образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает
проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей
самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное
переживание,
чувство
взрослости:
потребность
равноправия,
уважения
и
самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны
взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности
обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей
для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и
рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как
самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток
выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные
пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих,
сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям,
героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям,
перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют
активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует
активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений
(социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет
подростка к участию в новых видах деятельности.
Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и
некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих
представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток
постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются
степенью самостоятельности и ответственности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция
к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной
работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность
подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая
школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная
партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых
«умение и желание учиться».
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток
стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях,
жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми.
К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить
условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых
подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков
становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета,
знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении
практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им

неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых
были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к
самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих
учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими.
Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого
закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря
освоению культурных форм общественного сознания, естественные и общественные науки,
духовные. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого
закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря
освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки,
духовные практики самовыражения)
мышление в понятиях коренным образом
преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти,
восприятия, воображения, внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением
способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире,
основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности
его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека
становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.
Виды деятельности подростка:
 Совместно-распределенная
учебная
деятельность
в
личностноориентированных
формах
(включающих
возможность
самостоятельного
планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность,
выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации
материала и пр.).
 Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на
получение социально-значимого продукта.
 Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе,
осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное
экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими
людьми, тактики собственного поведения.
 Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество),
направленная на самореализацию и самоосознание.
 Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя,
самоизменение.

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности.
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных
видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах
деятельности.
 Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного
участия в разных видах деятельности.
 Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
 Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с
самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
 Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать
собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить
собственную картину мира и свою позицию.

 Научиться

адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения,
переживания, чувства.
 Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и
младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Обоснование целесообразности изменений в примерной программе.
Программа конкретизирована для 8 класса, так как примерная программа
рассчитана на 5 – 9 классы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной
личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности:
учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное
саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности
учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его
употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского
литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку
происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения,
расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание
культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы
общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных
умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск
информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с
условиями общения.
Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом,
создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык
выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает
возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности,
которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие
речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка
совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные
(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для
учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление,
соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию
из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение
формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в
процессе получения школьного образования;

2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
•адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
•владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
•адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
•способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
•овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
•умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных
средства аргументации;
2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным

предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений
на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3)коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного
языка в жизни человека и общества;
2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры
научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование,
описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения;
8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
II Содержание учебного предмета
О языке 1час
Русский язык в семье славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского)
языка в развитии русского языка. Выдающиеся лингвисты: И.И. Срезневский.
Повторение изученного в 5-7 классах 6 ч
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о
языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их
строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра,
типологичеcкая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии
(посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или
культуры (родного города, поселка, улицы, музея).
Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном
человеке).
Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их
примирить?».
Язык. Правописание. Культура речи
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса 5 ч.
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы
связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение
словосочетания.
Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по
цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный
порядок слов.
Интонация простого предложения и ее элементы. Логическое ударение и порядок слов как
средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных,
восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные
оттенки значения.
Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной
связи: управлением и согласованием. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма
изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи.
Синтаксис простого предложения
Двусоставное предложение. Главные члены предложения 5 ч.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения
подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка
тире между подлежащим и сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения.
Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения
(ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со
сравнительными оборотами.
Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и
сложносокращенными словами. Синонимика составных
сказуемых. Единство
видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их
синонимика. Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и
повествовательных текстах; их синонимика. Стилистическая роль сравнительных оборотов
и определений в изобразительной речи.
Второстепенные члены предложения 6 ч.
Определение
Виды определений
Дополнение
Обстоятельство
Односоставные предложения и неполные предложения 10 ч.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в
форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Особенности
интонации простого односоставного предложения.
Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы.
Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных
предложений.
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного
предложения.
Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в
диалоге) и в книжной речи.
Однородные члены предложения 5 ч.
Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и
с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения.
Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными
членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при
обобщающих словах в предложениях с одно-родными членами. Особенности интонации
простого предложения с однородными членами.
Выдающиеся лингвисты: Ф.Ф. Фортунатов.
Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и..., как...,
так и.... Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов.
Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с
повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями 10 ч.
Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении.
Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных
словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях
с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и
предложениями.
Культура речи. Правильное произношение русских имен и отчеств, использующихся в роли
обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в
разговорной речи. Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а
также в художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи
авторского отношения к нему.
Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Вводные слова как
средство связи предложений в тексте.
Предложения с обособленными членами 13часов.
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств.
Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными
и уточняющими членами.
Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и
обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов
предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных
определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных
деепричастными оборотами и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства,
выраженные деепричастными оборотами как средство связи предложений в тексте.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями 10 ч..
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой
речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи.
Выделение цитаты знаками препинания. Интонация предложений с прямой речью. Диалог.
Интонационное своеобразие диалога.
Культура речи. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных
способов передачи чужой речи.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе 4 ч.
НРК. Краеведение.
На уроках для лингвистического анализа планируется привлекать тексты бурятских
писателей, тексты о природе, о Байкале.
При изучение темы «Заметка в газету». Заметка об актуальных проблемах родного края.
В творческих и проектных работах
Организация внеурочной деятельности по предмету.
Внеурочная деятельность по предмету организуется согласно календарному плану рабочей
программы воспитания в течение учебного года. Предусматривает участие обучающихся в
школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), Дне Матери (ноябрь), НПК «Шаг в будущее»
(январь), в конкурсах, проектах предметной
неделе русского языка и литературы
Во время каникул проводятся экскурсии в библиотеки города, посещаются театры,
организуются интеллектуальных игр, викторин по предмету. Для учащихся 8 класса во
внеурочное время проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности, что дает
им возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее».
Организация дистанционного обучения
В связи с карантинными мероприятиями и для привлечения обучающихся к электронным
ресурсам программой предусмотрена работа на платформах РЭШ, Uchi.ru, ZOOM,
videouroki.net

Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование
разделов и тем

Всего

Виды учебной деятельности

часов

Формы контроля
методы
(указаны на
раздел)

1 О языке

1

Беседа, работа с учебником, словарная
работа

фронтальный
(устный) опрос;

2 Повторение

13

изученного в 5-7
классах
3 Словосочетание и

5

предложение как

Стилистический анализ текста, работа с
учебником, фонетический,
орфоэпический морфологические
разборы, работа со словарями,

Тест на основе
текста,
Фонетический,
орфоэпический
анализы
Работа с учебником, составление опорных Синтаксический
таблиц и схем, синтаксический анализ
анализ
словосочетания
словосочетания

единицы
синтаксиса
4 Двусоставное

5

предложение.
Главные члены
предложения
5 Второстепенные

6

члены
предложения
6 Односоставные

Беседа, выполнение упражнений,
самостоятельная работа,
словообразовательный анализ,
морфологический разбор, работа со
словарем,

Контрольный тест

5

Фронтальный опрос, объяснительный
диктант, эвристическая беседа,
самостоятельная работа, графический
диктант

Сочинение, тест
на основе текста,
изложение

10

Опрос, работа с теоретическим
материалом, обсуждение, выполнение
упражнений, словарная работа

Диктант. Тест

Опрос, работа с текстом, словарная
работа, выполнение упражнений

Диктант. Тест

неполные
предложения

члены
предложения
8 Предложения с

Синтаксический
разбор
предложений,
предупредительн
ый диктант
Тест
Фронтальный опрос, работа с учебником,
изложение
лингвистические разборы, выполнение
упражнений, построение схем
предложений.

10

предложения и

7 Однородные

Беседа, выполнение упражнений,
самостоятельная работа,
словообразовательный анализ, работа со
словарем, составление карт памяти

обращениями,
вводными
словами и
междометиями
9 Предложения с

13

обособленными
членами
10 Способы передачи
чужой речи.
Прямая и
косвенная речь.
11 Повторение и
систематизация
изученного в 8

6

4

Самостоятельное изучение
Сочинение, тест
теоретического материала, выполнение на основе текста,
практических заданий, словарная работа
изложение,
диктант
Работа с учебником, самостоятельное
Тест,
выполнение практических заданий, опрос.
комплексный
анализ текста

классе

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающийся научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим,
ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки
прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации) и информационной переработки текстов различных
функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты
различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать
устные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и
жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,
основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным
признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением
ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы
в соответствии с акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе
смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение
слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды
тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также
служебные части речи и междометия;
• проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при
проведении морфологического анализа слов;

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание,
предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с
точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных
особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения
осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
морфологический анализ в практике правописания;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении;
• использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их
соответствия ситуации общения и успешности в достижении
прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии,
доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать
собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из
жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и
словообразовательные гнезда;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания
и лексического значения слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
Учащиеся должны применять приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:

осознания роли русского языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку,
сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-





культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических
средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным
предметам и продолжения образования.
Учебно-методическое обеспечение (перечень).
1. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. (Авторы программы
М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов). М., «Дрофа»,
2016.
2. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.
М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос; М: Дрофа, 2020
3.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 8 класс». М.Разумовская,
С.И.Львова, В.И.Капинос и др. М: Дрофа, 2020 г.
Материально-техническое обеспечение:

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Компьютер.
Проектор.
Кабинет русского языка и литературы.
МФУ.
http://fcior.edu.ru/
http://school-collektion.edu.ru/
Цифровые образовательные ресурсы:

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по
русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по
пунктуации, орфографии и др.
3. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного
портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные
документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные
проблемы русистики и лингвистики.
4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского
языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги – правила оформления.
Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
9. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
10. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
11. Мир слова русского http://www.rusword.org
12. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
13. Русская
фонетика:
мультимедийный
Интернет
–
учебник
http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
14. Русское
письмо:
происхождение
письменности,
рукописи,
шрифты
http://character.webzone.ru

15. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку
http://www.svetozar.ru
16. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learningrussian.gramota.ru
17. http://rusolimp.kopeisk.ru/
Контрольно-измерительные материалы (перечень).
1) Задания на понимание текста О.Н. Зайцева –М. : Экзамен, 2018
2) Русский язык. Тематические тесты Л.И. Мальцева – М.: Народное образование, 2017
3) Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь .А.Б. Малюшкин - Чехов,: ТЦ Сфера , 2016
4) Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 8
класс. Авторы: В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2017
5 ) Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8
класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2017.

Список литературы.
Литература, используемая при подготовке программы.
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.
2. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. (Авторы программы
М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов). М.,
«Дрофа», 2019.
3 . Рабочая программа ориентирована на использование д о п о л н и т е л ь н ы х
пособий для учителя:
4. Б л и н о в Г. И. Методика изучения орфографии в школе. — М., 1990.
5. Б ы с т р о в а Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред.
Е. А. Быстровой. — М., 2004.
6. В а л г и н а Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
7. Г а у И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. — М., 2009.
8. Г а у И. Ю., В а к у р о в а О. Ф. Современный кабинет русского языка. — М., 2010.
9. Г о с т е в а Ю. Н., Л ь в о в В. В. Русский язык. 8 класс: книга для учителя к
учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2010.
10. Г р и г о р я н Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982.
11. И в а н о в В. В., П о т и х а З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому
языку в средней школе. — М., 1985.
12. И в а н о в а В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
13. К а п и н о с В. И., С е р г е е в а Н. Н., С о л о в е й ч и к М. С. Развитие речи: теория
и практика обучения. 5—7 кл. — 2-е изд. — М., 1994.
14. К а п и н о с В. И., С е р г е е в а Н. Н., С о л о в е й ч и к М. С. Изложения: тексты с
лингвистическим анализом. — М., 1994.
15. К у п а л о в а А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002.
16. Л ь в о в В. В. Обучение орфоэпии в 5—9 классах средней школы. — М., 2011.
17. Л ь в о в а С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М.,
2004.
18. Л ь в о в а С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. — М., 2000.
19. Л ь в о в а С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации:
Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
20. Л ь в о в а С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996 и др. издания.
21. Л ь в о в а С. И. Язык в речевом общении. — М., 1991.

22. Л М е щ е р я к о в В. Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика
написания. — М., 2000.
23. М е щ е р я к о в В. Н. и др. Основы школьного речеведения. Часть 1. Часть 2. —
Тольятти, 2004.
24. П у ч к о в а Л. И. Тематический контроль по русскому языку. Обучающие и
проверочные задания. 6 класс. — М., 2004.
25. Р а з у м о в с к а я М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 2005 и
последующие издания.
Литература:
Литература для учащихся
1. Б у д а г о в Р. А. Портреты языковедов XIX—XX вв. Из истории лингвистических
учений. — М.; Л., 1988.
2. В а р т а н ь я н Э. А. Из жизни слов. — М., 1960.
3. В а р т а н ь я н Э. А. Путешествие в слово. — М., 1987.
4. В в е д е н с к а я Л. А., К о л е с н и к о в Н. П. От собственных имён к
нарицательным. — М., 1981.
5. Г о л у б И. Б., Р о з е н т а л ь Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.
6. Г о р б а ч е в и ч К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984.
7. Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., К о н ц е в а я Л. А. Секреты орфографии. —
М., 1994.
8. Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., К о н ц е в а я Л. А., В л а д и м и р с к а я
Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995.
9. Г р а у д и н а Л. К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983.
10. Ж у р а в л ё в А. П. Звук и смысл. — М., 1991.
11. Ж у р а в л ё в А. П., П а в л ю к Н. А. Язык и компьютер. — М., 1989.
12. К а п и н о с В. И. ЕГЭ: шаг за шагом. Русский язык. 6 класс / В. И. Капинос,
Л. И. Пучкова, Ю. Н. Гостева, И. П. Цыбулько. — М., 2011.
13. К о д у х о в В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
14. К о л о с о в В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982.
15. К р ы с и н Л. И. Жизнь слова. — М., 1980.
16. Л ь в о в а С. И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
17. Л ь в о в а С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

Литература для учителя.
1. Б л и н о в Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.
2. Б ы с т р о в а Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред.
Е. А. Быстровой. — М., 2004.

3.
4.
5.
6.

В а л г и н а Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
Г а у И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. — М., 2009.
Г а у И. Ю., В а к у р о в а О. Ф. Современный кабинет русского языка. — М., 2010.
Г о с т е в а Ю. Н., Л ь в о в В. В. ЕГЭ. Русский язык. Тематические тестовые задания
ФИПИ. — М., 2010.
7. Г о с т е в а Ю. Н., Л ь в о в В. В. Русский язык.8 класс: книга для учителя к
учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2010.
8. Г р и г о р я н Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982.
9. ЕГЭ—2011. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под
ред. И. П. Цыбулько. — М., 2010.
10. И в а н о в В. В., П о т и х а З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому
языку в средней школе. — М., 1985.
11. И в а н о в а В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
12. К а п и н о с В. И., С е р г е е в а Н. Н., С о л о в е й ч и к М. С. Развитие речи: теория
и практика обучения. 5—7 кл. — 2-е изд. — М., 1994.
13. К а п и н о с В. И., С е р г е е в а Н. Н., С о л о в е й ч и к М. С. Изложения: тексты с
лингвистическим анализом. — М., 1994.
14. К у п а л о в а А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002.
15. Л ь в о в В. В. Обучение орфоэпии в 5—9 классах средней школы. — М., 2011.
16. Л ь в о в В. В., Р е п и н а Н. А., Л и т в и н о в а М. М. Русский язык. 8 класс: книга
для учителя под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2011.
17. Л ь в о в а С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М.,
2004.
18. Л ь в о в а С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. — М., 2000.
19. Л ь в о в а С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации:
Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
20. Л ь в о в а С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996 и др. издания.
21. Л ь в о в а С. И. Язык в речевом общении. — М., 1991.
22. Л ь в о в а С. И., Р ы б ч е н к о в а Л. М. Материалы для подготовки и проведения
итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку. 9 класс. —
М., 2014.
23. М е щ е р я к о в В. Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика
написания. — М., 2000.
24. М е щ е р я к о в В. Н. и др. Основы школьного речеведения. Часть 1. Часть 2. —
Тольятти, 2004.
25. П у ч к о в а Л. И. Тематический контроль по русскому языку. Обучающие и
проверочные задания. 8 класс. — М., 2004.
26. Р а з у м о в с к а я М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 2005 и
последующие издания.
27. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования / сост. Э. Д. Днепров,
А. Г. Аркадьев. — М., 2004.
28. С о к о л о в а Г. П., Л ь в о в В. В., Л и т в и н о в а М. М. Русский язык. 8 класс:
книга для учителя под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2011.

Приложение
Календарно-тематический план
№ п/п
1

Тема урока
Русский язык в семье славянских языков

Повторение изученного в 5-7
классах
2
3.4.

5
6
7

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных,
причастий и наречий
Слитное –раздельное написание НЕ и НИ с
разными частями речи
Употребление дефиса
Слитное, раздельное и дефисное написание
наречий и других словоформ
Контрольный диктант по теме
«Повторение изученного в 5-7 классах»

Словосочетание и предложение
как единицы синтаксиса
8
.
9
10
11
12

Словосочетания, их строение и
грамматическое значение
Связь слов в словосочетании
Предложение и его типы
Р/Р. Способы и средства связи предложений
в тексте
Р/Р. Контрольное изложение
Простое предложение. Интонация простого
предложения

Двусоставное предложение.
Главные члены предложения
13

14,15
16
17

18
19
20
21

Количество
часов
1

6ч
1
2

1
1
1

5 ч.
1
1

1

5ч

Подлежащее и способы его выражения
Сказуемое и способы его выражения
Тире между подлежащим и сказуемым
Правила согласования главных членов
предложения

1
2
1
1

Второстепенные члены
предложения

6 ч.

Определение
Виды определений
Дополнение
Обстоятельство

1
1
1
1

Дата
По плану
факт

22
23

24
25
26
27
28
29
30.
31
32.

33.

34
35
36
37

Р/Р. Контрольное сочинение
Порядок слов в предложении

1
1

Односоставные предложения

10 ч.

Основные виды односоставных
предложений
Определенно-личные предложения
Неопределенно- личные предложения
Обобщенно-личные предложения
Безличные предложения
Назывные предложения
Комплексный анализ текста
Обучающий тест по теме «Простое
предложение»
Контрольный диктант по теме «Простое
предложение»

1

Однородные члены
предложения

5 ч.

Понятие об однородных членах
Как связаны между собой однородные
члены предложения
Однородные и неоднородные определения
Обобщающие слова при однородных членах
и знаки препинания при них
Контрольная работа по теме «Однородные
члены предложения»

1
2

Предложения с обращениями,
вводными словами и
междометиями
38.
39.
40,41

42
43
44
45
46

1

1
1
1

2
2
1

10 ч.

Обращение и знаки препинания при нем
Р/Р. Портретный очерк. Общее
представление о жанре
Вводные слова и вводные предложения,
знаки препинания при них. (Между урок
развития речи : изложение)
Р/Р. Контрольное изложение
Предложения со вставными конструкциями
Предложения с междометиями и словами
ДА, НЕТ
Урок повторения и обобщения знаний по
теме
Контрольный работа. Комплексный анализ
текста

1
1

Предложения с обособленными
членами

13 ч.

Обособление второстепенных членов
предложения
Обособленные определения
48,49,
и приложения
50
51,52,53 Обособленные обстоятельства
Уточняющие члены предложения
54,55

47

1
1
1
1

2

1
2
1
1
1

1
2
3
2

56
57
58
59.60

Предупредительный диктант
Контрольная работа по теме
«Предложения с обособленными и
уточняющими членами предложения»
Анализ контрольной работы
Р/Р. Применение публицистического стиля
на практике. Деловая игра «Мы выпускаем
газету»

1

1
2

Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь.

6 ч.

61.

Прямая и косвенная речь. Способы передачи
чужой речи

1

62

Предложения с прямой речью. Знаки
препинания в них
Р/Р. Сочинение по картине Б.М.Кустодиева
«Портрет Ф.И.Шаляпина»
Предложения с косвенной речью
Диалог
Цитаты и знаки препинания при
цитировании

1

Повторение и систематизация
изученного в 8 классе

4 ч.

63

64
65
66

67.68
69
70

Повторение и обобщение изученного в 5-8
классах
Итоговый контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта

1
1
1
1

5
1
1

Подведение итогов года

Темы проектов, рефератов, докладов.
1) Выпускаем газету Деловая игра. Проект
2) Словари – наши помощники
3) Ученые-лингвисты
4) Какие ошибки не заметит компьютер?
5) Средства выразительности речи.
6) Опорные схемы по изученным темам
7) Книга ребусов и кроссвордов
8) Заметка в газету
9) Моя семья и война
10) Дети войны
11) Малая моя Родина


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».