Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ Рабочая программа учебного предмета Технология 7 класс Разработчик программы: Грязнова О.А. учитель технологии г. Улан-Удэ 2022 – 2023 учебный год Пояснительная записка Курс технологии 7 класса - важное звено технологического образования и развития школьников. Знания технологии, полученные в начальной школе, получают новый формат. Учащиеся знакомятся с предметом как с деятельностью человека, направленной на преобразование материалов, энергии и информации для удовлетворения потребностей людей, а также научное описание способов изготовления, обслуживания, ремонта и эксплуатации изделий. Курс включает в себя знание технологии ведения дома, поддержания порядка в доме. Уч-ся узнают о важности ведения здорового образа жизни, изучат основы технологий обработки текстильных материалов и пищевых продуктов. В течении года уч-ся будут заниматься новыми видами деятельности: проектировать и оформлять интерьер своего дома, учиться готовить кулинарные блюда, изготовлять изделия на швейной машине и декорировать их, а также приобретут навыки защиты своих творческих проектов. Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков. Но и как процесс овладения компетенциями. Цели изучения курса: 1. Формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространённых в нём технологиях; 2. Овладение учащимися основами знаний государственного образовательного стандарта; 3. Формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда, становление системы технологических знаний и умений; 4. Воспитание культуры труда, формирование ценностных ориентаций общественно-полезной трудовой деятельности; 5. Формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций; 6. Развитие познавательного интереса к различным видам трудовой деятельности. Развитие способностей и склонностей учащихся. Развитие творческого начала учащихся. 7. Научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, полученные на уроках в дальнейшей трудовой деятельности. Задачи курса: 1. Заложить базовое содержание знаний курса технологии по разделам: кулинария, материаловедение, обработка ткани, декоративно-прикладное творчество; 2. Отработать навыки соблюдения правил техники безопасности при выполнении практических работ с режущими инструментами, электрическими бытовыми приборами; 3. Научить поэтапному выполнению творческого проекта; 4. Дать навыки защиты творческого проекта. Общая характеристика учебного предмета, его место и роль в общеобразовательной подготовке школьников. Основным предназначением общеобразовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование у школьников трудовой и технологической культуры, системы технологических знаний умений, воспитание у них трудовых гражданских и патриотических качеств личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, развитие у них 2 гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основных наук. В основной школе «Технология» изучается с 5 по 8 класс. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной сферы. Содержание деятельности учащихся в каждом классе, с 5-го по 8-й, по программе в соответствии с новой методологией включает в себя 11 общих для всех классов модулей: Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности. Модуль 2. Производство. Модуль 3. Технология. Модуль 4. Техника. Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов. Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов. Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии. Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации. Модуль 9. Технологии растениеводства. Модуль 10. Технологии животноводства. Модуль 11. Социальные технологии. Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим сквозным тематическим линиям: • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации; • элементы черчения, графики и дизайна; • элементы прикладной экономики, предпринимательства; • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; • технологическая культура производства; • культура и эстетика труда; • история, перспективы и социальные последствия развития технологии; • виды профессионального труда и профессии. - Актуальность изучения курса. В современной жизни очень важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, поскольку современные условия жизни диктуют свои условия востребованности всесторонне грамотной, гармонично-развитой личности. Проходят годы, дети вырастают и становятся специалистами в различных областях человеческой деятельности. Но, какой бы род занятий они не избрали, какая бы специальность не стала любимым делом, любой человек должен быть хорошим хозяином или хорошей хозяйкой. Обучающая программа по технологии для школьников поможет им в этом становлении, поскольку она включает в себя необходимые знания и формирует навыки и умения в бытовых и жизненно важных сферах человеческой деятельности. 3 Умение многое делать собственными руками для себя и своих близких – залог уверенности в себе. Умение делать – это власть над предметным миром. Человек, владеющий мастерством, например, мастерством шитья одежды, не спасует перед любой проблемой, он знает, что может постичь и любое другое дело, если в нём окажется потребность – основа знаний и умений. Технология – это особая наука, где знания тесно переплетаются с умениями. И наука эта понадобиться детям не в отдалённом будущем, а сегодня. - Принципы отбора содержания материала программы. - системность; - научность; - доступность - возможность практического применения полученных знаний; - эстетический, экономический, а также целесообразный подход к выполнению той или иной практической деятельности. - Нормативные документы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Конституция РФ. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации». Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 №240-V «Об образовании в Республики Бурятия». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897. Примерная программа технологии 5-8 классы. М., Просвещение, 2019г. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2020 Устав МАОУСОШ № 18. Образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ № 18. Локальные акты Место курса «Технология» в учебном плане: Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир техники и технологий - техносферы, являющейся главной составляющей окружающей человека действительности. Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 68 часов в 7 классе, из расчёта 2 часа в неделю. Количество учебных часов на реализацию программы. Рабочая программа по курсу «Технология», рассчитана на 68 аудиторных часов. Курс ведётся в 7 классе, 2 часа в неделю. - Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности. Подростковый возраст школьника не получил ещё чёткого оформления и является неким «коридором» между детством и юношеством. В этом возрасте ещё не определена чёткая базовая позиция личности во многих аспектах жизни (социальных, трудовых, профессиональных и т. д.). Тем не менее, сегодня уже можно говорить о принципиальной культурной специфике подросткового возраста. В целом эта специфика связана с базовым возрастным процессом – поиском идентичности на мировоззренческом уровне. Таким образом, ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанное с освоением, а также конструированием образов будущего, проектированием в нём своей индивидуальной траектории (своего пути). 4 Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб, приобретение опыта знаний и умений к принятию решений и выполнению конкретных задач. Важнейшей спецификой подросткового возраста является его активная включенность в преобразовательный процесс. Становление подростка – это попытка обретения практического мышления. Поэтому единицей организации содержания образования в средней школе должна стать «проблема» и проблемная организация учебного материала, предполагающая поисковое преодоление задачно-целевой организации учебной деятельности и выход в следующий управляющий контур – пространство «выбора», «смысла», «возможностей». Практики реализуются через технологическую организацию жизнедеятельности. Поэтому средняя школа должна строиться на основе технологических профилей, где материал предмета является средством введения в ту или иную общественно-производственную практику. Виды деятельности школьников среднего звена: * учебно-образовательная деятельность; * индивидуальная учебно-практическая деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы; * конструкторско-исследовательская деятельность по конкретной теме творческого проектирования; * организационно-проектная деятельность при выполнении творческого проектирования; * творческая деятельность; * спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизмерение; Приоритетными методами учебно-практической деятельности учащихся являются упражнения, практические работы, творческие работы, выполнение проектов. Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий. При организации творческой или проектной деятельности учащихся их внимание акцентировано на потребительское назначение продукта труда, его потребительской стоимости. Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности: * научиться планировать учебную работу, своё участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности; * научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности; * освоить разные способы представления результатов своей деятельности; * научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла; * выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности, выстроить собственную картину мира и свою позицию; * научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, чувства, ощущения, переживания; * научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 7 класса, так как программа рассчитана на 5-8 классы. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценностные технологии. Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевые компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются: 5 Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образа, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или в письменной форме результатов своей деятельности. Умение перефразировать мысль (объяснит иными совами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, тех. Карта и др) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. ОСОБЕННОСТИОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ: ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. Основные виды учебной деятельности: практическая художественно – творческая деятельность по восприятию искусства смена художественных материалов Формы обучения: фронтальная (общеклассная) групповая (в том числе и работа в парах) индивидуальная Методы обучения: Традиционные методы обучения: Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. Наглядные методы: наблюдение, рассматривание, работа с наглядными пособиями, Практические методы: работа над проектами, творческие задания, работа с эскизами, работа с материалами по заданию. Активные методы обучения: Метод проектов, деловые игры. Обсуждение детских работ, организация выставок, презентации. Практические методы: Индивидуальное практическое творчество, коллективная творческая деятельность. Средства обучения: для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, изобразительные материалы: бумага для рисования и живописи ФА № 3, ФА № 2; краски (гуашь, акварель), кисти, графические материалы, графические материалы: пастель, тушь, перо, карандаши, фломастеры. другие материалы: пластилин, клей, ножницы, различные виды бумаги и т.д. технические средства обучения (компьютер и плазменная панель) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства. для учителя: 6 учебник, книги, методические рекомендации, поурочное планирование, демонстрационные образцы изделий, демонстрационные таблицы, мультимедийные дидактические средства компьютер (Интернет). Используемые виды и формы контроля Используемые виды и формы контроля Виды контроля: вводный, текущий, тематический, итоговый Формы контроля: периодическая проверка ЗУ по разделу. рисунок, декоративный рисунок, чертёж; аппликация, коллаж, макет; защита проекта; декоративная роспись изделия; тесты; фронтальный опрос; словарный диктант; проверочная устная работа; компьютерное тестирование; фронтальный опрос; индивидуальные разноуровневые задания; создание коллективного панно. Оценочные (контрольно-измерительные) материалы Контрольно-зачётные требования сводятся к следующему: выполнение теста; выполнение практической работы; выполнение проекта; устный ответ. 7 Содержание предмета «Технология» 7 класс (68 часов) Название раздела 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности 2. Производство 3. Технология Краткое содержание Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Создание новых идей методом фокальных объектов. Техническая документация в проекте. Конструкторская документация. Технологическая документация в проекте. Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Разработка инновационного объекта или услуги методом фокальных объектов. Чтение различных видов проектной документации. Выполнение эскизов и чертежей. Анализ качества проектной документации проектов, выполненных ранее одноклассниками. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными профессиями, которые используют эскизы и чертежи. Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Культура производства. Технологическая культура производства. Культура труда. Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологической культуре и культуре труда. Составление инструкций по технологической культуре работника. Самооценка личной культуры труда. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, работающими на основе современных производственных технологий. Экскурсия. Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Современные средства ручного труда. Средства труда современного производства. Агрегаты и производственные линии. Блок 2. Формирование технологической куль8 Кол-во часов 2 2 2 4. Техника 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов туры и проектно-технологического мышления обучающихся. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о современных средствах труда. Подготовка рефератов о современных технологических машинах и аппаратах. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными предприятиями региона, использующими агрегаты и производственные линии, а также профессиями, обслуживающими автоматизированные производства. Экскурсия. Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Двигатели. Воздушные двигатели. Гидравлические двигатели. Паровые двигатели. Тепловые машины внутреннего сгорания. Реактивные и ракетные двигатели. Электрические двигатели. Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Ознакомление с устройством и работой станков. Упражнения по управлению станками. Учебнопрактические работы на станках. Ознакомление с принципиальной конструкцией двигателей. Ознакомление с конструкциями и работой различных передаточных механизмов. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, производящими двигатели. Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Особенности производства искусственных волокон в текстильном производстве. Свойства искусственных волокон. Текстильные волокна животного происхождения. Свойства тканей. Машинная игла. Приспособления к швейной машине. Ручные и машинные работы. Классификация швов. Конструирование плечевой одежды. Цельнокроеный и втачный рукава. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Моделирование одежды. Форма горловины. Плечевая одежда с застёжкой на пуговицах. Отрезной плечевая одежда. Вышивание прямыми и 9 2 22 6. Технологии обработки пищевых продуктов петлеобразными стежками. Швы на основе стежков. Вышивание швом крест. Использование компьютера в вышивке крестом. Штриховая гладь. Французский узелок. Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Проектные работы по изготовлению изделий на основе обработки текстильных материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений, станков, машин. Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств. Уход за швейной машиной. Устранение дефектов строчки. Применение приспособлений к швейной машине. Дублирование деталей клеевой прокладкой. Изготовление образца ручных и машинных работ. Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом. Моделирование выкройки плечевой одежды с коротким цельнокроеным рукавом. Выполнение образцов вышивки крестообразными и косыми стежками. Выполнение образца вышивки швом крест. Выполнение образца вышивки штриховой гладью. Выполнение образца вышивки «французский узелок». Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, работающими на основе современных производственных технологий в сфере текстильных материалов. Знакомиться с профессиями прядильщика, ткача, художника по костюму. Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Характеристики основных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовления изделий из теста. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности. Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления. Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы. Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы. Нерыбные пищевые продукты моря. Рыбные консервы и пресервы. Блюда из мяса. Тепловая обработка мяса. Блюда из птицы. Тепловая обработка птицы. Первые блюда. Варка продуктов в супе. Сладости, десерты, напитки. Сервировка стола к обеду. Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. 10 14 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии 8. Технологии получения, обработки и использования информации Приготовление десертов, кулинарных блюд из теста и органолептическая оценка их качества. Механическая обработка рыбы и морепродуктов. Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов. Определение доброкачественности рыбы и морепродуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа. Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов. Приготовление блюда из мяса. Определение качества мясных блюд. Приготовление блюда из птицы. Приготовление заправочного супа. Приготовление сладких блюд и напитков. Сервировка стола к обеду. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, производящими продукцию питания и работающими на основе современных производственных технологий. Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Энергия магнитного поля. Энергия электрического тока. Энергия электромагнитного поля. Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения магнитной, электрической и электромагнитной энергии. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона из энергетической отрасли. Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Источники и каналы получения информации. Метод наблюдения в получении новой информации. Технические средства проведения наблюдений. Опыты или эксперименты для получения новой информации. Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Составление формы протокола и проведение наблюдений реальных процессов. Проведение хронометража учебной деятельности. 11 2 4 9. Технологии растениеводства 10. Технологии животноводства Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, работа которых включает в себя наблюдения, опыты и эксперименты. Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вёшенок. Безопасные технологии сбора и заготовки дикорастущих грибов. Флористика. Комнатные растения в интерьере. Ландшафтный дизайн. Использование компьютера для проектирования ландшафтного дизайна Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Определение по внешнему виду групп одноклеточных и многоклеточных грибов. Определение культивируемых грибов по внешнему виду. Создание условий для искусственного выращивания культивируемых грибов. Владение безопасными способами сбора и заготовки грибов. Опыты по осуществлению технологических процессов промышленного производства культивируемых грибов (в условиях своего региона). Аранжировка цветов. Оформление школьных помещений комнатными цветами. Оформление пришкольной территории цветочно-декоративными культурами. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, выращивающими растениеводческую продукцию, занимающимися озеленением города. Знакомиться с профессией фитодизайнер. Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Корма для животных. Состав кормов и их питательность. Составление рационов кормления. Подготовка кормов к скармливанию и раздача животным. Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления 12 8 2 11. Социальные технологии обучающихся. Сбор информации и описание условий содержания домашних животных в своей семье, семьях друзей. Проектирование и изготовление простейших технических устройств, обеспечивающих условия содержания животных и облегчающих уход за ними: клетки, будки для собак, автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов, автоматизированные кормушки для кошек и др. Выявление проблем бездомных животных для своего района. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, работающими в животноводческой отрасли. Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Назначение социологических исследований. Технология опроса: анкетирование. Технология опроса: интервью. Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Составление вопросников, анкет и тестов для учебных предметов. Проведение анкетирования и обработка результатов. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, проводящими социологические исследования. 5 Требования к результатам изучения учебного предмета «Технология» В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; овладение минимально достаточным для курса объёмом средств и форм графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; 13 развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным результатам, предметным и требования индивидуализации обучения. Личностные результаты 1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности. 2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. 3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. 4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. 5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации. 6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры. 7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации. 8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. 9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. 10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Метапредметные результаты 1. Планирование процесса познавательной деятельности. 2. Ответственное отношение к культуре питания, соответствующего нормам здорового образа жизни. 3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. 4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса. 5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества и декоративно-прикладного искусства. 6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов. 7. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. 8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих субъективную потребительную стоимость или социальную значимость. 9. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных. 10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость. 11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. 12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива. 13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. 14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах. 15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства. 16. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Предметные результаты: В познавательной сфере: 1. рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; 2. оценка технологических свойств материалов и областей их применения; 14 3. ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда; 4. классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природу и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; 5. распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; 6. владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; 7. владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; 8. применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; 9. Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов; 10. владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач. В трудовой сфере: 1) планирование технологического процесса и процесса труда; 2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; 3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; 4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда; 5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материальноэнергетических ресурсов; 6) анализ, разработка и/или реализация прикладных проектов, предполагающих: - изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования; - модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта; - определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе); 7) анализ, разработка и/или реализация технологических проектов, предполагающих оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике); 8) анализ, разработка и/или реализация проектов, предполагающих планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации); 9) планирование (разработка) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов; 10) разработка плана продвижения продукта; 11) проведение и анализ конструирования механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора); 12) планирование последовательности операций и разработка инструкции, технологической карты для исполнителя, согласование с заинтересованными субъектами; 13) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; 14) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами; 15) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни; 16) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья; 17) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья; 18) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности; 19) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены; 20) соблюдение трудовой и технологической дисциплины; 21) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; 15 22) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля; 23) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; 24) документирование результатов труда и проектной деятельности; 25) расчёт себестоимости продукта труда. В мотивационной сфере: 1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; 2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения; 3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства; 4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности; 5) осознание ответственности за качество результатов труда; 6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; 7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: 1) дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ; 2) применение различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, чеканка, роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры; 3) моделирование художественного оформления объекта труда; 4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры; 5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды; 6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности; 7) создание художественного образа и воплощение его в продукте; 8) развитие пространственного художественного воображения; 9) развитие композиционного мышления, чувства цвета, гармонии, контраста, пропорции, ритма, стиля и формы; 12) понимание роли света в образовании формы и цвета; 13) решение художественного образа средствами фактуры материалов; 14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей; 15) сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве; 16) применение методов художественного проектирования одежды; 17) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола; 18) соблюдение правил этикета. В коммуникативной сфере: 1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива; 2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; 3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; 4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.; 5) способность к коллективному решению творческих задач; 6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива; 7) способность прийти на помощь товарищу; 8) способность бесконфликтного общения в коллективе. В физиолого-психологической сфере: 1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями; 2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций; 3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований; 4) развитие глазомера; 5) развитие осязания, вкуса, обоняния. В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть: 16 трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда; ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание. При формировании перечня планируемых результатов освоения каждого из разделов в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом). Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по разделам содержания Раздел 1. Основы производства Выпускник научится: отличать природный (нерукотворный) мир от рукотворного; определять понятия «техносфера», «потребность», «производство», «труд», «средства труда», «предмет труда», «сырье», «полуфабрикат» и адекватно пользуется этими понятиями; выявлять и различать потребности людей и способы их удовлетворения; составлять рациональный перечень потребительских благ для современного человека; характеризовать виды ресурсов, объяснять место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса; называть предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий; сравнивать и характеризовать различные транспортные средства; конструировать модели транспортных средств по заданному прототипу; характеризовать автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводить произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий; осуществлять сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии; подготавливать иллюстрированные рефераты и коллажи по темам раздела. Получит возможность научиться: изучать потребности ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы и доступных средств сбора информации; проводить испытания, анализа, модернизации модели; разрабатывать субъективно оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения; осуществлять наблюдение (изучение), ознакомление с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников; осуществлять поиск, получение, извлечения, структурирования и обработки информации об изучаемых технологиях, перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда. Раздел 2. Общая технология Выпускник научится: определять понятия «техносфера» и « технология»; приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию; называть и характеризовать современные и перспективные управленческие, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства; 17 объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты; проводить сбор информации по развитию технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов; соблюдать технологическую дисциплину в процессе изготовления субъективно нового продукта; оценивать возможности и условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности; прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты. Выпускник получит возможность научиться: приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере; выявлять современные инновационные технологии не только для решения производственных, но и житейских задач. Раздел 3. Техника Выпускник научится: определять понятие «техника», «техническая система», «технологическая машина», «конструкция», «механизм»; находить информацию о существующих современных станках, новейших устройствах, инструментах и приспособлениях для обработки конструкционных материалов; изучать устройство современных инструментов, станков, бытовой техники включая швейные машины с электрическим приводом; составлять обзоры техники по отдельным отраслям и видам; изучать конструкцию и принципы работы рабочих органов (двигателей, различных передаточных механизмов и трансмиссий различных видов техники; изучать конструкцию и принцип работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой техники; изготовлять модели рабочих органов техники; проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора); управлять моделями роботизированных устройств; осуществлять сборку из деталей конструктора роботизированных устройств. Выпускник получит возможность научиться: проводить испытание, анализ и модернизацию модели; разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения; осуществлять модификацию механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи); изготовлять материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов; анализировать опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов. Раздел 4. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов Выпускник научится: выбирать объекты труда в зависимости от потребностей людей, наличия материалов и оборудования; читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты; выполнять приёмы работы ручным инструментом и станочным оборудованием; 18 осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий из древесины по рисункам, эскизам и чертежам; распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы; выполнять разметку заготовок; изготовлять изделия в соответствии с разработанным проектом; осуществлять инструментальный контроль качества изготовленного изделия (детали); выполнять отделку изделий; использовать один из распространенных в регионе видов декоративноприкладной обработки материалов; описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения; анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; определять назначение и особенности различных швейных изделий; различать основные стили в одежде и современные направления моды; отличать виды традиционных народных промыслов; выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых швейных изделий; подготавливать швейную машину к работе; выполнять технологические операции по изготовлению швейных изделий; проводить влажно-тепловую обработку; выполнять художественное оформление швейных изделий. Выпускник получит возможность научиться: определять способа графического отображения объектов труда; выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки; разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения; выполнять несложное моделирования швейных изделий; планировать (разработку) получение материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов; проектировать и изготавливать материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов /технологического оборудования; разрабатывать и создавать изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования; разрабатывать и создавать швейные изделия на основе собственной модели; оптимизировать заданный способ (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа). Раздел 5. Технологии обработки пищевых продуктов Выпускник научится: составлять рацион питания адекватный ситуации; обрабатывать пищевые продукты способами, сохраняющими их пищевую ценность; реализовывать санитарно-гигиенические требования применительно к технологиям обработки пищевых продуктов; использовать различные виды доступного оборудования в технологиях обработки пищевых продуктов; выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать впрок овощи и фрукты; оказывать первую помощь при порезах, ожогах и пищевых отравлениях. Выпускник получит возможность научиться: исследовать продукты питания лабораторным способом; 19 оптимизировать временя и энергетические затраты при приготовлении различных блюд; осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учетом их питательной ценности и принципов здорового питания; составлять индивидуальный режим питания; осуществлять приготовление блюд национальной кухни; сервировать стол, эстетически оформлять блюда. Раздел 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии Выпускник научится: осуществлять сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи; осуществлять модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей; выявлять пути экономии электроэнергии в быту; пользоваться электронагревательными приборами: электроплитой, утюгом, СВЧ-печью и др.; выполнять правила безопасного пользования бытовыми электроприборами; читать электрические схемы; называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания. Выпускник получит возможность научиться: различать и разбираться в предназначении и применении источников тока: гальванических элементов, генераторов тока; составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет); осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта несложных объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники; осуществлять оценку качества сборки, надёжности изделия и удобства его использования; разрабатывать проект освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки. Раздел 7. Технологии получения, обработки и использования информации Выпускник научится: применять технологии получения, представления, преобразования и использования информации из различных источников; отбирать и анализировать различные виды информации; оценивать и сравнивать скорость и качество восприятия информации различными органами чувств; изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму в заданной оболочке; встраивать созданный информационный продукт в заданную оболочку; разрабатывать (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения информационного продукта с заданными свойствами; осуществлять сохранение информации в формах описания, схемах, эскизах, фотографиях; представлять информацию вербальным и невербальным средствами; определять характеристику и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе); называть и характеризовать актуальные и перспективные информационные технологии, характеризующие профессии в сфере информационных технологий. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять поиск, извлечение, структурирование и обработку информации; изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму; создавать информационный продукт и его встраивать в заданную оболочку; осуществлять компьютерное моделирование / проведение виртуального эксперимента. Раздел 8. Технологии растениеводства. Выпускник научится: определять виды и сорта сельскохозяйственных культур; определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян; рассчитывать нормы высева семян; 20 применять различные способы воспроизводства плодородия почвы; соблюдать технологию посева/посадки комнатных или овощных культурных растений в условиях школьного кабинета; составлять график агротехнологических приёмов ухода за культурными растениями; применять различные способы хранения овощей и фруктов; определять основные виды дикорастущих растений, используемых человеком; соблюдать технологию заготовки сырья дикорастущих растений на примере растений своего региона; излагать и доносить до аудитории информацию, подготовленную в виде докладов и рефератов. Выпускник получит возможность научиться: приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития агротехнологий; применять способы и методы вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, прививкой, культурой ткани) на примере комнатных декоративных культур; определять виды удобрений и способы их применения; проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями; выполнять основные технологические приемы аранжировки цветочных композиций, использования комнатных культур в оформлении помещений (на примере школьных помещений); применять технологические приемы использования цветочно-декоративных культур в оформлении ландшафта пришкольной территории. Раздел 9. Технологии животноводства Выпускник научится: распознавать основные типы животных и оценивать их роль в сельскохозяйственном производстве; приводить примеры технологий производства основных видов животноводческой продукции: молока, мяса, яиц, шерсти, пушнины; осуществлять контроль и оценку качества продукции животноводства; собирать информацию и описывать технологию разведения, содержания домашних животных на примере своей семьи, семей своих друзей, зоопарка; составлять рацион для домашних животных в семье, организацию их кормления; составлять технологические схемы производства продукции животноводства; собирать информацию и описывать работу по улучшению пород кошек, собак в клубах; выполнять на макетах и муляжах санитарную обработку и другие профилактические мероприятия для кошек, собак. Выпускник получит возможность научиться: приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий животноводства; проводить исследования способов разведения и содержания молодняка, домашних животных в своей семье, семьях друзей; проектированию и изготовлению простейших технических устройств, обеспечивающих условия содержания животных и облегчающих уход за ними: клетки, будки для собак, автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов, автоматизированные кормушки для кошек и др.; описывать признаки основных заболеваний домашних животных по личным наблюдениям и информационным источникам; исследовать проблемы бездомных животных как проблему своего микрорайона. Раздел 10. Социально-экономические технологии Выпускник научится: объяснять специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризуя тенденции развития социальных технологий в XXI веке; называть виды социальных технологий; характеризовать технологии работы с общественным мнением, технологии сферы услуг, социальные сети как технологию; применять методы и средства получения информации в процессе социальных технологий; характеризовать профессии, связанные с реализацией социальных технологий, оценивать для себя ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития; определять понятия «рыночная экономика», «рынок», «спрос», «цена», «маркетинг», «менеджмент»; 21 определять потребительную и меновую стоимость товара. Выпускник получит возможность научиться: составлять и обосновывать перечень личных потребностей, и их иерархическое построение; разрабатывать технологии общения при конфликтных ситуациях; разрабатывать сценарии проведения семейных и общественных мероприятий. ориентироваться в бизнес-плане, бизнес-проекте. Раздел 11. Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности. Выпускник научится: планировать и выполнять учебные технологические проекты: - выявлять и формулировать проблему; - обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; - планировать этапы выполнения работ; - составлять технологическую карту изготовления изделия; - выбирать средства реализации замысла; - осуществлять технологический процесс; - контролировать ход и результаты выполнения проекта; представлять результаты выполненного проекта: - пользоваться основными видами проектной документации; - готовить пояснительную записку к проекту; - оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. Получит возможность научиться: выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии; технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты; оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии. Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: 1) 2) 3) 4) 5) Участие в олимпиадах и конкурсах по предмету Конкурсы, досугово-развлекательная деятельность совместно с родителями. Занятия в кружках и секциях вне школы. Домашнее чтение дополнительной литературы Выполнение творческих проектов. Тематическое планирование по технологии для 7-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: •- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; •- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; •- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; 22 •- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; •- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; •- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Учебно-тематический план Наименование разделов про- Кол-во Виды учебной дея- Виды контроля. граммы часов тельности 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности 2. . Производство 2 фронтальный опрос вводный 2 текущий 3. Технология 2 проверочная устная работа; фронтальный опрос 4. Техника 2 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов 22 6. Технологии обработки пищевых продуктов 14 периодическая проверка ЗУ по разделу, фронтальный опрос; индивидуальные разноуровневые задания; практическая Текущий 7. Технология получения, преобразования и использования энергии 2 фронтальный опрос; Текущий 8. Технологии получения, обработки и использования информации 9. Технологии растениеводства 6 фронтальный опрос; текущий 8 Текущий 10. Кормление животных как основа технологии их выращивания и преобразования в интересах человека 2 проверочная устная работа; проверочная устная работа; текущий проверочная устная текущий работа; текущий периодическая проверка ЗУ по разделу, рисунок, чертёж, практическая работа. 23 текущий 11. Социальные технологии 6 защита проекта; тесты; Итоговый Краеведческий компонент: Темы творческих проектов: 1. Моё любимое блюдо; 2. Кухня народов мира; 3. Вышивка крестом, лоскутная пластика, настенное панно. Учебно-методические средства обучения Список рекомендованной литературы для педагога: 1. Технология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2. Программа по курсу «Технология» авторского коллектива Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю., для организаций общего образования, на основе Примерной основной образовательной программа основного общего образования по технологии, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ. 3. Учебник Технология 7 класс Синица Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д. и др., Вентана – Граф, 2019 4.Технология 7 класс (девочки); поурочные планы по учебнику под редакцией Симоненко В.Д.,-Волгоград: Учитель ,2006. -191 стр. Список рекомендованной литературы для учащихся 1. Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э.- М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - 128с. 2. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса 4. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл. /Методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003.-208с. 3. Технология. 5-11 класс: предметные недели в школе/Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. - Волгоград: Учитель, 2008. - 156с. 4. Учителю технологии о современных информационных технологиях/ Учебное пособие. Киров: Изд-во ВПГУ, 1998. - 124с. 5. Учебник Технология 7 класс Синица Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д. и др., Вентана –Граф, 2015 6.Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: ВЛАДОС, 2005. 7.Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. М.: Просвещение, 2000. 8.Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 9.Искусство сервировки. – М.: «АСТ-ПРЕСС Книга», 2004. 10.Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка: первые шаги. – М.: ЭКСМО, 2000. 11.Материаловедение швейного производства. – Ростов н/Д:Феникс, 2001. 12.Стильные штучки для вашего дома. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. 13.Сюзи О.Рейли. Вязание на спицах и крючком. /Уроки детского творчества/ - СПб. «Полигон».1998. Коллекции 1. Коллекции текстильных волокон 2. Коллекции текстильных материалов 24 3. Набор ручных инструментов и приспособлений 4. Виды швов, вышивок, образцы поузловой обработки. Оборудование и приборы 1. Доски для ВТО 2. Швейная машина – 3 шт 3. Манекен – 1 шт 4. Утюг бытовой – 1 шт Календарно-тематическое планирование для 7 класса Учебник Технология. 7 класс. В.М.Казакевич для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2019. - 192 с.) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Колво часов Тема урока Методы и средства творческой проектной деятельности (2 ч) Метод фокальных объектов Виды документаций Производство (2 ч) Современные средства ручного труда Средства труда современного производства Технология (2 ч) Культура производства Культура труда Техника (2 ч) Двигатели. Тепловые машины внутреннего сгорания Технологии получения обработки, преобразования и использования материалов (22 ч) Особенности производства искусственных волокон в текстильном производстве Свойства искусственных волокон Текстильные волокна животного происхождения Свойства тканей Машинная игла Приспособления к швейной машине Ручные и машинные работы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 Классификация швов 1 17 Конструирование плечевой одежды 1 18 Цельнокроеный и втачной рукав 1 19 Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом 1 25 Календарные сроки Планируемые Фактические 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 Определение размеров фигуры человека Моделирование одежды Форма горловины Плечевая одежда с застёжкой на пуговицах Отрезной плечевая одежда Вышивание прямыми и петлеобразными стежками Швы на основе стежков Вышивание швом крест Использование компьютера в вышивке крестом Штриховая гладь Французский узелок Технология обработки пищевых продуктов (14 ч) Свойства продуктов для изделий из теста Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы Пищевая ценность рыбы Морепродукты Блюда из мяса Тепловая обработка мяса Блюда из птицы Тепловая обработка птицы Первые блюда Варка продуктов в супе Сладости, десерты, напитки Сервировка стола к обеду Технологии получения, преобразования и использования энергии (2 ч) Энергия магнитного и электромагнитного полей Энергия электрического тока Технологии получения, преобразования и использования информации (6 ч) Источники и каналы получения информации Восприятие информации Метод наблюдения в получении новой информации Технические средства проведения наблюдений Опыты или эксперименты для получения новой информации Виртуальный эксперимент Технология растениеводства (8 ч) 26 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 53 Значение грибов в природе и в жизни человека 54 Искусственно выращиваемые съедобные грибы 55 Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вёшенок 1 56 Безопасные технологии сбора и заготовки грибов 57 Флористика 58 Комнатные растения в интерьере 59 Ландшафтный дизайн 60 Использование компьютера для проектирования ландшафтного дизайна Технологии животноводства (2 ч) 61 Корма для животных 62 Составление рационов кормления Социальные технологии (6 ч) 63 Назначение социологических исследований 64 Технология опроса: анкетирование 65 Технология опроса: интервью 66 Технология опроса: беседа 67 Обработка результатов 68 Итоговое занятие 1 27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1